НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ

Форма антимедиации, направленная на разрушение, дезорганизацию массовой нравственности, результат острейшего социокультурного противоречия, вызванного ростом массового дискомфортного состояния из-за творчества, выходящего за рамки сложившихся социальных отношений, культурных стереотипов, за рамки приемлемого в данной культуре шага новизны. Реакция может приобрести характер крайностей. разрушать не только новые, продвинутые формы конструктивной напряженности, точки роста и развития, но и затрагивать традиционные формы деятельности, труда, социальных отношений, что приводит к архаизации социальных отношений, культуры, активизации уравнительности, восстановлению на этой основе образа жизни, связанного с локализмом, и т. д. Н. д. может выступать в форме сужения сферы ответственности, например отказа от ответственности за государство, за его существование, возрождение обычаев кровной мести, переноса архаических побоищ между деревнями на городские улицы, в хулиганстве, вандализме, пьянстве и т. д. Н. д. может выступать в форме ухода от наиболее квалифицированных, развитых сложных форм труда. В условиях раскола Н. д. усиливается взаиморазрушением двух систем ценностей, т. е. связанных с традиционными ценностями и определенных стремлением к росту и развитию. Н. д. - сложный неоднозначный процесс. В него включено формирование утилитаризма, усиление которого часто отождествляется с ростом Н. д. Такая его роль в условиях общей нравственной дезорганизации действительно имеет место. Это связано с тем, что рост утилитаризма не сопровождается его нравственной санкцией, но рассматривается, включая самих его носителей, как деятельность, входящая в конфликт с нравственностью. Здесь важнейшее отличие от Запада, где утилитаризм имел религиозную санкцию. Государство обладает весьма ограниченными возможностями для предотвращения Н. д., пытаясь в силу этой ограниченности подменить нравственный базис внешними подпорками. Кардинальное решение проблемы заключается в способности общества развивать конструктивную напряженность, направленную на прогресс, но при условии, что этот процесс не вызовет опасного дискомфортного состояния.

Основные термины, используемые в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    (фр. degradation - упадок) - здесь: ухудшение состояния экономической системы, ее распад, развал, потеря организации, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Медицинских терминах:
    (франц. degradation; де- + лат. gradus шаг, ступень, движение) в биологии см. Дегенерация …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ДЕГРАДАЦИЯ
    см. Лишение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ДЕГРАДАЦИЯ
    (от латинского degradatio - снижение), постепенное ухудшение утрата положительных качеств, упадок, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    , и, мн. нет, ж. Постепенное ухудшение, упадок, движение назад.||Ср. РЕГРЕСС …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДЕГРАД́АЦИЯ, постепенное ухудшение снижение или утрата положит. качеств, упадок, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Лишение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    деграда"ция, деграда"ции, деграда"ции, деграда"ций, деграда"ции, деграда"циям, деграда"цию, деграда"ции, деграда"цией, деграда"циею, деграда"циями, деграда"ции, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. degradation) постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. degradation] постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    вырождаемость, вырождение, геноцид, деградирование, декаданс, маразм, регресс, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Действие по знач. несов. глаг.: деградировать. 2) Состояние по знач. несов. глаг.: …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    деград`ация, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    деградация, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Орфографическом словаре:
    деград`ация, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    постепенное ухудшение; снижение или утрата положительных качеств, упадок, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (дэ), деградации, ж. (фр. degradation) (книжн.). Постепенное ухудшение, …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    деградация ж. 1) Действие по знач. несов. глаг.: деградировать. 2) Состояние по знач. несов. глаг.: …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. действие по несов. гл. деградировать 2. состояние по несов. гл. …
  • ДЕГРАДАЦИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. процесс действия по несов. гл. деградировать 2. Результат такого …
  • ДЕГРАДАЦИЯ АЛКОГОЛЬНАЯ в Медицинских терминах:
    (син. деправация алкогольная) деградация личности, наступающая во II - III стадиях хронического алкоголизма, сопровождающаяся аффективными и психопатоподобными изменениями, утратой трудоспособности …
  • ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ: СТАБИЛЬНОСТЬ ЭКОСИСТЕМ в Словаре Кольера.
  • ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ в Словаре Кольера:
    К статье ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ Можно ли восстановить поврежденную экосистему? В некоторых случаях деградация окружающей среды бывает обратимой, и чтобы …
  • ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЕГРАДАЦИЯ в Словаре Кольера:
    процесс, в результате которого снижается способность экосистем поддерживать постоянство качества жизни. Экосистема в самых общих чертах может быть определена как …
  • ПРОГРАММЫ ПОИСКА ВНЕЗЕМНОЙ ЖИЗНИ
    проекты и реально осуществляемые действия самых различных направлений, целью которых является доказательство простой и логичной мысли о наличии во Вселенной …
  • КАЛАЧАКРА ("КОЛЕСО ВРЕМЕНИ") в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    в древней буддийской мифологии объединения микро и макрокосмоса, Вселенной и человека. Учение, связанное с 12- и 60-летней цикличностью времени, начиная …
  • СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
    (1853-1900) - русский философ. Окончил Московский университет. В 70-е 19 в. защищает магистерскую и докторскую диссертации, преподает. В связи с …
  • НОВГОРОДЦЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1866-1924) - русский философ, социолог, правовед. Окончил юридический факультет Московского университета. Завершал образование в Берлине и Париже. С 1896 - …
  • РОДО в Словаре постмодернизма:
    (Rodo) Xoce Энрике (1871-1917) - уругвайский философ, писатель, политик. Р., Марти-и-Перес и Р.Дарио являются "культовыми" фигурами латиноамериканского модернизма, задававшими уровень …
  • БУНЬЮЭЛЬ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (Bunuel) Луис (1900-1983) Испанский кинорежиссер. В студенческие годы Б. сближается с Ф. Гарсиа Лоркой и Р.Альберти, а когда в 1925 …
  • ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тульская духовная семинария, учебное заведение, готовящее священнослужителей Русской Православной Церкви. Адрес: г. Тула, …
  • АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Антоний (Храповицкий) (1863 - 1936), митрополит Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх Русской …
  • ЧИЧЕРИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
    Чичерин (Борис Николаевич) - известный юрист и философ. Родился в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного …
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Достоевский, Федор Михайлович - знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его …
  • АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Аксаков, Константин Сергеевич, один из крупнейших представителей "славянофильского" направления. Родился 29 марта 1817 года в селе Аксакове, Бугурусланского уезда, Оренбургской …
  • ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ в Литературной энциклопедии:
    I. Исторический очерк. — Проблема Ф. и С. принадлежит к числу ведущих вопросов в истории эстетических учений, борьбы материализма и …
  • ЭТИКА
    (греч. ethika, от ethikos - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos - привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой …
  • УГЛЕВОДНЫЙ ОБМЕН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    обмен, процессы усвоения углеводов в организме; их расщепление с образованием промежуточных и конечных продуктов (деградация, диссимиляция), а также новообразование из …
  • ДОЛГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    категория этики, в которой выражается нравственная задача определённого индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся …
  • БЛАГО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (в этике и философии), то, что заключает в себе определённый положительный смысл. Вопрос о Б. ставился в философии в связи …
  • ЧИЧЕРИН, БОРИС НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I известный юрист и философ. Род. в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного права в московском …
  • ХАРАКТЕР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от греч. ???????? от глаг. ?????? — черчу) обозначает сложное психическое явление, отличающее индивида или народ и выражающееся в своеобразном, …
  • СХОЛАСТИКА
  • СТОИКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I знаменитый философ и публицист. Род. 16 января 1853 г. Отец его — знаменитый историк (см. ниже); мать происходит из …
  • ПРАВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имеет своей задачей регулировать взаимные отношения людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения ("юридических норм"), поддерживаемых принудительным воздействием со …

Разложившийся и исковерканный Запад изо всех сил тянет нас тоже вниз, в пучину животной жизни и нижнеастральных привычек и интересов. Если мы не поймём губительность этого, то тоже превратимся в незатейливых разумных животных…

Каждый взрослый, свободный человек выбирает свой путь сам. Ребёнок приходит в этот мир чистым, с широко распахнутыми глазами. Он пока сам не может выбирать свой путь, он не знаком ещё с нашим миром. Ему этот путь показываем мы: мама, папа, общество. Какой же путь мы показываем нашим детям?

Растление и развращение несовершеннолетних детей, дискриминация института семьи – это принципиальная политика нашего государства. Замалчивание этой политики, при этом обличая существующую безумную картину без(с)предела – это обречение народа на слепое, отчаянное вымирание. И нашему народу необходимо знать этот курсгосударства, т.к. это знание даст ориентиры, сможет мобилизовать людей на борьбу за своё достояние – детей . И пока льётся непрерывным потоком пропаганда разврата, никто не сможет доказать обратное. Потому что государство ведёт либо политику растления, либо политику предотвращения растления. Третьего быть не может.

Девственность, нравственность, чистота детей – это основные ценности , которыми дорожит каждое государство, думающее о будущем. И только безумное государство будет уничтожать эти ценности и позволит делать такое со своими детьми. Либо государство, у власти которого стоят враги собственного народа.

Почему народ допускает такое отношение к себе? Народ, который всегда был непобедим для врагов? И шлейф славы побед наших предков до сих пор ещё спасает жизнь морякам. Сомалийские пираты, завидев флаг СССР, зачастую отказываются от захвата судна, понимая, что судно охраняется русскими. И, неважно, сколько там русских. Они знают одно: русские не сдаются , они будут сражаться до последнего вздоха. Так что же случилось с нашим народом? Почему мы живём под действием снотворного укола, почему мы позволили себя ослепить, прикрывая эту слепоту смертельным стереотипом: «Препятствовать другим, делать то, что они хотят, мы не имеем права»?

Мы обмануты стереотипом миражной свободы.

И не перестаёт удивлять реакция людей на ту важную информацию, которую им стараются донести те, кто уже понял – откуда «ноги растут». В основном, изначально информация не воспринимается, отвергается с убеждением: «Этого не может быть!» Люди не верят, вернее, я бы даже сказала, не хотят верить собственным глазам . Потому что любая принятая подобная информация заставляет задуматься. И практически все понимают, что это правда. И люди, которые позволяют себе не просто слушать, ауслышать , начинают реагировать на эту информацию действиями. А это уже труд, и этоуслышание может кардинально изменить жизнь. И лёгкой она не будет. Поэтому единицы позволяют себе именно услышать .

Ведь мы довольно таки часто слышим фразу: «Лучше этого всего не знать, а просто жить. Так легче». Сама слышала подобное не раз. Да, согласна так легче. Но потом, когда предостережения о каких-то событиях превращаются уже в констатацию фактов, мало кто задумывается, что всё можно было предотвратить, проявив минимальное мужество и приняв решение услышать . Но ещё больше потрясает, нежелание видеть уже очевидное ивопиющее .

Никого не удивляет уже стремительно увеличивающееся количество подростков, распивающих спиртные напитки на каждом углу, курящих в неконтролируемых уже масштабах и без стеснения ругающихся матом. Никого не удивляет, что молодеет возраст этих самых подростков, ведущих раннюю, зачастую безобразную половую жизнь . Общество привыкает к этому. Это становится нормой нашей жизни. Это воспринимается как что-то, само собой разумеющееся.

Иногда кто-то может возмутиться вопиющей развратностью молодёжи, бросив несколько осуждающих слов, и дальше этого возмущения дело не идёт. И только лишь увидев, как растление коснётся их собственных детей , некоторые родители зачастую начинают бить тревогу. А многие родители этого просто не замечают. Я бы даже сказала –не хотят замечать . Я стала свидетельницей разговора двух шестилетних детей в детском садике. Опишу этот случай:

Мальчик сидит на скамеечке и к нему подходит девочка, садится рядышком, и, как настоящая взрослая женщина-кокетка, обнимает его за плечи, произнося томнымсоблазняющим голоском:

– Я хочу с тобой секс.

Мальчик отодвигается от неё, пытается вырваться из её объятий и говорит далеко не детским голосом:

– Я не хочу с тобой секс.

Девочка повторила эту фразу три раза, подходя с разных сторон, она кружилась просто вокруг него. А мальчик повторял также три раза свою фразу. При этом он не выглядел настороженным ребёнком, не понимающем, что от него хотят. Видимо, у него были какие-то свои ассоциации с этим словом.

Почему наше общество докатилось до того, что такие разговоры шестилетних детей стали спокойно восприниматься? Некоторые родители даже находят такие разговоры весьма забавными. Они радуются тому, какие у них уже взрослые дети. Скажите, как родители-зомби могут воспитать свободных детей? Кого они могут воспитать? Таких же самых зомби, как они сами! Они закладывают детям ту информацию, которой зомбируются сами ежедневно.

Наши дети подвергаются массированному влиянию мультфильмов, закладывающими в их головы недетские образы, и фильмами с сексуальными сценами, которые влияют, и в юном возрасте формируют сексуально активных детей. Приведу итог одного психологического исследования.

Большинство девочек шести лет уже рассматривают себя в качестве сексуальных объектов. Был проведён эксперимент, с использованием бумажных кукол. Это позволило узнать отношение девочек 6-9 лет к вопросу сексуальности. Так, две куклы были одеты сексуально привлекательно, а остальные – в просторную одежду. Участницам эксперимента нужно было выбрать куклу, похожую на них самих, куклу, на которую бы они хотели походить, и куклу, ассоциирующуюся с популярной девочкой в школе. Из 60 участниц 68% выбирали сексуальную куклу, отвечая на вопрос, как они сами хотят выглядеть. 72% признались: эта кукла популярнее. По словам, руководителя исследования, в сознании ребёнка сексуальность была тесно связана с популярностью.

Развратом зомбируется подсознание наших детей во всё более раннем возрасте.

Гуляя со своим ребёнком на площадке, я не раз слышала, как многие мамы говорят, что они будут приспосабливать своих детей к новым условиям весьма оригинальными методами. Они сами планируют дать выпить спиртное, они сами планируют угостить детей первой сигаретой и они сами расскажут, как можно раньше своим детям, как пользоваться противозачаточными средствами. Руководствуются утверждением: «Пусть будет как все, я не хочу, чтобы мой сын (моя дочь) чем-то выделялись. Я помогу своему ребёнку быть как все , чтобы ему было легче». Это и есть их главная ошибка .

По результатам многих исследований становится ясно, что дети, чьи родители сами предлагали попробовать «вкус» современной жизни, во много раз уязвимее перед пропагандируемым растлением. Государство создаёт только видимость заботы о будущем нации, о нравственности детей. Идёт открытая якобы «пропаганда» нравственности и скрытая зловещая пропаганда разврата. Это невидимый для основной, большей части населения геноцид нашего народа.

И ещё один факт , подтверждающий политику растления детей государством, а точнее сказать – теми, кто за ним прячется. Осенью небольшой город в Киевской области посетил передвижной детский Луна-парк , как обычно, разместившийся в городском парке. Проходя мимо, я была шокирована следующей картиной. На большей части аттракционов были изображены агрессивные картинки парней и девушек, полуобнажённые девушки. Причём у этих девушек были откровенно видны определённые интимные части тела. Звучала какая-то песня на английском языке, при этом количество слова «секс» в этой песне в какой-то степени прозомбировало даже меня. Просто какое-то время эта песня не выходила у меня из головы.

А теперь задумайтесь. Кто рассматривал эти картинки и слушал музыку? Маленькие детки до 5 лет! Никто не обращал внимания на картинки, никто к ним не присматривался, кроме этих маленьких детей. Они смотрели широко раскрытыми глазами на изображения и подпрыгивали в колясочках. А ведь мы знаем, как влияет музыка и иллюстрированный материал на формирование кругозора детей и их познание мира, и насколько это опасно для них . Куда смотрели городские власти, давая разрешения на размещение подобного луна-парка? Ведь дети наиболее беззащитны перед информацией, она легко входит им в подсознания, формируя их мировоззрение. А затем лет через 10, родители с трудом будут узнавать своих детей, когда их дети начнут применять в своей жизни все заложенные навыки практически.

Мы также знаем, как наполнен Интернет эротическим содержанием, и насколько сейчас Интернет доступен детям. Период формирования сексуальности – это детский и подростковый возраст. Учитывая лёгкую доступность такой информации и несформированную детскую психику, подумайте, насколько мы можем погубить сексуальность и покалечить детей на всю оставшуюся жизнь.

Наше общество деградирует с большим ускорением . Каждое поколение более деградировано, чем предыдущее, и это ускорение увеличивается невообразимыми темпами. Мы должны думать не только о себе, о своей душе, но и о других людях, о своей Родине, о своём народе. И наш долг – спасти нацию от уничтожения, от вымирания, защитить наше достояние, наших детей. В этом состоит долг перед Родиной, перед нашими предками, пролившими кровь за нашу землю, за нас, за наши жизни. Благодаря их подвигу, мы живём. И это также наш долг перед будущими поколениями, которые либо будут нас ненавидеть, вымирая, как последние гои, либо будут нами гордиться.

Позволяя уничтожать своих детей, мы уничтожаем саму жизнь , мы уничтожаем себя, свою Родину. Если не будет наших детей, не будет ни нас, ни памяти о нас, как о народе. А потомки тех, кому мы позволяем себя уничтожать сейчас, будут презирать наших исковерканных потомков, высмеивая и оплёвывая их, как потомков «великих русов».

студентка Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Аннотация:

Предотвращение падения нравственных и моральных установок, культурных традиций является актуальной задачей современного российского государства. Конституция РФ фиксирует основы правосудия, тем самым определяя демократическое содержание и воплощая требование идеи справедливости и гуманности. Вместе с тем в законодательстве не закреплены понятия морали, нравственности, вследствие этого, вопросы духовно-нравственного характера находятся вне правового поля. На основе Основного Закона страны, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в которой прописаны базовые ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, те моральные установки, которые обеспечивали бы успешное развитие государства.

Ключевые слова:

справедливость, гуманность, демократическое государство, правовое государство, мораль, социальная солидарность, духовно-нравственное воспитание, нравственная деградация, аксиологический хаос, государственная семейная политика.

Век высоких технологий открыл широкие возможности для развития в области медицины, образовании, культуры, политики. Люди в современном мире могут общаться, находясь за тысячи километров друг от друга, посещать лучшие музеи мира в виртуальном пространстве, читать любые интересующие их книги, за несколько минут решать бытовые вопросы. Казалось бы, технический прогресс создал все условия для духовного развития общества, однако, к сожалению, мы можем констатировать тот факт, что в российском обществе за последние годы произошло резкое падение нравственных и ценностных установок. Общество стремительно теряет культурные традиции, которые являются своеобразным спасательным кругом . Жизненными ориентирами большинства людей (по результатам анкетирования 2014 года) становятся: власть, высокое материальное и социальное положение, способность добиваться своих целей любыми методами и средствами. О морально-духовном состоянии общества РФ красноречиво свидетельствует статистика преступлений: по данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2014 г. число зарегистрированных преступлений составило - 2166399, Россия находится на критическом уровне и входит в пятерку лидеров по количеству правонарушений:

Исходя из данной ситуации, одной из главных целей государственно-правовой политики Российской Федерации - предотвращение морально-нравственной деградации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждому гарантируется «свобода совести, свобода вероисповедания», «свобода мысли и слова», «признается идеологическое многообразие...», «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной…». Конституция РФ фиксирует основы правосудия, тем самым определяя демократическое содержание и воплощая требование идеи справедливости и гуманности. Вместе с тем в законодательстве не закреплены понятия морали, нравственности, вследствие этого, вопросы духовно-нравственного характера находятся вне правового поля. Однако определяющим условием развития современного правового государства является рассмотрение права как системы норм, регулирующих общественные отношения, в основе которой лежат духовно-нравственные ценности. Большой вклад в изучение философско-правовой аксиологии внесли русские мыслители XIXв.: А.С. Хомяков, А.И. Кошелев, И.В. Киреевский, исследовавшие в своих трудах духовные основания в правовой культуре и признававшие их ведущую роль в устройстве государства. Выдающийся русский философ В. Соловьев в работе «Оправдание добра. Нравственная философия» дает следующее определение права - «принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла». Далее автор поясняет: «Задача светского закона - не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад» . Нравственность В. Соловьев рассматривает как основополагающее начало в развитии общества.

Известный российский юрист А.Ф.Кони (1844-1927) говорил: «Правосудие может быть отрешено от справедливости, а последняя состоит не в одном правомерном применении карательных санкций. Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стремиться к осуществлению нравственного закона», - в этих словах точно передана мысль о неразрывности права и морали, законодательство должно быть проводником морали, оберегать духовные ценности народа, составляющие фундамент русской государственности. Противоположную точку зрения высказал К. Гельвеций, утверждая, что «сделать людей добрыми можно только посредством хороших законов. Всё искусство законодателя заключено в том, чтобы заставить людей быть справедливыми друг к другу, опираясь на их любовь к себе». Однако, как известно, добро может совершаться только по волеизъявлению человека, ненасильственным путем, добро нельзя «насадить», используя даже самые справедливые, безукоризненные законы. Очевидна связь между нравственностью и законом: чем выше уровень нравственности, тем выше уровень развития законности в государстве, и наоборот.

Одним из главных условий предотвращения моральной деградации общества нам видится в процессе формирования базовых нравственных ценностей, в котором главная роль принадлежит семье. Отсутствие воспитания, либо его искажение может привести к плачевным результатам в будущем. Упадок нынешнего социума и регрессивное развитие семейных основ переплетаются друг с другом с самых первых этапов своего исторического рождения. Понимание и выявление факторов, влияющих на формирование дефицитного уровня социальной морали, на проблему ценности семьи и к сведению к минимуму последствий данного явления представляется невозможным без учета государственно-правовых механизмов, направленных на возрождение семьи и обуславливающих её нормальное функционирование. Для реализации этих целей государство разрабатывает новые стратегии развития семейной политики в Российской Федерации. Затронув суть данной проблемы, следует обратить внимание на нормативно- правовые акты, регулирующие вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детей. Данные нормы прописаны в Семейном кодексе Российской Федерации: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.». В ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» сказано, что «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

Что касается Концепции государственной семейной политики в сфере духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, то здесь, находят своё отражение предполагаемые результаты действия данной программы, а именно: «достижение положительной динамики демографических показателей, уменьшение числа разводов, снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения, сокращение числа неработающих родителей, рост доли трудоустроенных граждан с семейными обязанностями в общем числе трудоустроенных граждан» и т.д. .

Нельзя недооценивать роль семьи как первого института социализации ребенка . Именно в семье закладывается определенная модель поведения, формируются творческая индивидуальность. В современном обществе прослеживается тенденция к построению отношений, не предполагающих их регистрацию в органах ЗАГС. Молодежь всё чаще предпочитает вступать в незарегистрированные отношения. «Сожители» сознательно не хотят декларировать свою гражданскую позицию, следовательно, называть их союз « гражданским» никак нельзя. В законе сказано:

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Сожительство не предполагает взаимной ответственности друг перед другом, не предполагает общности, поставленных перед людьми целей. Он лжив сразу с трех позиций: юридической, психологической, духовной.

Кризис семьи является одной из самых важных и актуальных проблем общества, в связи с этим государство предпринимает все возможные меры для того, чтобы сократить количество разводов, улучшить социально-экономическое положение семей. Таким образом, возрождение института семьи на основе традиционных нравственных ценностей, на наш взгляд, является главным условием предотвращения духовной деградации общества.

Для определения мер по предотвращению морального упадка рассмотрим социальный портрет преступности, Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации предоставляет следующие данные на 2015 г.». 52% нарушителей закона имеют начальное и основное общее образование, по социальному составу: не обладают постоянным источником дохода или являются наемными рабочими.Напрашивается вывод о том, что совершение преступлений находится в прямой корреляции от уровня образования в Российской Федерации. Однако государство со своей стороны предоставляет возможности реализации права на образование, закрепив их в законе «Об образовании в РФ»:

1) «В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование»;

2) «… гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые»;

3) «… реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Министерство образования и науки Российской Федерации в своей деятельности руководствуется следующими целями:

1) обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе;

2) обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования;

3) создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества. На основе Конституции России, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в которой прописаны базовые ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, - те моральные установки, которые обеспечивали бы успешное развитие государства.

Итак, повышение качества образования является одной из целей государственно-правовой политики, направленной на предотвращение духовно-нравственной деградации общества.

Как нам известно, древнее время и средние века не предполагали официального закрепления правовых норм в нормативных документах, однако вся государственность (допустим Древней Руси) была пронизана идеями духовного укрепления человека, идеями справедливости, недопустимости появления в обществе настроений, развращающих народ духовно и телесно. Принятие христианства на Руси дало начало развитию целого ряда преобразований, коснувшихся государственности и культурного возрождения общественности. Одними из главных канонов правил поведения в Православии считают заповеди: Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» и т.д. Как мы видим, все наставления исходят из высоких моральных установок. Современный человек утратил духовную связь с религией вместе с моральными и нравственными нормами, веками складывавшимися в сознании народа, что стало одним из причин кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Поэтому большая роль в формировании нравственного самосознания в современном мире принадлежит институтам церкви, которые помогут возродить такие духовные ценности, как любовь, доброта, милосердие, честность.

Большую роль в формировании взглядов, представлений, интересов играют средства массовой информации. Согласно статье 2 Закона РФ "О средствах массовой информации", «под массовой информацией понимаются предназначенные печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием».

Информационные коммуникации способны проникать во все сферы жизнедеятельности : социальную, экономическую, политическую, духовную, - при этом напрямую обращаясь к общественности. В настоящее время можно констатировать разрушающее воздействие средств массовой информации на современное общество, в большей степени из-за легкой и неограниченной доступности к любой информации, анонимности . Если обратиться к «Топ-10 поисковых запросов Яндекса», мы увидим, что первое и второе места занимают социальные сети «В контакте» и «Одноклассники», 4 – «Порно», 8-ое – «Порно-онлайн». По результатам исследований Центра научной политической мысли и идеологии, количество преступлений, связанных с размещением порнографических материалов в Сети с 2009 г. по 2013 г. возросло в 12 раз. Большую часть Интернет-пространства занимают компьютерные игры, из которых 82% содержат сцены насилия. Интернет не регламентирует поиск и использование информации с точки зрения морали, нравственности, законодательства, вместе с тем и статья 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» запрещает цензуру массовой информации, в связи с этим представляется необходимостью государственное регулирование функционирования Интернета.

Поскольку большая часть деятельность СМИ в настоящее время направлена на разрушение нравственного сознания людей, утрату культурных норм, культивирование прежде всего материальных ценностей - создание аксиологического хаоса, то повышение духовно-нравственного состояния общества нам видится и в формировании нравственного идеала средствами массовой информации, который бы способствовал возрождению духовных ценностей отечественной культуры. Формирование идеала может опираться на положительные примеры-носители высоких моральных и духовных качеств, выдающихся исторических личностей, отдавших свои силы, таланты, знания на службу России, на исторически сложившиеся нравственные ценности: семья, патриотизм, мир, труд, альтруизм, ценность человеческой жизни, стремление к совершенству.

Академик Д.С. Лихачев, рассуждая о нравственной основе государства, говорил о том, что именно от нее зависит благополучие страны, без нее не «действуют законы экономики и государства», «невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество". Уровень коррупции в стране позволяет судить о духовной составляющей нашего общества. Федеральный закон «О противодействии коррупции" (статья 1) трактует понятие коррупции как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки».

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, «Результаты рассмотрения в 2014 году уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности по вступившим в законную силу приговорам и другим судебным постановлениям», было осуждено 10784 человек, из них 4188–за дачу взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) (п.2 П.№ 23);913-за получение должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2 П.№ 23); 336 – за дачу взятки должностному лицу публичной международной организации (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2П.№ 23); 302 – за деяния, предусмотренные частями первой-третьей, если они совершены группой лиц по предварительному сговору, или с вымогательством взятки, или в крупном размере (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2 П.№ 23); 185- за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с этим лицом служебным положением (с ред. ФЗ от 04.05.2011 № 97-ФЗ) (п.2 П.№ 23) .

В 2014г. разработан «Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы», который призван решить задачи развития организационных аспектов противодействия коррупции, качественного исполнение законов о противодействии коррупции, правового просвещения граждан, реализации требований статьи 13.3, 19.28 Федерального закона . Безусловно, реализация Национального плана будет иметь положительную динамику в решении проблемы коррупции, вместе с тем, на наш взгляд, его выполнение станет возможным только на нравственной основе, в которой найдут отражение такие понятия, как честь, совесть, достоинство.

Галушкин А.А. К вопросу о свободе распространения информации и защите от информационной опасности на современном этапе // В сборнике: Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности Материалы III международной научно-практической конференции. МГОГИ, Орехово-Зуево, 2015.

Галушкин А.А. К вопросу об информационных войнах и информационной безопасности на современном этапе // В сборнике: Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. Рязань, 2015.

Дегтярев А.В. Семейное насилие. Факторы риска, диагностика, психотерапия // Психология и право. 2012. № 4.

Линейцева К.С. К вопросу о правовой культуре и развитии институтов гражданского общества // Правозащитник. 2013. № 2.

Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" // СПС «Консультант-Плюс».

Чиркина Р.В., Галушкин А.А. Удержание несовершеннолетних от повторных преступлений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 4.

Чиркина Р.В., Дегтярев А.В., Галушкин А.А. Оценка риска совершения правонарушений несовершеннолетними и служба пробации в США // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 2.

Заголовок En:

Prevention of the Moral Degradation of Society as one of the Purposes of State and Legal Policy of the Russian Federation

Аннотация En:

Prevention of falling of moral and moral installations, cultural traditions is an actual problem of the modern Russian state. Constitution of the Russian Federation sets justice bases, thereby defining the democratic contents and embodying the requirement of idea of justice and humanity. At the same time concepts of morals, moral thereof, questions of spiritual and moral character are out of a legal framework aren"t enshrined in the legislation. On the basis of the Country constitution, according to the Law of the Russian Federation "About education" the Concept of spiritual and moral education of the Russian school students in which basic values are stated is developed: patriotism, social solidarity, civic consciousness, a family, work and creativity, science, those moral installations which would provide successful development of the state.

Ключевые слова En:

justice, humanity, democratic state, constitutional state, morals, social solidarity, spiritual and moral education, moral degradation, axiological chaos, state family policy.

Глава 1. Проблема нравственной деградации человечества на Земле

К большому сожалению, нравственная деградация людей стала основной отличительной особенностью человечества XX века и начала XXI-го и занимает первое место среди 10-ти главных проблем жизни на Земле, так как она является одной из первопричин возникновения негативных последствий многих других жизненно важных проблем на нашей планете.

Что такое мораль, нравственность индивида и нравственная деградация

Известно, что понятие «мораль» – это нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм его поведения. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Следует сказать, что существует принципиальное отличие между моралью общества и нравственностью самого человека (индивида), основанной на внутреннем законе Господа Бога-совести и внешнем законе нашего Создателя – соблюдении Его заповедей, укрепляющих внутренний закон и сохраняющих жизнь людей.

Всем известно, что мораль навязывается человеку обществом, поэтому в разных странах с разным политическим и экономическим строем существуют разные нормы общественного поведения. Однако, как известно, эти нормы могут вступать в противоречие с нравственными нормами поведения людей, сформированными на основе законов нашего Создателя. И об этом факте нельзя забывать.

Понятие «деградация» – это постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение. Говоря о понятии «нравственная деградация человека или человечества», мы имеем в виду постепенное прекращение соблюдения внутреннего и внешнего законов Господа Бога, а не общественной морали той или иной страны или цивилизации мира. Поэтому читателям необходимо помнить, что только об этом понятии идет речь во BCEЛEHCTBE как источнике нового Библейского мировоззрения и образа жизни человечества.

Три причины нравственной деградации человечества

В современной литературе на эту тему есть много интересных работ, авторы которых заслуживают особого внимания и уважения, так как на основании их взглядов удалось выявить три основные причины нравственной деградации человека и человечества. Для этого читателям следует познакомиться с 3-я разными работами, но типичными для большинства других исследователей этой проблемы.

Первая причина деградации

Для этого читателям будет интересно познакомиться с работой профессора Е.П. Подрушняка, в которой он обвиняет самого человека в его духовной деградации. Этим самым он выразил мнение не только свое и других ученых мира, но и многих простых людей планеты, которое они высказывали в печати разных стран до настоящего времени.

Так, Е.П. Подрушняк в своей книге «ДИАЛЕКТИКА ЖИЗНИ И СТАРЕНИЯ» (1993 г.) с тяжелым сожалением и болью в душе писал: «…Жизнь! Какая же ты сложная и безграничная по своим нюансам и содержанию! Организмы простейших – это жизнь наяву; сложнейшая форма движения и превращения биологической формы материи у млекопитающих и на самом высоком уровне у человека-жизнь со всеми ее атрибутами: открытая система потребления энергии извне, обмен веществ, полинуклеотиды и биосинтез белка клеточных элементов. Все это жизнь и общение, взаимодействие между собой атомов и молекул в биосистемах, взаимоотношение и взаимодействие между собой организмов: животных – растений, животных – животных, человека-растений, человека-животных, человека-человека. Бессметное количество вариантов, форм, способов их общения, взаимоотношения и взаимодействия между собой – это жизнь!

Но существует и другая негативная сторона взаимоотношений этих организмов… Нет, пожалуй, на Земле более жестоких схваток, чем человека с человеком. Войны, войны… История существования человеческого общества почти не знает периодов, когда не было бы войн, борьбы, враждебных отношений между людьми. Сотни и тысячи войн в периоды различных эпох.

…Сегодня алчности человека (Homo Sapiens), его жестокости, его преступности, кажется, нет границ. Попираются все законы Природы, создающие этот мир и человека, вся гармония человеческого сообщества из-за существования религий, национальностей, идеологий, разделяющих людей между собой, приводит к братоубийству и насилию.

…Все многообразие насилия: и захват земель, и порабощение человека человеком, и другие формы имеют в своей основе необходимость удовлетворять все более растущие потребности захватнической сущности людей.

В наши дни человек человеку нанес побои, обидел или за воровство – его судят; в наши дни, чем больше людей убил в бою за «правое дело» – ему еще и награды дают. Награждают высочайшими наградами «ученых», даже за разработку и создание оружия массового уничтожения людей, в том числе стариков и детей. Чем больше будет уничтожено людей, тем ценнее оружие, тем почетнее его создатель, тем больше наград он удостоен. Вот какое наше общество!

Примером этому может быть также соперничество двух могущественных стран США и бывшего СССР в создании оружия массового уничтожения людей и всего живого.

…А теперь посмотрим, какое мировоззрение на человекоубийство присуще людям далекого прошлого… Самым истребительным оружием считался когда-то лук и стрелы; и когда в сражении один из воинов предложил треногу для более точной наводки стрелы, царь Булла приказал уничтожить ее. Тренога появилась на поле сражения спустя 200 лет. Король Африки Шамба запретил пользоваться дротиками во время сражения. Леонардо-да-Винчи сообщил потомкам «как и почему я не пишу о своем способе оставаться под водой столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого не обнародую я и не оглашаю из-за злых людей, которые этот способ использовали бы для убийства на дне моря, проламывая дно кораблей и топя их вместе с находившимися в них людьми» (Лейчерский манускрипт). И, наконец, уже недавно, в 1775 году изобретатель Дю Перрон добивался личной аудиенции короля Франции Людовика XVI, чтобы показать ему изобретенный им пулемет, существенно повышающий его способность убивать людей по сравнению с ружьем. Это сулило Франции большие победы на полях сражения. Король холодно прервал изобретателя, велел удалиться, назвав Перрона извергом, врагом человечества. Приказал разбить его пулемет, положить в лодку со всеми материалами, чертежами, отвезти далеко в море и затопить. Не правда ли, как-то непривычно сегодня звучат такие факты.

…Более 1000 лет назад было создано общество Ашока (родственники Индийского императора). Это тайное общество девяти неизвестных, целью которого является не допустить, чтобы важные сведения о возможности массового уничтожения людей попали в руки людей. История повествует, что к этому Ашок пришел, когда он видел мучения 7000 раненых и убитых своих противников. Некоторые считают, что общество существует до сих пор.

…Вот какие предки наши были, и какие есть мы сегодня! Какая нелепость существует в отношениях между людьми, какой парадокс между делами человека и определенной ему ролью хозяина планеты Земля. Жестокость, обман, попирание всех человеческих ценностей, жажда наживы, зверские убийства друг друга, насилия – все это имеется в наши дни, с тенденцией к увеличению. Мир называет себя цивилизованными и, вместе с этим, общество породило беспрецедентные массовые убийства, беззаконие, наркоманию, проституцию и различного рода преступность. Такое положение сложилось сегодня на рубеже XXI века в большинстве высокоразвитых стран мира.

Современное «цивилизованное» общество породило массу людей самоубийц, причем в развитых странах случаев самоубийств людей больше, чем в развивающихся. Анализ зарубежных и наших данных позволяет утверждать, что корни самоубийства людей кроются в условиях развития научно-технического прогресса, в усложнившихся производственных отношениях, огромном потоке информации, стремительном темпе жизни. Все это ведет к разрушению самого ценного – семьи и брака. Всевозможные социальные психологические стрессы, травмы, к которым личность оказывается менее устойчивой.

Сегодня человек достиг высшей формы своего кощунства. С одной стороны, за одно убийство или ножевые ранения, нанесенные человеком человеку, – судят и сажают в тюрьму или выносят приговор к высшей мере наказания. А с другой – целенаправленные убийства многих тысяч и миллионов людей (войны, расстрелы, порой беспричинные) даже поощряются, даются награды. История знает сотни и тысячи таких примеров: это войны самого различного идеологического характера, это репрессии и казни по самым различным мотивам и многое другое. И самое, что есть парадоксальное, то это то, что наряду с такими явлениями глумления над совестью, большими ценностями того же человека проповедуется: «человек человеку друг, товарищ и брат», «ничего нет высшего, чем служение народу», «все для человека» или «равенство, братство и человеколюбие…».

Такое ожесточение человека, наблюдавшееся за последние 100 лет и более, происходит, вероятнее всего, в связи с увеличением численности населения планеты и все более нарастающей невозможностью добычи источников питания и энергии для его существования. Можно полагать, что если не произойдет положительного изменения в природе и улучшения добычи источников существования человека, если не будет каких-либо социальных и экологических преобразований в человеческом обществе, не произойдет глубоких катаклизм и потрясений, то в ближайшие 30–50 лет можно ожидать еще больших негативных деяний человека к человеку, животным и растениям. И все из-за добычи той же пищи – упорядоченной энергии для своего существования.

Нет в истории человеческого общества периода, когда бы в рамках всей планеты между людьми были бы мир, согласие, правили бы законы совести, гуманности, человечности, и с этих позиций решались бы все проблемы.

…Тяжело думать и знать об этом, но мира и согласия, отсутствия войн, разбоя, нанесения друг другу обид, воровства и обмана, увы, не будет, их не было раньше и не будет в будущем! По-крайней мере, до решения проблемы глобальных источников потребления биосистемами энергии. Именно потребность открытой системы в потреблении упорядоченной энергии извне решает вопросы любви и ненависти, войны и мира.

…Все биосистемы, как и сам человек, являются открытыми системами с потреблением энергии извне; при этом энергий от упорядоченных материальных систем. Именно такой, заложенный Природой способ существования биосистем обуславливает то, что животные, и человек в том числе, должны постоянно искать средства существования, пищу, накапливать ее, делать запасы. Если животное, убив свою жертву или получив какую-то порцию пищи, съедает только определенную часть, а остальное оставляет для другого, то человек поступает по-другому. Он покушает и, в лучшем случае, поделится с другим человеком или животным. Чаще же он убивает зверье – животных, ловит рыбу, убирает урожай – зерна, овощей столько, что они гноятся и приходят в негодность. Животному ничего не нужно, чаще всего только поесть. Человек же, кроме покушать, хочет жить хорошо и всегда желает жить лучше, чем другие. А этому… нет предела. Ему всегда кажется мало! Мало мяса, рыбы, одежды, денег, золота, брильянтов. Его жадности нет предела. И в этом его трагедия. Он хотел бы быть владыкой всей земли. Но и этого было бы мало; владыкой всей земли, системы Солнца, галактик! Да что – Вселенной! Беспредельная жадность, алчность делают его исключительно жестоким зверем из всего зверья Земли. Он идет на все – на обман, подлость, убийство, поджег, воровство, насилие, измену Родине, семье, ближнему, другу; ради своих корыстных целей человек способен оговорить людей, убивать у людей чувство достоинства, совесть, духовную чистоту, благопристойность, нарушать нравственность. Именно ЗДЕСЬ АЛЬТЕРНАТИВОЙ ЭТОМУ «ЛИЦУ» ЧЕЛОВЕКА как раз и ЯВЛЯЕТСЯ РЕЛИГИЯ».

Вторая причина деградации

Однако с другой точкой зрения на эту проблему мы знакомимся у Павла Хлебникова в его книге «РАЗГОВОР С ВАРВАРОМ» (2004 г.). В ней на примере Европейской цивилизации он попытался обосновать социальные факторы развития общества как причины духовной деградации людей. Об этом мы читаем следующее: «Я не верю, что все религии равноценны, так же как я не верю, что все культуры равноценны.

…История человечества знает много великих цивилизаций. Но только одна цивилизация – Европейская – смогла овладеть всем миром.

…Почему именно Европа?…Как же могло случиться? Почему именно из Европы ПОШЛО МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО, а не из Китая, Индии или исламского халифата?

Ответ простой. Европа выросла на греко-римской цивилизации и христианстве. Эти корни и обеспечили ей победу.

Некоторые считают, что самое важное наследие греко-римской цивилизации – современная наука и рациональное мышление. Однако для Европы не это было решающим фактором, ибо исламский мир тоже в определенный период воспользовался научно-техническим наследием греко-римской цивилизации, а Китай и Индия вообще в сфере науки не уступали никому. Нет, судьбу Европы решило нечто иное. Она переняла от Древней Греции и Древнего Рима такие уникальные явления, как гражданственность, правосознание и народовластие.

…Не менее важна и нравственная основа европейской цивилизации – христианство. Именно христианство создало почву для процветания личности. Именно христианство отражает то деликатное равновесие между личной свободой и дисциплиной (совестью), творчеством и терпением, усердным трудом и размышлением, самоопределением и самоотверженностью. Нельзя представить себе лучше почву для развития цивилизации…Тот факт, что большинство европейцев искренне исповедовали христианскую веру, привел к созданию уникального духовного пространства в старой Европе.

Где идут постоянные кровопролития, невозможны ни изыскания культуры, ни сложная экономика, ни цивилизация. Именно христианство позволило европейским государствам мирно существовать в соответствии с христианскими понятиями человеколюбия, личной свободы и человеческого достоинства, что и привело к процветанию европейской цивилизации.

…Христианство и европейское господство вместе выросли и вместе исчезли: как только погасла христианская вера в Европе, погасла и Европа.

Что примечательно: процесс разложения зародился в момент наивысшей славы Европы, когда европейская цивилизация еще бурно развивалась. Отступление от христианства и веры в Бога впервые появилось среди аристократии и интеллигенции Франции XVIII века, незадолго до французской революции. В XIX веке безбожие захлестнуло интеллигенцию других европейских стран и к началу XX века пустило корни в широких слоях населения. В наивысший момент своего торжества Европа теряет уверенность в себе. Она перестает быть проповедником греко-римской цивилизации и христианства, она становится мировым рассадником атеизма и материализма. В Европе распространяется идеология социализма и марксизма. Сумашедшая мировая война 1914–1918 годов окончательно дискредитировали старую Европу. Огромные победы одерживает в мире коммунизм. Быстро разгорается и гаснет безбожный национализм фашистов и нацистов. Коммунистическая цивилизация, основанная также на отрицании Бога, оказывается пустой и безнравственной и распадается через семьдесят лет после своего возникновения.

…Что же сегодня слышно от самой Европы? Там продолжает гаснуть вера в Христа и почитание предков. Одурманенная сладкой жизнью и запутанная безликой бюрократией, Европа давно уже не говорит своего слова, а только подражает Америке. Не так уж давно Европа, родина бетховинской «Эроики», стремилась к славе, понимала, что такое подвиг… Сегодня Европе не нужно ни славы, ни подвижничества – лишь бы был покой. Вспоминаются слова Достоевского. «Я хочу в Европу съездить… – говорит Иван Карамазов, – и ведь я знаю, что ПОЕДУ ЛИШЬ на КЛАДБИЩЕ, но на самое… ДОРОГОЕ КЛАДБИЩЕ, ВОТ что! Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ним гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку, что я, знаю заранее, упаду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними, – в то же время убежденный всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище, и никак не более».

Да, от Западной Европы действительно ничего не слышно. Но и восточная часть Европы (Русь) тоже безмолвствует.

Погасло христианство – погасла и Европа».

Тем не менее, Павел Хлебников считал, что: «Всякая цивилизация вырастает на определенных нравственных и культурных ценностях, а также отрицании противоположных ценностей. Когда цивилизация перестает защищать свои ценности и погружается в самодовольство, она открывает путь врагам… Поэтому цивилизация должна постоянно обновляться, заново испытывать свою правду и провозглашать свои ценности. Как правило, такое переосмысление необходимо каждому последующему поколению.

Уже много лет идет роковая борьба внутри Европы за культурное самоопределение. На чем же все таки сейчас основана европейская цивилизация? Либералы отстаивают принципы свободного рынка, интернационализма и безбожества, а консерваторы придерживаются, скорее, традиционных ценностей, защиты национальной и, как правило, христианской культуры. На Западе эта борьба культур началась в 1960-х годах, а в России разразилась лишь при распаде коммунизма и сейчас только набирает силу.

Исход этой схватки, между либеральной и консервативной культурой, во многом определит суть европейской цивилизации в XXI веке».

А.П. Чехов «Крыжовник»: В погоне за мечтой о покупке собственного имения,Николай Иваныч забывает о внутреннем развитии.

Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился,

превратившись в наглого и самоуверенного «барина».

Л. Н. Толстой «Война и мир»: Для Анны Михайловны и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального

благополучия. И ради этого она не гнушается даже унизительного попрошайничества

Чинопочитание

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: Чиновник Порфирий встретил на вокзале школьного приятеля и узнал, что тот является

тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее

существо, готовое унижаться и лебезить.

А.П. Чехов «Смерть чиновника»: Чиновник Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав

лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания),настолько испугался, что после

неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.

Чиновничество

Ильф и Петров «Золотой теленок»: Бюрократ вызывает особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план.

Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех «прочих», быть наставником, руководителем, хозяином. Полыхаев,

начальник учреждения «Геркулес», восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать.

Н.В.Гоголь "Повесть о капитане Копейкине»: Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана,Копейкин не имеет права даже

на полагающуюся ему пенсию.Отчаявшись,он пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное

равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной

власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа

Хамство

А.Н. Островский «Гроза»: Дикой - типичный хам,который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом»,

«проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность.

Д. Фонвизин «Недоросль»: Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой:

она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить.

18. Эгоизм

Л.Н.Толстой «Война и мир»: Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.

А.П.Чехов «Анна на шее»: Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных - рабами.



Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.

Варварство, жестокость

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»: Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает,

как варварски люди относятся к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных.

В. Астафьев «Печальный детектив»: В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестокости, когда родители

оставляют детей умирать голодной смертью, а подростки убивают беременную женщину

Вандализм

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»: Автор рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что

на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Лихачев считает, что «утрата любого

памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».

И.Бунин«Окаянные дни»: Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что

зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу,

разрушающую всё на своем пути.

Одиночество,равнодушие

А.П. Чехов «Ванька»: Ванька Жуков - сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется.

Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его.

Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире.

А.П. Чехов «Тоска»: У извозчика Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет

кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда всю свою историю

извозчик рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.