Бюст наследника великого Октавиана Августа показывает нам молодого Тиберия с живым взглядом, с правильным очертанием лица и характерным римским носом. В истории Рима император Тиберий остался и продолжает оставаться сложной фигурой. С одной стороны, примерный муж, полководец, продолжатель традиций Pax Romana (римского мира), тихий и предпочитающий жить в провинции владетель Империи. А с другой - параноик, жестокий циник и властелин, превративший принцип удовольствия в особую форму сексуальной свободы или распущенности.

Был ли он первым в истории Рима властителем, поддавшимся соблазну применить власть в качестве орудия воздействия на эротические запреты? Нет. Собственно, изгнание этрусских царей и начало республиканского периода Рима имело поводом знаменитую историю с самоубийством Лукреции , жены римского патриция, обесчещенной Секстом, сыном последнего царя Рима Тарквиния Гордого (Tarquinius Superbus).

Рим - новая веха в истории не только власти как некой институции, но также личной власти в пределах дома, поместья, подотчетной провинции или места поездки. При этом по ранее неписанным, но затем подтвержденным законами правилам, каждый, кто не был свободным гражданином Рима, должен был считаться с пожеланиями власть имущего . Это было несправедливо, но в то же время давало многим возможность выжить и при некоторых обстоятельствах даже довольствоваться благами, полученными в результате благосклонности хозяина.

Древний Рим - цивилизация парадоксов и изобретений. Среди которых - новое толкование удовольствия и эроса. Критиковать поздно, а понять нелегко. Тогда просто почитайте.

У каждой эпохи своя мораль. В морали каждой эпохи всегда есть противоречия. Ничто из того, чем пользовался античный мир для продолжения рода и сексуального удовлетворения, не исчезло в мире современном. Однако по прошествии нескольких тысячелетий, читателю все так же интересно знать, были ли "они" (варвары) более или менее "чистыми" и последовательными в плане продолжения традиций нравственности по сравнению с "нами". Сравнение может дать разные результаты, а потому настоящий материал, по замыслу автора, не содержит критики и выводов.

Похищение сабинянок - прелюдия

Талантливый режиссер Тинто Брасс в нашумевшем фильме "Калигула" (1979 г.), сам того не желая, представил кинозрителям восьмидесятых годов картину, в которой сцены разврата, царящего в эпоху стареющего Тиберия, вызывают глубокий шок. Массовый кинозритель определенно не был готов к таким провокационным сценам.

Однако как бы отнесся тот же самый кинозритель к реалистической экранной версии легенды о похищении сабинских женщин? Кажется, что этот эпизод в истории Древнего Рима был намного более знаковым и драматичным, а его последствия - решающими для истории Империи. Кража невест, ответный удар гордых сабинян и неожиданное, невероятное для того времени , примирение враждующих сторон, после чего - крепкий мир племен и начало экспансии города пастухов и земледельцев!

Мир, скрепленный кровью, как оказалось, слабее мира, скрепленного в результате смешения крови . На протяжении столетий после похищения сабинянок, в имперский период Рима, в средние века, в эпоху буржуазной революции и даже сейчас ритуальная кража сабинянки в виде брака по расчету продолжает оставаться стимулом для знатных фамилий и не только.

Вакханалии в Древнем Риме - продолжение

Сопротивление Дионису означает подавление в своей природе глубинных инстинктов; наказание же - это внезапное полное снятие внутренних препятствий, когда инстинкты прорываются и всякая цивилизованность исчезает.

Э. Р. Доддс Греки и иррациональное

Культ Диониса (Вакха) заимствован римлянами у греков и распространился сначала на Юге Италии, а после начала изнурительной войны с Карфагеном стал особенно распространенным. Религиозный экстаз женщин, убиение животного и ритуальное поедание сырой плоти в уединенных местах имело для древних людей гомеопатический эффект единения с богом, дающим силу и уверенность.

Когда в тайный обряд стали посвящать юношей и взрослых мужчин, естественно, были нередки случаи массовых совокуплений представителей обоих полов в разных вариациях. Римский сенат в 186 г. до н. э. запретил вакханалии, а участники и организаторы подверглись преследованиям. Почему отцы Рима были так обеспокоены этим ритуалом? Инстинкт самосохранения воинственной нации - таков ответ.

Цитируем Ливия , передавшего в пространной форме обращение консула Постумия к Сенату:

«Большую часть [приверженцев этого культа] составляют женщины, которые и положили начало этому злу. Затем, это – повторяющие женщин мужчины, совращаемые и совратители, исступленные и неистовые, обезумевшие от ночных оргий и попоек, шума и криков. Сейчас преступное сообщество бессильно, но оно набирает силу с устрашающей быстротой, и численность его растет со дня на день. Ваши предки не разрешали даже благонамеренным гражданам самовольных, неорганизованных сходок, кроме трех случаев: когда знамя, водруженное на городской цитадели, созывало граждан с оружием в руках для проведения за городом центуриатных комиций, когда трибуны назначали сходку плебеев и когда кто-то из магистратов в законном порядке созывал народную сходку. И всюду, где собиралась толпа, считалось необходимым присутствие законного ее председателя.

Как после этого вы должны относиться к сборищам, которые проводятся по ночам и в которых женщины участвуют вместе с мужчинами? Если бы вы знали, в каком возрасте мужчин посвящают в эти мистерии, то вы бы не только жалели их, но и стыдились за них. Неужели, квириты, вы полагаете, что, дав такую клятву, юноши могут служить в вашем войске? Им ли, прошедшим школу разврата, вы захотите доверить оружие? Неужели, покрытые своим и чужим позором, на поле брани они будут отстаивать честь ваших жен и детей?..

Зло ползком подкрадывается и растет с каждым днем... Сколько уже раз во времена ваших отцов и дедов магистратам поручалось запретить иноземные ритуалы, изгнать с Форума, цирка и вообще из столицы бродячих жрецов и гадателей, разыскать и сжечь книги мнимых пророчеств, отменить все жертвоприношения, не соответствующие римским обычаям. Ведь они, хорошо разбираясь в праве божественном и людском, полагали, что нет ничего пагубнее для благочестия, чем совершать обряды не по обычаю предков, а на манер иноземцев. Я счел нужным предупредить вас об этом, чтобы суеверие не тревожило вас, когда вы увидите, как мы разрушаем места проведения вакханалий и разгоняем эти нечестивые сборища. Все, что мы сделаем, будет совершено с изволения и с помощью бессмертных богов, которые, негодуя на то, что их именем прикрывались злодеяния и разврат, теперь эту гнусность разоблачили, не для того, чтобы оставить ее безнаказанной, но чтобы со всею строгостью покарать»

Как видно, массовая сексуальная распущенность в республиканском Риме не оставалась безнаказанной. Однако историки и интерпретаторы этого феномена чаще обращаются к имперскому периоду в Риме. Был ли Рим императорский средоточием похоти, исходящей от сознания безграничной власти и величия правителей? Очевидно, нужно различать сексуальные забавы плебса и те же забавы в залах императорских дворцов. Все знают, что проституция в древнем Риме не возбранялась, а жрицы любви пользовались гораздо большим уважением, нежели нынешние. Итак, ипостаси римской морали, или

Октавиан и Юлия старшая - две стороны монеты

После убийства великого Цезаря его преемник и внучатый племянник Октавиан , в качестве прочих мер по укреплению римской конституционной монархии, поставил брак под защиту государства (закон Папия и Поппея ), лишил мужей традиционной абсолютной власти в семье (вспомним pater familias) и законным образом лишил холостяков по убеждению многих прав. К тому времени, надо сказать, отношение к замужеству и браку со стороны обоих полов редко включало любовь и согласие - такова дань традиции со времен Ромула. Однако не это стало причиной неуспеха брачных реформ Октавиана Августа. По иронии судьбы его собственная дочь Юлия нанесла сокрушительный удар по морали нового времени.

Юлия несколько раз "выходила" замуж. Кавычки обозначают тот факт, что ее выдавали замуж по соображениям политической конъюнктуры, что само по себе говорит о нравах того времени.

Ответ Юлии :

«Пусть мой отец иногда забывает, что он император, но я должна помнить, что я - дочь императора»

Это на словах. А на деле - внебрачные связи, сексуальные похождения и сцены совокупления на подмостках священного Римского Форума. Рим, при всем своем величии, не умел хранить свои тайны и не нуждался в примитивных аналогах современных информационных агентств: все становилось известно за считанные дни с помощью знаменитого passaparola, то бишь - слухов и сплетен.

Ответ Августа - вечная ссылка собственной дочери на необитаемый остров Вентотене (в сопровождении матери Скрибонии). Однако могло ли это потушить бушующий в сердце отца-императора огонь разочарования? Маятник сомнений продолжал свою извечную дугу в монотонном движении вперед-назад. Яблоко, как оказалось, упало далеко от яблони ...

Тиберий - дубль второй

К старости лет император Тиберий становился все более недоверчивым, мнительным и жестоким. Историки Древнего Рима могут это объяснить: император не обладал дипломатическим талантом Октавиана Августа, не умел так ловко раскручивать машину пропаганды и в известном смысле был обречен оставаться в фарватере славы своего предшественника. Но это не означало, что борьба за власть в момент "предчувствия смерти" очередного императора не имела место быть. Император Тиберий использовал лучшую защиту - нападение, проскрипции и казнь. Можно ли предположить, что своеобразной компенсацией усилий выжить и сохранить власть - в том числе месть за навязанный ему Октавианом брак с Юлией (см. выше) - стали его необычные любовные утешения? Вряд ли они могли утешить старого императора. Историю Рима он знал, помнил диктатуру Суллы и кончину Цезаря, а в продажности сенаторов не сомневались даже простолюдины. Он избрал своего убийцу сам. Им стал Калигула , коварный и обремененный дефектами кровосмешения Башмачок .

Цитируем мнение одного из современных историков:

Личность Тиберия, наследника Августа, и по сей день служит темой для дискуссий. Однако не будем на нем останавливаться, поскольку его фигура не представляет интереса с сексуальной точки зрения; похоже, в этом отношении он был совершенно нормальным человеком. Все, что говорили о его развратности античные авторы, особенно предвзятые Тацит и Светоний, современными исследователями расценивается как сплошные измышления. Тиберий обладал высокими интеллектуальными и нравственными стандартами, всю свою жизнь посвятил служению на благо государства, испытал множество страшных разочарований, которые стойко переносил. Такой человек не станет предаваться – особенно в старости – излишествам, описанным в этих вульгарных и нелепых россказнях. Такое предположение психологически невозможно. Тех, кто, не понимая этого, с жадностью до сенсаций выписывает без разбора цитаты из античных авторов, не следует считать серьезными учеными. Личность Тиберия, конечно, озадачивает нас, особенно под конец жизни, когда он стал замкнутым и непроницаемым, но распутником он не был никогда. Можно прибавить, что это мнение полностью подтверждается скульптурными портретами Тиберия и его изображениями на монетах (отсылаем читателя к вышеупомянутой книге Мюллера).

Кифер Отто. Сексуальная жизнь в Древнем Риме. 2003.

Калигула - синусоида порока

Его называют образцом извращенности, садистом, параноиком, императором, опозорившим устои Древнего Рима. Да, так оно и есть. Если к власти приходят психически неуравновешенные личности, итог плачевен для всех. Поскольку такое случалось не только в античной истории, мы не видим повода для глубоких обобщений относительно сексуальной распущенности в античном Риме. Поэтому мы попытались разграничить сексуальные потехи рядовых римлян и лиц, облеченных государственной властью. Калигула, как ни парадоксально, своей жестокостью и извращениями вызвал стойкий иммунитет граждан Рима к перверзиям, после чего правление Нерона, следующего императора Рима, естественным образом было обречено на провал.

Однако в истории все имеет ценность и, кажется, некоторую способность к циклам. Откат от нравственных устоев эпохи Августа говорит о синусоиде морали в принципе, которая себя доказывает в монотонном раскачивании маятника и в диаметральной смене позиций. Пусть не в масштабах Вселенной, но в эпизодах истории античных империй. После пика злодеяний Калигулы управлять империей будет Клавдий (Tiberius Claudius Caesar Augustus Germanicus) - фигура трагикомическая, если верить древним историкам. Но при всем этом, никто в Древнем Риме не связывал правление Клавдия с упадком моральных устоев и необузданностью сексуальных нравов. До той поры, пока супруга стареющего императора и мать Нерона Агриппина не предложила ему вкусное блюдо из грибов с дозой сильного яда.

Нерон - очередной пик распущенности

Аппетит приходит во время еды . Молодой император Нерон со своими экстравагантными выходками, может быть, в начале сам не подозревал о таящейся в нем разрушительной силе порока. В первые годы правления, когда он старался угодить плебсу угощениями, щедростью, покровительством артистов и Ювеналиями, а также личным участием в презираемых сенаторами артистических представлениях, он был чрезвычайно популярен. Однако популизм в Древнем Риме стоил дорого в прямом и в переносном смысле этого слова. Непризнанный сенаторами талант внезапно превратился в орудие мщения. Вместе с тем император стал похож на старуху у разбитого корыта - казна опустела. Кому начал мстить тщеславный Нерон? В числе врагов оказалась его собственная мать Агриппина Младшая, которая лучше других понимала странности характера своего маленького Монстра. Она успокаивала себя и халдеев (магов, предсказавших, что ее сын избавится от нее):

«Пусть умерщвляет, лишь бы властвовал»

Нерон, как и Калигула, пользовался услугами знаменитой отравительницы Локусты . Яд стал орудием мщения, но в то же время проверка яда на рабах превратилась в забаву и научный эксперимент. Кроме этого, император позволял себе лицезреть (и/или участвовать в сценах совокупления мужчин и женщин в своем собственном ложе). Маленькие, но частые, оргии в его доме прекратились по воле рока. Его признали врагом народа (hostis publicus), после чего он позорно бежал из Рима и принял смерть от рук своего возлюбленного - секретаря Эпафродита.

Затем, по закону синусоиды и после годового периода междуцарствия, в котором Римом управляли считанные месяцы императоры- временщики, к власти пришел военный генерал Веспасиан. На этом повествование можно закончить.

Мораль сей басни?

Нет морали в этой басне. Рим - вечный город. А это значит, что некоторые проблемы мегаполиса настолько срослись с ним, что поиск причин упирается в последствия, а анализ последствий заминирован моралью и традициями далекого прошлого. Чтобы не ставить точку над тем, что было, и вместе с тем помочь читателю понять сексуальность и ее зыбкие пределы в современной Италии, советуем прочитать материал, опубликованный 2000 лет спустя в авторитетной итальянской газете "Панорама ". Редакция сайта не соглашается с основными выводами статьи, однако публикует ее без купюр. Читайте:

Сторонники гомопропаганды часто ссылаются на то, что гомосексуализм был нормой в античном мире, особенно в древнем Риме и Греции. На самом же деле, на протяжении всей истории человечества, гомосексуализм существовал как позорное и маргинальное явление. Лишь в прогнивших цивилизациях, в период их упадка, он получал распространение, что всегда предвещало их близкий конец.

В Афинах классического периода, отношение к гомосексуалистам было презрительное и недоверчивое. Гомосексуалисты обязаны были заявлять о своем пороке в экклесию, после чего лишались всех гражданских прав. Если же они скрывали свой порок - их подвергали остракизму или казнили. В речи Эсхина против Тимарха описано следующее: «Если какой-либо афинянин будет любовником у мужчины, ему запрещается: 1) быть одним из девяти архонтов, 2) быть священником, 3) быть защитником на суде, 4) занимать какую-либо должность внутри и вне Афинского государства 5) исполнять обязанности глашатая или избирать глашатая, 6) входить в священные общественные места, участвовать в религиозных литургиях с венком на голове и находиться в той части площади, которая освящена окроплением. Нарушитель вышеназванных указаний наказывается смертью».

В Риме пассивный гомосексуализм считался воинским преступлением и уличенного в нём солдата забивали палками. Считалось, что рецептивная роль делает римляна «женоподобным», и, утрачивая мужское достоинство, он становится бесполезным и даже вредным общине в гражданском и военном отношениях. У Плутарха описано как Сенат приговорил некого Капитолина к крупному штрафу за «гнусное предложение» сыну своего коллеги, после чего вышел «Скантиниев закон» запрещающий «разврат с мальчиками и мужчинами».

Содомиты также ссылаются на «Пир» Платона, в котором он якобы восхваляет любовь к мальчикам и юношам. Понятие «платоническая любовь», описывающая возвышенное духовное чувство без низменно-чувственного физического влечения, берёт начало именно в этом произведении, а что Платон думает о гомосексуализме можно прочесть в его «Законах»: «Природа побуждает женский пол быть в связи с мужским полом от рождения, и ясно, что удовольствие в этом дано СОГЛАСНО ПРИРОДЕ, в то время как связь мужского пола с мужским, и женского пола с женским - ПРОТИВ ПРИРОДЫ. Никто не должен вступать в связь с благородными и свободными, кроме их собственной жены, и даже не позволяется распространять внебрачное семя среди наложниц или вступать в связь с мужчинами, что есть противоестественно, и лучше связь между мужчинами запретим совершенно.»

Теперь давайте рассмотрим, что представляла собой «санкционированная педерастия» в древней Греции. Один из первых исследователей сексопатологий — Крафт-Эбинг, использовал слово «педерастия» как термин, обозначающий введение пениса в анус,


однако в древнегреческом языке это слово буквально означает «детолюбие»: педос - дитя, в смысле отрок (от 7 до 15 лет), ерастис — любящий. Здесь следует отметить, что в греческом языке есть четыре разных по смыслу слова, которые на русский все преводятся как «любовь». Они означают привязанность, самопожертвование, отзывчивость, дружественность, расположение, и т.п. В современном оскудневшем греческом языке, слова с корнями «эр» относятся к эротической чувственности, но в античные времена έρωτας использовалось в смысле горячей дружбы. Это именно то, что было между Гераклом и мудрым кентавром Хироном, где первый «охваченный любовью» ушёл жить к нему в пещеру. Ни о какой содомии, конечно, здесь речи не идёт. То же относится и к спартанцам, разделённым на преданные пары, которые могли спать под одним плащом и целовать друг друга перед битвой. Достоверно известно, что наказание за активную содомию у спартанцев было позорное изгнание, а за пассивную — смерть. Поцелуй же в ту эпоху служил выражением родительского и товарищеского чувства, и не имел никакого сексуального смысла.


В древней Греции каждый юноша с 12 лет, по одобрению отца, выбирал себе образ для подражания - кого-либо из граждан или нескольких граждан. Здесь дело не ограничивалось простым подражанием, но основывалось на прочных отношениях, зачастую более основательных чем семейные. Быть «эрастисом» было почетно, но сопряжено и с обязанностям: не уронить себя в глазах воспитанника, а ещё хуже - быть обвиненным гражданами в неправильном воспитании ученика. Так наставник мог быть наказан за проступки своего воспитанника, а также за непомерные требования или непосильные задания. Если же речь шла о возможном развращении воспитанника (включая и сексуальное развращение) то наказанием эрастиса была смерть: «Если какой-либо афинянин обесчестит, развратит или осквернит свободного юношу, тогда родитель юноши должен направить письменное заявление прокурорам и требовать наказания виновного. Если суд признает его виновным, то он должен быть предан одиннадцати палачам и казнён в тот же день. Виновные за те же преступления считаются и те, которые делают то же самое по отношению к рабам.» https://goo.gl/Jy6nKo

У погрязшей в разврате элите в период упадка и в самом деле могла практиковаться содомия, но в народе, как правило, это всегда считалось позорным. Различные артефакты с сексуальными изображениями относятся как раз к этому периоду и принадлежат в основном лупанариям (борделям). Это то же самое, что если археологи будущего раскопают какой-нибудь клуб БДСМ и по найденному там сделают вывод о нравах всей цивилизации. Вспомните дикий разгул, царивший в Римской империи, когда гомосексуализм стал там легальным: публичные оргии с участием детей и животных были обычным явлением. В колизеях шли гладиаторские бои, львы и тигры разрывали людей на части, а специально обученные жеребцы и жирафы насиловали женщин на арене на потеху публике. Императрица Мессалина по ночам выбиралась из дворца, шла в публичный дом, и там на грязном тюфяке до рассвета отдавалась клиентам. Император Калигула занимался публичным инцестом со своими сёстрами. Император Нерон занимался инцестом со своей матерью, а в последствии её убил. Он приковывал мужчин и женщин к столбам, облачался в зверинные шкуры и насиловал их. Кастрировал молодого слугу, переименовал его в Сабину и официально женился на нём. Затем так же официально стал "женой" своего секретаря. Поджёг Рим и любовался зрелищем, играя на лире и декламируя стихи, а затем обвинил в поджоге христиан, начав против них жестокие преследования https://goo.gl/njQudp . Последователей учения Христа бросали на растерзание зверям, варили живьём в котлах и распинали на крестах, которые с наступлением темноты поджигались ради освещения. В наши дни, с новым разгулом содомитов, христиане снова подвергаются нападкам с их стороны, хотя другие религиозные группы порицают гомосексуализм ничуть не меньше. https://vk.com/wall8208496_104

Это неоспоримый исторический факт, что всякое общество, где распространялась сексуальная распущенность, скоро прекращало своё существование. Все народы принявшие содомию канули в бездну веков, а их современники, наложившие ограничения на сексуальность (см. Левит 18), существуют и по сей день. Как показывает история, когда какое-то общество легализовывало пороки и разврат (что неизменно сопровождалось общим моральным разложением), его в скором времени захлёстывала волна соседних народов, более здоровых и сильных. Так сгнила изнутри и развалилась Древняя Греция, а имперский Рим пал под напором варваров. Античные эллины, с их знаменитым прямым носом без переносицы выродились и были заменены соседними народами из Малой Азии, которые и представляют бо́льшую часть сегодняшнего населения Греции. Судя по происходящему в Западной цивилизации, её ждёт такая же участь. Мы уже видим, как европейцы принявшие содомию и другие извращения, заменяются африканцами, турками и арабами.

Гомосексуализм, как это было убедительно показано в экспериментах Кэлхуна, возникает на последних стадиях существования социума и является признаком упадка и деградации.

Испытала на себе влияние греческой античности, но по сути своей была, грубо говоря, варварской. Бисексуальность являлась частью любовной жизни Рима и ни в коем случае не дискриминировалась. Широко была распространена проституция. Существовало большое количество публичных домов, борделей, или, на языке древних римлян «лупонариев».

Они сильно отличались между собой оказываемыми услугами, обстановкой и... женщинами. «Любовь» хозяек богатых и изысканных домов стоила весьма дорого. Паралельно существовали не столь привлекательные и более доступные проститутки для «простого народа».

Огромной популярностью пользовались общественные бани, куда приходили не только для того, чтобы помыться и снять напряжение, но найти подругу, чтобы насладиться с ней сексом. Римских мужчин меньше, чем древнегреческих, интересовали интеллектуальные или душевные беседы. Сексуальные удовольствия ставились на первое место. В Древнем Риме часто даже известные проститутки могли быть необразованы.

Мужскими чертами считались желание обладать, быть активным, грубым, иногда жестоким. Женщине же отводилась роль пассивного, подчиненного существа... Древними римлянами она интерпретировалась как «бабья», «позорная». Не очень лестно говорит о положении женщины и откровенная древнеримская поговорка: «Колотить следует орехи, осла и женщину»...

Для сексуальных наслаждений рабов покупали на рынке или же привозили их с собой из дальних стран. Велась в основном торговля «бесправными» девушками и женщинами. Те находились целиком во власти своего господина. Они часто подвергались сексуальному насилию. Знатные дворяне имели в своем распоряжении множество рабов для оказания самых интимных услуг, в том числе тех, которые можно считать извращениями. Однако, такие отношение для свободного мужчины считались все-таки грязными и недостойными его.

Интересен, однако, тот факт, что на фоне такой развращенности исключением являлись девственницы-весталки, которые приняли обет поклонения Венере (в Древней Греции – Афродита), и сохранения целомудрия. Нарушившие этот обет искупали позор смертью: их живьем закапывали в землю.

Многие римские императоры открыто «морально беспредельничали», это же касалось и их жен и царедворцев. Существуют записи, в которых рассказывается, что древнеримская императрица Мессалина была ненасытна в сексуальном отношении. Часто она переодевалась служанкой и посещала самые развратные бордели, чтобы отдаваться там всем мужчинам без разбора. У нее было множество любовников, которые должны были быть всегда готовыми выполнить ее волю, иначе, она осуждала их на смерть. Император Нерон женился на одном из своих любовников... Жизнь в Древнем Риме со временем становилась все более развратной.

Полная вседозволенность и, практически, отсутствие каких-либо морально-чувственных устоев повлекли за собой полную потерю понимания высокой душевной чувственной любви, которая никогда и не отрицала важности физического наслаждения... Отношение к сексу как к обыденной вещи привело римлян, по сути, к бесчувственности, когда невозможно было даже надеяться на достижение духовного успокоения...

Приход христианства положил конец сексуальной распущенности, однако принес другую крайность – полный отказ от чувственного удовольствия и аскетизм.


Дикий, разнузданный, ежедневный и ежечасный разврат аристократии Древнего Рима, показанный в фильме «Калигула» - всего лишь крайне пуританская фантазия на эту тему. Причина, видимо, в том, что, хотя фильм и финансировал журнал «Пентхаус», снимался он для кинофестиваля, во вменяемые еще семидесятые годы прошлого века.

По сведениям древнеримского писателя Светония, безграничному разврату Калигула предавался с раннего детства и никаких сексуальных табу не имел. Его еще ребенком использовали как мужчины, так и женщины, имевшие большую власть. По собственному же желанию он длительно сожительствовал со всеми без исключений своими сестрами. Наигравшись же, он передавал их своим любовникам для дальнейшего использования.


Любвеобильный император имел многочисленные гомосексуальные связи, а Марка Лепида и шута Мнестера горячо, страстно и, видимо, неоднократно любил. Представитель высшей римской аристократии Валерий Катулл жаловался на то, что Калигула неоднократно насиловал его. Интересно, что больше всего Катулла возмущала появившаяся после этого боль в боках.


Не брезговал он и женщинами, предпочитая замужних. На пирах жен приглашенных мужчин приказывал проводить перед ним голыми и разглядывал, как при покупке рабыни. Потом удалялся с избранной и возвращался, даже не пытаясь скрыть того чем они занимались. Мужьям оставалось только рассуждать о новых философских теориях.


Большинство известных римских деятелей от Калигулы отличались мало. Юлий Цезарь занимался разнузданным развратом с женами своих друзей и приближенных. В числе его любовниц числились мавританская царица Евноя и египетская Клеопатра. Все это не мешало ему проституировать и с мужчинами. Первым его развратил царь Никомед. Сведения об этом донес до нас Цицерон. Причем это было всем известно, и с сенатской трибуны Цезаря многократно обвиняли в том, что он ведет себя, как проститутка и называли его женщиной. Суровый воин и повелитель мира лишь отмахивался, заявляя: « Амазонки царствовали в большей части Азии».


Октавий добился прав на престол Рима методом сожительствования со своим дядей, насиловал жен на глазах мужей, отдавался за 300 000 сестерциев богатею Тирцию. Так что невинное увлечение сжиганием волос на своих ногах с целью предания им «нежности и шелковистости», пожалуй, лишь украшает «светлый образ» этого правителя.


Тиверий завел специальное учреждение «по делам сладострастия» и целыми днями этому самому занятию и предавался, предпочитая малолетних детей обоих полов. Десятки детей, называемых им «моими маленькими рыбками», должны были услаждать старого импотента и его гостей во время омовений в бассейнах и купания в ваннах.


Когда у Домициана родился сын, на поздравления он отвечал: «От меня и Агрипы может родиться только чудовище». Его сын Нерон предположения отца вполне оправдал. Этот император насиловал монахинь-весталок и потом казнил их за прелюбодеяния. Кастрировал мужчин и официально на них женился, сопровождая каждое такое действо пышной церемонией. В целом, как говорится, «отрывался по полной».


«Светлым пятном» на этом живописном фоне выделялся слабоумный Клавдий. О котором Светоний с похвалой сообщал, что тот, хоть и сожительствовал исключительно с погонщиками мулов из самого гнусного отребья, никогда не делал этого с шутами.

Не отставали от мужчин и древнеримские женщины. «Невинные девушки» и почтенные матроны охотно предавались разврату между собой, с братьями, отцами и рабами. Когда же утонченные удовольствия им надоедали, они «ходили в народ» и отдавались подонкам общества прямо на улицах и площадях. Нарицательным стало имя третьей жены Клавдия, Мессалины. Та под именем Лициска владела публичным домом и сама обслуживала клиентов, прирабатывая «на старость». «Ласки дарила входящим и плату за это просила; Навзничь лежащую, часто её колотили мужчины; Лишь когда

сводник девчонок своих отпускал, уходила» - писал Ювенал в своих «Сатирах». Вошел в историю и ее спор с проституткой Сциллой. Предметом являлось количество клиентов, которых они сумеют обслужить за ночь. Сцилла с ее жалким результатом в 25 мужчин уступила Мессалине с ее «похвальными» пятьюдесятью. Народ Рима своим властителям не уступал. Римская чернь жила прямо на улицах, среди гниющих свалок, на которые было принято выкидывать и тела умерших рабов. Тут они день и ночь и «плодились и размножались», а также удовлетворяли сексуальные потребности своих властителей. Неудивительно, что когда к Риму вплотную приблизились варвары, защищать город было уже некому.

Подпишитесь на нас

Поистине кровожадными можно назвать некоторые утехи Древнего мира. На свете правили многие, но Клеопатра уникальна в том плане, что она была последней из египетских фараонов и первой женщиной-политиком. В одном из древних свитков современник писал о ней, что ценой ее любви была смерть. Но все же находились мужчины, которых не пугало столь зловещее условие. Безумно влюбленные в Клеопатру, они отдавали свою жизни за ночь, проведенную с нею, а утром их отрубленные головы выставлялись у входа во дворец…

Нравы того времени

Современному человеку утехи Древнего мира могут показаться верхом разврата. В то время не только сожительство, но и законные браки между отцами и дочерьми, дядями и племянницами, а также родными братьями и сестрами были достаточно широко распространены, особенно среди знати. Конечно же, первым мотивом, который побуждал к таким действиям, был имущественный интерес. Кроме того, люди видели, как поступали в таких случаях в царских семействах, и брали с них пример.

В Египте тоже практиковались подобные утехи Древнего мира. Клеопатра и ее брат не стали исключением. К тому же жрецы активно внедряли и всячески поощряли в царских семьях так называемую идею о чистоте крови. Видимо, в древности им уже было известно, что многоразовое кровосмешение приводит к различным душевным заболеваниям и иным недугам августейших потомков. Таким образом, развратные утехи Древнего мира жрецы могли использовать для достижения своих корыстных целей, ведь понятно, что больным или слабоумным человеком управлять гораздо легче.

Инцест в те времена был обычной практикой, при этом моральные качества людей здесь были ни при чем. Взять хотя бы, к примеру, фараона Эхнатона, который являлся, между прочим, мужем прекрасной Нефертити. Он был прогрессивным и хорошим во всех отношениях человеком, но еще при жизни супруги женился также и на своей второй дочери. Далее в этой статье пойдет речь о Египте и о том, какими были утехи Древнего мира. На свете правили многие, но все же Клеопатра была поистине необыкновенной женщиной.

Общие сведения

Родилась будущая царица Египта в 69 г. до н. э. Она являлась представительницей одного из самых знатных греческих кланов. Ее отцом был Птолемей XII, а матерью - Клеопатра V. Помимо нее в семье были и другие дети: три сестры - Арсиноя, Береника, Клеопатра VI, и двое младших в честь отца. Когда властный, жестокий и ненавистный владыка Египта, наконец, скончался, на престол взошли его дети: 12-летний сын Птоломей и его сестра Клеопатра, которой на тот момент исполнилось 17 лет. Согласно обычаю, принятому у фараонов, они поженились.

Надо сказать, что Клеопатра VII была достаточно образованной женщиной. Она изучала математику, философию, литературу, а также умела играла на некоторых музыкальных инструментах. Кроме того, она знала 8 языков и была единственной из всей династии Птолемеев, кто свободно изъяснялся с египтянами.

Внешность

До сих пор не удалось найти источник, где бы достоверно описывалась внешность этой царицы. Но можно точно сказать, что все исследователи в один голос твердят: Клеопатра была чувственной и обольстительной женщиной. Об этом свидетельствуют и факты из ее жизни.

Сейчас можно назвать безнравственными утехи Древнего мира. Клеопатра содержала много мужчин, но в то время это не считалось чем-то зазорным. Не секрет, что малолетний фараон Птолемей XIII только номинально считался правителем Египта. На самом же деле у власти стояла царица Клеопатра

Борьба за власть

Но так не могло долго продолжаться. Недовольный ее правлением наставник Птолемея XIII вместе с другими высокопоставленными сановниками в 48 г. до н. э. поднял восстание против Клеопатры в столице Египта - Александрии. Взбунтовавшийся народ угрожал убить царицу, поэтому ей пришлось бежать вместе со своей сестрой Арсиноей в сопредельные сирийские земли. При этом Клеопатра не считала себя побежденной.

Вскоре ей удалось собрать войско, во главе которого она двинулась к египетским границам. Брат с сестрой и муж с женой решили выяснить в бою, кому же будет принадлежать власть в стране. Две вражеские армии встретились лицом к лицу примерно в 30 милях восточнее Порт-Саида, у Пелузия.

Знакомство

Тем временем в Римской империи боролись за власть Юлий Цезарь и Помпей. Последний проиграл сражение при Фарсалосе и был вынужден бежать в Александрию. Но египетские вельможи решили выслужиться перед императором и казнили Помпея. Через несколько дней Цезарь приехал в Александрию, где его ждал своеобразный «сюрприз» - отсеченная голова его врага. Увидев ее, он ужаснулся и приказал Клеопатре и Птолемею прекратить войну, распустить своих солдат и прибыть к нему немедленно для объяснений и дальнейшего примирения.

Явившись в Александрию, малолетний фараон начал жаловаться на действия сестры. Но прежде чем принять решение, Цезарь пожелал выслушать и другую сторону конфликта. Царица знала, что как только она появится в столице, ее тут же убьют сторонники брата. Поэтому она придумала весьма оригинальный план: прибыла в Александрию ночью на простой рыбацкой лодке. Она велела завернуть себя в пеструю ткань (по иным источникам - ковер) и принести в покои императора. Это была одновременно отличная маскировка и оригинальная шутка. Таким образом произошло одно из самых романтических знакомств в истории.

Зная тонкости обольщения и все существовавшие на тот момент любовные утехи Древнего мира, Клеопатра, история любви которой до сих пор будоражит умы людей, поразила избалованного императора не только своей изобретательностью, но и тонким чувством юмора. Кроме того, ее движения и даже голос буквально очаровали Цезаря. Юлий, так же как и другие мужчины, не устоял против любовных чар обворожительной египтянки и в ту же ночь стал ее любовником.

Полноправная царица

Александрийская война, которую Цезарь вел исключительно ради любви к Клеопатре, завершилась спустя 8 месяцев. За время боевых действий две трети египетской столицы было сожжено, в том числе и знаменитейшая библиотека. После этого Александрия присягнула на верность Цезарю, а полнота власти вместе с троном вернулись к Клеопатре.

Не теряя времени, она тут же вышла замуж за следующего брата - Птолемея XIV. Стоит отметить, что этот брак был фиктивным. На самом же деле царица все это время являлась любовницей Юлия Цезаря и единовластно управляла государством при поддержке императорских легионов.

«Александрийская куртизанка»

Несмотря на то что Рим был охвачен беспорядками, и там лились реки крови, Цезарь не спешил возвращаться туда. В сладких объятьях своей любовницы он позабыл и о своем долге, и о государственных обязанностях. Дабы удержать возле себя императора, Клеопатра каждый день старалась удивлять и все больше заинтересовывать его. До этого времени искушенного в любви Цезаря ни одна женщина не могла привязать к себе надолго.

По немногочисленным свиткам, которые смогли уцелеть, и по произведениям искусства того времени можно представить себе, какие были утехи Древнего мира. Клеопатра со своим любовником развлекалась на роскошном корабле, длина которого составляла почти 100, высота - 20, а ширина - 15 метров. На его палубе возвышался настоящий двухэтажный дворец с кедровыми и кипарисовыми колоннадами. Обычно за кораблем следовал эскорт из 400 судов. Такая роскошь призвана была продемонстрировать правителю Римской империи все величие Египта, а также почести, которые ему оказывают.

Спустя несколько месяцев Цезарю пришлось попрощаться с Клеопатрой и отправиться назад. Любовные утехи Древнего мира в плане последствий не слишком-то отличались от современных: через какое-то время у Клеопатры родился сын по имени Птолемей-Цезарион. Чтобы защитить царицу и ее ребенка от возможных врагов, в Александрии постоянно находилось 3 которые предусмотрительно оставил римлянин.

Убийство Юлия Цезаря

Клеопатра вместе со своим мужем и сыном в 46 г. до н. э. отправилась с визитом в Рим, где им устроили триумфальную встречу. Местные жители были поражены невиданной роскошью кортежа чужеземной правительницы: вереница колесниц, сверкающих золотом, за которыми шло большое количество черных нубийских рабов, а также ручные гепарды, газели и антилопы.

Ради «александрийской куртизанки» Цезарь готов был изменить закон, который запрещал мужу иметь более одной жены. Кстати, его законной супругой была Кальпурния - бездетная женщина. Он же хотел официально жениться на египетской царице и сделать своего сына Цезариона единственным наследником Римской империи.

Надо сказать, что никто и никогда не обращал внимания на количество тайных любовниц Цезаря и на иные утехи Древнего мира, которые были ему не чужды. Но когда он попытался признать Клеопатру своей законной супругой, это было воспринято как оскорбление, нанесенное всему народу. И вот спустя 2 года после приезда египтянки, в марте 44 г. до н. э., группа из числа заговорщиков-республиканцев убивает Цезаря. Ему нанесли 23 Так драматично закончилась для него эта любовная история и попытка узаконить свои отношения с «александрийской обольстительницей». Некоторые правители государств именно так расплачивались за утехи Древнего мира. Клеопатра была потрясена, так как совершенно не ожидала такого поворота событий.

Бегство из Рима

Еще одним ударом для царицы стал документ, оставленный убитым императором. Когда было вскрыто завещание Юлия Цезаря, выяснилось, что преемником он назначил Октавиана, своего племянника, а официально признанного сына Цезариона даже не упомянул. Клеопатра поняла, что ей и ее сыну угрожает смертельная опасность, поэтому постаралась как можно быстрее покинуть Рим и возвратиться в Александрию.

Чуть позже при загадочных обстоятельствах умирает ее брат и муж Птолемей XIV. Есть предположение, что его отравила сама Клеопатра, чтобы стать единственной и полноправной властительницей Египта, а своим наследником сделать сына Цезариона.

После смерти римского императора в государстве началось противостояние между его убийцами и жаждущими отмщения Октавианом, Лепидом и Антонием. В итоге триумвират победил. Марк Антоний стал правителем восточных провинций. Но Клеопатра, покидая Рим, не знала, что сумела зажечь искру любви в его сердце.

Новая встреча

Марк Антоний был известным римским политиком и полководцем, а также другом и доверенным лицом Юлия Цезаря. Они всегда поддерживали друг друга в самые трудные для них времена. Так было до самой смерти императора.

После победы над убийцей Цезаря - Брутом - Марк отправился в Азию и Грецию, чтобы собрать контрибуцию. Везде его встречали овациями, и только Клеопатра не удостоила великого полководца своим вниманием. Разгневавшись, Антоний приказал ей прибыть в Тарсус.

Какие были утехи Древнего мира, можно судить и по тому, как явилась Клеопатра на, казалось бы, деловую встречу. Только представьте себе: владычица Египта приплыла на корабле в костюме Венеры в окружении купидонов, нимф и фавнов! Огромного размера судно, изготовленное из драгоценной древесины с золоченой кормой, шло под алыми парусами. Оно источало необыкновенное благоухание и подошло к берегу под звуки прекраснейшей музыки, когда солнце уже стало клониться к закату. В стремительно сгущавшихся сумерках на корабле внезапно вспыхнула великолепная иллюминация.

Марк Антоний - гениальный полководец, храбрец и любимец женщин, который, казалось бы, познал все утехи Древнего мира, - был сражен наповал столь грандиозным спектаклем. Поэтому, вместо того чтобы обрушиться на своевольную царицу с гневными речами и угрозами превратить ее страну в одну из многочисленных провинций великой Римской империи, он пригласил Клеопатру отобедать с ним наедине. В ответ она предложила Антонию подняться на борт ее корабля, буквально усыпанного лепестками роз, и устроила в честь него пир, длившийся 4 дня. Вот с такой вот роскошью в Египте обычно организовывались утехи Древнего мира. Клеопатра (фото царственной особы, естественно, мы предоставить вам не можем, зато картинок - сколько угодно) на этом не остановилась. Она пригласила высокопоставленного римлянина посетить ее дворец в Александрии.

Антоний прибыл в столицу и сразу же отправился в резиденцию царицы. Его ждал настолько великолепный прием, что он напрочь забыл о государственных делах. На протяжении всей зимы во дворце «александрийской куртизанки» устраивались оргии и иные сомнительные увеселения. Превратившись в настоящую вакханку, она ни на минуту не оставляла своего любовника и потворствовала всем его желаниям. Клеопатра постаралась сделать так, что каждый день, проведенный Марком Антонием рядом с нею, был неповторимым. Она придумывала все новые и новые увеселения, сулившие обоим массу удовольствий. Так она развлекала своего любовника, которому были в новинку подобные утехи Древнего мира. Фото, представленное ниже, - кадр из фильма «Антоний и Клеопатра», в котором роль египетской царицы сыграла великолепная Элизабет Тейлор.

Царь Египта

Очередную военную кампанию Антоний начал в 37 г. до н. э. В этот раз она была направлена на завоевание сирийских земель. Римлянин попросил Клеопатру выделить ему средства на парфянскую кампанию. Царица согласилась, а в обмен на это Марк отдал ей часть северной Иудеи и Финикии, а также узаконил свой брак и детей. Все помыслы полководца были заняты исключительно египетской владычицей. Завоеванные им земли он раздаривал ее детям. Она стала называться «Новой Изидой» и присутствовала на аудиенциях в костюме богини: в облегающей одежде с короной в виде головы ястреба и рогами коровы.

Везде, где бы ни воевал Антоний, его сопровождала «александрийская куртизанка», устраивавшая для него всевозможные утехи Древнего мира. На свете правили многие, но Клеопатра как никто умела повелевать мужчинами. Она убедила Антония отречься не только от своей законной жены, но и от Рима. В конце концов, он стал именоваться и по его приказу начали чеканить монету, на которой красовался профиль Клеопатры. Кроме того, на щитах некогда римских легионеров стали выбивать ее имя.

Такое поведение Марка Антония не могло не вызвать глубокого возмущения римлян. По этому поводу в 32 г. до н. э. Октавиан со своей обличительной речью выступил в сенате. В результате было решено объявить войну египетской царице. Совместная армия Клеопатры и Антония превосходила римскую. Влюбленная парочка знала об этом, понадеялась на воинскую мощь и… проиграла. Дело в том, что царица, не имевшая военного опыта, взялась командовать частью морского флота. Очевидно, не поняв стратегии Марка, она в решающий момент битвы приказала своим судам отступать. Таким образом, римляне победили. Это произошло в начале сентября 31 г. до н. э. близ Актиума в Греции. Но Октавиану Августу понадобился еще год, чтобы подойти к Александрии. В отчаянии Клеопатра и Антоний устроили грандиозный прощальный пир, во время которого происходили нескончаемые оргии, каких Египет еще не видывал.

Смерть Антония и Клеопатры

Войска Октавиана к 30 г. до н. э. практически подошли к стенам Александрии. Надеясь несколько смягчить гнев нового римского императора, царица посылает к нему гонца со щедрыми дарами. Познав едва ли не все утехи Древнего мира, Клеопатра все же была уверена, что и в свои 38 она выглядит все такой же соблазнительной и неотразимой. Царственная особа решила скрыться в своей роскошной усыпальнице, которую недавно построили по ее приказу, и немного выждать.

А в это время Марку Антонию сообщили, что его любимая женщина покончила с собой. Услышав это, он предпринял попытку заколоть себя кинжалом. Полководец был еще жив, когда его принесли в усыпальницу. Через несколько часов Антоний умер на руках у своей любовницы.

Пока египетская царица тянула время, римлянам удалось захватить Александрию. Похоронив Марка, она вернулась во дворец. Стоит отметить, что новый римский император был известен своими амурными похождениями, и ему были не чужды утехи Древнего мира. Клеопатра правила мужчинами, которые правили миром, но в этот раз ей не удалось договориться с Октавианом - на римлянина ее женские чары не произвели никакого впечатления.

«Александрийская обольстительница» уже предвидела свое будущее и не питала насчет этого никаких иллюзий: ее, закованную в цепи, заставят идти по улицам Вечного города за колесницей триумфатора. Но, согласно легенде, Клеопатра избежала позора: ее верные слуги передали своей госпоже корзинку с едой, где спрятали небольшого ядовитого аспида. Перед смертью она написала Октавиану письмо, в котором просила похоронить ее вместе с Марком Антонием. Вот так в 30 г. до н. э. в последний августовский день закончилась любовная история египетской царицы.

«Александрийская куртизанка» была похоронена с великими почестями, так, как она и хотела. Как известно, Клеопатра была последней из фараонов. После ее кончины Египет был присоединен к Римской империи и получил статус провинции. По легенде, Октавиан Август приказал уничтожить все имеющиеся изображения царицы.

Надо сказать, что в то время всем вельможам были знакомы своеобразные утехи Древнего мира. На свете правили многие, но Клеопатра уникальна. Согласно некоторым источниками, она не была красавицей, как это принято полагать. Но благодаря острому и живому уму, образованности и чарующей обворожительности смогла добиться расположения двух таких великих полководцев, как и Марк Антоний, которые готовы были отдать жизнь за ее любовь.