В общенаучном понимании стратегия - это генеральный, схематичный план какой-либо многоступенчатой деятельности, предписывающий ее основные направления на длительный период времени. В отличие от тактики, определяющей конкретные способы действования в зависимости от стечения обстоятельств, основная задача стратегии в том, чтобы в самых принципиальных чертах указывать путь достижения конечной цели, намечать траекторию продвижения из текущего положения к будущему желаемому состоянию. Это общее значение «тиражируется» в частных науках, изучающих долгосрочную организацию различных видов человеческой деятельности и оперирующих понятиями «криминалистическая стратегия», «маркетинговая стратегия», «терапевтическая стратегия», «военная стратегия» и т. п.

Термин «жизненная стратегия», или «стратегия жизни» получил преимущественное распространение в общественных и гуманитарных науках , а заслуга его психологического обоснования принадлежит К. А. Абульхановой. В ее работах жизненная стратегия анализируется как феномен субъектно-личностного бытия на разных уровнях - индивидуально-психологическом и социально-психологическом; комплексно обсуждаются психологические параметры, факторы формирования и реализации, типологические особенности различных стратегий жизни. Будучи сложным, многомерным образованием, стратегия жизни характеризуется с разных позиций и как способность личности строить жизнь в соответствии со своей индивидуальностью, и как способ разрешения противоречий между внешними и внутренними условиями реальной жизни, и как диалектика отдачи и присвоения личностью общественных благ по ходу индивидуальной жизни. В конечном итоге К. А. Абульханова определяет стратегию жизни как «способность к самостоятельному построению своей жизни, к принципиальному, осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением» .

Стратегия жизни является сложным феноменом, выражающим основные принципы познавательно-практического взаимодействия личности с собственной жизнью во всем многообразии и целостности ее реальных обстоятельств. В этой связи в психологических исследованиях сохраняется высокая доля неопределенности, многозначности относительно природы и сущности данного феномена. Разными авторами жизненная стратегия конкретизируется как: «искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла» ; «форма целенаправленной организации человеком собственной жизни, включающая его отношение к собственным возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации» ; «способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего» ; «структура жизненных целей, развернутых во временной перспективе психологического будущего, которая характеризуется такими параметрами, как четкость, протяженность и содержание» ; «индивидуальный способ конструирования и реализации человеком жизненных целей во временной перспективе» . Приведенные дефиниции говорят о том, что психологические представления о формировании, структуре, функциях жизненной стратегии личности еще не оформились в полноценное научное понятие. Они отличаются аморфностью, собирательностью и синкретизмом, с легкостью редуцируют стратегию жизни к другим феноменам (смыслу жизни, личностным ценностям, ценностным ориентациям, временной перспективе, жизненным целям, планам, программам и т.

д.). Косвенным свидетельством незрелости понятия является преобладание дифференциально-типологического подхода, при котором концептуальное осмысление жизненной стратегии личности заменяется описанием ее типичных вариантов.

По нашему мнению, общепсихологическое изучение жизненной стратегии может основываться на теоретическом представлении о жизнедеятельности как системной организации частных деятельностей (профессиональной, учебной, воспитательной, досуговой и т. д.), посредством которых личность стремится осуществить смысл своей жизни. Если смысл жизни — обобщенная характеристика мотивационно-смысловой стороны жизнедеятельности, то стратегия жизни емко характеризует ее операционально-техническую, инструментально-исполнительскую сторону. В отличие от смысла, определяющего ценностное наполнение жизнедеятельности и отвечающего на вопрос «ради чего жить», стратегия обеспечивает соотнесение, соизмерение смысла жизни с ресурсами его практической реализации и отвечает на вопрос «как жить». Стратегия вырабатывается личностью тогда, когда у нее возникает внутренняя необходимость в практической реализации смысла жизни, а ее оптимальность оценивается по критерию продуктивности, успешности этой реализации. При этом стратегия — не столько свод жизненных принципов или правил, сколько ценностно-прагматико-пространственно-временная «архитектоника» реальной жизнедеятельности, выстроенная личностью и призванная способствовать успеху реализации смысла. Иными словами, в стратегии жизни определенным образом увязаны между собой смысложизненные ценности, релевантные им виды деятельности, а также пространственно-временные координаты, в которых личность осуществляет или намеревается осуществлять эти виды деятельности. Как справедливо подчеркивает К. А. Абульханова, «стратегия жизни представляет собой составление субъектом определенной семантической, смысловой композиции из того, чем он располагает, обладает, использует, потребляет, из того, что он создает соотносительно с тем, что от него требуется, которая определяет в итоге то, чего он способен достичь» .

Стратегия жизни, таким образом, раскрывается как общий способ организации инструментально-исполнительской стороны жизнедеятельности, общий подход личности к управлению и распоряжению различными жизненными ресурсами, подчиненный задаче реализации смысла жизни. «Камнем преткновения» для конкретно-психологических исследований жизненной стратегии выступает широкое разнообразие, множественность ресурсов, которые личность вовлекает в свою повседневную жизнедеятельность. Понятно, что в реальности стратегия жизни является в высшей степени интегративным феноменом, в котором тотально представлены все возможные категории ресурсов личности как субъекта жизни. Однако в целях не только теоретического, но и эмпирического изучения должна быть выделена стратегически важная категория ресурсов, без которых основная задача личности как субъекта жизни - практическая реализация смысла - становится невыполнимой.

1

В статье рассмотрена сущность жизненной стратегии и ее типологии. Теоретический анализ определений понятия «жизненная стратегия» и выделение их признаков позволили сформулировать авторское определение понятия. Жизненная стратегия – это осознанно запланированные и спроектированные ближайшие и отдаленные жизненные планы личности на будущее, которые базируются на терминальных и инструментальных ценностях-целях и условиях, способствующих её самопродвижению и повышению уровня качества её жизни; выстроены в соответствии с её индивидуальными интеллектуально-творческими возможностями, жизненным опытом и позволяют ей занять активную субъектную жизненную позицию. Изучение типологий жизненной стратегии способствовало выявлению ее типов, которых придерживаются учащиеся старших классов, а также выбору для формирования жизненной стратегии у старшеклассников такого её типа, как творческая уникальность, который позволяет школьнику моделировать свое будущее.

жизненная стратегия

признаки жизненной стратегии

старшеклассники

формирование жизненной стратегии

типологии жизненных стратегий.

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

2. Бондаренко Е.Н. Жизненные стратегии молодежи закрытых административно-территориальных образований: социологический аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2009. – 22 с.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Изд-во «Институт практиче-ской психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

4. Васильева О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 74-85.

5. Волокитина А.А. Жизненнные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора: автореф. дис. … канд. соц. наук. – М., 2011. – 21 с.

7. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 142 с.

8. Демченко З.А. Жизненные стратегии студентов в научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема высшей профессиональной школы и ее альтернативное решение // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 3(13). – С. 98-102.

9. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1984. – 226 с.

10. Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.relga.ru. (дата обращения: 25.01.2016).

11. Смирнов Е.А. Жизненные стратегии государственных служащих. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.rags.ru (дата обращения: 25.01.2016).

12. Легостаев Н.И. Жизненные стратегии «дневной» и «ночной» молодежи Санкт-Петербурга // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2013. – № 2 (114). – С. 92-98.

13. Ляхова М.А. Психологические составляющие жизненной стратегии личности // Вестник КемГУ. – 2010. – № 3(43). – С. 83-90.

14. Постников П.Г. Научно-методическое обеспечение образовательных стратегий и тактик // Педагогика. – 2005. – №8. – С. 38-44.

15. Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. – М., 1995. – 69 с.

16. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. – 1995. – № 12. – С. 101, 103-104.

17. Рубцова Т.Ю. Формирование жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза: дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2014. – 250 с.

18. Смирнов Е.А. Жизненные стратегии государственных служащих. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.rags.ru (дата обращения: 18.01.2016).

19. Созонтов А.Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города // Журнал практического психолога. – 2007. – № 5. – С. 129-146.

20. Толстых Н.Н. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы // Формирование личности старшеклассника. – М.: Педагогика, 1989. – С. 25-55.

Сензитивным возрастом формирования жизненной стратегии является период раннего юношества. Чаще всего представления старшеклассников об их будущем ограничиваются только конечным результатом. Когда старшеклассники начинают понимать, что для реализации жизненной цели необходимо думать не только о конечном результате, но и о способах и ресурсах, которые позволяют добиться желаемого, тогда у них возникает потребность в проектировании жизненной стратегии .

В настоящее время существует несколько определений понятия «жизненная стратегия». Впервые этот термин был раскрыт (1933) Шарлоттой Бюлер. Жизненный путь личности она определила как индивидуальную и личную жизнь в ее динамике. С.Л. Рубинштейн, в отличие от Ш. Бюлер (1935), рассматривал понятие «жизненный путь» не как движение человека вперед, а как движение личности вверх, к высшим, более совершенным формам, к лучшим проявлениям человеческой сущности .

Более точное определение понятия «жизненная стратегия» было сформулировано К.А. Абульхановой-Славской (1991), в котором главным признаком является не самосовершенствование, как у С.Л. Рубинштейна, а индивидуальные особенности человека. Она определила его как способность проектировать жизнь с учетом своих индивидуальных особенностей, типом личности, и как способ разрешения противоречий между внешними и внутренними условиями жизни, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями человека . Исходя из определения, данного К.А. Абульхановой-Славской, можно выделить следующие три основополагающих признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу - имею» и создание условий для самореализации и творческого поиска.

Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов (1995) рассматривают понятие «жизненная стратегия» как способ сознательного планирования и проектирования человеком своей жизни с помощью поэтапного формирования ее будущего . В данном определении просматривается идея, которая заключается в том, что жизнь личности строится в соответствии с ее направленностью в будущее. Однако в определениях рассматриваемого понятия отечественных ученых отсутствует такой признак, выделенный ранее К.А. Абульхановой-Славской, как учет индивидуальных особенностей человека, необходимый в процессе формировании жизненной стратегии.

С точки зрения О.С. Васильевой и Е.А. Демченко (2001), «жизненная стратегия» - это такой способ бытия, система ценностей и целей, реализация которых позволяет человеку сделать его жизнь наиболее эффективной . Главный акцент в этом определении сделан на реализацию жизненных целей человека, позволяющую сделать его жизнь более качественной.

По мнению П.Г. Постникова (2005), «жизненная стратегия» - это целевой ориентир всей образовательной системы, необходимый для создания условий, которые способствуют: гармоничному развитию личности школьника на разных этапах получения образования, оказывая влияние на формирование его жизненной позиции; осознанию учащимся своего жизненного призвания, определению им способов реализации поставленных целей в жизни - одним словом самовоспитанию . Предложенное П.Г. Постниковым определение отражает универсальность понятия «жизненная стратегия» и содержит учебно-воспитательные возможности, благодаря которым учитель может способствовать формированию у школьников самостоятельности в процессе проектирования жизненной стратегии в процессе учебно-воспитательной деятельности.

О.А. Воронина (2008) придерживается мнения, согласно которому под стратегией жизни следует понимать индивидуальный способ проектирования и реализации человеком жизненных целей во временной перспективе с учетом своих ценностных ориентаций, потребностей, личностных качеств, смыслов собственной жизни . В своем определении она выделяет идею сознательного отношении личности к выбору жизненных целей, которое должно базироваться на индивидуальных особенностях человека.

Предложенные разными учеными определения понятия «жизненная стратегия» можно сгруппировать по таким признакам, как сосредоточенность на самопродвижении личности (Ш. Бюллер; С.Л. Рубинштейн; П.Г. Постников), терминальные и инструментальные ценности-цели (К.А. Абульханова-Славская; О.А. Воронина; А.Е. Созонтов; О.С. Васильева, Е.А. Демченко), создание условий для улучшения качества жизни (Л.Г. Бузунова, М.Р. Плотницкая, Н.Л. Шапошников, О.В. Рудакова), планирование будущего (Ю.М. Резник, Е.А. Смирнова; М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс; В.А. Берковский, М.А. Белугина; Д.Ю. Чеботарева).

В результате анализа определений понятия «жизненная стратегия» и выявленных ее признаков, была предпринята попытка сформулировать авторское определение. Жизненная стратегия - это осознанно запланированные и спроектированные ближайшие и отдаленные жизненные планы личности на будущее, которые базируются на терминальных и инструментальных ценностях-целях и условиях, способствующих её самопродвижению и повышению уровня качества её жизни; выстроены в соответствии с её индивидуальными интеллектуально-творческими возможностями, жизненным опытом и позволяют ей занять активную субъектную жизненную позицию.

Воспитательную деятельность учителя по формированию жизненной стратегии у старшеклассников целесообразно начинать с выбора её наиболее перспективного типа для выпускников средней общеобразовательной школы.

Е.И. Головаха и Н.В. Панина (1988) определили следующие два типа жизненных стратегий людей, в зависимости от отношения к жизни - «созерцатели» и «практики». «Созерцатели» отличаются внутренней активностью, глубиной чувств и мыслей. К недостаткам «созерцателей» относится ограниченность мечтами и фантазиями, проявляющаяся в неготовности реализовать их в жизни. Особенностью людей практического типа активности является их наделенность быстрой реакцией и действием на внешнее влияние. Слабой стороной людей-практиков является их неспособность к анализу последствий действий .

С целью дополнения типологии жизненной стратегии, разработанной Е.И. Головахой и Н.В. Паниной, К.А. Абульханова-Славская (1991) впервые предложила личностную активность (внутренний фактор) и тип организации времени (внешний фактор). По её мнению, каждая личность может проектировать свою жизненную стратегию как стратегию учета своих индивидуальных возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо .

Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов (1995) рассматривают три основных направления развития жизненных стратегий: объективная идеальность, субъективная идеальность и социальное измерение стратегий жизни. Объективная идеальность находит свое отражение в культуре, тогда как субъективная определяется индивидуальным сознанием и поведением человека, его прошлым опытом и целями как способами прогнозирования будущего .

Е.А. Смирнов (2002) представил типологию жизненной стратегии, основываясь на самореализации личности в жизни. По его мнению, самореализация в жизни - это тип жизненной стратегии, который определяется установкой человека на творческое преобразование жизни, его самоактуализацией и саморазвитием в роли субъекта жизнетворчества .

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов (2002) разработали типологию жизненных стратегий, которая отличается от ранее рассмотренных нами типологий тем, что она дополняет их благодаря делению стратегий жизни на индивидуальное своеобразие и творческую активность личности в ее жизненных событиях. Они выделяют следующие типы жизненных стратегий:

1) творческая уникальность, отражающая созидательное отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к экстраординарности событий его жизни;

2) пассивная индивидуальность, представляющая собой случайный характер формирования человека, когда индивидуальные черты его характера зависят не от его усилий, а определяются влиянием внешних обстоятельств;

3) активная типичность, выражающая конформистское желание личности «быть как все», когда все её действия направлены на реализацию общепринятых целей и ценностей;

4) пассивная типичность, характеризующая неосознанное соблюдение человеком социальных стереотипов, его подчинение нормам общества .

Типология жизненных стратегий С.И. Кудинова (2007) выгодно отличается от типологии Е.П. Варламовой и С.Ю. Степанова тем, что в ней отсутствует идея объектно-субъектной позиции человека относительно его жизненной стратегии. Он обращает внимание на деятельном, социальном и личностном типах самореализации, т.е. на востребованность субъектной позиции личности. Её деятельная самореализация определяется С.И. Кудиновым как самовыражение в различных сферах жизнедеятельности. Социальная самореализация личности ориентирована на осуществление общественно-значимой деятельности, личностная - способствует духовному развитию и личностному росту .

А.Е. Созонтов (2007) разработал следующие типы жизненных стратегий, которые, по нашему мнению, являются характерными и для российских старшеклассников:

  1. тип «иметь» - направленность личности на достижение социального успеха, высокого статуса, возможности безграничного приобретения и потребления. Наиболее предпочитаемыми ценностями являются: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждение и др.;
  2. тип «не иметь и не быть» - направленность на приспособление к социально-экономическим условиям. К приоритетным ценностям, транслируемым из поколения в поколение, относятся: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;
  3. тип «быть» - направленность на творческую самореализацию, поддержание условий, обеспечивающих благополучие близких, значимых людей. К числу важнейших ценностей относятся: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;
  4. тип «иметь против быть» - ориентация на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Эти два стремления находятся в конфликте, в связи с чем, жизненная цель является неопределенной. В результате проявляется ценностный кризис, который выражается в принятии «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых);
  5. тип «иметь, чтобы быть» - направленность на достижение успеха, обеспеченности и на творческую самореализацию. К жизненным ценностям относятся: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. .

М.Р. Плотницкая (2008) выделила прогрессивный и рецептивный типы самореализации. Характерными чертами прогрессивного типа стратегии самореализации является внутренняя стратегия достижения и самоактуализации человека в обществе, которая проявляется в гармоничном восприятии мира и себя в нем, а также в высокой степени саморефлексии. Рецептивная стратегия самореализации - это внешняя стратегия «потребления» социальных успехов и благ личностью. Рецептивная стратегия самореализации отличается от прогрессивной фрагментарностью, отсутствием целостной концепции себя в мире, доминированием социальных факторов в процессе самореализации, а также ограничением жизненных сфер самореализации .

Принимая во внимание характер и меру рациональности стратегий, Е.Н. Бондаренко (2009) разработала следующую типологию жизненных стратегий молодежи: «прагматик», «профессионал», «плывущий по течению», «иждивенец», «игрок». Целерациональное начало, по ее мнению, в большей мере присутствует в таких типах стратегий жизни, как: «прагматик», «профессионал» и «иждивенец». Ценностно-рациональное начало проявляется в жизненных стратегиях «игрока» и «плывущего по течению» . Приоритетной стратегией «профессионалов» является образование. Реализация этой стратегии возможна благодаря их академической мобильности. В отличие от «профессионалов», которые заинтересованы в жизненном успехе, «плывущие по течению» не занимаются проектированием жизненной стратегии. Для «иждивенцев» характерным признаком является отсутствие системы жизненных ценностей. Это можно объяснить низкой самооценкой обладателей данного типа, побуждающей их подражать другим, что мешает проявить индивидуальность в конструировании стратегии своей жизни. Доминирующим ресурсом «игроков» является удача. «Прагматики», напротив, строят жизненную стратегию в соответствии с главной целью жизни. Их отличие от «профессионалов» выражено ориентацией на реализацию себя в карьере .

Основываясь на целях жизнедеятельности и средствах ее реализации, Р.Мертон определил следующие типы жизненных стратегий:

Конформистские доминанты, которые выражаются в преемственности ценностей и общепринятых средств их достижения;

Инновационные - ориентированные на изменение средств с учетом преемственности целей;

Доминанты ритуализма как отсутствие целей, воспроизводство средств, порождающих имитационные формы стратегий жизни;

Доминанты ретреатизма с установкой человека на отчуждение и уход от реальной жизни;

Бунтарские доминанты, определяющиеся нежеланием личности следовать социальным нормам поведения, когда выбор видов деятельности полностью противоречит ценностям среды, в которой вырос человек .

Л.И. Дементий и В.Е. Купченко (2013) в качестве параметров выделения жизненного целеполагания и способности оказывать влияние на свою жизнь выделили три типа жизненных стратегий: «фаталистический», «самореализующийся» и «конформистский» типы. Представители «фаталистического» типа стратегии жизни характеризуются отсутствием жизненных целей и временной перспективы. Хорошее знание своих индивидуальных особенностей и потребностей, а также готовность к спонтанным поступкам присущи людям с самореализующимся типом жизненной стратегии. Обладатели конформистского типа стратегии жизни считают, что их жизнь находится в руках окружающих людей .

Изучение и анализ разработанных учеными типологий жизненных стратегий необходимы для определения типов, которых придерживаются учащиеся старших классов. Выполненная работа способствовала выбору такого типа стратегии жизни, как «творческая уникальность», предложенного Е.П. Варламовой и С.Ю. Сделанный выбор можно объяснить тем, что ключевая идея данного типа жизненной стратегии заключается в принятии старшеклассником субъектной позиции в процессе проектирования и реализации своей жизненной стратегии. Роль учителя в данном процессе заключается в том, что формируя творческую уникальность старшеклассника, он оказывает помощь старшему школьнику не только в формировании жизненной стратегии, но и создает условия для того, чтобы выпускник общеобразовательной школы смог занять активную позицию в жизни и включиться в созидательное преобразование своего будущего.

Библиографическая ссылка

Илаева Р.А., Савина Н.Н. СУЩНОСТЬ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ И ЕЁ ТИПОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25635 (дата обращения: 18.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Быдло или не быдло - вот в чем вопрос.

Статья, конечно же, вовсе не о быдле - в том смысл е, который имеет обычно в обращении негативный оттенок и даже используется как ругательство. О психи ческом явлении, обозначаемом словом "быдло" случилось на этом сайте. Это слово использую в значении - как символ состояния, не требующего творческой мотивации у людей, которым не особо досаждает неудовлетворенность существующим (не берусь сказать, насколько она предопределеная наследственно). Да, у этого слова печальный, антиэволюционный оттенок.. . Однако, слово "быдло" подразумевает один из наиболее общих полюсов личных стратегий в жизни.

Говоря о рамках применимости понятия, стоит заметить, что не всегда эволюция, кипение желанием что-то изменить - оправдана в определенных условиях, близких к оптимуму для данного вида. Кошки милы и чудесны даже без творчества:) хотя игручие, творческие авантюристки намного интереснее многим.

Так же уточню, что слово "творчество" принимается не в расхожем смысл е. Можно условно выделить три уровня задействованности механизмов творчества . Первый - перебор воспоминаний с прогностическими сноподобными видениями возможных радужных (или суровых) картин, второй - на базе первого, но с подключением навыков выработки новых вариантов - как бы промежуточный уровень творчества и третий - на базе второго, но с мотивацией воплотить эти творческие фантазии для передачи в социум.

Более подробно: Первый уровень - режим прогностических раскруток значим ых сюжетов или режим сновидения, - чистая фантазия, остающаяся при себе, со всеми неадекватами. В этом варианте возникающие новые-значим ые сюжеты обусловлены текущими контекст ами цепей переживаний, перекрывание которых может создвать новые комбинации. Это - пассивное творчество - в смысл е не требующее активного привлечения генератора новых идей. Эти варианты могут в подходящих ситуациях быть опробованы реально.
Второй уровень - не просто пассивно мотивационные субъективные фантазии, а к ним подключаются наработанные навыки нахождения новых желаемых вариантов. Это, так же, может так и оставаться субъективной фантазией и нагромождаться во все более далекие от реальности размышлизмы, а может, в подходящих условиях, пробоваться реально, но оставаясь личными субъективными навыками. Человек остается вещью в себе и, отдав коньки, забирает все свое с собой в никуда.
Третий уровень включает усилия по формализ ации своих идей для передачи сведений о личных прогнозах другим людям. Это - жизненное творчество, которое, при достаточной востребованности, остается на какое-то время своей актуальности в совокупном сознании общества.
Надо сказать, что все три уровня оказывают воздействие на окружающих людей тем или иным образом, раз они наблюдают то, что носит проявления этих идей: поведения человека - носителя идеи. Он влияет на окружающих близких людей, те, в свою очередь, распространяют это дальше.
Но только в третьем варианте идеи имеют настолько более широкое влияние, насколько общеразделяемые символы в формализ ованном виде идее это позволяют. Конечно же, коммуникация с помощью вербальны х символов намного обширнее.

Даже с точки зрения запасания впрок нарабатываемых творчеством навыков более универсальной адаптивн ости, польза - довольно спорна: невозможно все предусмотреть, и есть определенный вред в самосовершествовании без насущной необходимости . Так что быдло не должно бы огульно быть порицаемо, - оно занимает свою, возможно, очень важную, стабилизирующую нишу в социуме. Мало того, даже самые неравнодушно-кипучие - далеко не всегда творцы, а во многих ситуациях и моментах подходят под критерии быдла, а некоторые творцы лучше бы были быдлами в виду деструктивности для социума результатов своих усилий. Но никто не скажет заранее какое зло когда может обернуться добром и наоборот...

Все не могут и не должны быть одинаковыми и, соответственно, играют те социальные роли, для которых сумели приспособиться. Лишь в ограниченном ареале взаимопонимаемого людей объединяет общая культур а. В гораздо большем они относительно стабильно принадлежат к разным субкультур ам и более локальным анклавам от круга самых близких до круга по интересам, определяемым личной жизненной стратегией. Это определялось на ранних этапах формирования личности .

Пример конкретного влияния общеразделяемого в культур е, что задается на ранних этапах развития виден в статье Жизненные стратегии современной молодежи :

Как показывают данные социологических исследований последнего времени, в родительских установках преобладает ориентация на конформист ские ценности (умение вести себя на людях, честность, аккуратность, послушание родителям, хорошие отметки и поведение в школе ) и в значительно меньшей степени ориентация на развитие внутренних регуляторов поведения детей (ответственность, чуткость и внимательность к людям, любознательность, самоконтроль ). Такая ориентация родителей на передачу детям конформист ских ценностей в ущерб развития у них внутренних регуляторов поведения делает подростков в высшей степени зависимыми от того, в какое окружение они попадают , что в условиях нестабильного российского общества особенно повышает вероятность девиантного поведения.

Параллельно с активной рекламой явно завышенных стандартов уровня жизни пропагандируется идея о том, что бедность - результат личных недостатков человека: лени, непрофессионализма, негибкости, безинициативности... Поэтому бедным быть стыдно! В результате в общественном мнении сформировалось представление о том, что общество делится на людей успешных, то есть имеющих деньги (в первую очередь, это - предприниматели и преступники) и на всех остальных (то есть бедных и, следовательно, неуспешных).... Специфика российской ситуации состоит в том, что на грани бедности и за ее чертой оказались прежде вполне благополучные в социальном плане люди, среди которых было много и специалистов с высшим образованием.

См. критику Айн Рэнд Атлант расправил плечи .

Наиболее распространенная жизненная стратегия молодого поколения - получение образования, дающего денежную профессию, и благоустроенная личная жизнь - выстраивается ради достижения максимальной независимости, полной свободы, противоположной любым ограничениям, любым "зависимостям". По сути дела, эта жизненная стратегия формулируется так: "я хочу иметь хорошее образование и высокооплачиваемую работу, чтобы ни от кого не зависеть". Иначе говоря, я вступаю в социальный мир (учусь, зарабатываю, тружусь), потому что я хочу освободиться от общества и даже от семьи ("ни от кого не зависеть!), не быть ни чем и ни с кем связанным, "делать, что хочу"....Очевидно, что нынешняя модель успеха, питаемая мечтой о безграничной свободе, не более, чем утопия. В то же время она является естественной реакцией на страх перед криминализацией общества и все увеличивающейся пропастью между богатыми ("бизнесменами") и бедными ("всеми остальными").

Как и любой акт адаптации личности к новому с использованием механизмов сознания , процесс выбора и верность выбора жизненной стратегии предполагает личную оценку результата: насколько желаемое оказывается в соответствии с ожидаемым. Другими словами, в наиболее общем плане, раз речь идет о стратегии, главную роль играет оценка удовлетворенности существующим, в самом общем плане - удовлетворенности жизнью.

И здесь есть важный момент: от специфики системы ценностей конкретной личности зависит такая оценка, как и вообще склонность к переоценке или недооценке значения результатов своего поведения. Легко увидеть в принципе, что те, кто склонен завышать позитивность результатов своей деятельности, легче удовлетворяются достигнутым, на том и прекращают усилия, останавливая процесс приспособления к новому. Они легко оценивают результат как вполне приемлемый, оценка может иметь до того низкий порог удовлетворения результатом, что их система представлений даже неудачи склонна оправдывать какими-то своими объяснениями (что всегда бывает при наличии очень важной Идеи или идеи-фикс , но легкость позитивной оценки не всегда имеет причиной такую идею).

Вот несколько иллюстрирующих высказываний.

Беспокойство - это неудовлетворённость, а неудовлетворённость - первейшее условие прогресса . (Томас Эдисон)

Неудовлетворённость - источник не только страданий, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых народов . (Эрих Ауэрбах)

Главные свойства его характера - вечная неудовлетворённость и постоянная строптивость - не только стимулировали Ломоносова двигаться вперёд, к открытиям, но довольно часто создавали проблемы и неприятности на пути к просвещению .

В книге Скотта Миллера, Глава 13 Удовлетворенность жизнью :

Одну из популярных тем психологии старения называют по-разному: «моральное состояние», «субъективное благополучие», «удовлетворенность жизнью* или просто «счастье». Речь идет о вопросе, имеющем огромное значение: насколько доволен человек своей жизнью?

На разрешение этой проблемы было направлено множество исследований с использованием LSI и SWLS и аналогичных методик.

Связь с удовлетворенностью жизнью имеет и семейное положение; у лиц, состоящих в браке, показатели удовлетворенности жизнью в целом выше, чем у овдовевших или разведенных.... Наверное, наиболее интересный результат касается связи между уровнем активности и удовлетворенностью жизнью. В ряде исследований было обнаружено, что эта связь положительна - то есть пожилые люди, ведущие активный образ жизни, более довольны своей жизнью, чем те, у кого уровень активности снижен.

Можно сделать предположение, что столь выраженная связь между неудовлетворенностью и прогрессом эволюционно воплотилась в наследуемую предрасположенность некоторых людей к неудовлетворенности существующим, раз это является мощным приспособительным фактором эволюции человека. Однако, гипертрофированность такого качества может оборачиваться бедой для социума, и поэтому проявления излишней неудовлетворенности, выраженной в конкретных действиях, так же должно было бы быть как-то эволюционно ограничено. Возможно, таким ограничителем и является консервативная предрасположенность к быдло-существованию, которая может отстаиваться очень даже активно.

В любом случае можно констатировать, что в социуме есть баланс тех, кто предрасположен к активной неудовлетворенности, и тех, кто предрасположен к консервативности. Первые обеспечивают прогресс, они имеют более развитые системы адаптивн ости, они - увлеченные исследователи. Вторые препятствуют всем некомфортным для них, настораживающим новшествам. Первые чаще бывают великими героями и великими злодеями, они кипят жизнью потому, что только это придает их жизни смысл , в какой-то мере удовлетворяет. Им необходима социально востребованная активность, наполняющая их жизнь смысл ом. Вторые легко могут удовлетворяться и без особой социальной активности, общением в кругу близких или анклаве по интересам. Но вообще без социальной активности не может быть никто , - это приводит к жестокой депрессии .

Из статьи Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека :

Под стратегией жизни мы понимаем такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной. Другими словами, это искусство ведения собственной жизни.

Проблема стратегии жизни тесно связана с вечной проблемой смысл а жизни, и если первая отвечает на вопрос как жить, то вторая - ради чего жить.

Основными показателями эффективности стратегии жизни человека являются его удовлетворенность жизнью и психи ческое здоровье.

...Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что люди с более высокими показателями осмысл енности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, выбирают и реализуют такой способ жизни, который лежит в основе жизненной стратегии творчества, т.е. сознательно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни и опираются на такие ценности, как любовь, красота, творчество, добро, развитие. Они удовлетворены своей жизнью и имеют более высокие показатели психи ческого здоровья.

А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности. Именно в детстве, по его мнению, и формируется жизненный стиль - интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек, которые определены условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится.

Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная ("потребительская ") активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная ("достиженческая ") активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.

Стратегия творчества - это способ бытия, при котором человек сознательно или неосознанно занимает позицию активного творца своей жизни , опираясь на такие ценности, как любовь, красота, добро, развитие, т.е. осуществляя выбор в пользу душевного и духовного здоровья.

Люди, которые имеют более низкий уровень субъективного контроля, не привыкли нести ответственность за свою жизнь , они не чувствуют в себе сил влиять на ход своей жизни, живут по принципу "иметь " (по Э. Фромму), в отличие от тех, кто стремится "быть " многим.

Самая распространенная, интуитивно исповедуемая установка в мотивациях тех, кто вполне удовлетворен жизнью - стремление к получению удовольствий. В условиях низкой требовательности в оценки собственного поведения, это становится главным оправданием даже явно неадекватн ых действий, которые требуют каких-то оправданий для устранения негатива не соответствия предполагаемого и получаемого. По отношению к тем, кто не демонстрирует это, "трудоголикам", исследователям, увлеченным творцам всех видов, возникает часто высказываемый вопрос: "А как же ты расслабляешься?".

Стремление к удовольствию - как цели, в самой основе может быть контекст ом жизненной стратегии и, соответственно, возможности достижения таких целей - очень разнообразны и, чаще всего, достаточно доступны. Конечно, сознается и принимается необходимость этапа подготовки, этапа необходимых усилий для накопления потенциал а, который можно обратить в удовольствие. Но в самых непритязательных случаях это реализуется традиционной "оттяжкой" с вечера пятницы и в выходные, расслаблением в отпуске и праздниках вполне ставшими традиционно-привычными способами, дополняемыми доступной экзотикой.

В целом создается уверенное впечатление: все, на что направляются усилия, все возникающие задачи и цели имеют одну основу мотивации: получение итогового удовольствия, радости, в самом общем виде - ощущение счастья .

Такие представления настолько глубоко коренятся, что если человек не получает регламентированной ему в определенных случаях дозы, то это серьезно озабочивает его вплоть до крутящегося в голове слова "неудачник".

Если бы это было верно, то проблема погружения человечества в нирвану счастья становится легко разрешима потому, что есть очень действенные технические способы достичь счастливого состояния любой мыслимой силы и длительности, и на этом закончится смысл существования любой личности. Если вообразить, что всем дали кнопки счастья и нужно лишь тыкать в них, что технически реализуемо уже сегодня, то к началу следующего дня планета Земля полностью освободится от экологических проблем сгинувшего человечества.

На самом деле ощущение счастья и несчастья - функционально равноправные и равнонеобходимые оценки происходящего с личностью, которые позволяют научиться избегать плохого и стремиться к хорошему. Понятие плохого и хорошего принципиально индивидуальны, зависят от текущего состояния системы значим ости личности и никто, кроме самой личности не может дать верную их оценку в данных условиях.

Счастливые состояние отмечают удачные действия, несчастливое - пока недостигнутое желаемое. В первом случае можно больше не задумываться, а просто пользоваться найденным удачным рецептом действий, которое становится привычным, во втором все зависит от личного порога притязательности, от мотивирующей силы неудовлетворенности.

У каждого есть такой порог: начиная с некоторой прогнозируемой сложности при данной силе потребности, поиск путей решения проблемы откладывается, а то, в исходе чего не уверен, не совершается. Этот порог нарабатывается личным жизненным опытом и так же как любой навык зависит от конкретики условий.

Это очень важный вид личного знания: в какие ситуации вмешиваться, а в чем лучше не участвовать. И, как и любое знание, невозможно передать другому непосредственно, в виде сведений. Когда человек не уверен в исходе, чувствуя чем может грозить неудача, а другой настойчиво кричит: "Да прыгай же ты, трус! Тут всего шесть метров! При падении сгруппируйся и все будет хорошо!!", то второй не сможет вот так просто воспользоваться автоматизмами чужих реакций, которые тот нарабатывал для себя. Он еще ни разу в жизни вообще не группировался, и, прыгнув, он может получить свой опыт слишком дорогой ценой, но так толком и не научившись правильному действию. Как лучше поступать в подобных критических ситуациях?.. В статье Про опасности :

То, что выполняется уверенно, без раздумий, автоматически - представляет собой наиболее хорошо отработанный опыт. Он дает максимально ожидаемые, позитивные результаты и наименьший риск. А то, что требует раздумий, не достаточно уверенное, - дает высокой риск неудачного исхода. Вот и критерий: Если задумался, не достаточно уверен, - будь особо осторожен и, по возможности, не спеши.
Если подошел к бревну через бурную речку, это - не ново для тебя и не вызывает раздумий, то иди, не задумываясь и, скорее всего все будет хорошо. Иначе стоит очень хорошо обдумать более безопасный вариант прохождения, например, не на ногах, а сидя, переерзывая все далее по бревну.
Общая стратегия: если есть время и ситуация не уверенная, - как можно лучше подумай. Но когда уже нет времени, нужно действовать, то делай это не задумываясь , как баран, прыгающий по скалам, уверенно и автоматически, - это даст наиболее высокий шанс на успех. Тогда остается только уповать на лотерею судьбы...

К этому моменту должно уже становиться понятно, насколько верность выбора жизненной стратегии определяется пониманием того, каким образом происходит приспособление личности к окружающему. Так, оказывается, что расхожие представления о том, что нужно стремиться к счастливому состоянию - как самоцели это - вывернутый наизнанку механизм: как организовывается наработка личного опыта за счет позитивной или негативной оценки результатов попытки действия. Оказывается чтобы оставаться в ладах с окружающим нужно стремиться не к счастью во что бы то ни стало и желательно в чистом, не омраченном виде, а к успешности своих действий, которая сопровождается ощущением радости получения желаемого. А неудовлетворенность или досада от неудачи не должны рассматриваться как ни в коем случае не допустимое, ведь тогда никогда не научиться забивать гвозди, ездить на велике, побеждать противника и вообще чему бы то ни было потому, что любое обучение неизбежно основано на ошибках проб и нахождении путей их корректировки в направлении желаемого результата.

Способом быть как можно ближе к основным струям социальной жизни и при этом оставаться самобытной личностью, а не придатком чужой воли, неизбежно оказывается необходимость развития достаточно действенной базовой системы понимания - мировоззре ния . На этой основе у социально активной части людей становится возможным формирование самобытного влияния в обществе - в области своей специализации.

«Представляется, – подчеркивает Н.Ф. Наумова, – что сегодня наиболее перспективные подходы к исследованию переходного общества и формирующихся в нем жизненных стратегий связаны, во-первых, с применением теории сложных, развивающихся систем и, во-вторых, с анализом, обобщением того огромного первичного эмпирического материала, который собран в рамках социологии катастроф, изучения социального стресса и экстремальных ситуаций, социальных проблем и кризисов» .

В работах Ю.М. Резника, Т.Е. Резник, Е.А. Смирнова стратегии жизни рассматриваются как символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания идеальные образования, реализующиеся в поведении человека ориентиры и приоритеты. Идеальность стратегии проявляется, с одной стороны, субъективно как нечто, содержащее уникальные и неповторимые, ситуативно возникающие и надситуативные личностные смыслы и цели, с другой – объективно как нечто, включающее культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности, усвоенные человеком в процессе социализации. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности – в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий. Идеальность стратегии тесно связана с ее реальностью, т.е. стратегическим поведением, под которым понимается внешняя, предметно-чувственная форма выражения жизненной стратегии .

В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.

Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него - это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.

К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в создании новых граней собственной личности. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.

Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек - активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.

По А. Адлеру каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве. Жизненные цели всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели – амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека". Жизненный стиль – это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно – они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу – это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Человек формирует свою личность.

1.2 Типология жизненных стратегий

Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои работы изучению и классификации жизненных стратегий. Рассмотрим подробнее их типологии.

Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

К. А. Абульханова-Славская (1991) рассматривает концепцию жизненной стратегии как интегральную характеристику, включающую поиск, обоснование и реализацию своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований (надо) с личностной активностью, ее ценностями, способом самоутверждения. На основе личностной активности (внутренний фактор) и типе организации времени (внешний фактор) каждая личность может строить свою стратегию жизни как стратегию учета своих возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо. Понятие стратегии жизни, по нашему мнению, отражает философский аспект самоопределения личности. Как видим, К.А.Абульханова-Славская также признает наличие двух линий самоопределения.

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:

    Творческая уникальность – отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;

    Пассивная индивидуальность – представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его индивидуальное своеобразие в основном зависит не от его усилий, а определяется внешними обстоятельствами;

    Активная типичность – отражает стремление человека «быть как все», когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей;

    Пассивная типичность – характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественным нормам.

В своем исследовании А.Е. Созонтов, основываясь на типологии жизненных стратегий Э. Фромма, выделяет следующие основные типы жизненных стратегий, характерные в современных условиях для российских студентов:

    тип жизненных стратегий «иметь» – представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на достижение социального успеха, статуса, возможности неограниченного приобретения и потребления. В числе его наиболее предпочитаемых ценностей: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждения и др.;

    тип жизненных стратегий «не иметь и не быть» – представитель этого типа, конструируя собственную жизнь, преимущественно направлен на приспособление к наличным социально-экономическим условиям. Приоритетными для такого человека выступают в основном ценности, транслируемые из поколения в поколение: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;

    тип жизненных стратегий «быть» – представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на творческую самореализацию, стремится к поддержанию благополучия близких, значимых людей. Среди приоритетных для него ценностей: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;

    тип жизненных стратегий «иметь против быть» – представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлен и на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Два данных стремления для него находятся в конфликте, в связи с чем ведущая жизненная цель остается во многом неопределенной. У такого человека проявляется ценностный кризис, выражающийся в тенденции к принятию «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых), зачастую без выбора между ними;

    тип жизненных стратегий «иметь чтобы быть» – представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлении и на достижение успеха, обеспеченности, и на творческую самореализацию. Для него два данных стремления не противоречат друг другу, он активно ищет возможности их совместной реализации в современных условиях. Среди приоритетных: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. .

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью. Была обнаружена зависимость уровня психического здоровья от выбора той или иной группы ценностей: испытуемые, ориентированные на внешние ценности в ущерб внутренним, имеют низкие показатели психического здоровья. Уровень психического здоровья определялся с помощью методики САТ, методов измерения уровня депрессии, жизненной энергии и удовлетворенности жизнью.

Э. Фромм утверждает, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором - «иметь» или «быть», т.е. или как можно больше иметь (в том числе материальных благ), или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим». И часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь» в ущерб перспективе личностного развития. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам.

К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям: 1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь, 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» – жизнь это борьба за существование, 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Однако часто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни.стратегий нау­чения. Анализ этих стратегий ... встречавшиеся ранее , ... личности , делится на "разрешенную" и "не раз­решенную" к воспоминанию ... личности (это та степень удовлетворения и само­реализации , которую получает личность ...

  • Психобиографический метод исследования и коррекции личности

    Реферат >> Психология

    Накладывает ограничения на самореализацию личности , врывается в... убеждений, стратегии жизни. ... переживаний и ранних воспоминаний . Так же... личности как отражение в сознании личности ... воспоминаний оказывается их достоинством в целях понимания отношений личности ...

  • Психология личности . Курс лекций

    Конспект >> Психология

    ... их иерархической структуры. В раннем детстве... форме отражения потребностей, т.е. их ... стратегию жизни личности , а характер - тактику поведения личности ... воспоминаний , а также незначительных воспоминаний , ... путь к личности" или "самореализацию"" . Индивидуация...

  • Теория личности (3)

    Учебное пособие >> Психология

    Бисексуальность есть отражение того... глубокий уровень личности , содержащий воспоминания и образы, ... стадия. Ранняя зрелость (Ранняя взрослость) ... их появление. Эта стратегия известна... Потребность в развитии личности и самореализации . Побуждение в реализации...