Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумковская основная общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

на тему:
«Какая ты, Баба Яга,
добрая или злая?»

Работу выполнила Минамуллина Кристина,

ученица 3 класса

Руководитель

Сысолина Т.В.,

Педагог-библиотекарь

с. Андреево

2016 год

Введение………………………………………………………………....………..3

1.Значение имени Бабы Яги………………………………………..……5

2. Образ Бабы Яги в сказках………………………………………….....6

3. Баба Яга глазами детей и взрослых………………………………….10

Заключение. ……………………………………………………………………...11

Список использованной литературы………………………………………......12

Приложение 1.…………………………………………………………………...13

Приложение 2……………………………………………………………………14

Введение

Я был в избушке на курьих ножках.

Там все как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

К. Бальмонт

В мир сказок мы вступает в самом раннем детстве, как только начинаем говорить. Русская волшебная сказка создала замысловатый мир. Все в нем необыкновенно. Топор сам рубит лес; печка разговаривает, яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей- лебедей.

Кто же это Баба – Яга?

Слушая сказки, мы привыкли, что Баба –Яга необходимый персонаж.

Что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к сказкам. Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.

Актуальность проблемы:

Читая книгу Кати Матюшкиной «Веники Еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане», я очень волновалась за главную героиню – Бабу Ягу. Она со своей приёмной дочерью, которую она нашла маленькой в капустном поле и вырастила, пыталась победить Кощея Бессмертного. В этой сказке Баба Яга мне была совсем не страшной, а скорее симпатичной, и я сопереживала ей и ждала ее победы. А недавно я услышала, как мама читает моему младшему брату русскую народную сказку «Гуси-лебеди». В этой сказке Баба Яга вредная злобная старуха, которая приказала гусям похитить ребенка, чтобы его съесть. И мне стало интересно, какая же она - Баба Яга: злая или добрая.

Цель: уточнение образа Бабы Яги.

Задачи:

Проанализировать образ Бабы Яги;

Узнать значение имени Бабы Яги, как она выглядит и где живёт;

Узнать, какие поступки совершает Баба Яга в сказках: хорошие или плохие;

Узнать, как относятся взрослые и дети к Бабе Яге;

Гипотеза: предположим, что Баба Яга может быть разной.

Объект исследования: Баба Яга.

Методы исследования: чтение книг, анализ художественных произведений; размышления, сравнение качеств Бабы Яги и их обобщение; анкетирование учащихся.

    Значение имени Бабы Яги

Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, я обратилась к энциклопедиям, толковым словарям. Из словарей я узнала о Бабе Яге следующее: Баба Яга (Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица;) – «загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами». В толковом словаре С.И. ОжеговаБаба Яга - это «злая старуха-колдунья в русских народных сказках». В словаре Далядается толкование «яга, ягавая, ягая - род ведьмы, злой дух, безобразная старуха». В Толковом словаре русского языка В.И. Даля Баба яга - «сказочное страшилище, большуха над ведьмами, подручница сатаны».

Оказывается, имён у Бабы Яги очень много – Яга, Ягая баба, Ягинишна, Ягабова, Ягишна, Ягабиха, Ягиха, Ягая. Имя «Баба Яга» состоит из двух слов: баба и яга. Слово «баба» толкуется в словаре В.И. Даля как «Деревенская женщина, обычно замужняя». Другое значение этого слова – «То же, что бабушка». А что за имя такое - Яга? Ученые выдвигают две версии: возможно, от соснового таежного бора, в котором растет ягель (он когда-то так и назывался - «яг»), то ли от простого словосочетания - баба в яге (в современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой «Яга-это шуба мехом наружу»). Также, одна из точек зрения о расшифровке слова «Яга» - «решающий». Таким образом, Баба Яга – возможно, женщина, которая все решает сама.

Как видим, даже у ученых нет единого мнения о происхождении имени Бабы Яги.

    Образ Бабы Яги в сказках.

Чтобы узнать, как выглядит Баба Яга и какие поступки она совершала, я прочитала русские народные сказки:

    Терешечка.

    Марья –Моревна.

    Василиса Прекрасная.

    Баба-Яга.

    Гуси-лебеди.

    Сказка о молодильных яблочках и живой воде.

    Царевна – Лягушка.

    Финист-Ясный сокол.

    Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что.

    Заколдованная королевна.

Во всех сказках, мне кажется, Баба Яга выглядит одинаково. Это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная: например, в сказке «Финист-Ясный сокол» описана так: «…баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос...»

«Царевна-лягушка»: «.. на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-Яга, костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос».

«Марья-Моревна»: «… в избушке сидит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки».

А для того, чтобы попасть к Бабе Яге, приходится идти долго, преодолевая разные препятствия. В сказке «Василиса Прекрасная» Василиса шла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка Бабы Яги.

Марьюшка из сказки «Финист-Ясный сокол» шла чистым полем, шла темным лесом, высокими горами, износила башмаки железные, посох железный изломала и колпак железный порвала, пока пришла к избушке Бабы Яги.

В «Сказке о молодильных яблочках и живой воде»: «… Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по зеленым лугам, по каменным горам, ехал день до вечеру - красна солнышка до закату - и наезжает на избушку…»

Значит, живёт Баба Яга очень далеко в дремучем лесу, в самой чаще, куда непросто попасть.

Дом у Бабы Яги – это избушка на курьих ножках. «Огляделся Иван кругом, увидал тропинку и пошёл по ней – авось куда и приведёт. И привела его тропинка в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинёшенька, на курьей ножке, об одном окошке, со крутым крыльцом.» «Сказка про Василису Премудрую»

«Гуси-лебеди»: «…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается».

Передвигается Баба-Яга в ступе, погоняя ее пестом, заметая следы помелом. «Вдруг слышит Василиса – земля дрожит, ходуном ходит. Это Баба Яга в ступе летит, пестом погоняет, помелом след заметает» - так описано появление Бабы Яги в сказке «Василиса Прекрасная».

Кто же встречается в сказках с Бабой Ягой? По какой причине герой сказки попадает в такое неприятное место?

В некоторых сказках у Бабы Яги оказываются дети. Баба Яга хочет их съесть и предлагает сесть на лопату, чтобы она могла посадить их в печь.

Детей или похищает сама Баба Яга, как в сказке «Терешечка», или по ее приказу крадут детей гуси, как в сказке «Гуси-лебеди».

Но в этих сказках дети оказались у Бабы Яги потому, что не послушали своих родителей. Машенька не за братцем смотрела, а с подружками играла. И брат их оказался у Яги тоже из-за того, что ослушался маму. В этих сказках детей Яга не съела, всем им удалось от нее сбежать, но для этого им пришлось обмануть Ягу, проявить смелость, смекалку или попросить помощь у других героев, которые помогали детям за их хорошее отношение к ним.

Иногда к Бабе Яге отсылают своих падчериц-рукодельниц, красавиц мачехи, как в сказке «Баба Яга».

Взрослые попадают к Бабе Яге почти всегда по своей воле, они специально ищут ее. Кто же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? Баба Яга много знает, особенно про волшебный мир, который отличается от мира людей. А еще у нее часто просят волшебные предметы, которыми она владеет. В некоторых сказках к ней идут, чтобы спасти своих близких.

Получается, что в данных ситуациях Баба Яга добрая, мудрая – она всегда помогает тем, кто обратился к ней за помощью. В сказках «Марья Моревна», «Баба Яга», героям, пришедшим за помощью, Баба Яга соглашается помочь. Но она проверяет, заслуживают ли волшебные предметы или коня герои, смогут ли они выполнить ее задание.

Например, в сказке «Марья–Моревна»: … "Здравствуй, бабушка!" - "Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел - по своей доброй воле аль по нужде?" - "Пришел заслужить у тебя богатырского коня!" - "Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасешь моих кобылиц - дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся - торчать твоей голове на последнем шесте!"

В сказке «Баба Яга»: «Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!»

А есть такие сказки, в которых Баба Яга помогает героям, не желая им зла. Но сразу при встрече она тоже их пытается напугать, говорит: «Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?» или «-Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел! Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь…». И если герои не испугались, говорили ласково, то Баба Яга им и предметы волшебные даёт, и дорогу подскажет.

Получается, что одолеть Бабу Ягу или заслужить ее сочувствие и помочь могут не все. Остаются невредимыми только те, кто проявил выдержку, смелость, не испугался её; был с Ягой вежливым; помогал слабым, был умным, смог перехитрить Бабу Ягу; сумел выполнить задание Яги. А если не сумел угодить Бабе Яге, то у нее и пропадёшь.

3. Баба Яга глазами взрослых и детей

Я решила выяснить как относятся взрослые и дети к Бабе Яге. Для этого я составила анкету и опросила учащихся начальной школы (38человек) и взрослых (6 человек) нашей школы. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

    Кто такая Баба Яга?

    Какой вы ее себе представляете?

    Где она живет?

    Чем занимается?

Большинство учеников (20) считают Бабу Ягу злой колдуньей, а большинство взрослых (5) считают, что она сказочный герой. Учащиеся представляют Бабу Ягу злой, страшной и жестокой – (26), а взрослые представляют старухой с длинным носом, бывает злой, но и доброй (4). Большинство учеников и взрослых считают, что живет Баба Яга в лесу в избушке на курьих ножках(28/6), занимается она тем, что колдует, ворует и ест детей (31 /4).

Итак, отношение к Бабе Яге у детей и взрослых разное. Возможно, мнение о Бабе Яге меняется с возрастом. Также, я считаю, что отношение к Бабе Яге зависит от того, какие произведения с этим персонажем прочитали участники нашего анкетирования.

Заключение

В ходе нашего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала много русских народных сказок, узнала значение многих непонятных слов, провела опрос среди учащихся и взрослых по теме исследования, узнала из дополнительной литературы многое о Бабе Яге.

Оказывается, что Баба Яга всегда разная. У нее много ролей, много всегда видов. Она бывает и доброй, и злой. С ее помощью учат маленьких детей слушаться родителей. Рассказывают нам о том, что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться человеком. Сама Баба Яга совсем не милая старушка, а все же страж между добром и злом, и может быть и на стороне добра, и на стороне зла. В сказках она чаще пугающая, страшная. А сейчас ее чаще представляют доброй старушкой, помощницей героев.

Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Список использованной литературы

    Афанасьев А.Н. Русские детские сказки. –М.: Дет. Лит., 1986

    Даль. В.И. Толковый словарь русского языка – М.: Эскимо, 2007.

    Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2001.

    Карнаухова И.В. Ненаглядная Красота. М.: Дет. лит., 1983.

    Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. –М.: Просвещение, 1983.

    Матюшкина К. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане/К. Матюшкина. –М: Астрель, 2009.

    Сказки народов мира / сост. Л.В. Ханбеков. – Минск: Юнацтва, 1985.

    Успенский Э. Вниз по волшебной реке/Э. Успенский. – М: Астрель, 2007.

Приложение 1

Таблица

«Баба Яга в русских народных сказках»

Название сказки

Поступок Бабы Яги

Хороший или плохой поступок

Терешечка

Хотела съесть Терешечку

Марья-Моревна

Хотела погубить Ивана-царевича

Василиса Прекрасная

Хотела съесть Василису

Хотела съесть девочку

Гуси-лебеди

Похитила ребёнка, чтобы съесть

Сказка о молодильных яблочках и живой воде

Дала совет, как найти воду и яблоки

Царевна-лягушка

Дала совет, чтобы победить Кощея Бессмертного

Финист-Ясный сокол

Помогла Марьюшке найти Финиста-ясного сокола

Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что

Помогла Андрею-стрелку

Заколдованная королевна

Помогла найти королевну

Приложение 2

Баба Яга глазами детей

Баба Яга глазами взрослых

by Записки Дикой Хозяйки

Баба-яга – образ из нашего детства. Но, достигнув определенного возраста, задумывались ли мы, откуда он появился в русском фольклоре? И что на самом деле олицетворяет этот сказочный персонаж: зло или добро?

«Домики мертвых»

Для начала вспомним о месте «прописки» Бабы-яги. Помните: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!» А почему именно избушка и почему на курьих ножках?

Когда-то территории верхней Волги, Оби и Москвы-реки населяли финно-угорские племена. Их культуру часто называют «дьяковской», так как одно из их древних городищ было обнаружено близ села Дьяково, в районе современного Коломенского.

Исследователей, изучавших дьяковскую культуру, долгое время удивляло, что среди древних памятников этого племени нет ни одного могильника. Поэтому не было никакой информации о погребальных обрядах дьяковцев. Между тем в 1934 году при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье археологи наткнулись на остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого находились кремированные останки нескольких человек.

Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. В 1966 году похожая находка была сделана в районе Звенигорода при раскопках очередного дьяковского городища возле Саввино-Сторожевского монастыря. Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны, у самого входа находился очаг.

Внутри были найдены останки не менее 24 человек. Всех их кремировали. В некоторых случаях прах находился в специальных сосудах-урнах, стенки которых с одной стороны были сильно обожжены, так как скорее всего, их во время погребальной церемонии располагали у костра. Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых».

Известно, что ставить над могилами бревенчатые срубы было принято на севере Восточной Европы и Азии, причем в отдельных местах эта традиция существовала вплоть до XVIII столетия. По-видимому, тела сжигали где-то «на стороне», а затем помещали в бревенчатую «усыпальницу». Иногда «домики мертвых» располагались на территории поселений, иногда за их пределами.

Что же касается избушки на курьих ножках, то, по мнению некоторых специалистов, на самом деле речь идет вовсе не о куриных лапах: «домики мертвых» ставили на сваях или пнях, которые в ходе погребальной церемонии обкуривали дымом перед тем, как поместить туда останки покойника – чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые.

Правильнее было бы назвать ножки «курными». «Курьи» получились, видимо, в процессе формирования фольклора. Очевидно, «домики мертвых» играли еще и культовую роль. Древние финно-угры видели в них «порталы», ведущие в подземное царство, куда уходят усопшие… Ведь и для сказочных героев путешествие в волшебную реальность зачастую начинается именно с избушки Бабы-яги.

Страшилка на ночь

А откуда, собственно, взялся сам образ злобной старухи-колдуньи с «костяной ногой»? Скорее всего, похоронные ритуалы поручалось исполнять именно жрицам женского пола, возможно, это были старые женщины…

Есть и другие версии появления этого самого популярного сказочного персонажа. Но давайте для начала вспомним ее типичный портрет: «На печи, на девятом кирпичи лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит»

Страшная, злая, косматая, нос - в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только, особенно если читать подобное на ночь.

"Забор вокруг ее избы - из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа; вместо засова у нее - человеческая нога, вместо запоров - руки, а вместо замка - рот с острыми зубами". У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены.

В культуре древних славян распущенные волосы - связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога - умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.

Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, - прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения.

«Фу-фу, - говорит, - русским духом пахнет». Но у нее другое зрение - она видит будущее. По всему видно, что Баба-яга - умершая женщина. Живет она, как говорилось выше, в избушке на курьих ножках. У славян был и такой обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было подготовить жилище.

Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и еще одна версия появления избушки на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей - мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай.

Многие ученые полагают, что Баба-яга - божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.

Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры - в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои.

Великая мать мира

И еще – о происхождении слова «Баба-яга». Баба - главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга» - огнь - огонь. Был глагол «ягать». Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия.

Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все. Образ лесной яги-колдуньи восходит, по-видимому, к древнейшим представлениям о Великой матери мира - хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой.

Яга в сказках выступает как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал.

Избушка яги, стоящая на границе двух миров, является как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и поверьях напоминает о смерти: она весьма схожа с домовиной (погребальным сооружением в виде человеческого жилища) и нередко бывает окружена человеческими останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.).

Вместе с тем Баба-яга явно связывалась в народном воображении не просто со смертью, но и с обрядами перерождения, с идеей умирания и воскресения. Так, например, в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный во многих местах обряд «перепекания ребенка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребенка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком.

Возможно даже, что сказки о «яге-похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда инициации, посвящения юношей в охотники, введения их в определенную возрастную группу.

Обряд инициации заключался обычно в том, что подростков, мальчиков 10-12 лет, на некоторое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, проводя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники.

Инициации являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени, к магическому ритуалу охотников. В древнейшие времена этим сложным ритуалом, церемонией посвящения юношей в охотники, могла руководить и женщина-ведунья. Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую мать, богиню - повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых.

Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-яги, приходящей из леса, похищающей детей (т.е. уводящей их для обряда инициации) и стремящейся изжарить их в печи («убить ребенка, чтобы родился мужчина»), а также дающей советы и помогающей избранным героям, выдержавшим испытания.

Так что знаменитый фольклорный персонаж вовсе не так однозначен, как кажется. Но главное – без него не существовали бы чудесные сказки, которыми все мы увлекались в детстве…

Какая она – Баба­Яга
Какая она – Баба­Яга
(добрая старушка или
(добрая старушка или
злая ведьма) ?
злая ведьма) ?
ИИ
Что нужно знать, чтобы
Что нужно знать, чтобы
«отправиться в гости
«отправиться в гости
к этой загадочной
к этой загадочной
старушке?»
старушке?»


Я считаю, что Баба­Яга – злая ведьма
­ Она всем вредит
­ Создает на пути трудности
­ Баба­Яга похищает детей
­ Может посадить на лопату и
отправить в печь, чтобы потом
съесть
­ У нее страшный внешний вид
­ Её бояться маленькие дети

1. Как появилась Баба­Яга?
2. Где живет Баба­Яга?
3. Какой характер у Бабы­
Яги?

­ Должна научиться анализировать
сказки
­ Давать характеристики главным
героям произведения
­ Находить полезную информацию
­ Учиться делать выводы
1. Буду искать ответы на вопросы.
2. Подготовленный материал
покажу своим одноклассникам.

1. Изучить данные литературной
энциклопедии
2. Прочитать много русских
народных сказок
3. Посмотреть художественные и
мультфильмы
4. Познакомиться с историческими
сведениями возникновения
образа, старинными ритуалами
5. Встретиться с работниками
библиотеки
6. Провести анкетирование
одноклассников

Родословная Бабы­Яги
Родословная Бабы­Яги
Баба­Яга ­ змея
Человекоподобное существо со змеиным хвостом
Божество, имеющее недостаток в ноге
(хромоногое)
Вполне «очеловеченный» персонаж с костяной ногой
Одноногое
божество

Происхождение имени
«Яга (яга­баба, ягая баба, ягабиха, ягабова,
ягая, ягишница, ягиха, ягишна) – баба­яга,
сказочный персонаж, обитающий в дремучем
лесу; ведьма.
«Баба – Яга, костяная нога, в ступе едет,
пестом упирается, помелом след заметает».
«Баба – Яга их напоила, накормила, в
баню сводила».
М. Власова
«Новая абевега
русских суеверий»

Лесная старуха­
волшебница
Баба­Яга - в славянской мифологии лесная старуха­волшебница, ведьма
. Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА­ЯГА живет в лесу
в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы - из
человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая
нога, вместо запоров - руки, вместо замка ­ рот с острыми зубами. В печи
БАБА­ЯГА старается изжарить похищенных детей. Она - антагонист
героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из
спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА ­ЯГА (Яга Ягишна,
словенск. Ежи­ баба) - мать змеев, противников богатыря.
Кроме образов БАБЫ­ЯГИ - воительницы и похитительницы, сказка
знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫ­ЯГИ одна нога
костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она - старуха. Связь с
дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа
хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ­ЯГИ,
как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд
перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о
жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙ­ЯГОЙ,
известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и
других мифологиях.

Баба­Яга живет в избушке на курьих
ножках на границе двух миров (мира
живых и мира мертвых)
Чтобы попасть в избушку – надо ее
повернуть «к лесу задом – к себе
передом), т.е. повернуть к миру живых.
Баба­Яга, выказав свое недовольство,
накормит гостя своей (пищей другого
мира) и истопит баню. Помывшись
в бане, гость смывает с себя «дух
живых».
После этого Баба­Яга признает его за
«своего» и может оказать ему помощь.

Баба­Яга – воительница
Яга ­ похитительница
Яга ­дарительница
Дарит предметы, обладающие
волшебной силой
Яга ­ советчица
Сама ничего не делает,
но указывает, к кому
обратиться за
помощью
Яга ­ повелительница
Повелевает силами природы
и животного мира

Б а б а ­ Я г а в е д а е т
с у д ь б о й
Дарит клубок (путеводную нить)
Дает советы, которые помогают
достичь цель
«Чует сердцем»
Испытывает людей
Б а б а ­ Я г а с в я з а н а с в о з д у ш н о й и
о г н е н н о й с т и х и е й
Поднимает ветер помелом,
свистом
Летает на ступе
Лежит на печи
Связана со смертью и
подземным миром
Связана с ночью и тьмой
Она всегда старая (костяная нога)
Она слепа, не видит, а чует носом
(«русским духом пахнет»)
Живет в избушке без окон и
дверей
(домовине)
Вокруг ее дома ограда из черепов
(12 +1)
Огонь, данный ею, может убить
Похищает детей
Яга – язвить, мучить

Баба­Яга не всегда в русских
Баба­Яга не всегда в русских
народных сказках злая ведьма
народных сказках злая ведьма
Она может быть разной – и
Она может быть разной – и
доброй, и злой
доброй, и злой

Часто она помогает герою, спасает его
Баба­Яга может быть веселой и
смешной
смешной
А иногда даже красавицей
А иногда даже красавицей

Сказочный образ Бабы­Яги возник
в далекой древности
как образ смерти – страшный и
пугающий.
Сказка – продукт своей эпохи, она
изменяется во времени, народная
мысль вносит в ее
повествование свои поправки.
Современная Баба­Яга чаще приходит
на помощь герою, выручая его из
трудных ситуаций.

Сказка
«Волшебная
амфора»
В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что
жители всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а
ребятишек далеко от дома не отпускали.
Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко,
знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина
мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере,
что расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы.
Близко подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков
напускают, то ливни накликают, что дороги назад не найти.
Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу
и попросил сковать ему топор­саморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху
хлеба, топор­саморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители.
Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит! Ведьмы вылетели,
руками машут, иглами засыпают. Но Иванко не растерялся: наклонился и
шепчет: «Топор­саморуб, отруби нечисти голову!» Послушался топор, а Иванко
побежал к оврагу, набрал глины ­ и бежать! Да и топор не отстает. Прибежали
домой, заперли ставни, а топор хозяину рассказывает: «Перебил я почти всю
нечисть, да только главная такой живучей оказалась! Я ей голову оттяпал, а на
ее месте 3 других выросли! Чай Чудищу про нас с тобой уж доложила, так что
беды жди, Иванко!»

Перед закатом юноша собрал народ в свой дом, да и
ждет гостей нечистых. 12 раз пробили часы ­
прилетела нечисть, да не ожидала она только, что
гончар успеет к тому времени амфору слепить.
Обжег он ее в печи – волшебная сила наполнила
сосуд. Стоило только Иванко и его гостям
прикоснуться к сказочной амфоре, как становились
они неуязвимыми для любых злодеев. Вышли
сельчане с амфорой в руках навстречу нечисти.
Светом доброй силы волшебства ослепило ведьм в
один миг. Ничего не видя, разлетелись злыдни в
разные стороны, да и растворились совсем – свет
волшебного сосуда настиг их в пути.
С тех пор уж никто в лес ходить не боится. А Иванко
подарил амфору своей невесте и в скором времени
поженился на Марье. Живут они до сих пор душа в
душу, а сказочная амфора стоит в светлице на
столе: вечером дом освещает, утром вместо солнца
пробуждает.
Вот такая сила у волшебной амфоры из белой глины!

ГОРЕЛЫШЕВА МАРИЯ, 5

Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит.,
1992. – 245 с
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. –
248 с.
http://www.zankovcom/lit­met3.htm ­­ статьи по изучению нар. сказок
http://idea.mosuzedu.ru/ 2005/projects/getannot.php?id=64 – история и
современность в образе Бабы Яги
http://ww.paganism.ru/babayagahtm ­ о происхождении образа
http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml ­ тематические статьи по теме
http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm ­ картинки по
теме
http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba­yaga.htm ­ о славянских мифах
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm ­ о суевериях и обрядах
http://www.bookshop.ru/docs/13069?
PHPSESSID=­ ­изучение
фольклора в школе
http://www.fio.ru/index.php?id=3156 – на уроках литературы






1. Обсудим тему в классе. 2. Разделимся на группы и будем искать ответы на вопросы. 3. Подготовленный материал покажем своим одноклассникам. - Д- Должны научиться анализировать сказки - Давать характеристики главным героям произведения - Находить полезную информацию - Учиться делать выводы


1.Изучить данные литературной энциклопедии 2.Прочитать много русских народных сказок 3.Посмотреть художественные и мультфильмы 4. Познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами 5. Встретиться с работниками библиотеки 6. Провести анкетирование одноклассников




Происхождение имени «Яга (яга-баба, ягая баба, ягабиха, ягабова, ягая, ягишница, ягиха, ягишна) – баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «Баба – Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает». «Баба – Яга их напоила, накормила, в баню сводила». М. Власова «Новая абевега русских суеверий»


Лесная старуха- волшебница Баба-Яга в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, БАБА-ЯГА живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова человеческая нога, вместо запоров руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи БАБА-ЯГА старается изжарить похищенных детей. Она антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т.п. В некоторых сказках БАБА - ЯГА (Яга Ягишна, словенск. Ежи- баба) мать змеев, противников богатыря. ведьмаБАБА«избушке на курьих ножках»рукиротзубамипечи детейзмеев богатыря Кроме образов БАБЫ-ЯГИ воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У БАБЫ-ЯГИ одна нога костяная, она слепа (или у нее болят глаза), она старуха. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить ее образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мертвых. Вместе с тем такие атрибуты БАБЫ-ЯГИ, как лопата, которой она забрасывает в печь детей (ср. обряд перепекания ребенка), согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде инициации. Персонажи, сходные с БАБОЙ-ЯГОЙ, известны в германской (Фрау Холле в нем. сказках), греческой (Калипсо) и других мифологиях.дарительницыглазазвереймира мертвых перепекания ребенка


Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках на границе двух миров (мира живых и мира мертвых) Чтобы попасть в избушку – надо ее повернуть «к лесу задом – к себе передом), т.е. повернуть к миру живых. Баба-Яга, выказав свое недовольство, накормит гостя своей (пищей другого мира) и истопит баню. Помывшись в бане, гость смывает с себя «дух живых». После этого Баба-Яга признает его за «своего» и может оказать ему помощь.




Баба-Яга ведает судьбой Дарит клубок (путеводную нить) Дает советы, которые помогают достичь цель «Чует сердцем» Испытывает людей Баба-Яга связана с воздушной и огненной стихией Поднимает ветер помелом, свистом Летает на ступе Лежит на печи Связана со смертью и подземным миром Связана с ночью и тьмой Она всегда старая (костяная нога) Она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») Живет в избушке без окон и дверей (домовине) Вокруг ее дома ограда из черепов (12 +1) Огонь, данный ею, может убить Похищает детей Яга – язвить, мучить




Сказочный образ Бабы-Яги возник в далекой древности как образ смерти – страшный и пугающий. Сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в ее повествование свои поправки. Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций.



Сказка «Волшебная амфора» В одном заколдованном лесу творились необыкновенные чудеса, да такие, что жители всех ближних деревушек побаивались по грибы и ягоды ходить, а ребятишек далеко от дома не отпускали. Слух об этом загадочном лесочке дошел и до селения, в котором жил гончар Иванко, знаменитый на всю округу своим мастерством. Прослышал парень, что глина мягкая, белая для его подарка невесте – амфоры – осталась только в карьере, что расположен прямо у того страшного леса. А карьер тот стерегут ведьмы. Близко подойти не дают: то деревья валят на путника, то змей да пауков напускают, то ливни накликают, что дороги назад не найти. Однако юноша твердо решил, что достанет глины для амфоры. Пошел он к кузнецу и попросил сковать ему топор-саморуб, что ведьм убивает. Взял гончар краюху хлеба, топор-саморуб да крестик освещенный. Благословили парня родители. Вот подошел паренек к лесу, а тот как зашумит, как засвистит! Ведьмы вылетели, руками машут, иглами засыпают. Но Иванко не растерялся: наклонился и шепчет: «Топор-саморуб, отруби нечисти голову!» Послушался топор, а Иванко побежал к оврагу, набрал глины - и бежать! Да и топор не отстает. Прибежали домой, заперли ставни, а топор хозяину рассказывает: «Перебил я почти всю нечисть, да только главная такой живучей оказалась! Я ей голову оттяпал, а на ее месте 3 других выросли! Чай Чудищу про нас с тобой уж доложила, так что беды жди, Иванко!»


Перед закатом юноша собрал народ в свой дом, да и ждет гостей нечистых. 12 раз пробили часы - прилетела нечисть, да не ожидала она только, что гончар успеет к тому времени амфору слепить. Обжег он ее в печи – волшебная сила наполнила сосуд. Стоило только Иванко и его гостям прикоснуться к сказочной амфоре, как становились они неуязвимыми для любых злодеев. Вышли сельчане с амфорой в руках навстречу нечисти. Светом доброй силы волшебства ослепило ведьм в один миг. Ничего не видя, разлетелись злыдни в разные стороны, да и растворились совсем – свет волшебного сосуда настиг их в пути. С тех пор уж никто в лес ходить не боится. А Иванко подарил амфору своей невесте и в скором времени поженился на Марье. Живут они до сих пор душа в душу, а сказочная амфора стоит в светлице на столе: вечером дом освещает, утром вместо солнца пробуждает. Вот такая сила у волшебной амфоры из белой глины! ГОРЕЛЫШЕВА МАРИЯ, 6 А




Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., – 245 с Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., – 248 с статьи по изучению нар. сказок /projects/getannot.php?id=64 – история и современность в образе Бабы Яги - о происхождении образа - тематические статьи по теме - картинки по теме - о славянских мифах - о суевериях и обрядах 804e825304bhttp:// 804e825304b - -изучение фольклора в школе – на уроках литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей «Эрудит»

БАБА ЯГА.

ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ

ИЛИ ДОБРАЯ ВОЛШЕБНИЦА?

Выполнила:

Шмыгалева Дарья,

ученица 2 «Б» класса

Руководитель: Ташкинова Елена Анатольевна

г. Рубцовск 2016

Актуальность работы .

Образ Бабы Яги с давних времен и до сих пор пугает и одновременно привлекает своей загадочностью, волшебством и тайнами. Персонаж, всем известный, но не до конца изученный.

Цель исследования - поближе познакомиться с Бабой Ягой, определить мое отношение к этому герою сказок.

Задачи:

Узнать историю происхождения образа Бабы Яги.

Проанализировать роль Бабы Яги в русских сказках.

Доказать, что внешность бывает обманчива, Баба Яга - положительный герой.

Гипотеза:

Баба Яга - не просто сказочный персонаж, а положительный герой с безграничными возможностями.

Методы исследования.

Чтение русских народных сказок

Проведение опроса среди одноклассников

Просмотр рисунков русских художников

Происхождение Бабы Яги.

История Бабы Яги уходит корнями в далекое прошлое.

Из сказок мы знаем, что Баба-Яга - это сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, носом крючком, с одной костяной ногой. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы. Она живет в дремучем лесу или на болоте, в "избушке на курьих ножках". Окружает избушку забор из человеческих костей с черепами на столбах. Избушка Бабы Яги может поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом.

Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом". Баба Яга ездит или летает по воздуху в железной, каменной или огненной ступе, помелом след заметает.

Во время поездки Бабы Яги воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья.

Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "Чую, чую - человеческим духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи. Она знает язык животных и растений.

Темный лес (обязательно дремучий и очень темный!) это есть граница между нашим реальным миром и загробным. Или волшебным. В этом случае Баба Яга - охранник, страж, который стоит на границе двух миров и именно она решает, кого пропускать, а кого - нет.

А почему именно Баба-Яга получила роль стражника? Вспомним ее полное имя: Баба-Яга - Костяная нога. Оказывается, у многих народов было распространено мнение, что душа человеческая находится в стопе.

Вспомнить хотя бы выражение: "Душа ушла в пятки"! У нашей бабули - стопы нет, а значит, нет и души! То есть она не живая, но и не мертвая. Идеальный вариант для того, чтобы действительно встать на страже живого и мертвого миров.

И еще одно. Вспомните, как передвигается Яга. На ступе, помахивая помелом.

У древних славян именно ступу и пестик клали в могилу умершей женщины. А метлой подметали всю дорогу от дома покойника до кладбища. Делалось это для того, чтобы «умерший» не нашел дорогу домой и не начал там безобразничать.

Домик Бабы Яги на курьих ножках тоже неспроста. Оказывается, у древних славян существовал такой обычай: хоронить своих родственников в домиках на очень высоких ножках. Считалось, что из такого гроба легче всего попасть в царство мертвых.

Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга - одно из самых таинственных существ на Земле. Баба Яга обладает безграничными возможностями, потому что она живет на границе мира живых и мертвых и является проводником в иной мир.

Это не обязательно должен быть загробный мир. Он просто другой. Это может быть и воображаемый мир, попадая в который, у героев начинают проявляться качества, которых он стеснялся в обычном мире (смелость, вежливость, милосердие к окружающим и т.д.). Баба Яга дает герою установку на победу, на будущее счастье.

2. Роль Бабы Яги в русских сказках.

Я провела опрос среди одноклассников, чтобы узнать, как школьники воспринимают Бабу Ягу. Большинство одноклассников представляют Бабу Ягу злой, сердитой, агрессивной, сражающейся с главным героем.

Я предлагаю взглянуть на Бабу Ягу с другой стороны.

Прочитав сказки, я поняла, что Баба - Яга в любой сказке выполняет важную роль. Если ее убрать из текста сказки, то и герой ничего не сможет.

Несмотря на весь ее страшный облик, она оказывает гостеприимство и Ивану - царевичу, и Ивану - крестьянскому сыну.

Баба - Яга подскажет, где и как найти богатырское оружие, как одолеть Кощея Бессмертного и освободить красавицу из плена.

Таким образом, Баба Яга выступает в роли помощницы героев

Дети, попавшие к страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых безвыходных ситуаций.

К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. И все ее злое коварство заканчивается.

Но, каков же характер Бабы Яги? Н е всякому пришедшему к ней открывает Баба Яга путь в «Тридесятое царство» или царство Кощеево. Как гость себя ведет, такой прием и получает.

Будет вежлив и трудолюбив - получит и помощь, а нет - угодит на лопату и в печь. Нерадивость и лень она не переносит . Если человек добр, силен, умен и храбр, то ему открыт путь в волшебный мир, потому что только настоящий герой может вернуться с победой.
И еще, я бы хотела сказать, что ни одного ребенка ни в одной сказке Баба Яга так и не посадила в печь. Значит, она не такая она и страшная. На самом деле она жалеет детей.

В сказках «Василиса Прекрасная», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Баба Яга выступает в роли дарительницы , помощницы героев. Она помогает им, указывает дорогу, вручает волшебные предметы и дает мудрые советы.


Кроме того, Баба Яга - волшебница. Живет в лесу, обладает большой биоэнергетикой. Она - повелительница животного мира и сил природы. Много знает, много умеет, умеет лечить. Отношение к простым людям разное. Не любит слабых духом и «дураков». Помогает герою, если чувствует в нем смелость и силу духа.

Даже в сказке «Гуси-лебеди», где Баба Яга хотела изжарить Иванушку, все не так страшно. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка.

Зная его, Баба Яга из отрицательного персонажа превращается в целителя. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.

В древности, когда женщины являлись главой рода, Баба - Яга была могущественной богиней, хранительницей традиций и обычаев.

В сказках Баба - Яга выступает в роли хранительницы волшебных ремесел.

Василиса Прекрасная выучилась у нее великолепно шить и ткать.

Характер у бабы - Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Не переносит нерадивость, лень, наказывает за это. А то, что уроки ее трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее, все - молодые волшебницы.

3. Заключение

Итак, я поняла, что Баба Яга вовсе не зловредная, страшная старуха, а герой, без которого ни один Иван Царевич никогда бы не добрался до своей Василисы Прекрасной.

Без Бабы Яги многие сказки просто не существовали бы.

Действия Бабы Яги идут вразрез с внешним впечатлением. И здесь давайте вспомним поговорку «С лица воду не пить».

Даже прекрасная принцесса с красивой внешностью может сделать какую-нибудь гадость. А одинокая старушка, если к ней по-человечески, по-доброму отнесешься, отдаст последний волшебный предмет, чтобы герои нашли свое счастье и любовь.

В дремучем лесу, на опушке Накормит, напоит, уложит,

Живет одиноко старушка. В дорогу подарки положит.

Лохмата, носата, горбата, А вечером грустно вздохнет:

Но разве она виновата? На пир ведь никто не зовет!

Зовут ее Баба Яга, Хочу ей письмо написать,

У ней костяная нога. На свой день рождения позвать

Сидит на крылечке, скучает, Ведь добрая Баба Яга!

Героев из сказок встречает. А вовсе не злая она!

Кого попугает немножко,

Кому-то укажет дорожку.

Кому загадает загадку,

С детьми поиграет в прятки.