Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь Московский университет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы». «Отечественные записки», «Современник» и др. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенствовалась в течение XVIII-XIX вв. приспосабливаясь к новым общественно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство в качестве главной опоры самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Теория официальной народности и другие идеи консерваторов развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Либеральное направление

Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, написавщего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П. Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор - Н. И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

На рубеже 30-40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения - славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников - историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести и необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников.

Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и се национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.

Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

Радикальное направление

Во второй половине 20-х - первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20-30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А. С. Пушкина и ответом ему декабристов.

Московский университет стал центром формирования антикрепостнической и антисамодержавной идеологии (кружки братьев П. М. и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.). Эти кружки действовали непродолжительное время и не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России. Их члены лишь обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования страны. Однако правительство жестоко расправилось с участниками кружков. Студент А. Полежаев за свободолюбивую поэму «Сашка» был исключен из университета и отдан в солдаты. По личному повелению императора часть членов кружка братьев Критских заточили в Шлиссельбургскую крепость и каземат Соловецкого монастыря, некоторых выселили из Москвы и отдали под надзор полиции. Одних участников «Сунгуровского общества» суд приговорил к ссылке на каторжные работы, других - к отправке в солдаты.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.

Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов. Многие общественные деятели увлеклись философским постулатом Г. В. Ф. Гегеля «все разумное действительно, все действительное разумно» и на этой основе пытались примириться с «гнусной», по оценке В, Г, Белинского, российской действительностью.

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др.

Литературный критик В. Г. Белинский, раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором «не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди». В. Г. Белинскому были близки некоторые идеи Западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его «Письмо к Гоголю», в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ oт общественной борьбы. В. Г. Белинский писал: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека». Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового поколения общественных деятелей радикального направления.

Петрашевцы

Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них - М. В. Буташсвича-Пстрашевского - его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.).

М. В. Пеграшевекий на паях создал со своими друзьями первую коллективную библиотеку, состоявшую преимущественно из сочинений по гуманитарным наукам. Пользоваться книгами могли не только петербуржцы, но и жители провинциальных городов. Для обсуждения проблем, связанных с внутренней и внешней политикой России, а также литературы, истории и философии члены кружка устраивали свои собрания - известные в Петербурге «пятницы». Для широкой пропаганды своих взглядов петрашевцы в 1845-1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». В нем они излагали сущность европейских социалистических учений, особенно Ш. Фурье, оказавшею большое влияние на формирование их мировоззрения.

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований-В 1848 г. М. В. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

Кружок М. В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как «заговор идей». Несмотря на это. участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. (Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф. М. Достоевским в романе «Идиот».)

Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России западно-европейских социалистических идей.

А. И. Герцен и теория общинного социализма. Создание отечественной разновидности социалистической теории связано с именем А. И. Герцена. Он и его друг Н. П. Огарев еще мальчиками дали клятву бороться за лучшее будущее народа. За участие в студенческом кружке и пение песен с «гнусными и злоумышленными» выражениями в адрес царя они были арестованы и отправлены в ссылку. В 30 - 40-х годах А. И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. За его творчеством пристально следила полиция. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А. И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.). выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н. П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857-1867 гг.). Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А. И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей.

В молодости А. И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848-1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А. И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других - осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А. И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.

В целом вторая четверть XIX в. была временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения». Одни - молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие - настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи - активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине.

РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Правовая проблематика в концепциях славянофилов и западников ставилась в ракурсе общих культурологических и исторических вопросов. Если западники включали Россию в общемировое развитие на равных с другими нациями правах, то славянофилы предпочитали говорить об уникальности русской цивилизации и о ее превосходстве по отношению к западноевропейской культуре. Таким образом, разделительная черта между этими двумя направлениями пролегала через разное видение места и роли России в мировой культуре. Соответственно, центральным вопросом здесь был вопрос о выборе вектора культурного развития, а правовая проблематика имела вторичное значение.

Еще одним вектором общественной жизни России было противостояние двух других направлений: консерваторов и либералов. В центре их дискуссий как раз и находился вопрос о наиболее оптимальной для России политической и правовой системе. Консерваторы (от лат. conservare - сохранять) считали необходимым ориентироваться на сохранение существующего строя и на избежание любых серьезных изменений - не только революционных потрясений, но и радикальных правительственных реформ. Из изученных нами мыслителей близок к этой позиции был Н.М. Карамзин. Либералы (от лат. libertas - свобода) настаивали на проведении реформ, целью которых было изменение существующего строя и, через это, максимально возможное освобождение человеческой личности. К этому направлению был близок М.М. Сперанский в своих реформаторских проектах. Наряду с этими двумя течениями существовало и радикальное направление, целью которого было насильственное (путем революции) свержение политического строя и установление социальной справедливости (этому направлению были созвучны идеи, сформулированные А.Н. Радищевым и П.И. Пестелем). Мы последовательно изучим развитие этих трех основных направлений политической мысли XIX века, и начнем с консерваторов.

Консерватизм можно определить как политическую идеологию, ориентирующую на сохранение исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни. Принципиальными установками консерватизма принято считать: антирационализм, историчность, обоснование традиционной социальной иерархии, признание несовершенства человеческой природы и вследствие этого необходимость воспитательной роли государства и церкви, преемственность исторического развития, приоритет целого (государства, народа, нации) перед частью (индивидом). Русская консервативная мысль возникла как реакция, во-первых, на либеральную идеологию (идеи европейского Просвещения, Французской революции), во-вторых, на все большую ориентацию русского культурного развития на Европу. Отсюда появились два основных элемента в русской охранительной идеологии: антиреволюционность (антилиберализм) и антиевропеизм (национализм).

Сила консервативного направления в его борьбе с либерализмом была переменчива и зависела от политики правительства. В первые годы правления Александра I консерватизм был непопулярен у правящей элиты - так, Карамзин навлек на себя гнев императора своей запиской о необходимости сохранения традиционного для России самодержавного строя, хотя после начала войны 1812 года настроение императора переменилось, за чрезмерный либерализм пострадал уже Сперанский. В годы правления Николая I, наоборот, консервативная идеология пользовалась поддержкой правительства и консервативный тезис «православие, самодержавие, народность» получил статус государственной идеологии. Ситуация вновь меняется при Александре II, царе- освободителе, который отменил крепостное право и провел ряд других серьезных либеральных реформ в судопроизводстве, местном самоуправлении и других ключевых сферах социальной жизни. Реформаторская деятельность этого императора, как казалось, оправдала худшие прогнозы консерваторов - положение основных масс населения, если и изменилось, то только к худшему, а социально-политические изменения повлекли за собой развитие революционного радикализма и террора. Своего апогея революционный террор достиг в 1881 году, когда взрывом бомбы был убит Александр II. После вступления на трон Александра III вновь берет верх консерватизд^ и достигает наибольшей силы в эпоху правления этого императора.

Обычно первым русским консерватором считают Сергея Семеновича Уварова (1786-1855 гг.), министра народного просвещения при Николае I. Уваров был превосходно образованным человеком, несколько лет провел на русской дипломатической службе за границей. Был знаком с Гете, дружил с Пушкиным, переводил его стихи на французский язык. Одно время Уваров состоял в должности президента Академии наук России. Первоначально, до 20-х годов XIX века, Уваров был настроен либерально, в духе своего времени, когда либеральные взгляды указывали на высокий уровень образованности человека. Но в середине 20-х годов XIX века, в связи с декабристским восстанием, он меняет свои взгляды и становится сторонником борьбы со свободомыслием. Так, в 1832 году Уваров подал Николаю I записку с обоснованием необходимости изменения ориентиров образования. Там он высказал формулу «православие, самодержавие, народность», впоследствии ставшую знаменитой. Уваров писал так: «Юношество следует воспитывать с теплою верою в истинно русские хранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения». Именно эта формула и стала официальным лозунгом русского монархизма XIX века. Уваров в 1833 году назначен министром народного просвещения и одновременно председателем Главного управления цензуры.

Политические идеи Уварова основываются на тезисе о национальных особенностях русского народа, который, по убеждению мыслителя, инертен, безволен в делах государственного управления. Как пишет мыслитель, о России нельзя судить по европейским теориям - она движется вперед только по изволению властей и поэтому скорее принадлежит Востоку, чем Западу. Западная правовая идеология показала свою несостоятельность в ходе французской революции, и только самодержавная власть способна удержать русский народ от следования губительной судьбе Европы.

Первым принципом русского политического строя для Уварова является православие. Императорский министр просвещения понимает православие именно как следование вере предков, для него важна не сущностная составляющая, не возврат к первоистокам христианства, как для славянофилов, не верность строгой догме учения, а всего лишь следование обрядам и догматам церкви. Второй принцип - самодержавие, как сосредоточение власти в руках одного лица. Здесь для Уварова качества этого лица опять-таки значения не имеют. Главное - принцип единовластия, который является частью мирового порядка: как Бог правит судьбами человечества, так и царь правит своими подданными, продолжая эту божественную иерархию. Третьим принципом является народность, которую Уваров понимал как историческое единство народной традиции. В этом аспекте русская народность является единством проживающих на территории Российского государства народов, объединенных православием, русским языком и самодержавным политическим устройством. В течение истории отдельные народы могут входить или выходить из состава государства, но это не изменяет, по мнению Уварова, перечисленных им признаков русской народности.

Такова, вкратце, позиция Уварова, которая впоследствии стала синонимом реакционной политики и, в то же время, дала импульс для развития более глубоких идей русского консерватизма. В дальнейшем мыслители этого направления делали акцент на какой-то одной из составляющих формулы Уварова. Так, в консерватизме выделились монархизм (акцент на самодержавии), византизм (акцент на православии) и панславизм (акцент на народности). Виднейшими представителями монархизма, как направления русского консерватизма XIX века, были Константин Победоносцев и Лев Тихомиров.

Консерватизм - одно из ведущих идеологических течений в 19 веке. Термин используется преимущественно в политической сфере и направлен на защиту старых идей и порядков в противовес новым.

Зародился во Франции на рубеже 18-19 веков в результате неприятия итогов Революции; в 1820-1830-е гг. распространился по всему европейскому континенту, а в 1840-е гг. - в США. Основоположниками консервативного учения были французы Ж. де Местр, Л. де Бональд, англичанин Э. Берк, которые в своих произведения обозначили ряд основополагающих идей традиционного консерватизма.

Это неприятие итогов революции, которая расценивалась как «божья кара», нарушившая веками установленный порядок вещей, лозунгов «свобода, равенство, братство»; пессимистический взгляд на мир и будущее, ностальгия по прошлому, критика просветительских идей, которые высоко оценивали человека, верили в его возможность перестроить мир на основе добра и справедливости. Консерваторы, напротив, пессимистически смотрели на природу человека, который, по их мнению, «был слишком зол», нуждался в сдерживающих силах, «узде».

Для них был характерен взгляд на общество как целостный организм, в котором все части находятся в тесном единстве и взаимодействии, что было «чудом природы», «продуктом творца» и не могло быть подвергнуто изменению; идея органического общества консерваторов тесно соприкасалась с оправданием социального и классового деления: поскольку различные группы в обществе, как и человеческие органы, выполняют функции различной значимости, явной ошибкой считается попытка достижения классового и социального равенства; революции не позитивны, а вредны, они не только нарушают веками установленный порядок вещей, но и прерывают, замедляют поступательное развитие нации.

Идеалом для консерваторов являлась средневековая монархия с сильной властью церкви, руководящей «просвещением умов», т. е. сдерживающей образование, и монарха. В начальный период существования консервативной мысли его границы с либерализмом были достаточно подвижны. Ряд мыслителей, среди которых англичанин Э. Берк, француз А. Токвиль, оказали влияние на развитие как консервативной, так и либеральной мысли.

Отметим также, что помимо традиционного типа консерватизма выделяется и либеральный тип, который был широко представлен в Великобритании (Р. Пиль, Б. Дизраэли), но нашел проявление и в Германии в деятельности О. Бисмарка . Данный тип был менее теоретичен и связан с желанием ряда консервативных политиков приспособить идеи консерватизма к потребностям времени. Идеологическая открытость и гибкость консерватизма объясняет его живучесть и сохранение влияния в политической культуре и в настоящее время.

Тема 8. Консерватизм

Идеология консерватизма рассматривается как один из важнейших структурных компонентов современных политических идеологий. Однако имеются большие трудности в определении ее основного содержания. Сам термин “консерватизм” произошел от латинского “conservo” – сохраняю, охраняю. Однако его идейное и политическое значение с трудом идентифицируется, что связано с рядом обстоятельств. Во-первых, в процессе развития произошла инверсия исторических значений либерализма и консерватизма. Так, многие принципиальные положения классического либерализма – требование свободы рынка и ограничение государственного вмешательства – сегодня рассматриваются как консервативные. В то же время идея сильной централизованной регулирующей власти государства, выдвинутая ранее консерваторами традиционалистского типа, ныне стала важнейшим компонентом либерального сознания. Во-вторых, налицо внутренняя разнородность, гетерогенность политической идеологии консерватизма, включающей различные направления, объединенные общей функцией – оправдание и стабилизация устоявшихся общественных структур. Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении. В структуре консерватизма выделяется два идейных пласта. Один ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной форме, другой – на устранение противодействующих политических сил и тенденций и восстановление, воспроизводство прежних. В этом контексте консерватизм выступает и как политическая идеология оправдания существующих порядков, и как апелляция к утраченному. Различные направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним относятся: признание существования всеобщего морально-религиозного порядка и несовершенства человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческого разума убеждение в необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку производна от иных идеологических форм, исчерпывающих на определенном этапе выполняемые ими функции.

Рассматривая становление и развитие консерватизма в Украине, нужно заметить, что она, являясь в рассматриваемый промежуток времени неотъемлемой частью Российской империи, по нашему мнению, не может рассматриваться самостоятельно, в отрыве от России. Поэтому мы будем рассматривать консерватизм в России, отмечая некоторые особенности его развития в Украине.



Вторая половина 18 века весьма существенна в социально-экономической жизни России. Именно тогда начинаются складываться капиталистические отношения, проявляются тенденции экономического развития, которые в последствии приведут к резким противоречиям с существующей общественно-политической системой.

В поиске новых средств политического воздействия на общество российское дворянство обращается к идее “просвещенческого абсолютизма”. Особенно энергично оно насаждается в правлении Екатерины Второй. В 1767 году образуется “Комиссия о сочинении проекта нового Уложения”. В ее состав вошли избранные депутаты от дворян, городов, правительственных учреждений, казаков, некоторых категорий лично свободных крестьян. Екатерина тщательно готовила созыв комиссии. Она пишет обширный “Наказ” для депутатов. Целью государства объявляется “общее благо”, которое должно обеспечиваться мудрым правлением монарха. Однако в “Наказе” не ликвидируется сословный строй, не обеспечивается юридическое равенство граждан, свободу совести и свободу договора.

Во второй половине 18 века в России формируется самостоятельное течение политической мысли, которое настаивает на сохранении в неизменном виде феодально-крепостнического строя, выступая против просветительских идей и одновременно критикуя справа отдельные проявления политики самодержавного государства. Наиболее ярким представителем такого течения становится князь Михаил Щербатов (1730 - 1790). Обращаясь к истории, политике, экономике, этике М. Щербатов выступает защитником крепостного права, рисуя идиллическую картину взаимоотношений между помещиками и крестьянами. Отстаивая крепостное право, он утверждал, что помещики уступают крестьянам большую часть земли для пропитания, надзирая за ними как за своими детьми. Отмена крепостного права, считал Михаил Щербатов приведет к разорению дворянства.

В России консервативный тип мышления (для 19 в.) наглядно выявляются уже в мировоззрении славянофилов. Здесь консервативная мысль принимает романтическую форму. Ярким представителем этого стиля может служить К.Н. Леонтьев. Однако в чистом виде консерватизм в русской социально-философской и политической мысли встречается довольно редко (у В.А. Жуковского, идеологов официальной “народности” М.П. Погодина и С.П. Шеверева, К.П. Победоностова, в консервативной традиции духовно-академической философии). В большинстве же случаев данный тип мышления сочетался с либеральным. Консерватизм как тип мышления предполагает отказ от любых форм экстремизма. В этом смысле консервативная мысль противостоит и крайне правой, ультрареакционной идеологии (например, последней – взгляды М.Н. Каткова после 1863 г.) и леворадикальной, которая в середине и концу 19 века обретает популярность в интеллектуальной среде (революционные демократы, народники, эсеры, анархисты). Особый интерес представляют отношения консерватизма и либерализма в России. Обычно эти понятия противопоставляют друг другу, однако они не представляются взаимно отталкивающимися, между ними обнаруживаются определенные связи, компромиссы. Консервативный либерал Чичерин в своей работе “Вопросы политики” отметил, что консервативное направление к которому он принадлежит и которое он считает самым крепким оплотом государственного порядка, воспрещает всякую бесполезную, а тем более вредную ломку. Оно равно отделено и от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от почвы в преследовании теоретических целей. Ему одинаково противны упорное старание удержать то, что потеряло жизненную силу, и посягательство на то, что еще заключает в себе внутреннюю крепость и может служить полезным элементом общественного строя. Его задача состоит в том, чтобы внимательно следить за ходом жизни и делать только те изменения, которые вызываются насущными потребностями. Судьба и консерватизма и либерализма в России была трагической. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя формами экстремизма – левым и правым. Чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, не останавливаясь посредине.

Консерватизм

План

Политическая и правовая идеология в Западной Европе 19 века

Лекция 10

1. Краткая характеристика основных положений консервативной идеологии 19 века.

2. Социалистические доктрины.

3. Анархизм: основные характеристики.

4. Либеральная идеология.

5. Позитивизм.

Общественно-политическая мысль Западной Европы 1 половины 19 века проходила под знаком дальнейшего укрепления буржуазных порядков, особенно в Англии, Франции, Германии, Щвейцарии и Голландии. Идеологические течения, сформировавшиеся и заявившие о себе, самоопределялись через свое отношение к этому процессу. В это время на политико-правовой арене фигурировали 5 направлений:

1. Консерватизм.

2. Анархизм.

3. Позитивизм.

4. Социализм.

5. Либерализм.

Рассмотрим основные постулаты каждого из них.

Идейными приверженцами этого течения была дворянская аристократия, феодально-монархические круги, потерявшие былые привилегии и желавшие реставрации феодальных порядков. Лидерами, «отцами-основателями» его были во Франции – Жозеф де Местр, Луи де Бональд. В Германии – Людвиг фон Галлер, Адам Мюллер, в Англии – Эдмунд Берк.

1) Неприятие революционных перемен, порвавших с прошлым, с добрыми старыми традициями.

2) Тезис об изначальном несовершенстве человеческой природы. (Из этой догмы следовал вывод – что все попытки создать разумное государство обречены на неудачу, так как нарушают установленный в ходе исторического процесса порядок вещей).

3) Иррационализм, возникший как антитеза взглядам просветителей. (По мнению консерваторов, разум должен быть подчинен вере, один лишь разум пробуждает в человеке эгоизм, страсти, вредные наклонности. Если нет религии и только разум в авторитете, то революции станут непрерывными и естественными для государства, а периоды покоя и развития станут исключением).

4) Принцип авторитета. В качестве авторитета консерваторы видели, во-первых, духовный идеал, источником которого является Бог. Государству, которое лишено этого объединяющего всех духовного идеала, ставшему собранием распыленных индивидов, грозит гибель. Вторым авторитетом призвана стать верховная суверенная власть, черпающая свою силу опять-таки в Боге. Эти авторитеты предшествуют разуму. А так как мыслят разумно очень немногие, и никто не может судить здраво обо всем, то надо подчиняться Божественному авторитету и авторитету власти.

5) Аппелирование к традициям. (Для консерватизма было свойственно обвинение революции в том, что она свергла монархию, за которой 14 веков истории. Революция разбила все традиции, в которых проявлялась мудрость народного быта).



6) Связь консервативной идеологии и органической теорией государства. (По своему строению государство напоминает организм, где существует функциональное и политическое деление людей, из чего вытекает естественный характер их неравенства, следовательно в государстве должен быть жестокий иерархический порядок. Идеальное государство – есть организм, в котором каждый живет для других, служит всем, поэтому сохраняется здоровье и крепость отдельных членов и всего организма. Нездоровье одного элемента - опасно для всех).

7) Исторический пессимизм. Для консерваторов свойственна тоска по феодализму, (как золотому веку в античности), нетерпимость к новшествам буржуазии и ее идеалам.