Из мыслей на каждый день, собранных Львом Толстым

Кто непорочное считает порочным, а порочное - непорочным, тот, преданный ложному мнению, вступает на злой путь погибели.

Только тот вступает на благой путь, кто, следуя верному учению, поймет в порочном - порочное и в непорочном - непорочное. (Буддийская мудрость)

Народное название : Георгий Победоносец, Георгий Храбрый, Егорий, Юрий вешний, Егорий весенний, Юрий теплый, Егор - ленивая соха, Егорий голодный, Егорьев день, скотопас, праздник пастухов, водонос.

Традиции на 6 мая

Этот день отмечается как праздник пастухов. После того как скотину выгоняли на поля, пастухов угощали сытной мирской яичницею, наделяли холстом и деньгами. Считалось, что скот в этот день был именинником, поэтому запрещалось что-либо делать из шерсти: прясть, вязать и даже просто брать в руки шерстяные нитки. По традиции, в этот день скот поручали заботам святого Егория, но при этом пастух нередко заключал (или подновлял, если пастух выводил скотину в поле не в первый раз) договор с лесным хозяином, лешим. Хороший пастух, по народным представлениям, должен был знать условия заключения и соблюдения такого соглашения, которое, как правило, включало жертву лесному духу. Чаще всего в этой роли выступало молоко. Для того чтобы скрепить этот договор, пастух произносил заговор и бросал в лес замок, запертый на ключ. Леший поднимал этот замок и отпирал или запирал его в зависимости от желания пастуха.

Святой покровитель этого дня Георгий Победоносец считался покровителем полей и всех плодов земных, поэтому в этот день принято было освящать поля и посевы. Он был также покровителем источников и рек, поэтому его еще называли Георгий- водонос. Поэтому в этот день обязательно освящали колодцы. Считалось, что юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу, которая помогала от сглаза, от семи недугов. В народе говорили: «Будь здоров, как юрьева роса!» На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет - долго не будет инеев, а замерзнет - будут заморозки уже в августе.

С Юрьева дня крестьяне начинали заключать торговые сделки, назначали сроки. Работники, по старому обычаю, нанимались «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». Торговцы говорили: «Выставь к Юрьеву дню - доспею к Юрьеву дню». Георгия почитали покровителем невест, и потому в день его памяти девицы ходили разубранными и молились святому угоднику о даровании им женихов.

Приметы на 6 мая

Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (то есть зима установится, будет хороший санный путь).

На Егорья роса-будутдобрые проса.

На Юрья дождь - гречи нерод.

Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний сев.

Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку.

Яровое сей на Егорья.

Юрий начинает полевые работы, Юрий и оканчивает.

Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь.

В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает.

Егорий на белом коне (снег еще не сошел с полей) - к неурожаю, на черном - к урожаю.

Если на Егория мороз - хлеба будет воз.

Пришел Егорий, и весне не уйти.

Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет.

Именины 6 мая празднуют: Валерия. Александра, Анатолий, Афанасий, Валерий, Георгий, Иван, Юрий.

Характеристика женщины с именем Лера

Имя дня — Валерия. Это женская форма римского родового имени Валерий, это имя означает «сильная». Валерия обладает непредсказуемым характером - поведение ее зависит оттого, с какой ноги она встала. Валерия, родившаяся в мае, с незнакомыми людьми держится настороженно и недоверчиво. Но человек, который будет терпеливо завоевывать ее расположение или неожиданно понравится ей, станет для нее самым преданным другом, в котором Валерия будет видеть только хорошее, даже если он этого не заслуживает.

Соблюдение обычаев должно было обезопасить посевы от всех стихийных бедствий, обеспечить полноценный урожай.
Одним из самых важных весенних праздников был Егорьев
(юрьев) день —23 апреля (ст.ст.). К этому празднику приурочено больше всего пословиц, поговорок, примет, легенд, заговоров, песен и обычаев,— и это вполне естественно: в Егорьев день — не только первый выгон скота со двора, но и разгар сена, а также начало охоты. Некогда скотоводство, земледелие, охота имели каждое своё божество покровителя, помогавшего людям. С принятием христианства эти функции перешли к святому Георгию Победоносцу, который, согласно христианской легенде, являлся олицетворением сил добра, служил защитником людей. Несмотря на то, что в егорьевской обрядности нашли отражение различные хозяйственные занятия людей, 23 апреля (6 мая) — прежде всего скотоводческий праздник. Егорий — покровитель не только пастухов, но и оберегатель животных («вся живая тварь у Егорья под рукой»), как домашних, так и диких, в первую очередь, от волков. На иконе Георгий Победоносец всегда изображался на коне, крестьяне полагали, что святой постоянно объезжает луга и охраняет пасущийся там скот. Чтобы заручиться поддержкой Егория, надо было произнести заговор о замке и ключе. В некоторых районах, особенно на Русском Севере, бытовали в рукописном виде прозаические пастушеские заговоры, так называемые «отпуска», которые пастухи тщательно прятали от посторонних.
Кроме заговоров существовал целый ряд магических действий, которые должны были предохранить скот от болезни и ущерба, наделить
его плодовитостью.
В Костромской губернии (области) совершался в этот день обход
дворов с пением колядок, которые представляли собой обращенные к
Егорию пастушеские заклинания.

ОБЫЧАИ ЕГОРЬЕВА ДНЯ



Пахота и весенний сев начинаются между днем Бориса и Глеба и днем Егория. Существует еще примета на начало сева овса, уже независимая от чисел: сев надо начинать тогда, когда зацветет одуванчик-севун. Пожилые крестьяне выбирают для запашки «легкий» день, то есть вторник, четверг или субботу. За день до пахоты пахарь парится в печке и одевает все чистое. В продолжение всего сена ему нельзя будет париться, так как парятся на подстилке из соломы, а по принципу подражательной магии, также может «запариться» и хлеб, который будет посеян. В некоторых семьях севцу запрещают вообще мыться во время сева, иначе в колосьях будет «бель», то есть колосья будут пустыми. На пахоту и, особенно, на сев (в некоторых местах пахота и сев из-за малоземелья бывают в один-два дня) полагается одевать все чистое, чтобы не было во всходах сорной травы.
Обычаи эти сохраняются до сих пор, потому что, по правилу, засевает старший мужчина в доме, то есть чаще наиболее консервативный. Однако засевальщик должен быть крепок и силен.
Яровой и озимый засевы могут производиться как одним человеком для целого села, так и представителем от каждой семьи. Засев происходит следующим образом: на преображение во время молебна в церкви освящаются посевные семена для всего села, а иногда и для всего прихода. Потом выборный от всего села берет севалку с семенами, кладет в нее просфору, вынутую в этот же день, крест от четвертой недели поста (средокрестие), освященное пасхальное яйцо и со всем этим идет в поле. В поле же выносятся и иконы. Засевальщик идет через все полосы, бросая на каждую по горсти семян. Следом за ним идет поп в облачении, с кропильницей и кропит брошенные семена. Это окропление производится с целью обеспечить хлебу достаточное количество дождя.

После парадного засева, на другой день, отправляются засевать уже все. Перед отправлением вся семья собирается в избе, затворяют окна, двери, закрывают печную трубу, хозяйка постилает на стол в переднем углу чистую скатерть, кладет непочатую ковригу хлеба и ставит солонку. Хозяин зажигает лампаду и Богоявленскую свечу. После общей молитвы сеятель отправляется в поле. Обычай закрывать все входы в избу является тоже типичным магическим актом: как нельзя проникнуть в эту избу, так пусть нельзя будет граду побить засеянное поле, В то же время закрывание входов в избу, по мнению верующих, мешает нечистой силе повредить священнодействию.
С посевными семенами связан ряд запретов. Так, из них нельзя давать взаймы, если уже необходимо дать, то делают так: три горсти себе, три —другому и так далее, иначе хлеб не уродится и вся удачливость в хозяйстве перейдет к должнику.

Потому же запрещается давать взаймы что-либо из дома в день посева. Семена посева никоим образом не должны быть сняты с того же поля, на котором будут посеяны. Если семена куплены, то их нельзя подсевать: они должны попасть в новую землю со всеми примесями, с какими их сняли с чужого поля. Если в продолжение жатвы прошедшего года попадались двойные колосья, то их берегут до посева и, вышелушив, рассевают по полю:
они считаются носителями спорости в хлебе.

Везти семена на посев надо обязательно в незавязанных мешках
иначе для зерен «земля завяжется». Время и погода тоже выбираются особым образом: овес следует сеять в мокрую землю, а рожь — в сухую.

Сей овес в грязь —


Будешь князь,


А рожь-барыня,

Любит в золу

Да в пору.



Если вышедшему на поле пахарю перейдет дорогу женщина, ему лучше вернуться домой, так как труд его все равно пропадет. Нельзя также начинать сева, если в этот день в родственной семье есть покойник. Выйдя в поле, прежде чем начать сеять, сеятель крестится на четыре стороны со следующим приговором:

Уроди, господи,


На всякую долю,

На нищую братию,

На цыганскую долю.

Пошли, господи, милость свою

На всякую долю, -

На нищую долю,

На сиротскую долю,

На птиц небесных,

На свое семейство,

Пошли, господи, милость свою!



Начиная сев, разбрасывают вместе с зернами и положенные туда обрядовые печения. Для ярового обрядовые печения — крест, благовеiценская просфора, лазаревская лесенка и кусок артоса, или хлебной пасхи; для озимого — крест, преображенская просфора, пасхальное яйцо.
Известны запреты, связанные с предметами, употребляющимися во время посева. Так существует запрет во время сева вносить в избу севалку, а то хлеб подопреет: как может подопреть в избе сама севалка, так же подопреет и посеянный из нее хлеб.
В некоторых деревнях на посев старики брали с собой топор.
Металл — железо, сталь — средство оберегать от «злого глаза».
Посев льна, в общем, мало отличается от посева хлебов. В семена льна хозяйка кладет несколько штук яиц (от 3 до 10); они поступают в собственность засевальщика. Сами крестьяне объясняют этот обычай тем, что, сколько положить яиц, столько и головок на стебле будет.

В день выгона скота пекли обрядовое печенье в виде «коровок», «лошадей», «козулек» и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха.

В каждом доме перед выгоном скота хозяин с хозяйкой зажигают перед иконами «страстную» свечу, стол накрывают чистою скатертью, кладут на него целый круглый хлеб, ставят на стол полную солонку соли и молятся богу.

Потом хозяин берет икону святого Георгия, страстную свечу, а хозяйка — хлеб с солью (по народным поверьям, хлеб давал скоту здоровье и силу, обеспечивал хороший приплод), и обходят на дворе кругом весь свой скот, приговаривая: «Святой Егорий-батюшка, сдаем на руки тебе свою скотинку и просим тебя — сохрани ее от зверя лютого, от человека лихого!» Затем кладут на землю под ворота замок и ключ: «Чтобы пасть звериная была так крепко заперта, как запирается замок на ключ!»

А икону ставят над воротами и выгоняют скот на улицу, где пастух уже снова обходит все стадо с иконою Николая-чудотворца, также говоря: «О святой Никола-батюшка, сдаю на поруки все стадо и прошу тебя — сохрани его от зверя лютого!»

После этого все гонят скот в поле, имея в руках вербы; там хозяйки дают пастуху и подпаскам сало и яйца, из которых они приготовляют тут же, в поле, яичницу.

Когда яичница бывает готова, пастух назначает, кому из его подпасков быть зайцем, кому — слепым, кому — хромым, кому — замком и кому — колодой; расставляет их всех кругом стада; после этого берет приготовленную яичницу и идет с нею, прежде спрашивая у «зайца»:

«Заяц, заяц, горька ли осина?» «Заяц» отвечает: «Горька!» — «Дай бог, чтобы и наша скотинка для зверя была горька!» Потом спрашивает у «слепого»: «Слепой, слепой, видишь ли?» «Слепой» отвечает: «Не вижу».— «Дай бог, чтоб и нашу скотинку не видала зверинка!» Дальше спрашивает у «хромого»: «Хромой, хромой, дойдешь ли?», «Хромой» отвечает: «Не дойду!» — «Дай бог, чтобы и зверинка не дошла до нашей скотинки!» Дальше спрашивает у «замка»: «Замок, замок, разомкнешься ли?», «Замок» отвечает: «Не разомкнусь» — «Дай бог, чтобы и у зверя не разомкнулись зубы для нашей скотинки». И, наконец, спрашивает у «колоды»: «Колода, колода, повернешься ли?» «Колода» отвечает: «Не повернусь!» — «Дай бог, чтобы и зверь не повернулся к нашей скотинке».


Таким порядком пастух обходит все стадо три раза. После этого все действующие лица садятся и съедают яичницу, а затем, немного погодя, еще задолго до вечера, пастух гонит скот обратно в деревню, где уже на улице начинается пляска.

В некоторых деревнях Валдайского уезда в этот день каждый домохозяин приходит в поле с испеченным нарочно караваем (белым хлебом), каравай этот называется моленником, и первый кусок от оного уделяют пастуху, оставшимся кормят возвратившийся в тот день с поля скот (Новгородская губ.).

В районах Русского Севера одно из условий, которое предъявляют крестьяне при найме пастуха,— это знание заговора. Этот заговор называется «отпуском».
Если он (пастух) неграмотен, то достаточно молча обойти с отпуском стадо. После этого зверь не тронет скота. Приведу заговор: «Выйду в чистое поле, в широко раздолье, обойду около широкого двора и обнесу свой приданный образ (икону) и свою зажженную свечу восковую около своего широкого двора, около своей милой береженой скотинушки, около любимых конюшек, около своих дойных коровушек, около своих маленьких овечушек, чтобы черные медведи и серые волки, злые росомахи, чтобы они на мою милую боженую скотинушку, чтобы они глазом не глядели и ухом не слышали, вонью не воняли, носом не слышали; около моей скотинушки будь огненна река и каменна стена и железный тын и Миколин замок (Микола—святой Николай), чтобы эта скотинушка была бы цела и сохранна, а вы, черные медведи и серые волки и злые росомахи, идите к синему морю, у синего моря бейте и копайте черный сонотливый пень и черную тнилую колоду и отныне бы и довеку и от веку и до-по веку. Аминь!»

Другой заговор, оказывающий то же действие, гласит так: «Стану я, раб божий, благословясь, выйду я, перекрестясь, из избы дверьми, из сеней воротами, в чистое поле, принимая милый скот, крестьянский живот, на свои на белые руки, и пойду около своего скоту и около своего стада и за тот ли железный тын; замкну тридевять замками, тридевять ключами и снесу эти ключи пречистой божьей матушке. «Пречистая божья матушка, пресвятая богородица, закрой своей ризой нетленною мой милый скот и крестьянский живот от звиря широколапого; и кажись, мой милый скот, крестьянский живот, дубьем-колодьем и серым каменьем; и как народ сходится, сбирается в одну божью апостольскую церковь, так солнце пойди на запад, как весь милый скот и крестьянский живот, сходись, сбирайся к своему двору; и кто буде завидовать, осужать, переговаривать, и тому лесы считать, и с лес хвоя вырубать, и в море воду вынимать, и около моря песок вызубать!»

Пастухи покупают «отпуск» и тщательно хранят его, чтобы чужие руки не коснулись этой рукописи: вследствие такого прикосновения отпуск может потерять свою силу. Они прячут его либо в своей свирели, либо в фуражке, либо в глубине дремучего леса, вместе с шерстью от каждой головы пасомого ими скота.

Само чтение этого отпуска сопровождается еще лишним обрядом: скот окропляют водой, взятой из трех ключей.

Если пастух безграмотен, то приглашается для этого грамотный, который и обходит стадо, читая заговор, и окропляет скот. По прочтении молитвы и окроплении стада, пастух принимает остатки воды и рукопись от чтеца и в свою очередь тоже кропит его водою, боясь, чтобы он чего-либо не похитил из молитвы; удаляется в лес и там прячет принадлежащую ему молитву где вздумается; остатки же воды или выливает, или же изливает на землю под камень
Прогнавши в поле скот, каждая женщина бросает на то место, докуда прогнала скот, свои прутья, которыми гнала скот, и начинает через них прыгать (не менее трех — пяти раз) и старается прыгнуть как можно выше. Обычай прыгать через прутья крестьяне объясняют двояко: одни говорят, что это делается для того, чтобы скотина всегда так прыгала, то есть была всегда здорова и весела, а другие говорят — для того, чтобы лен уродился выше.

На юрьев день женщины срывают платки друг у друга, дергают одна другую за волосы, приговаривая: «Чтоб у хозяина жито было рослое и густое, как волны!»
При выгоне в первый раз пастухами скота, пастухов оделяют выносами печеных лепешек, яиц, сала. Пастух выгоняет скот за околицу, обходя стадо кругом, молится на все четыре стороны, кладет под межу край хлеба и сам постится весь день

В полночь под юрьев день каждый конюшек, пасущий коней, берет с собой кусок хлеба и яйца кладет все это под межу для того, чтобы лошади были сыты, полны, гладки телом и целы от воров.

В этот день имеет особенное значение также и в распределении хозяйственных работ. Если овцы не бывают стрижены до этого дня, то их стригут уже после Николина дня (9 мая); прежде 23 апреля (6 мая) не станут городить изгородей в полях. Крестьяне говорят, что до Егорья «скоту в поле три воли», то есть когда и что захочет в любом месте; и еще: «Егорьева роса выкормит скотину лучше всякого овса», а потому в этот день непременно выгоняют скот в поле, хотя бы не было еще травы, и прежде всего в поле, засеянное озимым хлебом.

В этот же день сеют рассаду, уверенные, что посеянная в это время рассада непременно будет хорошая.

Народ считает святого Георгия повелителем волков, и если в суровые зимы волки размножаются, то, значит, «святой Егорий их распустил»

Уникален оберег, записанный в 1920-х годах в одном из сел Московской области. Старики берут с речки столько камней, сколько водится в хозяйстве скотины, зашивают в мешочек и кладут над воротами двора и, таясь, приговаривают:

«Царь полевой, царица полевая,


Царь лесной, царица лесная,

Царь водяной, царица водяная!

Все чурочки, все палочки,

Берегите мою скотину

От сглазу, от злых людей,

От диких зверей и от всех прочих!»


Широко бытовало поверье: «На Юрья святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказ»; «Всяк зверь у Егория под рукой». Поверие породило и запреты: «Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел»; «Кто работает на Георгия, у того волки будут резать скотину».

В одном заговоре говорится: «Святой Георгий Победоносец и святой Константин, на белых конях, имущи в руках огненные щиты, объезжают около нашего скота, милого живота; бьют они, побивают всех колдунов и колдуниц, еретиков и еретиц. воров и вориц, зверей и звериц, волков и нолчиц, змеев и змеевиц» (Смоленщина).

Выгоняя скот, ударяли его каким-либо предметом, свойство которого желали передать: хозяйка ударяла корову лопатой, которой веяли хлеб, чтобы телок телила.




В селах Московской губ. Хозяйка, выгоняя первый раз в поле корову, заставляла ее переступить через положенную в воротах клюшку, а потом, ударяя ее клюшкой, приговаривала: «Тели телок, тели телок!» Вместо клюшки мог использоваться сковородник: «Как сковородник от печки не отходит, так пусть бы и скотина от- двора не отходила».
В такой же день крестьянка Архангельской губ. повязывала вокруг голого тела пояс, а затем расстилала его в воротах, через которые выгоняли скотину, приговаривая: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держится, толь крепко и плотно Пестронюшка вокруг двора держится и своей большушки матушки. Век и повеку, отныне и до веку».

Поступали и следующим образом: «сливали в один сосуд воду, взятую из трех ключей с приговором: «Во имя отца и сына и святого духа. Как бы сия ключевая вода стекала в одно место, так бы сходился и стекался мой скот любимый, крестьянский жить в одно место» .

Утром хозяйка варит яйцо, затем кто-нибудь берет сваренное яйцо и катает им по хребту каждой скотине, начиная с лошади и кончая овцой. Катают от головы к хвосту и потом самое яйцо пускают по навозу. Смысл обряда тот, чтобы скот отгулялся летом также кругло, как яйцо, и лошади, кроме того, бегали так же быстро, как быстро покатилось яйцо по навозу

В Новгородской губернии крестьяне собирались за околицей, принося с собой яйца, хлеб и монеты; все это отдавали пастуху, который складывал все на большое блюдо и произносил какое-то заклинание, а потом обращался к Егорию:

«Дарую тебе хлеб-соль


И златые серебры,

Храни мою животинушку

Во поле, во зеленом дубровье.

Сохрани ее от змея ползучего,

От медведя могучего, волна бегущего.

Поставь до самой небы изгородку,

Чтобы было не переползти,

Не перешагнуть через нее...»


В некоторых местах Егорьев день отмечался как конский праздник,
например, в Рязанской губернии в конце ХIХ века. В этот день под вечер «делают коня». Для этого берут две крепкие жерди. Четыре парня кладут их на плечи. Один из передних держит на вилах конскую голову, или конский череп, убранный бубенчиками и цветными тряпицами. Сзади концы жердей связаны между собой веревкой, к которой привязан хвост из мятого моченца (моченец — вымоченная в воде конопля). Жерди обмотаны сеном и веретьями (веретье — грубая ткань из конопли, употребляемая для перевозки зерна в телегах); на жерди сажают верхом мальчика, обыкновенно пастуха, преимущественно хорошо играющего на жалейке. Таким образом сделанный конь в сопровождении народа обходит деревню, причем сидящий на нем пастух играет на жалейке. Затем конь направляется в одну из соседних деревень. Завидев издали коня, в той деревне снаряжают, как можно быстрее, своего коня. Оба коня сходятся на выгоне перед деревней, причем происходит «бой» двух коней. Изображающие коней, подражая лошадиному ржанью, бросаются друг на друга, пока один конь не разрушит другого. В старину после этого водили круги (курагоды), причем один из парней изображал собою коня. Вот отрывок одной из «игравшихся» при этом песен:



Около сырого дуба,


Около молодого,

Вырастала чечевинка.

По той чечевинке

Черные коны скачут.

«Поскачь, поскачь, кона,

Поскачь, молодая,

Кона новая на сене,

Выбирай себе подружку,

Что любимую сеструшку!

Выбрала себе подружку,

Что любимую сеструшку.


Парень, изображающий «кону», то есть коня, при

пении этой песни входит в круг; он скачет и прыгает как можно выше и наконец выбирает себе «подружку, что любимую сеструшку», то есть девушку, которую ему вздумается.

Кукушка кукует до Егория — скот падёт (северн.).

Кукушка до Егорья — к неурожаю и падежу скота.

Если кукушка кукует, когда еще не оделся лес,

будет голодный год (Тамбовская губ.).

В Кирсановском уезде Тамбовской губернии «Некоторые, желая получить хороший урожай приходят рано утром в лес и стараются пораньше поесть, пока кукушка еще не кричала; иначе год будет голодный.

Если кукушку услышишь раньше соловья, несчастливо проведешь лето — прокукуешь (Воронежская губ.).

При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.

Ранняя кукушка (прежде листа на дереве) — ворам неудача.

Кукушка кукнула в левое ухо — хорошая примета (Пинежье).

Кукушка сера, загадуй смело, скольки лет жить и когда помереть.


Без тебя досада есть.

Напала на сердце тоска.

С весеннего Юрья совершались сделки и наймы — но Семен день (14 сентября), до Покрова (14 октября) или до Заговенья (27 ноября).

И последнее: с Егорья открывался сезон хороводов.




Как солнышко взойдет,


Роса на землю падет —

6 мая 2018 года отмечается церковный праздник Егорий Вешний (Юрьев день) или день памяти Георгия Победоносца

7 мая 2018 года отмечается народный праздник Егорий Вешний или Юрьев день. Церковь вспоминает сегодня праведника и великого мученика Георгия Победоносца, являющегося одним из самых почитаемых святых у славян. Имя Георгий не является русским, поэтому народ использовал его производные – Егорий и Юрий.

Георгий Победоносец - христианский святой, особенно почитаемый на Руси. Во время правления императора Диоклетиана он пострадал за веру, после восьмидневных мучений был обезглавлен. Перед смертью Георгий сумел сокрушить идолов в храме Аполлона и обратить в христианство жену самого императора - Александру. Также этому святому приписывается победа над змеем, опустошавшим земли. Этот сюжет известен каждому, кто хоть раз видел герб Москвы.

По преданию, святой Георгий родился в городе Белите, возле Ливанских гор. Его родители были зажиточными православными христианами. Они воспитали сына в любви к Богу и почитании законов Божьих. Благодаря умственному и физическому развитию и храбрости Георгий выбрал военную службу. Вскоре он стал главным начальником и любимцем правителя Диоклетиана. Последний вошел в историю как жестокий преследователь христианской веры.

Во время очередного суда над христианином Георгий услышал приговор о смертной казни. Он сознался своему повелителю, что не признает идолов в капищах, а истинным Богом считает лишь Иисуса Христа. Раздарил все, что имел, отпустил слуг и рабов, а после этого предстал перед Диоклетианом. Император расстроился и многократно предлагал Георгию передумать. Все его усилия были тщетными. Тогда он приказал подвергнуть Георгия пыткам.

Палачи тщетно старались выбить из мученика хоть слово раскаяния и сожаления, но им это не удалось. Георгий переносил пытки стойко и мужественно, возносил молитвы Богу. Император понял, что ему не совладать с духом и верой Георгия. Он приказал обезглавить мученика. В 303 году в Никомидии приговор привели в исполнение.

По приметам, если в этот день ударит мороз, значит, уродится просо и овес. Если день выдался теплым – лето будет ранним.

Традиции и обряды на Юрьев день (Егорий Вешний) 6 мая 2018 года

Юрьев день (Егорий Вешний) 6 мая 2018 года, будучи народным праздником, имеет массу традиций и обрядов, примет и поверий, многие из которых все еще актуальны.

Традиционно в народе этот день посвящают земле, а также домашним животным и уходу за ними. Именно с Егория Вешнего люди начинают заниматься основными полевыми работами. В этот праздник народ проводит специальные обряды, чтобы земля была плодородной и дала хороший урожай. Для этого на засеянных нивах проходят молебны, а также землю окропляют святой водой.

Хозяева в Юрьев день 6 мая уделяют особое внимание скоту и домашним животным, чистят их, моют, дают вкусный и сытный корм.

Также Юрьев день (Егорий Вешний) 6 мая 2018 года считается праздником пастухов.

А потому в этот день народ задабривает этих работников, дарит им подарки, угощает яичницей.

Согласно народному поверью, в Юрьев день 6 мая нельзя работать с шерстью. Женщины не прядут и не вяжут и вообще стараются не прикасаться к шерсти в этот праздник. Так как в народе говорят, что в противном случае волки могут утащить овец.

День святого Юрия (праздник Георгия Победоносца): приметы и что нельзя делать в этот день

Известно, что Георгий Победоносец всегда по-особенному почитался в христианской вере. В честь воина-великомученика в армии даже был учрежден георгиевский орден. История гласит, что когда его попросили отказаться от христианства, он не просто не отказался, но и пережил пытки над телом. После 7 дней жестоких пыток он чудесным образом исцелялся, а на 8-й день его казнили. Но видя чудесное исцеление, люди увидели силу веры и многие обратились в христианство, за что его чтят и сегодня. 6 мая в праздник Георгия Победоносца люди соблюдают приметы и главные запреты Дня святого Юрия.

День святого Юрия: приметы праздника

6 мая издавна наши предки внимательно следили за природой в попытках спрогнозировать свое будущее. Рекомендуем ознакомиться и вам.

  1. Сильный дождь на Юрия - травы много вырастет.
  2. Теплая погода на Юрия - скоро лето наступит.
  3. Растущая луна, сильный ветер, который гонит облака на сумрачном небе - такая погода будет сохранятся еще довольно долго.
  4. Появилась роса - будет хороший урожай проса. Если идет снег или град, или же на деревьях заметен иней - гречиха уродится.
  5. Комары 6 мая в стаи сбиваются - жди потепления.
  6. Сильно разлились реки на Георгия Победоносца - примета того, что много травы будет на Николин день (22 мая).
  7. Ясное, безветренное утро 6 мая - ранние посевы будут удачными и будет богатый урожай.
  8. На ночь вывешивали влажное полотенце. Если утром оно высохнет - урожай огурцов будет богатым.
  9. Ночь с 6 на 7 мая очень теплая - хлеб успеет созреть до первых морозов.

Немало примет в Юрьев день 6 мая 2018 года связано с погодой.

Если Юрьев день выдался теплым и погожим, то лето наступит рано.

Мороз в этот день говорит о том, что уродятся овес и просо.

Если на Егория Вешнего 6 мая 2018 года будет ливень, то это говорит о том, что летом будет много травы, а соответственно и сена.

Если ветер в этот день с севера подует, то осенью рано ударят морозы.

Крупные листья на березах сулят урожайное лето.

В народе говорят, что в Юрьев день 6 мая нельзя ни с кем ругаться и ссориться, а также громко разговаривать, кричать и спорить. Иначе может ударить грозой.

Что нельзя делать в праздник Георгия Победоносца

Запреты в День святого Юрия такие же, как и в любой другой религиозный праздник (нельзя шить, вышивать, заниматься полевыми работами, ругаться). Но есть и своя специфика.

Считается, что в этот день ни в коем случае нельзя пользоваться ни гребнем, ни расческой, ни щеткой, ни ножницами. Более того, говорят, что их спрятать так, чтобы даже на глаза не попадались, иначе ждите негативных последствия.

  • если вы будете пользоваться расческами или решите подрезать волосы ножницами, волосы станут слабыми и начнут выпадать.
  • такими действиями вы можете потерять свою кормилицу (в данном случае речь про корову, которая больше не сможет давать молока).

6 мая православные верующие чествуют Георгия Победоносца. Его изображение можно увидеть в центре российского герба, а также монетках. Этот великомученик жил в конце 2 столетия в одной из христианских семей. С детства он отличался упорством и храбростью. Благодаря этим качествам стал военным и дослужился до большого чина.

Его неоднократно принуждали сменить веру, но Георгий не оступился и принял мученическую смерть во имя веры. Для православных всего мира он стал примером истиной религии, доблести, твердости характера. В народе День Георгия Победоносца именуют коротко и просто – Егорьев день. В народных верованиях он является покровителем скота. Именно в этот день принято впервые после долгой зимы выгонять скот на пастбища. Традиционно этот день отмечали с размахом. С этого момента должна была устанавливаться теплая погода.

Какие традиции существуют на Егорьев день?

С приходом этого праздника начинались земельные работы. С момента принятия христианства возникла традиция по окроплению полей святой водой. Во время литургии священнослужители обязательно читают молебен для получения богатого урожая. Подобный ритуал существует до сих пор.

После первого выгона скота на пастбище обязательно следует помолиться Георгию Победоносцу и попросить защиты и покровительства для всех домашних животных. Подобная традиция призвана защитить их от болезней, нечистых помыслов и мыслей завистливых людей.

Также предки верили, что роса в этот день обладает особыми магическими свойствами. Считалось, что тот, кто пройдется по свежей росе до восхода солнца, целый год будет здоров и никакие болезни не будут страшны.

Приметы на Егорьев день

Не меньшее количество примет связано с этим праздником. Например, если погода этот день хмурая, идет дождь – следует ждать большого пополнения домашнего скота. Если же погода, наоборот, стоит теплая и солнечная – не за горами лето, причем оно будет теплое и малодождливое. Нередко в эти сутки бывали и заморозки. Это предвещало большие урожаи полевых культур.

В ночь на Егорьев день хозяйки мочили полотенце и вывешивали его на улицу. Если утром с приходом праздника оно высыхало, ожидался большой урожай огурцов, если же нет – первые заморозки прогнозировались уже в сентябре. Также народ подметил, что если на весеннего Егория появилась первая трава, на зимнего Егория (9 декабря) следует ждать, что зима уже полностью вступит в свои права.

Прогноз урожайности разнообразных культур можно было сделать и, ориентируясь на то, каким выдалось утро праздника. Если оно было тихим, безветренным, с хорошей погодой, все ранние посевы оказывались плодородными. Если погода лишь к вечеру становилась благоприятной, большой урожай, наоборот, ждали от культур, которые посеяли поздно.

Множество примет в этот православный праздник связано и с птицами. Особенно тщательно наблюдали за поведением кукушек. Если вдруг эти птицы начинали петь – следовало ждать в нескором времени массовый падеж скота. А вот пению ласточек, наоборот, радовались – это означало, что пришла настоящая весна.

Святой великомученик Георгий Победоносец , родом из Каппадокии (Малая Азия), вырос в глубоко верующей семье христиан. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте; мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом и принят в его стражу одним из старших военачальников. Узнав о решении императора-язычника дать полную свободу правителям в расправе над христианами, Георгий раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат, где открыто выступил против императорского замысла, и призвал всех признать истинную веру во Христа. Ошеломленный дерзновенной речью, император попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам; когда он решительно отказался, оруженосцы по приказу разгневанного императора стали копьями выталкивать святого Георгия из собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день его привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклетиан решил, что истязуемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышан глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светозарного юноши.

И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» — как святой Георгий восстал исцеленным. Когда он снова предстал перед императором, последний не верил глазам своим и думал, что это другой человек или призрак: В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Ожесточившийся император, не теряя надежды сломить Георгия, предал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, мученика засыпали негашеной известью. Через три дня его откопали, но нашли невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, остался непреклонным. Решив, что волшебство помогает мученику, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнес Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить. Но и зелья не действовали.

Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это мученик сказал: «Ты искушаешь меня, ко ради спасения народа, которых! увидит дело Христово, Бог мой сотвори т это знамение». И когда Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить Афанасия и воскрешенного человека, а Георгия опять заточил в темницу. Ночью мученик усердно молился, а когда задремал, увидел самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною». Наутро в судилище при капище Аполлона император предложил Георгию новое испытание — он предлагал ему стать своим соправителем. Мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и выразил желание немедленно идти з капище Аполлона, якобы чтобы принести там жертву богам. Подойдя же к истукану, он сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Бог Един только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда пришел сюда я, служитель Истинного Бога?» — спросил Георгий. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились. На мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни. На месте казни Георгий в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой преклонил свою голову под меч. Это было 6 мая (23 апреля) 303 года.

Из многих чудес, совершенных Георгием, наиболее известно произошедшее на его родине, в городе Бейруте, где жило много идолопоклонников. Около города, близ ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. Каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей. Подошло время царю отправить к озеру единственную дочь, нарядив ее в лучшие одежды. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне святой Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидав змея, осенил себя крестным знамением и со "ловами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него, пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем Георгий уби\ змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек крестилось тогда, не считая женщин и детей.

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси. Он был ангелом и покровителем великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Со времени образования Московского княжества Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия, — стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. Установленные в честь святого знаки отличия — Георгиевский крест и Георгиевская медаль — были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались только за подвиги, совершенные на поле брани.

Народные обычаи и приметы на 6 мая

6 мая - Георгий Победоносец. Егорьев день. Егорий (Юрий) Весенний, Весенний, Храбрый

Егорий землю отмыкает.

Коли весенний Егорий с кормом, то осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т. е. зима установится, будет хороший санный путь).

Егорий с водой, а Никола с травой.

На Егорья мороз — будут просо и овес.

На Егорья мороз — гречи хороши (Тамбовская обл.).

Когда на Георгия будет мороз и повторится через неделю, то должно ожидать теплой осени (Тамбовская обл.).

Как на Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет.

Юрий росу спустил. Гони животину на Юрьеву росу.

На Юрья роса — будут добрые проса.

На Юрья роса — не надо коням овса.

Юрьева роса от сглазу, от семи недугов.

Катаются по Юрьевой росе, чтоб получить здоровье.

На Юрья дождь — скоту легкий год.

На Юрья снег — урожай на гречу, на Юрья дождь — гречи недород.

На Егорья в некоторых местах запахивают пашню.

Юрий починает полевые работы, Юрий и кончает.

Ранний посев, ярового — с Юрья (Воронежская обл.).

Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин травою.

Ясное утро на Юрья — ранний сев, ясный вечер — поздний (Новгородская обл.).

Ранний горох сей до Георгия, поздний — после Георгия (Нижегородская обл.).

Кто сеет овес с Егорья, тот убирает не зерно, а солому. Сей просо с Егорья, кончай Николой (Тамбовская обл.).

С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду.

Сельскохозяйственные приметы на Егорьев день не всегда совпадают но местностям, но практически на всей территории России к Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник и соответственным образом обставлялся различными действиями, обрядами, песнями и приговорами. На Егория скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. В поле выносили стол, на него ставили икону и служили молебен. Этот день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили в поле мирской яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал.

Георгий Победоносец считается покровителем домашнего скота, и к нему обращаются с просьбой защитить, уберечь овец, коров, лошадей. Наибольшей силой обладает молитва к нему именно на Егорьев день, во время первого выпаса скота на подножный корм.

В Смоленской губернии Егорьев день отмечался так:

«...в каждом доме пред выгоном скота хозяин с хозяйкой зажигают перед иконами «страстную» свечу, стол накрывают чистою скатертью, кладут на нее целый круглый хлеб, ставят на стол полную солонку соли и молятся Богу. Потом хозяин берет икону святого Георгия, страстную свечу, а хозяйка — хлеб с солью, и обходят на дворе кругом весь свой скот, приговаривая: «Святой Егорий-батюшка, сдаем тебе на руки всю скотинку и просим тебя: сохрани ее от зверя лютого, от человека лихого!» Затем кладут на землю под ворота замок и ключ: «Чтобы пасть звериная была так крепко заперта, как запирается замок на ключ!» А икону ставят над воротами и выгоняют скот на улицу.

Кое-где Егорьев день включал и обряды, вызванные заботой о лошадях. Например, коней мыли, купали, кормили крестами, испеченными в Крещенье.

Святой Георгий воспринимается не только защитником скота, но и хозяином лесных зверей. «Всяк зверь у Егория под рукой».

Кукушка до Егория — к неурожаю и падежу скота.

При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.

С весеннего Юрья совершались сделки и наймы — по Семен день (14 сентября), до Покрова (14 октября) или Заговенья (27 ноября).

С Егорья открывался сезон хороводов.

Под Егорья вешнего (шерстяного) не работают, чтобы волк овец не поел.

Что у волка в зубах, то Егорий дал.

На Юрья св. Егорий разъезжает но лесам на белом коне и раздает зверям наказы.

Все звери (Вся живая тварь) у Егорья под рукой.

Сыт, как Юрьева гора (Нерехта).

Кукушка до Егорья — к неурожаю и падежу скота.

Юрий пирогом, а рука батогом (богаты; выгоняют скот).