Введение

Воссоздания эпохи средневековья помогла осознать, что природа для крестьян была средой обитания и жизнеобеспечения, она определяла уклад ее жизни, занятия, под ее влиянием сложилась культура и традиции русского народа. В крестьянской среде зародился русский фольклор, сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, в которых нашли отражение различные стороны крестьянской жизни: работа, отдых, семья, традиции.

Образ жизни крестьян

Труд, трудовая этика. Коллективизм и взаимопомощь, круговая порука, уравнительный принцип. Ритмы крестьянской жизни. Обилие праздников в традиционной народной культуре. Сочетание будней и праздников. Быт будней, быт праздников. Патриархальность крестьянского быта. Виды творчества в крестьянском быте, позиции самореализации и самообслуживания. Социальный идеал. Народное благочестие, аксиология крестьянского мира. Ранжирование быта по демографическим и имущественным признакам. С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение, Троица и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако беднота работала и по праздникам

Крестьянская община; община и семья; жизнь « на миру»

В 17 веке крестьянская семья составляла, как правило, не более 10 человек.

Это были родители и дети. Главой семьи считался старший по возрасту мужчина.

Церковные порядки запрещали девушкам вступать в брак моложе 12 лет, юношам моложе 15 лет, кровным родственникам.

Брак мог, был заключён не более трёх раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который накладывались церковные наказания.

С17 века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью. Свадьбы справлять, как правило, осенью и зимой - когда не было сельскохозяйственных работ.

Новорожденного ребенка надлежало крестить в церкви на восьмой день после крещения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребенка, умершего не крещенным, церковь запрещала хоронить на кладбище. Следующий обряд - "постриги" - проводился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крестные родители) выстригали у ребенка прядь волос и дарили рубль. После подстрижек праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого был назван человек (позже стал называться "днем ангела"), а день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником.

Крестьянский двор

В крестьянский двор обычно входили: крытая дранкой или соломой избы, топившаяся «по-чёрному»; клеть для хранения имущества; хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе (поросят, телят, ягнят). Птицу (кур, гусей, уток). Из-за топки избы «по-чёрному» внутренние стены домов были сильно закопчены. Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печные расщелины.

Крестьянская изба была довольно скудной, и состояла из простых столов и лавок, но и для ночлега, закреплённых вдоль стены (они служили не только для сидения, но и для ночлега). Зимой крестьяне спали на печи.

Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных (как правило, волков и медведей). Обувью - в основном служили лапти. Зажиточные крестьяне носили поршни (поршни)- обувь, сделанную из одного - двух кусков кожи и собранную вокруг щиколотки на ремешке, а порой и сапоги.

Русское жилище как и жилище любого народа имеет много разных типов.

Но есть общие черты, который характерны для жилья разных слоев общества и

разных времен. Прежде всего русское жилище - это не отдельный дом, а

огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так

и хозяйственных. Жилые носили наименования: избы, горницы, повалуши,

сенники. Изба было общее название жилого строения. Горница, как показывает

само слово, было строение горнее, или верхнее, надстроенное над нижним, и

обыкновенно чистое и светлое, служившее для приема гостей. Название

повалуши характерно для восточных губерний, и значило кладовую,

обыкновенно холодную. В старину, хотя повалуши и служили для хранения

вещей, но были также и жилыми покоями. Сенником называлась комната

холодная, часто надстроенная над конюшней или амбаром, служившая летним

жилым помещением.

Еще в 17 веке в Москве двор даже знатного человека представлял собой

территорию, обнесенную каменным забором, застроенную несколькими каменными

зданиями, между которыми торчали деревянные здания, избы, горницы, светлицы

и множество изб людских и служебных, многие из которых были соединены

крытыми переходами.

У простолюдинов избы были черные, т.е. курные, без труб; дым выходил в

маленькое волоковое окно; при собственно так называемых избах были

пристройки, называемые комнатами. “В этом пространстве жил бедный русский

мужик... часто вместе со своими курами, свиньями, гусями и телками,

посреди невыносимой вони. Печь служила логовищем целому семейству, а от

печи поверху под потолок приделывались полати. К избам приделывались разные

пристенки и прирубки. У зажиточных крестьян, кроме изб, были горницы на

подклети с комнатами, т.е. двухэтажные домики. Курные избы были не только в

городах, но и в посадах и в 16 веке и в самой Москве. Случалось, что в

одном и том же дворе находились и курные избы, называемые черными, или

поземными, и белые с трубами, и горницы на нижних этажах”.

Крестьянское жилище обычно представляло собой комплекс построек,

обслуживавший различные нужды крестьянской семьи, причем на первый план

чаще выступают не бытовые, а хозяйственные ее потребности, хотя в реальной

жизни отделить одни от других весьма затруднительно. Следовательно,

историческое развитие крестьянских построек тесно переплетено с историей

развития крестьянского хозяйства, с технологией процессов, развитием орудий

Как правило, жилища богатых и бедных крестьян в деревнях практически

отличались добротностью и количеством построек, качеством отделки, но

состояли из одних и тех же элементов. Все постройки в буквальном смысле

слова рубились топором от начала до конца строительства, хотя в уездных

городах, с которыми крестьянские хозяйства поддерживали рыночные связи,

были известны и применялись и продольные и поперечные пилы. Эта

приверженность традициям видна и в том, что еще в 18 веке большая часть

населения предпочитала отапливать жилища “по-черному”, т.е. печи в избах

ставились без печных труб. Этот консерватизм прослеживается и в

организации самого комплекса крестьянских жилых и хозяйственных построек.

Основными компонентами крестьянского двора были “избы да клеть”, “изба

да сенник”, т.е. основная жилая постройка и основная хозяйственная

постройка для хранения зерна и другого ценного имущества. Наличие таких

хозяйственных построек, как амбар, житница, сарай, баня, погреб, хлев,

мшанник и др. зависело от уровня развития хозяйства. В понятие

“крестьянский двор” включались не только строения, но и участок земли, на

котором они располагались, включая огород, гуменник и т.п.

Основным строительным материалом было дерево. Количество лесов с

прекрасным “деловым” лесом намного превосходило то, что сохранилось сейчас

в Среднерусском регионе. Лучшими породами дерева для построек считались

сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение. Лиственница и дуб

ценились за прочность древесины, но они были тяжелы и трудны в обработке.

Их применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов или в

сооружениях, где нужна была особая прочность (мельницы, соляные амбары).

Другие породы деревьев, особенно лиственные (береза, ольха, осина)

применялись в строительстве, как правило, хозяйственных зданий. В лесу

получали необходимый материал и для кровли. Чаще всего береста, реже кора

ели или других деревьев служили необходимой гидрозащитной прокладкой в

кровлях. Для каждой надобности деревья выбирались по особым признакам.

Так, для стен сруба стремились подобрать особые “теплые” деревья, поросшие

мхом, прямые, но не обязательно прямослойные. В то же время для теса на

кровлю обязательно выбирались не просто прямые, но именно прямослойные

деревья. Соответственно назначению деревья метились еще в лесу и вывозились

к месту строительства. Если пригодный для построек лес был далеко от

поселения, то сруб могли срубить и прямо в лесу, дать ему выстояться,

высохнуть, а потом перевезти к месту строительства. Но чаще срубы собирали

уже на дворе или поблизости от двора.

Тщательно выбирали и место для будущего дома.

Для возведения даже самых крупных построек срубного типа обычно не

сооружали специального фундамента по периметру стен, но по углам зданий

(изб, клетей) закладывались опоры - крупные валуны, большие пни. В редких

случаях, если протяженность стен была много больше обычной, опоры ставили и

в середине таких стен. Сам характер срубной конструкции зданий позволял

ограничиться опорой на четыре основные точки, т.к. сруб - цельносвязанная

конструкция

В основе подавляющего большинства построек лежала “клетка”, “венец”, -

связка из четырех бревен, концы которых были рублены в связь. Способы такой

рубки могли быть различными по технике исполнения, но назначение связи было

всегда одним - скрепить бревна межу собой в квадрат прочным узлами без

каких-либо дополнительных элементов соединения (скоб, гвоздей, деревянных

штырей или спиц и т.п.). Бревна метились, каждое из них имело строго

определенное место в конструкции. Срубив первый венец, на нем рубили

второй, на втором третий и т.д., пока сруб не достигал заранее определенной

высоты. Конструктивно такой сруб без специальных связующих элементов мог

подняться на высоту нескольких этажей, так как вес бревен плотно вгонял их

в гнезда крепления, обеспечивая необходимую вертикальную связь, наиболее

прочную в углах сруба.Основные конструктивные типы рубленых крестьянских

жилых строений - “крестовик”, “пятистенок”, дом с прирубом.

Крыша у русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни,

иногда, в безлесных местах, - соломенная. Стропильная техника сооружения

кровли, как и другие виды конструкции крыш, хотя и были известны русским

мастерам, но в крестьянских избах не употреблялись. Срубы просто

“сводились” как основания для кровли. Для этого после определенной высоты

бревна стен начинали постепенно и пропорционально укорачивать. Сводя их под

вершину кровли. Если укорачивали бревна всех четырех стен, получалась

кровля “костром”, т.е. четырехскатная, если с двух сторон - двухскатная, с

одной стороны - односкатная.

Одним из важнейших элементов жилища крестьян всегда была печь. И не

только потому, что в суровом климате Восточной Европы без печного отопления

в течение семи- восьми месяцев не обойтись. Нужно отметить, что так

называемая “русская”, а правильнее всего духовая печь - изобретение сугубо

местное и достаточно древнее. Она ведет свою историю еще из трипольских

жилищ. Но в конструкции самой духовой печи в течение второго тысячелетия

нашей эры произошли весьма значительные изменения, позволившие гораздо

полнее использовать топливо. К концу 18 века уже выработался тип печи,

который позволял использовать ее не только для обогрева и приготовления

пищи, но и как лежанку. В ней же пекли хлебы, сушили на зиму грабы, ягоды,

подсушивали зерно, солод - во всех случаях жизни печь приходила крестьянину

на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего

года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь,

чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство духовой печи

накапливать, аккумулировать тепло, крестьяне готовили пищу раз в день,

утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась

горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта

особенность духовой печи оказала решающее влияние на русскую кулинарию, в

которой преобладают процессы томления, варения, тушения, причем не только

крестьянскую, т.к. образ жизни многих мелкопоместных дворян не сильно

отличался от крестьянской жизни.

Внутренняя планировка крестьянских жилищ была подчинена достаточно

строгим, хотя и неписаным законам. Большая часть “мебели” составляла часть

конструкции избы и была неподвижной. Вдоль всех стен, не занятых печью,

тянулись широкие лавки, тесаные из самых крупных деревьев. Такие лавки

можно было видеть в старинных избах еще не так давно, и предназначены они

были не столько для сиденья, сколько для сна. Около печи была судная, или

посудная лавка, где полновластной хозяйкой была старшая женщина в доме. По

диагонали, в противоположном от печи углу помещали иконы, и сам угол звался

святым, красным, кутным.

Одним из обязательных элементов интерьера были полати, специальный

помост, на котором спали. Зимой под полатями часто держали телят, ягнят. В

северных губерниях, по-видимому, уже в 18 веке полати делали высокие, на

уровне высоты печи. В центральных и южных губерниях полати приподнимались

над уровнем пола невысоко. Место для сна старшей супружеской пары в избе

(но не стариков, место которых было на печке) специально отводилось в одном

из углов дома. Это место считалось почетным.

Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки-“полавочники”, на

которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты и т.п. В

стене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды.

Хотя большинство крестьянских изб состояло всего из одной комнаты, не

деленной перегородками, негласная традиция предписывала соблюдение

определенных правил размещения для членов крестьянской избы. Та часть избы,

где находилась судная лавка, всегда считалась женской половиной, и заходить

туда мужчинам без особой надобности считалось неприличным, а посторонним -

тем более.

Крестьянский этикет предписывал гостью, вошедшему в избу, оставаться в

половине избы у дверей. Самовольное, без приглашения вторжение в “красную

половину”, где ставился стол, считалось крайне неприличным и могло быть

воспринято как оскорбление.

К жилой избе в 18 веке обязательно пристраивались сени, хотя в

крестьянском обиходе они были более известны под именем “мост”. По-

видимому, первоначально это было действительно небольшое пространство перед

входом, вымощенное деревянными лагами и прикрытое небольшим навесом

(“сенью”). Роль сеней был разнообразной. Это и защитный тамбур перед

входом, и дополнительное жилое помещение летом, и хозяйственное помещение,

где держали часть запасов продовольствия.

В украшении избы сказывались художественный вкус и мастерство

русского крестьянина. Силуэт избы венчали резной конек (охлупень) и кровля

крыльца; фронтон украшали резные причелины и полотенца, плоскости стен -

наличники окон, зачастую отражавшие влияние архитектуры города (барокко,

классицизм и т.д.). Потолок, дверь, стены, печь, реже наружный фронтон

расписывали.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА

Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской

Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской

костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами.

Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс,

украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба

и островерхая меховая шапка.

С 16 века простота и малая расчлененность форм одежды бояр,

придававшая фигуре торжественность и величавость, стали сочетаться с особой

эффектностью декоративного оформления.

Старинная русская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и у

крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью

убранства.

Обувь простого народа была лапти из древесной коры - обувь древняя,

употребляемая еще со времен язычества. Люди с достатком носили сапоги,

чеботы, башмаки и ичетыги. Эта обувь делалась из телячьей, конской,

коровьей (юфти, т.е. кожа быка или коровы, выделанная на чистом дегте)

кожи. Для богатых людей эту же обувь делали из персидского или турецкого

сафьяна. Сапоги имели длину до колен, чеботы - полусапожки с остроконечными

загнутыми кверху носами. Башмаки носились с ичетыгами, т.е. сафьяновыми

чулками или получулками. Обувь мужская и женская почти не различалась.

Посадские жены носили сапоги, н дворянки ходили только в башмаках и

чеботах. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья.

Обувь была всегда цветная, чаще всего красная или желтая, иногда

зеленая, голубая, лазоревая, белая, телесного цвета. Она расшивалась

золотом, особенно голенища, унизывалась жемчугом.

Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых - шелковые.

Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Русские мужские

рубахи делались широкие и короткие, опускались сверх исподнего платья и

подпоясывались низко и слабо узким пояском, называемым опояскою. По подолу

и по краям рукавов рубахи расшивались узорами, украшались тесьмой. Но

особое внимание обращали на стоячий воротник рубахи - ожерелье. Его делали

пристегивающимся и украшенным соответственно богатству носящего.

Русские штаны или порты шились без разрезов, с узлом, с помощью

которого можно было делать их шире или уже. У бедных они делались их

холста, белого или крашеного, из сермяги - грубой шерстяной ткани; у

зажиточных из сукна, богатые имели шелковые штаны, особенно летом. Штаны

были не длинны и достигали только колен, делались с карманами (зепью) и

были цветными - желтые, лазоревые, чаще всего красные.

На рубаху и штаны надевались три одежды: одна на другую. Исподняя была

домашняя, в которой сидели дома; если нужно было идти в гости или принимать

гостей, надевали на нее другую; Третья была накидная для выхода.

Исподняя одежда называлась зипун как у царей, так и у крестьян. Это

платье было узкое, длиной до колен или иногда до икр, но чаще всего не

доходившее даже и до колен.

На зипун надевали вторую одежду, которая имела несколько названий.

Самый обыкновенный и повсеместный вид этого рода одежды был кафтан. Рукава

его были чрезвычайно длинны, достигали до земли и собирались в складки или

брыжи, так что ладонь можно было по желанию закрывать или оставлять

открытою, и таким образом концы рукавов заменяли перчатки. В зимнее время

эти рукава служили защитою от стужи, а рабочие люди могли с их помощью

брать горячие предметы. Разрезанный спереди кафтан застегивался с помощью

завязок или пуговиц, крепившихся к нашивкам из другой материи и другого

цвета. Воротники на кафтанах были маленькие, из-под них высовывались обнизь

зипуна или ожерелье рубахи. У кафтана была подкладка, зимние кафтаны шились

и на легких мехах. В этим же разрядам одежды относятся чуга, ферезь,

армяк, тегиляй, терлик.

Верхние, или накидные одежды были: опашень, охабень, однорядка,

ферезея, епанча и шуба. Опашень - это летняя одежда. Охабень плащ с

рукавами и с капюшоном. Ферезея - плащ, одеваемый в дорогу. Шубы были

самым нарядным платьем для русского, потому что давали возможность щеголять

разнообразными мехами. Множество мехов в доме составляло признак

довольства и зажиточности. Случалось, что русские не только выходили в

шубах на мороз, но сидели в них в комнатах, принимая гостей, чтобы показать

свое богатство. У бедных были шубы овчинные, или тулупы, и заячьи; у людей

среднего состояния - беличьи и куньи, у богатых - собольи и лисьи всех

видов. Царские шубы - из горностаев. Шубы покрывались обыкновенно сукном,

но иногда делались и из одного меха. Шубы делились на нарядные и санные. В

первых ходили в церковь, в гости или принимали гостей дома, последние

одевали в дорогу.

Тогдашний вкус требовал самых ярких цветов в одежде. Черные и вообще

темные цвета употреблялись только на печальных (траурных), или так

называемых смирных одеждах.

Золотое платье (из шелковой материи, затканной золотом и серебром)

считалось атрибутом достоинства у бояр и думных людей, окружавших царскую

особу, и когда принимали послов, то всем, не имеющим такого рода платьев,

раздавали их на время из царской казны.

Все русские носили пояса, и считалось неприличным ходить без пояса.

Кроме опоясок на рубахе, носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли ими,

как нашивками и пуговицами.

Русская шапка была четырех родов. Зажиточные люди носили маленькие

шапочки, покрывавшими только макушку, расшитые золотом и жемчугом, даже в

комнатах, а царь Иван Грозный ходил в ней даже в церковь, и за то

поссорился с митрополитом Филиппом. Другой вид шапки - колпак, зимой

подбитый мехом. Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или

войлока, зимою подбитые овчиной. Третий вид - четырехугольная шапка,

украшенная меховым околышком, их носили дворяне, бояре и дьяки. Четвертый

род - горлатные шапки, их носили исключительно князья и бояре. Таким

образом, по шапке можно было узнать происхождение и достоинство человека.

Высокие шапки означали знатность породы и сана.

Женские одежды были похожи на мужские, но имели свои особенности, так

что уже издали можно было отличить женщину от мужчины. Не говоря уже о

головных уборах, к самим одеждам, носившим те же названия, как и у мужчин,

прибавлялось слово “женский”, например женская шуба, женский опашень и

Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, белого или красного

цвета. К рукавам рубашки пристегивались запястья, вышитые золотом или

жемчугами. Сверх рубашки надевался летник, имеющий застежку снизу доверху,

до самого горла, что диктовалось правилами приличия. Зимою летники

подбивались мехом и назывались кортелями. Распространение получили и

сарафаны.

Верхняя женская одежда - опашень. Другой вид женской верхней одежды -

телогрея. Особое разнообразие имели женские шубы.

Голова замужней женщины убиралась волосником или подубрусником Это

были шапочки из шелковой материи, являющиеся символом брачного состояния и

составляли необходимую и главнейшую часть приданого. По понятиям русских,

для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои

волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим

бесчестьем. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семейства, исключая

мужа, не увидели ее простоволосою. Поверх волосника накладывался платок

(убрус), обыкновенно белый, и подвязывался под подбородком. Когда женщины

выходили в церковь или в гости, то надевали кику: шапку с возвышенностью на

лбу. Иногда это был кокошник. Имелось также очень большое разнообразие

женских шапок. Девицы носили на голове венцы - обручи без верха. Зимою

девицы покрывали голову высокой меховой шапкой -столбунцом.

Одежда (и женская и мужская) дополнялась украшениями.

Бедные поселянки ходили в длинных рубахах. На рубахи надевали летники,

иногда белого цвета, иногда крашеные, а голову покрывали платком,

завязанным под подбородком. Сверху всего, вместо накидного платья,

поселянки надевали одежду из грубого сукна или серемяги - серник.

В прежние времена у крестьян и посадских людей встречались очень

богатые наряды. Их дорогие одежды переходили из рода в род. По большей

части одежды кроились и шились дома: шить на стороне не считалось даже

признаком хорошего хозяйства.

Как мужские, так и женские дорогие одежды почти всегда лежали в

клетях, в сундуках под кусками кожи водяной мыши, которую считали средством

от моли и затхлости. Только в большие праздники и в торжественные случаи,

как, например, в свадьбы, их доставали и надевали. В обыкновенные

воскресные дни русские ходили в менее богатом наряде, а в будни не только

простой народ, но и люди обоего пола среднего сословия и дворяне не

щеголяли одеждою. Зато когда надо было себя показать, русский человек

“скидал свои отрепья, вытаскивал из клетей отцовские и дедовские одежды и

навешивал на себя, не жен и на детей все, что собрано было по частям им

самим, отцами, дедами и бабками”.

Сложившийся образ русского народного мужского костюма: рубаха-

косоворотка, иногда с вышитым или тканым узором по вороту и подолу,

выпускаемая поверх нешироких штанов и перехваченная поясом. Северный тип

русского народного женского костюма: рубаха и сарафан стройного,

расширенного книзу силуэта.

Вряд ли тогдашние бани сильно отличались от тех, что и сейчас ещё

можно встретить в глубоких деревнях - маленький сруб, иногда без

предбанника, в углу - печь - каменка, рядом с ней - полки или полати, на

которых парятся, в углу - бочка для воды, которую нагревают, бросая

туда раскалённые камни, и всё это освещается маленьким окошечком, свет из

которого тонет в черноте закопчённых стен и потолков. Сверху такое

сооружение часто имеет почти плоскую односкатную кровлю, крытую берестой и

дерном. Традиция мыться в банях среди русских крестьян была не

повсеместной. В иных местах мылись в печах.

XVI век - время распространения построек для скота. Они ставились

отдельно, каждая под своей крышей. В северных районах уже в это время

можно заметить тенденцию к двух этажности таких построек (хлев, мшаник, а

на них сенник, то есть сенной сарай), которая позднее привела к

образованию громадных хозяйственных двухэтажных дворов (внизу - хлева и

загоны для скота, вверху - повить, сарай, где хранят сено, инвентарь,

здесь же ставится клеть).

Основной пищей в XVI веке оставался хлеб. Хлебопечение и приготовление

других изделий из зерна, и зерно продуктов в городах XVI века было занятием

больших групп ремесленников, специализировавшихся на производстве этих

продуктов питания для продажи. Хлеб пекли из мешанной ржаной и овсяной

муки, а также, должно быть, и только из овсяной. Из пшеничной муки

выпекали хлеба, калачи, просвиры. Из муки изготовляли лапшу, пекли оладьи и

"перепечь" - ржаные жареные лепёшки из кислого теста. Из ржаной муки пекли

блины, приготовляли сухари. Очень разнообразен ассортимент из сдобного

теста-пироги с маком, мёдом, кашей, репой, капустой, грибами, мясом и т.п.

Перечисленные изделия далеко не исчерпывают разнообразия хлебных

продуктов, употреблявшихся на Руси в XVI веке.

Очень распространенным видом хлебной пищи были каши (овсяные,

гречневые, ячменные, пшенные), и кисели - гороховый и овсяный. Зерно

служило и сырьём для приготовления напитков: кваса, пива, водки.

Разнообразие огородных и садовых культур, возделываемых в XVI веке,

обусловливало разнообразие овощей и фруктов, употреблявшихся в пищу:

капуста, огурцы, лук, чеснок, свекла, морковь, репа, редька, хрен, мак,

стручковый зелёный горох, дыни, различные травы для солений (чеьра, мята,

тмин), яблоки, вишни, сливы.

Значительную роль в питании играли грибы - вареные, сушеные, печеные.

Одним из основных видов питания, следующим по значению, за хлебной и

растительной пищей и продуктами животноводства в XVI веке рыбная пища. Для

XVI века известны разные способы обработки рыбы: соление, сушение, вяление.

Очень выразительными источниками, рисующими разнообразие пищи на Руси в XVI

веке являются столовые обиходники монастырей. Ещё большее разнообразие

блюд представлено в Домострое, где имеется специальный раздел "Книги во

весь год, что в столы еству подают..."

Таким образом, в XVI веке ассортимент хлебных изделий отличался уже

очень большим разнообразием. Успехи в развитии земледелия, в частности

огородничества и садоводства, привели к значительному обогащению и

расширению ассортимента растительной пищи вообще. Наряду с мясной и

молочной пищей очень важную роль продолжала играть пища рыбная.


Сложно представить, что эти фотографии были сделаны лет этак 150 назад. А рассматривать их можно бесконечно, потому что, как говорится, тонкости можно рассмотреть только в деталях. И ещё много чего интересного можно рассмотреть. Снимки эти уникальная возможность погрузиться в прошлое.

1. Местный житель



Крестьяне в Российской империи в конце XIX века составляли большую часть населения. Говоря о том, как жили крестьяне дореволюционная Россия, нельзя не отметить, что у историков до сих пор нет единого мнения по этому важнейшему вопросу. Некоторые полагают, что все без исключения катались "как сыр в масле", в то время как другие говорят о всеобщей безграмотности и нищете.

2. Заготовка дров



Известный в своё время французский экономист Эдмона Тэри сказал: "...Если у больших европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912-м и 1950-м годами, как они шли между 1910-м и 1912-м, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении".

3. Дома зажиточных крестьян



Крестьяне в первой половине XIX века делились на две основные сословные общины - помещичьи и государственные. Помещичьи крестьяне составляли самую большую по численности категорию крестьянства. Помещик полностью распоряжался жизнью простого крестьянина. Их свободно покупали и продавали, били и наказывали. Крепостное право подрывало производительные силы крестьянского хозяйства. Крепостные не были заинтересованы в том, чтобы хорошо работать. Поэтому промышленность и сельское хозяйство в стране не развивалось.

4. Крестьянский двор



Русские крестьяне являлись совершенно отдельным от землевладельцев и знати классом. Большинство крестьян были фактически крепостными – людьми, законно принадлежащими своим хозяевам вплоть до реформы 1861 года. Будучи первой крупной либеральной реформой в России, она освободила крепостных, позволив им вступать в брак без необходимости разрешения своих хозяев, позволила владеть имуществом и собственностью.

5. Заготовка дров сельскими жителями



Тем не менее, жизнь крестьян продолжала оставаться тяжёлой. Они зарабатывали на жизнь, работая в поле, или на неквалифицированных работах, получая меньше среднего заработка.

6. Коренное население



К концу XIX века проблемы выкупа помещичьих земель оставались ещё тяжелым бременем примерно для 35% крестьян. Ссуды крестьянам банк выдавал только при покупке земли у помещиков. При этом цены на землю у банка были вдвое больше, чем средняя цена на рынке.

7. Отдых на природе



Выкуп крестьянами земельных наделов с помощью казны в значительной степени облегчался тем, что большая часть всех крепостных были заложены в дореформенных государственных ипотечных банках.

8. Россия, 1870-е годы



В попытке понять, как жили русские крестьяне в начале прошлого века, обратимся к классикам. Приведём свидетельство человека, которого сложно упрекнуть в неадекватности или в нечестности. Вот как описывал свою поездку по русским деревням различных уездов в самом конце XIX века классик русской литературы Толстой:

9. Дружная семья



«Чем дальше в глубь Богородицкого уезда и ближе к Ефремовскому, тем положение хуже и хуже... На лучших землях не родилось почти ничего, только воротились семена. Хлеб почти у всех с лебедой. Лебеда здесь невызревшая, зеленая. Того белого ядрышка, которое обыкновенно бывает в ней, нет совсем, и потому она не съедобна. Хлеб с лебедой нельзя есть один. Если наесться натощак одного хлеба, то вырвет. От кваса же, сделанного на муке с лебедой, люди шалеют»

10. Крестьяне в национальных костюмах


Крестьяне были основным и наиболее многочисленным сословием России. Именно на них держалась вся хозяйственная жизнь государства, поскольку крестьяне были не только гарантом выживания страны (снабжали её всем необходимым), но и являлись главным податным, то есть налогооблагаемым сословием. В хозяйстве крестьянина все обязанности были чётко распределены. Мужчины занимались работой в поле, ремёслами, охотой, рыбной ловлей. Женщины вели домашнее хозяйство, ухаживали за скотом, огородом, занимались рукоделием. В летнее время крестьянки помогали и в поле. Детей тоже с детства приучали к работе. Примерно с 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом на лошади, загонять на двор скотину, стеречь лошадей ночью, а в13 лет – боронить поле, пахать, брали на сенокос. Постепенно их приучали также владеть косой, топором, сохой. К 16 годам мальчик уже становился работником. Он владел ремёслами и мог сплести неплохие лапти. Девочка с 7 лет начинала заниматься рукоделием. В 11 лет она уже умела прясть, в 13 – вышивать, в 14 – шить рубахи, в 16 – уже ткать. Над теми, кто не овладел мастерством в определённом возрасте, насмехались. Мальчиков, не умевших плести лапти, дразнили «безлапотниками», а девочек. Не научившихся прясть, – «непряхами». Всю одежду крестьяне также делали дома, отсюда и её название –– домотканая. Иногда, когда крестьянин работал, детали его одежды затягивало в ткацкий станок, например, просак – станок для кручения верёвок. Человек оказывался в неудобном положении. Отсюда и поговорка «попасть впросак» – т.е. в неудобное положение. Русские рубахи были широкими и длинными. Почти до колен. Чтобы в рубахе было удобно работать, под мышками выкраивали ластовицы – специальные заменяемые детали, которые не мешают движениям рук в рукавах, собирают пот и могут быть заменены. На плечах, груди и спине рубахи пришивали подоплёку – подкладку, которую так же можно было заменить. Основным видом верхней одежды был кафтан из сукна. Делали его на подкладке и застёгивали спереди на крючки или медные пуговицы. Кроме кафтанов крестьяне носили поддёвки, зипуны, а зимой – овчинные тулупы до пят и валяные шапки.



Крестьянки одевались в рубахи, сарафаны, понёвы – юбки из сукна, которые завязывались у пояса. На голове девушки носили повязку в виде широкой ленты. Замужние женщины тщательно убирали волосы под кички и кокошники : «опростоволоситься» означало опозориться. На плечи накидывали душегреи – широкие и короткие кофты без рукавов, похожие на расклешенную юбку. Всю одежду крестьянки украшали вышивкой.

В крестьянском доме всё было продумано до мелочей. Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений – клети и сеней и тёплого избы . Сени соединяли холодную клеть и тёплую избу, хозяйственный двор и дом. В них крестьяне хранили своё добро. А в тёплое время года спали. В доме обязательно были подклёт или подпол – холодное помещение для хранения съестных припасов. Центральное место в доме занимала печь. Чаще всего печь топили «по чёрному», т.е. потолков не было, а дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными . Печь с трубой и изба с потолком – атрибут бояр, дворян и вообще зажиточных людей. Однако и в этом были свои плюсы. В курной избе все стены были закопченными, такие стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» гораздо меньше. Печь в крестьянской избе любили все: она кормила вкусной, пропаренной, ни с чем не сравнимой едой. Печь грела дом, на печи спали старики. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи называли – бабий кут – женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник . Другой угол напротив окна и около двери был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. Между печью и боковой стеной под потолком настилали полати ­­ ­­­– место, где спали дети, сушили лук, горох. Специальное железное кольцо вставлялось в центральную балку потолка избы, к нему крепилась детская люлька. Крестьянка, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки и качала её. Чтобы не было пожара, там, где горела лучина, обязательно на полу ставили ящик с землёй, куда летели искры.

Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница , под ней стоял обеденный стол. Это почётное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и кланялся на иконы. И только потом здоровался.

Вообще крестьяне были глубоко верующими людьми, впрочем, как и все другие сословия в Русском государстве. Само слово «крестьянин» является видоизмененным от «христианин». Большое значение крестьянские семьи уделяли церковной жизни ­– молитвам: утренним, вечерним, до и после еды, перед и после любого дела. Регулярно крестьяне посещали церковь, особенно старательно зимой и осенью, когда были свободны от хозяйственных тягот. В семьях строго соблюдали посты. Особую любовь проявляли к иконам: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками . Русские крестьяне, искренне веровавшие в Бога, не могли плохо работать на земле, которую считали божьим творением. В русской избе практически всё было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки, в которых хранилось добро. По этой причине их часто обивали железными полосами и закрывали на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась крестьянская семья. Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали тщательно и регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник – глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, и только горшки и некоторые миски глиняными. Глиняную, посуду покрывали простой глазурью, деревянную украшали росписью и резьбой. Многие из ковшей, чашек, мисок, и ложек сегодня находятся в музеях России.

Русские крестьяне были чуткими к чужой беде. Живя общиной – миром , они очень хорошо знали, что такое взаимопомощь и взаимовыручка. Русские крестьяне были милосердны: они старались помочь пострадавшему слабому, нищему. Не дать краюху хлеба и не пустить на ночлег страдающего человека считалось большим грехом. Часто мир направлял топить печи, готовить еду, ухаживать за скотом в семьи, где все были больны. Если в какой либо семье сгорел дом, мир ему помогал срубить деревья, вывезти брёвна и построить дом. Выручить, не покинуть в беде – было в порядке вещей.

Крестьяне считали, что труд благословен Богом. В повседневной жизни это проявлялось в пожеланиях работнику: «Бог в помощь!», «Помогай Господь!». Тружеников крестьяне очень ценили. И, напротив, в крестьянской системе ценностей осуждалась лень, ведь работа часто являлась смыслом всей их жизни. Про лентяев говорили, что они «бьют баклуши». Баклушами в то время называли деревянные плахи, из которых делали ложки и другую деревянную посуду. Заготовление баклуш считалось простым, лёгким, несерьёзным делом. То есть лень в современном понимании как форма полного безделья даже не могла быть представлена в то время. Универсальная, отточенная веками, форма быта крестьян, окончательно сформированная именно в эту культурную эпоху стала наиболее устойчивой в русской культуре, пережила различные периоды и окончательно исчезла (была уничтожена) только в двадцатые – тридцатые годы прошлого века.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Атамановская основная общеобразовательная школа»

Брединского района Челябинской области

Индивидуальный проект

Тип проекта: информационно –познавательный проект

Тема проекта: «Быт русского крестьянина»

Наставник проекта:

Шелудько Галина Владимировна, учитель истории

п.Атамановский

2019 г.

Содержание

Введение______________________________стр 3

1. Теоретическая часть__________________стр 4

1.1 Строительство избы_________________стр 4

1.2 Внутреннее обустройство дома_______стр 4-6

1.3 Русская печь______________________ стр 6

1.4 Одежда мужчин и женщин__________ стр 7

1.5 Питание крестьян___________________стр 7

Заключение___________________________стр 8

Список литературы______________________стр 8_

Введение

Мой исследовательский проект называется «Быт русского крестьянина ». Я постараюсь раскрыть и изучить историю русского быта, устройство деревенской избы, познакомиться с предметами быта, которыми пользовались крестьяне, их одеждой.

Наш 21 век - это век высоких технологий. За человека современное оборудование делает практически всё. А несколько столетий назад простому человеку нужно было делать всё самому: от изготовления простой ложки до строительства своего дома.

Я посетила несколько небольших музеев, в п. Бреды есть краеведческий музей, и в нашем поселке и школе есть маленькие музейные комнаты. В музеях я видела много старинных вещей, которыми давно не пользуются современные люди. В доме у бабушки я видела вещи, которые уже вышли из обихода. Мне стало интересно, а как же жили раньше крестьяне в деревне. И хотя на уроках истории мы изучаем жизнь и быт крестьян в разные периоды, я решила поглубже изучить данную тему и познакомить одноклассников с интересными фактами о быте крестьян. Мы тоже живем в поселке, но очень многого не знаем о жизни наших предков.

Цель: расширить представление свои и одноклассников о быте крестьян; изучить и знать историю быта и жизни крестьян России и нашего поселка.

Задачи:

1.Проанализировать литературу и материал интернет – сайтов по теме проекта и подобрать необходимый материал.

2.Систематизировать собранный материал о быте крестьян.

3. Описать быт крестьянской жизни

4. Создать небольшой словарь исторических терминов, используемых крестьянами в быту

По Российским глубинкам, там, где поля,

С золотистой пшеницей, целуются с небом,

В небольших деревеньках, крестьяне живут,

Это люди, которым обязаны хлебом.

Незатейлив их быт, но кругом чистота,

Здесь иконы да лавки простые.

У большого стола отдыхает душа,

Здесь и люди живут золотые
Иван Кочетов

1.Теоретическая часть

1.1 Строительство крестьянской избы.

Знание народного быта, традиций, обычаев даёт нам возможность сохранить историческую память, обрести те корни, которые будут питать новые поколения россиян.

Самое главное для человека – это его жилище. Крестьянское жилище – это двор, где сооружались жилые и хозяйственные постройки, сад и огород. Дом строился не спеша, основательно, так как в нем приходилось жить не один десяток лет. Крыши домов, чаще всего, были соломенные или деревянные, часто на крышах приделывались деревянные фигуры голов разных птиц и животных. Это служило не только украшением дома, но было и оберегом от злого глаза. Сам дом очень часто строился из дерева, в основном из сосны и ели, потому что эти деревья плохо поддаются гниению. Дом рубили топором, но позже стали известны и пилы. Дом ставили на сухом месте. Окна в нем были небольшие

Основными постройками крестьянского двора были: «изба да клеть», горница, повалушки, сенник, амбар, сарай. Изба – общее жилое строение. Горница – чистое и светлое строение, надстроенное над нижним, и здесь спали и принимали гостей. Повалушки и сенник – холодные кладовые, летом могли быть жилыми помещениями.

1.2 Внутреннее обустройство дома

Внутренняя планировка крестьянского дома была подчинена строгим законам. Вдоль всех стен, не занятых печью, тянулись широкие лавки, тесаные из самых крупных деревьев. Такие лавки можно было видеть в старинных избах еще не так давно, и предназначены они были не только для сиденья, но и для сна. Около печи была судная, или посудная лавка, где полновластной хозяйкой была старшая женщина в доме. По диагонали, в противоположном от печи углу помещали иконы, и сам угол звался святым, красным, кутным. Чаще всего в этом углу стоял стол.

Одним из обязательных элементов интерьера были полати, специальный помост из досок, застеленный матрасами, холстиной. на котором тоже можно было спать. Зимой под полатями часто держали телят, ягнят.

Над лавками, вдоль всех стен устраивали полки-“полавочники”, на которых хранили предметы домашнего обихода, мелкие инструменты. В стене вбивались и специальные деревянные колышки для одежды, для порядка, чтоб ничего не валялось Каждая вещь в избе имела свое строгое место . В домашнем устройстве у русских был заметен обычай всё укрывать и покрывать. Полы застилали рогожами, войлоками, скамьи и лавки – полавочниками, столы – скатертями. Дома освещались свечами и лучинами.

В избе каждое место имело определенное назначение. На лавке у входа работал и отдыхал хозяин, напротив входа – красная, парадная лавка, между ними – лавка для прях. На полках хозяин хранил инструмент, а хозяйка – пряжу, , иглы и прочее. На лавке, где пряли женщины, стояли массивные прялки. Деревенские мастера делали их из части дерева с корневищем, украшали резьбой. До прялок крестьянки пользовались веретенами. Такие веретена есть в нашем музее, а некоторые бабушки до сих пор умеют ими пользоваться.

Главным украшением дома были образа (иконы). Образа ставили в верхнем углу покоев и закрывали занавеской – застенком. Настенные картины и зеркала были запрещены православной церковью. Только маленькие зеркальца привозились из-за границы, но их могли иметь девушки из состоятельных семей. А простые крестьянки смотрелись в воду да начищенный самовар.

В старину в каждой крестьянской семье были коробейку – лубяные сундучки с закругленными углами. В них хранили семейные ценности, одежду, приданое. «Дочку в колыбельку, приданое в коробейку». На гибкой жерди – очепе – была подвешена лубяная колыбелька (зыбка) под домотканым пологом. Обычно крестьянка, качая зыбку за петлю ногой, выполняла какую – либо работу, пряла, шила, вышивала. Про такую зыбку на очепе в народе сложена загадка: «Без рук, без ног, а кланяется». Ближе к окну помещали ткацкий стан, или по – другому его называли «кросна». Без этого несложного, но очень мудрого приспособления была немыслима жизнь крестьянской семьи: ведь все от мала до велика носили домотканую одежду. Обычно ткацкий станок входил в приданое невесты. В хозяйстве женщины пользовались вальками. Ими при стирке прихлопывали холщовую ткань, чтобы она была мягче. Гладили белье при помощи скалки и рубеля, позже чугунным утюгом, внутрь которого насыпали горячие угли.

Шкафов и комодов раньше не было. Вместо них были сундуки, в которых хранились одежда и все самое ценное. Сундуки были разных размеров (маленькие и громадные), их по-разному украшали (резьбой, кованными уголками). На сундук всегда вешали замок. Ключ от сундука хранился у хозяйки дома. В сундуке были большое отделение и маленькое. Маленькое отделение было для мелочей: ниток, платочков, гребенок, бус, пуговиц. В большом отделении складывали сарафаны, шаровары, кокошники, картузы, мужские рубахи.

1. 3 Русская печь

Одним из важнейших элементов жилища крестьян всегда была печь. В суровом климате нашей страны без печного отопления в течение семи- восьми месяцев не обойтись. Чтобы в избе поставить русскую печь, нужно было иметь для этой работы большое умение. Чтобы печь не дымила, хорошо горела и тепло держала. “Русская”, а правильнее всего духовая печь, как говорили в старину, - это изобретение очень древнее. История создания такой печи уходит корнями к 10-11векам.

Печи использовались не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанку. Там зимой сидели дети, они играли, часто с ними спали старики. Приятно было после мороза забраться на теплую лежанку и отогревать замерзшие руки и ноги.

В ней же пекли хлебы, сушили на зиму грибы, ягоды, подсушивали зерно. Во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но и в течение всего года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба. Используя свойство печи накапливать, сохранять тепло, крестьяне готовили пищу раз в день, утром, оставляли приготовленное внутри печей до обеда - и пища оставалась горячей. Лишь в летний поздний ужин приходилось пищу подогревать. Эта особенность печи оказала влияние на русскую кулинарию, в которой и сейчас используют процессы томления, варения, тушения.

1.4 Одежда мужчин и женщин

Мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками.

Обувь простого народа была лапти из древесной коры - обувь древняя, употребляемая еще со времен язычества. Люди с достатком носили сапоги, башмаки. Эта обувь делалась из телячьей, конской кожи. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья.

Мужские рубахи были белых или красных цветов, шились они из льняной и холщовой ткани. Рубахи низко подпоясывались ремешками слабым узелком. Все русские мужчины носили пояса, и считалось неприличным ходить без пояса. Кроме опоясок на рубахе, носили пояса или кушаки по кафтану и щеголяли ими, как нашивками и пуговицами .

Женская одежда была похожа на мужскую, только была длиннее. На длинную рубаху одевался летник. Спереди у него был разрез, который застёгивался на пуговицы вплоть до самого горла. Все женщины носили серьги и головные уборы. Голова замужней женщины убиралась волосником или подубрусником Это были шапочки из шелковой материи. По понятиям русских, для замужней женщины считалось и стыдом, и грехом оставлять на показ свои волосы: опростоволоситься (открыть волосы) было для женщины большим бесчестьем.

1.5 Питание крестьян

Крестьянская кухня была русская, национальная. Лучшая повариха считалась та, которая знала, как готовится у других хозяек. Изменения в кушанья вводились незаметно. Блюда были просты и неразнообразны.

По обычаю, русские люди свято сохраняли посты. Поэтому блюда готовились скоромные и постные. А по припасам кушанья разделялись на пять видов: и блюда готовились рыбные, мясные, мучные, молочные и растительные. К мучнистым изделиям относились ржаной хлеб – глава стола, различные пироги, караваи, запеканки, калачи; к рыбным – уха, запечённые блюда; к мясным – гарниры, скоромные супы, паштеты.

Особое внимание придавалось убранству стола. Центральное место на нем всегда занимала солоница. Ее плели из бересты или из корней, но чаще резали из дерева. Вырезали в виде утицы, потому что ее считали покровительницей дома, семьи. На скатерть свадебного стола солоницу – утицу ставили первой .

Но одной из самых ярких черт русского традиционной жизни издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или прием гостей . Его передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате. В старину люди пользовались только жаровыми самоварами. Внутри самовара находится труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. И чай из него был вкусный, с запахом дымка от угольков. И сегодня в нашем поселке жители используют в праздничные дни не электрический самовар, а именно дымный. Вся семья с удовольствием пьет такой чай, очень часто любят посидеть за чашкой чая семьи после бани. Самовар объединяет семью, служит ее символом.

А чтобы продукты не испортились их ставили в ледник. Ледник- это была глубокая яма (погреб), в которую зимой накладывали лед, его закрывали соломой, а яму крышкой. Туда убирали сметану, масло, мясо, молоко, и этот ледника служил крестьянам вместо современного холодильника. Напитки готовили из ягод, меда.

Заключение.

Список литературы

1. Громыко М. М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII – начале XIX вв. // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С.5 , 2001

Элек тронные ресурсы:

1.Щи.ру Русский крестьянский быт-

2.Быт крестьянина -

3. http://stihi-pro.pp.ua/sid_0_cid_1_tid_0/stihi_pro_krest%27yan.html

4. http :// www . ppt - backgrounds . net / border - frames /4302- elegant - black - frame - backgrounds

5. http :// foto - albom . spb . ru / i / album _ skazka /21. jpg

6. https :// fishki . net /1280621- tradicionnaja - russkaja - kuhnja . html 7. materials /51485/ po - odezhke - vstrechayut

Словарь

исторических терминов по теме

«Быт русских крестьян».

1.Валёк - изогнутый кверху деревянный брусок с короткой

рукояткой, служил для выколачивания белья.

2.Ендова – деревянная чаша в виде ладьи с носиком.

3.Зыбка – короб, подвешенный к потолку с помощью жерди -

очепа, для маленького ребенка.

4.Лавки – длинные и широкие деревянные скамейки в избе, на

которых днем сидели, а ночью могли спать взрослые.

5.Кросна – деревянный станок, на котором ткали женщины или

девушки полотно из льна.

6.Полати – полка под потолком, которая шла от печи к двери,

где обитали дети и старики в холодное время года.

7.Квашня – небольшая деревянная кадушка для замешивания

теста.

8. Ухват – стальная рогатина с длинной деревянной ручкой, при

помощи ухваты ставили и вынимали из печи чугуны

с едой.

9. Рубель - доска с ручкой из дерева, на одной стороне ее были поперечные скругленные рубцы, а другая сторона была гладкой или с декором для красоты.

10. Повалуши и сенник – холодные кладовые

11. Коробейка – небольшой лубяной короб

12. Подубрусник - женский головной убор, закрывающий волосы женщины.