«Творческий процесс Существуют разные подходы к определению творчества. Чтобы сделать более ясным смысл последующих рассуждений, давайте рассмотрим элементы, которые, по моему мнению, являются частью творческого процесса, а затем попробуем дать его определение.

В первую очередь я, как учёный, должен располагать чем-то, что можно наблюдать, каким-то продуктом творчества. Хотя мои фантазии могут быть совершенно новыми, их нельзя назвать творческими, пока они не воплотятся во что-то реальное, например, будут выражены в словах, записаны на бумаге, переданы в произведении искусства или отражены в изобретении. Эти произведения должны быть совершенно новыми, их новизна проистекает из уникальных качеств индивида при его взаимодействии с объектами опыта. Творчество всегда оставляет след индивида на своём продукте, но этот продукт – не сам индивид или его материалы, а результат отношений между ними.

Творчество, на мой взгляд, не зависит от какого-то определённого содержания (в цитированной книге Карл Роджерс не приводит нкаких-либо доказательств этого тезиса - Прим. И.Л. Викентьева). Я полагаю, что нет существенной разницы в творчестве при создании картины, литературного произведения, симфонии, изобретении новых орудий убийства, развитии научной теории, поиске новых особенностей в человеческих отношениях или создании новых граней собственной личности, как в психотерапии. (На самом деле именно мой опыт в этой последней области, а не в каком-либо виде искусства вызвал у меня особый интерес к творчеству и его развитию. Близкое знакомство с тем, как оригинально и эффективно индивид переделывает себя в ходе психотерапевтических отношений, вселяет уверенность в творческие возможности всех людей.)

Я понимаю под творческим процессом деятельность, направленную на создание нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой – обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни.

Позвольте мне добавить несколько критических замечаний к этому определению. В нём нет разграничения между «хорошим» и «плохим» творчеством. Один человек может искать способ облегчения боли, а другой изобретать новые, более изощренные способы пыток политических заключенных. Оба эти действия представляются мне творческими, даже если их общественная значимость совсем различна. Хотя далее я рассмотрю эти социальные оценки, я воздержался от включения их в свое определение из-за их крайней неустойчивости. Галилей и Коперник сделали творческие открытия, которые в их время оценивались как богохульство и зло, а в наши дни считаются основополагающими и конструктивными. Мы не хотим затемнять смысл нашего определения, пользуясь терминами, имеющими субъективное значение.

Можно рассмотреть эту проблему под другим углом, отметив следующее: для того чтобы продукт рассматривался в историческом аспекте как результат творчества, он должен получить признание некоторой группы людей в некоторый момент времени. Этот факт, однако, не имеет значения для нашего определения из-за уже упоминавшихся колебаний в оценках, а также из-за того, что многие продукты творчества никогда не были замечены обществом и исчезли, не будучи оценены по достоинству. Поэтому принятие группой как аспект творчества отсутствует в нашем определении. В дополнение необходимо сказать, что наше определение не разграничивает степень творчества, поскольку это тоже очень изменчивое, оценочное определение. Творческий характер имеют, по нашему определению, действия ребёнка, изобретающего со своими товарищами новую игру; Эйнштейна , формулирующего теорию относительности; домохозяйки, изобретающей новый соус для мяса, молодого автора, пишущего свой первый роман. Мы не пытаемся расположить их действия в какой-то последовательности как более или менее творческие».

Карл Роджерс, К теории творчества / Взгляд на психотерапию, становление человека, М., «Прогресс»; «Универс», 1994 г., с. 411-412.

Творческая деятельность - это процесс по созданию качественно новых духовных и материальных ценностей с последующей их интерпретацией. Результатом таких действий, как правило, является появление ранее неизвестных направлений искусства, науки или технологий. Итог творчества невозможно вывести из условий начального цикла. В этом его отличие от результатов производственного процесса, которые всегда предсказуемы. Творческая деятельность обладает главным критерием привлекательности - она всегда уникальна.

Возможности

Автор в процессе творческих изысканий может достичь результата, которого он и не предполагал. В этом заключается главное преимущество свободного выражения своих идей художником, литератором или артистом. Творческая деятельность, кроме общеизвестных направлений, может быть реализована в каком-либо особом ключе. Например, музыкант с мировым именем по ряду объективных причин стал чувствовать определенную ограниченность своей концертной деятельности и решил расширить свой потенциал. Используя личный опыт, а также некоторые технические средства, артист создает ранее неизвестный музыкальный инструмент, который совершает переворот в мире музыки. В этом и заключается истинная творческая деятельность. История знает немало подобных примеров.

Прикладное значение

Творческая деятельность человека - это духовно-материальная практика, ориентированная на создание оригинальных, не существовавших ранее культурных ценностей, открытие новых закономерностей, а также методик преобразования мирового пространства. Прикладное значение последней категории трудно переоценить. Это, по сути, познавательно-творческая деятельность, лежащая в основе глубокого практического применения во многих сферах общественной жизни. Результаты ее в большинстве случаев носят глобальный характер.

Новые достижения

Особое место в жизни человека занимает творческая художественная деятельность, когда творец создает ценности в категории изящных изобразительных искусств, литературе, музыке, живописи. Процесс появления новых достижений в сфере высокого искусства различных жанров всегда вызывает бурю положительных эмоций: люди постоянно находятся в ожидании премьерных показов в театре, новинок кинематографа, вернисажей и многих других событий - всего того, чем живет общество. Творческая художественная деятельность мастеров различных жанров нередко объединяет их усилия, и в результате появляется некий синтетический шедевр, который производит настоящий фурор. Великолепные оперные арии могут быть дополнены удачным либретто, замечательное литературное произведение входит в органичное сочетание с неповторимой красоты иллюстрациями.

Многогранность

Творческая деятельность, виды которой бесконечно разнообразны, является благодатной почвой для развития талантов в широких слоях населения. Люди разных возрастов и профессий стремятся реализовать свои способности во всех сферах общественной жизни, и когда это удается, человек получает ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение. Особенно радует художественная творческая деятельность, виды которой тоже многочисленны. Это и живопись, и ваяние, и пение, и участие в театральных спектаклях, и чтение стихов, и бальные танцы.

Фактически творческая деятельность человека может отражаться в любой области его жизненных интересов: производственно-технической, научной, политической, художественной. Кроме того, существует целый ряд второстепенных направлений. Творческий процесс может характеризоваться двумя основными течениями:

  • психологией индивидуума, создателя определенных духовных или материальных ценностей;
  • философской составляющей, раскрывающей сущность феномена созидания.

Психология

В разные исторические периоды вопрос о смысле творческого начала ставился неоднозначно. Античная философия увязывала процесс созидания с конкретными результатами, не размещая их в русле вечного бытия. Другими словами, творчество считалось вполне земным делом, без особых созерцательных тонкостей. Однако наряду с практичностью во времена Платона создавались предпосылки к признанию творческих устремлений человека как феноменального явления. Сторонников такого подхода было немало.

Ренессанс

Эпоха Возрождения культивировала понятие феномена творческой деятельности, поскольку в тот период возможности что-то создавать в самых разных сферах были огромны. Философия Ренессанса не предполагала созидания на уровне ремесла или домотворчества. Шедевры Микеланджело или инженерные проекты Леонардо да Винчи нельзя назвать творческим процессом - настолько они грандиозны. Это были мегатворения космической значимости.

Аналитический подход

В современном мире наблюдается тенденция к исследованию феномена творчества, ученые пытаются осмыслить психологию процесса, изучается состояние души художника, инженера или писателя, в то время, когда они заняты созиданием. Нередко результаты подобных анализов ложатся в основу докторских диссертаций, ведь наблюдения ученых - это тоже творческая деятельность. Научный интерес, основанный на психологии, всегда дает непредсказуемые результаты, а это значит, что можно ожидать новых открытий.

Творческая активность, если рассматривать ее через призму философии, трактуется как характеристика личности, сформировавшаяся на основе развития специальных способностей индивидуума. При условии достаточной профессиональной подготовки и высокого уровня мотивации образуются социально-психологические установки, которые ведут творца к конечному результату.

Критерии

Применительно к творческой деятельности как таковой стремление достичь оригинальных решений всегда будет реализовано при условии четко обозначенной цели. В некоторых случаях цель может подменяться каким-либо стимулом - результат будет тот же. Творческая активность личности определяется следующими критериями:

  1. Настрой в соответствии с поставленными задачами: научной, технической, художественной, управленческой, исследовательской. Гармония задания с психологическими установками. Должна присутствовать социальная, общественно-значимая мотивировка.
  2. Способность автора осмыслить принцип конструкции будущей работы. Понадобится также восприимчивость к новому, творческая инициатива, неприятие стереотипов.
  3. Способность определить рамки собственной инициативы в поисках границ задания. Умение рационально выстраивать очередность творческих приемов.
  4. Высокий уровень интеллекта, пространственное мышление и развитое воображение. Способность к системным ассоциациям и обобщению.

Творческий процесс можно условно разделить на несколько частей:

  • "зачаточная" стадия, когда зарождается замысел, часто расплывчатый;
  • появление контуров идеи - просматривается общий рисунок;
  • следующий этап - это возможность выбора решений, формирующих программу действий;
  • выбор методов и оптимальных действий, нацеленных на результат;
  • появление творческого азарта, часто сопровождаемого "озарениями" и эмоциональным подъемом;
  • стадия завершающая, кристаллизация идеи, оценка уровня проделанной работы и эффективности результата;

Однако распределение и тем более планирование действий носит чисто условный характер, поскольку любой творческий процесс - это достаточно спонтанное явление с неуловимой подсознательной логикой, которая может по ходу дела вносить свои коррективы. Тем не менее творчество - это живой процесс, наиболее интересный в первой своей фазе, когда появляется потребность созидания. Как будет она реализована, всецело зависит от профессионализма индивидуума.

Творческая деятельность детей

Ребенок в возрасте 4-6 лет, как правило, стремится к активному образу жизни. Игры, прогулки на природе, общение со сверстниками - все это дает ему возможность применить свою энергию и получить эмоциональную разрядку. Однако творческий потенциал, заложенный в детях, тоже часто требует реализации. В дошкольных учреждениях существуют специальные программы развития. Воспитательницы и методисты в детских садах отводят несколько часов ежедневно для творческой деятельности своих подопечных. Девочки и мальчики превращаются в маленьких художников и скульпторов, инженеров-конструкторов или создателей фантастических трансформеров.

Перспективы на будущее

Творчество в любой форме полезно для развития личности. Ребенок, нарисовавший однажды на листе бумаги "солнечный круг и небо вокруг", может стать в будущем знаменитым художником, а первоклассница, написавшая сочинение на тему "Как я провела лето в деревне" - известной писательницей. Возможности творческой деятельности безграничны!

Преемственность и новаторство пронизывают всю культурную жизнь общества. Представители каждого нового поколения занимаются не только усвоением, но и новаторской переработкой культурных достижений прошлого, созданием новых культурных ценностей, или, иными словами, творчеством.

Современные определения "творчества" можно найти в различной литературе (философской, культурологической, психологической, педагогической) и других направленностей. В связи с этим, одни определения носят научный (теоретический) характер, другие напротив - деятельностный, третьи представляют более эмоциональный, индивидуальный взгляд или отношение к творчеству. Попытаемся рассмотреть несколько определений "творчества" и вывести более полное, подходящее к теме нашего исследования.

Творчество -- процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) -- уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства Творчество -- это человеческая деятельность, создающая принципиально новые материальные и духовные ценности. Творчество всегда предполагает определённый отказ от старого и создание культурных новаций. Но в разных культурах направленность и характер творчества могут существенно различаться. Западная модель творчества ориентирована главным образом на изменение человеком внешней среды, приведение мира в соответствие с собственным замыслом творческой личности. На Востоке в среде гуманитарно - образованных людей преобладает внутреннее творчество, при котором преобразующая активность направляется творцом на самого себя. Её цель--преобразование собственного духовного мира.

Ю.Б. Борев определяет творчество как исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества. Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации, существует прямая связь. Таким образом, творческая деятельность это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и само - реализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.

Творчество -- это:

· деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

· создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

· процесс создания субъективных ценностей.

Существуют разные виды творчества:

· производственно-техническое

· изобретательское

· научное

· политическое

· организаторское

· философское

· художественное

· мифологическое

· религиозное

· повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователи творческого фактора человека и феномена интеллигенции выделяют художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: "Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения".

Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин. Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.

Творчество способно приобретать различные формы -- от открытия новых законов природы до изобретения новых средств и тактики уничтожения людей в ходе военных действий. Одно и то же открытие может быть использовано и во благо, и во вред человеку. Итак, две основные движущие силы культуро - творчества -- это отдельная личность и народ или множество людей, образующих культурную общность и в своей повседневной деятельности творящих новое. Культура выступает как поле реализации творческих способностей человека. Однако она не только побуждает человека к творчеству, но и накладывает на него определённые ограничения. Культурные запреты призваны защитить общество от разрушительных действий преступных анти- социальных элементов, ограничить влияние сторонников фашизма, расизма, разных форм дезорганизующего общественную жизнь экстремизма, не допустить хищнического отношения к природе.

Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей. Возникающее в творческом процессе взаимодействие между различными качественными уровнями культуры, выдвигает вопрос о взаимосвязи традиции и новаторства, ибо нельзя понять природу и сущность новаторства в науке, искусстве, технике, правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Следовательно, традиция является одной из внутренних детерминаций творчества. Она составляет основу, изначальную базу творческого акта, прививает субъекту творчества определенную психологическую установку, способствующую реализации тех или иных потребностей общества.

Народ состоит из личностей. Именно отдельная личность способна к активной творческой деятельности. Когда мы говорим, что народ творит культуру, это означает, что авторство отдельных творений не подчёркивается и не остаётся в памяти людей. Разные люди вносят свой вклад в то, что называют творчеством народа. Прежде чем личность сможет начать активные творческие действия, она должна сформироваться в социальной среде, которая поддерживает творчество, а не гасит, подавляет его. Если творчество личности совпадает с основным направлением общественного прогресса, то она может внести весомый вклад в мировую культуру. В историю прочно вошли имена многих выдающихся философов, учёных, изобретателей, художников, писателей. Часто благодаря их титаническим усилиям в культуре происходил настоящий прорыв от одного качественного состояния к другому. Деятельность личности порой может быть направлена против главной линии общественного прогресса. Существует не так уж много людей, творческая деятельность которых может быть оценена полностью однозначно -- либо как хорошая, либо как плохая. Так, создатели ядерного оружия не только поставили мир на грань выживания, но и заложили основу для развития ядерной энергетики, что способствовало решению сложных экономических проблем.

Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем, субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, тесть, творить. Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества. Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того, они взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно - дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей. В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой - творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству.

Г.С. Батищев в своей книге "Диалектика творчества" писал, что творчество и деятельность - это принципиально противоположные формы человеческой активности. Иного мнения придерживаются философы, рассматривающие творчество, как человеческую деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира, созидающие новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания.

Развитие любой деятельности, в свою очередь, определяет диалектика соотношения ориентировки на процесс и результат. В случае полного игнорирования намеченной цели деятельность уподобляется "полевому поведению" (по Левину) или характеризуется разбросанностью и хаотичностью. При ориентации лишь на результат деятельность лишается своего собственно целеполагающего творческого характера, а её субъект превращается в Homo faber - человека делателя. Именно гармоничное сочетание дисциплинированности и исполнительности с инициативностью обеспечивают творческий характер труда, его подлинную целеустремлённость.

В этом смысле творчество как процесс исследования неизведанного, сотворения нового, познания своей природы, самосовершенствования личности и созидания добра, красоты и гармонии является сущностью человеческого рода, значит, и процессом и результатом реализации потенциала каждого индивидуума.

Условием творческой деятельности является сочетание и одновременное развитие изобразительных и творческих навыков - овладение творческими операциями с отработкой выразительных средств языка изобразительного искусства. Все творческие операции, как уже говорилось выше - изменение, преобразования, компоновка тренируются на абстрактном материале лучше и полнее, чем при изображении целостных объектов. Творческие навыки больше всего тренируются на не стандартных заданиях.

Не менее важным условием формирования способностей к творческой деятельности является принцип дифференциации и интеграции. Само творчество, построенное на нестандартном соединении разных элементов, не может быть построено на готовых, жёстко образованных формах. Поэтому все способности к творчеству необходимо строить на развитии обслуживающих его качеств психических процессов - восприятии, памяти, мышлении и воображении. В каждой фазе ведущими является разные качества психических процессов.

Эти качества должны в каждом случае ориентироваться на формирование способности:

· самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы;

· владеть навыками самостоятельного поиска для их воплощения;

· в совершенстве владеть всеми специальными навыками, творческим стилем деятельности.

В формировании творческих способностей обязательным является самопознание и поиск индивидуального стиля деятельности с опорой на психофизиологические особенности, которые включают: скорость включения в работу, длительность работоспособности, условия необходимые для пробуждения и протекания творчества. Кроме того, необходимо проанализировать свои психические процессы, попытаться найти способы деятельности, которые помогут компенсировать недостающие качества.

Способ творческой деятельности - это усовершенствование способа деятельности. Метод Творческой деятельности равен способу деятельности и способу творчества (тип мышления). Способ деятельности - охватывает реальные черты трудового процесса, непосредственно совершаемые действия. Это лишено творческого начала.

Важное понятие в данной теме - это "метод". Метод - это сумма приемов, наиболее отвечающих подходу человека к отображению действительности и остающихся за пределами восприятия читателя. Метод есть последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа. "Способ творческой деятельности" - комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой достигается задуманный результат. Способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. Однако в ином отношении, напротив, понятие "метод" шире.

Познание себя включает выбор своей темы в искусстве, нахождения условий, наиболее благоприятных для творчества, выработку режима и ритма деятельности, соответствующего динамике работоспособности.

Классики по психологии творчества утверждают, что гением в любом виде творчества становится только такой человек, который нашёл свой индивидуальный стиль деятельности.

Кроме того необходимы систематическая и постоянная включённость в творчество и поиск нового при выполнении всех видов деятельности, требование не позволять стандарту и шаблону проявляться нигде. Первоначально это вызывает волевые усилия, а затем переходит в привычку и включается автоматически как личностное образование.

Поддержанию творческого потенциала способствует постановка новых целей и задач, овладение более сложными видами созидательной деятельности, поскольку функционирование в отработанном виде деятельности снижает энергетический тонус и творческий потенциал.

Творчество - это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. Зародилось оно в глубокой древности. С тех пор между ним и развитием общества существует неразрывная связь. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике.

Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть великим и талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему. Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные виды искусств, и каждый может выбрать занятие по душе.

Кого считают человеком творческим?

Это не только художники, скульпторы, актеры, певцы и музыканты. Творческим является любой человек, который в своей работе использует нестандартные подходы. Таковой может быть даже домохозяйка. Главное - любить свою работу и вкладывать в нее душу. Будьте уверены: результат превзойдет все ваши ожидания!

Декоративное творчество

Это вид пластического искусства, к которому относят декоративное оформление интерьера (украшение помещения с применением станковой живописи) и экстерьера (использование витражей и мозаики), оформительское искусство (применение промышленной графики и афиши), прикладное.

Эти виды творчества предоставляют уникальную возможность познакомиться с культурными традициями своего народа, воспитывают чувство патриотизма и огромное уважение к труду человека. Создание творческого продукта прививает любовь к прекрасному и формирует технические способности и навыки.

Прикладное творчество

Это народное декоративное искусство, призванное украшать жизнь и быт людей в повседневной жизни в зависимости от их требований. Создавая вещи определенной формы и назначения, человек всегда находит им применение и старается сохранить увиденную в них привлекательность и красоту. Предметы искусства передаются по наследству, от предков к потомкам. В них прослеживается народная мудрость, уклад жизни, характер. В процессе творчества человек вкладывает в произведения искусства душу, чувства, свои представления о жизни. Наверное, поэтому их познавательная ценность так велика.

Проводя археологические раскопки, ученые находят различные вещи, предметы быта. По ним определяется историческая эпоха, отношения в обществе того далекого времени, условия в социальной и природной средах, возможности техники, материальное положение, традиции и верования народа. Виды творчества могут рассказать о том, какой образ жизни вели люди, чем занимались и интересовались, как относились ко всему окружающему. Художественные особенности произведений прикладного искусства воспитывают в человеке уважение к культуре и достоянию нации.

Декоративно-прикладное творчество. Виды техник

Какие существуют виды прикладного творчества? Их великое множество! В зависимости от способа изготовления того или иного предмета и используемого материала, различают следующие техники рукоделия:

  • Связанные с применением бумаги: айрис фолдинг, или радужное складывание бумаги, бумагопластика, гофротрубочки, квиллинг, оригами, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание.
  • Техники плетения: ганутель, бисероплетение, макраме, плетение на коклюшках, фриволите или узелковое плетение.
  • Роспись: жостовская, хохломская, городецкая и т. д.
  • Виды росписи: батик - рисование по ткани; витраж - роспись по стеклу; печать штамповая и при помощи губки; рисование ладошками и отпечатками листьев; орнамент - повтор и чередование элементов узора.
  • Создание рисунков и изображений: выдувание краски через трубочку; гильоширование - выжигание узора по ткани; мозаика - создание изображения из элементов маленьких размеров; нитяная графика - выполнение изображения нитками на твердой поверхности.
  • Техники вышивки по ткани: простой и болгарский крестик, гладь прямая и косая, гобелен, вышивка ковровая и ленточная, золотое шитье, ришелье, мережка и многие другие.
  • Шитье по ткани: пэчворк, квилтинг, квилт или лоскутное шитье; артишок, канзаши и другие.
  • Техники вязания: на вилке; на спицах (простое европейское); крючком тунисское; жаккардовое, филейное, гипюрное.
  • Виды творчества, связанные с обработкой дерева: выжигание, выпиливание, резьба.

Как вы сами могли убедиться, существует огромное количество разнообразных видов техник декоративно-прикладного искусства. Здесь перечислены только некоторые из них.

Народное творчество

В произведениях искусств, созданных народом, отобрано и бережно сохранено главное, здесь нет места лишнему. Предметы народного творчества наделены самыми выразительными свойствами. Это искусство воплощает простоту и вкус. Поэтому оно стало понятным, любимым и доступным людям.

С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище предметами народного изобразительного искусства. Ведь они сохраняют тепло рук умельца, который понимает природу, умело отбирает для своих предметов только самое прекрасное. Неудавшиеся творения отсеиваются, остаются жить только ценные и великие.

Каждая эпоха имеет свою моду на интерьер жилища человека, который постоянно меняется. Со временем все более предпочтительными становятся строгие линии и прямоугольные формы. Но и сегодня люди черпают идеи из бесценной кладовой - народных талантов.

Устное народное творчество

Это фольклор, который нашел свое отражение в художественной коллективной творческой деятельности простого человека. В его произведениях отражается жизнь, идеалы и мировоззрения, созданные народом. Они потом бытуют в массах.

Виды народного творчества:

  • Пословицы - поэтические мини-произведения в виде краткого ритмичного изречения. В основе лежит вывод, поучение и обобщенная мораль.
  • Поговорки - это обороты речи или словосочетания, отражающие жизненные явления. Часто присутствуют юмористические нотки.
  • Народные песни - они не имеют автора или он неизвестен. Слова и подобранная для них музыка сложились в ходе исторического развития культуры того или иного этноса.
  • Частушки - это русские народные песни в миниатюре, обычно в виде четверостишия, с юмористическим содержанием.
  • Загадки - они встречаются на любой ступени развития общества у всех народов. В древности их считали средством испытания мудрости.
  • Пестушки - короткие напевы матушек и нянюшек в стихотворной форме.
  • Потешки - это песенки-приговорки, которыми сопровождается игра с ручками и ножками ребенка.
  • Прибаутки - веселые коротенькие истории в стихотворной форме.
  • Виды народного творчества невозможно представить без закличек, при помощи которых люди во времена распространения язычества обращались к различным явлениям природы, прося у них защиты, или к животным и птицам.
  • Считалки - небольшие ритмические стишки. С их помощью определяется ведущий в игре.
  • Скороговорки - это фразы, построенные на сочетании звуков, которые затрудняют их быстрое произношение.

Творчество, связанное с литературой

Литературное творчество представлено тремя родами: эпическим, лирическим и драматическим. Они были созданы в глубокой древности, но существуют и поныне, так как определяют пути решения задач, поставленных перед литературой человеческим обществом.

В основе эпоса лежит художественное воспроизведение внешнего мира, когда носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Лирика - это непосредственное выражение чувств и мыслей писателя. В драматическом способе сочетаются два первых, когда действующие лица с самыми разными характерами представлены в одной пьесе с непосредственным лирическим самовыявлением.

Литературное творчество, представленное эпосом, лирикой и драмой, в полной мере открывает безграничные возможности для глубокого отображения жизни людей, их сознания. Каждый литературный род имеет свои формы:

  • Эпический - басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, очерк, художественные мемуары.
  • Лирический - ода, элегия, сатира, эпиграмма.
  • Драматический - трагедия, комедия, драма, водевиль, шутка, сцена.

Кроме того, отдельные формы какого-либо рода поэзии подразделяются на группы или типы. Например, род литературного произведения - эпический. Форма - роман. Типы: социально-психологический, философский, семейно-бытовой, приключенческий, сатирический, исторический, научно-фантастический.

Народное художественное творчество

Это емкое понятие, включающее в себя различные жанры и виды художественного творчества. В их основе лежат самобытные традиции и своеобразные способы и формы творческой деятельности, которая связана с трудом человека и развивается коллективно, основываясь на преемственности традиций.

В народном художественном творчестве отражается внутренний мир человека, его духовный облик, живая память народа. Различают несколько периодов в его развитии:

  • Языческий (до X века).
  • Христианский (X-XVII века).
  • Отечественная история (XVII-XIX века).
  • ХХ век.

Длительный путь развития претерпевает народное искусство, в результате которого определились следующие виды художественного творчества:

  • Фольклор - это мировоззрение и нравственные убеждения народа, его взгляды на человека, природу и общество, которые выражаются словесно-поэтическими, музыкально-хореографическими, драматическими формами.
  • Декоративно-прикладное искусство призвано удовлетворять эстетические потребности и бытовые нужды человека.
  • Бытовое любительское творчество - это художественные явления в праздничной и повседневной жизни человека.
  • Самодеятельное художественное искусство - это организованное творчество. Оно ориентировано на обучение людей художественным умениям и навыкам.

Творчество, связанное с техникой

Трудовая деятельность человека постоянно совершенствуется, приобретает творческий характер. Многим людям удается подняться на самую высокую ступень в своих творениях и изобретениях. Итак, что же такое техническое творчество? Это деятельность, основная задача которой заключается в создании таких технических решений, которые будут обладать новизной и иметь общественную значимость не только в своей стране, но и за ее пределами, то есть мировую. Иначе это называют изобретательством, что эквивалентно понятию техническое творчество. А оновзаимосвязано с научным, художественным и другими видами.

Для наших современников открыты большие возможности и созданы все условия для занятий любимым делом. Существует огромное количество специализированных клубов, дворцов, кружков, научных обществ. В этих учреждениях взрослые и дети занимаются авиа- и судомоделированием, мотоциклетным спортом, картингом, автоконструированием, программированием, информатикой, вычислительной техникой. Большой популярностью пользуются такие виды творчества, как разработка конструкций спортивных транспортных средств: мини-автомобилей, автокаров, снаряжения для рыболовов, туристов и альпинистов.

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это создание чего-то нового, ценного не толькодля данного человека, но и для других.

Виды и функции творчества

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Творчество как способность

Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.
  • удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) , которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии
1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]». 4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».

Теория

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц - элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания - в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.

Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Итак, отбираются и проникают в сознание наиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этих красивых математических комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон». «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».

Из истории вопроса

Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она - не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному , она никогда не рождается в усталом и никогда - за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния - и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и , происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном - замысел.
  2. Знание и рассуждение, схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. В конце первого акта - это гипотеза, в конце второго - представление; в конце третьего - явление. Первый акт определяет его телеологически, второй - логически, третий - фактически. Первый акт даёт замысел, второй - план, третий - поступок».

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи - формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не , а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки :

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.