Ранее мы уже писали о музыкальных инструментах, которые необычно звучат и интересно выглядят, но не становятся популярными . Они, что называется, «известны в определенных кругах» - например, среди поклонников этнической музыки или в субкультуре.

О важности звука и разнице подходов

Звук важен для нагнетания саспенса и создания атмосферы. Даже самые чудовищные монстры не внушают должного уровня страха и ужаса, если они остаются тихими болванчиками - особенно в нашей культуре, где немое кино способно увлечь лишь как предмет ностальгии.

Более того, верно и обратное - звук способен превратить самые обыденные сцены в страшные, а реалистичных персонажей без отвратительного грима - в монстров.

Цель традиционных музыкальных инструментов - создать гармоничное звучание, приятное для человеческого слуха. Но в фильмах ужасов (и, кстати, играх -ужастиках) звуковое и музыкальное сопровождение выполняет прямо противоположную функцию - оно должно пугать, вызывать ужас, дискомфорт и неприятные ощущения.

Поэтому инструменты, издающие непривычные звуки, оказываются в чести у звукорежиссеров и композиторов фильмов ужасов - они позволяют выйти за пределы комфортной для уха тональности и создать необычные и пугающие звуки.

В цифровых библиотеках звуковых спецэффектов можно найти множество соответствующих сэмплов, но они недостаточно разнообразны, часто повторяются и теряют эффективность. Чтобы создать по-настоящему дискомфортную атмосферу, композиторам нужно искать новые и неожиданные комбинации звуков. Мы уже писали о терменвоксе - регулярном «госте» пугающих и напрягающих саундтреков. Но есть и другие инструменты, которые как будто бы специально создавались для записи музыки к фильмам ужасов.

Вотерфон

Инструмент, который используется преимущественно для записи саундтреков к фильмам, где создает необычное, неземное или пронзительно резкое звучание. Был изобретен в 1968 году Ричардом Уотерсом (Richard A. Waters). Его можно услышать в саундтреках к фильмам «Матрица» и «Полтергейст».

Вотерфон представляет собой круглую чашу с монолитными стержнями из бронзы разной длины по краям. Чаша наполняется водой и служит резонатором. Из-за воды звук получается как бы вибрирующим . Обычно на вотерфоне играют смычком, но иногда необычные звуки извлекают с помощью ударов прутом или резиновым молотком. Звучание зависит от длины стержней или положения воды в чаше.

Вотерфон позволяет извлекать микротоны (музыкальные интервалы меньше полутона), поэтому звучание вотерфона настолько непохоже на обычные музыкальные инструменты в стандартном 12-тоновом темперированном строе.

Сам Ричард Уотерс объяснял , что популярность вотерфона у саунд-дизайнеров и звукорежиссеров обусловлена тем, что «его звучание служит отражением Странного и Непознанного: пришельцы, привидения, необычные состояния сознания и наркотическое воздействие, смерть - звуки вотерфона часто используются для того, чтобы проиллюстрировать все это».

Право на производство настоящих вотерфонов есть только у одной компании в Америке - один инструмент стоит от 1100 долларов. Интересно, что вотерфон иногда напоминает песнь китов - были случаи , когда с помощью этого инструмента исследователям удавалось привлечь косаток.

Вот пример того, как вотерфон звучит в одной из песен мюзикла Dreaming Ховарда Гудолла.

Яйбахар

Этот музыкальный инструмент - недавнее изобретение турецкого музыканта по имени Гёркем Шен (Görkem Şen). Звучанием он напоминает электронную музыку из старых фильмов ужасов, хотя яйбахар - акустический инструмент, который ничего электронного не содержит.

Основные составляющие яйбахара - длинный гриф (наподобие гитарного) с двумя струнами и мембраны (большая и малая). Мембраны соединяются с грифом двумя длинными пружинами, которые начинают вибрировать при каждом прикосновении. Музыкант извлекает звук смычком, а вибрация струн, отражаясь от мембран, причудливо преломляется, создавая эффект эха. Ещё по мембранам можно бить, как по элементам ударной установки.

Кстати, яйбахар довольно быстро нашел поклонников - некоторые из них создают собственные инструменты подобного рода. Например, в этом блоге один из энтузиастов подробно рассказывает о том, как и из чего сделал свой собственный яйбахар.

Шен играет на яйбахаре и собственные импровизации, и музыку, написанную для других инструментов - например фортепианные произведения французского композитора Эрика Сати . Но, вероятнее всего, совсем скоро этот инструмент с его инопланетным звучанием откроют для себя и композиторы фильмов ужасов.

The Apprehension Engine

Настоящий «заводик» по производству звуковых эффектов для фильмов ужасов.

Этот инструмент (или точнее - целую систему инструментов) создал гитарный мастер Тони Дугган-Смит (

10

Октобас – инструмент, выдающийся, в первую очередь, своими размерами: самые большие экземпляры могут достигать высоты 4,5 метра и быть шириной в 2 метра. Появился он в результате экспериментов скрипичных мастеров, считавших, что размеры корпуса контрабаса недостаточно велики для низких звуков. С созданием этого внушительного инструмента им удалось решить поставленную задачу: диапазон октабса – от до субконтроктавы (16.4 Гц) до ля контроктавы (55 Гц), тем самым, создавать более низкозвучащие инструменты такого рода не имело смысла, так как достигнута нижняя граница слышимого диапазона для человека (16 Гц - 20 кГц), и более низкие звуки было бы просто не слышно. Однако широкого распространения октобас не получил в связи с тем, что не обладал ожидаемой силой и насыщенностью звучания. Но тем не менее этот инструмент и сегодня можно встретить в некоторых музыкальных представлениях. Из-за внушительных размеров техника игры на октобасе имеет свои особенности. На нем играют стоя, встав на специальную табуретку. При этом прижатие струн осуществляется при помощи специального ручного механизма - для этого в октобасе сделаны 7 рычагов, которые позволяют прижать одновременно все струны на каком-либо из ладов, с 1 до 7 соответственно.

9 Сигарбокс гитары (Cigarbox guitar)

По названию этого струнного инструмента можно подумать, что он делается из коробки из-под сигар. Так и есть! Изначально сигарбоксы делали именно из сигарных коробок, а так же другой подходящей тары. Связанно это с тем, что зачастую у первых создателей этого инструмента (чернокожих американских рабов XIX века) не было возможности для покупки гитары, но были желание играть, находчивость и подручные материалы. Почему под руку попадались обычно именно сигарные ящики? Дело в том, что в то время сигары хранили и транспортировали в деревянных ящиках, которые, как говорят, изготовлялись не из самой дурной древесины. Естественно, коробки эти, как правило, никто не хранил, и выбрасывалось их немало.

8


По сути этот инструмент представляет из себя модернизацию гитары, посредством добавления дополнительных струн для расширения ее звукового диапазона и других практических целей. Существуют разные варианты исполнения: формы и конструкция зависят лишь от умения и фантазии мастера.

7

Концептуально этот инструмент в некотором смысле противоположен предыдущему. Образно говоря, цитра – это гусли с грифом и ладами.

В зависимости от размера цитра имеет от 17 до 47 струн. На первых четырех-пяти струнах, расположенных над грифом с ладами, обычно играют основную мелодию, а на остальных исполняется аккордовое сопровождение. Наиболее популярна цитра была среди жителей Австрии и Германии XVIII века.

6 Колесная лира (органистр)


Старинный музыкальный инструмент, издающий гудящий протяжный звук, возникающий из-за трения струн о колесо, вращаемое музыкантом. На одних струнах исполняется основная мелодия с помощью стержней-клавиш, а другие издают постоянный бурдонный фон.

5 Колесная арфа (Wheelharp)

Оригинальный современный инструмент, имеющий некоторое сходство в принципе звукоизвлечения с колесной лирой: звук так же появляется в результате трения вращающегося барабана о струны. Но на этом сходства заканчиваются. При нажатии какой-либо клавиши механизм перемещает соответствующую струну навстречу барабану, поверхность которого покрыта канифолью. Кроме клавиатуры с диапазоном 3-5 октав для игры используются две педали. Левая педаль управляет демпфером (глушит звучание струн), а правая - скоростью вращения барабана.

4 Глюкофон и ханг


Глюкофон, как и предыдущий инструмент, - изобретение современности. Изначально его прототип делали из газового баллона. Глюкофон состоит из двух чаш, на одной из которых расположены лепестки (язычки барабана), а на другой - резонирующее отверстие. Каждая чаша настраивается нужным образом для придания необходимого чистого и богатого обертонами звучания. Возможны различные модификации: изменение геометрии ударных элементов, изменение объёма инструмента и толщины стенки корпуса.

Ханг – схожий с глюкофоном металлический перкуссионный инструмент. В отличие от глюкофона, у ханга вместо звучащих язычков на одной из полусфер расположено 7-8 тональных областей, окружающих центральный купол.

3


Редкий музыкальный инструмент, состоящий из стеклянных полусфер различного размера, нанизанных на горизонтальную вращающуюся металлическую ось. Пакет полусфер частично погружён в ящик-резонатор с разбавленным уксусом, благодаря чему края полусфер постоянно увлажнены. Сразу после ее создания (середина XVII века),гармоника начала покорять своими волшебными, сказочными и, порой, таинственными звуками композиторов, музыкантов и просто слушателей. Для нее писали такие известные композиторы как Моцарт, Бетховен и Штраус. Однако, не смотря на такой успех и всеобщую симпатию, из-за различных предрассудков и суеверий гармоника начала терять свою популярность, а в некоторых городах Германии даже была запрещена. В результате к двадцатому веку стеклянная гармоника стала редкостью.

2

Инструмент, имеющий длинную историю и широкую географию. Археологические находки и этнографические исследования подтверждают, что он был распространен у многих народов по всему Земному шару. У разных народов этот инструмент известен под разными названиями: хомус, варган, кумыз, шанкобыз, темир-хомус, ванны яяр, маултроммель дан мои, коусян, марранцано, доромб, муккури, морчанг, дамбрялис и др.. Кроме небольших различий в форме и материалах, применяемых при изготовлении, общие принципы игры и звукоизвлечения схожи. Для игры инструмент удерживается рукой и прижимается корпусом к зубам так, чтобы ничто не мешало свободному колебанию язычка, который и является первичным источником звука. Язычок приводится в движение свободной рукой исполнителя. Усиление звука происходит благодаря полости рта, которая выполняет роль резонатора. Соответственно, изменение высоты и тембра звука происходит за изменения артикуляции, дыхания и других приемов, среди которых есть как простые, так и требующие некоторого мастерства исполнителя.

1

Электромузыкальный инструмент, разработанный и созданный в 1919 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде. Со времен создания первого («Классического», с двумя антеннами) было создано несколько модификаций и модернизаций инструмента.

В первых, классических, моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя вэлектромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счёт приближения другой руки к левой антенне. Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире.

Этот потрясающий музыкальный инструмент был создан Леонардом Соломоном. Хотя Bellowphone выглядит нелепо и смешно, не стоит обманываться по поводу внешности. Все эти свистки, вешалки, велосипедные рожки и тарелки могут воспроизвести любые классические мелодии от Моцарта до Брамса.

Столяр, ставший музыкантом, не останавливается на достигнутом и работает еще над одним музыкальным проектом, которому он посвятил около 15 лет своей жизни. Симфонии Соломона услышал весь мир. Некоторые считают их слишком странными, остальные наслаждаются столь необычными мелодиями, но никто не остается равнодушным. Музыкант очень энергичен и весел.

И если вам этого недостаточно, то иногда во время своей игры он еще и жонглирует! Предлагаем вам услышать этот инструмент в действии.

Гитара АК-47

Сезар Лопес немного изменил известный лозунг "занимайтесь любовью, а не войной", заменив любовь на музыку. Изобретатель посвятил свою жизнь превращению орудий смерти в нечто красивое и безопасное. Гитара АК-47, была названа создателем "Escopetarra", что по-испански значит дробовик и гитара.

Лопес изобрел инструмент в 2003 году как ответ на насилие в его родном городе Богота (Колумбия), где уже много лет продолжается гражданская война. Так искусство бросило вызов разрушительной силе оружия. Колумбийские активисты движения за мир говорят: " Если удалось изменить оружие, созданное убивать, значит людей тоже можно изменить". Многие деятели искусства всего мира признали, что эта гитара является символом мира и красоты. Некоторые музыканты даже пополнили свои коллекции этим "автоматом", среди них известный борец за мир, Пол Маккартни.

Одну из двенадцати гитар можно увидеть на выставке в штаб-квартире Организации Объединенных Наций.

Холофон

Все началось с всемирно извесного сериала "Футурама". Холофон - это кларнет будущего, который при игре проецирует голограммы. Вольпин Пропс воплотил эту идею в жизнь, когда заказчик попросил его создать инструмент из своего любимого фильма.

К сожалению, прибор пока не создает голограммы, но обнадеживает то, что даже по сериалу, только два или три человека во всей Вселенной "Футурамы" могут играть на нем достаточно хорошо, чтобы их генерировать.

Невозможность создания голограмм восполняется светодиодными фонариками, 54 из них установленны по всему периметру инструмента, который зажигается и гаснет как и его мультяшный оригинал. Фанаты "Футурамы" надеятся, что в скором времени, данный инструмент можно будет заказать в Интернет сети или купить в магазинах.

Гитара Пикассо

Вот что получилось бы, если Пабло Пикассо был музыкантом. Первая в мире гитара, созданная в стиле кубизма. Линда Манзер создала эту потрясающую гитару после того, как джазовый гитарист Пэт Мэтини бросил ей вызов спроектировать инструмент со "стольким количеством струн, сколько возможно". И вот перед нами результат - 42-струнная гитара с четырьмя переплетенными деками и весом 6,7 кг.

Линде понадобилось два года, чтобы создать этот необычный струнный инструмент. Грифы гитары сделаны из черного дерева, деки из красного и все это украшено тонкой декоративной отделкой.

Я считаю, что этот инструмент может занять почетное место в музее современного искусства.

Лазерная арфа

Многие люди, думая об арфе, представляют себе изящный инструмент с резными херувимами. Однако данный музыкальный инструмент далеко ушел от своего древнего прародителя. Знакомьтесь, лазерная арфа.

Она создается путем разделения одного лазера на несколько параллельных лучей, которые затем соединяются с синтезатором. Этот инструмент приобрел славу в 80-х благодаря композитору и музыканту Жан-Мишель Жарру. Некоторые скептики пытались доказать, что лазерная арфа это обман, однако, во время одного из концертов Жарра, инструмент сломался.

Этот случай доказал скептикам, что арфа не поддельная. Так как Жан- Мишель был одним из родоначальников электронной музыки, арфа ассоциировалась не только со световым шоу, но и стала символом нового музыкально жанра. Прекрасный инструмент соединяющий аудиоальное и визуальное восприятие музыки.

Поющее дерево

Последнее, что вы ожидаете услышать, гуляя загородом в Англии, это музыкальное дерево.

Скульптура, высотой в три метра, была создана из стальных оцинкованных труб, которые были построены так, что когда через них проходит ветер, конструкция издает звук с диапазоном в несколько октав.

Поющее дерево было разработано в 2006 году как часть проекта под названием "Паноптикум". Помимо архитектурного приза, скульптура является одним из самых ошеломляющих и жутко-звучащих инструментов в мире.

Уникальный, неповторимый или просто непривычный? Безусловно, такой инструмент должен вызывать восхищение, поскольку все нестандартное нравится людям. Однако следует учитывать, что если необычный музыкальный инструмент представлен в привычной форме (например, рояль), а звучит при этом как скрипка, то его "необычность" сомнительна. В этом случае интерес будет минимальным. Другое дело, когда гитара звучит, как гитара, но у нее двенадцать грифов. Вот тогда иначе как "необычной" ее назвать нельзя.

Музыка и кухонная посуда

Иногда работают другие критерии. Если инструмент эволюционировал, развивался с течением времени, он мог кардинально измениться, отойти от канонов и превратиться в необычный музыкальный инструмент. В качестве примера можно привести тромбоны и трубы в легендарном оркестре Гленна Миллера. Чтобы приглушить звучание, музыканты взяли обычные кухонные миски и прикрыли ими раструбы духовых инструментов. Эффект был потрясающий. Инструменты зазвучали по-новому.

Так возникла сурдина - специальное устройство для изменения силы и тембра, а в некоторых случаях и тональности звука. Но пока изобретение не было запатентовано, тромбоны, прикрытые мисками, в оркестре Гленна Миллера считались необычными. Новое звучание открыло широкие возможности для композиторов и особенно для аранжировщиков.

Однако сурдина - это просто дополнение, а в целом необычный музыкальный инструмент характеризуется другими, более глубокими признаками, определяющими его эксклюзивность. Прежде всего это неповторимая, особая техника извлечения звука.

История музыкальных инструментов

Человек тянется к искусству с давних времен. Многие фольклорные обычаи сопровождались пением, а поскольку руки в это время свободны, то хотелось как-то помузицировать. Так появились первые примитивные музыкальные инструменты. На кусок дерева натягивались бычьи жилы, получался струнный щипковый инструмент. Бочонок, покрытый шкурой животного, становился барабаном. Каждое следующее столетие приносило новые, все более совершенные музыкальные инструменты.

В 16 веке появилась скрипка, которая сразу продвинула далеко вперед искусство музыкального сопровождения. Благородный инструмент под названием "виола" потребовал очень тонкого, бережного обращения. В разное время стали появляться великие мастера - Амати, Страдивари, Гварнери, - которые делали замечательные скрипки.

Позже, в 17 веке, был изобретен клавесин, предшественник пианино и рояля. Возможности музыкального сопровождения стали еще шире.

Еще в глубокой древности человек научился трубить в полые рога животных, в морские раковины и дудочки, вырезанные из дерева. А после того как люди научились добывать медную руду и выплавлять бронзу, стали появляться простейшие духовые инструменты, которые постепенно совершенствовались - на них уже можно было играть несложные мелодии.

С ударными было проще. Обычные тыквы превращались в маракасы, пустые бочонки становились барабанами, а все вместе становилось средством для исполнения ритмических "произведений", которые на ходу придумывались музыкантами.

Первые группы

История музыкальных инструментов еще далека от завершения, она продолжается и сегодня. И уже ясно, что конца не будет. Появляются все новые и щипковые, разнообразные духовые, язычковые и амбушюрные, кулисные и вентильные. Прошло около двух веков с того времени, когда музыканты начали собираться в ансамбли, квартеты, квинтеты, и позже в большие симфонические оркестры. Разные инструменты музыкальные, а также всевозможные вспомогательные устройства, объединяли с целью концертной деятельности.

Диджериду

Это редкий духовой инструмент, который входит в категорию "самые необычные музыкальные инструменты мира". Делается из ветки австралийского дерева арнхемленд, выеденного термитами изнутри. Звук диджериду низкий, вибрирующий, при непрерывном звучании может оказывать лечебное воздействие на дыхательные центры человека и предотвращать возникновение синдрома апноэ (остановки дыхания во сне).

Разновидностью диджериду являются альпенгорн и дудук, а прямой наследник - это литуус, деревянная труба длиной около трех метров с расширением на конце и мундштуком из рога муфлона. С помощью уникального инструмента в 1738 году была исполнена кантата Иоганна Себастьяна Баха "Иисус Христос, свет всей моей жизни", в которой была прописана партия для литууса.

Язычковое устройство

Необычный - это две сплюснутые полусферы из латуни полумиллиметровой толщины, диаметром 250 миллиметров, плотно соединенные друг с другом. Верхняя часть - динг - прорезана таким образом, что на ее поверхности образовались восемь сегментов с язычками, звучащих от легких прикосновений. Каждый из семи язычков соответствует одной ноте, а восьмой звучит как фа-диез. Нижняя часть ханга - это резонатор под названием "гу", он многократно усиливает силу звука, выравнивает тембр и придает мелодии особую привлекательность за счет легкой вибрации.

Создали инструмент инженер Феликс Ронер и музыкант Сабина Шерер в 2002 году. Позже они усложнили задачу и сконструировали неразъемный ханг, с лучшими акустическими характеристиками. Новый инструмент был показан публике в 2009 году.

Вьель, или колесная лира

О том, какие есть музыкальные инструменты в Европе, может рассказать любой справочник. Но не везде есть информация о колесной лире. Этот уникальный струнный инструмент изобрели монахи-странники, которые просили подаяние, обязательно сопровождая свои поклоны музыкой. На корпус обычной лютни натягивались мелодические струны, а рядом с ними - струны басовые для гудящего фона. Вдоль струнного ряда устанавливались специальные рычажки, разделяющие струны на участки. Вверху вращался барабан-смычок. Касаясь натянутых струн, он заставлял их звенеть.

Инструмент крупный, в одиночку на нем не сыграешь. Играли монахи всегда вдвоем. Один крутил колесо, другой перебирал лады. В 15 веке лиру уменьшили и она стала умещаться в руках одного музыканта. Характерно, что по всей Европе вьель был инструментом бродячих музыкантов, а во Франции игра на нем считалась искусством.

Струны и ветер

В списке "необычные струнные музыкальные инструменты" первое место занимает Эолова арфа. Принцип действия - струны звучат под напором ветра. Древние греки в дополнение соорудили резонатор, который усиливал звук. Арфа, созданная в 14 веке, была забыта на несколько столетий, и только в 17 веке инструмент возродили двое ученых: Афанасий Кирхер и Джамбатиста де ла Порта.

В настоящее время Эолова арфа находится в одноименной беседке в Пятигорске, инструмент расположен в центре ротонды. А в городе Сан-Франциско (вернее, далеко за городом) в 1967 году ландшафтные скульпторы Аристид Деметриос и Люси Эймс выстроили Эолову арфу высотой 27 метров.

Музыка и воздушные потоки

О том, какие есть музыкальные инструменты, движимые можно узнать на примере поющего дерева в городе Бернли (Великобритания, графство Ланканшир).

Конструкция многометровой высоты сложена из металлических труб разной длины и диаметра и представляет собой спираль, расширяющуюся кверху. Откуда бы ветер не подул, его потоки обязательно попадут в трубы, и металлическое дерево запоет. И хотя мелодия носит условный характер, все же это музыка природы. Глубокое вибрирующее звучание разносится далеко вокруг.

Этот необычный инструмент был создан Майком Тонкиным, лондонским архитектором, и Анной Лю, ландшафтным дизайнером.

Лазерная музыка

Редкие и необычные электронные музыкальные инструменты очень эффектны в использовании. Музыка как таковая сопровождается настоящим лазерным представлением, красочным и завораживающим. В 1976 году музыкант-любитель Джеффри Роуз изобрел лазерную арфу, действующую по принципу извлечения звука путем прикосновения пальцев музыканта к лазерному лучу. Разноцветные электронные нити, вибрирующие в воздухе, имитируют натянутые струны обычной арфы. Стоит слегка прикоснуться к лучу, как сразу же раздается звук заданного тона, чистый и звонкий.

В 1981 году включил в одно из своих выступлений известный музыкант-электронщик Жан-Мишель Жарр, а после очевидного успеха стал использовать ее при записи студийных альбомов.

Сталактитовый оргáн

Еще один необычный музыкальный инструмент, управляемый электроникой, был создан инженером Лиландом Спринклом в одном из пещерных лабиринтов в американском Изобретатель выбрал в обширной пещере Люрей несколько десятков сталактитов, которые при ударе молоточком издавали звук, соответствующий по тону какой-либо ноте. Затем он систематизировал результаты поиска, после чего каждый сталактит оснастил ударным механизмом. Соединив все устройства в одну цепь, инженер подключил к ней компьютер с электронным модулем, содержащем базу различных мелодий. Оставалось выбрать какую-либо композицию и нажать кнопку. В пещере вспыхивал яркий свет и начинала звучать музыка. Впечатление было потрясающее, поскольку природная акустика в подземном лабиринте великолепно отражает малейшие нюансы звука.

Стеклянная гармоника

В середине 18 века весь Лондон, от пивных до аристократических салонов, был охвачен модным развлечением - "ирландскими примочками", т. е. извлечением звуков из бокалов тонкого стекла путем скольжения пальца по его краю. От уровня налитой в сосуд воды зависела тональность звука.

Небезызвестный Бенджамин Франклин, который был в то время послом США в Лондоне, в свободное время занялся изготовлением музыкального инструмента под названием "стеклянная гармоника". Принцип действия устройства заключался во вращении 48 бокалов без ножек разного размера, насаженных на одну ось и наполовину погруженных в ванночку с водой. Прикосновение пальцев музыканта к кромкам вращающихся бокалов вызывало глубокое и сильное звучание. При этом можно было даже подбирать мелодию, чередуя прикосновения к разным частям стеклянного набора.

В последующие несколько десятилетий необычный инструмент был популярным средством развлечения, но однажды его объявили причиной многих бед, таких как ссоры в семье, нервные расстройства и беспричинное беспокойство собак и кошек. Гармонику запретили, и она была позабыта. Однако некий музыкант Бруно Хоффман не только продолжал пользоваться инструментом, но даже выпустил несколько пластинок с записью своих джазовых композиций на стеклянной гармонике.

"Змеевик"

Уникальный инструмент был создан священником из французского города Осер, Эдме Гийомом. Не во всех церквях и соборах имелся оргáн, а в музыкальном сопровождении нуждались все певческие хоры. Серпент, так называется инструмент, представлял собой многократно изогнутую трубу их дерева, обтянутую кожей. Общая его длина составляла три метра, что позволяло достичь сильного и красивого звука. На трубе были расположены шесть отверстий, перекрывая которые музыкант мог сыграть несложную мелодию. Во второй половине 17 века серпент обосновался в военных оркестрах, а затем и в придворных. Одновременно инструмент усовершенствовали, отверстия закрыли клапанами, а костяной мундштук сделали съемным.

В настоящее время серпент используется в концертных программах, посвященных старинным музыкальным произведениям. Его привлекают к работе и современные авторы, как, например, Джудит Вейр, пишущая для театра. Или композитор Джерри Голдсмит, который старается свои произведения для кинематографа сделать как можно более интересными по звучанию.

Сакулейта

В 2002 году музыкант Монти Левинсон взял обычную оркестрову флейту с клапанным механизмом и совместил ее с японской бамбуковой дудочкой сякухати.

Фольклорная японская музыка в начале 20 века прочно обосновалась в Европе. А к середине прошлого столетия этнический инструмент сякухати стал использоваться во многих концертных выступлениях известных исполнителей. Первым популяризатором японской стал Билл Уокер с Ямайки, игравший на ней практически на каждом своем выступлении.

В шестидесятых годах японская флейта участвовала в концертах филармонического оркестра Нью-Йорка. В 80-х этническая дудочка из страны Восходящего солнца еще больше упрочила свои позиции. Затем сякухати совместили с оркестровой флейтой европейского образца - таким образом появился еще один необычный музыкальный инструмент, который называется сакулейта.

Развлечение или искусство

Самые необычные музыкальные инструменты вызывают интерес прежде всего своим видом. Они непохожи на привычные фортепиано, гитару, саксофон. В каждом обязательно присутствует изюминка, которая делает инструмент неповторимым. Необычные музыкальные инструменты, фото которых, если нет возможности увидеть воочию, всегда вызывают живой интерес и, безусловно, являются частью культуры страны, в которой они появились. Существуют музеи, где собраны уникальные экспонаты, имеющие историческую и антикварную ценность.

Игра на необычных музыкальных инструментах также может быть особой, не похожей на распространенные способы. И далеко не всегда понятен принцип звукоизвлечения.