Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи. Рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили с узким поясом или цветим шнуром. Порты шились суженные снизу до щиколотки. Завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх носили верхние шелковые или суконные штаны.




В южнорусский поневный комплекс входили: богато вышитая рубаха, клетчатая понева, пояс, передник, "навершник" наплечная одежда типа укороченной рубахи, другие детали и украшения, головной убор "сорока", обувь.




Рубаха - основа женского народного костюма.. Шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Сарафан одевался поверх рубахи, украшался спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.





В русском народном костюме сохранились старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, а для девушки оставлять их непокрытыми. Этим обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки и девичьего в виде обруча или повязки.






Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка Изображались узоры из стилизованных растений, цветов, веток. Наиболее распространенные элементы орнаментов: треугольники, ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, прямоугольники с точками, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Гамма цветов многокрасочна.


Список литературы 1. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник

Разделы: МХК и ИЗО

Тема урока:Русский народный праздничный женский костюм.

Цели урока:

Образовательная:Продолжать знакомить с особенностями русской народной праздничной одеждой.

Развивающая:Совершенствовать навыки составления композиции, работы с бумагой, ножницами, клеем, другими материалами.

Воспитательная:Воспитывать чувство прекрасного, чувство гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны.

Оборудование для урока:

  • Презентация с репродукциями картин.
  • Образцы русского костюма.
  • Образец аппликации.
  • Набор материалов для практического задания.
  • Аудиозапись народных мелодий.

Ход урока

Организационная часть.

Учитель: Здравствуйте! У нас с вами сегодня немного необычный урок, но поскольку урок – это совместное творчество учителя и учеников, то я прошу вас поддержать меня и провести этот урок совместно и интересно. Я могу рассчитывать на вашу поддержку? (ответы детей)

Учитель: Спасибо! Давайте посмотрим, что у вас лежит на партах и что нам сегодня понадобится (учитель называет и показывает, класс проверяет): технологическая карта урока, с которой вы будете работать во время урока, набор для практического задания, ручки…и огромное желание узнать новое и творить прекрасное. Я пройду, проверю у всех ли все в порядке. Молодцы! Все готовы к уроку.

Объявление темы урока

Учитель: Итак, начинаем работать с технологической картой, заполните первую строчку: сегодня у нас 7 ноября, далее запишите свою фамилию и имя. Тема нашего урока “Русский народный праздничный женский костюм”, запишите ее себе в технологические карты.


Урок изучения нового материала.
Цель: образовательная:

Раскрыть:

Народный праздничный костюм как целостный художественный образ;

Северорусский и южнорусский комплекс одежды;

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России;

Форму и декор женских головных уборов; выражение идеи целостности мира, нерасторжимости земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

развивающая:

продолжить формирование умений и навыков выполнения эскизов праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов

воспитательная:

формировать у учащихся эстетический и художественный вкус,

воспитывать уважение и любовь к народным традициям.
оборудование (материалы: бумага, раздаточный и дидактический материал).
Ход урока.


  1. Организационный момент.
Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Карандаши, резинки, краски,

Альбом у каждого лежит,

Работы просит и дрожит.
II. Беседа.
На этой веселой ноте мы начинаем наш урок. Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Древние корни народного искусства», наш урок изучения нового материала посвящен теме: «Народный праздничный костюм».

Давайте с вами, ребята начнем с эпиграфа: Это слова народной песни:


« Встала красная девица рано

Встала бела да румяна

Умывалась чистою росой

Надевала яркий сарафан

Золотом расписной,

бисером вышитый

На голове кокошник

а на ногах сапожки

С нею рядом молодец

в расписной рубахе».


Действительно – это описание русского праздничного народного костюма.

Цель нашего урока-

Раскрыть составные элементы праздничного костюма двух регионов нашей страны;

увидеть разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснуться к истории нашей Родины, родного села (посмотрите на выставке народный костюм нашего села),

почувствовать красоту и широту родного края, нашей России.

Давайте ребята, представим, что мы живем в России не в двадцать первом веке, а где-то в восемнадцатом!

Что вы можете сказать о жизни русской семьи?

Какая это была жизнь?

Как жили летом, а как зимой? (Дети высказывают свои мнения.)

Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Работу начинали с первым лучом солнца, а закачивали, когда было совсем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую одежду.Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду берегли, потому что доставалась большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.

А какую одежду тогда носили?

Чем она отличается от нашей?

Ответить на а эти вопросы решила поисковая группа, которая готовилась дополнительно к нашему уроку. А сейчас предоставим им слово.

Выступления учащихся, показ слайдов и обобщение этой информации.
Мужская одежда.

Традиционная мужская одежда по сравнению с женской, отличалась простатой и ординарностью. Основными ее частями служили рубаха и штаны (портки). Рубаху шили из белого или цветного холста. Её носили на выпуск поверх штанов. Длиной она была почти до колен. Она была с полями (вставками на плечах) присборенная вокруг шеи на небольшую стойку с разрезом на груди. Подол и рука имел декоративную отделку, выполненную черной шерстью. Рубаха перехватывали узким или широким поясом- кушаком ручного изготовления. Яркий шерстяной пояс вносил акцент в скромный костюм.

Верхней одеждой служил зипун из домотканного сукна, запахивающийся на левую сторону, застежкой на крючки или пуговицы.

Мужской обувью служили сапоги или лапти.


Подведем итог полученной информации.

Что же входило в русский мужской костюм?


  1. В русский мужской костюм входили:
- рубаха-косоворотка

Портки- штаны

Пояс- кушак

Основными мотивами вышивки были: тема оберега от нечистой силы; силы жизни, земли, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.


  1. Перейдем к женскому праздничному костюму.

Ребята, если мужской костюм был практически одинаков в регионах страны, то женский имел существенные различия:

Давайте на этом остановимся подробнее:
Женские народные костюмы (Показ слайдов)
Северный костюм:


Традиционный женский наряд русского севера часто называют « сарафанным комплексом», так как основные его части – рубаха и сарафан. В старину рубаху шили из льняного и конопляного холста. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитями. Сам праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. На сарафан надевали короткую епаченку. А в холода – душегрейку. Голову повязывали лентой-повязкой, а в праздники – кокошниками. На конце косы был косник из бисера.

В таком костюме девушка выглядела словно – павушка.


Ребята, обратите внимание.

В состав северного костюма входили:

Сарафан


-передник

Епаника


Южный народный костюм.

(Показ слайдов)


В южных районах России был распространен вид одежды состоящий из рубахи, поневы, передника, шапочки- сороки. Эта одежда была в отличии сарафана только крестьянской. Понёва шилась их шерстяного клетчатого домотканого материала, в которую оборачивались, укрепляя на талии. Понёву обшивали лентами и тесьмой. К ней полагался передник. Он был сплошь украшен узорными полосками. Головные уборы украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером.
Таким образом в состав южныго костюма входили:

Рубаха


-понева

душегрейка


В русском народном костюме важное место занимает головной убор.(Показ слайдов).

Рассмотрим форму и декор женских головных уборов с. 54.


Они нередко украшены изображениями солнца, звезд, дерева, птиц, да и сами названия уборов птичьи:

кокошник от слова « коконь» - петух,

кика или кичка (утка), сорока.

Каждая деталь головного убора придавала своеобразие облику женщины, создавала местный колорит костюма жительниц той или другой области.

(Показ слайдов)
Работа с картиной.

Женщина в народном костюме выглядела очень красиво. Многие художники красоту русской женщины отобразил на своих полотнах.Лучшие картины известных русских художников посвящены крестьянам. Это картины: Сурикова, Васнецова.


(Слайды)
Одним из выдающихся художников был портретист И.П.Аргунов, крепостной богатейшего помещика Шереметьева.



Рассмотрим его картину, написанную в 1784 году- это «Портрет неизвестной в русском костюме».

Итак перед вами русская крестьянка в праздничном костюме.

Золотой сарафан;

Белая блуза;

Украшенный шитьем кокошник;

Облик миловидной, простодушной девушки на портрете оказался симпатичным многим поколениям зрителей. Сегодня он хранится в главном музее русского искусства нашей страны- Третьяковской галерее.

Сегодня мы попробуем показать красоту народного костюма в своих работах.
III.Практическая работа.
А теперь, перейдем к практической работе.

Цель которой,создание русского праздничного костюма.

У каждого из вас лежат шаблоны, где вы должны изобразить русский праздничный костюм, выполнить в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки.

1) 1 группа – работает»Художники» с гуашью.

2) группа « Модельеры»- работают с цветной бумагой-выполняют аппликацию.

Но прежде напоминаю о правилах техники безопасности

(инструктаж вместе)

Работая с клеем, помни:


  1. Клей нужно наносить на бумагу только кисточкой и тонким слоем.

  2. При склеивании деталей следи за тем, чтобы клей не попал на поверхность стола.

  3. Не три глаза руками.

  4. После работы вымой руки.
Правила обращение с ножницами.

  1. Не держи ножницы концом вверх.

  2. Не оставляй ножницы в открытом виде.

  3. Не режь ножницами на ходу.

  4. Не подходи к товарищу во время резания.

  5. Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.

  6. Передавай ножницы только в закрытом виде.

И так ребята,приступаем к работе.

Во время работы,вы услышите записи фольклорного коллектива « Ладушка» нашего села Песчаного, которые как и вы создавали праздничные костюмы и напевали эти душевные песни.

(Звучит мелодия народного фольклора).



IV.Анализ урока.

На доске из своих работ ребята состовляют «Веселый хоровод».

Все вы молодцы, получился замечательный хоровод, о котором мы будем говорить на следующем обобщении урока:

« Праздничные народные гулянья».


V. Подведем общий итог урока.

Ребята, сегодня мы рассматривали северный и южный праздничный костюм русского народа.

Вам даны карточки.

Правильно расположите составные части, относящиеся к северу и югу.

Таким образом, сегодня мы прикоснулись к нашей культуре, традициям русского народа, ведь в праздничном костюме отражалась широта души, сила воли, красота, целостность мира, нерасторжимость земного и небесного в образе строе народной праздничной одежды.


Рефлексия

1.Самым интересном на уроке было тогда, когда…

2.На уроке мне было хорошо, потому что…

3.Самым трудным на уроке было тогда когда…

4. Учителю после сегодняшнего урока пожелал бы…
VI . Домашнее здание: Закончить работы, задание поисковой группе - подготовить сообщения «Праздничные народные гулянья».
VII.Оценка за урок.

МБОУ «Селиховская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок Изобразительного искусства Тема: Народный праздничный костюм 5класс

Учитель ИЗО:Ильющенко О.Д

2014г

Тема: «Народный праздничный костюм».

Цель: Образовательная : Раскрыть: - народный праздничный костюм как целостный художественный образ; - северорусский и южнорусский комплекс одежды; - разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России; - форму и декор женских головных уборов; выражение идеи целостности мира, нерасторжимости земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков выполнения эскизов праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов Воспитательная: формировать у учащихся эстетический и художественный вкус, воспитывать уважение и любовь к народным традициям.

Оборудование (материалы: бумага, краски, карандаши, ластик); обучающая презентация, видеофильм «Женщина в народном костюме».

Ход урока.

    1. Организационный момент.

Приветствие.

Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. - Я желаю всем нам хорошего урока!
    2. Сообщение темы и цели урока
На этой ноте мы начинаем наш урок. Сегодня мы продолжаем работать по разделу «Древние корни народного искусства», наш урок изучения нового материала посвящен теме: «Народный праздничный костюм». Цель нашего урока - Раскрыть составные элементы праздничного костюма; увидеть разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснуться к истории нашей Родины, родного села, почувствовать красоту и широту родного края, нашей России.
    3. Изложение нового материала.
I. Актуализация знаний.

Учитель: - Дети! Вы любите надевать красивую одежду?

В класс входит ученица, одетая в русский народный костюм.

Учитель: - Костюм, какого народа представлен на нашей помощнице?

Учитель: Ваши прабабушки и прадедушки тоже щеголяли в народном одеянии. Жизнь крестьян была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то этап нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.

Праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями, которых, как правило, не было в повседневной одежде. Увидеть все красоту праздничного русского костюма нам поможет сегодня компьютерная презентация. У многих народов старинные праздничные одежды имели трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому композиции узоров основаны на обращении к солнцу, звездам, птицам, которые связывают небо и землю. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Мы носим на голове кепки, береты, шляпы. А в стародавние времена женщины носили кокошники, сороки, накрывая их сверху платками. Состояли эти головные уборы из 2-5 элементов и весили порой несколько десятков килограммов.
Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин.

Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами.

А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: “Девичья коса – всему миру краса”. Отсюда и различия: у девушек легкие воздушные накосники, коруны, венцы, кокошники, ленты, обручи, а у женщин – глухие сороки, кики, повойники, платки.

Одежда девушки средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.

Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В Архангельской, Вологодской, Новгородской, Костромской, Ярославской областях были распространены сочетания белой основы с красным узором.

В течении нескольких столетий складывалась традиция создания и ношения тех форм одежды, которые были наиболее функциональны и приспособлены как к климатическим условиям, так и для передачи определенной информации об их обладателях. Для России в целом характерны 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объемная понева.

Праздничная рубаха украшалась вышивкой, которая оберегала женщину от дурного глаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол.

Считалось, что чем богаче украшена рубаха. Тем счастливее ее владелица. Касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

Подол рубахи или юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Это треугольники, ромбы, прямоугольники с точками. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

Учитель: Какие формы орнамента вам известны? Где они применяются?

Ответы учеников:

Орнаменты классифицируются по трем формам: центрический, ленточный и сетчатый .


Центрическим орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Такой орнамент применяют для украшений скатертей, салфеток, тарелок, окон и других рамок.

Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, пояса, головной повязки.

Сетчатый орнамент – это узор в виде ячеек, которые заполнены декоративными элементами. Таким орнаментом оформляли тканые вещи.

Учитель: Какие цвета преобладали в народном орнаменте и каково их значение?

Ответы учеников: В вышивке преобладал белый, красный, черный, желтый, коричневый цвета. Иногда нежный синий и натуральный зеленый.

Белый цвет в народных представлениях связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. _ А сейчас мы посмотрим интересный видеофильм. В нём вы увидите картины великих художников, которые изображали красоту народного костюма. Видеофильм «Женщина в народном костюме».

    4. Практическая работа.
А теперь, перейдем к практической работе. Цель которой, создание русского праздничного костюма. Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки. Этапы работы: - выбрать вариант костюма; - построить общую форму костюма; - наметить места украшений и орнамента; - определить колорит (цвет) костюма; - выполнить в цвете работу. И так ребята, приступаем к работе.
    5. Закрепление знаний.

Игра “Ромашка” на узнавание понравившегося элемента костюма. Помощница держит цветок в форме ромашки с отрывными лепестками, на которых написано название элементов русского народного костюма. Желающие учащиеся по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.

    6. Рефлексия

1.Что было самым интересном на уроке?

2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…».

Спасибо за работу. Оценки за урок.

    7. Домашнее здание: Закончить работу в цвете.

Материал из НГПУ им. К.Минина

Автор проекта

Предмет, класс

Изобразительное искусство 5 класс

Краткая аннотация проекта

В данном проекте мы раскроем составные элементы праздничного костюма; увидим разнообразные формы украшений, декора головных уборов, прикоснёмся к истории нашей Родины, родного села, почувствуем красоту и широту родного края, нашей России.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Надо ли помнить и уважать традиции и обычаи русского народа?

Проблемные вопросы

Какие особенности имел русский женский костюм?

Какие особенности имел русский мужской костюм?

Почему костюм стал праздничным?

Учебные вопросы

Из каких основных элементов состоит традиционный народный костюм на Руси?

Какие виды орнамента наши предки использовали при украшении своих костюмов?

По какому назначению различалась народная одежда?

Чем украшали праздничную одежду?

Какие головные уборы традиционного народного костюма вы знаете?

Какие ткани применялись при изготовлении народного костюма?

План проведения проекта

I этап- Знакомство с проектом, деление на группы,составление планов работы, распределение обязанностей в группе.

II этап- сбор и обработка информации.

III этап- оформление результатов исследования, промежуточные отчёты, самооценивание и взаимооценивание.

IV этап- защита работ, оценивание работ продуктов проектной деятельности по критериям, рефлексия.

Публикация преподавателя