Закрепление произношения звука Щ в словах различного слогового состава.

Формирование навыков звуко-слогового анализа

Разложи картинки из Приложения 12 и слоговые «вагончики» из Приложения 2,1 Проговори все слова, разделяя их на слоги. Посчитай количество слогов во всех словах (для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения). Затем «помести» каждый объект в подходящий слоговой «вагончик».

Картинки рядом с «вагончиками» лучше раскладывать не стопками, а вертикальными рядами. Так и ребенку, и взрослому будет проще проконтролировать правильность выполнения задания.

Закрепление произношения звука Щ в словах. Формирование навыков словообразования

Послушай слова-подсказки и назови профессии. Не забудь каждый раз выделять звук Щ.

Бетон - (бетонщик). Литье - (литейщик). Парилка - (парильщик). Камень - (каменщик). Баня - (банщик). Носить - (носильщик). Пилить - (пильщик). Дрессировать - (дрессировщик). Газ - (газовщик). Искать - (сыщик). Красное дерево- (краснодеревщик). Часы - (часовщик).

Закрепление произношения звука Щ в начале, середине и конце слов. Формирование навыков звукового анализа

Возьми из Приложения 3 схемы, обозначающие позицию звука в слове. Разложи все картинки из Приложения 12 и проговори слова, выделяя звук Щ. Затем положи каждую картинку под соответствующей схемой и объясни свое решение.

Закрепление произношения звука Щ в цепочке из четырех слов. Развитие памяти и внимания

Картинки из Приложения 12 разложи тремя рядами по 4 в каждом. После того как взрослый покажет на любые 4 картинки, назови их в том же порядке. Не забывай чет- " ко произносить звук Щ.

Закрепление произношения звука Щ в словах-скороговорках

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя звук Щ, повтори каждое сочетание слов 5-6 раз в быстром темпе, сохраняя громкость и внятность произношения.

Пищащий щенок. Щебетание щеглов. Гуща от борща. Щавелевые щи. Хранилище вещей. Щуплый носильщик. Мощный щит. Плывущий купальщик. Увядающий j плющ. Бегущий хищник. Овощной ящик. Дощатое помещение. Тощий нищий. Ны-

ряющий купальщик. Вращать трещотками. Хищная щука.

Закрепление произношения звука Щ в предложениях, составленных по опорным картинкам

Разложи все картинки из Приложения 12. О каждом объекте составь интересное предложение.

Например: Товарищи гуляли в роще и слушали щебетание щеглов.

Закрепление произношения звука Щ в предложениях,

составленных по опорным словам

Мысленно соедини пары названых объектов и составь предложения, в которых будетмногозвуковЩ.

Щуки - лещи. Щетка - плащ. Щенок - ящик. Щавель - щи. Товарищ - помощь. Щеглы - роща. Пещера - щепки. Хранилище - овощи. Щавель - щи. Ящерка -

ЭТАПТРЕТИЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Щ В СТИХАХ И РАССКАЗАХ

Закрепление произношения звука Щ в чистоговорках

Четко произнеси чистоговорки 3-5 раз, выделяя звук Щ. Повтори их по ролям: взрослый - начало (Ща-ща-ща), а ты - конец (наш товарищ без плаща).

наш товарищ без плаща.

наш товарищ шел в плаще.

у товарищей плащи.

щиплем щавель мы на щи.

утром вещи я ищу.

вас сгущенкой угощу.

дать сгущенки вам еще?

щуку я за хвост тащу.

я одежду полощу.

щуку я не упущу.

на щенка свалился плащ.

мой щенок и мал, и тощ.

по забору вьется плющ.

мой щеночек тащит хрящ.

мне попался крупный лещ.

Закрепление произношения звука Щ в коротких рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз, выделяя звук Щ. Повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовкизаучи.

Волки рыщут, пищу ищут.

У осы не усищи, а усики. Дятел на елке ощупал щелки.

Щуку я тащу-тащу, щуку я не упущу!

Щи да каша - пища наша.

Я лошадку не хлещу, я лошадку угощу.

Щетка, щипцы и клещи - это нужные вещи. Злой Кощей не любит щей.

Растительная пища - такая вкуснотища!

Теща угощала щами и большущими лещами. Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

Хлещет, хлещет дождь, скрылся еж под хвощ.

Блещут молнии все пуще, тучи гуще, гуще, гуще.

У топора - топорище, у кнута - кнутовище.

Ты нас, мама, не ищи - щиплем мы щавель на щи.

Ты послушай: щетки, щетки затрещали как трещотки. Щегленок головой вращал и все пищал, пищал, пищал.

Нина посчитала вещи: ящик, щетка, плащик, клещи.

Наварила щука щей, угощала двух ершей.

В темном небе звезды блещут, в темном море волны хлещут.

Закрепление произношения звука Щ в стихах

Произнеси каждую рифмовку 3-5 раз, выделяя звук Щ. Повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Целый день поет щегол

Краснощекие щеглы

В клетке на окошке,

И забавны, и милы,

Третий год ему пошел,

Щебетать щеглам не лень,

А он боится кошки.

Песни льются каждый день.

А мама не боится

Ни кошки, ни щегла:

Тощий Димка всех тощее,

Щеглу дала напиться,

Тоще тощего Кощея.

А кошку прогнала!

Он не ест у нас ни щей,

Ни борщей, ни овощей,

Под кувшинками, в тиши,

Ни сгущенки, ни лещей,

Где не очень мелко,

Вот и тощий, как Кощей!

Ходят важные лещи

Шириной с тарелку.

Щука стукнула хвостом,

Словно щелкнула хлыстом,

Щуку хищную с реки

И таким ударом крепким

Притащили рыбаки.

Расщепила стол на щепки.

Щука тощая страшней,

Чем страшилище Кощей.

Закрепление произношения звука Щ в загадках

Отгадай загадки. Не торопясь, выделяя звук Щ, повтори каждую из них. Понравившиеся загадки загадай родным и знакомым.

Когтищи, усище, хвостище, а моется всех чище! (Кошка, кот.) На горе-горище стоит голенище. (Труба.)

Стоит волчище, разинув ртище. (Колодец.)

Стоит бычище, проклеваны бочища. (Изба.)

Без рук, без топорища выстроен мостище. (Лед.)

Закрепление произношения звука Щ в пословицах и поговорках

Произнеси пословицы и поговорки 2-3 раза, четко выделяя звук Щ. Попроси взрослого объяснить смысл каждого высказывания. Как ты думаешь, в каких случаях так говорят?

Тощ как хвощ. Попал как кур в ощип. Ищи ветра в поле. Гляди на вещи проще.

Не было бы счастья, да несчастье помогло1 . Еду, еду, не свищу, а наеду - не спущу. Щеголь щеголем, а рубаха холщовая.

Прощай, да не стращай.

Всякого щеголя не перещеголяешь.

Искать - ищи, а найдешь - не взыщи! Тащу-тащу, боюсь, что упущу!

Где каша да щи, там нас и ищи!

Закрепление произношения звука Щ в скороговорках

Четко произнеси скороговорки 3-4 раза, выделяя звук Щ. Говори сначала медленно, потом все быстрее, сохраняя громкость и четкость произношения.

Тощие мощи.

А кущи все гуще.

В роще не сыщешь ни щуки, ни леща.

Сколько в ящике вещей без трещотки и клещей?

Щеглиха у щегла щеголихою была.

Из-под Костромщины шли мощные мужчины1 .

Тщетно тщится щука ущемить леща, коли эта щука хищна, но тоща.

Ящерка в ящике ящерок везла, ящерка с ящиком села на козла.

Щекотали щеткою щенка, ощипали тощие бока. Тащу, тащу, не дотащу, боюсь еще, что выпущу. Щенок тащил тяжелый щит, поэтому щенок пищит.

Товарищ вытащил ящерицу из щели в пещере.

Щурка летает в гуще ветвей, щелкает в роще певец соловей.

Зубаста да тоща, плавниками трепеща, пищи на обед ища, ходит щука вокруг леща.

Щеголь-щегол над чащобой щебечет; щурится, греясь на солнышке, кречет.

Закрепление произношения звука Щ в рассказах

Четко, выделяя звук Щ, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком Щ.

Утащил щенок Бимка кость под вешалку, а тут с вешалки свалился плащ. Щенок сперва испугался, потом щенок рассердился. Тащит щенок плащ подальше от косточки, кусает его. Никому не отдаст щенок Бимка свою любимою косточку.

СЛУЧАЙ В УЩЕЛЬЕ

Группа туристов поднималась по ущелью. Вдруг трос, скрепляющий идущих, затрещал и оборвался. Один человек свалился с обрыва. Четверо туристов бросились на выручку несчастному товарищу. Его осмотрели, ощупали и осторожно положили на носилки. Скоро за пострадавшим прилетел вертолет, и врачи оказали туристу помощь.

1 СочетаниеЖЧпроизноситсякакЩ.

18. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ СЬ-Щ НА СЛУХ И

В ПРОИЗНОШЕНИИ

Звуки СЬ - Щ ребенок смешивает не только на слух, но и в произношении

(вместо слов сияющий, щедрость мож-

но услышать сияюсий, седрощть). Од-

нако различение производных звуков СЬ - Щ требует меньше времени и усилий, чем сходных по артикуляции базовых звуков С - Ш.

ЭТАП ПЕРВЫЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ СЬ-Щ ИЗОЛИРОВАННО, В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков СЬ-Щ

Возьми картинки-символы звуков СЬ и Щ из Приложения 1. Внимательно послу шай и запомни, как свистит баллончик (СЬ) и шипит лопнувший шарик (Щ).

По очереди показывая на обе картинки, протяжно произнеси соответствующие звуки. Повтори 6-8 раз.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в слогах с одинаковыми гласными звуками

При затруднениях следует использовать в качестве зрительной опоры картинкисимволы из Приложения 1.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в разных словах. Формирование навыков звукового анализа

Возьми картинки со звуками СЬ и Щ в названиях из Приложений 6 и 12, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков СЬ и Щ из Приложения 1. Бери картинки по одной и клади рядом с символом. Назови звук СЬ или Щ, который спрятала в каждом слове.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в словосочетаниях-скороговорках

Глядя на картинки-символы, назови звук СЬ или Щ, спрятавшийся в каждом слове. Четко проговори пары слов, уточни их значение.

Чистящие средства. Ликующие учащиеся. Вытащить беспомощного. Защищать

слабого. Осиновая роща. Мыслящее существо. Летящая сова. Мощная спина. Работающий носильщик. Тощие лосята. Ящик с семенами. Синий плащ. Васины клещи. Вырастить щавель. Зеленеющие селенья. Сверкающий светильник. Мощная стена. Ощущение счастья. Смущенный студент. Скулящий щенок. Смелый

купальщик. Щучья пасть. Лисий хвостище. Осиновая роща. Щеглы на ясене.

Повесить вещи.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в одном слове

Четко проговори за взрослым каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Ее ли по одному слову ты произносишь легко, повтори их по 3-4 в быстром темпе.

Восхищение. Красильщик. Настоящий. Носильщик. Освещение. Общественность. Светящийся. Сверкающая. Сгущенный. Сияющий. Скучающий. Смещение,

Смеющийся. Спешащий. Стекольщик. Стремящийся. Счастье 1 . Усищи. Учащийся.

Хвостище. Чистильщик. Щурился. Щедрость. Щитоносец.

1 Сочетание СЧ произносится как Щ.

ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ СЬ - Щ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков СЬ - Щ в предложениях, составленных по опорным словам

Послушай пары слов и составь с ними интересные предложения.

Например: Сеня взял одежную щетку и почистил свой плащ.

Сеня - щетка. Осина - щеглы. Осень - овощи. Степан - лещи. Щука - карась. Костер - щепки. Щенок - постель. Краснодеревщик - клещи. Поселок - пло-

щадь. Угостить - щи. Ищейка - просека. Щенок - сено.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в рассказах, составленных по предметным картинкам

Представь, что ты попал в сказочное царство Кощея Бессмертного. Мысленно объедини объекты, изображенные на рисунке, придумай и расскажи смешные истории озлом, жадномКощее.

Например: Кощей, гусь, щит, плащ. Как-то раз Кощей Бессмертный со свитой шел мимо своего дворца. Он был в длинном сером плаще, а в руках нес большущий щит. Вдруг позади себя Кощей услышал странное шипение. Испугался Кощей, присел и закрылся большущим щитом. Свита Кощея не могла удержаться от смеха, потому что Кощей испугался... гуся.

Дифференциация звуков СЬ - Щ в рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Сима, ищи щавель на щи!

Хищник ищет в сосняке пищу.

Веселый пес щетку принес.

У лисы - сила, у лисищи - силища.

Я лошадку не хлещу, вкусной сайкой угощу. Не вырастишь овощей - не сваришь щей.

Не накажем мы щенка - несмышленый он пока.

Не было бы счастья, да помогло несчастье1 .

Семен щепки превращал в прищепки. Соберу овощей, угощу товарищей.

Щенка в поселке я ищу, его сгущенкой угощу.

Хищная щука по днищу рыщет, себе пищу ищет.

Есть у Сильвии сынок - серый маленький щенок.

Не боюсь дождя вообще, если я хожу в плаще. Щенок дощатый ящик к себе под кресло тащит.

Из доски достанем с вами гвоздик маленький клещами.

Простынку повесим на леску, и крепко простынку на леске удержит прищепка.

Боюсь, щенка не дотащу, еще боюсь, что выпущу.

В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут. Краснощекие щеглы веселы, шустры, милы, щебетать щеглам не лень, песни слышатся весь день.

Песик Моська всех тощее, тоще тощего Кощея.

19. ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНО ПРОИЗВОДНОГО ЗВУКАЧ

Согласный звук Ч является вторично производным от первично производного звука Щ. Формирование вторично производного звука в речи ребенка требует заметно меньше времени и усилий, чем сходных по артикуляции базового (Ш) или первично производного (Щ) звука.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.

ЭТАП ПЕРВЫЙ ЗВУКОВАЯ

РАЗМИНКА И СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ч

Заучи, как правильно нужно произносить звук Ч.

Губы круглые, вытянуты вперед.

Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «большая дорожка».

Язык широкий, его передняя часть высоко поднимается кверху.

Горлышко не гудит.

Сначала стучим по верхним зубам кончиком языка (ТЬ), а затем дуем на него (Щ) и делаем это быстро-быстро!

Упражнение 1.

Произносить (повторять) предложения.

У Сени ящик. Сима варит щи. На стене синий плащ. Гусё­нок щиплет траву. В сенях пищит щенок. В сетях лещи. У Васи клещи. У Сони щётка. Повесь эту вещь в шкаф. В пру­ду лещи и караси. Возле села роща. В роще осины. На оси­нах щеглы. Овощи созревают летом и осенью.

Упражнение 2.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами всё кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал,

Ещё бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пёс -

Настоящий! (А Барто)

Упражнение 3.

Рыбалка

Дядя Семён и мой товарищ Вася взяли меня удить рыбу в пруду. Дядя Семён поймал леща и карася. Лещ и карась жирнущие. Я чищу леща и карася. Вася носит для костра сухие ветки, ищет щепки. Дядя Семён ещё удит.

Упражнение 4.

Произносить (повторять) текст.

В мороз береги щёки и нос

Вася и Сеня возвращались домой. Они были в роще. В роще каток. Ребята несли коньки, они устали. Был сильный мороз. Он щипал щёки и нос. Вася тёр щёки, а Сеня не тёр. Он не ощущал, что щека у него замерзает. Вася увидел, что щека у товарища побелела.

Три щёку, Сеня!

У меня руки не двигаются, замёрзли, - говорит Сеня. Вася стал тереть товарищу щёку варежкой. И щека покрас­нела.

Упражнение 5.

Щегол Фома

Приехал ко мне внук. Купил я ему клетку со щеглом. По­нравился щегол внуку, и он назвал его Фомой. Давал внук Фоме подсолнух. Щегол щёлкал семечки, но скорлупа была твёрдой. Щегол сердился. Зато ему нравились семена репея. Кот Васька пытался поймать щегла. Но Фому защищала клетка. Потом Васька свыкся с Фомой. А щегол постепенно перестал обращать на него внимание. Мы любили слушать щебет щегла.

Летом внук выносил клетку в сад. На клетку садились дру­гие щеглы. Подбирали семена. И попадались в ловушку. Фо­ма сердился на щеглов-новосёлов. Внуку они тоже не нравились. Пели хуже. Он дарил щеглов товарищам.

Раз Фома едва не попался. Соседская кошка подкралась к клетке. Фома привык к Ваське. Потому не обращал внимания на кошку. Но другие щеглы всполошились. И кошка не ус­пела схватить Фому.

Анна Шматко, учитель-логопед

За кругленькой катушкой

Сидит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

10. Разбери предметы на три группы: с [ш], с [с], без [ш] и [с]:

книга, ложка, паста (зубная), шарф, карандаш, фломастер, тетрадь, клей, стакан.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Щ’], [С’]

1. Скороговорка. Тщетно тщатся сиг и щука ущемить леща.

2. Штрих-код.

Заштрихуй клетки (сетка 5x5) так: если в слове есть звук [с"] -

штриховкой «лево-право», если звук [щ"] - штриховой «верх-низ».

Слова: синий, синица, вещь, плащ, сейф, секрет, сирень, сюрприз, щетка, щука, ящик, село, гусенок, сигара, лещ, вещий, крещение, рысь, лось, сердце, север, Кощей, щедрый, седина, корсет.

3. Исправь слова:

Лесь, Косей, весь, весий, клесь, плюсь, плась, секи, сетка, просение, чисе.

4. Назови 10 слов, в которых есть звук [щ"].

5. Произнеси звук [щ"]. Какие предметы или существа могут издавать такой звук?

6. Представь, что это кипит большой чайник. А как будет кипеть маленький чайничек? [с"].

Круг большего размера будет изображать большой чайник и звук [щ"]. Круг маленький - чайник поменьше и звук [с"]. «Прочитай» строчку:

ООооОоОооО

7. Повтори из стихотворения Г. Виеру слова с [щ"] и [с"].

Щука

Щука проглотила щетку,

Щетка ей щекочет глотку.

«Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела!»

8. Закончи предложение словами с [щ*]:

Алеше подарили маленького... (щенка). Беспомощный... сам не может вылезти из... (ящика) и все время... (пищит).

Когда... подрос, Алеша стал его учить приносить разные... (вещи).

Учил, учил, а когда научил, ... (щенок) утащил его тапок к себе в... (ящик).

9. Измени слово по образцу:

мостить - мощеный

сгустить - ... угостить - ...

крестить - ... вырастить - ...

просить - ... выпустить - ...

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • учить дифференцировать согласные звуки [С’] и [Щ] с опорой на артикуляционный уклад; учить не смешивать в устной речи звуки и на письме буквы;
  • совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
  • упражнять в словообразовании;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

  • памятка-алгоритм для описания артикуляции каждого из изучаемых звуков,
  • карточки со словами (буквы С, Щ пропущены),
  • цветные карандаши,
  • индивидуальное зеркало.

План:

1. Организационный момент. Выделение звуков [С’], [Щ] из слов сели, щели.

Какими звуками отличаются эти слова?

Сообщение темы занятия.

2. Описание артикуляции звуков [С’], [Щ].

Данные звуки произносим с опорой на индивидуальное зеркало, с артикуляцией утрированной, используя памятку-алгоритм (ребёнок описывает положение губ, зубов и языка).

[С’] – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; средняя часть спинки становится более выгнутой, чем при произнесении звука твёрдого С.

[Щ] – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам.

3. Характеристика звуков [С’], [Щ].

Установление сходства и различия в характеристике звуков.

Сходство:

Звуки [С’], [Щ] – согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит; оба звука мягкие.

Важно: звук [Щ] мягкий всегда.

Различия:

Звук [С’] – свистящий;

Звук [Щ] – шипящий.

4. Работа с условными обозначениями. Условные обозначения записаны на доске.

“Будь внимателен, смотри –
Если стрелка вверх – шуми,
Стрелка вниз – свисти!”

Под нижним положением стрелки зашифрован звук [С’], под верхним положением стрелки зашифрован звук [Щ].

Ребёнок расшифровывает условные знаки и называет звуки, следя за положением стрелки и ощущая положение языка.

5. Актуализация опорных знаний по теме.

Отгадать загадку.

Мы вернулись из поездки,
Вещей много привезли.
Кто поможет эти вещи
Донести нам до такси? (Носильщик)

На фланелеграфе появляется сюжетная картинка “Носильщик несёт вещи” (из серии “Профессии”)

Запишем отгадку в тетрадь и сделаем звуко – буквенный анализ этого слова по предложенной схеме:

  • поставь ударение в слове;
  • сосчитай количество гласных и раздели на слоги слово;
  • дай характеристику каждому звуку;
  • сколько звонких и сколько глухих согласных в слове;
  • сколько твёрдых и сколько мягких согласных в слове;
  • сколько в этом слове букв и сколько звуков;

6. Упражнение на дифференциацию [С’] – [Щ] в словах.

Ребёнок получает карточку с напечатанными словами (буквы С, Щ пропущены) и инструкцией:

Вставь пропущенные буквы С или Щ в слова карандашами разного цвета, подчеркни на каждой строчке “лишнее слово” и объясни свой выбор “лишнего” слова:

Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо;

Сви – тя – ий, – или – а, но – иль – ик, та – ил – я;

Вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я, негну – ий – я;

7. Упражнение в словообразовании существительных с помощью суффикса

Ищ. На доске написаны слова: нос, сапог, усы, волосы, голос, сила.

Приглашаю посетить страну Великанов. Эти люди необычные. Они имеют крупные черты лица, носят одежду и обувь огромного размера, обладают громким голосом и необычной силой. Рассмотрев картину с изображением Великана попробуем рассказать о нём с помощью новых слов. Записанные на доске слова нужно изменить так, чтобы они приобрели увеличительное значение, даже немного пренебрежительное.

8. Автоматизация звуков , [Щ] в предложении. Следим за правильным произнесением смешиваемых звуков. Спряжение глаголов по образцу:

Я тащу сети. Мы тащим сети. Ты тащишь сети. Вы тащите сети. Он тащит сети. Она тащит сети. Они тащат сети.

Проспрягать в прошедшем времени:

Повесь синий плащ в шкаф.

9. Графический диктант предложений. Работа в тетради.

В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.

У Сени ящик. В тетради будет следующая запись: V C щ.

В сетях лещи. Сима варит щи. У Васи клещи. Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.

10. Итог занятия.

Чему учились на занятии?

Над какими звуками работали?

Щ – СЬ №3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ

Щ –СЬ №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ

Щ – СЬ №1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ

ЩА – СЯ СЯ - ЩА АСЬ – АЩ АЩ - АСЬ

ЩУ – СЮ СЮ – ЩУ ЯЩ – ЯСЬ ЯСЬ - ЯЩ

ЩЁ – СЁ СЁ – ЩЁ ОСЬ – ОЩ ОСЬ - ОЩ

ЩИ – СИ СИ - ЩИ ЕЩ – ЕСЬ ЕСЬ - ЕЩ

ЩЕ – СЕ СЕ - ЩЕ УСЬ – УЩ УЩ – УСЬ

ЩА – СЯ – ЩА СЯ – ЩА – СЯ СЯ – СЯ – ЩА ЩА – ЩА – СЯ

ЩУ – СЮ – ЩУ СЮ – ЩУ – СЮ СЮ – СЮ – ЩУ ЩУ – ЩУ – СЮ

ЩЁ – СЁ – ЩЁ СЁ – ЩЁ – СЁ СЁ – СЁ – ЩЁ ЩЁ – ЩЁ – СЁ

ЩИ – СИ – ЩИ СИ – ЩИ – СИ СИ – СИ – ЩИ ЩИ – ЩИ – СИ

ЩЕ – СЕ – ЩЕ СЕ – ЩЕ – СЕ СЕ – СЕ – ЩЕ ЩЕ – ЩЕ – СЕ

АСЬ – АЩ – АСЬ АЩ – АСЬ – АЩ АСЬ – АСЬ - АЩ АЩ – АЩ - АСЬ

ЯСЬ– ЯЩ – ЯСЬ ЯЩ – ЯСЬ – ЯЩ ЯСЬ – ЯСЬ – ЯЩ ЯЩ – ЯЩ - ЯСЬ

ОСЬ – ОЩ – ОСЬ ОЩ – ОСЬ – ОЩ ОСЬ – ОСЬ – ОЩ ОЩ – ОЩ - ОСЬ

ЕСЬ - ЕЩ – ЕСЬ ЕЩ – ЕСЬ – ЕЩ ЕСЬ – ЕСЬ – ЕЩ ЕЩ – ЕЩ - ЕСЬ

УСЬ – УЩ – УСЬ УЩ – УСЬ – УЩ УСЬ – УСЬ – УЩ УЩ – УЩ - УСЬ

ЮСЬ – ЮЩ– ЮСЬ ЮЩ – ЮСЬ– ЮЩ ЮСЬ – ЮСЬ– ЮЩ ЮЩ – ЮЩ -ЮСЬ

Лес – лещ Роса – роща

Сели – щели Плюс – плющ

Пласт – плащ Вес – вещи

Писать – пищать Хвост - хвощ

Вещество, существо, сообщение, носильщик, стекольщик, сварщик, обещание, совещание, освещение, просвещение, спящий, блестящий, висящий, отстающий, строящий, хвостище, усищи, носище, сгущенный, настоящий, восхищение.

Дайте полные ответы на вопросы:

Что делает стекольщик?

Чем вытаскивают гвозди?

Что делает носильщик?

Кто защищает родину?

Что делают из свиной щетины?

Слова для справок: клещами, носит вещи, солдаты, вставляет стекла, щетки.

У Сени ящик. Сима варит щи. В сетях караси и лещи. Возле села роща. Осенью созревают овощи. В норе пищат лисята. На стене висит плащ. В сенях пищит щенок. У Сони щетка. У Васи клещи. Носильщик несет пассажиру вещи. Стекольщик режет стекло. На осине щегол. Был сильный мороз, щипал щеки и нос. Пролетел сверкающий самолёт. Соня собирает в роще щавель. Свиная щетина идет на щетки. В костер подбросили сухие щепки. В сетях билась зубастая щука. Часовщик починил испорченные часы. Чистильщик вычистил щеткой сапоги. В роще защелкал голосистый соловей. Сеня часто навещает больного товарища. В классе рассказывали сказку про Кощея Бессмертного.

Шура и Миша – товарищи. Они нашли щенка. Щеночек был маленький и жалобно пищал. Детям стало жаль щенка. Они взяли щеночка домой. Дома они положили в ящик ваты, а потом уложили в ящик щеночка. Зоя и Валя напоили щеночка молоком и он скоро уснул в ящике.

Я возвращался с охоты и шел по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил свои едва прораставшие крылышки. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал свое детище. Каким громадным чудовищем должна была казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И все-таки он не усидел на ветке… Я поспешил отозвать смущенного пса и ушел. Я восхищался героизмом маленькой пташки.



Пословицы:

На то и щука в море, чтоб карась не дремал.

Всякой вещи своё место.

Не учи козу: сама с воза стащит.

Друзья узнаются в несчастье.

Гостю щей не жалей, а погуще лей.

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.

Загадка:

Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище. (Кот)