1

Одним из направлений церковной политики патриарха Иоакима стала борьба со старообрядчеством. В первое время существования старообрядчества ведущая роль в борьбе с расколом принадлежала Русской Православной Церкви, а правительство целиком ее поддерживало. Церковные соборы, состоявшиеся во время предстоятельства Иоакима, признали необходимой совместную борьбу государства и Церкви с набирающим силу расколом. Была одобрена и приведена в действие целая система репрессивных мер против старообрядчества. Одним из инструментов борьбы с расколом, которая приобрела общегосударственный характер, выступало печатное слово. Борьба с ревнителями старины велась путем издания противораскольнических сочинений, ряд которых принадлежит перу патриарха Иоакима. Однако, несмотря на предпринимаемые жесткие меры в борьбе со старообрядчеством, «умалить» распространение раскола и добиться желаемого результата патриарху Иоакиму не удалось.

старообрядчество

русская православная церковь

патриарх Иоаким

1. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. – Т. V. – СПб.: Тип. II-го Отд. Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1842. – №№ 93; 100; 101; 117.

2. Акты, собранные в библиотеках и архивах российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук / Доп. и изд. выс. утвержд. Комис. – СПб.: Тип. II-го Отд. Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1836. – Т. 4: 1645-1700. – , 502, 2, 22 с.– № 284.

3. Белянкин Ю.С. Церковь и государство в полемике со старообрядцами во второй половине XVII в. (на примере деятельности Московского Печатного двора): Автореф. дис. канд. ист. наук. – М., 2012. – 30 с.

4. Богданов А.П. Русские патриархи, 1589-1700: В 2-х т. / А. П. Богданов. – Т. 2. – 414, с.

5. Бриллиантов М., Пашков А. О троеперстии на дренем покрове св. благоверной великой княгини инокини-схимницы Анны Кашинской / М. Бриллиантов, А. Пашков. – М.: Тип. П.П. Рябушинского, 1909. – 32 с.

6. Волков М.Я. Русская Православная Церковь в XVII веке // Русское православие: вехи истории / [Я.Н. Щапов, А.М. Сахаров, А.А. Зимин и др.; Науч. ред. А.И. Клибанов]. – М.: Политиздат, 1989. – 719, с.

7. Гаврилов А. Литературные труды патриарха Иоакима. / А. Гаврилов. – СПб.: Тип. духов. журн. "Странник", 1872 – 24 с.

8. Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России, 1654-1684 гг. / АН СССР, Ин-т истории СССР; [Сост. ед., коммент. В.С. Румянцевой]. – М.: Ин-т истории СССР, 1990. – 146 с.

9. Дополнения к Актам историческим, собранныя и изданныя Археографическою комиссиею. – Т. 5. – СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1853. – VII, 510, 10 с. – № 102.

10. Иоаким, патриарх московский. Слово благодарственное Господу Богу за избавление церкви от отступников и злых наветников. – М.: Печатный двор, 1683.

11. Иоаким, патриарх московский. Слово на Никиту Пустосвята. – М.: Печатный двор, 1682.

12. Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т. / А.В. Карташев. – Т.2. – Очерки по истории русской церкви. – М.: Терра, 1992. – 565, с.

13. Полное собрание законов Российской империи: [Собрание 1-е. С 1649 по 12 дек. 1825 г.]. – Т. 1: 1649 по 1675: . – СПб.: Тип. II Отд-ния Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1830. – XXXI, 1029, 13 с. – № 412.

14. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века / А.Н. Робинсон. – М.: Наука, 1974. – 404 с.

15. Робинсон А.Н. Творчество Аввакума и общественные движения в конце XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). – Т. 18: Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. – М.-Л.: Наука, 1962. – 364 с.

16. Сказка о смертном приговоре Никите Пустосвяту 1682 г. // Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под ред. Н. Субботина. – Т. 4. – М.: «Братское слово», 1878. – XXXVI, 315 с.

17. Увет духовный. – М.: Печатный двор, 1682.

26 июля 1674 г. на патриарший престол был поставлен новгородский митрополит Иоаким. Патриаршество Иоакима во многом определилось самостоятельностью Русской Православной Церкви, закрепленной Большим Московским собором 1666-1667 гг. Царь Алексей Михайлович нуждался в деятельном первосвятителе, способном найти управу как на раскольников, так и на чрезмерно самовластных архиереев. Иоаким был подходящей кандидатурой.

А.В. Карташев характеризует патриарха Иоакима «как консерватора и позитивиста», который «направил свою энергию на выполнение архиерейской программы», утвержденной Собором 1666-1667 гг., но не отвечавшей устремлениям боярства и служилого класса. Патриарх Иоаким начал проводить эту, в сущности никоновскую, программу со времени вхождения на Новгородскую кафедру. Будучи еще митрополитом Иоаким издал указ о сборе церковной дани с духовенства поповскими старостами, а не светскими епархиальными чиновниками .

Известно, что после Большого Московского собора 1666-1667 гг. организация борьбы с церковными мятежниками из приказа Тайных дел переходит к патриарху Иоасафу II и Патриаршему приказу. В результате работы Собора было постановлено подвергать раскольников не только церковному, но и гражданскому наказанию . Данное решение стало новым направлением в законодательной практике Российского государства. С этого момента начинается применение наиболее строгих мер по отношению к старообрядцам со стороны светской и духовной властей. Преследования раскольников велось по двум критериям: сложению перстов для крестного знамения и отношению к богослужению, совершаемому по новым Служебникам. Главными судьями раскольников выступали городовые воеводы, стрелецкие начальники, приказные дьяки и бояре .

По мнению ряда исследователей, непосредственное влияние на ужесточение мер борьбы с различными проявлениями противоцерковного проповедничества имела крестьянская война под предводительством С. Разина (1667-1671 гг.) . Указами Алексея Михайловича предписывалось крестьян, уличенных в антицерковном поведении, «впредь смирять жестоким смирением» с тем, чтобы ходили в церковь, исповедовались, принимали благословение и проч. В случае непокаяния и непокорения Церкви предписывалось сжигать «в струбе» .

Отметим, что в первое время существования старообрядчества ведущая роль в борьбе с расколом принадлежала Церкви, а правительство целиком ее поддерживало. Патриарх Иоаким в октябре 1675 г. созвал церковный Собор, который счел полезным и необходимым возможность применения светских карательных сил против непослушных духовных лиц . Под эту санкцию попадал Соловецкий монастырь, как один из мощных очагов сопротивления церковным преобразованиям.

Церковные соборы 1678-1679 гг. отменили канонизацию особо почитаемой старообрядцами Анны Кашинской, признали почитание и житие княгини ложными. Анна Кашинская была признана несвятой, отменили ей празднование, мощи были запечатаны и объявлены недостойными для почитания. Придел нового кашинского Успенского собора тогда же переименовали в честь Всех святых. Таким образом, святая благоверная княгиня Анна, волей патриарха Иоакима, спустя почти тридцать лет после ее прославления Русской Православной Церковью, была изгнана из сонма русских святых собором русских иерархов .

Однако, несмотря на принимаемые меры, к началу 1680-х гг., стало совершенно очевидно, что раскол не только не «умоляется», но, напротив, в разных районах страны находит своих сторонников. Этому способствовала, с одной стороны, обширная территория России, что обуславливало довольно свободное проживание раскольников, особенно во многих отдаленных от центра областях. С другой стороны, недостаточное количество епархий, затруднявшее проводить архиереям разъяснительную работу на местах. Несмотря на то что Собор 1666-1667 гг. вынес постановления, которые предусматривали увеличение числа епархий и новый иерархический порядок подчинения церковных властей , в царствование Алексея Михайловича соборные решения по данному вопросу остались на бумаге и были реализованы в правление Федора Алексеевича в период патриаршества Иоакима.

В ноябре 1681 г. состоялся церковный Собор, на котором царь Федор Алексеевич отмечал, что «многие неразумные человецы, оставльше святую церковь, учинили в домех своих молбища, и собрався, чинят чуже християнству, а на святую церковь износят страшныя хулы...». Кроме того, государь обратил внимание Собора на то, что все больше стало уходить в раскол монахов и создание ими «пустынь». Собор во главе с патриархом Иоакимом, продолжая политику царя Алексея Михайловича, вновь постановил предавать раскольников гражданскому суду. Об этом решении воеводам и приказным людям на места предписывалось послать грамоты, которые, в свою очередь, должны были «писать в наказы, чтоб то дело было под его государевым страхом в твердости...». Собор выступил с предложением посылать войска в места, где объявятся раскольники . Кроме того, Собор признал необходимой совместную борьбу государства и церкви с набирающим силу расколом. Таким образом, в результате работы церковного Собора 1681 г., борьба с расколом приобретала общегосударственный характер.

К 1682 г. движение в защиту «старых обрядов» совершенно окрепло и распространилось. В том году приверженцы «старого обряда» после смерти Федора Алексеевича, попытались восстановить «древлее благочестие». В результате известных «прений о вере», проходивших в Грановитой палате Кремля 5 июля 1682 г., старообрядцы во главе с Никитой Пустосвятом потерпели неудачу. Согласно «Сказке о смертном приговоре Никите Пустосвяту» вменялось «возмущение» христианского народа, что, по сути, означало признание его руководителем мятежа против властей. Кроме того, Никита публично назвал царя Алексея Михайловича еретиком, то есть налицо присутствовало оскорбление царской чести . Таким образом, Никита Пустосвят превратился из расколоучителя и поборника «старой веры» в государственного преступника.

После смуты 1682 г. отношения между правительством и старообрядцами обострились. Правительство убедилось, что раскольники враги не только Церкви, но и государства.

Собранный патриархом Иоакимом в том же 1682 г. церковный собор одобрил и привел в действие целую систему репрессивных мер против старообрядчества . На места рассылались грамоты о повсеместном сыске и предании суду раскольников. Тех, кто избегал смертной казни, велено было держать в «крепких тюрьмах». По мнению А.В. Карташева, здесь впервые в жизни Русской церкви и государства была применена система и дух западной инквизиции. Теперь на фоне только что погашенной и действительно опасной смуты, русские иерархи приняли передачу борьбы с церковными противниками в руки государства. Собор попросил у царя разрешения «отсылать к градскому суду» раскольников, а на воевод, их чиновников и на землевладельцев возложить обязанности разыскивать скрывающихся раскольников для дальнейшего суда над ними. При этом, гражданские власти должны были задерживаемых отдавать сначала в приказы архиерейского правления. Там их увещевали, упорствующих посылали в монастыри на смирительные работы. Раскаявшихся раскольников, церковные власти отпускали на свободу. При этом гражданские власти брали от них «поручные записи», т.е. письменное обязательство покинуть раскол. Тех, кто продолжал упорствовать, передавались епархиальными властями в руки гражданских властей, и те наказывали их уже физически, битьем кнута и в крайних случаях даже смертной казнью .

В 1685 г. были изданы «Указные статьи о раскольниках». Это был гражданский закон, утвержденный государями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем, царевной Софьей и Боярской Думой и запрещавший раскол в государстве. Закон носил светский характер. Однако, по мнению исследователей, «Указные статьи о раскольниках» были инициированы патриархом Иоакимом. По сути, так называемые «Двенадцать статей о раскольниках» царевны Софьи юридически закрепили репрессии в отношении приверженцев «старого обряда». В документе предусматривались наказания к нераскаявшимся и раскаявшимся раскольникам, их укрывателям и пр. Например, раскольников, противящихся церкви, и «меж христианы непристойными своими словами чинящих соблазн и мятеж» - надобно было сжигать в срубе; раскаявшихся же - ссылать «под начал» в монастырь. Наказаниям подвергались и те, кто укрывал раскольников или не доносил властям об их местонахождении и пр. .

Церковная реформа, спровоцировавшая раскол, вызвала бурную полемику со сторонниками «старой веры». Одним из инструментов этой полемической борьбы выступало печатное слово. Борьба с ревнителями старины со стороны государственной и церковной власти велась не только репрессивными методами, но и путем издания ряда противораскольнических сочинений. Патриарх Иоаким прекрасно понимал, что ослабить противодействие церковным преобразованиям можно было с помощью доказательств несостоятельности доводов, которые в качестве аргументов приводили раскольники в защиту дореформенных обрядов. В связи с происходившими событиями, как, например, казнь лидеров старообрядческой оппозиции (протопопа Аввакума, дьякона Федора, Никиты Пустосвята и др.), важно было подтверждение законности действий церковной и светской властей. В этот момент задачу решали издания Московского Печатного двора, которые были либо непосредственно ориентированы против старообрядцев, либо косвенно связаны с проблемами раскола . Ряд таких сочинений принадлежали перу патриарха Иоакима: «Слово на суздальского рождественскаго попа Никиту Пустосвята» (1682) публикация которого накануне «прения о вере» в Кремле должна была опорочить личность Никиты Пустосвята; «Увет духовный» (1682) с напечатанным пространным обращением Иоакима ко всему народу; «Слово благодарственное об избавлении Церкви от отступников» (1683), в котором гибель раскольников представлялась как проявление Божьего промысла . В этих сочинениях патриарх обращается к пастве с разъяснениями и наставлениями: «И коея достойны мати такия злии человецы, иже по дворах, истиннии суще воли, тайно ходяще учат невеждей и простых людей своей погибели, и возмущают все государство, и в святой церкви раздор творят. Поистинне недостойно не точию во домы таких церковных мятежников пущати, но и малаго куса хлеба в снедь подать им. Яко в первых досаду творят и гневают Бога. Второе, яко святую мать нашу православную церковь безчестят. Третие, яко благочестивых наших царей, такожде и пастырей не токмо не слушают, но и еретиками называют и богоотступниками. Четвертое, яко в вере возмущают все государство, и творят раздор. И за сии вины такие расколники соборныя церкви, и досадители без всякаго милосердия по правилом извергаются от церкве, и проклятию подлежат. По градским же законом суровыми муками казнятся. ...Да буде же всем известно сие: яко аще кто их безумию пристанет, и церкви святей не будет покорен, и нашего гласма совсем неслушает, осуждение от господа Бога приимет: и злое безумство и упор послушество на него будет во веки...» . «...Вам же благоверным боляром, и всему царскому синклиту, и всем обще православным христианом, таковых прелестников, [иже на Святую церковь божиею, и на благочестивых наших царей, и на всех православных христиан, во истинне пребывающих, непрестающе глют хулы и пишут: их же упещренная лестию писма, и ныне являются, во многих грядех и селех, и многих людей погубляют,] донели же тии к послушанию святей церкве не обратяся: не подобает их в содружество свое и в сообщение приимати: Но подобает их весма, яко врагов божиих ненавидити: и милосердия им, яко противником святей церкве, и веры православныя разорителем, и царей наших злоукорителем, никакоже являти: и никакова заступления о них, разве егда к соборней св. церкви они обратятся, им не показовати... .

Также к литературному наследию патриарха Иоакима относят следующие сочинения: «Извещение чудесе о сложении трех первых перстов в знамение креста на челе»; «Слово увещательное к раскольникам о соединении их к православной святой Церкви»; «Поучение иереом и поучение от иереов к людем, чтобы не пели бесовских песен, не творити игр, не ходити к волхвам и не призывати их в домы»; «Поучение в нашествие варваров»; «Поучительное слово, чтенное на соборе всему священному чину всего царствующего града Москвы в лето 7198 (1690) месяца ианнуария»; «Поучение всем повсюду и коемуждо особно пребывающим, всякаго чина и возраста, мужска полу и женска, православным христианом, возлюбленным во Святом Дусе чадом святыя соборныя и апостольския Церкве»; «Слово пред выступлением московского ополчения в крымский поход»; «Духовное завещание» . Таким образом, сочинения патриарха Иоакима по своему содержанию могут быть разделены на полемические и поучительные. Большинство сочинений Иоакима направлены против раскола. Самым обширным полемическим трудом стал «Увет духовный» (написанная архиепископом холмогорским Афанасием от имени патриарха Иоакима) - «в утверждение благочестивых людей, во уверение же и обращение к покаянию от прелести раскольников святыя церкви». Автор считал, что раскольников увещевать словами бесполезно, лишь «воловым остном наказати их подобает» . Такое отношение к раскольникам вызвано явным антиправительственным характером их выступлений. По словам патриарха Иоакима, раскольники «на святую церковь божию и благочестивых наших царей... непрестающе глаголют хулы и пишут» .

А. Гаврилов в качестве недостатка «Увета духовного» отмечает, что труд был написан под влиянием «Жезла правления» Симеона Полоцкого и влияние было настолько сильным, что автор «Увета» кроме доказательств, которые он располагал по плану «Жезла», буквально вносил целые тирады без изменений и дополнений .

Патриарх убеждает раскольников не противиться Церкви и ее пастырям. Если же кто «блазнится чем-либо, пусть идет в книгохранительницу патриаршу и на печатный двор и там в нескольких тысячах экземпляров книг «старых греческих и российским, писанных и печатных, харатейных и бумажных» ищет решения своему недоумению» .

Ю.С. Белянкин, проанализировав деятельность Московского Печатного двора в контексте церковно-государственной борьбы с раскольниками, пришел к выводу, что издания Печатного двора являлись основным средством борьбы церковной и светской властей с воззрениями старообрядцев и обеспечивали достаточно быстрое знакомство широких слове русского общества с подробными обоснованиями необходимости церковных преобразований, а также действий властей, против которых выступали раскольники .

Время патриаршества Иоакима характеризуется заметным усилением власти предстоятеля Русской Православной Церкви. Патриарх Иоаким проявил себя как энергичный и последовательный политик. Ему удалось укрепить позиции священства в отношениях с государственной властью. Русская Православная Церковь сохранила свои имущественные права и привилегии. Однако, несмотря на предпринимаемые жесткие меры в борьбе со старообрядчеством, «умалить» распространение раскола и добиться желаемого результата не удалось.

В целом во второй половине XVII века, несмотря на меры, предпринимаемые Церковью и правительством для «умаления» раскола, были односторонни и недостаточны. Предотвратить распространение раскола не удалось. Отметим, что в первое время существования старообрядчества ведущая роль в борьбе с расколом принадлежала Церкви, а правительство целиком ее поддерживало. Но по большому счету в идейные прения с раскольниками светская власть не вступала. Несмотря на то что с санкции властей был создан ряд официальных и официозных противораскольнических сочинений, в количественном и идейном отношении они явно уступали полемическим сочинениям старообрядческих писателей.

Рецензенты:

Толочко А.П., д.и.н., профессор, зав. кафедрой дореволюционной отечественной истории и документоведения Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. г. Омск.

Сорокин Ю.А., д.и.н., профессор, кафедра дореволюционной отечественной истории и документоведения Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. г. Омск.

Библиографическая ссылка

Скрипкина Е.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАТРИАРХА ИОАКИМА В КОНТЕКСТЕ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ СТАРООБРЯДЦЕВ (1674-1690 ГГ.) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14262 (дата обращения: 31.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Патриарх Иоаким (1674-1690 гг.)

Иоаким начинал свою биографию, как типичный представитель многочисленного класса московских служилых дворян. Род его носил фамилию Савеловых. Службу он отбывал в приграничной с Польшей полосе Чернигов-Курск. Никакой богословской школы и даже любительской церковной начитанности не имел. По недружественной характеристике вождя раскола, диакона Феодора, Иоаким в молодости был далек от церковности и был будто бы даже неграмотен. Смолоду долго жил в деревне, занимался охотой и редко бывал в церкви. Но к 35-ти годам, уже на службе, овдовел и решил изменить свою карьеру. Вступив на церковную дорогу, Иоаким там же на юге принял пострижение в Киеве, в Межигорском монастыре. При патр. Никоне он захотел устроиться в родной ему московской области. В 1657 г. патр. Никон взял его в свой Иверский монастырь. С момента ухода Никона из Москвы, практичный Иоаким сразу занял позицию в стане противников Никона. Из Иверского монастыря он в 1663 г. переведен был в Москву, в Чудов монастырь, уже в звании архимандрита. В 1672 г. Иоаким поставлен Новгородским митрополитом на смену Питириму, ставшему на один год (1672-1673 г.) патриархом. В виду болезни Питирима, Иоаким был вызван из Новгорода и привлечен к делам патриаршего управления, а по кончине Питирима признан был подходящим для занятия патриаршего места.

Не имея школьной подготовки к писанию, Иоаким в Москве приближаясь к аппарату управления, оперся в деловой технике на взятого в патриаршую канцелярию киевлянина, монаха Евфимия. Это был среди недавно приехавших киевлян наиболее строгий ортодоксал, не отрицавший латинской заразы у своих земляков. Из бояр того времени Иоаким был на стороне угодного царю энтузиаста создания школы, Федора Михайловича Ртищева, хотя последний и чужд был суеверного страха москвичей перед латинской заразой через школу.

Как консерватор и позитивист, Иоаким направил свою энергию на выполнение той архиерейской программы, которая была утверждена Большим Собором 1667 г. Она шла в разрез со стремлениями боярского и служилого класса, а потому для осуществления ее нужны были настойчивые усилия. к этому Иоаким был способен. Он начал проводить эту, в сущности никоновскую программу, уже с момента, когда он очутился на Новгородской кафедре. Уже в Новгороде Иоаким издал указ, чтобы церковную дань с духовенства собирали сами поповские старосты, а не светские епархиальные чиновники. Сделавшись патриархом, Иоаким принял систематические меры к действительному выполнению постановлений Великого Собора о том, чтобы ненавистный Никону, да и всему епископату, Монастырский Приказ был упразднен. Для всех задуманных реформ в духе сохранения прежних привилегий в управлении, суде и финансах, Иоаким немедленно, в 1675 г. собрал собор, на котором постановил, чтобы Монастырский Приказ не на словах и обещаниях, а на деле был закрыт. А чтобы администрация, суд и финансы - все перешли в руки духовенства. И чтобы все светские чиновники, хотя бы и принадлежащие к составу слуг архиерейских домов, и помещенные на землях церковных, не были все-таки, в порядке служебных и административных полномочий самостоятельными начальниками, а всегда были бы только подчиненными исполнителями указаний и распоряжений хозяйственных властей, состоящих в священно-монашествуюших чинах. Светским чиновникам отведена вспомогательная и исполнительная служба по ревизии и описи имущества церквей и монастырей, по производству судебных расследований и по полицейским функциям.

С самого вступления на патриаршество Иоаким, как любитель порядка и законности, сейчас же в 1675 г. собрал собор и на нем поставил вопрос о все еще невыполненном решении Собора 1667 года об упразднении Монастырского Приказа и ускорении реализации полной неподсудности духовенства светским властям. По инерции все еще тянулся ликвидационный период для Монастырского Приказа. Патр. Иоаким добился постановления собора об окончательном закрытии его, что и произошло в 1677 г. Если оглянуться назад, то патр. Иоаким явно выполнял программу Никона: боролся с засильем царской администрации. Так оно и было. Архиереи свергли Никона, но стояли за его программу, добивались того же, чего добивался и свергнутый Никон, но теперь в уверенности, что царская власть уже не будет этой борьбой принципиально обеспокоена. Все патриархи, кончая последним Адрианом, отстаивали принципиально исторически устарелый, «удельный» принцип неприкосновенности недвижимых церковных владений. По-прежнему хлопотали о возможных способах, прямых и обходных, их дальнейшего расширения. И в особенности, конечно, старались о максимальном очищении всего экономического ведомства церкви от какого бы то ни было участия в нем царских чиновников. Такое же устранение государственных чинов преследовалось и в аппарате управления приходским духовенством. Та же принципиальная независимость от светского элемента преследовалась и в процедуре суда, не только по делам духовного характера, но по возможности и по всем делам гражданского и уголовного характера, как над духовенством, так и над всеми людьми земельных владений церковных. Патриарх Иоаким на соборе 1675 г. провел ряд мер к подрыву роли и значения светских чиновников в епархиальном управлении. Впредь предписано ведать дела духовные и дела, касающиеся духовных лиц, судьям, состоящим только в духовном же или в монашеском чине, но никоим образом не чиновникам-мирянам, хотя бы и принадлежащим к ведомству архиерейскому. Всем бывшим чиновникам-мирянам предоставлена только роль канцеляристов и исполнителей духовных решений и приговоров.

Вопрос о росте церковного землевладения, несмотря на сопротивление ему программы государственников, не мог быть решаем огульно отрицательно. Это было бы противоестественной борьбой с ростом всей национальной жизни. Происходило расселение народа по новым землям, естественное размножение населения и вместе со всем этим размножение и приходских церквей и отчасти монастырей. Существовал и закон еще с момента ликвидации смуты при царе Михаиле Федоровиче о наделении новых церквей минимально обеспечивающими их земельными участками. Такие наделы, регистрируемые в общих писцовых книгах, и назывались «писцовыми землями». Эти церковные наделы саботировались светскими властями, а по боярскому приговору 1676 г. и вовсе прекратились. Патр. Иоаким поднял против этого беззакония резкую борьбу и добился его отмены. На 1680-й г. намечено было новое межевание земель. И вот патр. Иоаким тут провел уже закон, чтобы безземельных церквей впредь не было, а чтобы писцовые земли были отмежеваны для всех церквей.

Но царское правительство было неуступчиво в вопросе о налоговом бремени на все церковно-монастырские земли по принципам Уложения 1649 г. Повышенные сборы с церковных имений, по сравнению со сборами с других служилых классов, оставлены в полной силе. Грядущий петровский нажим все усиливался с самого начала действия Уложения. Уже теперь правительство рассылало по монастырям и архиерейским домам для прокорма своих инвалидов, т. е. раненых и просто старых служилых людей. Само правительство, уже приступившее к созданию филантропических учреждений, предложило в 1678 г. расширить патриаршие богадельни в Москве, чтобы содержать в них не менее 412 человек. Собор 1683 г. по предложению, внесенному царским правительством, постановил сделать разбор нищего и больного люда по городам и разместить его по церковным богадельням и больницам.

И остался там, составив основу городского гарнизона. 3 марта того же года был произведен в капитаны.

Таким образом, будущий первоиерарх быстро добился положения старшего офицера в полках "нового строя." Однако, он тяготился этой службой и общением с коллегами-иностранцами, не скрывавшими пренебрежения к русским. Поэтому, получив известие о скоропостижной кончине всех своих домочадцев - жены и четырех детей, видимо от чумы, он решил оставить мир и постричься в монахи в Киевском Спасо-Преображенском Межигорском монастыре , находившимся близ его расположения его воинской части. Постриг, вероятно, произошел зимой-весной года .

От инока до митрополита

В том же году, ввиду смертельной болезни патриарха Питирима митрополит Иоаким был вызван в Москву и привлечен к делам патриаршего управления.

Патриаршество

Вопрос легитимности и отношения с патриархом Никоном

26 июля года был избран патриархом Московским и всея Руси . Положение патриарха Иоаким относительно низложенного с патриаршего престола и заточенного Никона было шатким, так как многие не признавали низложения последнего, а Иоакима считали незаконным патриархом. Сам Никон также не оставался безгласным и продолжал считать себя подлинным первосвятителем.

В ответ, Иоаким преследовал Никона с настойчивостью. После смерти царя Алексея Михайловича патриарх Иоаким поднял против Никона целое дело и в году без суда перевел его в Кириллов монастырь под строжайший надзор. Позже, несмотря на многократное ходатайство царя Феодора Алексеевича , патриарх Иоаким упорно не соглашался перевести Никона в его любимый Воскресенский монастырь и уступил уже в то время, когда Никон был при смерти. Иоаким не согласился хоронить Никона как патриарха и не присутствовал на его погребении в году, хотя на них явилась вся царская фамилия. Вместо себя патриарх благословил митрополита Новгородского Корнилия совершить заупокойные богослужения как будет угодно государю. Патриарх отказался и от драгоценной митры покойного, которую прислал ему царь Феодор, и вместо патриарха митра досталась святителю Смоленскому Симеону , которого патриарх вскоре по кончине царя Феодора лишил белого клобука и сослал на покаяние в Троице-Сергиев монастырь.

Борьба с инославным влиянием

Основные усилия патриарха Иоакима были направлены на борьбу против инославного, особенно римо-католического , влияния на русское общество, которое шло в то время в основном через Польшу - либо напрямую через польских иезуитов , либо через выходцев из Южной России, которых стало в столице особенно много после воссоединения Украины с Россией в году. В Москве в тот период образовались две религиозно-политические партии - одна латинствующая , во главе которой стоял ученый монах Сильвестр (Медведев) , другая - ревнителей Православия , возглавляемая патриархом. Их противостояние вскрылось в волнениях из-за вопроса о времени пресуществления Святых Даров в таинстве Евхаристии . Латинствующая партия, к которой примыкала царевна Софья и ее двор, князь В. В. Голицын и в особенности Ф. Л. Шакловитый , многие лица из духовенства включая некоторых иерархов, подняла этот вопрос. Патриарх Иоаким предпринял опровержение учения "папежников", обратясь к Восточным патриархам за отеческими сочинениями, на которые те ссылались. Для борьбы с польско-латинским направлением патриарх Иоаким испросил в году у Восточных патриархов двух ученых греков , монахов братьев Лихудов , посланных Иерусалимским патриархом Досифеем . Патриарх Иоаким поставил Лихудов во главе "греческого" училища (затем Славяно-греко-латинской академии), основанного при Заиконоспасском монастыре в году, и поручил им опровергать сочинения латинствующих. Другим помощником патриарха в полемике против латинствующих, а также вообще во всех книжных делах, был известный справщик, монах Евфимий.

Дела государственные

В политической жизни своего времени патриарх Иоаким принимал довольно видное участие. Неоднократная смена царствующих особ после смерти царя Алексея Михайловича подняла значение патриарха, который выступал в качестве высшего лица в государстве, обеспечивавшего стабильность власти.

Он способствовал уничтожению местничества при царе Феодоре и энергично противостал проектированному около этого же времени разделению России на наместничества с учреждением наследственных наместников из знатных боярских фамилий, "всеконечно возбранив " это делать.

Литература

  • Барсуков, Всероссийский патриарх Иоаким Савелов , СПб., 1890.
  • Белокуров, С. А., "Сильвестр Медведев об исправлении богослужебных книг при патриархах Никоне и Иоакиме," Христианское чтение , 1885, ч. II.
  • Белокуров, С. А., Христианское Чтение , 1886, № 7-8.
  • Боголюбский, М. С., прот., Московская иерархия. Патриархи , М., 1895, 31-45.
  • Воробьев, Г., О московском соборе 1681 - 1682 , СПб., 1885.
  • Горский, И., Патриарх всероссийский Иоаким в борьбе с расколом , СПб., 1864.
  • Едлинский, М., свящ., Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую , СПб, 1903, 116-135.
  • Миркович, Г., О времени пресуществления св. Даров , Вильно, 1886.
  • Писарев, Н. Н., Домашний быт русских патриархов , Казань, 1904, 192-198.
  • Сементовский, Н., Киев и его святыни (6-е изд. допол. и испр.), СПб. и Киев, 1881, 251.
  • Скворцов, Г. А., Патриарх Адриан, его жизнь и труды .
  • Сменцовский, М. Н., Братья Лихуды , СПб., 1899.
  • Смирнов, И., "Иоаким, патриарх Московский," Чтения общества любителей духовного просвещения , 1879, ч. I-II; 1880, ч. I; 1881, ч. I (отд. изд. М., 1885).
  • Соловьев, С. М., История России , кн. III, 468, 740-746, 775, 818-900, 905-928; 1046-1095; 1190.
  • Толстой, М., Рассказы из И. Р. Ц. , 558-568, 574-591.
  • Шляпкин, Св. Димитрий Ростовский и его время .
  • Булгаков, 1405, 1406.
  • Гаврилов, Странник , 1873, №№ 1-3, №№ 6-9.
  • Денисов, 95, 427, 501.
  • Ратшин, 99.
  • Строев, П., 7, 37, 163.
  • Н. Д., 12, 19.
  • Учреждение Арханг. еп. и ее архипастыри , Архангельск, 1889, 3.
  • Приб. к твор. св. отц. , т. 32 (Мансветов, И., "Как у нас привились книги" и др.).
  • Материалы для истории раскола , т. IV.
  • Житие и Завещание патр. Иоакима , изд. отдельно Императ. общ-м любителей древн. письм., 1880, № 47.
  • Обозрен. еп. преосвящ. Ионафаном, еп. Яросл. и Рост. , Ярославль, 1881, 6.
  • Летопись Е. А. , 576, 677, 671, 672.
  • М. Нкр. , т. I, 508.
  • Сборн. любит. дух. чтен. , М., 1888, 311.
  • Прав. собес. , 1866, январь, 38 и п/с; 1867, ноябрь, 193.
  • Истор. свед. о г. Арзамасе , 1911, 42.
  • Душеп. чтен. , 1897, ч. 2, 531.
  • Рус. палом. , 1889, № 34, 401, 402; № 35, 415-418.
  • Странник , 1872, февраль, 89.
  • Истор. вестн. , 1880, январь, 21; 1881, март, 548-549; ноябрь, 665-668; 1885, октябрь, 115; 1886, т. 25, 589; 1890, октябрь, 190; 1895, апрель, 544; 1896, июль, 82 п/с.
  • Прав. собес. , 1873, июль, 336.
  • Рус. архив , 1889, кн. 2-я, 304 (Казанский митр. Маркелл); 1893, кн. 3-я, 15-17 (Н. Скворцов, свящ., Московский Кремль); 1895, кн. 1-я, № 4, 530-531; 1910, кн. 1-я, № 3, 423, 425-427; кн. 3-я, № 9, 8.
  • ЖМП , 1944, № 9, 15; 1945, № 3, 68; № 4, 66; № 7, 50; 1948, № 3, 6.
  • БЭЛ , т. VI, 729-735.
  • БЭС , т. I, 1078-1079.
  • РБС , т. VIII, 174-177.
  • ПБЭ , т. 6, стб. 729-735.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): ч. 1-5 , Куйбышев, 1971 (машинопись), ч. 2.Древняя Русь. Вопросы медиевистики , 2009, № 4, 33-35.

    Версия высказана в Белокуров, С. А., Христианское Чтение , 1886, № 7-8.

Патриарх Московский (1674-1690).

Патриарх Иоаким (в миру Иван Петрович Савелов) родился 6 (16) января 1621 года в . Он происходил из рода можайских дворян Савеловых, известного с конца XV века.

В молодости будущий первосвятитель находился на военной службе на южных границах Российского государства. Оводовев в 1655 году, он оставил военную службу и принял монашесткий постриг в Межигорском монастыре в Киеве (ныне на Украине).

В сентябре 1657 года Иоаким стал насельником, а затем «строителем» Валдайского Иверского монастыря. В 1661 году патриарх перевел его на должность «строителя» в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

Вскоре Иоаким был переведен в Москву, где подвизался сначала в Андреевском монастыре, а затем в Новоспасском. В 1664 году он был поставлен архимандритом Московского Чудова монастыря, благодаря чему стал близок к царскому двору и лично к царю Алексею Михайловичу.

В 1672 году Иоаким был назначен митрополитом Новгородским. Вскоре из-за болезни патриарха Питирима митрополит Иоаким был вызван в и привлечен к делам патриаршего управления.

Патриарх Иоаким отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Им были пересмотрены чины литургии, устранены некоторые несоответствия в богослужебной практике. В борьбе с расколом первосвятитель прибегал не только к административным мерам, но и к увещеваниям. Во внутреннем церковном управлении при нем было установлено, чтобы повсюду духовные дела подлежали ведению только духовных лиц. В период предстоятельства патриарха Иоакима были учреждены Нижегородская, Устюжская, Холмогорская, Тамбовская и Воронежская епархии. Патриарх также способствовал подчинению Московскому патриарху Киевской митрополии.

По благословению патриарха Иоакима в 1685 году братья Иоанникий и Софроний Лихуды основали в духовное училище при Заиконоспасском монастыре. Это училище положило начало Славяно-греко-латинской академии.

В области государственного управления патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком. В годы царствования предстоятель оказывал значительное влияние на государственные дела. После смерти царя в 1682 году, в условиях возникшей смуты в вопросе о престолонаследии, патриарх активно поддерживал партию Нарышкиных и царевича , выступал посредником между противоборствующими сторонами и применял меры для прекращения стрелецкого восстания.

Патриарх решительно противодействовал планам коронации царевны , что породило в среде ее сторонников план низложения и даже убийства Иоакима. Во время событий августа 1689 года первосвятитель фактически стал на сторону

Иерей Василий (Попов)

Патриарх Иоаким

Время патриаршества Иоакима пришлось на три царствования: Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и соправителей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и царевны Софьи. Это время величайших трудностей и испытаний, ставших перед церковью и государством. Борьба с расколом, борьба с неграмотностью и пороками в церкви, объединение с украинской церковью, борьба со стихией стрелецких бунтов, с вызванным ими старообрядческим начетничеством.

История любит яркие личности гениальных злодеев, авантюристов и прохладно относится к своим пасынкам – добросовестным и ответственным труженикам.

Общим местом стали рассуждения о необразованности патриарха Иоакима, его политической ангажированности, жестокости к противникам. Оригинальным и популярным в среде последующих книжников Симеону Полоцкому и Сильвестру Медведеву противопоставляют «реакционных» патриарха Иоакима, инока Евфимия и Епифания Славинецкого. Если в дореволюционной исторической литературе достаточно взвешенно оценивается роль патриарха Иоакима, хотя светские ученые и того времени по-своему понимали характеристику, данную патриархом Никоном: «За смирение достоит быть Иоакиму патриархом», однако, например, спор с Алексеем Михайловичем о его духовнике они показывают как принципиальность и бесстрашие. То современный исследователь явно строит психологию своего героя на современный лад, видит в нем хладнокровного политика-интригана, хотя и не вполне смелого и храброго.

К счастью, сохранилась обширная литература, бережно относящаяся к памяти великого труженика, молитвенника и патриарха земли Русской. В середине XIX в. это публикации Николая Павловича Барсукова в обществе любителей древней письменности, в том числе издание на церковно-славянском языке жития и завещания патриарха, труды специалиста по генеалогии, представителя дворянского рода Савеловых Л.М. Савелова и его брата, фундаментальный труд священника Петра Смирнова.

Иван Петрович Савелов, будущий патриарх Всероссийский, родился 6 января 1620 г . ст. стиля, т.е. в самый праздник Крещения Господня, по словам жития, во время благовеста к службе. Назван он Иваном в честь Иоанна Предтечи. Собор Иоанна Предтечи бывает на следующий день после Крещения – его именины.

На царской службе с 1644 г . (в 24 года – довольно поздно для тех времен).

Род Савеловых происходит от Новгородского посадника Ивана Кузьмича Савелова, сторонника Марфы Борецкой, в конце XV в. был выселен из Новгорода, Савеловы были поселены в т.ч. и на Можайской земле.

В середине XVIII в. Савеловы владеют деревней Бородино, Губино, Отяково, Сивково и др. Можайского уезда.

В 1652 г . по челобитной Ивана Петрова сына Савелова пустошь Савково (Сивково) переходит в его владение. Устроил усадьбу, дом со службами, поселил дворовых – пустошь стала сельцом.

В 1654 г . участвует в литовском походе под Смоленск, а в Москве в это время умерли от моровой язвы (той самой, от которой патриарх Никон спас семью царя Алексея Михайловича) жена его Евфимия и все четверо детей.

В 35 лет Иван Петрович постригается в Киевском Межигорском монастыре.

В апреле 1657 г . старец Иоаким приехал в Москву за покупками и для испрошения у государя милостыни. Д.М. Савелов публикует даже его челобитную, написанную скорописью XVII в., показывая, что в то время он уже был грамотным, образованным человеком. Тогда Никон берет Иоакима в свой Иверский на Валдае монастырь, сначала монахом, потом строителем. В это время в Иверском монастыре размещалась типография. В 1661 г . Иоаким перешел в Ртищевский монастырь.

Деятельности Никона по исправлению книг Иоаким, по-видимому, сочувствовал, но лояльный и резко очерченный характер его не мог переносить спеси Никона, когда властолюбие вознесшегося мужика не знало пределов. Много раз хотел Иоаким вернуться в полюбившийся ему Межигорский Преображенский монастырь, но ему это было не суждено. Потом был келарем Новоспасского монастыря и с 1664 г . архимандритом Чудова. С 1672 г . митрополитом Великого Новгорода (откуда происходили его предки), а с 1674 г . – патриарх Всероссийский.

В 1860 г . патриарх Иоаким с царем Федором Алексеевичем приезжали в Можайск, тогда же, видимо патриарх благословил строительство нового Никольского собора, включавшего в себя старинные ворота Можайской крепости; в 1685 г . новый храм был освящен. В тот же приезд патриарх заехал в свое бывшее поместье Сивково, которым владел его брат Тимофей Петрович, и благословил строительство Преображенской церкви. К 1687 г . храм был построен и патриарх приезжал его освящать 20 мая ст. стиля (обретения мощей свят. Алексия и именины его брата, Тимофея). При храме до сих пор сохранилась келья патриарха. Преставился патриарх Иоаким 17 марта 1690 г . (память Алексия человека Божия).

По службе Иоаким был дружен с Артамоном Матвеевым, вместе участвовали в Смоленском походе. Кстати, вторая жена Алексея Михайловича Наталья Кирилловна Нарышкина была представлена ко двору именно Артамоном Матвеевым из Смоленской земли.

До революции в Киевской духовной академии висел портрет патриарха Иоакима, и ходила легенда, что патриарх учился в этой академии. Доказать это никому не удалось, но Л.М. Савелов выдвинул следующую гипотезу. Мы ничего не знаем о юности Иоакима до 24-х лет, когда он получил первые поместья, т.е. на 9 лет позже обычного срока, когда верстали на службу. Не был ли Иоаким в эти годы в академии? Кроме того, почему он постригся в столь далеком монастыре, хотя и известном на Украине. Этот монастырь был войсковой святыней запорожцев, ему в XVI в. покровительствовали князья Острожские, сторонники греко-славянского просвещения.

Хотя недоброжелатели и упрекают патриарха Иоакима в недостаточной церковности и образованности, события жизни обличают в нем искреннюю и глубокую веру. Он борется с беспринципным духовником Алексея Михайловича, не боясь гнева царя, и одерживает моральную победу. Ему свойственно отвращение к войне, когда трудности походов заставляют людей забыть благочестие и милосердие (его речи по поводу крымских походов). Он стоит на страже веры, покровительствует славяно-греческому образованию, которое идет труднее латинского.

Этот человек, переживший в молодости житейскую катастрофу, выступает закаленным духовным борцом, с глубокими убеждениями. Такой психологический портрет делает вполне допустимой гипотезу Савелова о том, что Иоаким в молодости мог быть в Киеве. Как и многие подвижники благочестия, он мог иметь в молодости духовную жажду, заставившую его отправиться к Киевским святыням.

Остается добавить, что святитель Митрофан Воронежский, прославленный нашей церковью в лике святых, желая оставить своей пастве посмертные наставления, чуть не целиком переписал завещание Иоакима, пользуясь и его мыслями и даже выражениями, конечно, потому, что это произведение считалось образцовым.

ЛИТЕРАТУРА

1 . Барсуков А.П. Всероссийский патриарх Иоаким Савелов // Общество любителей древней письменности, прил. 6 к отчетам о заседаниях об-ва за 1888–1891 гг. Спб., 1891.

2. Барсуков Н.П. Житие и завещание святейшего патриарха Иоакима. Спб., 1879.

3. «Патриарх Иоаким и заслуги его отечеству в гражданском, политическом и религиозном отношениях». Спб., 1847.

4. Савелов Д.М. Вековая несправедливость. М., 1915.

5. Богданов А. Смирение по Иоакиму. // Наука и Религия. 1995 г . №№ 7–12; 1996 г . №№ 2, 4, 5, 9.

6. Смирнов П.А. Иоаким, патриарх Московский. М., 1881.

7. Савелов Л.М. Род дворян Савеловых. М., 1904.

8. Иловайский Д.И. Отец Петра Великого. М., 1996.

9. Соловьев С.М. Сочинения. Кн. VII, т.т. 13–14. М., 1991.

10. Церковь Преображения в Сивково, проект реставрации. // Спецпроект реставрация. Т. III. Историческая записка. М., 1980.