Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” - одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизацию книг “по мотивам”, читать “по диагонали”, непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием. Но если внимательно вчитаться в произведение, можно понять, что все в нем подчинено раскрытию величайшей гуманистической идеи автора. В “Преступлении и наказании” нашло отражение сложное время - 60-е годы XIX столетия. Передовые люди эпохи считали, что сильная Личность, яркая и незаурядная, может встать над обществом. Достоевский показал брожение умов, поиск своего “я” и, как результат этого, создание теорий, противопоставляющих человека и окружающий его мир. Идеи Раскольникова и Лужина, жизненная позиция Свидригайлова не вымысел автора, а реально существовавшие взгляды. Экономическая теория Лужина почти полностью совпадает с “теорией разумного эгоизма” Добролюбова и Чернышевского. А у Раскольникова есть реальный прототип, человек, совершивший преступление не из-за денег, а под влиянием своей идеи.

Для третьей четверти XIX века характерен отход человека от Бога. Люди не находили объяснения страшным грехам и злодеяниям, творившимся на земле. Но по Достоевскому, человек сам выбирает свой путь. Всевышний может лишь указать ему дорогу, направить по ней.

Именно эти две линии: развенчание теорий, ставящих одного человека выше других, и утверждение приоритета христианских заповедей и моральных устоев - основные в романе “Преступление и наказание”. И их утверждению подчинены сюжет, система образов, композиция произведения. В основе сюжета романа лежит реальный факт - убийство, совершенное молодым человеком не из-за денег, а под влиянием своих идей. Сердцевину романа составляет психологический анализ преступления и его нравственных последствий. Но “Преступление и наказание” - социально-философское произведение, поэтому автор стремится раскрыть и пороки общества, толкающего человека на злодеяние. Раскольников не обычный убийца, в основе его поступка лежит стремление не только доказать правильность своих выводов, но и стремление подняться над “муравейником”. Но все дальнейшее повествование доказывает ложность его теории, делящей людей на “низших” и “высших”, на “тварей дрожащих” и “право имеющих” убивать во благо. Анализ состояния героя после преступления слит Достоевским воедино с анализом философской теории Раскольникова.

Сам герой, умный и честный человек, прекрасно видит несправедливость окружающего мира, видит, что одни, ничтожные и глупые, живут в великолепных особняках на берегу Невы, летом наслаждаются прохладой Васильевского острова, другие же, справедливые, умные, чуткие, вынуждены ютиться в бараках на Сенной, летом задыхаться от смрада и вони главного торгового района Петербурга. И он понимает, что люди разделены на две части: на сильных мира сего и на “тварей дрожащих”. Но это деление не по материальному, а по нравственному признаку: “...кто крепок и силен умом и духом, тот... и властелин!”. Он признает право одного человека быть выше других, вершить суд, казнить и миловать по своему усмотрению. Он не верит в Бога и считает, что человек может быть судьей. Главное, что противопоставлено теории Раскольникова, - это правда Сони Мармелад овой, ее жизненная позиция.

Образ Сони - один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею “Божьего человека”. Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал Раскольников, совершивший самый страшный грех - убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Когда Раскольников спрашивает ее: “...кому из них умереть?”, Сонечка сразу же отвечает: “И кто меня тут судить поставил: кому жить, кому не жить?” Именно с Соней связан путь Раскольникова, путь покаяния, воскресения.

Для полного развенчания идеи Раскольникова Достоевский использует прием, который широко применялся в русской литературе: вводит двойников главного героя. Это - Лужин и Свидригайлов.

Экономическая теория Лужина на первый взгляд ничего не имеет общего с идеями Раскольникова, но в их основе лежит одна и та же мысль: один человек стоит над остальными людьми, общечеловеческие законы созданы не для него. И Лужин, и Раскольников допускают пролитие крови, но если Раскольников может убить во имя будущего, во имя блага тысяч людей, то Лужин допускает пролитие крови во имя личной выгоды.

Свидригайлов живет по принципу вседозволенности; он считает, что все моральные устои общества созданы не для него. Именно поэтому за ним тянется шлейф преступлений. Именно благодаря Лужину и Свидригайлову мы можем понять, во что может трансформироваться идея Раскольникова, сколько зла таит она. Композиция романа тоже подчинена развенчанию теории Раскольникова. Лишь одна часть из Шести посвящена преступлению, остальные пять - наказанию Раскольникова. Но это не физическое, а нравственное наказание. Правосудие свершается лишь в конце шестой части и в эпилоге.

Роман выстроен так, что о самой теории мы узнаем после преступления, автор дает нам возможность осознать, что такие взгляды несут только вред. Композиция романа связана и с проникновением христианского вероучения в душу Раскольникова. Трижды в повествовании звучит притча о воскресении Лазаря. Первый раз, когда Порфирий Петрович спрашивает Родиона, верует ли он в воскресение, второй - ее читает Соня, третий - в эпилоге. Так Достоевский показывает возможность нравственного воскресения через мучительно долгий путь покаяния. Не случайно Соня читает Раскольникову притчу в четвертой главе четвертой части романа. Эта цифра приобретает символическое значение: именно через четыре дня воскрес Лазарь.

Огромную роль в романе играет эпилог. В нем Достоевский показывает Апокалипсис в его понимании. Люди, объятые гордыней, мир, который рушится. Только вера может спасти мир.

Больше века отделяет нас от событий, описанных в романе. Может показаться, что мы очень далеки от того времени. Но сегодня, когда разрушены старые законы, нормы поведения, а новые еще не созданы, человек может пойти на преступление во имя власти над людьми. Роман “Преступление и наказание” призван не допустить повторения прошлых ошибок.

Великанов Николай

Размышления ученика 10 класса о том, что " нет и не может быть права на убийство, на преступление! Абстрактное счастье неких грядущих поколений таким образом обрести нельзя! Вот чему учит нас гениальный роман Фёдора Михайловича Достоевского и не менее гениальный фильм Льва Кулиджанова. Картина заставляет задуматься, оставляет глубокий след."

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рецензия на кинофильм Л. Кулиджанова «Преступление и наказание» по роману Ф.М.Достоевского.

Выполнил Великанов Николай 10 А класс.

В 1968 году режиссёр Лев Кулиджанов обратился к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Кулиджанов создал фильм о студенте Раскольникове, совершившем «идейное» преступление на основе философии вседозволенности, и наказанного страшными «паче каторги» муками совести.

Кулиджанов выбрал чёрно-белое изображение, что сделало фильм более мрачным, подчеркнуло ужас и безысходность ситуации. Кроме того, режиссёру удалось стилизовать его под старину. Иногда при просмотре картины кажется, что ты рассматриваешь старинные гравюры. Петербургские набережные, старинные дома, ограды, интерьеры, в которых живут герои фильма, лишенные цвета, придают картине ещё больший трагизм. И лишь в конце, когда кадр светлеет до белизны, зритель понимает, что это тот самый свет, который обретает душа в момент покаяния, когда душе становится легче.

Режиссёр точно и тщательно выбрал актёрский состав. Георгий Тараторкин, исполнивший роль Родиона Раскольникова, красив, нескладен, худ, резок в движениях и интонациях. Его появление на экране пронзает своей искренностью и трагизмом. Видно, что актёр отдаётся роли. Татьяна Бедова (Сонечка Мармеладова) поражает своей детской незащищенностью, невероятной любовью к близким, бесконечными душевными переживаниями и вместе с тем силой, желанием сопереживать, помогать. Лицо её с тонкими чертами трагично, вызывает иногда жалость и сочувствие, а иногда даже восхищение. Иннокентий Смоктуновский, сыгравший в фильме Порфирия Петровича, удивляет попаданием в роль. Безликая стёртость, бесцветные бровки, плешь, окружённая жиденькими волосиками, ровный бесцветный, под стать облику, голос. Он плавно движется, мягко ступает, обволакивает, окутывает. «Да что же Вы, батюшка, так побледнели?...Дело следователя это, так сказать, свободное художество….Да Вы, Родион Романыч, и убили-с….» Мороз по коже! Великолепны и другие роли в фильме: трагичная и пронзительная Майя Булгакова (Катерина Мармеладова), Виктория Фёдорова (Авдотья Раскольникова) красива, благородна, искренне любит родных. Ефим Копелян сыграл Свидригайлова. Отвратительный персонаж удался гениальному актёру, но…мне кажется, на его месте должен был быть менее заметный и менее красивый артист. Словом, актёрский состав прекрасен. Иногда, следя за чудесной игрой, даже забываешь о сюжете.

Одна из первых сцен фильма – сцена убийства старухи процентщицы. Она поражает своей обыденностью, все натуралистические подробности режиссёр оставляет за кадром, повергает в шок. Затем, когда появляется Лизавета, зритель видит лишь испуганный детский взгляд человека, не верящего в происходящее. Раскольников совершил двойное преступление. Через весь фильм проходит страшный сон Раскольникова, где он задыхаясь бежит от настигающей погони, и перемахнув через перила моста, бросается как в ад, в тёмную невскую воду. Фильм упорно подчёркивает: Раскольников убивает сам себя.

Ещё одна удача режиссера – дуэт Смоктуновского и Тараторкина, он, прежде всего, в визуальных образах. Так Раскольников – весь в сочетании чёрного и белого, света и тени. Он длинен, нескладен, составлен из резких линий и острых углов. Порфирий округл, гладок и скользок, сер, плавен даже во время перепадов настроения. Актерами с удивительной точностью передано глубинное родство, внутреннее единство мучителя и жертвы, их тяга друг к другу.

Сцена, когда Родион Романович приходит, чтобы раскрыть свою страшную тайну той, которую «давно выбрал» - одна из лучших в фильме. Раскольников бросает слова признания резко, холодно, почти злобно. Соня с детским ужасом, наивным непониманием слушает странные идеи "подпольного" философа. Но вот слабый, срывающийся голосок ее обретает силу: "Это человек-то вошь!.. Убивать? Убивать-то право имеете?.. Молчите! Не смейте, богохульник, ничего, ничего-то вы не понимаете!". Именно Соня, её любовь заставляют Раскольникова сознаться в содеянном и даже покаяться…

Нет и не может быть права на убийство, на преступление! Абстрактное счастье неких грядущих поколений таким образом обрести нельзя! Вот чему учит нас гениальный роман Фёдора Михайловича Достоевского и не менее гениальный фильм Льва Кулиджанова. Картина заставляет задуматься, оставляет глубокий след.

За преступлением следует наказание



Студент, который по сути своей человек... Произведение, которое прочитав в школе, я не оценила. Но сейчас всё воспринимается по-другому.

Не скажу, что я в восторге и говорить, что это классика и поэтому это произведение не может не нравится я не могу.

После прочтения осталось премерзкое ощущение гадливости. Сразу почему-то захотелось помыться и забыть.

Студент, который по сути своей человек мелочный, убил такую же мелочную и гадкую старуху.

И потом на протяжении всей книги его начинает мучить чувство вины и неотвратимость наказания, от которого он сначала старается уйти, а затем понимает, что не сможет жить, если не понесет это самое наказание.

Да несомненно книга с очень глубоким смыслом о неотвратимости наказания за совершенное преступление. И не обязательно наказание может исходить от людей, а совесть она такая зараза, что может долбить человека, пока станет совсем не в моготу. И только наказание сможет избавить от постоянного грызущего чувства вины и голоса совести.

0

Виктория

Страдание и спасение

Сложно писать рецензии на такое произведение, как "Преступление и наказание", не выходя на уровень школьного сочинения. Конечно, в нем нет ничего плохого, но этот роман явно больше, чем просто "обязательная для прочтения в 10 классе литература", чем те темы сочинений, которыми ограничивается школьная программа. Гораздо больше. Он... Сложно писать рецензии на такое произведение, как "Преступление и наказание", не выходя на уровень школьного сочинения. Конечно, в нем нет ничего плохого, но этот роман явно больше, чем просто "обязательная для прочтения в 10 классе литература", чем те темы сочинений, которыми ограничивается школьная программа. Гораздо больше. Он действительно великий, и это не преувеличение.

В эпилоге романа в душе я испытывала спокойствие и умиротворение, как и персонажи. Для них спасением стала любовь. Да, так привычно для нас сейчас, так обычно, мы так часто читали об этом и видели по телевизору, но - совсем по-иному. Редко, читая о какой-то истории любви, сам испытываешь такое же светлое чувство. Но здесь невольно чувствуешь спокойствие и радость, так же, как и герои, - настолько тонко, талантливо это передано. Мастерство Ф.М. Достоевского с такой точностью передавать атмосферу, чувства произвело невероятное впечатление на меня. Как же нужно самому писателю уметь чувствовать, переживать за других, чтобы так талантливо описать это на страницах книги. Достоевский был не только великим автором, но и великим человеком. И теперь, читая другие его произведения, я буду внимательно вчитываться в каждую строку, осознавая то, какой невероятный человек писал эту книгу, и точно зная, что, если страдает герой, то и автор страдал вместе с ним, что делает произведение еще более ценным.

0

Идеальное преступление

«Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» вполне соотносим с фразой А.С.Пушкина: «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно». Философская проблема, представленная в цитате, ярко отображена в романе о преступлении. Главного героя произведения, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой... «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» вполне соотносим с фразой А.С.Пушкина: «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно». Философская проблема, представленная в цитате, ярко отображена в романе о преступлении. Главного героя произведения, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума …»

«Готовые сочинения по литературе. 9 - 11 класс». Я не случайно привел здесь такое своеобразное вступление. Ведь именно так: нудно, скучно и через силу большинству из нас в школьные годы пришлось читать это произведение.

Нет, конечно, есть люди, которые еще тогда прочитали «Преступление и наказание» с упоением. Только их мало. Остальные либо вообще не открывали книгу, либо ограничились томиком «Все произведения школьной программы в кратком изложении. 9-11 класс».

И все же классику знать нужно. А история Родиона Раскольникова, чье имя давно стало нарицательным, с его теорией, согласно которой человечество делится на «право имеющих» и «тварей дрожащих», заслуживает особого внимания. Главный герой очень беден, он не может оплатить не только учёбу в университете, но и свое проживание. Все это подталкивает его к преднамеренному убийству старухи-процентщицы. С этого момента начинается ужасная, полная смятений жизнь преступника, его попытки обрести опору и смысл в жизни, оправдание поступка и его оценка.

Для тех, у кого в школьные годы не сложилось, но они относятся к тем, кто умеет самостоятельно мыслить, интересуется историей, искусством, литературой, уважает культуру, скажу, что роман "Преступление и наказание" уникален, правдив и без сомнения его стоит прочитать. Он вызывает целую бурю эмоций. Ф. М. Достоевский мастерски передает психологический фон, экспрессивность героев, сумасшествие.

Для всех же остальных: 16+

Что угодно? - строго произнесла старушонка, войдя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.

Заклад принес, вот-с! ОСНОВАНО НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ

Раскольников расстегнул пальто и высвободил топор из петли, но еще не вынул совсем, а только придерживал правою рукой под одеждой. ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

Он бросился на нее с топором; губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать…. Удар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени. Она так и рухнулась. и ИЗДАТЕЛЬСТВО ЭКСМО представляют

Ни слова тут, или я тебя... размозжу! - прошептал в бешенстве Разумихин, хватая за плечо Раскольникова. «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивленного Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.

Это я... Многие сомневаются: покупать этот роман или нет. Мое мнение: такое произведение однозначно стоит взять в домашнюю коллекцию. Жизнь каждого человека - выбор. Раскольников в своей ситуации сделал выбор. А ты?

0

Ошибка всей жизни или благородный поступок?

Данная книга довольно интересна, но на любителя. В ней присутствует много разных литературных параллелей, начиная от чувства угрызения совести и заканчивая настоящими и ложными дружескими отношениями. Несмотря на то что произведение проходят в школе, могу сказать, что оно предназначено для людей старше, потому что сложно как и в прочтении, так и в восприятии... Данная книга довольно интересна, но на любителя. В ней присутствует много разных литературных параллелей, начиная от чувства угрызения совести и заканчивая настоящими и ложными дружескими отношениями. Несмотря на то что произведение проходят в школе, могу сказать, что оно предназначено для людей старше, потому что сложно как и в прочтении, так и в восприятии и осмыслении. Раскольников (главный герой романа) совершает преступление. Если не уловить всю суть, то можно осудить его за такой поступок, но если смотреть с другой стороны, Раскольников поступил так только из-за добрых намерений, как бы странно это не звучало. Он хотел избавить бедную девушку Лизу от гнета сестры, вернуть себе свои вещи, а так же помочь таким же людям как и он, ведь та самая знаменитая теория Раскольникова (очень главная часть романа) заключается в том, что все люди делятся на "обыкновенных" (низших, материал для зарождения) и "необыкновенных" (высших, имеющих талант сказать свое новое слово). Но помимо самого Раскольникова в романе фигурируют и другие личности со своей судьбой не похожей на судьбу остальных. Такие как Мармеладов, его дочь, Свидригайлов, Лужин и т.д. Моя оценка роману 8 из 10.

Школьные уроки литературы сослужили мне дурную службу: всё, что нужно было читать по программе вызывало у меня отторжение. При всей моей любви к классической литературе и к Достоевскому в частности, вышло так, что «Преступление и наказание» я перечитываю второй раз в жизни именно сейчас, лет двадцать спустя. При этом я думаю, что проходить этот роман в 8-9 классе не стоит, потому что он слишком сложен. Сложен не формой, а содержанием.

На первый взгляд всё просто, так, как представляется людям, Достоевского не читавшим, а именно так: бедный студент Родион Раскольников убил старушку из-за денег, а потом долго мучился раскаянием. Если бы было так просто, то вряд ли бы можно было назвать Достоевского гением.

Родион Раскольников - бедный студент, бросивший обучение и теперь занимающийся тем, что лежит он целыми днями на изодранной кровати или болтается по городу - думает. Ему бы уроки давать (ведь давал же прежде) да он не хочет. Там медяки платят, а ему надо сразу и много. Уже и одежда исхудилась и сапоги в дрянном виде и сам он не ест два дня и за квартиру не платит - думает. Живущая в провинции мать берёт кредиты в счёт пенсии, сестра Дуня работает на ненавистных ей хозяев, и собирают несчастные женщины последние гроши и отправляют в Петербург дорогому Роде, а сами перебиваются с хлеба на воду. А Родя думает. Страдает и мучается тоже, и вроде жаль ему мать с сестрой, а деньги берёт.

А если много думать и ничего не делать, то лезут в голову разные мысли и теории. И придумает Раскольников то, что не все люди одинаковы. Большинство - серая масса, живущая по законам, которые устанавливают «право имеющие». Эти вторые на всё имеют право - убивать, грабить, насиловать. Никакой закон им не писан - они сами пишут законы. Но главное состоит в том, что их при этом никогда не мучает совесть и никаких сожалений по поводу совершённого они не испытывают. После этой мысли возникает в голове у Раскольникова вопрос: «А я-то кто? Тварь я дрожащая или право имею?» Но кто же хочет быть тварью? И он не хочет. А раз так, то нужно проверить свою теорию - убить самое ненужное и мерзкое существо на свете, тем самым подтвердить свою избранность и заодно очистить мир от зла в виде этой старухи.
Но, как любят говорить сегодня, что-то пошло не так. И одно действие тянет за собой другое, цепная реакция приводит к гибели и страданиям других людей, а вовсе не к освобождению. Зло не может победить зло. Оно лишь приумножает его. Да и сам Раскольников всего лишь человек.

Другие герои у Достоевского типичные, кочующие из одного его произведения в другое. Титулярный советник Мармеладов - горький пьяница. Пьёт, кается и юродствует: вот мол я какой, плохой я, убить меня мало. А всё равно пьёт. Семья его в бедности, жена больна чахоткой, дети тонкие как спички. И ведь был у него шанс, вернулся на службу да недолго продержался - украл из дома деньги и в запой на пять дней. После кается, плачет. Да что толку? Самое страшное, что сам сотворил себе такую судьбу. И жена его, умирающая от чахотки, настолько гордая, что отталкивает руку, предлагающую помощь, не думая ни о себе, ни о детях. И только старшая дочь Сонечка Мармеладова жалеет и детей, и свою нерадивую семью. Становится проституткой, чтобы прокормить детей, потому что иначе не может. Как и Раскольников переходит она нравственную черту. Только он ради себя, а она ради других.

Есть здесь и свой «Парфён Рогожин» («Идиот») - Свидригайлов с такой же мучительной страстью к женщине. При всей своей развращённости именно он в итоге сотворил больше всех добра. Впрочем, если о каждом говорить, то и времени не хватит. Все разные, раздираемые внутренними противоречиями, мятущиеся от добра ко злу, кроме разве что Сонечки. Она идеальна и при этом кажется нереальной. Неужели такие и правда существуют? И выживают в нашем жестоком мире?

Но всё-таки это роман о спасении человека, о его перерождении. Ведь если есть в человеке что-то хорошее, то и сам он способен переродиться. Путь к перерождению нелёгок, он идёт через страдания и боль. Спасти человека может только другой человек. Или любовь. Или вера в Бога. Или он сам. Или всё вместе взятое, главное, чтобы он сам хотел стать лучше. А ад сотворить куда проще и для себя и для других. А зло, какими бы добрыми намерениями оно не прикрывалось, неизменно рождает ещё большее зло.

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” - одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизации книг “по мотивам”, читать “по диагонали”, непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием. Но если внимательно вчитаться в произведение, можно понять, что все в нем подчинено раскрытию величайшей гуманистической идеи автора.
В “Преступлении и наказании” нашло отражение сложное время - 60-е годы XIX столетия. Передовые люди эпохи считали, что сильная Личность, яркая и незаурядная, может встать над обществом. Достоевский показал брожение умов, поиск своего “я” и, как результат этого, создание теорий, противопоставляющих человека окружающему его миру. Идеи Раскольникова и Лужина, жизненная позиция Свидригайлова - не вымысел автора, а реально существовавшие взгляды. Экономическая теория Лужина почти полностью совпадает с теорией разумного эгоизма Чернышевского. А у Раскольникова есть реальный прототип - человек, совершивший преступление не из-за денег, а под влиянием своей идеи.
Для третьей четверти XIX века характерен отход человека от Бога. Люди не находили объяснения страшным грехам и злодеяниям, творившимся на земле. Но, по Достоевскому, человек сам выбирает свой путь. Всевышний может лишь указать ему дорогу, направить по ней.
Именно эти две линии: развенчание теорий, ставящих одного человека выше других, и утверждение приоритета христианских заповедей и моральных устоев - основные в романе. И их утверждению подчинены сюжет, система образов, композиция произведения. В основе сюжета романа лежит реальный факт - убийство, совершенное молодым человеком под влиянием своих идей. Суть романа составляет психологический анализ преступления и его нравственных последствий. Но “Преступление и наказание” - социально-философское произведение, поэтому автор стремится раскрыть и пороки общества, толкающего человека на злодеяние.
Сам герой, умный и честный человек, прекрасно видит несправедливость окружающего мира, видит, что одни, ничтожные и глупые, живут в великолепных особняках на берегу Невы, летом наслаждаются прохладой Васильевского острова, другие же, справедливые, умные, чуткие, вынуждены ютиться в бараках на Сенной, летом задыхаться от смрада и вони главного торгового района Петербурга. И он понимает, что люди разделены на два лагеря: на “низших” и “высших”, на “тварей дрожащих” и “право имеющих” убивать во благо. Разделение это происходит не по материальному, а по нравственному признаку: “…кто крепок и силен умом и духом, тот… и властелин!”. Герой признает право одного человека быть выше других, вершить суд, казнить и миловать по своему усмотрению. Он не верит в Бога и считает, что человек может быть судьей. Главное, что противопоставлено теории Раскольникова, - это правда Сони Мармеладовой, ее жизненная позиция.
Образ Сони - один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею “Божьего человека”. Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех - убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Ее кредо: “И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?”. Именно с Соней связан путь Раскольникова, путь покаяния и воскресения.
Для полного развенчания идеи Раскольникова Достоевский использует прием, который широко применяется в русской литературе: вводит двойников главного героя. Это Лужин и Свидригайлов. Экономическая теория Лужина на первый взгляд ничего не имеет общего с идеями Раскольникова, но в их основе лежит одна и та же мысль: один человек стоит над остальными людьми, общечеловеческие законы созданы не для него. И Лужин, и Раскольников допускают пролитие крови, но если Раскольников может убить во имя будущего, во имя блага тысяч людей, то Лужин допускает пролитие крови во имя личной выгоды. Свидригайлов живет по принципу вседозволенности. Он считает, что все моральные устои общества созданы не для него. Именно поэтому за ним тянется шлейф преступлений. Именно благодаря Лужину и Свидригайлову мы можем понять, во что может трансформироваться идея Раскольникова, сколько зла таит она.
Композиция романа также подчинена развенчанию теории героя. Лишь одна часть из шести посвящена преступлению, остальные пять - наказанию. Но это не физическое, а нравственное наказание. Правосудие свершается лишь в конце шестой части и в эпилоге.
Композиция связана и с проникновением христианского вероучения в душу Раскольникова. Трижды в повествовании звучит притча о воскресе нии Лазаря. Первый раз, когда Порфирий Петрович спрашивает Родиона, верует ли он в воскресение, второй - ее читает Соня, третий - в эпилоге. Так Достоевский показывает возможность нравственного воскресения через мучительно долгий путь покаяния. Не случайно Соня читает Раскольникову притчу в четвертой главе четвертой части романа. Эта цифра приобретает символическое значение: именно через четыре дня Лазарь воскрес.
Огромную роль в романе играет эпилог. В нем Достоевский показывает Апокалипсис в своем понимании. Люди, объятые гордыней, мир, который рушится. Только вера может спасти мир.
Больше века отделяет нас от событий, описанных в романе. Может показаться, что мы очень далеки от того времени. Но сегодня, когда разрушены старые законы, нормы поведения, а новые еще не созданы, человек может пойти (и идет) на преступление во имя власти над людьми. Роман “Преступление и наказание” призван не допустить повторения прошлых ошибок.