Разнообразие видов домры

Конец XIX века - это период возрождения в истории домры. В это время замечательный русский музыкант-исследователь В. В. Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и совершенствованию русских народных инструментов.


Реконструированная трехструнная домра получила квартовый строй и полный хроматический звукоряд и была включена в ансамбль народных инструментов.


Именно по указаниям В.В. Андреева было создано семейство домр разных размеров - пикколо, малая, альт, бас и контрабас. Реже используется домра-тенор.


В начале XX века Г.П.Любимов и С.Ф.Буров сконструировали семейство четырехструнных домр квинтового строя. С тех пор домра прочно заняла свое место в музыкальном мире.

Устройство домры


Домра состоит из трех частей: деревянного полусферического корпуса овальной формы, грифа (шейки) и головки.

Корпус составляют: кузов, дека, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн.


В середине деки находится круглое отверстие - резонатор с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка - подлокотник.


В корпус вставлен гриф, на который наклеена накладка с порожками и ладами, расположенными между ними. Счет ладов начинается от верхнего порожка. На головке грифа располагаются колки, регулирующие натяжение струн.

Основные сведения


Старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет три (иногда четыре) струны, играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской .

Состоит из грифа с колками в верхней части и из деревянного корпуса со щитом в нижней. Также внизу крепятся струны и протягиваются до колкоимпатв.

Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Игроки на домре назывались домрачеями. Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домр), и у татар и киргизов (под названием домра, дунбура, думбра), занесена в Россию во время монгольского ига (хотя у иных исследователей это вызывает сомнения, так как монголо-татары никогда не переселялись в русскую метрополию).

Виды домр

Трехструнные домры бывают нескольких видов: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов получили распространение пикколо, малые, альтовые и басовые домры.

Устройство

Малая домра состоит из трех частей: корпуса, грифа (шейки) и головки.

Корпус имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки находится круглое отверстие — голосник с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка — подлокотник.

Гриф вставлен в корпус и закреплен в нем. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка. Лады II, V, VII, X, XII и XIX отмечены белыми кружочками.

На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Это место должно находиться на одинаковом расстоянии как от верхнего порожка до 12-го металлического порожка, так и от 12-го металлического порожка до подставки. На верхней части подставки делают наклейки ровные или фигурные. Фигурные наклейки служат для выравнивания строя инструмента.

Домра изготавливается из выдержанного сухого дерева. Корпус, состоящий из семи клепок, делается из клена или палисандра. Дека — из прямолинейной (резонансовой) ели. Шейка грифа склеена из трех продольных частей твердых пород дерева. Лучший материал для изготовления подставки — клен. Наклейка на подставке, а также верхний и нижний порожки делаются из черного дерева или белой кости. Кленовый навесной подлокотник крепится шурупами к обечайке корпуса. Панцирь также делается из твердой породы дерева или пластмассы. Металлическая колковая механика плотно прикреплена к головке инструмента, колки вращаются легко и плавно.

Струны изготавливаются из специальной стали и имеют различное сечение (толщину): первая — 0,30 мм (возможно 0,32 мм), вторая — 0,40 мм, третья — 0,56 мм (возможно 0,58 мм). Третья струна обвита мишурой с шелковыми нитями. Каждая струна закрепляется петлей на соответствующей ей кнопке. Затем, протянутая от кнопки через нижний порожек по углублениям в подставке и в верхнем порожке, закрепляется двумя-тремя оборотами (против часовой стрелки) вокруг основания валика колка.

Все части инструмента должны быть хорошо подогнаны. От этого во многом зависит качество его звучания.

Истиория-судьба

Судьба домры удивительна и уникальна в своем роде.

Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры. Да и домры ли изображены на дошедших до нас документах, или какие-то другие, распространенные в те времена щипковые инструменты, тоже неизвестно. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору на Руси инструменте.

В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две .

Первая и самая распространенная версия - о восточных корнях русской домры. Действительно, схожие по конструкции и способу звукоизвлечения инструменты существовали и по сей день существуют в музыкальных культурах стран Востока. Если вам доводилось видеть или слышать казахскую , турецкую багламу или таджикский рубаб, то вы могли заметить, что все они имеют круглую или овальную форму, плоскую деку, звук извлекается посредством ударов плектра разной частоты и интенсивности. Принято считать, что все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур. Именно танбур имел овальную форму и плоскую деку, играли на нем специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов — плектром. Предположительно, инструмент, позже трансформировавшийся в домру, завезли либо во времена татаро-монгольского ига, либо в ходе торговых отношений со странами Востока. Да и само название «домра», несомненно, имеет тюркский корень.

Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской . В принципе, в Средние века называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. , в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда. Возможно, на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско-украинская и ее усовершенствованный вариант — . Как раз очень многое заимствовала непосредственно от . Учитывая, что славяне в Средние века постоянно находились в сложных историко-культурных взаимоотношениях, безусловно, домру можно также считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.

Таким образом, исходя из накопленных к настоящему моменту знаний и исследований, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом , объединившим в себе, как и многое в культуре и истории нашего государства, и европейские, и азиатские черты.

Тем не менее, каково бы ни было истинное происхождение домры, точно установлено, что инструмент с таким названием бытовал на Руси и являлся неотъемлемой частью русской культуры в XVI-XVII веках. Играли на нем музыканты-скоморохи, о чем свидетельствует также известная исследователям поговорка «рад скомрах о своих домрах». Более того, при царском дворе существовала целая «Потешная палата», некий музыкально-развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи со своими домрами, и прочими древнерусскими музыкальными инструментами. Кроме того, по мнению некоторых исследователей, домра в то время уже образовала семейство ансамблевых разновидностей. Самая маленькая и писклявая называлась «домришка», самая большая и низкая по звучанию – «домра басистая».

Известно также, что домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе. Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. На Руси в Средние века развлекать народ было уделом «домрачеев», «гусельников», «скрыпотчиков» и других музыкантов. На домрах, подобно , аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям, а в народных песнях домра поддерживала мелодическую линию. Достоверно известно, что было налажено кустарное производство домр и домерных струн, записи о поставках которых ко двору и в Сибирь сохранились в исторических документах…

Предположительно, технология изготовления домры была такова: из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку-гриф, натягивали струны или жилы животных. Играли щепочкой, перышком, рыбьей костью. Сравнительно простая технология, по-видимому, позволила инструменту получить на Руси достаточно широкое распространение.

Но тут в истории домры наступает самый драматический момент . Обеспокоенные развитием светской культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». В результате в 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ ». Знаменитый указ гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом.

Пожалуй, такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире . Итак, в результате ли варварского истребления и запрета, или по иным причинам, но после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но…

Домре суждено было буквально возродиться из пепла!

Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева. В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, он отправился к известному скрипичному мастеру С. Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденного. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй – так выглядела реконструированная домра.

К тому моменту у Андреева уже существовал оркестр балалаек. Но для воплощения его гениальной идеи Великорусского оркестра нужна была ведущая мелодическая группа инструментов, и восстановленная домра со своими новыми возможностями идеально подходила на эту роль. В период 1896-1890 гг. В. Андреевым и С. Налимовым были сконструированы ансамблевые разновидности домры. И первые несколько десятилетий после своего нового рождения домра развивалась в русле оркестрового и ансамблевого исполнительства.

Однако почти сразу же выявились и некоторые ограничения по возможностям андреевской домры, в связи с чем предпринимались попытки ее конструктивного совершенствования. Главной задачей стало расширение диапазона инструмента. В 1908 году по предложению дирижера Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырехструнная домра, с квинтовым строем. «Четырехструнка» получила скрипичный диапазон, но, к сожалению, уступала «трехструнке» в темброво-колористическом плане. Впоследствии также появились ее ансамблевые разновидности и оркестр четырехструнных домр.

Интерес к домре рос с каждым годом , расширялись музыкальные и технические горизонты, появлялись музыканты-виртуозы. Наконец, в 1945 году был создан первый инструментальный концерт для домры с оркестром русских народных инструментов. Знаменитый концерт g-moll Николая Будашкина был написан по просьбе концертмейстера оркестра им. Осипова Алексея Симоненкова. Это событие открыло новую эру в истории домры. С появлением первого инструментального концерта домра становится сольным, виртуозным инструментом.

В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров – создатель первой школы игры на трехструнной домре. Благодаря высшему профессиональному образованию народный изначально инструмент домра за короткий срок прошел на академической сцене путь, на который инструментам симфонического оркестра потребовались столетия (ведь и когда-то была народным инструментом!).

Исполнительство на домре движется вперед гигантскими темпами. В 1974 году прошел I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, победителями конкурса стали выдающиеся домристы-виртуозы — Александр Цыганков и Тамара Вольская (смотрите в разделе Интервью), творческая деятельность которых на десятилетия вперед определила направление развития домрового искусства как в области собственно исполнительства, так и домрового репертуара.

Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра. Какова будет его дальнейшая судьба? Слово за вами, уважаемые домристы!

Видео: Домра на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Название инструмента

«Домра» - слово, заимствованное из тюркского: ср. тат. dumbra «балалайка», крым.-тат. dambura «гитара», тур. tambura «гитара», казах. dombıra , калм. dombr̥ . Сюда же домраче́й (домраче́я ) - музыкант, играющий на домре, из тюрк. *domračy; ср. казначе́й, казна́ .

Домра фигурирует как атрибут скоморошьего ремесла, обычно в совокупности с другими инструментами: гуслями , волынками , зурнами , бубнами .

Поговорки «рад скомрах о своих домрах»; «любить - игра, купить - домра»; «у Ерёмы гусли, у Фомы домра»… дают повод предполагать, что ударение в названии инструмента падало на последний слог: домра́.

История

Наибольшее распространение домра получила в XVI-XVII веках у скоморохов , как сольный и ансамблевый инструмент.

В Польше сохранилось издание Библии перевода Семёна Будного (Несвижская, 1571 −72 гг., так называемая, «арианская»), в котором используется название инструмента «домры», как перевод слова «органум», то есть «инструмент», чтобы подчеркнуть всеобъемлющее прославление народом Бога в Псалмах Царя Давида («Хвалите Господа на домрах»). В то время домра была распространена в Великом княжестве Литовском (современные Украина, Литва, Белоруссия и Западная часть России где официальным языком был западнорусский общий книжный язык для украинского и белорусского языков того времени), и поляками воспринималась как народный (неблагородный, хотя звучал при дворе Великих князей Радзивиллов). Также считается «казацким» инструментом, как и украинский торбан .

В средневековом Московском Государстве домра была инструментом народных музыкантов и актёров -скоморохов . Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Вместе с исчезновением скоморохов исчезла и домра . Причины исчезновения домры не совсем понятны. Другим инструментом скоморохов были гусли , которые никуда не исчезли. Достаточно часто в исчезновении домры обвиняют наличие царских указов XVII века, в частности Царскую грамоту 1648 года ; но сами указы не были направлены против инструмента - домры (в грамоте названа «момра»), а были направлены против исправления нравов и уничтожении суеверий, в число которых входило скоморошество с их языческими и кощунственными элементами, по мнению властей; кроме того, царские указы действовали только на территории Русского царства и не имели никакой силы на огромных территориях, таких как Левобережная Украина , и Правобережная Украина . Если Левобережная Украина вошла в состав Русского царства согласно Андрусовскому перемирию в 1667 году, то Правобережная Украина осталась в XVII веке в составе Речи Посполитой .

В XIX веке никто не знал о существовании музыкального инструмента домра. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов, музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с С. И. Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, этот реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй - так выглядела реконструкция.

Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В. Андреева, пианисту и композитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра - пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая.

Для расширения диапазона домры предпринимались попытки её конструктивного совершенствования. В 1908 году по предложению дирижёра Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырёхструнная домра, с квинтовым строем, и называлась она домрой прима. «Прима» получила скрипичный диапазон, имела свой глубокий колористический тембр. Впоследствии также появились её ансамблевые разновидности и оркестр четырёхструнных домр.

Сейчас инструмент пользуется популярностью в России, Украине и Белоруссии и странах зарубежья, для него написаны многие концертные и камерные произведения, созданы переложения, в частности, скрипичных произведений.

Конструкция

Домры и другие щипковые инструменты высокого качества изготавливаются из следующих пород древесины :

  • Клён белый (явор) и остролистный , волнистая берёза - кузов инструмента.
  • Клён (специальный) - подставка.
  • Ель , пихта резонансная (прямослойная, хорошо высушенная) - дека.
  • Очень твёрдые породы - гриф .
  • Чёрное дерево - накладка грифа, верхний и нижний порожки.
  • Твёрдые породы - навесной панцирь домр малых и балалаек прима.

Наилучшие образцы трёхструнных домр изготавливаются по моделям Семёна Ивановича Налимова (1857-1916) .

Наилучшие образцы четырёхструнных домр готовились по моделям Семёна Ивановича Сотского, инструменты которого, в частности 4х струнные домры всех видов (Прима, Тенор, Альт) активно использовались в русских народных оркестрах Центрального Главпочтамта города Москвы и московского Дома культуры железнодорожников (примерно с 1938 г).

Домра, как и многие другие струнные инструменты, состоит из двух основных частей: полусферического корпуса и грифа .

Основными частями корпуса являются кузов и дека . Кузов формируется путём склеивания семи (реже - девяти) полос дерева - клёпок. Дека закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой . На корпусе находятся кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. По центру деки, ближе к грифу, находятся семь круглых резонаторных отверстий (одно большое и шесть маленьких вокруг). Как правило, их называют «резонаторным отверстием» (ед. ч. для удобства речи), «голосником» или «розеткой». Над декой, около накладки грифа, имеется навесной панцирь, защищающий деку от повреждений при игре. Для удобства игры и защиты деки в месте соприкосновения предплечья правой руки с корпусом может быть прикреплён подлокотник.

Между резонаторным отверстием и нижним порожком расположена подставка. Она поддерживает струны и передаёт их колебания корпусу.

Гриф вставлен в корпус и закреплён в нём. Сверху на гриф наклеена накладка , в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплён верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами . Порядковый счёт их начинается от верхнего порожка. На домре малой 19-26 ладов, на остальных трёхструнных - около 19 . На домре приме 24-30 ладов, на остальных четырёхструнных - около 19. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте.

Струны домры традиционно более упругие для пальцев, чем, скажем, струны балалайки. Для игры используются стальные струны, а также синтетические.

Медиатор

Наилучшим материалом для изготовления медиатора является капролон. Форма медиатора овальной формы. Размер зависит от размеров инструмента, и примерно составляет 2-2,5 см длиной и 1,4 см шириной. Толщина медиатора постепенно уменьшается, начиная с 1,5 мм в части, соприкасающейся со струной (нижней части), до 0,5 мм в части, удерживаемой пальцами (верхней части). Правый нижний край медиатора (примерно 1/4 периметра) стачивается под углом для образования фаски , которая затем шлифуется до «зеркального блеска». Медиатор переворачивается и аналогичным образом на нём делается вторая фаска .

В настоящее время широко используются медиаторы из полимерных материалов: капролона , этрола черепахового, капрона мягкого. Для получения приглушённого звука на домрах альт и бас используется медиатор из натуральной кожи .

Строй

Трёхструнная домра

Звучание открытых струн трёхструнной домры образует её квартовый строй . Последовательность тонов для домры малой, начиная с первой струны, самой высокой по тону: Ре (второй октавы); Ля , Ми (первой октавы) .

Все последующие струны настраивают путём образования интервалов между двумя соседними открытыми струнами: чистой кварты для трёхструнной домры и чистой квинты для четырёхструнной домры (домру контрабас настраивают по квартам).

В чистой кварте содержится V полутонов (в квинте - VII), поэтому 2-ю струну зажимают на V ладу и настраивают 1-ю струну в унисон со 2-й, после этого между ними открытыми образуется чистая кварта. Третью (и четвёртую) струну настраивают аналогичным образом, зажимая её на V (VII) ладу и сравнивая её звучание с открытой настроенной струной.

Разновидности

Трёх и четырёхструнные домры вместе с балалайками образуют балалаечно-домровый оркестр. Четырёхструнные домры могут составлять чисто домровый оркестр . Домра прима (малая) является ведущим в оркестре и солирующим инструментом. В настоящее время практически не используются трёхструнные домры меццо-сопрано, тенор и контрабас .

Домры пикколо звучат на октаву выше написанного на нотном стане . Тенор, контрабас, и альт звучат на октаву ниже написанного .

Четырёхструнные домры, по сравнению с трёхструнными, обладают бо́льшим диапазоном звуков почти на целую октаву . Строй четырёхструнных домр аналогичен строю соответствующих скрипичных инструментов: домра прима - скрипке , альт - альту , бас - виолончели , контрабас - контрабасу .

Вид 3-струнные 4-струнные
Строй Нотация Строй Нотация
Пикколо a 2 , e 2 , h 1
a 2 , d 2 , g 1 , c 1
Малая / Прима d 2 , a 1 , e 1
e 2 , a 1 , d 1 , g
Меццо-сопрано a 1 , e 1 , h
- -
Альт d 1 , a, e
a 1 , d 1 , g, c
Тенор a, e, H
e 1 , a, d, G
Бас d, A, E
a, d, G, C
Контрабас D, A 1 , E 1

Композиторы

  • Будашкин, Николай Павлович (1910-1988) - Концерт для домры с русским народным оркестром g-moll (1945).
  • Волков, Кирилл Евгеньевич - Концерт для домры.
  • Зарицкий, Юрий Маркович - Концерт для домры.
  • Кравченко, Борис Петрович - Концерт для домры.
  • Пожидаев, Владимир Анатольевич - Концертная симфония для домры и оркестра русских народных инструментов в трёх частях.
  • Шишаков, Юрий Николаевич - Русская рапсодия, Второй концерт.

Радиопередачи

  • Ленинградское отделение КПП Музфонда СССР: Домра (1979). В передаче принимает участие Шитенков Иван Иванович (1921-1997) - профессор, один из основателей отделения народных инструментов, организатор класса домры в Ленинградской государственной консерватории .

См. также

В родственных проектах


Домра - старинный русский 3-х или 4-хструнный щипковый музыкальный инструмент, состоящий из корпуса, грифа и головки, звук из которого извлекается с помощью медиатора.

История возникновения домры полна загадок - упоминания об этом русском народном инструменте сохранились в летописях, в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках XVI-XVII в, из которых очевидно что домра уже в ту пору была довольно распространенным инструментом на Руси.

Документальные свидетельства встречаются у витебского воеводы А. Гвагнина, который писал в 1582 г. о москвичах и русских, которые «без всякого искусства обращаются с пандурами», называя домру «пандурой» - лютнеобразным инструментом, распространенным в те времена в Европе. Этот документ - одно из подтверждений того, что домра - родственница старинных европейских струнно-щипковых инструментов.


- лютни , разновидности которой использовались с древнейших време н в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Китая, Киликии, а затем и в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате;

На домрах, гуслях, скрипках «домрачеи», «гусельники», «скрыпотчики», «гудошники» и другие музыканты развлекали народ на всевозможных празднествах и народных гуляньях, аккомпанировали былинам, сказаниям, песням. Домра также поддерживала мелодическую линию в народных песнях.

Но всенародная любовь и популярность сыграли домре плохую службу... В середине XVII в в истории домры наступает драматический момент. Скоморохи в своих выступлениях не стеснялись поднимать социальные проблемы, которые высмеивали в достаточно вольной сатирической форме. Естественно, все это не могло нравиться и власти и церкви:
«Игрища стоят утоптаны, а церкви - пусты».

Представления скоморохов были объявлены «бесовскими игрищами». В 1648 году царь Алексей Михайлович издал знаменитый указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ»:
«А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь».

Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества подвергался столь чудовищному истреблению. Домры жгли, ломали, уничтожали. Она была забыта на два с лишним столетия...

«Воскресла» домра только в конце XIX века благодаря талантливому музыканту Василию Васильевичу Андрееву, создателю первого великорусского оркестра, композитора и дирижера, имя которого пользуется большой и заслуженной любовью миллионов ценителей музыки.

В 1896 году в Вятской губернии был случайно найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса, который вскоре попал в руки Андрееву. Сравнив инструмент с изображениями на старинных лубочных картинах и гравюрах, и с описанием в старинных документах, Андреев предположил в нем давно разыскиваемую домру. Реабилитированная домра была включена в состав балалаечного ансамбля, а затем - в знаменитый Великорусский оркестр народных инструментов В. Андреева, в качестве основного оркестрового инструмента: группе домр была доверена мелодическая функция. По указаниям В.В. Андреева было создано семейство домр разных размеров - пикколо, малая, альт, бас и контрабас.

До середины ХХ века домра использовалась, в основном, в качестве оркестрового инструмента. В 1945 году Н. Будашкин написал Концерт для домры с оркестром русских народных инструментов g-moll.

Н.Будашкин Концерт для домры. Исп. А.Цыганков

Впервые на высоком профессиональном уровне композитору удалось подчеркнуть богатые технические и выразительные возможности инструмента, блестящую виртуозность и в то же время лиричность, задушевность тембра в неповторимом звучании домрового тремоло. С этого момента домра начинает свою «сольную карьеру» и весьма успешно двигается вперед не только как народный, но и как солирующий академический, а потом и джазовый инструмент.

Из истории музыкальных инструментов: домра


Что-то нам давно не слышно

Звук заливистой струны

Говорят: из моды вышли

Песни русской старины!

Словно птиц залетных стайка

Мода мчит за ветром всачь

Не печалься балалайка,

Домра, ты не плачь, не плачь

С удалым народным сердцем

Вы сроднились неспроста!

В золотых руках умельцев

Вам не смолкнуть никогда!

«Что такое домра?» – этот вопрос нередко задают люди, услышав об инструменте с таким названием. Другие с радостью спешат продемонстрировать свою просвещенность и уточняют: «Знаем, это такая балалайка, круглая только». И лишь немногие представляют домру действительно как музыкальный инструмент, обладающий собственным, специфическим звучанием и неповторимым тембром.


Как же так получается? Ведь домра является русским народным инструментом! Вот, например, балалайка известна всем. Скрипку знают даже дети, а домру еще и не каждый русский человек назовет. Чтобы прояснить причину такого парадокса, надо обратиться к истории.

А история возникновения и развития домры, пожалуй, одна из самых интересных, запутанных и драматичных. Впервые инструмент с таким названием упоминается в документах XVI столетия. Но, вероятно, еще раньше на Руси существовали инструменты танбуровидной формы, пришедшие к нам с Востока. Они были особенно популярны в народной среде. Изображения музыкантов, играющих на этих инструментах, встречаются во многих рукописях того времени. Звались такие музыканты скоморохами и являлись, по существу, профессиональными артистами. В начале XVI века при дворе царя Ивана Грозного существовала Потешная палата, которая как раз и состояла из музыкантов, играющих на домрах, гуслях, гудках. Сохранилась даже поговорка: «Рад скомрах о своих домрах». Народные праздники и гулянья сопровождались выступлениями веселых бродячих артистов-скоморохов, подобно тому, как сейчас сопровождаются выступлениями известных поп- звезд.

Но именно популярность и любовь народа к домре сослужила ей плохую службу. Главным врагом скоморошества выступила церковь. Духовенство негодовало: «Игрища стоят утоптаны, а церкви - пусты». К тому же скоморохи не стеснялись поднимать в своих выступлениях социальные проблемы, которые высмеивали в достаточно вольной сатирической форме. Естественно, все это не могло нравиться и власти. Так появился указ царя Алексея Михайловича 1648 года, знаменитая фраза из которого гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудебные сосуды, велеть изымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь».

Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества подвергался столь чудовищному истреблению. Домры жгли, ломали, уничтожали. О ней забыли на два с лишним столетия.

«Воскресла» домра только в конце XIX века благодаря талантливому музыканту В.В. Андрееву.

Имя Василия Васильевича Андреева – создателя первого великорусского оркестра, композитора и дирижера – пользуется большой и заслуженной любовью миллионов ценителей музыки.

Отец был богатым купцом. Мать композитора – представительница дворянского рода, стремилась дать блестящее образование и воспитание. Но мальчик стремился к народу с самого детства Любил бывать в людской, где за рукоделием затягивались старинные песни, кто – нибудь из лакеев доставал с полки гармонь, и лихо растягивая гармонь, заводил народные плясовые. В такие вечера радости мальчика не было предела.

И вот однажды пятилетнего мальчика застали в пустой людской с гармошкой в руках. Инструмент был изъят, а мальчик наказан. Так вскоре в особняке Андреевых появился учитель музыки.

Учась в гимназии, Вася усиленно занимался игрой на скрипке. И, как знать, может быть из талантливого юноши сформировался скрипач-профессионал, если бы на его пути не встретилась простонародная кустарная балалайка. Для него ясно становится одно: надо в дальнейшем изучать русские народные инструменты.

Вот как Андреев пишет об одном случайном обстоятельстве, перевернувшем всю его жизнь: «Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера… И вдруг услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки… Я различил очень ясно, что играли на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, вначале довольно медленно, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались, мелодия лилась неудержимо подталкивая к пляске… Я сорвался с места и побежал к флигелю, откуда неслись звуки. На ступеньках сидел крестьянин и играл на балалайке… Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приемов игры., и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только стремя струнами, может давать столько звуков.» «Я помню, что тогда, как каленым железом, выжглось в мозгу: играть самому и довести игру до совершенства «

Андреев настойчиво оттачивает свое исполнительское мастерство, в то же время мечтает о такой балалайке, которая могла бы прозвучать в любом салоне столицы.

Но никто из мастеров не соглашается делать этот инструмент Один из лучших скрипичных мастеров Иванов, согласился сделать балалайку при условии, что этого никто не узнает.

Андреев начинает педагогическую деятельность. Принимается за организацию нового музыкального ансамбля.

В 1896 году в Вятской губернии был случайно найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса, который вскоре попал в руки Андрееву. Путем сличения найденного инструмента с изображениями на старинных лубочных картинах и гравюрах, а также по описанию, Андреев предположил в нем давно разыскиваемую домру. Именно по его указаниям было создано семейство домр разных размеров - пикколо, малая, альт, бас и контрабас. Так реабилитированная домра была включена в состав балалаечного ансамбля. А затем - в знаменитый Великорусский оркестр народных инструментов В. Андреева. Причем в качестве основного оркестрового инструмента. Группе домр была доверена мелодическая функция.

Великорусский оркестр народных инструментов завоевывал признание на академических сценах не только России, но и мира (с блеском гастролировал во Франции, Англии, Америке). Великие музыканты А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский очень тепло отзывались о выступлениях этого коллектива.

С деятельностью Андреева прочно связана творческая жизнь Семена Ивановича Налимова. Сегодня мало кому знакомо это имя. А между тем, в истории русской музыкальной культуры оно занимает видное место. «Русский балалаечный Страдивариус « называли его советские музыковеды. Благодаря сотрудничеству двух талантливых людей были усовершенствованы русские щипковые музыкальные инструменты. Была реконструирована домра в 4х струнную с квинтовым строем, благодаря чему мы имеем в художественном арсенале богатейшую скрипичную литературу и возможность исполнять произведения мирового уровня. Эта домра прижилась на Украине, в Беларуси.

Т.И. Вольская - одна из самых блистательных исполнителей на домре. Необычный музыкальный талант Вольской объединенный с большой эмоциональной глубиной, исключительной музыкальностью, безупречным вкусом и виртуозным владением инструмента, сделал ее непревзойденным исполнителем в своем жанре.

Т.И. Вольская окончила Киевскую консерваторию (класс М.М. Гелиса), ассистентуру стажировку Уральской консерватории (класс Е.Г. Блинова). В 1972 году стала лауреатом I Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах, разделив I премию с А. Цыганковым.

Исполнение Тамары Вольской всегда отличалось глубиной и масштабностью мысли, техническим совершенством. И в масштабных произведениях, и в скромной по объему миниатюре она находит тончайшие краски, умело расцвечивая музыкальную ткань безошибочным проникновением в стиль эпохи и в особенности жанра.

Но вернемся к домре. До 1945 года она использовалась, в основном, в качестве оркестрового инструмента. Однако отсутствовал оригинальный репертуар. Появлялись отдельные сочинения, но существенного следа в дальнейшем они не оставили. Поэтому принято считать, что история сольного исполнительства на домре началась в 1945 году, когда Н. Будашкин написал первый домровый концерт – концерт для домры с оркестром русских народных инструментов g-moll. Именно Будашкин впервые на высоком профессиональном уровне сумел подчеркнуть богатые технические и выразительные возможности инструмента, блестящую виртуозность и в то же время лиричность, задушевность тембра в неповторимом звучании домрового тремоло.

С этого момента домра начинает свою «сольную карьеру», новый этап в развитии, и весьма успешно двигается вперед. Вслед за будашкинским появляются и другие концерты – Ю. Зарицкого, Б. Кравченко, Ю. Шишакова, Н. Пейко, В. Пожидаева, Г. Шендерева, Л. Балая, И. Тамарина и т.д., все более сложные по техническим и музыкальным задачам.

А сколько блестящих исполнителей уже насчитывает история домры: А. Александров, В. Никулин, В. Яковлев, М. Шейнкман, Р. Белов, А. Цыганков, Т. Вольская, В. Круглов, Н. Марецкий, В. Ивко, В. Михеев, И. Ерохина, И. Акулинина, С. Лукин, М. Горобцов и многие другие

Александр Цыганков музыкант-виртуоз. Композиторская деятельность неразрывно связана с исполнительской. Досконально знает возможности домры и использует в своих сочинениях пассажную технику, аккорды, двойные ноты, трехголосную полифоническую фактуру, пиццикато левой рукой, одинарные и двойные флажолеты, а так же различные сочетания этих приемов. Авторские сборники, изданные в крупнейших издательствах России стали ‘Школой высшего исполнительского мастерства на котором воспитано не одно поколение исполнителей на домре”.

Эффектные концертные пьесы Александра Цыганкова звучат на конкурсах молодых исполнителей, в программах как солистов, ансамблей и оркестров на всей территории России и за рубежом.