бстоятельства его жизни? Как попадает Мастер в клинику Стравинского? Какой символический смысл вкладывает Булгаков в изображение клиники?Пожалуйста,очень нужно!

1) Мастера с Булгаковым роднят некоторые неприятные эпизоды из жизни самого писателя, которые он перенес в роман. Например травля критиками (роман Белая гвардия и основанная на его базе пьеса Дни Турбиных), и в более общем случае, противостояние с государством, которое регулирует в том числе и культурную жизнь. Как например написание произведений "в стол", произведения написанные, но не опубликованные при жизни (Собачье сердце).
2) Общим для Мастера и Иешуа можно назвать жизненный путь, который ведет их к страданиям. Творчество Мастера навлекает на него разгромную критику и травлю, учение Иешуа ведет его к казни. Так же общим моментом двух героев является то, что оба были преданы людьми, которые были рядом с ними. Мастера оговорил Алоизий Магарыч, которого Мастер после не считал плохим даже оставшись бездомным и попав в клинику Стравинского. Он просто не видел в нем присутствия зла. Что сопоставимо с тем, что Иешуа предлагал называть абсолютно всех людей добрыми. А Иешуа был предан Иудой, о котором так же отзывался положительно.
3) Различие между героями в решимости пройти путь страданий до конца. Сломавшись под градом разгромных отзывов, пытаясь его остановить, Мастер сжег свой роман, а Иешуа не отрекшись от своих слов обрек себя на смерть.
4) У Мастера планомерная травля вызвала сначала непонимание, потом уныние и в конце концов состояние близкое к психическому расстройству. Его страхи обрели в голове даже некое образное выражение. Он описывал это, как присутствие какого-то страшного спрута поблизости. Единственным источником сил для него оставалось присутствие рядом Маргариты. Но ей необходимо было уходить. И ей пришлось уйти, когда состояние Мастера было особенно тяжелым. И после, с его слов, он лег спать заболевшим, а проснулся больным. И практически одновременно с заболеванием Мастера настигла еще одна беда, по вине Алоизия, которого он считал другом, Мастер лишился жилья.
5) Мастер осознавая свое состояние, как болезненное, дело дошло до того что его пугали даже самые обычные трамваи, и где-то услышав про клинику Стравинского просто пошел в нее пешком. Он мог бы замерзнуть, потому как зимой не имел теплой одежды кроме пальто, но по счастливой случайности его подобрал шофер задержавшийся в пути из-за поломки машины.
6) Клиника предстает символическим местом перерождения нескольких персонажей, которые по вине Воланда в нее попали, об этом рассказывается в эпилоге. Но в первую очередь - поэта Ивана Бездомного, который став первым свидетелем присутствия в городе Воланда, вошел в клинику плохим поэтом (...хороши ваши стихи? -ужасны.), а вышел совсем другим человеком, который станет профессором-историком. И откажется от кричащего псевдонима Бездомный, ради своей обычной фамилии Понырев. В своем роде это так же можно рассматривать, как не полный уход образа Мастера из романа после смерти. Потому как Мастер рассказывая Ивану в палате о своей жизни, говорит, что еще пару лет назад он был историком.

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

Что роднит Мастера и Булгакова? Что общего между Мастером и Иешуа? И в чём различие их позиций? Как повлияли на героя бесчеловечные обстоятельства

жизни? Булгаков "Мастер и Маргарита"

1.Почему трагична судьба романа Мастер и Маргарита?

2.каковы жизненные принципы писателей в романе?
3.в какой обстановке создавался роман Мастера?
4.Какой смысл вкладывает Булгаков в слово "мастер"?
5.Что роднит мастера и Булгакова?
6.Что общего между Мастером и Иешуа?В чем различие их позиций?
7.Как Мастер попадает в клинику Стравинского?
8.какой символичный смысл вкладывает Булгаков в изображение клиники?
9.Какой приговор выносят Мастеру?как его обьяснить?почему Мастер не оспаривает его?
10.каковы требования Булгакова к человеку?
11.как решается в романе проблема ответственности человека?
12.что такое творчество по мнению Булгакова?
13.Как можно понять слова Воланда "рукописи не горят.."?
14.как звучит в судьбе Мастера тема бессмертия?

Разделы: Литература

Цели урока:

Попытка постижения понятий “истинная свобода” и “истинная любовь”;

Исследование темы творчества и судьбы художника в романе;

Рассмотрение раскрытия в романе темы бессмертия;

Обучение учащихся использованию данного материала при написании эссе.

Методы обучения:

Эвристическая беседа с элементами последовательного анализа.

Оборудование:

Фрагменты видеофильма “Мастер и Маргарита”.

Предварительное домашнее задание учащимся:

  • 1 вариант готовил историю жизни Мастера в цитатах.
  • 2 вариант – аналогичное задание с историей жизни Маргариты.

Ход урока

1. Из словаря литературоведческих терминов в тетрадях делаем запись определения эссе.

Эссе (попытка, проба, очерк) - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, парадоксальностью, установкой на разговорную интонацию и лексику. На первом плане – личность автора, его мысли и чувства.

Вот какую работу вам предстоит выполнить после сегодняшней беседы о финале романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

2. Слово учителя.

Переплетение темы любви и темы искусства для Булгакова необычайно важно: они, проводя человека через испытания жизнью, через все радости и беды, обрекают его на бессмертие. “Как я угадал”,- шепчет Мастер, услышав от Ивана Бездомного рассказ Воланда о суде Понтия Пилата. А что угадал? Наверное, первую фразу, лейтмотив: “Все люди добры”,- то, что повергло прокуратора в изумление. Ведь с этой фразы всё и началось. Слово Христа и слово истинного искусства – об одном и том же: о неизбывности доброго начала в человеке. Что же явилось итогом страданий, исканий, потерь главных героев романа – Мастера и Маргариты?

3. Один из учеников рассказывает историю жизни Мастера, опираясь на выписанные дома цитаты, например, из главы 13:

Я – мастер…

Я знаю пять языков, кроме родного…

- …однажды выиграл сто тысяч рублей.

Ах, это был золотой век, совершенно отдельная квартирка, и ещё передняя, и в ней раковина с водой…

Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы.

Любовь выскочила перед нами, как выскакивает из-под земли убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих… и т.д.

4. А теперь послушаем историю Маргариты, также опираясь на выписанные цитаты, например:

Меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах. (гл.13)

Я верую! Что-то произойдёт! (Гл.20)

Невидима и свободна!

Была на свете одна тётя. И у неё не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая… (гл.21) и т.д.

5. Вы выслушали истории жизни двух главных героев романа. Что их объединяет, почему их встреча была неизбежна и трагична одновременно?

Они оба одиноки. Оба стремились стать свободными в своих мыслях, чувствах. В том мире, в котором они жили, это было невозможно.

6. Какой смысл вкладывает Булгаков в слово “мастер”? Что роднит Мастера и Булгакова? Что общего между Мастером и Иешуа? В чём различие их позиций?

Слово “мастер”, противопоставляющее булгаковского героя пошлому писательскому миру, означает человека, наделённого творческой свободой, силой слова, великим пониманием жизни, а также содержит такие значения, как “наставник, образец для подражания”, “художник милостью божьей”. Исследователи даже полагают, что в имени героя зашифрованы инициалы автора. Иешуа и Мастер не могут воспринимать окружающий их мир как должное. Но, в отличие от Иешуа, Мастер разуверился в силе добра. Трёхмесячное отсутствие и возвращение с оторванными пуговицами породили в герое страх, покорность судьбе, ненависть к своему роману и даже привели к утрате имени.

7. А что поразило вас в образе Маргариты?

Необычайное чувство свободы и независимости, которое особенно проявилось в сцене полёта. Способность самоотверженно любить, пусть даже ценой собственной жизни. Тем не менее она способна сочувствовать, сострадать – она жалеет маленького мальчика, просит за Фриду. Даже тот факт, что она продала душу дьяволу, не умаляет её бесспорных достоинств. Особенно сильно в образе Маргариты звучит тема бессмертия. Любовь, как и творчество,- высшее проявление человеческого духа, потому-то она бессмертна.

8. Итак, почему же при всей жестокости решения проблемы ответственности человека автор не наказывает героя тьмой? Почему продавшей душу дьяволу Маргарите тоже дарован покой, а не тьма? И что такое покой? (Беседа с записью основных выводов).

С христианской точки зрения, Мастер не заслужил света, поскольку и за смертным порогом продолжал оставаться земным. Он оглядывается назад, на свою земную грешную любовь – Маргариту, он хотел бы делить с нею свою будущую неземную жизнь. Критики вполне справедливо упрекают Мастера в унынии, в капитуляции. Мастер отказывается от открывшейся ему в его романе истины, он признаётся: “У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… ничто меня вокруг не интересует, кроме неё… Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал, он мне ненавистен, этот роман. Я слишком много испытал из-за него”. Сожжение романа – своего рода самоубийство. Не случайно вслед за этим событием появился Воланд. В булгаковском романе Воланд оказывается даже значимее, чем Иешуа, по крайней мере в художественном отношении, на что критики уже не раз обращали внимание. Устроить судьбу Мастера и Маргариты просит Иешуа, но об этом же “догадался” и Воланд. Их примиряет творческий подвиг Мастера, пусть даже непоследовательный, а также примиряет человеческая земная любовь, “настоящая, верная, вечная”.

Разумеется, высшей ценностью для автора романа является творчество. При решении судьбы Мастера любовь и творчество уравновесили на чаше весов отсутствие веры – не перевешивали ни Рай, ни Ад. Пришло компромиссное решение: наградить-наказать Мастера “покоем”. Необходимо отметить, что финал булгаковского романа определён не только внутренней логикой самого произведения, но и логикой развития творчества писателя в целом. Ведь талант Булгакова – это талант преимущественно сатирический, земной. Поэтому в решении посмертной судьбы его главного героя, заслужившего “покой”, но не “свет”, чувствуются усмешка и скептицизм Булгакова. Однако “покой” в романе ставит новые проблемы. Ведь память Мастера, идущего с Маргаритой к своему вечному дому, “стала потухать”. А ведь память о романе, о земной любви – это единственное, что у Мастера оставалось. Значит, творчество, творческий покой становится невозможным – а это то, во что хочется верить, чего жаждет душа художника, но что достоверного характера не имеет. И поскольку “покой” в романе оказывается мнимым, постольку возможным стал ещё один финал – лунный, обманный, “не истинный” свет. Это финал-загадка. И мы с вами сделаем попытку разрешить эту загадку. Ведь итогом нашей беседы, наших размышлений должно стать написание эссе – как раз на тему “Как вы поняли финал романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

9. В заключение урока – просмотр финальных сцен видеофильма “Мастер и Маргарита”.

И Воланд - два противоположных образа Булгакова «Мастер и Маргарита» их характеристика и сравнения приведены в этой статье.

В Иешуа и Воланда много общего. Это свидетельствует о том, что добро и зло переплетаются. Дьявол в романе Булгакова борется с человеческими пороками и становится заядлым адвокатом людей.

Характеристика Иешуа «Мастер и Маргарита»

Хотя Булгаковском Иешуа и присущи некоторые черты Мессии, и он больше похож на Сына Человеческого, а не Сына Божьего. Человеческие его черты рельефно проявляются, в частности, в сцене допроса. Этот странствующий философ проповедует моральный закон Добра. Он ни на йоту не отступает от своих убеждений и пренебрегает ложью, чтобы спастись: не понимает или не хочет понимать намеков прокуратора. И даже за мгновение до казни, когда ему, жаждущему, преподнесли в рот мокрую губку, он исповедует этот закон: отказывается от этой милости в пользу осужденного соседа, который так же страдал от жажды.

Характеристика Воланда «Мастер и Маргарита»

Противоположностью Иешуа является Воланд. Если Мефистофель с «Фауста» Гете является воплощением зла, всесильным, как Бог, то Воланд имеет целью восстановление справедливости, хочет доказать, что зло и добро тесно переплетаются, вот только зло неизбежно наказуемо.

Булгаковский Воланд сеет зло, а разоблачает его. Жестокими, но одновременно справедливыми приказами и поступками он восстанавливает равновесие между добром и злом. Зло в романе - не проделки Сатаны. Ответственность за несправедливость автор возлагает на человека. Карательная сила, которую воплощают Воланд и его свита, действует избирательно и осмысленно. «Воланд - это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает за несоблюдение заповедей Христа», - пишет В. Соколов в «Булгаковский энциклопедии».

Кстати, в Ветхом Завете Библии Сатана также не враг Бога, как в Новом Завете, а земное божественное правосудие. В жизни часто Сатана кроется в нас самих, и от нас зависит, какой выбор сделать, каким путем пойти.

Сравнение Иешуа и Воланда «мастер и Маргарита»

критерий Иешуа Воланд
имя Иешуа, Га-Ноцри с Гамаль «Воланд, Мефистофель, Сатана, Асмодей, Вельзевул, Дьявол - впрочем, как вам угодно»
портрет «Под левым глазом синяк. В углу рта - ссадина с закипевшей кровью » «Рот какой-либо кривой... Правый глаз черный, левый почему-то зеленый»
возраст 27 лет «На вид лет сорок с лишним». «А вообще - я вечный»
Национальность «Мне говорили, что мой отец был сириец» "Я? Пожалуй, немец... Или англичанин? Поляк? Француз? »
Место жительства «Я не имею постоянной дома» "Я? нигде »
родня «Не имею никого. Я один на свете » «Один, один, я всегда один»
критерий Иешуа Воланд
Какими языками владеет Арамейском, греческом, латыни «Я вообще полиглот и знаю множество языков»
занятия «Я путешествую из города в город» «Мне, как путешественнику, все очень интересно»

Мысли о главном зло человеческой личности сказал Пилату : «Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудное, игемон »« Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих игр, вина, очаровательных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих »

Писатель творит свой миф, трансформируя, переосмысливая библейские легенды, литературные источники и собственное понимание вечных истин.

Мастер в романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" - это человек, которого коснулось провидение Божье, и он вмиг прозрел для свободного творчества. Он пытается написать новое "евангелие", чтобы внести слово Божье в наш мир, погрязший в грехах и разврате, как древний Ершалаим. С Мастером автор знакомит нас не сразу, зато Воланда мы встречаем с первых страниц романа, потому что он - Князь мира сего. Он же и земной судия, хозяин людского правосудия, тюрем, он же воплощен в сонме земных грешников, развратников, воров и убийц.
Мытарь Левий Матвей из романа Мастера имеет свое новое воплощение в Иване Бездомном. Эту важную роль первого и единственного апостола "нового пришествия" Булгаков отводит атеисту-виршеплету, хулителю христианской веры. Оба уходят за кулисы, отыграв свою роль, как все второстепенные персонажи, чтобы ярче выступала фигура Мастера, создателя "бытового" романа о Христе.
Князь-Христос уже являлся в русской литературе в образе сумасшедшего князя Мышкина из-под пера Ф. М. Достоевского в романе "Идиот". Мастера мы тоже в первый раз встречаем в сумасшедшем доме. Он - зеркальное отражение Иешуа Га-Ноцри, которого сам вывел в своем романе и которого все тоже считают сумасшедшим. На первый взгляд, Мастер и Иешуа не похожи друг на друга. И эта непохожесть усиливается по мере того, как Мастер исполняет миссию пославшего его в этот мир Иешуа.
Но советское воплощение Христа на земле не идет на крест. Подобно своему герою Мастер чутко откликается на человеческие страдания, боль: "Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне... крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик". Мастер одинок, как и Иешуа: "Холод и страх, ставший моим постоянным спутником, доводили меня до исступления. Идти мне было некуда..." Иешуа в свою очередь говорит Пилату: "У меня нет постоянного жилища... я путешествую из города в город".
Иешуа совершает нравственный подвиг, даже перед лицом мучительной смерти оставаясь твердым в своей проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Мастер тоже страдает за это. Учение Иешуа и произведение Мастера отвергаются миром, который возлюбил зло. Но в отличие от Иешуа, Мастера перенесенные страдания сломили, заставили отказаться от творчества, сжечь рукопись: "Я возненавидел этот роман, и я боюсь. Я болен. Мне страшно". Отчаяние - один из самых страшных смертных грехов. Иешуа же полностью исполнил волю Божью и пошел на крест.
Важным отличием Мастера от Иешуа является его стремление "приземлить" события, зафиксировать на бумаге бытовой эпизод из эпохи упадка Римской империи. Иешуа не только ничего не пишет сам, но резко отрицательно относится к записям на пергаменте своего добровольного "ученика-апостола" Левия Матвея. Божественное слово, как и музыка, не может быть достоверно переложено на бумагу. В этом Иешуа прямо противоположен образу Мастера, который пытается построить литературную композицию из неуловимого и многовариантного хода судьбы, называемого жизнью.
Мастер оказывается подлинным и более глубоким антагонистом Иешуа, чем даже его гонитель Понтий Пилат, которому "мало дано" и с которого "мало спросится". Мастер не разделяет идеи всепрощения, ему трудно поверить в то, что всякий человек добр. Возможно, поэтому мастер находит себе покровителя и заступника в дьяволе-Воланде, но опять-таки по воле самого Христа, переданной через Левия Матвея.
И тут видно раскаяние самого автора. Булгакову пришлось пережить практически все то, что изведал в своей "подвальной" жизни Мастер. Недаром эти страницы так ярки и убедительны. Мастера и Булгакова роднит очень многое. Оба увлечены историей, оба живут в Москве. Свои романы создают тайком ото всех. Даже проглядывается внешнее сходство: "С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно тридцати восьми". Кстати, столько же лет было Булгакову, когда он сел за свой роман.
Есть еще одно косвенное сходство: Булгаков впервые в восемь лет прочитал "Мертвые души" Н. В. Гоголя, а потом выучил ро- ман-поэму чуть ли не наизусть. Гоголь сжег вторую часть "Мертвых душ", так поступил и Мастер.
История романа о Понтии Пилате предстает перед нами как живой поток времени, движущийся из прошлого в будущее. А современность - только звено, соединяющее прошлое с будущим. Поэтому литературная судьба Мастера во многом повторяет литературную судьбу самого Булгакова, ведь литература - часть жизненного течения, точнее - его отражение в потоке времени.
А еще к тому же в "Мастере и Маргарите" нашла свое точное отражение обстановка в СССР 30-х годов. Через чувство страха, охватившего Мастера, передается читателю страшная атмосфера тоталитарной политики террора, в условиях которой писать правду о самовластии Понтия Пилата, о трагедии проповедника правды и справедливости Иешуа было просто опасно, не то что опрометчиво.
Ночная исповедь Мастера перед Иваном Бездомным в клинике Стравинского поражает своим трагизмом. Обстановка травли, в которой оказался Булгаков во второй половине 30-х годов прошлого века, весьма напоминает обстоятельства, о которых рассказывает Мастер Ивану Бездомному: "постоянное ожидание худшего". И завершает мысль: "Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан, больше делать было нечего..."
У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия непризнания. Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусливом малодушии под напором идеологической диктатуры и бюрократии. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой, воплощением "безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества".
Силы Мастера сдают: "А затем наступила... стадия страха. Нет, не страха этих статей... Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания". Автор романа о Понтии Пилате является двойником Булгакова не только потому, что в его образе отражены психологические черты и жизненные впечатления писателя. Чрезвычайно важна идея романа "Мастер и Маргарита" о высшем назначении искусства, призванного утвердить добро и противостоять злу. Сам облик Мастера, человека в вечном сомнении, в устремлении к красоте и упоении жизнью мирской, в жажде славы, грешен с точки зрения христианской этики. Именно здесь Булгакову приходит откровение - современный человек никогда не может спастись от скверны душевной и никогда не заслужит прощения.

Между судьбой Иешуа и страдальческой жизнью Мастера видна явная параллель. Связь между историческими главами и главами о современности усиливает философские и нравственные идеи романа.

В реальном плане повествования Булгаков изобразил жизнь советских людей в 20-30-х годах ХХ века, показал Москву, литературную среду, представителей разных сословий. Центральными персонажами здесь являются Мастер и Маргарита, а также московские литераторы на службе у государства. Основная проблема, волнующая автора, — взаимоотношения художника и власти, личности и общества.

Образ Мастера имеет много автобиографических черт, но знак равенства между ним и Булгаковым ставить нельзя. В жизни Мастера в художественной форме отражены трагические моменты судьбы самого писателя. Мастер — бывший безвестный историк, отказавшийся от собственной фамилии, «как и вообще от всего в жизни», «не имел нигде родных и почти не имел знакомых в Москве». Он живет, погруженный в творчество, в осмысление идей своего романа. Его как писателя волнуют вечные, общечеловеческие проблемы, вопросы смысла жизни, роли художника в обществе.

Само слово «мастер» приобретает символическое значение. Судьба его трагична. Он серьезный, глубокий, талантливый человек, существующий в условиях тоталитарного режима. Мастер, как и Фауст И. Гете, одержим жаждой познания и поиском истины. Свободно ориентируясь в древних пластах истории, он ищет в них вечные законы, по которым строится общество людей. Ради познания истины Фауст продает душу дьяволу, а Мастер у Булгакова знакомится с Воландом и уходит с ним из этого несовершенного мира.

У Мастера и Иешуа есть схожие черты и убеждения. Писатель отвел этим персонажам немного места в общей структуре романа, но по своему значению эти образы наиболее важны. Оба мыслителя не имеют крыши над головой, отвергнуты обществом, оба преданы, арестованы и, невинные, уничтожены. Их вина в неподкупности, чувстве собственного достоинства, преданности идеалам, глубоком сочувствии к людям. Эти образы взаимно дополняют, подпитывают друг друга. В то же время между ними есть различия. Мастер устал бороться с системой за свой роман, добровольно устранился, Иешуа же за свои убеждения идет на казнь. Иешуа полон любовью к людям, прощает всех, Мастер, напротив, ненавидит и не прощает своих гонителей.

Мастер исповедует не религиозную истину, а правду факта. Иешуа — трагический герой, созданный Мастером, гибель которого мыслится им как неизбежная. С горькой иронией автор представляет Мастера, который появляется в больничном халате и сам говорит Ивану, что он сумасшедший. Для писателя жить и не творить равнозначно смерти. Отчаявшись, Мастер сжег свой роман, вот почему «он не заслужил света, он заслужил покой». Роднит героев еще одна общая черта: они не чувствуют, кто их предаст. Иешуа не догадывается, что Иуда предал его, но предчувствует, что с этим человеком случится несчастье. Материал с сайта

Странно, что замкнутый, недоверчивый по характеру Мастер сходится с Алоизием Могарычом. Более того, уже находясь в сумасшедшем доме, Мастер «до сих пор» «скучает» по Алоизию. Алоизий «покорил» его «своею страстью к литературе». «Он не успокоился до тех пор, пока не упросил» Мастера прочесть ему «роман весь от корки до корки, причем о романе он отозвался очень лестно…». Позже Алоизий, «прочитав статью Латунского о романе», «написал на Мастера жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу». Целью предательства для Иуды были деньги, для Алоизия — квартира Мастера. Не случайно Воланд утверждает, что страсть к наживе определяет поведение людей.

Иешуа и Мастер имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри — Левия Матвея, Мастер — Ивана Николаевича Понырева. Ученики сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был сборщиком податей, Понырев — малоодаренным поэтом. Левий поверил, что Иешуа — воплощение Истины. Понырев постарался все забыть и стал обычным служащим.

Создав своих героев, Булгаков прослеживает изменение психологии людей на протяжении многих веков. Мастер, этот современный праведник, уже не может быть таким искренним и чистым, как Иешуа. Понтий понимает несправедливость своего решения и чувствует вину, а гонители Мастера уверенно торжествуют.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • судьба и иешуа сочинение
  • сравнительная характеристика мастера и иешуа
  • противопоставление мастера и иешуа
  • иешуа образ
  • мастер и иешуа