Формирование буржуазного государства во Франции было инициировано событиями, вошедшими в историю как Великая французская революция.
Коренной, глубинной причиной революции явилось максимальное обострение противоречий между господствующей в стране феодальной политической системой, отношениями собственности и развивающимися буржуазными производительными силами.
В условиях острого экономического и социального кризиса французский абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов, не собиравшихся уже более 150 лет. Но Генеральные штаты с самого начала работы вступили в конфликт с королевской властью. Попытки короля разогнать Генеральные штаты с помощью войск спровоцировали выступление народа. Взятие 14 июля 1789 г. королевской тюрьмы Бастилии стало олицетворением краха старого абсолютистского государства и рождения нового государства. Вскоре революционные события охватили всю Францию.
Выделяют три основных этапа французской революции: 1) 14 июля 1789г.-10 августа 1792 г. - установление конституционной монархии; 2) 10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г. - установление республиканского строя; 3) 2 июня 1793 г. - 27июля 1794 г. - якобинская диктатура.
С началом революции сформировались три основные группировки в антифеодальном лагере:фельяны - представлявшие интересы главным образом крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства; жирондисты, представлявшие торгово-промышленную, главным образом провинциальную, среднюю буржуазию;якобинцы, представлявшие мелкую и среднюю буржуазию, ремесленников и крестьянство.
Важнейшим этапом на пути формирования буржуазной государственности во Франции стало принятиеДекларации прав человека и гражданина (1789 г.), в которой были сформулированы основные принципы будущего общественно-политического и правового устройства. Особое внимание уделялось "естественным и неотъемлемым правам человека", "народному суверенитету", "разделению властей".
К естественным и неотъемлемым правам человека Декларация относила свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению. Свобода понималась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому. Было названо несколько видов свобод: индивидуальная свобода, свобода печати, свобода вероисповедания.
Большое значение придавалось праву собственности. Собственность объявлялась священной и неприкосновенной.
Всем гражданам предоставлялось право лично или через своих представителей участвовать в выработке законов. Предусматривалось создание трех организационно-независимых ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной). Провозглашалась неприкосновенность личности, а также такие важнейшие правовые принципы, как "нет преступления без указания о том в законе"; "обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном законом порядке"; "никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения преступления". Но в реальности многие положения Декларации носили чисто абстрактный характер.
В 1791 г. принимается первая Конституция Франции. Франция была объявлена конституционной монархией. Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем.
Депутаты наделялись правом неприкосновенности. Национальное собрание определяло численность вооруженных сил и средства на их содержание, устанавливало бюджет, налоги и осуществляло контроль за государственными расходами, ратификацию международных договоров, объявление войны и заключение мира.
Исполнительная власть вручалась королю, который командовал вооруженными силами, осуществлял общее руководство внешней и внутренней политикой. Судебную власть осуществляли выбранные на определенный срок судьи, которые могли быть отстранены от должности лишь в чрезвычайных обстоятельствах.
Избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 25-летнего возраста, с соответствующим определенным имущественным цензом и цензом оседлости, не находящимся в услужении и внесенным в списки национальной гвардии.
Однако действие этой Конституции продолжалось недолго. 10 августа 1792 г. в результате вооруженного выступления народа король был свергнут. Ведущей политической силой в законодательном собрании стали жирондисты. Было объявлено о создании высшего органа государственной власти - Национального конвента. Внесены изменения в избирательное право: возрастной ценз был снижен до 21 года, сняли и имущественный ценз. Исполнительная власть от короля перешла в руки Временного исполнительного совета. Декретом от 25 сентября 1792 г. Франция объявлялась республикой.
Но жирондисты не предприняли мер для разрешения острых социально-экономических противоречий, полной ликвидации феодальных отношений в деревне, облегчения положения широких народных масс. В результате инициатива перешла к наиболее радикальной части буржуазии - якобинцам, возглавляемым Робеспьером, «угоном и Сен-Жюстом. 2 июня правительство жирондистов было свергнуто. Якобинцы разрешили раздел общинных земель, конфискацию и льготную продажу крестьянам земель эмигрантов и контрреволюционеров.
В июне 1793 г. якобинцы принимают новую конституцию, состоящую из Декларации прав человека и гражданина и собственно текста конституции. Декларация прав человека и гражданина базировалась на Декларации 1789 г., но с более рациональным подходом к проблеме политических прав и свобод. Но во введении к конституции было отражено положение о войне до полной победы над врагами революции.
Высшим органом государственной власти при якобинцах сталКонвент, ему принадлежало право издания и толкования законов. Непосредственное управление страной возлагалось на специальные комитеты и комиссии Конвента, прежде всегоКомитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности.
Важное место в системе новой власти занялРеволюционный трибунал, в нем вводилось ускоренное судопроизводство, приговоры считались окончательными, а единственным наказанием была смертная казнь.
К лету 1794 г. основные задачи революции были решены. Это, а также политический террор привели к сужению социальной базы якобинцев и их отстранению от власти.
Летом 1794 г. (27 июля или 9-го термидора) в ходе вооруженного переворота якобинская республика пала. Установилась так называемая термидорианская республика. Политическая власть переходила в руки крупной буржуазии. Для упрочения ее политической власти принимается Конституция 1795 г., из которой исключаются наиболее революционные положения якобинской конституции.
Но социальная база новой власти была чрезвычайно узка. Вынужденная вести одновременно борьбу с выступлениями народа и дворянской реакцией, термидорианская буржуазия расчистила путь к установлению военной диктатуры.
В ноябре 1799 г. (18-19 брюмера) популярный и амбициозный генерал Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и правительство (Директорию). Наполеон сосредоточил в своих руках основную полноту власти и занял пост первого консула.
Юридическим закреплением нового строя стала Конституция 1799 г. Основными чертами вводимого ею государственного строя были верховенство правительства и представительство народа через плебисцит.
В 1802 г. Наполеон был объявлен пожизненным консулом, а в 1804 г. он принимает титул императора, в его руках сосредоточивается не только исполнительная, но и законодательная власть. Армия, полиция, бюрократия, церковь стали основными рычагами исполнительной власти.
Падение Первой империи после изгнания Наполеона привело к реставрации власти Бурбонов. Легитимная монархия, как определялась новая власть, практически не тронула наполеоновскую бюрократическую государственную систему. Политическая организация новой власти была закреплена в Хартии 1814г.
Но реакционная политика быстро вызвала недовольство широких масс, и в июле 1830 г. власть Бурбонов была свергнута. Устанавливается так называемая Июльская монархия во главе с королем Луи-Филиппом. Новая конституция - Хартия 1830 г. - несколько расширила гражданские права, снизила имущественный и возрастной цензы для избирателей. Но и она оказалась недолговечной.
Буржуазно-демократическая революция 1848 г. привела к ликвидации королевской власти и установлению республиканского строя. Установился политический режим Второй республики, А в ноябре 1848 г. была принята новая, конституция. Она объявляла основами республики семью, труд, собственность и общественный порядок.
Главой государства по конституции становился президент, который избирался на 4 года населением, был независим от парламента и обладал правом внесения законопроектов, отлагательного вето, осуществлял назначения на высшие государственные должности и др.
Законодательную власть осуществляло Национальное собрание, избираемое на 3 года. Национальное собрание назначало членов Государственного совета (сроком на 6 лет), в чью компетенцию входили предварительное рассмотрение законов и функции административной юстиции.
Первым президентом был избран Луи Бонапарт (племянник Наполеона). В декабре 1851 г., используя противоречия в лагере своих противников и опираясь на армию, Луи Бонапарт совершает государственный переворот, разгоняет Национальное собрание и устанавливает военную диктатуру. В январе 1852 г. в конституцию были внесены изменения, призванные укрепить его власть. Срок полномочия был продлен до 10 лет. Президент являлся главнокомандующим, руководил исполнительной властью, осуществлял назначение должностных лиц и депутатов Сената и Государственного Совета.
В этом же году в результате плебисцита во Франции восстанавливается императорсквласть в лице Наполеона III.
Политический авантюризм Наполеона III привел к тому, что в 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Поражение и капитуляция французской армии ускорили новую буржуазно-демократическую революцию и падение империи.
Яркой страницей в истории французского государства стала Парижская коммуна 1871 г., вошедшая в историю как первая попытка создать совершенно новый тип государства. Но она была потоплена в крови французской реакцией при содействии германских войск.
В 1871 г. реакционная буржуазия смогла взять власть в свои руки. Устанавливается Третья республика. Но некоторое время все еще шла борьба между сторонниками республики и монархистами за определение формы государственного строя. Этим объясняется тот факт, что новая конституция Франции была принята лишь в 1875 г.
Конституция 1875 г. не содержала перечня прав и свобод граждан и фактически сводилась к организации государственной власти, что выразилось в принятии 3-х конституционных законов.
Главой государства являлся президент, избиравшийся на 7 лет с правом переизбрания. Он имел право законодательной инициативы, руководил вооруженными силами, осуществлял назначение на государственные должности.
Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой народом на 4 года, и Сенатом.
Исполнительную власть осуществлял Совет Министров.
Глубокое вторжение французской революции в сферу права объясняется конкретными историческими причинами, обусловившими эту революцию, острым противоречием между феодальным правом и насущными потребностями капиталистического развития. В отличие от Англии, во Франции правовая система мало соответствовала требованиям буржуазии, в стране отсутствовало единое национальное право.
Создание единой правовой системы французская буржуазия считала одной из основных задач. Великая французская революция способствовала росту авторитета закона и превращению его в основной источник буржуазного права. Для французской буржуазии именно закон, а не обычай или судебная практика стал наиболее эффективным средством упразднения феодальных институтов и выработки правовой системы. Правовой порядок, при котором закон рассматривался как акт верховной власти, наделенной полномочиями устанавливать нормы, имеющие высшую юридическую силу, отражал ту степень развития капитализма, когда закон был наиболее удобной формой выражения общей воли господствующего класса.
Поэтому во французской правовой системе с формально юридической точки зрения любое решение суда должно основываться на писаном праве (законе), а не предшествующей судебной практике (судебном прецеденте).
Создавая новую правовую систему, французская буржуазия с самого начала стремилась придать ей систематизированный вид. Уже Конституция 1791 г. предусмотрела принятие гражданского и уголовного кодекса, хотя в силу бурного развития революции был принят только уголовный кодекс.
Лишь после упрочения власти крупной буржуазии правительство Наполеона произвело окончательную отмену дореволюционного права и ряда революционных законов, не соответствовавших ее интересам, и приступила к выработке кодексов.
За короткий отрезок времени, с 1804 по 1810 г., было издано 5 основных кодексов (гражданский, торговый, уголовный, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный), охвативших все основные для нового времени отрасли права и вошедших в историю под названием Кодификации Наполеона.
Первым из них в 1804 г. былпринят гражданский кодекс, или, как его еще называют, кодекс Наполеона.Кодекс Наполеона воплощает и развивает правовые принципы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.:
принципы юридического равенства, законности, единства права, свободы.
Кодекс построен по так называемойинституционной системе. Он состоит из вводного титула, в котором говорится об опубликовании, действии и применении законов, и 3-х книг. Первая книга посвящена лицам, вторая - имуществу и различным изменениям собственности, третья - различным способам приобретения собственности.
Кодекс устанавливает, что всякий гражданин Франции пользуется гражданскими правами,.причем осуществление гражданских прав не зависит от социального статуса гражданина.
Характерно, что кодекс не признавал юридических лиц. Это было вызвано, с одной стороны, боязнью воссоздания в этой форме феодальных организаций и, с другой, преобладанием индивидуальной формы предпринимательства.
Кодекс не дает определения права собственности, но дает основные правомочия собственника - пользование и распоряжение. Из права собственности на вещь вытекает и право собственности на все, что эта вещь производит. Устанавливается свобода собственности. Но эта свобода не должна нарушать интересы третьих лиц.
Особое внимание кодекс уделяет недвижимой собственности на землю, которая дает право не только на землю, но и на недра и воздух этого участка.
В отношении движимых вещей юридическим основанием собственности является факт владения, предполагая, что это добросовестное владение. Обвинение в "недобросовестном владении" требовалось доказать.
Кроме этого кодекс Наполеона регламентирует и другие вещные права: право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитута, право залога), владение, держание.
Большое внимание кодекс уделяет обязательствам. Дается понятие договора как соглашения лица или лиц, обязывающего их в отношении другого лица или лиц сделать (или не делать) что-то. Понятие предмета договора совпадало с предметом обязательства. Кодекс определяет условия действительности договора - согласие сторон и незыблемость договора.
Среди договоров кодекс выделяет договора дарения, мены, купли-продажи, найма.
Кроме договоров, обязательства, согласно кодексу, возникали и из-за причинения ущерба.
Гражданский кодекс регулирует и брачно-семейные отношения. Кодекс рассматривает брак как договор, и потому необходимым условием для его заключения было согласие обеих сторон. Брачный возраст устанавливается для мужчин с 18 лет, для женщин - с 15 лет. До достижения мужчинами возраста 25 лет, женщинами - 21 года необходимо согласие родителей на брак. Допускается развод. Семейные отношения базировались на полновластии мужа и отца, запрещении для женщин осуществлять самостоятельные юридические действия. Имущественные отношения регулировались договором, заключаемым до брака.
Наследование осуществлялось по закону и завещанию, но свобода завещания была несколько ограничена, наличие законных наследников давало им обязательное право на определенную часть имущества.
В 1807 г. был принят Торговый кодекс как дополнение гражданского. В нем излагались специальные правовые нормы применительно к торговле. Принятие торгового кодекса закрепило дуализм частного права (т.е. деление его на гражданское и торговое) во Франции.
Уголовное право во Франции регулировалось уголовными кодексами 1791 г., а затем 1810 г.
Уголовный кодекс 1810 г. является классическим буржуазным кодексом. Он состоит из 4-х книг, посвященных перечню преступных деяний, наказаниям, их видам.
Кодекс дает классификацию преступных действий на: 1) преступления, которые караются мучительными или позорящими наказаниями; 2) проступки, карающиеся исправительными наказаниями; 3) полицейские нарушения, карающиеся полицейскими наказаниями.
К мучительным и позорящим наказаниям относились смертная казнь, каторжные работы пожизненные и срочные, депортация, смирительный дом. В некоторых случаях допускались клеймение, выставление у позорного столба, лишение гражданских прав.
К исправительным наказаниям относились тюремное заключение, временное лишение прав, штраф.
Преступления и проступки делились на публичные и частные. Публичные были направлены против государства и общественного спокойствия, частные - против интересов частных лиц.
Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. закрепил принцип назначения судей правительством и установил систему суда, соответствующую делению преступлений на три вида.
Первой инстанцией был мировой судья, разбирающий полицейские правонарушения. Вторая инстанция - суд исправительной полиции, так называемый коллегиальный суд, действующий без присяжных заседателей. Третьей инстанцией был апелляционный суд, который состоял из 2-х отделений: по уголовным и гражданским делам. Возглавлял всю судебную систему кассационный суд. При суде состояла прокуратура, которая поддерживала обвинение и осуществляла надзор за законностью действий должностных лиц судебного аппарата.
Была установлена смешанная форма процесса. Первая стадия, предварительная, несла в себе черты розыскного процесса, ставя обвиняемого в полную зависимость от судебного чиновника. На стадии судебного следствия господствовала состязательная форма. Ей были присущи гласность и устность, предусматривалось участие адвоката.
Впоследствии буржуазное право Франции стало основой складывающейся континентальной системы права. Ее основные признаки: 1)закон является основным источником права; 2) систематизированность права - наличие кодексов;
3) деление права на частное и публичное; 4) глубокое влияние римского права.
1. Падение Третьей республики стало результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.
После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной, не оккупированной, зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна , получившего название "правительства Виши".
Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти.
Осенью 1942 г. немцы ввели свои войска и в южную зону Франции, тем самым фактически ликвидировав остатки государственности.
2. С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондоне в 1940 г. был образован правительственный комитет "Свободная Франция", имевший целью объединить французские силы для борьбы за освобождение Франции.
Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с генералом де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная ассамблея , состоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции.
Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции, и в результате их действий, соединенных с общенациональным движением Сопротивления, к концу 1944 г. Франция была в основном освобождена.
Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения являлось будущее государственного строя, проблема новой конституции.
Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое, трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако на референдуме он был отклонен.
Второй проект был разработан в 1946 г. новым составом-Учредительного собрания. После утверждения на референдуме этот проект конституции стал Основным законом Франции.
3. В преамбуле новой Конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, данные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались:
ü равные права всех граждан вне зависимости от пола;
ü право политического убежища для лиц, борющихся за свободу;
ü обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания;
ü право на организацию профсоюзов и проведение стачек; право на заключение коллективных договоров;
ü социальная помощь детям, матерям, инвалидам;
ü обязательство республики не вести завоевательных войн.
Конституция предусматривала учреждение парламентской республики .
Парламент должен был состоять из двух палат:
ü Национального собрания , которое избиралось на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Совета министров;
ü Совета республики , который избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет республики должен был представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным собранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение.
Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирался парламентом сроком на 7 лет и мог быть переизбран еще на один срок.
Однако должность президента в условиях Четвертой республики (1946-1958) была во многом номинальной.
Органом, возглавляющим непосредственное государственное управление страной , являлся Совет министров во главе с председателем. Кандидат на пост председателя представлял на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета.
Если он получал вотум доверия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводилось назначение его и министров.
Председатель Совета министров обеспечивал исполнение законов, непосредственно руководил всем государственным аппаратом, осуществлял общее руководство вооруженными силами.
Четвертая республика "не прижилась" во Франции. Данная политическая система привела к хронической нестабильности, безвластию, постоянным правительственным кризисам. В 1958 г. в Алжире начался вооруженный мятеж против правительства, в ходе которого во Франции едва не была установлена военная диктатура. В последний момент парламент Франции наделил фактически диктаторскими полномочиями героя войны генерала Ш. де Голля, который подавил мятеж и построил во Франции новую политическую систему.
Вопрос 2 . Пятая республика во Франции (с 1958 г.)
1. Конституция была одобрена общенациональным референдумом в 1958 г. Установленный этой Конституцией строй именуется Пятой республикой.
Новая Конституция устанавливала в стране сильную президентскую власть и расширила права исполнительной власти в ущерб законодательной.
2. Глава государства - президент, избирается на 5 лет (в 1958-2002 гг. он избирался на 7 лет) прямым всенародным голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере он :
ü назначает и смещает премьер-министра и членов правительства;
ü председательствует на заседаниях правительства, в Совете, и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры;
ü имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности.
В законодательной сфере он имеет право:
ü подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;
ü оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет;
ü передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;
ü обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению;
ü принимать ордонансы, имеющие силу закона.
Ему отводится роль "высшего арбитра", призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Президент не несет политической ответственности ни перед каким органом и никем не контролируется.
Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента.
Он представляет Францию в международных отношениях, наделяется значительными прерогативами в области внешней политики.
Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное положение.
3. Исполнительная власть наряду с президентом принадлежит правительству - Совету министров , в состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари.
Премьер-министр считается согласно Конституции вторым лицом в государстве. Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, может по поручению президента и с определенной повесткой дня председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.
4.
Высший орган законодательной власти
Франции - парламент
,
состоящий из двух палат: Национального собрания и Сената.
Депутаты Национального собрания избираются прямым голо-
сованием граждан, а Сенат - косвенным голосованием.
Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов.
Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами, указанными в конституции; из его введения исключены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами правительства.
5. Органом конституционного надзора является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты страны.
6. В департаментах центральная власть представлена префектом, назначаемым президентом. Префект руководит всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет административный контроль над муниципальными службами и т. д.
Имеется также орган самоуправления - генеральный совет , избираемый населением.
В коммунах избирается муниципальный совет , из состава которого избирается мэр.
7. Судебная система
включает суды низшей инстанции и суды
второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные
суды, апелляционные суды и суды ассизов.
Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также специальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды (так называемые "советы сведущих людей"), суды по делам несовершеннолетних.
В культурной жизни Европы XVIII в Франция занимала особое место: она eine со времен Людовика XIV воспринималась как законодательница мол в изящных искусствах и литературе, а французский язык в Е1овое время заменил средневековую латынь в качестве языка международного общения. И хотя современная историография отказалась от деления культурного пространства Просвещения на центр и периферию, необходимо подчеркнуть особое, в силу нлчванных выше обстоятельств, значение просветительского движения во Франции, имевшего поистинс международный характер. Произведения французских литераторов находили свою читательскую аудиторию практически во всех частях европейскою континента и Нового Света. И если не все идеи французских философов встречали за границей благожелательный прием, они в любом случае будили мысль, вызывали споры и активизировали духовную жизнь в других странах.
Важной особенностью Франции была также уникально высокая плотность интеллектуальной среды: здесь было больше, чем где бы то ни было, различного рода академий, научных и читательских обшеств, литературных салонов и других интеллектуальных объединений, создававших обширное пространство для свободного обмена мнениями и духовного поиска. Возможно, именно поэтому для общественной мысли французского Просвещения характерно наибольшее многообразие идей и теорий, диапазон которых здесь Гилл шире, чем в любой другой стране.
Историю общественной мысли французского Просвещения многие исследователи обычно начинают с Ш.Л, де Монтескье (1689-1755). Президент парламента в Бордо, Монтескьё предпочел судейской карьере литературное творчество и в 1721 г. издал эпистолярный роман «Персидские письма», где в гротескной форме подверг критике различные стороны социальной действительности Франции. В 1748 г. Монтескьё опубликовал главный труд своей жизни политический трактат «О духе законов». Мыслитель доказывал. что каждое государство является продуктом длительного исторического развития в соответствии с объективными законами Все.юнной. Не существует какой-либо универсальной формы правления, одинаково пригодной для всех времен и пародов. В зависимости от исторических особенностей тех или других стран и в особенности от их климата для одного парода наилучшим является демократический строй, для другого - аристократический. для третьего - монархический. Все эти формы, по мнению Монтескьё, имеют свои достоинства и недостатки. Единственной «неправильной» формой власти, где недостатки преобладают над достой не I вами, он считал деспотизм. Из современных ему государств мыслитель отдавал предпочтение Англии, где разделение властей на ыконодательную, исполнительную и судебную позволяет недостаткам различных форм правления уравновешивать друг друга, обеспечивая в результате гармонию.
Другим при шанным мэтром французского Просвещения был Ф. М.Аруэ, больше известный под своим литературным псевдонимом Вольтер (1694- 1778). Автор многочисленных романов, стихотворных и драматических произведений, исторических трудов н философских сочинений, он снискал себе всемирную славу критикой католической церкви и проповедью веротерпимости, защитой жертв религиозных преследований и апологией свободомыслия.
В молодости он за свои сатирические стихи сидел в тюрьме, а в 1726 г. вынужден был эмигрировать из Франции и долго скитался ио свету, пока в 1753 г. не поселился в поместье Ферне на франко-швейцарской границе. В зрелые годы Вольтера с ним как с общепризнанным лидером «литературной республики» считали за честь поддерживать добрые отношения даже коронованные особ),] ведущих европейских держав.
Осуждая «суеверия» и критикуя духовенство, Монтескьё и Вольтер не думали ставить под сомнение христианскую религию в целом. Вольтер, например, писал, что «вера в наказание и воздаяние - это узла, необходимая народу». Между тем среди французских философов существовало и такое течение, которое отвергало религию и проповедовало материализм. Наиболее видными представителями этого направления были К.А,Гельвеций (1715-1771), П, Гольбах (1723-1789) и Д.Дидро (1713- 1784). доказывавшие в своих трудах бесконечность материи и отрицавшие существование Бога. Однако, несмотря на подобный радикализм в философских вопросах бытия, эти авторы отличались умеренностью и благоразумием в вопросах политики. И это не удивительно: все они занимали далеко не последние ступени в социальной иерархии Старого порядка. Генеральный откупщик Гельвеций и барон Гольбах имели огромные состояния, а Дидро, хотя и вышел из ремесленников. приобрел к зрелым годам благодаря своему незаурядному литературному таланту почетное положение модного писателя, признанного в высшем свете и широко издаваемого в разных странах. Политическим идеалом для вышеперечисленных мыслителей было правление просвещенного монарха - «философа на троне», способного проводить реформы без каких-либо потрясений.
Решительным идейным противником этих философов-материалистов бы.1! Ж. Ж. Руссо (1712- 1778). Сын женевского ремесленника, прибывший в Париж с надеждой получить признание в сфере музыки, он приобрел известность социально-политическими трактатами (наиболее крупный из них - «Об общественном договоре»), пелатгическим романом «Эмиль, или О воспитании» и другими сочинениями. Болезненно стеснительный и малообщительный, Руссо с подозрением относился к высшему свету. К тому же он часто нуждался и, подвергаясь гонениям за свои идеи, долгое время скитался по Европе. Главным утешением в невзгодах для себя и для всех «маленьких людей» он считав перу в Бош и проповедовал христианство, очищенное от «суеверий», к которым относил всю обрядовую сторону религии. Атеизм философов, вроде Гельвеция, Руссо отвергал как выдумку развращен -
ных богачей. И сфере политических идей «гражданин Женены», как он себя на давал, разработал учение о народном суверенитете. Руссо доказывал, что народ, создающий общество и государство путем заключения общественного договора, обладает высшей властью - суверенитетом - и соответственно правом смещения любых должностных лиц. И хотя сам мыслитель негативно относился к политическим потрясениям, его теория таила в себе мощный революционный потенциал, поскольку могла послужить обоснованием для насильственного свержения существующей власти теми, кто провозгласит себя исполнителями волн «народа-суверена». Наилучшим политическим строем Руссо счи тал прямую демократию - государство, где более или менее равные в имущественном о-] ношении граждане непосредственно принимают участие в управлении государством, как это имело место в античных полисах.
Социальпыи идеал Руссо имел ярко выраженные черты утопии. Но в данном отношении «гражданин Женены» оказался не слишком орш ннален: утопизм, в целом свойственный философии Просвещения, во французской общественной мысли был выражен особенно ярко. Отход от христианской традиции, согласно которой людям не по силам создать на Земле общество, полностью свободное от недостатков, и утверждение культа человеческого разума, возможности которого, по мнению просветителей, не знают границ, создавали благоприятные условия для возникновения различного рода проектов идеального общественного строя, разработанных чисто умозрительным путем, т.е. утопий. Не удивительно, что во Франции, где антихристианские мотивы в философии были наиболее сильны, а рационализм еще со времен Декарта получил самое широкое распространение, такие утопии появлялись особенно часто. Правда, их авторы имели разные представления о том, какое общество следует считать маидучшнм.
Видный политический мыслитель и историк [’. Ь. де Мабли (1709- 178р) резко осуждал современное ему общество, построенное на имущественном неравенстве, и призывал к созданию чисто аграрною государства по примеру древней Спарты, для чего предлагал ликвидировать промышленность, торювлю, науки и искусства. Другой утопист, опубликовавший под псевдонимом Морелл и (полдинное его имя неизвестно) тракта! «Кодекс природы», считал, что наилучшим могло бы стать коммунистическое общество, вея ЖИЗНЬ членов которого, ВПЛОТЬ ДО семейных О"МЮ- шений, скрупулезно регламентировалась бы государством.
Правда, нн Руссо, ни Мабли, ни Морелли, ни подавляющее большинство других утопистов никоим образом не предлагали осуществить разработанные ими проекты «совершенного» строя в ближайшем будущем. Едва ли не единственным исключением здесь был деревенский священник из Шампани Ж. Мелье (1664- 1729),
В его тракппе, найденном уже после смерти автора н получившем широкую итвеетность под названием «Завещание», наряду с резкими нападками на частную собственность, монархию и рслш ию содержался открытый призыв к народному восстанию. Социальный идеал, построенный на общественной собственности, но мнению Мелье, легко достижим: надо только «повесить последнего короля на кишках последнего попа».
Однако Метил, действительно, составлял исключение, большинство мэтров Просвещения были неплохо интегрированы в общество Старого порядка и если не занимали доходных должностей в государственных или академических структурах, то подь«жались поддержкой шатных, а нередко и коронованных, меценат». Даже Руссо, чуждавшийся монарших дворов и высшею снега, в конце жизни имел титулованных покровителей. Если же какое-либо произведение навлекало на себя запреты светской или церковной цензуры, а сочинивший его литератор подвергался гонениям властей, то это лишь повышало популярность книги и нередко вело к появлению у ее ангора новых высокопоставленных поклонников.
Показательна в данном отношении история «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Эго многотомное издание, выходившее в 1751- 1780 it. под руководством Дидро, стало своего рода визитной карточкой французского Просвещения. так как в число авторов входили почти все наиболее значительные литераторы и философы того времени. Власти неоднократно принимали официальное решение остановить выпуск («Энциклопедии» из-за публикации в ней статей, «способных расшатать устои королевской власти», «укрепитьдух непокорства», «посеять неверие». Но те же самые министры частным образом оказывали разнообразную поддержку ее издателям. Доходило до того, что глава цеп (урного ведомства, издав формальное распоряжение об изъятии подготовленных к печати материалов, затем принимал их тайком у Дидро и хранил в своем доме.
Не удивит ельно, что, хотя содержание философских К11III объективно подрывало духовные основы Старого порядка, субъективно никто и; представителей «высокого Просвещения» не стремился и не при зывал к ниспровержению того общественного строя, при котором они, благодаря своим талантам, обрели почетный социальный статус и материальный достаток.
При мер философов, которым их способности позволили столь высоко подняться по социальной лестнице, оказался необыкновенно.зара штилей, и во второй половине XVIII в. профессия литератора стала во Франции чрезвычайно модной. Множество молодых людей, умевших более или менее складно излагать спои мысли на бумаге, решили посвятить себя литературе и отравились «завоевывать Париж». Однако их ожидало горькое разочарование: книжный рынок был недостаточно развш. чтобы обеспечить писателям-неофитам хотя бы прожиточный минимум, а покровителей п мест в академиях на всех не хватало. Неудачники пополняли coo: hi литературное дно, Вольтер писал о них: «Число тех, кого not улила ага страсть |к литературной карьере|, чудовищно. Они с наловятся не способны к любому полезному груду... Они живут рифмами и надеждами и умирают в нищете».
20 октября парламент Франции одобрил реформу особого налога, которым облагается движимое и недвижимое имущество самых состоятельных французов. С 2018 года этим налогом ISF будет облагаться лишь дорогая недвижимость, от него освобождаются акции, облигации и другие ценные бумаги. Реформой налога на крупные состояния президент Макрон намерен повысить инвестиции накоплений в экономику. Левая оппозиция осудила реформу как «подарок самым богатым» французам. Почему налог на «богатство» стал одной из главных тем дебатов во Франции - в материале RFI.
Обсуждая закон о бюджете на 2018 год, Национальное собрание Франции 20 октября одобрило в первом чтении одну из самых спорных реформ президента Эмманюэля Макрона. Речь идет об упразднении специального налога, которым во Франции вот уже 35 лет облагаются владельцы крупных состояний, обладающие дорогой недвижимостью и внушительными пакетами ценных бумаг.
В российской практике такой сбор называют сухим термином «налог на имущество». Во Франции - «налогом солидарности на имущество» (impôt de solidarité sur la fortune / ISF). В силу многозначности ключевого слова в вольном переводе можно вполне говорить о налоге на «богатство», «благосостояние» или даже «на удачу-фортуну».
Сейчас во Франции его платит порядка 350 000 домохозяйств. Под налог попадают французы, имеющие движимого и недвижимого имущества на сумму, превышающую 1 млн 300 тысяч евро. Особый сбор с состоятельных граждан, которым «подфартило» с имуществом, составляет 1,5% всех налоговых поступлений в бюджет (почти 5 млрд евро - в 2016 году).
Для сравнения: подоходный налог - 22,5% поступлений, НДС - 52%.
Макрон - освободитель капитала
В своей предвыборной программе президент Эмманюэль Макрон обещал радикально реформировать «налог на богатство», чтобы повысить инвестиции в реальную экономику. Суть реформы - вывести из-под налога инвестиции в ценные бумаги, ограничившись лишь сборами с дорогой недвижимости. Закон о французском бюджете-2018 меняет «налог солидарности на богатство» (ISF) на новый «налог на недвижимые состояния» (impôt sur la fortune immobilière / IFI).
Казна потеряет от реформы более 3 миллиардов евро налоговых поступлений, которые - по замыслу Макрона - состоятельные граждане инвестируют в экономику.
Бланк декларации налога солидарности на имущество ISF AFP PHOTO / DAMIEN MEYER
Выступая 20 октября в парламенте, одобрившем реформу, министр экономики Брюно Ле Мер отметил, что упраздненный налог солидарности на имущество стал «неэффективным» и «сложным» для администрирования. По требованию депутатов министр доказал неэффективность с цифрами в руках. Ле Мер сообщил, что сотня самых крупных плательщиков налога приносит бюджету 126 млн евро. А первая сотня самых состоятельных людей Франции платит в общей сложности 73 млн «налога солидарности». Разница этих сумм показывает, что между размером состояния и налога на него нет прямой зависимости, и самые богатые уходят от обложения путем налоговой оптимизации. Налог солидарности на имущество «не только неэффективен, но и несправедлив», - заключил французский министр экономики, добавив: «мы его отменим и освободим 3 млрд евро, которые, как мы полагаем, пойдут в экономику и производство».
Свобода и процветание по Вольтеру и Токвилю
Брюно Ле Мер приветствовал отмену устаревшего налога на богатых, назвав его «идеологическим табу», которое пало спустя 35 лет. В 1982 году особый сбор с самых состоятельных граждан ввело правительство социалистов, вскоре после прихода к власти президента Франсуа Миттерана. Первоначально он назывался «налогом на крупные состояния» (impôt sur les grandes fortunes / IGF) и служил для финансирования минимальных пособий неимущим. В 1987-м налог был отменен правым правительством Жака Ширака, а через два года восстановлен в виде «налога солидарности на имущество» ISF, который просуществовал 35 лет.
Министр экономики Франции Брюно Ле Мер
REUTERS/Benoit Tessier
Новое правительство президента Макрона частично расправилось с «левым» по идеологии налогом во имя необходимости «вознаградить» состоятельных людей за «риск», который сопровождает любые инвестиции в рыночной экономике. Брюно Ле Мер выступил за «новую налоговую модель», которая должна стимулировать производство и экономику. «Старая налоговая модель провалилась, - заявил министр экономики Франции. - Она привела к росту госдолга, бюджетных расходов, массовой безработице и бегству предпринимателей из страны».
Выступая в парламенте, Ле Мер подвел под налоговую реформу философскую базу, вспомнив французских просветителей, Карла Маркса и либерального мыслителя Алексиса де Токвиля.
Брюно Ле Мер: «В конечном счете споры о налоге на имущество выходят далеко за пределы дебатов о простом налоговом инструменте. В этом споре столкнулись два видения, два взгляда на нацию, общество и экономику. С одной стороны - Вольтер с его восхвалением процветания. С другой - Руссо, восхвалявший умеренность. С одной стороны - Токвиль, превозносивший свободное общество и свободную торговлю. С другой - Маркс с его стремлением обложить налогом капитал. Наше правящее большинство решительно принимает сторону Вольтера и Токвиля, встает на сторону свободы, торговли и процветания».
Критика левых и новые налоги на «роскошь»
Левая оппозиция в парламенте осудила реформу налога на крупные состояния, назвав эту меру «подарком самым богатым» французам. Это «худшая из устаревших идей времен Тэтчер и Рейгана», заявили во фракции социалистов. Левые опасаются, что освобожденные от налога 3 млрд евро вовсе не будут инвестированы в производство.
По мнению лидера фракции социалистов Оливье Фора, эти «налоговые подарки никак не “заточены” под инвестиции». К владельцам крупных состояний власти обращаются с униженной просьбой: «рассчитываем на вашу милость, дамы и господа богачи», - иронизирует депутат.
Лидер крайне левых Жан-Люк Меланшон заявил правительству: «Здравомыслящего капитализма, о котором вы говорите, больше не существует». «То, что вы считает свободой передового капитализма, это не что иное как коммунизм олигархии», -уверен Меланшон.
В ходе парламентских дебатов левым удалось получить от президентского большинства в качестве уступки некоторое увеличение налогов на «проявления роскоши». Владельцев яхт (размером более 30 метров) обложат ежегодным сбором от 30 до 200 тысяч евро. С 10 до 11% вырастет налог на сделки по продаже драгоценных металлов (золота ит.п.). Особый сбор до 8 000 евро станут платить владельцы элитных спортивных автомобилей (исключение сделано лишь для коллекционных авто).
Впрочем, как заметили социалисты дополнительные «налоги на роскошь» будут «символическими» и принесут казне всего 50 млн евро.
Яхта у Лазурного берега Франции
flickr
Старая и новая Франция в XVIII в. – Положение между ними французского правительства. – Двоякое отношение революции к старой монархии. – Политическое воспитание французского общества. – Судьба политической свободы во Франции. – Общеевропейское значение революции.
Указания на литературу по теме «Значение французской революции» – см. во вступительной главе к этому тому
Франция перед французской революцией
В течение XVIII века в социальной жизни Франции совершался глубокий внутренний процесс. Старая Франция Людовика XIV продолжала сохранять свои прежние формы, не затрагиваемые никакими серьезными преобразованиями, которые бы их изменили заметным образом; но в этих старых формах развивалась новая жизнь, правда, сдерживаемая обветшалыми рамками, но все сильнее и сильнее их расшатывавшая, пока под напором новых сил старые формы не подались, и на развалинах прежних отношений не сформировался новый общественный строй, подготовленный предыдущим развитием. Система Людовика XIV продолжала в общем господствовать в официальной жизни Франции, но что рядом с Францией официальной, т. е. Францией королевской власти и версальского двора, католического духовенства и феодального дворянства, существовала другая Франция, самым рельефным проявлением этого была её литература с принципами, диаметрально противоположными тем, которые лежали в основе системы Людовика XIV. Мы видели, что самыми популярными идеями французской литературы XVIII века были идеи духовной и политической свободы и гражданского равенства. Порвав связь с традициями прошлого, эта замечательная литература сделалась органом совсем нового общества, в котором главную роль играли не представители старого католико-феодального строя, а иных общественных слоев, люди либеральных профессий разного звания и люди промышленно-торговых предприятий. Интеллигентная буржуазия XVIII в. сделалась главною сторонницею поступательного движения вперед и в требовании реформ заняла поэтому положение передового класса нации. В первой половине XVIII века она пошла бы еще за правительством, которое выступило бы на поприще преобразовательной деятельности, и ему она оказала бы поддержку, какой, например, не имел в Австрии просвещенный абсолютизм Иосифа II : выразителем новых стремлений был тогда Вольтер . Между тем на сцену не являлось ни монарха, ни министра, подобных позднейшим реформаторам в других странах. Правительство поддерживало старые отношения, и представители старой Франции не думали, чтобы им откуда-нибудь угрожала опасность, кроме разве вольнодумной литературы, да и та увлекала немало людей из тех самых общественных слоев, под которые она подкапывалась. Новая Франция, между тем, росла и делалась более требовательною. В средине XVIII в. ее уже не удовлетворяла программа Вольтера, т. е. реформы всякого рода, но без политической свободы, и вот именно свобода, проповедниками которой являются Монтескье , Руссо, Мабли и некоторые энциклопедисты, делается одною из наиболее популярных политических идей, одинаково разделявшихся перед 1789 г. и буржуазией, и привилегированными. Когда умер Людовик XV, две Франции уже стояли одна против другой, готовые к борьбе; вопрос был только в том, на чьей стороне будет государственная власть и уступит ли она новым влияниям времени. Революция 1789 г. была победою новой Франции над старою, но старая не умерла, и когда пал властелин, сам победивший революцию, чтобы действовать в духе своего рода просвещенного абсолютизма ,она сделала отчаянную попытку клерикально-аристократической реакции против новых общественных слоев, поднявшихся в XVIII в. из прежнего унижения.
Французская революция и монархия Людовика XV и Людовика XVI
Одним словом, французской нации предстояло выйти на новую дорогу, но французские правители оказались не на высоте своего положения. В эпоху, когда троны других великих держав занимали Фридрих II, Мария Терезия, Иосиф II, Екатерина II, – во Франции царствовали совершенно опустившийся Людовик XV (1715–1774) и слабохарактерный Людовик XVI. Они оказались неспособными к роли инициаторов реформ, вытекавших из практических нужд государства, и это было в обществе, которое, наоборот, не так, как в других странах, само требовало реформ. Своею привязанностью к старым формам и неспособностью осуществить желания общества названные короли поселяли недоверие к власти, носителями которой являлись: то, чего не могла совершить старая монархия, должна была взять на себя «нация», заменившая в сознании передовой части общества прежние сословия (états). Правда, и положение французских правителей было более затруднительным, чем где-либо. В странах просвещенного абсолютизма правительствам приходилось иметь дело с одною консервативной оппозицией, но такая оппозиция существовала и во Франции, имея органом своим парламенты, но рядом с нею существовала еще и оппозиция либеральная, какой не было в других странах, да и она видела в тех же парламентах учреждение, обеспечивающее права нации посредством ограничения произвола власти. С разных точек зрения обе эти оппозиции, – старая и новая Франция, – могли быть и бывали недовольны правительством, но обе сходились на почве идеи политической свободы, хотя понимали ее различно, одни – в аристократических формах Монтескье, другие – в демократических формах Руссо и Мабли, одни – думая об участии в правлении для охраны своих привилегий, другие – стремясь к власти, дабы, обладая ею, изменить общественный строй в духе новых идей. Все это ставило правительственную власть между двух огней: и охранительная, и преобразовательная политика вызывали или ту, или другую оппозицию, а раз правительство решалось на сколько-нибудь крутую меру, против него готовы были соединиться обе оппозиции. При таких обстоятельствах во главе Франции должны были бы стоять не такие люди, какими были Людовики XV и XVI и большая часть их советников и руководителей, тем более, что и реформы требовались не одним общественным мнением, которое еще кто-нибудь мог бы обвинять в несоответствии с реальными нуждами страны, а общим расстройством и полнейшею негодностью старой системы. Французская монархия, взявшая под свою опеку общественные силы, приучила нацию смотреть на себя, как на нечто всемогущее, как на силу, во власти которой осчастливить или сделать несчастною всю страну; привыкши ожидать всего от власти, ей преимущественно и стали ставить в вину – и не без основания – печальное положение государства. Монархия Людовиков XV и XVI в сущности охраняла консервативные интересы, но это не мешало духовенству и дворянству накануне взрыва 1789 г. мечтать об ограничении благосклонного для них абсолютизма и тем самым идти вместе с буржуазией, которая не отделяла политической свободы от социальной реформы, Бедственное положение народной массы, бывшее источником смуты, и революционные идеи, органом которых стала пресса, действовали в том же направлении, подготовляя насильственный переворот . Этот переворот, разрушивший «старый порядок» (l"ancien régime) и создавший современную Францию, не мог уничтожить вполне консервативные элементы прежней Франции, которые заняли по отношению к нему оппозиционное положение, а после 1814 г. стали во главе католико-феодальной реакции, – и в то же время не мог быть полным разрывом с прошлым, от которого революционная Франция унаследовала весьма многое и по отношению к которому революция очень часто являлась не переломом, а завершением предыдущего развития. В самом деле, революция, разрушившая прежний строй, во многом лишь завершала работу старой монархии, остановившейся, так сказать, на полдороге. Работа эта заключалась в разрушении старых католико-феодальных основ быта и производилась совместно королевскою властью и народною массою, союз которых – один из крупнейших фактов в истории Франции; но в общем старая монархия исполняла эту работу лишь настолько, насколько прежние порядки были неудобны и стеснительны для самой королевской власти, сделавшейся даже, наоборот, охранительницей тех сторон в этих порядках, которые были невыгодны и тягостны для одной народной массы. Если бы королевская власть и нация шли вместе, рука об руку, Франция должна была бы пережить свой период просвещенного абсолютизма и притом с более широким значением и с более глубоким влиянием, чем где бы то ни было; но французская история приняла другое направление, и работа, начатая, но не оконченная старой монархией, была завершена уже новыми силами. Централизуя страну, королевская власть, поскольку дело касалось её самой, привела к одному знаменателю отдельные провинции Франции, но они продолжали сохранять во всем остальном такие особенности, которые стояли в полном противоречии с национальным единством страны, как результатом объединительной политики королей. Нивелируя общественные классы, старая монархия и здесь по отношению к власти поставила все в одинаково бесправное положение и тем не менее сохранила все сословные перегородки, с которыми плохо мирилось новое, в политическом отношении нивелированное общество. Более чем где‑либо в другой католической стране, во Франции монархии удалось поставить церковь в положение, особенно благоприятное для государства, и вместе с тем католический клир пользовался здесь привилегиями, которые давали ему особую силу над культурною жизнью той самой нации, которая сделалась главным очагом свободного светского просвещения, между прочим, потому, что само же государство не допускало крайностей католической реакции, до каких последняя доходила в других странах. Многое из того, что во Франции фактически существовало в отношениях между государством, с одной стороны, и его областями, его сословиями и католическою церковью, с другой, в иных странах в эпоху просвещенного абсолютизма было лишь целью, которой нужно было еще достигнуть. Но если королевская власть не чувствовала здесь неудобств со стороны областных, сословных и церковных привилегий, её не затрагивавших, и потому сама по себе таким образом не нуждалась в изменении этих отношений, то нигде, наоборот, в такой степени, как во Франции, не тяготился указанными привилегиями народ, который выдвинул вперед зажиточное и образованное среднее сословие, все более и более проникавшееся новыми общественными взглядами. Остановившись в своей исторической работе, французская династия, так сказать, отстала от развития, совершившегося в нации, и последняя собственными своими силами и средствами завершила процесс, в котором прежде такую деятельную роль играла старая монархия, – завершила объединительную, всеуравнивающую и устраняющую всякий дележ власти работу государства над разрозненными областями, над обособленными сословиями, над притязаниями церкви. Взяв на себя окончание невыполненных задать, ставившихся старой власти общественным ростом Франции, революция унаследовала у низвергнутой ею монархии и многие приемы, посредством которых ma достигала своих целей. И с этой стороны новая Франция не совсем порвала свои связи с Францией старой.
Значение французской революции в истории Франции
Во многих отношениях просвещенный абсолютизм и французская революция были явлениями одной и той же категории, представляя из себя два разные момента или две разные формы в процессе перехода западноевропейских народов от средневекового социального строя к строю новейшего времени. Но между ними была и существенная разница. Одно направление было направлением по преимуществу правительственным и государственным: реформы исходили от власти без участия общественных сил и предпринимались прежде всего во имя государства. Переворот, совершившийся во Франции, ставил своею целью достижение свободы в двух смыслах этого слова, т. е. свободы политической, как участия нации в правлении, и свободы индивидуальной, как эмансипации личности из‑под безграничной опеки государства. Старый порядок во Франции являлся полным отрицанием свободы в обоих этих смыслах, и благодаря этому, французское общество в XVIII в. было воспитано в привычках, наименее благоприятствовавших действительному установлению свободы при новых порядках. В Англии и в Северной Америке, где французы искали для себя политических поучений, то, что было целью стремлений французов, являлось результатом долгого исторического процесса, во время которого принципы свободы входили постепенно в привычки, в нравы, в жизненную практику народа и тем самым создавалось уважение к чужой свободе, без которого желание свободы только для себя не в состоянии осуществить настоящую свободу в жизни. История протестантизма показывает, с каким трудом пролагал себе дорогу принцип свободы совести, несмотря на то, что в теории права индивидуальной совести были поставлены выше всякой принудительной силы уже родоначальниками движения; воспитанные в известного рода привычках, создававшихся старою церковною жизнью, они переносили эти привычки и в новую церковную жизнь. То же было и во Франции: привычки и нравы, привитые обществу прежним режимом, пережили этот режим и породили многие явления, бывшие лишь перелицовкою старых. К тому же значительная часть передового общества понимала свободу народа в смысле власти народа: будь власть в руках народа и будь все равны во власти, последняя могла быть, пожалуй, и беспредельной. Такова была государственная идея Руссо, а этот писатель был одним из главных политических воспитателей французского общества в XVIII в. Все это было крайне неблагоприятно для того порыва к свободе, какой ощутила Франция в 1789 г., но было тут еще и нечто другое.
Исполнить то дело, которое не было совершено старой монархией, т. е. осуществить новую государственную идею, значило во многих отношениях прямо продолжать чисто правительственную и государственную политику монархии. Революция встретилась с консервативной оппозицией, против которой она вооружилась всеми средствами власти. Защита нового строя, основанного на гражданском равенстве, требовала усиления власти и отодвигала на задний план интересы свободы. Новому строю грозили не только внутренние враги, но и враги внешние, и чрезвычайные обстоятельства требовали чрезвычайных мер, особенно, когда Франции угрожало иноземное завоевание. Из этих всех затруднений Франция вышла победительницей, но не достигнув желанной свободы. Империя Наполеона I была своего рода просвещенным абсолютизмом в обществе, снявшим с себя феодальную оболочку. Тем не менее, попытка основания свободного государства, сделанная французами в 1789 г. и на первых порах окончившаяся, собственно говоря, неудачей, не осталась бесследной в истории как самой Франции, так и других западноевропейских народов. Первая французская конституция (1791 г.) просуществовала самое короткое время, но те принципы, которые были положены в её основу, сделались руководящими при создании последующих конституционных учреждений во Франции и вне Франции.
Таково значение революции в самой французской истории.
Значение французской революции в западноевропейской истории
Но событие это получило громадное значение в истории других западноевропейских государств. Подобно тому, как немецкая реформация в XVI в., объясняясь из местных причин и в свою очередь объясняя дальнейшую историю Германии, вместе с тем находилась в тесной связи с более общими условиями всей западноевропейской истории и потому оказала сильное влияние на другие страны, – так и французская революция, имея особое отношение к месту своего происхождения, получает и более общий смысл с точки зрения всей западноевропейской истории. Вот те два главные исторические факта, к которым она имеет отношение: разрушение феодализма, поскольку последний господствовал в социальной сфере и даже окрашивал отношения политические, с одной стороны, и внесение в государственную и общественную жизнь начал свободы политической и индивидуальной, с другой. Постепенное разрушение феодализма – один из основных фактов западноевропейской истории; другой не менее важный факт – рост личного и общественного самосознания, соединенный с стремлением к самоопределению в сферах индивидуальной и национальной жизни. То, что вытекало во Франции из условий, общих для неё и для других стран Западной Европы, и что, по местным причинам, совершилось в ней ранее, чем в этих других странах (хоть и позднее, чем в Англии), должно было – в иных только формах – произойти везде, где историческая жизнь развивалась из таких же точно основ. Но в истории действует еще и пример: распространение французских идей среди разных народов подготовило почву для того, чтобы и пример приложения этих идей к жизни, поданный Францией, мог также найти подражание. Таким образом, общие условия быта и общие политические идеи сами по себе были условиями, благоприятными для перехода движения, начавшегося из Франции, в другие страны, подобно тому, как это уже было с переходом реформации из Германии к другим народам католической Европы. Но в данном случае на сцену выступил и еще один фактор.
В 1792 г. между революционной Францией и монархической Европой началась война , почти беспрерывно продолжавшаяся около четверти века. В этой борьбе победа была на стороне Франции. В конце концов она отстояла свои новые учреждения и произвела целый переворот в самой этой Европе, принудив даже её монархические правительства вступать в сделки с правительством, вышедшим из недр революции. Французская революция была началом целого ряда крупных перемен: в период, о котором идет речь, не только была переделана политическая карта Европы, но и во внутренней жизни разных государств под прямым или косвенным влиянием Франции происходили значительные изменения. Вся новейшая западноевропейская история развивается поэтому в направлении, которое ей даль толчок, вышедший из Франции. «Великая» революция разрушала не только старую Францию, но и вообще старую Европу. Борьба между новыми началами и стариною тотчас же получила международный характер, как то было и в эпоху борьбы реформации и