Le Point , Франция
© AP Photo, Jacques Brinon

В большом интервью «Пуэн» бывший президент Франции Николя Саркози рассказал о приоритетах развития Европы в ближайшие 60 лет. В частности, он выступает за создание новой наднациональной организации, в которую вошли бы Европа, Турция и Россия. Позже эту организацию могли бы пополнить Украина и Грузия, играющие роль моста между европейским и российским пространством.

Николя Саркози: Нужно разработать новый европейский договор (Le Point, Франция)

Европа перед выбором

«Пуэн»: На чем должна основываться Европа в ближайшие 60 лет?

Николя Саркози: Во-первых, существует не одна, а несколько Европ. Сегодня я выделил бы по меньшей мере три Европы: Европа евро, ЕС, Шенген. Сюда можно было бы добавить и оборонную Европу. У трех этих Европ должны быть разные институты, политика и стратегия. Европа евро, с Центробанком и единой валютой, должна идти по пути большей интеграции вокруг франко-немецкой оси, которая все еще остается совершенно необходимой. Во время кризисов 2008 гола, ипотечного кризиса, а затем долгового кризиса в Греции, Ирландии и Португалии, все повернулись к немцам и французам. В этой связи необходимо укрепить экономическое правительство, принять которое я убеждал Ангелу Меркель. Им должен руководить француз или немец, тогда как роль генерального секретаря должна достаться представителю другой из двух стран. Оно бы действовало как европейское казначейство. Кроме того, нужно создать независимый от МВФ европейский валютный фонд. МВФ не должен заниматься внутренними делами еврозоны.

— Должен ли у этой Европы быть федеральный бюджет?

— Я не считаю это приоритетной задачей. Более того, мне кажется это рискованным, поскольку европейский бюджет подразумевает европейский налог. Мне сложно представить, что государства-члены согласятся пожертвовать частью фискальных поступлений ради этого бюджета, а граждане и так уже слишком сильно задавлены налогами, чтобы добавлять к ним еще один.

— Как могла бы выглядеть Европа ЕС?

— Ее приоритет должен заключаться в формировании единого рынка и политики по десятку ключевых направлений, таких как сельское хозяйство, промышленность, конкуренция, торговля и наука. Почему бы не задействовать испанских и французских специалистов для поиска лекарства от болезни Альцгеймера? Нужно все это координировать и объединять. Все остальное без исключения должно быть передано в компетенцию государств. Именно этого добиваются народы Европы. Они хотят, чтобы она определяла приоритеты и оставляла государствам все остальное.

— Какие инициативы должна принять Европа перед выборами в мае 2019 года?

— У нее есть только один приоритет: предложить новый проект, чтобы очертить Европу будущего и в корне поменять правила игры. Кроме того, это позволит нам сказать британцам: «Вы отказались остаться в старой Европе, так давайте же построим новую». С меньшими, но более четкими полномочиями.

— Может ли новый документ добиться сосуществования таких разных миграционных политик, как у Меркель и Орбана?

— Как я вижу, миграционная политика Ангелы Меркель в 2018 году совсем не та, что была в 2015 году. Все протестовали против решения Виктора Орбана закрыть границы, однако год спустя десять стран поступили точно так же. Кстати говоря, удивительно слышать, что одни и те же люди называют решение Виктора Орбана закрыть границы нелегитимным, а затем требуют от Реджепа Тайипа Эрдогана закрыть его собственные и даже дают ему на это деньги!

— Не слишком ли мы жестоки с Виктором Орбаном?

— Он трижды победил на выборах. Никто не назвал их сфальсифицированными. Знаете, кто его главный политический противник? Ультраправые. Заявления о том, что Виктор Орбан — диктатор и лидер ультраправых, не соответствуют действительности.

— Но есть ли у вас с ним разногласия?

— Разумеется. Как бы то ни было, скажу вам одно: пусть Европа следит за соблюдением основных прав в Венгрии, такова ее роль. Но легитимное право на управление Венгрией есть только у венгерского правительства.

— Стоит ли пересмотреть организацию правоцентристской группы в Европейском парламенте?

— Я более десяти лет возглавлял французских правых. Мне удалось сохранить единство между федералистами, евроскептиками и защитниками суверенитета. Я всегда сохранял сплоченность нашего течения. Этот парламент полезен. Для главы государства обратиться к 750 депутатам, которые говорят на 22 языках и представляют 28 стран — это интереснейшая задача. В любом случае, ему нужно сохранить открытость и не поддаваться сектаризму. Любой фундаментализм достоин осуждения, и брюссельский — не меньше, чем другие.

— На европейской сцене заявил о себе и другой персонаж: министр внутренних дел Италии Маттео Сальвинин. Его популярность напоминает рейтинги одного бывшего главы МВД Франции…

— Давайте не будем читать нотации Италии. Вы считаете, что произошедшее там не может случиться у нас? Одни причины порождают те же следствия. Поэтому, повторюсь, читать другим нотации — опасная затея. Не стоит воображать себе, что в Европе есть умные люди, которые проводят «правильную» политику, и те, кто ничего не понимают. Единственный приемлемый путь — это перестать говорить о популизме и понять гнев и фрустрацию народов, чтобы превратить их в позитивную энергию для строительства будущего нашего континента. Сегодня настоящая опасность Италии для Европы заключается в том, что она тратит больше, чем это позволяет ее бюджет. Все должны понимать, что финансовый кризис в Италии серьезно отразится на всей Европе. Что касается всего остального, признаю, что мне не по душе то, как Маттео Сальвини говорит о несчастных иммигрантах, которые могли бы стать частью нашей семьи.

— Глядя в прошлое, что вы думаете о греческом кризисе?

— Мы с Ангелой Меркель всегда придерживались следующего принципа: страна-член еврозоны должна принять свои долги. В противном случае это поставило бы под вопрос всю европейскую модель, а финансовые рынки набросились бы на нас под предлогом, что мы обанкротились. Глядя в прошлое, я доволен тем путем, который проделала эта страна. Греция встает на ноги. Десять лет назад этого не было.

— Что вы думаете о появлении новых партий в Европе вроде испанской партии «Граждане», а также о расколе традиционных движений, как во Франции и Германии?

— Недавно я обедал с молодым президентом партии «Граждане». Очень приятный человек. То, чем он занимается, это в первую очередь переустройство. Вы говорите о Франции, но когда Жискар д"Эстен пришел на смену Помпиду, наступил новый мир. И разве приход Миттерана не принес с собой перемен? Когда я принял эстафету у Ширака, вам не кажется, что подход к власти изменился? Разве перемены в политике — не регулярная вещь? Для одних вы всегда отсталый, а для других — современный. Я долгое время был самым молодым, но никогда этим не кичился. Это происходит всегда. Оно неизбежно. Единственные важные вещи в политике — это видение и лидерство. Это энергия, которую вы готовы поставить на службу какого-либо проекта или страны.

— Все-таки новое поколение политиков во Франции и в целом в Европе несколько меняет расклад…

— Власть опасна и может стать наркотиком. Наличие опыта может помочь перед лицом опасностей власти. Когда я вижу, что австрийскому канцлеру всего 32 года, мне хочется пожелать ему удачи. Жак Ширак говорил мне, что его назначили премьером слишком рано. Ему было всего 42 года. Опыт — важная вещь.

— Есть ли у ваших младших коллег в политике чувство трагического? Ведь политика — это еще и трагедия, так ведь?

— Трагедия — это жизнь. Мы теряем любимых или же сами уходим раньше них. Она всегда заканчивается плохо. Чтобы она закончилась наименее плохо, нужно иметь возможность уйти без страданий. Политика — это всего лишь жизнь под увеличительным стеклом.

— Раз мы говорим о трагедии, к ней относится и судьба множества мигрантов. Как должна выглядеть миграционная политика Европы?

Контекст

Европейский проект требует глубоких реформ

Le Monde 19.05.2016

Забудь про джихад и живи спокойно

Hürriyet 10.05.2018

Олланд и Саркози: два стиля, результат один

Slate.fr 17.10.2016

Саркози, Леви, Клинтон и золото Каддафи

RUE89 12.01.2016 — К сожалению, мы толком еще не видели назревающий миграционный кризис. Через 30 лет в Нигерии будет больше людей, чем в США. Население африканского континента возрастет с 1 до 2,5 миллиарда человек, причем половина из них будет моложе 25 лет. То есть, вы можете представить, какими станут миграционные течения в ближайшие годы. Миграционный вопрос больше не может решаться неизвестным комиссаром без политической легитимности. Он должен находиться в компетенции европейского правительства из министров внутренних дел, которые изберут председателя и будут представлять демократические отчеты. К ним также следует присоединить Фронтекс. По крайней мере, в таком случае миграционная политика станет предметом демократического обсуждения. Расстояние между южным и северным берегами Средиземного моря варьируется от 14 до 1 600 км. Кроме того, в Европу можно попасть пешком через Турцию или Грецию. К этому необходимо добавить «хотспоты», обсуждение миграционных вопросов в отношениях с родными странами мигрантов и транзитными государствами, а также крупнейший в истории план развития, который должен касаться африканского континента. Я бы назвал его «планом Маршалла» для Африки. Для Европы помощь в развитии Африки — не благотворительность, а стратегическая необходимость. Кроме того, это пойдет на пользу нашей экономике. Если Европа даст деньги на строительство африканской инфраструктуры, не будет ничего странного в том, что ее предприятия закрепятся там в приоритетном порядке. Это будет подразумевать глубокую реформу европейского права в сфере конкуренции. Мне говорят, что это будет дорого стоить. Думаю, что это обойдется все же дешевле, чем ничего не предпринимать и бессильно смотреть на катастрофу.

— Не получается ли, что Фонд Билла и Мелинды Гейтс со своей масштабной программой семейного планирования действует эффективнее, чем большая часть политических программ в сфере помощи в развитии?

— Я одним из первых поднимал демографический вопрос. По счастью, менталитет и риторика меняются. Проблемы защиты окружающей среды в первую очередь связаны с демографией. Вы можете сколько угодно перерабатывать отходы, но если население удваивается, это ни к чему не приведет. В Лагосе сегодня насчитывается 22 миллиона человек, а к 2050 году может стать 40 миллионов. В Мехико сейчас 22 миллиона человек, живущих на высоте более 2 000 метров над уровнем моря. Пекин подходит к седьмой периферии. В этих городах экологические вопросы опираются не на те же основы, что во Франции. Первая мера для сохранения планеты — это контроль над демографией. Нас ждет демографический шок небывалых масштабов. Вопрос семейного планирования и регулирования рождаемости носит первоочередной характер. Россия теряет несколько десятков тысяч человек в год, тогда как в Центральной Африке на одну женщину в среднем приходится четыре ребенка. Вы понимаете, какой вам нужен экономический рост, если население удваивается каждые 20 лет?

— Почему значимость демографического вопроса недооценивается?

— Не существует международной организации или агентства ООН, которое бы отслеживало демографическую проблематику. Дело не в том, чтобы запрещать людям заводить детей, а в том, чтобы установить их число, которое может жить на планете в хороших условиях, запустить просветительскую политику в сфере семейного планирования. Хотим мы того или нет, это очень важный вопрос.

— Стоит ли Европе опасаться альянса Турции, России и Китая?

— Мы делаем все, чтобы подтолкнуть Россию в объятья Китая, и я очень об этом сожалею. Санкции контрпродуктивны. Европа и Россия должны работать в доверительной обстановке. И самое страшное еще впереди, поскольку американский Конгресс намеревается задушить 140 миллионов россиян, лишив их банки доступа к международному финансированию. Осознаем ли мы последствия этого шага? В целом, Европе нужно в экстренном порядке создать инструменты своей финансовой независимости, чтобы нейтрализовать последствия диктата долларового бога, как это было с Ираном. Наши предприятия вынуждены прогибаться под указания Дональда Трампа. Это неприемлемо. Что стало с нашей независимостью?

— Нужно ли протянуть руку Турции?

— Я был единственным, кто выступал против вступления Турции в ЕС, и не жалею об этом. Жак Ширак и Франсуа Олланд поддерживали это. Барак Обама тоже просил меня об этом. Как бы то ни было, сегодня после обвала турецкой лиры нужно протянуть руку 80 миллионам турок. Как и России. Сейчас нужно представить себе новую наднациональную организацию, в которую бы вошли три стороны: Европа, Турция и Россия. Так мы сформировали бы политический диалог высокого уровня и начали бы обсуждение вопросов безопасности, терроризма и экономического сотрудничества.

Впоследствии в эту организацию могли бы войти другие страны, которые играют роль моста между европейским и российским пространством, как Украина и Грузия. В результате им не пришлось бы выбирать между Европой и Россией, что укрепило бы безопасность нашего континента.

— Вас послушать, так международные институты больше не соответствуют нашему времени.

— Мы еще не вступили в XXI век. Мы сделаем это, когда сформируем международные институты XXI века и откажемся от тех, что были в ХХ веке. Я был поражен тем, что на последней сессии Генассамблеи ООН не было лидеров России и Китая. Каждый приехал, чтобы пообщаться с собственными журналистами. ООН нужно реформировать. Двадцатке, которую я создал в 2008 году, тоже нужны реформы, потому что ей все сложнее принимать решения. Ей нужно сформировать генеральный секретариат для отслеживания всех вопросов. Следует также поднять вопрос насчет работы НАТО. Необходимо рассмотреть и международную торговлю, поскольку в этой сфере больше невозможно ни одно глобальное соглашение. Нужна система урегулирования конфликтов между международными институтами, то есть новая международная инфраструктура, в которой ООН играла бы основную роль. Приведу другой пример: Совет безопасности. Там нет ни одного постоянного члена из Южной Америки, Африки и арабского мира. Нет там и Индии, страны с самым большим населением в мире! Разве может быть одно число постоянных членов при населении в 2 миллиарда, как было после Второй мировой войны, и 11 миллиардов, как в конце века? Это абсурд! Изменим все это, чтобы, наконец, вступить в XXI век.

— Вам не кажется, что Европе следовало вести диалог с Сирией Башара Асада?

— В Средиземноморье разыгрывается столько вещей! Мне жаль, что мы не вернулись к идее средиземноморского альянса. Этот проект разбился о соперничество и напряженность в регионе, но я убежден, что он до сих пор необходим.

— Не стоит ли нам проявить больше солидарности со странами вроде Туниса, который принял самую либеральную конституцию во всем арабском мире?

— Разумеется, нам нужно поддержать молодую тунисскую демократию, которая отважно борется с экстремизмом. Кроме того, нужно отметить и другую страну, которая проходит через мирные преобразования. Это Марокко. Король решил, что его премьером должен быть лидер победившей на выборах партии. Мы уделяем недостаточно внимания преобразованиям, которые с умом и решительностью осуществил король.

— У вас на самом деле нет сожалений по поводу военного вмешательства в Ливии?

— В конце своего президентского срока Барак Обама заявил, что его главной ошибкой во внешней политике стало то, что он бросил Ливию в 2012 году. Мне кажется, это очень смелое заявление. На первых свободных выборах в Ливии в июле 2012 года явка составила 60%, и победили демократы. Это был беспрецедентный успех. Как бы то ни было, мы бросили Ливию в тот самый момент, когда она нуждалась в поддержке. Но кто мог подумать, что следовало бы сохранить кровавого диктатора вроде Каддафи?

Нужно рассмотреть перспективу сотрудничества между югом и севером Европы, которое становится все более необходимым, в частности в том, что касается будущего Алжира, которое представляет собой значимый для Франции вопрос. Нужно помочь югу Средиземноморья справиться с миграционным давлением из Центральной Африки и привести эти страны к пониманию того, что разнообразие — часть их идентичности.

— То есть?

— Нужно понимать, что богатство Средиземноморья опирается на его религиозное, этническое и культурное разнообразие. Поэтому его сохранение представляет собой абсолютный приоритет. Хорошим тому примером служит Ливан, который смог найти оригинальный компромисс для демократии и разнообразия. По тем же самым причинам я считаю важным единство Ирака как мультикультурной страны и выступаю против раздела Сирии. Нельзя допустить, чтобы появилась алависткая Сирия, шиитская Сирия и суннитская Сирия. Это было бы трагедией. Глобализация не должна быть препятствием на пути разнообразия. Именно поэтому я категорически против Брексита. Не стоит думать, что раскол остановится на Великобритании: он пробудит сепаратизм, который может унести с собой все. Это безумие. Разве может Европа обойтись без 60 миллионов британцев? И смогут ли 60 миллионов британцев в одиночку иметь какое-то влияние в современном мире?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

ФГБОУ ВПО «Педагогический институт Южный федеральный университет»

Факультет социально-исторического образования

Реферат

На тему: «Внешняя политика Николя Саркози»

Выполнил: Студент 6 курса ОЗО

Хромова Т.

Проверил:

Доцент Васильев А.Д.

Ростов-на-Дону 2012

1. Биография

2. Общая политическая характеристика

3. Внешняя политика

3.1 Отношения с Россией

3.2 Евросоюз

Введение

Николя Саркози - Президента Франции и Великий магистр Ордена Почетного Легиона. Саркози - безусловно одна из самых ярких политических фигур современной Франции. Он человек с богатым опытом государственной и партийной деятельности. Саркози занимал ряд министерских постов, в том числе министра внутренних дел.

С новым президентом Франции связывается ожидание перемен в экономике, социальной сфере, миграционной и внешней политике. Хотя основные направления внешнеполитического курса Саркози уже достаточно хорошо просматриваются, тем не менее об окончательном его становлении говорить пока рано. Идёт как «обкатка» новой политики на практике, так и пополнение её теоретической базы.

Характеризуя общий контекст международных отношений в начале ХХI века, президент страны констатирует, что, несмотря на окончание «холодной войны» и «крушение несправедливого ялтинского порядка», положение не стало спокойнее.

В мире, который стал одновременно глобальнее и мозаичнее, доминируют тенденции потери контроля и управляемости, нарастания конфликтов, грозящих серьёзными последствиями для всего человечества.

По мнению Саркози, Франция в ближайшие годы столкнётся с тремя главными вызовами.

Первый вызов - как предупредить столкновение между исламом и Западом? Второй вызов - как интегрировать в новый мировой порядок таких «поднимающихся гигантов», как Китай, Индия и Бразилия? Третий вызов - вопросы потепления климата и устойчивости снабжения энергоресурсами.

Каким же направлениям внешнеполитического курса Н.Саркози уделяет основное внимание?

1. Биография

саркози политика правительственный международный

Николям Поль Стефамн Саркозим де НаМдь-Бомча (фр. Nicolas Sarkozy, полное имя Nicolas Paul Stйphane Sбrkцzy de Nagy-Bуcsa; родился 28 января 1955, Париж) -- французский государственный и политический деятель, 23-й президент Французской Республики и 6-й президент Пятой Французской республики.

Образование Саркози получил в частной католической школе. По отзывам, учился довольно посредственно. Окончил школу в 1973 г. В 1978 г. окончил Университет Париж X - Нантер и получил степень магистра гражданского права. После этого поступил в Институт политических наук в Париже по государственному праву и политическим наукам, но не получил диплома. Стал адвокатом, специализирующимся во французском коммерческом праве, а точнее -- в праве в области недвижимости.

23 сентября 1982 г. женился на корсиканке Мари-Доминик Кюльоли (Marie-Dominique Culioli), дочери фармацевта из Вико (корсиканская деревня к северу от столицы острова Аяччо). У них родилось двое сыновей -- Пьер (1985) и Жан (1987). В 1984 г., будучи мэром Нёйи-сюр-Сен, познакомился с Сесилией Мартен, урождённой Сиганер-Альбенис (Cйcilia Ciganer-Albeniz), которая была женой хозяина местного телеканала (Саркози в качестве мэра руководил церемонией их бракосочетания). У Николя и Сесилии завязался роман, завершившийся тяжёлым разводом Саркози с первой женой. В 1996 г. они вступили в брак, в 1997 г. у них родился сын Луи. В их семье жили также две дочери Сесилии от первого брака Жюдит (1984) и Жанна-Мари (1989).

Госпожа Саркози играла публичную роль, часто появлялась вместе с мужем в общественных местах и выполняла роль его помощника, что для французской политики было довольно необычным.

2. Политическая характеристика

Политологи отмечают высокие лидерские качества и харизму Николя Саркози. По убеждениям -- правый консерватор. Выступает за снижение налогов и социальных расходов. Сторонник европейской интеграции. Судя по его выступлениям, поддерживает традиционные французские ценности светского демократического государства, которые вобрали в себя и опыт христианской цивилизации. В вопросе ассимиляции иммигрантов обращает внимание, прежде всего, на их способность принять эти ценности. Считается союзником США.

Как президент, по должности является князем (соправителем) Андорры и великим магистром ордена Почётного легиона. Избран президентом 6 мая 2007 г., вступил в должность 16 мая.

Лидер правящей партии «Союз за народное движение» (фр. Union pour un mouvement populaire, UMP) (с 2004 до вступления в должность). В 1993--1995, 2002--2004 и с 2005 по 2007 занимал министерские посты в правительстве Франции.

Также до вступления в должность президента республики являлся председателем генерального совета департамента О-де-Сен. Во Франции известен под прозвищем «Сарко» (Sarko), которое используют в его правительстве.

3. Внешняя политика

3.1 Отношения с Россией

22 мая 2007 Саркози имел первую телефонную беседу с Путиным. Традиции голлизма ориентированы на «особые» партнёрские отношения с Россией. Однако ввиду декларируемого во время предвыборной кампании атлантического вектора внешней политики президента контуры политики Саркози в отношениях с Россией пока неясны.

Во время предвыборной кампании Саркози в феврале 2007 года говорил о необходимости «эволюции России» в области прав человека, упомянув 200 тысяч погибших и 400 тысяч беженцев в результате чеченского конфликта. Разговор с Путиным сопровождался развёрнутым комментарием Елисейского дворца, в котором президент Саркози отозвался о России и её властях более благожелательно.

Николя Саркози заявил, что «придаёт важность привилегированным отношениям между двумя странами», что Россия «великое государство» (grande nation), а Путин -- «человек, с которым можно говорить», обеспечивший «стабильность России». Наблюдатели отмечают, что Путин поздравил Саркози с избранием лишь через двое суток после официального объявления итогов выборов, а лично лишь через неделю после инаугурации, выдержав определённую паузу.

Вместе с тем Кремль подчеркнул необходимость поддерживать высокий уровень интенсивности франко-российского сотрудничества и диалога.

Для Саркози, Россия, с одной стороны представляет собой, прежде всего, восходящую страну, а с другой, - новые возможности.

3.2 Евросоюз

Приоритетом внешней политики Саркози является Европа, в частности Европейский союз. Именно он стал одним из авторов и активных сторонников Лиссабонского договора, изменяющего Договор об основании ЕС и Договор об основании ЕЭС, -- договора, заменившего проект Европейской конституции, отвергнутый на референдумах во Франции и Нидерландах в мае-июне 2005 г.

По мнению официального Парижа, данное соглашение, подписанное 13 декабря 2007 г., с одной стороны, помогает ЕС более амбициозно действовать в различных областях, с другой, -- учитывает мнение французского и нидерландского народов.

Тем не менее, сам характер Договора, а также способ его ратификации (парламентом Франции, собравшимся в составе конгресса 8 февраля 2008 г.) вызывает живые дебаты во французском обществе и среди политиков.

Саркози также предложил выработать новую стратегию безопасности ЕС взамен принятой в 2003 г. (внутри страны Саркози начал процесс разработки новой Белой книги по национальной обороне вместо принятой в 1994 г.). Широко обсуждаются планы Саркози по полному возвращению Франциии в военные структуры НАТО, однако это обусловлено развитием оборонных инициатив ЕС и реформой Альянса.

Стратегической целью Франции является не возвращение в НАТО, а развитие военно-политического сотрудничества стран ЕС. Поэтому президент выдвинул два предварительных условия возвращения страны в военную организацию.

Во-первых, - серьезное продвижение вперед в вопросах формирования «автономной системы обороны Европы» и соответствующее реформирование НАТО.

Во-вторых, - назначение французского представительства на один их высших руководящих постов в действующее военной структуре альянса.

Французский президент большое внимание уделяет отношениям с Великобританией, полагая необходимым добиться ее более активного участия в евростроительстве и особенно в военно-политических проектах ЕС. Важное место отводиться Испании и Португалии, с которыми Францию традиционно связывают особые отношения. Внимание уделяется Польше, Болгарии, Венгрии и Румынии. Но не случайно, президент неоднократно подчеркивал, что «абсолютным приоритетом» Франции как члена «западной семьи» остается Европейский союз, а должность министра в новом правительстве, ответственного за внешние связи, называется «министр по иностранным и европейским делам».

Наряду с проамериканскими акцентами внешней политики Н.Саркози присущи и другие привычные для Франции интонации, которые не признают понятий «сверхдержава».

3.3 Расширение ЕС. Турция и Балканы

Также Саркози выступает против немедленного вступления Турции в ЕС, поскольку считает, что Европа должна быть «политическим проектом», а не «субрегионом ООН»; Саркози в своем выступлении говорит: « Для того, чтобы Европа хотела, надо, чтобы она перестала расплываться в бесконечном расширении. Надо, чтобы Европа имела границы. Надо, чтобы Европа имела пределы. Существуют страны, такие как Турция, которые разделяют с Европой часть общих судеб, имеющих предназначение строить с Европой привилегированные отношения, быть самым тесным образом связанными с Европой, но не предназначенных стать членами Европейского Союза».

Он подчеркивает внутренние проблемы Турции, нестабильность в регионе, неспособность ЕС принять это государство без дестабилизации своего функционирования.

Кроме того, между странами существует ряд двусторонних проблем (по решению Турции французская компания «Gaz de France» вышла из проекта газопровода «Nabucco» в феврале 2008 г., Анкара объясняет это действие тем, что Париж официально признает геноцид армян 1915 г. в Турции; проект Средиземноморского союза, поддерживаемый Саркози, рассматривается Турцией как возможная попытка подменить средиземноморским сотрудничеством вступление в ЕС для неё).

При этом Саркози всячески пытается не допустить серьёзного ухудшения отношений с Турцией, подчеркиваются дружеские исторические связи с этой страной, предлагаются различные формы сотрудничества с ЕС -- «партнерство», «ассоциация».

Выдвигая проект создания Средиземноморского союза, Франция намеривается закрепить за собой роль, опираясь на собственные достижения и развитые связи со странами южного и восточного Средиземноморья. Так же реализация проекта должна укрепить позиции Франции в Евросоюзе.

Саркози официально поддерживает вступление в ЕС государств Западных Балкан: кандидатов -- Хорватии, Македонии и потенциальных кандидатов -- Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Косово, Албании, но только при соблюдении ими всех критериев.

Только в отношении Хорватии не будет применяться статья 88-5 Конституции Франции, согласно которой «Любой проект закона, разрешающий ратификацию договора относительно вступления государства в Европейский союз, выносится на референдум президентом Республики».

Выводы

Таким образом, Николя Саркози выделяет 3 направления французской внешней политики: европейское, атлантическое и средиземноморское.

В европейских делах главное это усиление европейской интеграции, размещение ПРО у границ с Россией. Вместе с тем, он против интеграции Турции в Европейский Союз. Аргументация такого отношения состоит в том, что Турция не европейская страна и потому с ней возможны любые формы сотрудничества, кроме членства в ЕС.

Атлантическое направление в политике предполагает укрепление отношений со США. Но поддержка основных акций внешней политики США не означает, что они могут быть вне критики. Напротив, дружба предполагает уважение, а не подчинение, один из друзей может действовать иначе, чем другой.

В отношениях с Великобританией ожидается потепление. Внешняя политика в Средиземноморском районе и Северной Африке должна быть направлена на широкое региональное сотрудничество по внешней торговле, энергетике, образовании, наведении порядка в эмиграции и др.

Николя Саркози неоднократно высказывался за создание cоюза средиземноморских государств (CCГ).

Главными задачами Средиземноморского союза должны стать выработка согласованной иммиграционной политики, развитие экономики и торговли, продвижение основополагающих ценностей правового государства, защита окружающей среды.

ССГ может стать тем образованием, в котором Франция попытается стать бесспорным лидером. Интрига состоит в том, что очевидно, членство в этом Союзе будет строиться не на основе экономических и демократических стандартов, как в ЕС. Приоритетом станет непосредственное географическое положение.

По своему экономическому и политическому потенциалу Франция явно превосходит Италию, Грецию и Испанию - стран членов ЕС, имеющих выход к Средиземному морю. В то же время подобное образование может включить в себя Алжир и Тунис, - бывшие французские колонии. Очевидно, что ССГ призван стать региональной структурой, подобием экономического союза a la Евросоюз.

Что касается отношений с Россией, то как и с Китаем и Индией, они не отнесены к приоритетам. Усилению влияния Франции в мире призвано способствовать и развитие отношений с Россией. Россия так же заинтересована в развитии диалога с Францией.

Относительно политики Франции на Ближнем Востоке. Саркози неоднократно подчеркивал значение "безопасности Израиля". Однако средством его достижения он считает создание палестинского государства.

В 26 августа 2009 года президент Н.Саркози, выступая на ежегодной конференции французских послов в Париже, изложил приоритеты внешней политики Франции на ближайший год: новые правила для мировых финансовых рынков, расширение «большой восьмерки» до «группы 14» государств, «существенное ужесточение санкций» против Ирана.

Президент Франции Николя Саркози, выступая на ежегодной конференции французских послов в Елисейском дворце, объявил, что его "заветное желание", расширение «большой восьмерки», может осуществиться во время французского председательства в «клубе восьми» в 2011 году. Процесс расширения "клуба" самых развитых промышленных стран начнет в 2010 году Канада. На очередной саммит она, в качестве председателя, созовет не 8, а 14 стран. К восьми самым индустриально развитым странам мира присоединятся пять ведущих развивающихся стран - Южная Африка, Бразилия, Китай, Индия, Мексика. Будет приглашен также Египет.

Список литературы

1. С. Федоров. Европейская политика Н. Саркози. //Международная жизнь, 2008, №8-9,с.40.

2. Т.Зверева. Внешняя политика Франции после прихода к власти Саркози. //Мировая экономика и международные отношения, 2008 , №6, с.45.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение биографии французского государственного и политического деятеля Николя Саркози. Его карьера до избрания президентом республики. Проведение внутренней политики и сформирование правительства. Отношение Франции с Германией и Российской Федерацией.

    презентация , добавлен 27.01.2015

    Внешние и внутренние политические проблемы Франции на современном этапе. Основные направления во внешней и внутренней политике Франции в начале XXI века. Формирование политики безопасности. Особенности политики нового президента Франции Николя Саркози.

    реферат , добавлен 22.04.2011

    Сущность, функции и технологии избирательной стратегии. Анализ избирательной кампании Николя Саркози и Сеголена Руаяля на выборах Президента Франции 2007 г., оценка их эффективности. Сравнительная характеристика выборов во Франции в 2002 и 2007 годах.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2010

    Биография Н. Саркази, рождение, детство, учеба, служба в армии, политическая деятельность, занимаемые должности, участие в избирательных кампаниях, избрание на должность президента. Сведения о родителях и семье. Партнёрские франко-российские отношения.

    презентация , добавлен 14.04.2011

    реферат , добавлен 15.11.2008

    реферат , добавлен 12.12.2014

    Становление внешнеполитических взглядов первого федерального канцлера Германии. Формирование политической биографии Конрада Аденауэра. Внешняя и внутренняя политика ФРГ в послевоенное время. Отличительные черты внешнеэкономической политики правительства.

    реферат , добавлен 15.03.2015

    Необходимость международных отношений и сферы взаимодействия государств. Типы и функции внешней политики. Международное разделение труда как способ организации мировой экономики. Валютно-кредитные отношения как финансовые отношения между разными странами.

    презентация , добавлен 09.01.2013

    Внешняя политика и ее основные направления. Глобализация как новая политическая реальность. Политика и идеология Российской Федерации в условиях глобализации. Уменьшение разницы между внешней и внутренней политикой государства как результат глобализации.

    реферат , добавлен 27.04.2010

    Цель данной работы – проанализировать внешнюю политику как элемент политического процесса. Сущность и субъекты внешней политики. Цели и функции осуществления внешней политики. Средства внешней политики. Отражение реальных общественных потребностей.

Николя́ Поль Стефа́н Саркози́ де На̀дь-Бо́ча (фр. Nicolas Sarkozy, полное имя Nicolas Paul Stéphane Sárközy de Nagy-Bócsa; род. 28 января 1955, Париж) - французский государственный и политический деятель, 23-й президент Французской республики и 6-й президент Пятой Французской республики. Как президент, по должности является со-князем Андорры и великим магистром ордена Почётного легиона. Избран президентом 6 мая 2007 г., вступил в должность 16 мая, сменив на посту главы государства Жака Ширака.

Лидер правящей партии «Союз за народное движение» (фр. Union pour un mouvement populaire, UMP) (с 2004 до вступления в должность). В 1993-1995, 2002-2004 и с 2005 по 2007 занимал министерские посты в правительстве Франции. Также до вступления в должность президента республики являлся председателем генерального совета департамента О-де-Сен.

Во Франции известен под прозвищем «Сарко» (Sarko), которое используют как его сторонники, так и оппоненты.

Родители

Отец - Пал Надь-Боча Шаркёжь - родился в Будапеште в семье мелкого венгерского дворянина-протестанта (дворянство и герб даны семье в 1628 императором Фердинандом II за подвиги предка в годы Тридцатилетней войны), владевшего землями близ города Сольнок и небольшим замком Alattyán в 100 км от столицы. Его предки были членами муниципалитета Сольнока. С приходом Советской армии в 1944 семья покинула страну. В Баден-Бадене Поль Саркози (так он офранцузил своё имя и фамилию) записался во Французский иностранный легион, заключил пятилетний контракт и проходил службу в Алжире. Не желая отправляться в Индокитай, в 1948 демобилизовался. Получил французское гражданство и обосновался в Марселе, вскоре переехав в Париж. В 1949 женился на Андре Малла (Andrée Mallah) - студентке юридического факультета, дочери известного врача в респектабельном 17-м парижском округе. Её отец Бенедикт Маллах (Benedict Mallah) был евреем-сефардом, иммигрантом из Салоник, перешедшим в католичество, её мать, Адель Бувье - француженка, медсестра из Савойи, католического вероисповедания. От брака Поля Саркози и Андре Малла родилось трое детей: Гийом (1952), Николя (1955) и Франсуа (1957).

В 1959 Саркози-старший покинул семью, после этого ещё дважды побывав в браке. Мать, чтобы вырастить детей, закончила образование и стала адвокатом.

Николя Саркози провёл первые годы своей жизни в 17-м округе Парижа. Позже семья перебралась в соседний городок Нёйи-сюр-Сен - благополучную коммуну западнее 17-го округа за пределами Парижа. Отец практически не участвовал в воспитании детей и не помогал семье, хотя являлся состоятельным человеком. Влияние на Саркози оказывал дедушка, по религии католик, а по политическим воззрениям - голлист. Семья хотела, чтобы дети полностью ассимилировались во французском обществе. Ребёнком Саркози, по его собственным словам, не чувствовал себя полноценным французом и страдал от своего сравнительно низкого материального положения, а кроме того не был достаточно сильным, чтобы постоять за себя. Позже он неоднократно заявлял, что именно унижения детства и отсутствие отца сделали его таким, каким он есть сейчас. Его амбиции и стремление во власть выглядят как компенсация за второразрядный статус в юности. Утверждается, что отец однажды якобы сказал ему, что тот никогда не сможет стать президентом Франции, потому что такие вещи бывают только в Соединённых Штатах.

Образование, работа, семья

Образование получил в частной католической школе. По отзывам, учился довольно посредственно. В 1973 получил диплом бакалавра. В 1978 закончил Институт политических наук в Париже по государственному праву и политическим наукам, а также курс частного права (без диплома). Стал адвокатом, специализирующимся во французском коммерческом праве, а точнее - в праве в области недвижимости.

23 сентября 1982 женился на корсиканке Мари-Доминик Кюльоли (Marie-Dominique Culioli), дочери фармацевта из Вико (корсиканская деревня к северу от столицы острова Аяччо). У них родилось двое сыновей - Пьер (1985) и Жан (1987).

В 1984, будучи мэром Нёйи-сюр-Сен, познакомился с Сесилией Мартен, урождённой Сиганер-Альбенис (Cécilia Ciganer-Albeniz), которая была женой хозяина местного телеканала (Саркози в качестве мэра руководил церемонией их бракосочетания). У Николя и Сесилии завязался роман, завершившийся тяжёлым разводом Саркози с первой женой. В 1996 они вступили в брак, в 1997 у них родился сын Луи. В их семье жили также две дочери Сесилии от первого брака Жюдит (1984) и Жанна-Мари (1989).

Г-жа Саркози играла публичную роль, часто появлялась вместе с мужем в общественных местах и выполняла роль его помощника, что для французской политики было довольно необычным. В 2005 во французской прессе появились сообщения о кризисе их отношений и подготовке к разводу. В то время развода не последовало, но и в дальнейшем отношения пары продолжали интриговать общество (Саркози резко выступал против вмешательства в свою личную жизнь). Сесилия в одних случаях появлялась на публике с мужем, в других - без него, голосовала вместе с ним в первом туре президентских выборов 2007 года, но не во втором. Она присутствовала на инаугурации Николя 16 мая вместе со своими тремя детьми, а также двумя сыновьями мужа от первого брака. На церемонию пришли и расставшиеся почти полвека назад родители президента.

17 октября 2007 года во французской прессе появились слухи, согласно которым Сесилия и Николя подали 15 октября в суд документы о разводе. 18 октября было официально объявлено, что развод по обоюдному согласию уже произошёл, и что сын Луи останется с матерью.

2 февраля 2008 Саркози вступил в третий брак - с фотомоделью и певицей итальянкой Карлой Бруни.

Общая политическая характеристика

Политологи отмечают его высокие лидерские качества и харизму. По убеждениям - правый консерватор. Выступает за снижение налогов и социальных расходов. Сторонник европейской интеграции. Судя по его выступлениям, поддерживает традиционные французские ценности светского демократического государства, которые вобрали в себя и опыт христианской цивилизации. В вопросе ассимиляции иммигрантов обращает внимание прежде всего на их способность принять эти ценности. Считается союзником США. Некоторые журналисты, критически настроенные к политике Штатов, такие, как Тьерри Мейсан, обвиняют Саркози в том, что он агент сионизма и ЦРУ. Оппоненты и многие независимые исследователи называют Саркози либералом или ультралибералом; сам он отрицает такое определение и утверждает, что он «прагматик».

Саркози является фигурой, в высшей степени поляризующей общество. Он - самый популярный и в то же время самый непопулярный из правых политиков последнего времени, его личность является предметом постоянной критики и насмешек со стороны левых. Распространены такие феномены, как специальные акции «анти-Саркози», голосование по принципу «кто угодно, только не он». В то же время сторонники Саркози также являются мощной и достаточно консолидированной силой.

В 1974 Саркози вступил в партию «Союз демократов за республику». В 22 года он стал членом городского совета в родном Нёйи-сюр-Сен, в 28 - мэром города (1983), оставаясь на этом посту до 2002. В 1979-1981 возглавил молодёжный комитет по поддержке Жака Ширака на президентских выборах 1981. С этого момента он стал союзником и протеже будущего президента.

В 1993 Саркози прославился тем, что лично вёл переговоры с террористом, который взял в заложники детей в детском саду Нейи. В том же году он вошёл в правительство Эдуара Балладюра, где получил кресло министра по бюджету и пост официального представителя правительства. Помимо этого исполнял обязанности министра по коммуникациям. Ширак очень благосклонно к нему относился, однако на выборах 1995 он порвал с Шираком и поддержал Балладюра, чей рейтинг в начале избирательной кампании составлял 50 %, тогда как у Ширака был всего 14 %. После того, как Ширак выиграл выборы, Саркози лишился своих постов в правительстве. Широко распространено мнение, что Ширак воспринял поведение Саркози как предательство, и с этого момента отношения двух французских политиков стали враждебными. Однако на выборах 2002 Саркози поддержал Ширака, и в мае 2002 после своего тяжёлого переизбрания президент назначил Саркози министром внутренних дел в правительстве Жан-Пьера Раффарена.

В 2004 в связи с освобождением места председателя правящей партии «Союз народного движения» (председатель Ален Жюппе был обвинён в коррупции и приговорён к поражению в правах) начались поиски нового лидера. Саркози рассматривался как наиболее вероятный кандидат. Ширак и его сторонники первоначально выдвинули лозунг «Кто угодно, только не Саркози», но в конце концов вынуждены были уступить, и в мае 2004 Саркози был избран председателем (85,1 % голосов). По соглашению с Шираком, он оставил министерские посты и сосредоточился на партийной работе. За время его председательства численность партии увеличилась. Когда 31 мая 2005 кабинет министров ушёл в отставку из-за неудачного голосования по Европейской конституции, Саркози был приглашён в новое правительство Доминика де Вильпена, где для него был восстановлен ранее упразднённый пост государственного министра - второго лица в правительстве.

Деятельность в правительстве

Наблюдатели отмечали активность Саркози на министерской работе. Он постоянно разъезжал по стране. Критики уличали его в популизме и злоупотреблении риторикой силы. Сторонники отмечали, что ему поручались самые тяжёлые участки работы.

На посту министра внутренних дел ему пришлось искать решение нескольких острых проблем. В пригородах крупных городов процветала преступность. Францию захлестнула волна антисемитизма, росла напряжённость в мусульманской общине. Обострение обстановки было характерно и для традиционного очага сепаратистской напряжённости - острова Корсика, где в 2002 произошло более 200 терактов.

Реформы, проводимые Саркози, вызвали неоднозначную реакцию. Либеральная общественность обвиняла его в посягательстве на гражданские права. Курс на борьбу с преступностью включал усиление присутствия полиции на улицах и расширение полномочий правоохранительных органов. Усилилась борьба с проституцией. Был ужесточён контроль на дорогах, что позволило снизить число ДТП. Во время беспорядков в пригородах Парижа (2005) Саркози назвал их участников хулиганами и отбросами (voyous et racailles). Он также призвал «очистить пригороды керхерами» («Керхер», или, во французском произношении, «Каршер» - фирма, производящая устройства для мойки под сильным давлением машин, фасадов зданий и т. п.), что вызвало общественный резонанс, сопоставимый с высказыванием Путина «мочить в сортире».

В отношениях с исламской общиной проводил гибкую политику. Ужесточил контроль за нелегальной иммиграцией. Во время протестов против закона о запрете хиджабов в школах прямо заявил, что противопоставление ислама республиканским ценностям недопустимо. С другой стороны, он известен как сторонник концепции «позитивной дискриминации», которую, однако, премьер и президент поспешили отвергнуть как противоречащую идеалам равенства. В 2003 поддержал создание частного некоммерческого Французского совета по мусульманской религии. Также предложил изменить закон 1905 об отделении церкви от государства, чтобы разрешить финансирование религиозных организаций из французских денег вместо зарубежных пожертвований, которые лишь способствуют разжиганию радикализма.

В своей книге «Республика, религия и надежда» Саркози заявил в 2004: «Я принадлежу католической культуре, католической традиции, католической вере. Даже если моя религиозная практика носит эпизодический характер, я считаю себя членом Католической Церкви». 21 апреля 2007 в интервью католическому еженедельнику «Famille Chrétienne» заявил, что христианство «было свидетелем рождения французской нации» и оставило «огромное наследие культурных, нравственных, интеллектуальных и духовных ценностей». Другому католическому изданию - «Le Pélerin» - Саркози сообщил 4 мая, незадолго до избрания президентом, что Франция - «светская страна», а его католические убеждения не будут «прямо влиять» на политическую программу; в то же время он высказался за традиционный гетеросексуальный брак и против эвтаназии.

Избрание президентом

14 января 2007 общенациональный съезд партии «Союз за народное движение» (UMP, СНД) 98 % голосов утвердил Саркози в качестве кандидата на президентских выборах (конец апреля-начало мая 2007). За несколько дней до съезда СНД о своей поддержке кандидатуры Саркози публично заявили Ален Жюппе (экс-премьер Франции) и Мишель Аллио-Мари (министр обороны). Ещё один бывший премьер-министр, Жан Пьер Раффарен, выступил на съезде с однозначной поддержкой Саркози. Таким образом, руководство партии определилось в пользу одного кандидата. 21 марта о своей поддержке его кандидатуры заявил и Жак Ширак, решивший не баллотироваться в третий раз. В марте 2007 Саркози ушёл с поста министра, чтобы посвятить себя предвыборной кампании.

Перед выборами Саркози вёл активную кампанию, встречаясь со своими сторонниками как в регионах, традиционно поддерживающих правых, так и в голосующих за социалистов. Его оппоненты обвиняли Саркози в том, что он не может посетить неблагополучный парижский квартал без 300 человек охраны. Первоначально по результатам опросов Саркози несколько уступал Руаяль, но начиная с февраля неизменно лидировал во всех рейтингах.

В первом туре выборов, произошедшем 22 апреля 2007, Саркози набрал 31 %; второе место заняла кандидат социалистов Сеголен Руаяль. Дальнейшая кампания была ознаменована интригой вокруг судьбы 18 % голосов, полученных в первом туре Франсуа Байру. Байру сначала заявил, что не поддержит ни одного из кандидатов, но затем сказал, что «не будет голосовать за Саркози».

Во время произошедших 2 мая теледебатов Саркози, согласно оценке большинства аналитиков, держался увереннее Руаяль и с иронией реагировал на её эмоциональные высказывания. Эти дебаты способствовали некоторому росту его рейтинга (впрочем, он лидировал и до того).

Второй тур 6 мая принёс победу Саркози, набравшему 53 %. В день выборов, ещё до объявления предварительных итогов, начались беспорядки левой молодёжи в Лионе и Париже. Конституционный совет объявил окончательные итоги выборов 10 мая и провозгласил Саркози президентом республики начиная с момента истечения полномочий Ширака.

Президентство

Вступление в должность Саркози произошло 16 мая. В 11 часов утра Жак Ширак принял его в Елисейском дворце и в ходе частной беседы передал ему код от ядерного арсенала. Затем Саркози проводил Ширака из Елисейского дворца и вернулся в парадный зал, где его приветствовал председатель Конституционного совета, а затем новоизбранному президенту преподнесли цепь гроссмейстера ордена Почётного легиона. Он вступил в должность, подписав протокол передачи ему регалий. При этом был отдан артиллерийский салют (21 залп), а в честь г-жи Саркози оркестр играл композицию Leyenda, написанную её дедом Исааком Альбенисом. Президент республики произнёс речь, где перечислил 12 «требований», выдвинутых ему избирателями.

Затем кортеж президента в сопровождении эскорта кавалерии и мотоциклистов проследовал на Елисейские поля, где президент возложил цветы к Могиле неизвестного солдата у Триумфальной арки, а также поклонился памятникам Жоржу Клемансо и Шарлю де Голлю. Во время следования кортежа Саркози в нарушение протокола несколько раз выходил приветствовать народ. Церемония завершилась в Булонском лесу, где президент краткой речью почтил память расстрелянных там в 1944 году героев Сопротивления.

Изменения в статусе президента

Вскоре после вступления в должность президент повысил себе зарплату на 140 % и понизил себе налоги, что вызвало крайне неоднозначную реакцию в обществе.

В июне-июле 2007 г. вторая жена президента Сесилия исполняла ряд общественных поручений, связанных с освобождением осуждённых ливийским судом болгарских медиков. Это (а также пользование ею финансами Елисейского дворца) также поставило её под нападки прессы, критичной к её мужу, однако в октябре 2007 года Николя и Сесилия развелись. До брака Саркози с Карлой Бруни 2 февраля 2008 г. у Франции не было первой леди (до этого не состоящими в браке президентами были только холостой до провозглашения императором Луи Наполеон Бонапарт и овдовевший Рене Коти). Саркози стал первым президентом, вступившим в брак во время пребывания в должности.

Внутренняя политика. Правительство

17 мая Саркози назначил премьер-министром своего близкого сподвижника Франсуа Фийона, занимавшего во время второго срока Ширака министерские посты. 18 мая Фийон сформировал правительство, куда вошли экс-премьер Ален Жюппе (как государственный министр), левый деятель Бернар Кушнер (как министр иностранных дел) и ряд членов кабинета де Вильпена, включая Мишель Аллио-Мари, возглавившую МВД.

В июне того же года Парламентские выборы во Франции (2007) принесли партии Саркози большинство, однако она получила несколько меньше мест, чем рассчитывала. Кроме того, не избранный депутатом Жюппе подал из правительства в отставку.

На посту президента Саркози учредил множество комиссий и консультативных советов, призванных решить различные внутриполитические и экономические проблемы; осенью 2007 года отчёт должны были предоставить не менее 16 комиссий - уникальный случай в истории Пятой республики.

В октябре-ноябре 2007 разгорелись новые общественные манифестации и забастовки во Франции (особенно масштабной стала забастовка работников транспорта), вскоре вновь переросшие в беспорядки в пригородах Парижа, сопоставимые по масштабу с событиями 2005 года.

Внешняя политика

Отношения с Германией

В ходе своего первого зарубежного визита (уже в день инаугурации) Саркози, встретившийся с канцлером Германии Ангелой Меркель, призвал Германию к активизации сотрудничества.

Отношения с Россией

22 мая 2007 Саркози имел первую телефонную беседу с Путиным. Традиции голлизма ориентированы на «особые» партнёрские отношения с Россией. Однако ввиду декларируемого во время предвыборной кампании атлантического вектора внешней политики президента контуры политики Саркози в отношениях с Россией пока неясны. Во время предвыборной кампании Саркози в феврале 2007 года говорил о необходимости «эволюции России» в области прав человека, упомянув 200 тысяч погибших и 400 тысяч беженцев в результате чеченского конфликта. Разговор с Путиным сопровождался развёрнутым комментарием Елисейского дворца, в котором президент Саркози отозвался о России и её властях более благожелательно. Николя Саркози заявил, что «придаёт важность привилегированным отношениям между двумя странами», что Россия «великое государство» (grande nation), а Путин - «человек, с которым можно говорить», обеспечивший «стабильность России». Наблюдатели отмечают, что Путин поздравил Саркози с избранием лишь через двое суток после официального объявления итогов выборов, а лично лишь через неделю после инаугурации, выдержав определенную паузу. Вместе с тем Кремль подчеркнул необходимость поддерживать высокий уровень интенсивности франко-российского сотрудничества и диалога.

Евросоюз

Приоритетом внешней политики Саркози является Европа, в частности Европейский Союз. Именно он стал одним из авторов и активных сторонников Лиссабонского договора, изменяющего Договор об основании ЕС и Договор об основании ЕЭС, - договора, заменившего проект Европейской конституции, отвергнутый на референдумах во Франции и Нидерландах в мае-июне 2005 г. По мнению официального Парижа, данное соглашение, подписанное 13 декабря 2007 г., с одной стороны, помогает ЕС более амбициозно действовать в различных областях, с другой, - учитывает мнение французского и нидерландского народов. Тем не менее, сам характер Договора, а также способ его ратификации (парламентом Франции, собравшимся в составе конгресса 8 февраля 2008 г.) вызывает живые дебаты во французском обществе и среди политиков. Саркози также предложил выработать новую стратегию безопасности ЕС взамен принятой в 2003 г. (внутри страны Саркози начал процесс разработки новой Белой книге по национальной обороне вместо принятой в 1994 г.) Широко обсуждаются планы Саркози по полному возвращению Франциии в военные структуры НАТО, однако это обусловлено развитием оборонных инициатив ЕС и реформой Альянса.

Расширение ЕС. Турция и Балканы

Также Саркози выступает против немедленного вступления Турции в ЕС, поскольку считает, что Европа должна быть «политическим проектом», а не «субрегионом ООН»; он подчеркивает внутренние проблемы Турции, нестабильность в регионе, неспособность ЕС принять это государство без дестабилизации своего функционирования. Кроме того, между странами существует ряд двусторонних проблем (по решению Турции французская компания «Gaz de France» вышла из проекта газопровода «Nabucco» в феврале 2008 г., Анкара объясняет это действие тем, что Париж официально признает геноцид армян 1915 г. в Турции; проект Средиземноморского Союза, поддерживаемый Саркози, рассматривается Турцией как возможная попытка подменить средиземноморским сотрудничеством вступление в ЕС для нее). При этом Саркози всячески пытается не допустить серьезного ухудшения отношений с Турцией, подчеркиваются дружеские исторические связи с этой страной, предлагаютмя различные формы сотрудничества с ЕС - «партнерство», «ассоциация».

Саркози официально поддерживает вступление в ЕС государств Западных Балкан (кандидатов - Хорватии, Македонии и потенциальных кандидатов - Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, Косово (в соответствии с резолюцией 1244 СБ ООН), Албании), но только при соболюдении ими всех критериев. Только в отношении Хорватии не будет применяться статья 88-5 Конституции Франции, согласно которой «Любой проект закона, разрешающий ратификацию договора относительно вступления государства в Европейский Союз, выносится на референдум президентом Республики».

Независимость Косово

Саркози участвовал в июне 2007 года в саммите Большой восьмёрки в Германии, где выступал за независимость Косово.

Франция признала Косово 18 февраля 2008 г., на следующий день после провозглашения независимости. При этом Париж намерен налаживать хорошие отношения и с Косово, и с Сербией и видит для обеих стран европейскую перспективу.

Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона

Кавалер Большого креста Национального ордена заслуг

Командор ордена Леопольда (Бельгия)

Кавалер ордена «Стара Планина» с лентой (Болгария, 2007)

Николя Саркози – это известный французский политик, еще совсем недавно занимавший пост президента Пятой Республики. В этом качестве он известен во всех уголках Земли. Но разве только лишь этим примечательна личность нашего сегодняшнего героя? Конечно, нет. Оставляя чуть в стороне Саркози-президента, сегодня мы постараемся рассказать о нем как об обычном человеке. Особенности политического пути пускай останутся на откуп другим ресурсам. Мы же сегодня поговорим о чем-то значительно более интересном…

Детство и начало биографии Николя Саркози

Будущий президент Франции и князь Андорры появился на свет в 28 января 1955 года в городе Париже. Его семья имела не только французские, но и венгерские и еврейские корни. Отец нашего сегодняшнего герой – уроженец Будапешта Пал Надь-Боча Шаркёзи- был представителем известной в Венгрии дворянской династии и даже владел собственным замком. Во времена Второй мировой войны он, как и многие другие крупные землевладельцы, поддерживал профашистский режим в Венгрии, а потому был вынужден бежать из страны после прихода советский войск и установления в стране социалистического режима. Так, отец будущего президента оказался во Франции. Здесь он познакомился с очаровательной студенткой по имени Андре Мала, которая очень скоро стала его супругой. В результате этого союза на свет появились трое сыновей, среди которых Николя был вторым по старшинству.

Весьма примечательно, что в детстве семья Саркози жила довольно бедно. После рождения детей отец нашего сегодняшнего героя ушел из семьи и практически никак не помогал своим детям. Именно поэтому Николя зачастую чувствовал себя лишним и ненужным в том мире, который окружал его. Он часто терпел нападки со стороны одноклассников, которые всегда не очень хорошо относились к потомкам эмигрантов. В своих более поздних интервью, Николя Саркози неоднократно признавался в том, что его стремление к власти во многом обосновано его второразрядным статусом в детстве.

В 1978-м году будущий президент Франции окончил Университет Париж Х-Нантер, где получил степень магистра в области гражданского права. После этого он также некоторое время проучился в Институте политических исследований, однако оставил его так и не получив диплома. Некоторое время после этого наш сегодняшний герой работал в сфере коммерческого права, специализируясь преимущественно на вопросах, связанных с недвижимостью.

Политическая карьера Николя Саркози

Политический путь Николя Саркози начался в 1974-м году в тот период, когда он вступил в партию «Союз демократов за республику». В 1981-м году наш сегодняшний герой возглавлял молодежный комитет в рамках предвыборной компании Жака Ширака. После этого Николя стал его протеже и на внеочередных выборах во французский парламент получил одно из депутатских мест.

Нападение на Николя Саркози

В 1993-м году случился один из судьбоносных моментов в карьере будущего президента Франции. В качестве парламентера он лично вел переговоры с террористом, удерживавшим в заложниках детей и воспитателей десятого сада в городке Нейи. После этого эпизода он стал очень популярен среди избирателей, а потому тогдашний председатель правительства Эдуард Балладюр поспешил включить Саркози в число своих министров. Николя получил портфель министра по бюджету

После этого в политической карьере нашего сегодняшнего героя было еще много взлетов и падений. Он переходил из одного министерства в другое, недолгое время был депутатом от Франции в Европарламенте, работал мэром городка Нёйи-сюр-Сен, а также занимал пост министра внутренних дел. В этом качестве он провел несколько жестких реформ, направленных на борьбу с сепаратизмом и преступностью. В 2004-м году наш сегодняшний герой был избран лидером партии «Союз за народное движение». Три года спустя в качестве лидера данной партии Николя Саркози выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах.

Николя Саркози - президент Франции

В итоге наш сегодняшний герой набрал в первом туре голосования 31,18% голосов и вышел во второй тур вместе с кандидатом от Социалистической партии Сеголен Руаяль. Второй тур голосования стал победным для Николя. За него проголосовали 53% выборщиков. Таким образом, 16 мая 2007-го года талантливый политик стал новым президентом Франции.

В период своего президентства Николя Саркози провел несколько важных реформ. Он ввел лимит на переизбрание президента (не более двух сроков подряд), принял несколько законопроектов регулирующих процесс иммиграции во Францию. Кроме того, он вел активную деятельность по укреплению позиций Евросоюза в мировой политике, однако выступал против вступления Турции в данную организацию. В качестве международного посредника Саркози участвовал в решении Южноосетинского конфликта.

Николя Саркози: пришёл с Сесиль, ушёл с Карлой

Во время президентства Саркози его рейтинг несколько раз рос и падал. К новым президентским выборам Николя подходил с неплохим «запасом прочности», однако, несмотря на это, все-таки проиграл выборы Франсуа Олланду. Во втором туре голосования Николя получил 48,36% голосов против 51,64 % у его оппонента. В итоге Саркози оставил президентский пост.

Личная жизнь Николя Саркози и увлечения вне политики

Романы Николя Саркози неоднократно становились предметом жарких дискуссий во французской прессе. Еще в 1982-м году будущий президент сочетался браком с уроженкой Корсики Мари-Доминик Кюльоли. В результате этого супружеского союза на свет появилось два ребенка – сыновья Жан и Пьер. Однако фактически брак существовал лишь полтора года.


Все дело в том, что еще во время супружества Николя стал встречаться с моделью Сесилией Мартен, который в тот период была замужем за престарелым предпринимателем. Весьма примечательно, что данный брак Николя Саркози узаконил лично – в качестве мэра городка Нёйи-сюр-Сен он даже вел свадебную церемонию. Впоследствии Сессилия и Николя некоторое время встречались тайно. В 1988-м году они стали официально встречаться. В 1989-м году девушка расторгла брак с прежним супругом. Развода Саркози пришлось ждать до 1996-го года. В том же году у Сессилии с Николя родился сын Луи.

Брак со второй супругой распался в 2007-м году. После этого в прессе стали появляться сообщения о романе президента Франции с итальянской певицей Карлой Бруни , которая ранее также была известна своими скандальными романами. Так, в частности, у итальянки есть сын от молодого парня Рафаэля Энтовена, роман с которым у нее завязался в тот период, когда она еще встречалась с его отцом.

Однако подобные темные пятна на биографии Карлы нисколько не смутили Саркози. В 2008-м году влюбленные связали себя узами брака, а уже в 2011-м году третья супруга родила ему дочь Джулию. Вне политики Саркози является ярым поклонником кино. Он несколько раз снимался в различных французских фильмах. Над двумя картинами он работал также в качестве сценариста.

Одна из важнейших вещей, которой должен обладать большой политик, — это незапятнанная репутация. В случае Николя Саркози, или «Сарко», как любят называть его соотечественники, сохранить своё реноме чистым не получилось. Diletant . media вспоминает интересные факты из жизни бывшего французского президента, о личной жизни которого известно едва ли не больше, чем о его политических решениях.

Тот ещё ученик

Маленький Николя, то и дело получая плохие оценки в католической школе, куда его отправил дедушка, стал ещё одним наглядным доказательством того, что политику не всегда необходимо иметь великолепное образование.

Николя Саркози так и не закончил Институт политических наук


В школе Николя, по разным свидетельствам, приходилось не очень сладко: во-первых, после развода отца и матери его семья находилась в очень сложном материальном положении, а во-вторых, из коренных французов — что тогда было довольно важно — у Саркози была только бабушка.

Жак Ширак и Николя Саркози

Ситуация коренным образом не изменилась и в университете: диплом юриста Университета Парижа X Николя всё-таки смог получить, однако от Института политических наук, где он продолжил своё обучение, заветного документа так и не дождался из-за слабого знания английского языка.



Любовное непостоянство

Каждый может ошибиться с выбором спутника жизни, но так вышло, что Саркози ошибся не единожды. Первый его брак состоялся в 1982 году: тогда Николя женился на Мари-Доминик Кюльоли, горячей девушке из корсиканской деревушки. В браке Николя и Мари нажили двух сыновей, что, однако, не помешало Николя однажды покинуть пост главы семьи.

Со своей будущей женой Саркози познакомился на свадьбе

Самое интересное состоит в том, что со своей будущей женой Саркози познакомился на свадьбе, причем его избранница играла на ней не последнюю роль — была невестой. Будучи мэром небольшого городка, Саркози положил глаз на жену главы местного телеканала. Такому эксцентричному и галантному мужчине, как Николя, не составило большого труда переубедить девушку: и вот, спустя некоторое время, в 1996 году Сесилия Мартен встала под венец в очередной раз, теперь рядом с видным политиком Николя Саркози.


Николя и Сесилия Саркози

Семейной жизни четы Саркози была уготована тяжелая судьба: постоянно находясь под прицелом телекамер и фотоаппаратов, супружеская пара просуществовала около десяти лет, после чего, в 2007 году, последовал сложный, обсуждаемый практически всеми бракоразводный процесс. Тогда же пути бывших супругов разошлись навсегда: Сесилия нашла себе нового мужа, не остался в долгу и Николя, уже в 2008 сыгравший новую свадьбу с топ-моделью Карлой Бруни. За известную слабость к женщинам сами французы прозвали своего президента «Сарко зизи», что в достаточно условном переводе на литературный язык можно обозначить как «тот ещё кобель».

Ливийские деньги

Все обвинения в свой адрес по поводу ливийских денег Саркози назвал «нелепыми»

В марте 2011, когда Николя Саркози ещё находился у руля государства, с резонансным заявлением выступил сын Муаммара Каддафи Саиф-аль-Ислам. Последний со всей уверенностью говорил о том, что президентскую кампанию Саркази 2006 года спонсировал никто иной как его отец, Муаммар Каддафи. По мнению Саифа, отец потратил на продвижение Саркози в первый эшелон власти около 50 миллионов долларов.

Каддафи якобы потратил на продвижение Саркози около 50 миллионов долларов

Все документы, которые подтверждали эти данные, Саркози сразу же назвал «фальшивкой», а проверка финансирования предвыборной кампании французской прокуратурой по каким-то причинам не дала никаких результатов.

Дела семейные

Ещё один скандал, прочно связанный с именем экс-президента Франции, произошёл в 2009 году с участием его сына Жана Саркози. В результате нескольких политических операций руководство многомиллионными проектами по благоустройству крупнейшего делового центра Европы оказалось в руках у студента второго курса юридического факультета Жана Саркози. Причем последний в своих интервью делал упор на том, что руководство проектами — результат его долгой и кропотливой работы.


Жан Саркози

Многие политики тогда обвинили старшего Саркози в том, что он через семейные связи хочет захватить власть на всех фронтах. Однако сторонники президента в ответ заявили, что свидетельство о среднем образовании, которое пока что только и имеется у Жана, никак не может повлиять на его компетентность.