Документы для платежей

▼ Обязанность представления документов
▼ Перечень документов
▼ Требования к документам для валютных операций
▼ Сроки представления документов
▼ Срок хранения документов резидентами
▼ Штраф за нарушение до 55 000 руб., повторное до 165 000 руб.

Обязанность представлять документы для проведения платежей

Пункт 2.1 Инструкции ЦБ № 138-И:

2.1. Резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк, за исключением прямого указания на филиал уполномоченного банка) одновременно следующие документы:

справку о валютных операциях;

документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

Однако в соответствии с п. 1.6 Инструкции ЦБ № 138-И, эти положения не распространяются на валютные операции, совершаемые физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями и не занимающиеся частной практикой.


Перечень документов для проведения валютных операций

Часть 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173 "О валютном регулировании и валютном контроле":

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

Эти требования предусмотрены частью 5 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

5. Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 № 90-ФЗ)

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Пункт 1.3 Инструкции ЦБ № 138-И:

Порядок оформления (заверения) копий документов, связанных с проведением валютных операций, может быть согласован уполномоченным банком с резидентом.

Сроки представления документов

Пункт 2.3 Инструкции ЦБ № 138-И:

2.3. Справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 2.5 - 2.9 настоящей Инструкции):

при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет;

при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте - одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.


Срок хранения документов резидентами

Пункт 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле":

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

«6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов -

(в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 № 311-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 29.06.2015 № 181-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней -

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней -

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот рублей до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 16.11.2011 № 311-ФЗ)».

6.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, за исключением случаев повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, -

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 350-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере десяти тысяч рублей; на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

"Финансовая газета", N 35, 2000

Российское валютное законодательство содержит значительный объем правовых норм, регулирующих порядок проведения валютных операций юридическими лицами - резидентами. В то же время в ряде случаев законодательно прямо не закреплена возможность проведения тех или иных валютных операций физическими лицами - резидентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее по тексту - индивидуальные предприниматели) либо необходимость применения в отношении них нормативных правовых актов в области валютного регулирования и валютного контроля. Поэтому в практике применения валютного законодательства часто возникает ряд вопросов, на которые мы постараемся ответить на страницах газеты.

Необходимо ли индивидуальным предпринимателям оформлять паспорта экспортных (импортных) сделок в случае заключения с нерезидентами договоров об экспорте (импорте) товаров?

В соответствии с п.1 Положения Банка России и ГТК России от 22.12.1999 N 101-П и N 01-23/32005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно)" действие этой Инструкции распространяется на сделки, заключенные между резидентами (юридическими лицами или физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и нерезидентами и предусматривающие осуществление расчетов полностью или частично в иностранных валютах и / или в валюте Российской Федерации за экспортируемые резидентом (в том числе в счет погашения задолженности бывшего СССР и Российской Федерации, а также в счет государственных кредитов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам) товары, которые помещаются под таможенный режим экспорта. Согласно преамбуле Инструкции Банка России и ГТК России от 26.07.1995 N 30 и N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" ее действие распространяется на юридических лиц - резидентов Российской Федерации независимо от организационно - правовой формы. Таким образом, индивидуальным предпринимателям необходимо оформлять паспорта экспортных сделок в случае заключения с нерезидентами договоров об экспорте товаров. Оформление паспортов импортных сделок в случае заключения индивидуальными предпринимателями с нерезидентами договоров об импорте товаров не требуется.

Требуется ли уполномоченным банкам открывать индивидуальным предпринимателям депозиты на сумму рублей, перечисленных на покупку иностранной валюты для осуществления авансовых платежей по договорам об импорте товаров?

Обязанность уполномоченными банками открывать резидентам депозиты на сумму рублей, перечисленных на покупку иностранной валюты для осуществления авансовых платежей по договорам об импорте товаров, установлена п.3 Указания Банка России от 22.03.1999 N 519-У (в ред. от 24.03.1999, 28.06.1999) "О порядке покупки юридическими лицами - резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию". В соответствии с преамбулой этого Указания его действие распространяется на случаи покупки иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию только юридическими лицами - резидентами. Указание N 519-У не распространяется на покупку иностранной валюты индивидуальными предпринимателями. Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять покупку иностранной валюты для осуществления авансовых платежей по договорам об импорте товаров без депонирования суммы рублей, перечисленных на покупку иностранной валюты.

Должен ли уполномоченный банк при открытии индивидуальному предпринимателю текущего валютного счета параллельно открывать ему транзитный валютный счет и специальный транзитный валютный счет? Каков механизм обязательной и обратной продажи иностранной валюты, поступившей в пользу индивидуального предпринимателя?

Порядок открытия уполномоченными банками своим клиентам транзитных валютных счетов установлен Инструкцией Банка России от 29.06.1992 N 7 (в ред. от 18.06.1999) "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации". Исходя из преамбулы данной Инструкции ее действие распространяется исключительно на юридических лиц - резидентов. Порядок открытия уполномоченными банками своим клиентам специальных транзитных валютных счетов установлен Указанием Банка России от 20.10.1998 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации". Согласно преамбуле этого Указания его действие распространяется также исключительно на юридических лиц - резидентов. Таким образом, уполномоченному банку при открытии индивидуальному предпринимателю текущего валютного счета не требуется параллельно открывать транзитный и специальный транзитный валютные счета. Поскольку частичная обязательная продажа иностранной валюты осуществляется с транзитного валютного счета, а ее обратная продажа - со специального транзитного валютного счета, то порядок обязательной и обратной продажи не распространяется на индивидуальных предпринимателей.

Вправе ли индивидуальный предприниматель переводить средства со своего текущего валютного счета, открытого в уполномоченном банке, на текущий валютный счет, открытый ему как физическому лицу в этом же или другом уполномоченном банке? Какие документы необходимо представить для проведения такого перевода?

Перевод иностранной валюты с валютного счета лица, открытого в уполномоченном банке, на валютный счет того же лица в этом же или ином уполномоченном банке не является валютной операцией, поскольку отсутствуют признаки валютной операции, содержащиеся в п.7 ст.1 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 (в ред. от 29.12.1998 N 192-ФЗ) "О валютном регулировании и валютном контроле". Поэтому в данном случае для осуществления перевода иностранной валюты достаточно представить уполномоченному банку поручение на перевод иностранной валюты.

Вправе ли индивидуальный предприниматель снимать (зачислять) наличную иностранную валюту со (на) своего (свой) валютного (валютный) счета (счет), открытого (открытый) в уполномоченном банке?

Действующее валютное законодательство Российской Федерации, в том числе нормативные акты Банка России, не содержит ограничений по внесению (снятию) наличной иностранной валюты на (с) валютные (валютных) счета (счетов), открытые (открытых) в уполномоченных банках на имя индивидуальных предпринимателей.

Может ли индивидуальный предприниматель, выступающий товарищем по договору простого товарищества, перевести часть экспортной валютной выручки, поступившей от нерезидента, в пользу другого индивидуального предпринимателя - товарища в соответствии с договором простого товарищества?

В соответствии с пп."е" п.10 ст.1 Закона N 3615-1 (в ред. от 29.12.1998 N 192-ФЗ) расчеты в иностранной валюте между товарищами - резидентами по договору простого товарищества являются валютными операциями, связанными с движением капитала. Согласно п.2 ст.6 этого Закона, а также п.4 разд.II Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденных Письмом Госбанка СССР от 24.05.1991 N 352 (в ред. от 02.09.1994) и действующих в части, не противоречащей существующему валютному законодательству Российской Федерации, валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами при наличии разрешений Банка России. Вместе с тем простой товарищ, на счет которого поступила экспортная валютная выручка, вправе осуществить ее продажу и на основании п.1 ст.2 Закона N 3615-1 осуществить перевод валюты Российской Федерации в пользу другого простого товарища.

Каким образом индивидуальный предприниматель может получить разрешение Банка России на проведение валютных операций, связанных с движением капитала?

В настоящее время рассмотрение вопросов о возможности выдачи разрешений Банка России относится к компетенции Департамента валютного контроля Банка России. При обращении в Департамент валютного контроля юридические лица представляют документы, примерный перечень которых установлен Письмом Банка России от 06.10.1995 N 12-524. Из установленного перечня документов индивидуальные предприниматели представляют те документы, которые соответствуют их статусу индивидуальных предпринимателей. Помимо этих документов индивидуальные предприниматели представляют документ, соответствующий их статусу физического лица (копию паспорта). При этом исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить резидентам в Департамент валютного контроля Банка России с целью рассмотрения вопроса о возможности получения вышеупомянутых разрешений, нормативно не установлен.

Д.Рубинов

Ведущий экономист

валютного управления

Главное управление Банка России

  • 8. Понятие и состав финансового правоотношения. Юридические факты в финансовом праве
  • 9. Понятие финансового контроля. Финансовая дисциплина
  • 10. Формы, виды и финансового контроля
  • 11. Методы финансового контроля
  • 12. Органы, осуществляющие финансовый контроль
  • 13. Общая характеристика финансово-правового конфликта и финансово-правовой ответственности
  • 14. Понятие и признаки финансового правонарушения
  • 15. Финансово-правовые санкции
  • 16. Понятие и виды бюджетов
  • 17. Бюджетная система Российской Федерации
  • 19. Особенности закона о государственном бюджете.
  • 20. Понятие доходов бюджетов. Классификация доходов. Правовой режим бюджетного дефицита.
  • 21. Понятие и формы расходов бюджетов. Бюджетное финансирование
  • 22. Финансирование капитальных вложений
  • 23. Бюджетное кредитование
  • 24. Понятие бюджетной компетенции
  • 25. Бюджетная компетенция Российской Федерации
  • 26. Бюджетная компетенция субъектов рф
  • 27. Бюджетная компетенция муниципальных образований
  • 28. Понятие и стадии бюджетного процесса
  • 29. Понятие и виды целевых денежных фондов
  • 30. Правовой режим целевых бюджетных фондов
  • 32. Особенности целевых внебюджетных фондов Президента рф и Правительства рф
  • 33. Понятие и система государственных и муниципальных доходов
  • 34. Понятие и характеристика неналоговых доходов государства и муниципальных образований
  • 35.Роль платежей за пользование природными ресурсами
  • 36.Понятие и значение налогов и сборов
  • 38. Налоговые правоотношения. Правовой статус участников налоговых правоотношений.
  • 39. Основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
  • 40. Исполнение налоговой обязанности. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
  • 41. Правовой режим зачета и возврата и излишне уплаченных налогов
  • 42. Федеральные налоги и сборы
  • 43. Налоги и сборы субъектов федерации
  • 44. Местные налоги и сборы.
  • 45. Налоговый контроль
  • 46. Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах
  • 47. Налоговые правонарушения
  • 48. Налоговая ответственность и санкции в налоговом праве
  • 49. Понятие финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий
  • § 2. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии
  • 51. Основные фонды и оборотные средства унитарных предприятий. Порядок распределения прибыли на них.
  • 52. Правовые основы банковской системы Российской Федерации.
  • 53. Финансово-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации
  • 54. Понятие и принципы государственного и муниципального кредита
  • 55. Государственный и муниципальный долг. Управление долгом
  • 57. Характеристика отдельных видов обязательного государственного страхования
  • 58. Правовое регулирование денежно-кредитной политики государства. Денежная система Российской Федерации.
  • 59. Правовое регулирование наличного денежного обращения. И безналичных расчетов.
  • 60. Правила ведения кассовых операций
  • 61. Валюта и валютные ценности. Понятие и содержание валютного регулирования. Валютный контроль
  • 62. Правила осуществления валютных операций
    1. 62. Правила осуществления валютных операций

    Валютные операции можно рассматривать как совокупность следующих элементов:

    а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе связанные с ис­пользованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

    б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

    в) осуществление международных денежных переводов. Законодательство, касающееся валютного регулирования и

    валютного контроля, устанавливает, что операции с иностран­ной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте под­разделяются на текущие валютные операции и валютные опера­ции, связанные с движением капитала.

    Под текущими валютными операциями понимаются:

    а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Фе­дерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и ус­луг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредито­ванием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

    б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

    в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Фе­дерации процентов, дивидендов и иных.доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с дви­жением капитала;

    г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработ­ной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие ана­логичные операции.

    Под валютными операциями, связанными с движением ка­питала, понимаются:

    а) прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

    б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

    в) переводы в оплату права собственности на здания, соору­жения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижи­мому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

    г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

    д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

    е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

    Действует правило, согласно которому расчеты между рези­дентами осуществляются в валюте РФ.

    Вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты РФ и иных ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоз и перевод в Российскую Федерацию валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком России совместно с Министерством финансов РФ и ГТК Рос­сии.

    Действующее законодательство устанавливает следующий порядок осуществления текущих валютных операций резиден­тами:

    текущие валютные операции осуществляются без ограниче­ний;

    валютные операции, связанные с движением капитала, осуще­ствляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

    резиденты имеют право без ограничений переводить, вво­зить и пересылать валютные ценности в Российскую Федера­цию при соблюдении таможенных правил;

    порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавлива­ет Центральный банк РФ;

    резиденты имеют право продавать иностранную валюту за валюту РФ на внутреннем валютном рынке России в порядке, предусмотренном действующим валютным законодательством;

    порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается высшим представительным органом России. Порядок обязательной продажи резидентами поступлений ино­странной валюты на внутреннем валютном рынке России уста­навливается Президентом РФ с последующим представлением информации высшему представительному органу России;

    физические лица - резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переве­денные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пре­делах, указанных в декларации или ином документе, подтверж­дающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федера­цию;

    порядок вывоза и пересылки из Российской Федерации ва­лютных ценностей устанавливает Центральный банк РФ совмест­но с ГТК России.

    Нерезиденты имеют право:

    иметь счета в иностранной валюте и в валюте РФ в уполно­моченных банках. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ устанавливает Центральный банк РФ;

    без ограничений переводить, ввозить и пересылать валют­ные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении тамо­женных правил;

    продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

    беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации на основаниях, ука­занных Законом о валютном регулировании, и в иных случаях в соответствии с законодательством РФ;

    переводить, вывозить и пересылать из Российской Федера­ции валютные ценности, за исключением случаев, указанных в законе, в порядке, установленном Центральным банком РФ совместно с ГТК России.

    Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестици­ями, если эти платежи получены в иностранной валюте.

    Порядок реализации гражданам на территории России това­ров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавливается Цен­тральным банком РФ.

    В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994 г. Центральный банк РФ запретил реализацию гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за на­личную иностранную валюту. При этом все расчеты между уполномоченными предприятиями и гражданами за реализуе­мые последним товары (работы, услуги) на территории Россий­ской Федерации могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исклю­чением расчетов наличной иностранной валютой.

    Для совершения официальных операций с иностранной ва­лютой коммерческие банки имеют право открывать специали­зированные обменные пункты. Такие пункты открываются только по месту нахождения коммерческого банка на всей тер­ритории, подведомственной соответствующему Главному территориальному управлению Банка России. В обменном пункте совершаются следующие операции:

    покупка и продажа наличной иностранной валюты за налич­ные рубли;

    покупка и продажа платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также продажа и оплата платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту;

    прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

    прием на экспертизу денежных знаков иностранных госу­дарств и платежных документов в иностранной валюте, подлин­ность которых вызывает сомнение;

    выдача наличной иностранной валюты по кредитным и де­бетовым картам, а также прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в банках, для расчетов по кредитным и дебетовым картам;

    обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства;

    размен платежного денежного знака иностранного государ­ства на платежные денежные знаки того же иностранного госу­дарства.

    Валютные операции (лат. operatio - действие) представляют собой дей­ствия по организации и управлению денежными отношениями, возни­кающими при движении валюты и ценных бумаг в валюте.

    Валютные операции осуществляют банки, имеющие статус уполно­моченного банка. Уполномоченный банк - это банк, получивший от Центрального банка Российской Федерации лицензию на право прове­дения операций с иностранной валютой.

    Юридические и физические лица, осуществляющие операции с ино­странной валютой, подразделяются на резидентов (лат. residens (resi - dentis) - сидящий, пребывающий) и нерезидентов.

    В соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1992 г. № 3615-1 «О ва­лютном регулировании и валютном контроле» к резидентам относятся:

    1. Физические лица, имеющие постоянное место жительства в Рос - сийской Федерации, в том числе временно находящиеся за пре­делами РФ.

    2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством РФ, с местонахождением в РФ.

    3. Предприятия и организации, не являющиеся юридическими ли­цами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с мес­тонахождением в РФ.

    4. Дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ.

    5. Находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных в п. 2 и 3.

    Нерезидентами являются:

    1. Физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, в том числе временно нахо­дящиеся в РФ.

    2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством иностранных государств, с местонахождением за предела­ми РФ.

    3. Предприятия и организации, не являющиеся юридическими ли­цами, созданные в соответствии с законодательством иностран­ных государств, с местонахождением за пределами РФ.

    4. Находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные офи­циальные представительства, а также международные организа­ции, их филиалы и представительства.

    5. Находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных в п. 2 и 3.

    Валютные операции могут быть связаны как с денежными платежа­ми (расчеты, трансферт и т. п.), так и с движением капитала (лизинг, кредит и др.). Капитал - это , пущенные в оборот и приносящие доход от этого оборота. Движение валютного капитала означает вложе­ние инвестором валюты в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

    К валютным операциям относятся:

    ♦ операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валю­ты и платежных документов в иностранной валюте;

    ♦ ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пе­ресылка из РФ валютных ценностей;

    ♦ осуществление международных денежных переводов.

    Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностран­ной валюте можно разделить на две группы:

    1. Текущие валютные операции.

    2. Валютные операции, связанные с движением капитала.

    К текущим валютным операциям относятся:

    А) переводы в РФ и из РФ валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

    Б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не бо­лее 180 дней;

    В) переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, свя­занным с движением капитала;

    Г) переводы нетоварного характера в РФ и из РФ, включая перево­ды сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а так­же другие аналогичные операции.

    К валютным операциям, связанным с движением капитала, относят­ся:

    А) прямые инвестиции, т. е. вложения в уставной капитал предприя­тия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

    Б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

    В) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по зако­нодательству страны его местонахождения к недвижимому иму­ществу, а также иных прав на недвижимость;

    Г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг);

    Д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

    Е) все другие валютные операции, не являющиеся текущими валют­ными операциями.

    Текущие валютные операции осуществляются без ограничения.

    Банк России регулирует текущие операции двумя способами:

    1. Путем ограничения применения таких форм расчетов, как чеки, векселя, а также требованием предоставления гарантий в форме аванса или предоплаты.

    2. Жестким контролем за соблюдением периода времени по сдел­кам в 180 дней. При просрочке по текущим операциям срока в 180 дней применяются штрафные санкции.

    При импорте товаров начальной датой сделки является дата отгруз­ки. Датой отгрузки (погрузки на борт, отправки или принятия к пере­возке) считается дата транспортного документа или дата на штемпеле, удостоверяющем принятие к перевозке, или дата отметки о погрузке на борт в зависимости от того, какая из них более поздняя. При этом сле­дует учитывать, что в случае выдачи нескольких транспортных доку­ментов (от разных дат и / или из разных портов отгрузки) при отгрузке товаров на одном и том же судне одним и тем же рейсом датой отгрузки считается дата последнего транспортного документа.

    При экспорте товаров начальной датой сделки является дата тамо­женного оформления каждой отдельной отгрузки. При этом срок учи­тывается по каждой отдельной отгрузке.

    Моментом исполнения обязательства по сделке является день по­ступления валютных средства на счет экспортера.

    Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществля­ются в соответствии с инструкциями, письмами и другими норматив­ными актами и оперативными документами Банка России.

    ЦБ РФ письмом от 14 октября 1999 г. № 93-П утвердил Положение «О порядке проведения отдельных валютных операций», согласно кото­рому резиденты осуществляют исключительно в рублях такие опера­ции, как:

    ♦ возврат нерезиденту кредита (займа), ранее предоставленного ре­зиденту нерезидентом в рублях;

    ♦ возврат нерезиденту авансового платежа (предоплаты), ранее уплаченного по сделке резиденту нерезидентом в рублях;

    ♦ возврат нерезиденту денежных средств из общего имущества по договору простого товарищества (договору о совместной дея­тельности), одним из участников которого является резидент, если вклад по договору простого товарищества (договору о со­вместной деятельности) был внесен нерезидентом в рублях;

    ♦ возврат нерезиденту из доверительного управления денежных средств, переданных нерезидентом в доверительное управление резиденту в рублях;

    ♦ уплата нерезиденту процентов, неустойки, комиссионных и иных платежей, предусмотренных условиями вышеуказанных сделок.

    Указанные выше операции в рублях осуществляются нерезидентами через рублевые счета, открытые нерезидентам уполномоченными банками.

    Нерезиденты осуществляют исключительно в иностранной валюте следующие валютные операции:

    ♦ возврат резиденту кредита (займа), ранее предоставленного не­резиденту резидентом в валюте;

    ♦ возврат резиденту авансового платежа (предоплаты), ранее упла­ченного по сделке нерезиденту резидентом в валюте;

    ♦ возврат резиденту денежных средств из общего имущества по договору простого товарищества (договору о совместной дея­тельности), одним из участников которого является нерезидент, если вклад по договору простого товарищества (договору о со­вместной деятельности) был внесен резидентом в валюте;

    ♦ возврат резиденту из доверительного управления денежных средств, переданных резидентом в доверительное управление нерезиденту в валюте;

    ♦ уплату резиденту процентов, неустойки, комиссионных и иных платежей, предусмотренных условиями вышеуказанных сделок.

    Основным органом валютного регулирования в Российской Феде­рации является Банк России, который:

    ♦ определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валю­ты и ценных бумаг в валюте;

    ♦ издает нормативные акты для исполнения их резидентами и не­резидентами;

    ♦ проводит все виды валютных операций;

    ♦ устанавливает все правила проведения резидентами и нерезиден­тами валютных операций, а для нерезидентов - операций с руб­лем и ценными бумагами в рублях;

    ♦ устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересыл­ки в РФ валюты и ценных бумаг в валюте, принадлежащих рези­дентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в валюте в банках за пределами Российской Федерации;

    ♦ устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и кре­дитным организациям на осуществление валютных операций и выдает лицензии;

    ♦ устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

    ♦ готовит и публикует статистику валютных операций РФ по при­нятым международным стандартам.

    Уполномоченные банки, подотчетные банку России, выполняют фун­кции агента валютного контроля .

    Основными направлениями валютного контроля являются:

    1. Определение соответствия проводимых валютных операций дей­ствующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений.

    2. Проверка выполнения резидентами обязательств в валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты не внутреннем валютном рынке России

    3. Проверка обоснованности платежей в валюте.

    4. Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валют­ным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях (т. е. в валюте Российской Федерации).

    Валютные операции осуществляются между нерезидентами и резидентами без каких-либо ограничений. В то же время их проведение между резидентами запрещено, за исключением предусмотренных на законодательном уровне случаев. Подробно разберем каждый из видов валютных операций в нашей статье.

    Закон о валютных операциях

    Закон, регулирующий совершение на территории России и за ее пределами валютных операций, был принят в декабре 2003 года под № 173-ФЗ. Данным федеральным законом установлены правовые принципы и основы их совершения в стране, а также границы контроля и порядок регулирования со стороны правительства и регулятора.

    До 2006 года существовало немало ограничений при проведении валютных операций, установленных законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ), связанных с рядом мер, направленных на предотвращение сокращения золотовалютных запасов в стране. Однако в 2006-2007 годах истек срок действия ст. 7 и ст. 8 закона № 173-ФЗ, что существенно сократило список введенных ограничений на совершение валютных операций.

    О последних изменениях в валютном законодательстве в 2018-2019 годах читайте .

    Правовое регулирование валютных операций

    Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ. Среди них можно выделить следующие:

    1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
    2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
    3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
    4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
    5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

    Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

    • Закон о валютном госрегулировании и контроле;
    • международные соглашения РФ;
    • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

    Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

    Субъекты валютных операций

    Валютные операции в РФ вправе совершать нерезиденты и резиденты (друг с другом и между собой). Расшифровка таких понятий, как резидент и нерезидент, содержится в ст. 1 Закона.

    Так, резидентами при совершении валютных операций названы (п. 6 ст. 1 закона № 173-ФЗ):

    • физлица — граждане РФ, за исключением тех лиц, которые проживают за границей более года;
    • иностранцы и не имеющие гражданства лица, проживающие в России по оформленному здесь виду на жительство;
    • российские юрлица;
    • подразделения российских юрлиц, которые открыты за границей;
    • дипломатические и консульские представительства России, находящиеся за пределами страны;
    • Российская Федерация и субъекты, а также муниципальные образования.

    Валютные операции совершают также лица, называемые нерезидентами. Это (п. 7 ст. 1 Закона):

    • физлица, которые не могут быть определены как резиденты;
    • юрлица, зарегистрированные за рубежом;
    • иностранные организации, которые не обладают статусом юридических лиц, созданные и находящиеся за пределами России;
    • иностранные дипломатические и консульские представительства, прошедшие в России аккредитацию;
    • межправительственные и межгосударственные представительства и организации в России, а также их филиалы;
    • постоянные представительства на территории России подразделений нерезидентов;
    • иные лица, не упомянутые как резиденты.

    К субъектам валютных операций еще относятся уполномоченные банки. Полное определение таким банкам дано в п. 8 ст. 1 закона № 173-ФЗ: это финансовые организации, осуществляющие такие операциина основании выданных Центробанком лицензий.

    Какие операции относятся к валютным: их сущность

    В соответствии с п. 9 ст. 1 закона № 173-ФЗ к валютным операциям относятся действия:

    1. По получению и передаче инвалюты между резидентами.
    2. Получению и передаче инвалюты, а также использованию иностранной валюты, российских рублей, внутренних ценных бумаг как средств платежа при совершении валютных операций, осуществляемых между:
    • резидентами и нерезидентами;
    • нерезидентами.
    1. Ввозу/вывозу из страны инвалюты, рублей и российских ценных бумаг.
    2. Переводу инвалюты, рублей, российских иностранных ценных бумаг со счета субъекта валютных операций, открытого за границей, на его же банковский счет в России, и в обратном направлении.
    3. Переводу рублей и ценных бумаг нерезидента по его банковским счетам, открытым в России.
    4. Переводу рублей с заграничного счета одного резидента на заграничный счет другого резидента.
    5. Переводу рублей резидента по открытым им заграничным банковским счетам.

    Понятие и классификация валютных операций содержатся в ст. 6, ст. 9 и ст. 10 закона № 173-ФЗ. Здесь даны общие правила, как проводить валютные операции между резидентами и нерезидентами, между резидентами и между нерезидентами соответственно.

    Кроме того, валютные операции можно классифицировать и по более узким признакам и параметрам.

    Валютные операции в РФ: их перечень, разновидности

    1. По срокам выполнения валютные операции делятся на капитальные, текущие и кассовые.
    2. В зависимости от задействованных субъектов такие операции могут совершаться резидентами и нерезидентами.
    3. Валютные операции могут иметь разное назначение и быть направлены на достижение различных целей. В частности, они могут совершаться в интересах клиентов или в собственных интересах.
    4. В соответствии с особенностями ведения бухучета и характером валютных операций их можно разделить на активные и пассивные.
    5. Валютные операции могут быть индивидуализированы под характер сделки или под клиента любого банка. Исходя из такой классификации, можно выделить:
    • операции с валютой по банковскому счету клиента банка, открытому в инвалюте;
    • корреспондентскую связь с другими банками;
    • сопровождение экспортно-импортных операций;
    • торговлю инвалютой на территории России;
    • накопление инвалюты в экономике страны;
    • кредитование в международной финансовой среде.

    Также выделяют конверсионные операции с валютой, осуществляемые с целью обмена одной инвалюты на другую с учетом разницы курсов. В качестве примера таких валютных операций можно привести торговлю Forex.

    На какие основные виды делятся валютные операции

    Виды валютных операций и существующие ограничения напрямую связаны с участвующими в них субъектами. Так, при осуществлении валютных операций между лицами, признанными нерезидентами, не существует каких-либо ограничений. Небольшим исключением в части выполнения обязательств в рамках антимонопольного законодательства являются валютные операции, осуществляемые с российскими ценными бумагами на территории Российской Федерации.

    Валютные операции, осуществляемые между нерезидентами и резидентами, также освобождены от каких-либо ограничений. Небольшим исключением при совершении операций с валютой между указанными выше субъектами являются ограничения, принятые регулятором в части установления требований:

    • по оформлению документов при совершении сделок с наличной инвалютой и в чеках с номиналом в инвалюте, осуществляемых кредитными учреждениями;
    • по идентификации физлица, продающего или покупающего наличную инвалюту и чеки с номиналом в инвалюте;
    • по совершению валютных операций в виде покупки/продажи инвалюты в РФ только лишь через уполномоченные банковские учреждения.

    А вот осуществлять валютные операции резидентам друг с другом запрещено, за исключением нескольких случаев, перечисленных в п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ.

    Какой тип валютных операций причислен к текущим, а какой к ним не относится

    К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

    • перечисление в Россию и из нее денежных средств в валюте для обеспечения экспорта и импорта;
    • выдача и получение ссуд в иностранной валюте;
    • перечисление в Россию и из нее процентов и других выплат, связанных с получением доходов, которые образуются от движения капиталов;
    • перечисление в Россию и из нее средств в виде заработной платы, премий, пенсий и пр.;
    • инвестиции путем прямого приобретения доли в уставном капитале или через покупку ценных бумаг;
    • перечисление денежных средств для покупки имущественных и неимущественных объектов;

    Все операции, которые не попадают под этот список не могут быть причислены к текущим и таковыми не являются.

    Кто контролирует операции по счетам, в том числе валютным

    Валютные операции в России контролируют агенты и госорганы валютного контроля. В целом контроль за их проведением в рамках соответствующих сделок осуществляется правительством.

    К контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов. Агенты, осуществляющие контроль за прохождением таких операций, — это уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры, госкорпорация «Внешэкономбанк» и фискальные органы.

    Наличные и расчетно-кассовые операции в иностранной валюте

    Чаще всего валюта поступает в кассу после ее снятия со счета в обслуживающем банке. При этом тратить ее разрешается исключительно на командировочные цели, когда они выдаются сотрудникам под отчет для служебных поездок за рубеж.

    Проведение расчетно-кассовых операций с валютой подчинено тем же правилам, что и с рублями. Кассиры при этом обязаны вести аналитический учет по каждой валюте. Записи рекомендуется вести по отдельным субсчетам для каждого вида валюты, система самих счетов та же, что и для рублевой сферы.

    Кроме того, учитывать операции на этих счетах следует исключительно в рублях. Пересчет иностранной валюты может быть произведен по курсу ЦБ РФ, точкой отсчета может быть:

    • день осуществления операции;
    • день сдачи бухгалтерского отчета;
    • день изменения курса валюты.

    Курсовые разницы, образующиеся при переоценке валюты в кассе компании, надлежит признавать каждый месяц и относить в зависимости от обстоятельств на внереализационные доходы или расходы.

    К какой группе валютных операций относится инкассо

    Инкассо иностранной валюты согласно установленной классификации относится к неторговым операциям финансовых учреждений.

    Инкассовая операция характеризуется тем, что деньги в пользу экспортера по условиям контракта переводит банк импортера после согласования со своим клиентом. При этом документооборот по экспортной операции производится исключительно через банки. Они же сообщают о поступлениях платежей, их состоянии и пр.

    По сравнению с аккредитивом, инкассо в последнее время стали применяться намного реже по той причине, что между отгрузкой и поступлением денежных средств на счет проходит больший срок, нежели чем при обычных условиях. Помимо этого, импортер может заблокировать платеж уже на стадии выполнения контракта, оправдывая свои действия непредвиденными обстоятельствами. Чтобы избежать трений на этот счет, экспортер часто пользуется банковской гарантией.

    Валютные операции: торговые, инвестиционные и «спот»

    Основную долю в валютной сфере занимают торговые операции, связанные с экспортом, импортом товаров и продукции, услуг и работ, то есть те, которые обусловлены оборотами в коммерции. При проведении таких операций стороны действуют на основании контрактов, договоров и соглашений, в которых определены условия сотрудничества.

    Расчеты при валютных операциях торгового характера производятся простым перечислением денежных средств с помощью аккредитива либо инкассо.

    Инвестиционные валютные операции могут условно разделяться на следующие категории:

    • прямые, если средства вкладываются в уставный капитал компании для получения дохода в будущем или получения дополнительного контроля;
    • портфельные, если приобретаются ценные бумаги.

    В некоторых случаях это разделение произвести невозможно. Например, когда покупаются ценные бумаги для получения контроля над компанией.

    Помимо этой градации, инвестиционные операции с валютой могут быть краткосрочными или долгосрочными, а также с малой или большой степенью риска. Обычно к таким операциям применяется комплексный подход, когда учитываются все приведенные деления.

    Валютные операции типа «спот» характеризуются тем, что при проведении приобретения и реализации соответствующих средств должно выполняться главное условие: сделка с валютой должна произойти не позже чем на вторые сутки (учитываются только рабочие дни) с момента заключения договора.

    Что такое срочные валютные операции

    Подавляющую долю операций по приобретению и реализации валюты занимают такие, при которых на сделку уходит больше чем 2 рабочих дня. Их тогда называют срочными операциями, и при совершении сделки валюта поставляется с отсрочкой на период, превышающий 2-дневные рамки.

    На такую сделку заключается специальный контракт, называемый валютным деривативом. В этой сфере предусмотрены 2 их вида:

    • Форвардный, при котором оговаривается передача валюты через утвержденный сторонами срок по цене, фиксированной на дату заключения соглашения. Авансов здесь не предусмотрено.
    • Фьючерсный, при котором стороны соглашения тоже покупают и продают валюту. Но здесь определяется только курс валюты, по которому будет совершаться торговля, а не фиксированная цена. Кроме того, все форвардные контракты проходят исключительно через биржи, через которые проводятся все расчеты. Она же определяет правила заключения следок и следит их за соблюдением.

    Указанные выше операции считаются в этой сфере базовыми, производными от них являются опционные операции, свопы и пр.

    Неторговые валютные операции

    Неторговые операции с валютой — это действия следующего характера:

    • приобретение и реализация валюты в виде наличных средств или посредством платежных документов;
    • инкассо валюты;
    • выпуск банковских карт и их последующее обслуживание;
    • приобретение дорожных чеков зарубежных финансовых структур;
    • аккредитивные операции.

    Основную долю (в денежном выражении) в общем количестве неторговых операций занимает реализация и приобретение иностранной валюты.

    Валютные операции в «1С»

    При отражении валютной операции в программе «1С» следует учитывать одну особенность: если перевод между рублевым расчетным счетом и валютным счетом займет больше 1 дня, то надо будет воспользоваться 57-м счетом, носящим название «Переводы в пути» и являющимся промежуточным. Принимаются на этот счет средства на основании документов: банковских квитанций, ведомости по сдаче валюты инкассаторам и пр.

    Например, если валюта реализуется, то списать средства следует со счета 52, на котором отражаются валютные счета, а в качестве счета расчетов указывается счет 57, субсчет, на котором отражается продажа валюты, например 22.

    При приобретении иностранной валюты используется другой субсчет, например 57.02, на котором отражается ее покупка.

    Итоги

    Валютные операции могут проводиться между резидентами и нерезидентами РФ без ограничений. Между резидентами они, за некоторым исключением, запрещены. Данная сфера регулируется законом № 173 и распорядительными документами ЦБ РФ. В них определен перечень действий, которые могут быть причислены к валютным операциям, и правила их ведения.