– Отец Аркадий, расскажите, пожалуйста, о социальном служении Церкви. Святейший патриарх не раз отмечал аморфность многих прихожан в делах милосердия. Читая евангельскую притчу о милосердном самарянине, мы узнаем себя в священнике и левите, тогда как должны были бы узнавать в самарянине.

– Мы помним, что за словами «социальное служение» на самом деле не всегда узнается служение Самому Христу, и если понимать дела милосердия как социальное служение в обычном смысле, то, с православной точки зрения, это будет неправильно. Сам Господь говорит: то, что мы сделали братьям Его меньшим – сделали Ему. И поэтому человек, который служит больному, помогает бездомному, воспитывает сироту, делится своим достатком, чтобы восполнить недостаток нуждающихся, все это он делает Самому Христу. Неоднократно в житиях святых мы встречаем эпизоды, когда Господь явно показывает, что сделанное нищему, бедному, нуждающемуся, сироте, заключенному – сделано Ему Самому. Если человек это понимает, то такое служение будет очень важной и неотъемлемой частью его жизни. Христианская жизнь должна быть гармонична, должна стремиться к совершенству – нельзя развивать какую-то одну сторону церковной жизни, забывая о другой, иначе результата никакого не получится. Нельзя думать, что если я пою на клиросе, то мне можно не помогать бедным, если я пишу иконы, то могу не участвовать в помощи нуждающимся. Полнота и радость общения со Христом зависит от того, насколько человек узнает в своих ближних Христа, насколько он им служит.

Я думал, почему праведный Иоанн Кронштадтский так удивительно говорил о литургии, переживал литургию как встречу со Христом? Почему литургия доставляла ему такую радость, почему он видел в ней источник жизни и старался служить литургию каждый день? Потому что он был милосерден и открыт ко всем людям, которые обращались к нему за помощью. Отдавая последнее, он иногда оставался без сапог, он посещал нуждающихся и бедных, открывал им свое сердце, и поэтому Господь открывал ему Себя. Так и мы, если хотим получить вечную радость общения со Христом в Царствии Небесном, должны научиться узнавать страждущего Христа в тех людях, которые нуждаются в нашей помощи.

– Дети в храме – это довольно серьезная тема. Ваши советы родителям маленьких прихожан.

– В нашем храме дети обязательно должны находиться вместе с родителями до того возраста, когда они научатся сами общаться с Богом, научатся молиться, когда их сверстники не будут главными их собеседниками в храме. Родители, когда приходят в храм с детьми, должны находиться в нем не столько ради себя, сколько ради детей. На это должны быть направлены все усилия родителей, а не на то, чтобы, забыв обо всем, стоять молиться и испытывать ложное состояние духовного восторга, в то время как их дети бегают по храму, разговаривают, мешают другим людям молиться. У нас в храме дети подходят к чаше и ко кресту вместе с родителями. В некоторых храмах дети пробиваются вперед (им хочется видеть, что происходит) и остаются предоставленными самим себе. Мне кажется, что это неправильно. Дети должны пребывать в храме столько времени, сколько они могут в нем находиться, не рассеиваясь, – это время достаточно небольшое. Нельзя с ребенка спрашивать то, что спрашивают со взрослого. Если мы адаптируем богослужение к мирянам, если в храмах не совершается богослужение по Типикону, то тем более мы должны быть снисходительными к детям, которые не могут выстаивать долгие службы, и нужно их приводить на то время, которое они могут выдержать. Нужно стараться увести ребенка из храма раньше, чем он начнет задавать вопросы: «Когда служба кончится?». Тогда у ребенка сохранится радость общения с Богом, пребывание в храме будет для него радостным. В противном случае – это тягостная обязанность, эти «бремена неудобоносимые», которые мы возлагаем на плечи наших детей, могут оказаться причиной их ухода из Церкви.

– Какие советы вы можете дать при вступлении в брак, выборе жениха и невесты? Как сохранить мир в семье? Как выстраивать отношения?

– Я думаю, совет тут может быть один. Человек, который ищет брака, должен понимать, что брак может быть счастливым только в том случае, если он заключается по воле Божией. Нужно обязательно помнить, что браки совершаются на небесах, и не стремиться всеми силами заключить брак на земле, если на это нет воли Божией, потому что в таком случае брак будет несчастливым. Конечно, очень плохо быть человеку одному, но жить в несчастливом браке еще хуже. Так ты мучаешься один от одиночества (хотя это одиночество может быть восполнено общением со Христом), а в несчастливом браке будет мучиться и тот человек, которого ты выбрал, и дети, которые у вас появятся. И это будет гораздо труднее пережить.

А для того, чтобы брак был по воле Божией, есть некоторые правила. Обязательно нужно взять благословение духовника, благословение родителей. Необходим достаточно долгий период (хотя бы один год) знакомства перед браком. Обязательны целомудренные отношения до вступления в брак. При соблюдении этих правил, можно надеяться, что брак будет совершен по воле Божией и что он будет счастливым, хотя будут, конечно, и искушения и трудности.

Второе, что нужно сказать, это то, что, вступая в семейную жизнь, человек вступает на путь подвига. И только если человек относится к браку как к подвигу, а не как к какой-то мнимой сладости или просто общению с человеком, с которым ему интересно, если он понимает, что брак – это подвиг самоотречения, крестной любви, подвиг служения другому, и будет готовить себя к этому подвигу, тогда брак принесет духовные плоды и любовь, которая была изначально, преобразится и станет больше, станет более глубокой. Только в этом случае брак достигнет своей цели. Семейные отношения должны выстраиваться так, чтобы человек другого предпочитал самому себе. Брак – это школа любви, любви целомудренной, жертвенной. Если об этом помнить и, как бы ни было трудно, стараться эти правила исполнять, тогда брак будет радостным, полным, счастливым.

– Молитва. Каковы могут быть причины охлаждения к молитве, равнодушия к духовной жизни?

– Нужно помнить, что ничего другого так не страшатся бесы, и ничто другое так не побеждает лукавого, как молитва. Молитва есть таинство общения с Богом, таинство, которое во всей полноте раскроется только после нашей смерти. Но если мы здесь, на земле, не будем участвовать в этом таинстве, не будем этому учиться, то и после смерти можем оказаться вне этой радости общения с Богом. Поэтому, как бы ни было трудно, как бы мы ни устали вечером, как бы мы ни спешили утром, мы должны обязательно исполнять молитвенное правило. Пусть оно будет небольшим, но оно должно быть постоянным, обязательным, и даже если мы не в состоянии прочитать его со вниманием, от души, даже если мы спешим, все равно нужно его прочитывать, потому что лучше помолиться плохо, чем совсем не помолиться. Нужно, конечно, стремиться к внимательной, умной молитве, нужно читать о молитве, учиться молитве, но если оставлять молитву и ждать какого-то особого расположения души, то это будет уступкой дьяволу. Если так поступать, то расположение к молитве никогда не придет.

Причинами охлаждения к молитве являются привязанность к земной жизни и та война, которую ведут против нас злые духи, всячески препятствуя молитве, нагоняя сон, уныние, отвлекая житейскими заботами. Мне кажется, что нельзя оставлять молитву на самый конец дня, потому что иногда дьявол так отвлекает человека, что он встает на молитву только в час ночи, когда уже нет никаких сил молиться. Я считаю, что лучше прочитать правило, пока есть еще силы, а потом сделать какие-то дела (почитать, сделать уроки, домашние дела и тому подобное).

– Расскажите, пожалуйста, о вашем училище сестер милосердия.

– Мне кажется, что наше училище, хотя оно, конечно, несовершенно, все же выполняет очень важную задачу и даже не одну. Училище призвано, прежде всего, помочь научиться добродетелям любви и милосердия. И мы сами, преподаватели, все, кто работает в училище сестер милосердия, вместе со студентами этому учимся. С каждым годом, занимаясь с учащимися, я заново переживаю то, что им рассказываю, и для меня это каждый раз звучит по-новому, и я, к стыду своему, вижу, что так ничему и не научился, и нужно учиться заново. Для меня это полезно; думаю, что полезно и нашим учащимся. Таким образом, первая наша задача – дать учащимся представление о духовной жизни, о добродетелях милосердия и любви. Потому что любовь есть верх всякого совершенства, это венец всех добродетелей. Этому мы помогаем научиться. Конечно, научить по-настоящему могут только святые люди собственным примером, но мы можем рассказать о святых, о церковных таинствах, которые помогают человеку в достижении любви, являются источником любви. Это наша главная цель.

Второе, что я считаю очень важным и замечательным в нашем училище, это то, что в нем учатся девочки в очень трудном для них возрасте (некоторые поступают к нам с 14 лет), когда у них меняется система ценностей, когда приходят различные искушения, когда не так важен для них авторитет родителей, когда они начинают задумываться о проблемах современной жизни. В этом возрасте их сверстницы часто совершают очень страшные и тяжелые грехи, встают на путь порока. Поэтому очень важно, что в этом возрасте наши ученицы находятся в церковной ограде, имеют верующих подруг, сохраняют общение с духовником, заняты важным делом, вместо того, чтобы искать земных радостей, учатся состраданию, учатся помогать другим, учатся любви и милосердию.

И, в-третьих, они могут получить профессию, которая будет важна для них, поможет им в жизни, даже если они не станут медсестрами. Они смогут оказать помощь человеку, нуждающемуся в ней, смогут помочь в трудной ситуации, будут знать о том, как обращаться с детьми, когда они сами станут мамами, будут знать, как ухаживать за пожилыми людьми.

Наше училище имеет духовную компоненту, но, в то же время, является училищем государственным, и учащиеся получают диплом, тождественный тем, которые выдают студентам обычных светских московских училищ. Учатся в училище после 9-го класса 4 года, после 11-го – 3 года, на вечернем отделении учатся тоже 4 года. Практику проходят сейчас, в основном, в больнице святителя Алексия – это больница Московской Патриархии, которая находится под особым попечением Святейшего патриарха. В этом году мы договорились с Марфо-Мариинской обителью, чтобы наши учащиеся, не имеющие в Москве места для проживания, могли жить в стенах этой замечательной обители, которая была основана преподобномученицей Елисаветой. Они могут проживать там бесплатно, войдя на время учебы в число послушниц этой обители.

– Каковы условия приема в училище?

– Мы принимаем девушек любого возраста, окончивших 9 или 11 классов, с нормальным здоровьем, православного вероисповедания. В наше училище мы принимаем только православных и церковных людей. Если человек не церковный, но хочет воцерковиться – это тоже возможно, но для этого свое намерение нужно засвидетельствовать каким-то трудом в храме и рекомендацией духовника.

– Сестра милосердия – это призвание или любая девушка при желании может ей стать?

– Если мы говорим о самом служении сестры милосердия, то сестра милосердия – это, конечно, призвание. И далеко не все люди к этому призваны, и далеко не все, кто оканчивает наше училище, становятся сестрами милосердия. Многие работают в медицине, медицинскими сестрами, но применить ко всем это высокое звание, конечно, нельзя. Некоторые уходят в монастырь, некоторые становятся матушками, выходят замуж за будущих священников, некоторые поступают в институты, становятся врачами. Если у девушки есть какая-то склонность к медицине, если она хочет научиться любви, то мне кажется, поступление в училище будет для нее полезным, даже если она сестрой милосердия впоследствии не станет.

– Чем же отличается сестра милосердия от медсестры, окончившей медицинское училище?

– Сестра милосердия отличается от медсестры тем, что она научена не просто манипуляциям, не просто правилам гигиены, знанию латыни, названиям лекарств, приемам поворота больного, но она знает главное – что человек, которому она служит, нуждается в помощи и медицинской, и духовной. Что человек – это целостная личность, и, ухаживая за телом, нельзя не думать о душе этого человека. Кроме того, сестра милосердия понимает, что больше больной служит нам, чем мы служим больному. Это слова преподобного аввы Дорофея, очень важные для понимания существа церковного служения милосердия. Когда человек служит больному, то он делает это не из тщеславия, не потому, что он гордо возомнил о себе, что призван Богом врачевать недужных, заботиться о тех, о ком некому позаботиться. Наши учащиеся должны понимать, что когда они ухаживают за другими, то делаются лучше сами. Авва Дорофей говорил, что уход за больным помогает человеку преодолеть многие страсти. Поэтому отношение к больным должно быть не как к объектам для производства манипуляций, не как к людям, нуждающимся в медицинской помощи, а как к тем, кто нас спасает, кто помогает нам стать лучше.

– Как вы считаете, почему в современном мире наблюдается особенное оскудение милосердия, любви?

– Оскудение милосердия и любви происходит потому, что оскудевает вера. Люди забывают о Христе. На Западе даже Рождество становится не праздником Рождества Христа, а праздником, в котором есть свои обряды, обычаи, но совсем нет памяти о Христе.

– Не кажется ли вам, что женщины более склонны к делам милосердия, чем мужчины? Пытаетесь ли вы привлекать молодых людей к этому служению?

– У нас был номер журнала, посвященный женскому и мужскому милосердию. Мужчины более основательны в делах милосердия, женщины более подвержены чувствам. Женщины бывают скорее отзывчивы на помощь, но иногда вместо пользы приносят вред. Мужчины могут помедлить, но зато, если уж что-то делают, то делают основательно. Мы не стараемся специально привлекать молодых людей, но, если они приходят, и если они воцерковлены, то мы принимаем их в наше училище.

– Порекомендовать кому-то взять к себе бомжа или беспризорного ребенка, это значило бы, мне кажется, порекомендовать то, что превышает меру обычного современного православного человека. Но помочь бездомному человеку не замерзнуть зимой на улице Москвы может любой. У нас есть теперь служба помощи бездомным, можно вызвать автобус этой службы, можно помочь этому человеку, открыв дверь подъезда. Бездомным ни в коем случае нельзя давать деньги, они люди слабые, в большинстве своем алкоголики. Можно дать им варежки, носки, потому что очень часто у этих несчастных людей бывают обморожения рук и ног. Можно не пожалеть своего времени, купить им какую-то горячую пищу. Я думаю, что это будет помощь реальная. Что касается беспризорных детей, помочь им, конечно, одному человеку, прохожему, бывает очень трудно. Можно также помочь им едой. Можно помочь Церкви в реализации тех программ, которые у нее есть. Сейчас Церковь занимается бездомными, занимается беспризорными детьми – можно жертвовать деньги на эти службы, поддерживать их молитвой. Хотя бы раз в месяц можно вместе с другими людьми заниматься решением этой проблемы, например, патрулировать места, где находятся беспризорные дети, хотя бы раз в неделю прийти, чтобы с ними побеседовать, если есть средства – помочь в создании приюта.

Текст доклада и презентация председателя Синодального отдела по благотворительности епископа Пантелеимона - об основных тенденциях в сфере социального служения Церкви. Доклад прозвучал на заседании Высшего Церковного Совета

11 мая в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Высшего Церковного Совета. Одним из вопросов, который на заседании, стала тема церковной благотворительности. Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон выступил с докладом «Церковная социальная и благотворительная деятельность. Общий обзор и статистика за 2017 год». Публикуем текст доклада и презентацию к нему.

Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые члены Высшего Церковного Совета!

В своем докладе я хотел бы рассказать о развитии церковной благотворительности в 2017 году.

Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Святейшество, за то внимание, которое Вы уделяете делам милосердия и благотворительности. Вы показываете нам всем пример служения ближним, посещая нуждающихся на Пасху и Рождество, а также во время ваших поездок в епархии. Уже стало традицией, что по Вашей просьбе настоятели московских храмов в дни праздников направляют средства, которые могли потратить Вам на цветы, на помощь нуждающимся.

По примеру Святейшего Патриарха многие архиереи также участвуют в социальном служении: посещают нуждающихся в праздники, ходят в больницы, детские дома, интернаты, лично участвуют в делах милосердия и благотворительности. Это очень важно для того чтобы во всей Церкви развивалось социальное служение.

СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ. СТАТИСТИКА

Я хотел бы представить несколько общих цифр о социальном служении Церкви. В настоящее время, по нашим данным, в российских епархиях 8412 социальных работников, из них 1920 штатных и 6492 внештатных.

Всего церковных социальных проектов - более 4500 (данные по России, Белоруссии, Украине, Казахстану, Эстонии, Таджикистану, Киргизии).

Отделы социальной направленности существуют в 188 российских епархиях , отсутствуют - в 2 (Серовская и Анадырская) российских епархиях.

В 187 епархиальных отделах назначены руководители (в 3 не назначены: в Анадырской, Серовской и Владикавказской епархиях).

Кроме непосредственно отделов по благотворительности, в некоторых епархиях созданы другие отделы социальной направленности. В частности, в 18 епархиях работают отделы помощи семье и детям. Называются они по-разному. В Новосибирской епархии, например, эта структура называется отделом по духовному окормлению детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 13 епархиях есть отделы по работе с нарко- и алкоголезависимыми. В 12 епархиях - отделы по взаимодействию с медицинскими организациями. В 6 епархиях есть самостоятельные отделы по помощи наркозависимым, в 6 епархиях есть самостоятельные отделы по помощи алкоголезависимым, в 2 епархиях (Казанской и Пензенской) - отделы по работе с инвалидами. В Красноярской епархии есть отдел православных психологов.

Таким образом, в 46 епархиях работают несколько отделов социальной направленности .Есть епархии, где существует одновременно целый ряд отделов социальной направленности. В 15 епархиях, помимо основного отдела по благотворительности, работают еще больше 2 отделов социальной направленности. Особенно выделяются 4 епархии, где сразу 4 отдела социальной направленности: это Пензенская, Казанская, Красноярская, Новосибирская епархии. А наибольшее количество отделов социальной направленности в Воронежской епархии - 5.

ПРОФИЛАКТИКА АБОРТОВ

Ваше Святейшество, в Вашем докладе на Архиерейском Соборе 2017 года Вы назвали помощь беременным женщинам «важнейшим направлением» нашей работы. В этой сфере за последние годы заметен очень серьезный рост. Каждый год при участии Церкви появляется в среднем 6-7 новых приютов для женщин в трудной жизненной ситуации. Если в 2011 году был всего один приют для женщин в Иваново, то к 2016 году их число достигло 44. В 2017 году было создано 8 новых приютов: в Екатеринбурге, Шахтах, Угличе, Нерчинске, и . Вы их видите на карте. Таким образом, сегодня уже 53 приюта, открытых при участии Церкви.

Последние два церковных приюта для женщин были открыты в и . В открытии приютов участвовали правящие архиереи. В Белгороде приют появился совсем недавно - в феврале этого года.

В этом году планируется создание еще нескольких приютов, один из них должен появиться в Калуге благодаря победе Калужской епархии в конкурсе «Православная инициатива».

Представители Церкви участвуют в противоабортном психологическом консультировании женщин . Наш Синодальный отдел координирует программу «Спаси жизнь», которая охватывает сегодня 75 городов (Вы их видите на карте), работает 141 специалист в 134 медицинских учреждениях. Благодаря программе удалось спасти от аборта свыше 7000 детей.

Также по всей стране активно создаются церковные центры гуманитарные помощи. В 2017 году Синодальный отдел по благотворительности проводил конкурс по распределению средств, собранных по благословению Святейшего по всех российских храмах к Дню защиты детей в 2016 году. Тогда было собрано 39 миллионов рублей на помощь женщинам в кризисной ситуации. Эти средства было решено направить на открытие в епархиях новых центров гуманитарной помощи.

Только в 2017 году было открыто 66 новых церковных центров гуманитарной помощи . Благодаря нашему конкурсу был создан 101 новый центр гуманитарной помощи. Центры продолжают открываться, и сегодня в России работают уже 167 церковных центров гуманитарной помощи .

Открытие этих центров активизирует всю социальную деятельность, особенно в маленьких епархиях. Этот положительный опыт можно было бы развить.

ПОМОЩЬ ЗАВИСИМЫМ ЛЮДЯМ. ДЕНЬ ТРЕЗВОСТИ

Одним из ключевых направлений нашего служения является помощь людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Каждый год в России появляются от 5 до 10 новых церковных реабилитационных центров и других структур помощи.

По данным нашего мониторинга 2017 года, в России в 2017 году работали: 75 реабилитационных центров, 12 адаптационных квартир, 12 амбулаторных программ, 40 консультационных пунктов, 7 подготовительных мотивационных центров, а также 77 групп поддержки зависимых и более 300 обществ, братств и групп трезвости.

В 2014 году по решению Священного Синода в России был восстановлен День трезвости . И мы видим, что тематика трезвого и здорового образа жизни с каждым годом становится все более востребованной. Если в 2015 году про День трезвости вышло 1370 сообщений СМИ, то в следующем году - 3976, а в 2017 году - 4877 сообщений СМИ.

Также заметен рост интереса пользователей интернета к понятию трезвость . За сентябрь 2014 года было зафиксировано около 30 тысяч запросов со словом «трезвость» в Яндексе, в сентябре 2015 года - 55 тысяч, в сентябре 2016 года - 74 тысяч, в сентябре 2017 года - свыше 104 тысяч. При этом в другие месяцы средняя частота запросов со словом трезвость в Яндексе составляет 13-15 тысяч в месяц. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить за работу в этом направлении Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы и Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

ПОМОЩЬ БЕЗДОМНЫМ

Церковь активно занимается помощью бездомным. В России работают 95 приютов для бездомных , 76 крупных благотворительных столовых, 10 автобусов милосердия (передвижных пунктов помощи). Расположение этих проектов можно увидеть на карте.

Одна из самых серьезных проблем бездомных - отсутствие возможности получить амбулаторную медицинскую помощь. Медпункты для бездомных работают пока только в Москве и Петербурге. Сейчас мы прорабатываем вместе с Минздравом совместную по открытию медпунктов для бездомных еще в трех пилотных регионах: в Хабаровском крае, Чувашии и Иркутской области.

В 2017 году в Хабаровской епархии была открыта для бездомных , она размещена в трех отапливаемых железнодорожных вагонах, туда подведены электричество, канализация и водопровод. Помимо ночлега бездомные обеспечиваются горячим питанием, теплой одеждой, возможностью пройти санитарную обработку и сделать флюорографию.

ПОМОЩЬ ИНВАЛИДАМ

Важным направлениям нашего служения является помощь инвалидам. Сейчас работают свыше 400 церковных проектов помощи инвалидам . В 63 приходах ведется работа с глухими людьми.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в разных регионах мы организуем курсы по обучению священнослужителей и церковных добровольцев жестовому языку и церковной лексике . В 2017 году было организовано 4 таких курса в разных регионах (в Нижнем Новгороде , Ростове-на-Дону и , в Москве с . ), также наш Отдел выпустил православной лексики русского жестового языка - это первая попытка обобщения опыта перевода на русский жестовый язык разных православных общин глухих.

Особое место в нашем служении занимает помощь слепоглухим людям. Сегодня в 12 храмах в 10 регионах слепоглухие являются прихожанами храмов. В 2017 году наш Отдел провел по обучению православных добровольцев общению со слепоглухими людьми .

В прошедшем году Святейший Патриарх освятил в Сергиевом Посаде место строительства социально-реабилитационного центра постинтернатного сопровождения для молодых слепоглухих инвалидов. Это совместный проект Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Сергиево-Посадского детского дома-интерната.

Также в конце 2017 года был освящен нижний храм в Сергиево-Посадском доме-интернате слепоглухих для детей и молодых инвалидов. Освящение совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Весь храм в этом детском доме адаптирован для детей с особенностями развития.

Важная тема - создание доступной среды в храмах . К сожалению, далеко не все наши храмы сегодня доступны для маломобильных групп населения. Мы благодарим Вас, Ваше Святейшество, за то, что Вы обратили внимание на этот вопрос на Общецерковном съезде по социальному служению в 2017 году.

По благословению Святейшего Патриарха мы совместно с Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации подготовили методические рекомендации по обеспечению доступной среды в храмах . Эти рекомендации были направлены Управлением делами Московской Патриархии во все российские епархии.

В прошлом году наш Отдел издал специальное методическое пособие , мы занимаемся обучением представителей епархий.

ПОМОГАЕМ ТАМ, ГДЕ НИКТО НЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ

Очень востребованы церковные проекты сопровождаемого проживания инвалидов . В , Кинешемской эти проекты уже стали реальностью.

В 2017 году в Пензе при поддержке Церкви был открыт один из лучших негосударственных проектов сопровождаемого проживания - пансион для молодых инвалидов с тяжелыми нарушениями . Здесь инвалиды ведут активную жизнь: они проходят реабилитацию, учатся и по возможности работают. Этот проект является альтернативой психоневрологическому интернату, где большинство людей не развиваются, а просто лежат в кроватях. Землю под строительство центра выделила Пензенская епархия, он расположен рядом с храмом.

Федеральный министр труда и социальной защиты Максим Топилин отметил на открытии центра, что с точки зрения дизайна, удобства и комфорта для людей «Дом Вероники» является на сегодня лучшим в России подобным проектом .

В некоторых епархиях (Алатырская, Самарская, Йошкар-Олинская, Московская, Пятигорская) стали появляться реабилитационные развивающие центры для детей-инвалидов . В этих центрах Церковь часто оказывает ту помощь, которую никто - ни государство, ни общество - пока не может оказать инвалидам.

Например, для детей-инвалидов (Чувашия) находится в городе с населением 35 тысяч человек. Ни в самом городе, ни в радиусе 200 километров от него нет ни одного подобного центра. Алатырский центр посещают 55 детей-инвалидов из 40 семей.

ПОМОЩЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

За последние годы в Церкви удалось отладить . Священники, сестры милосердия готовы в кратчайшие сроки выехать на место происшествия, чтобы оказать людям помощь.

В 2017 году представители Церкви реагировали на 30 крупных чрезвычайных ситуаций.

После в Черном море (25 декабря 2016 года) российского самолета, летевшего в Сирию , священники от Синодального отдела несли дежурство в морге и в гостинице, утешали родственников погибших в авиакатастрофе.

В связи с в августе 2017 года в Приморском крае наш Отдел направил 100 000 руб. для оперативной помощи, на эти средства была закуплены для пострадавших продукты питания и вода, также на свои средства Владивостокская епархия приобрела газовые плиты, баллоны, постельные принадлежности, одежду.

После в петербургском метрополитене (3 апреля 2017) священнослужители Санкт-Петербургской епархии навестили в больницах пострадавших, оказали им духовную и психологическую поддержку.

Активно помогали в Ростовской епархии после в Ростове-на-Дону в августе 2017 года. Митрополит Меркурий лично доставил в епархиальный центр гуманитарной помощи предметы первой необходимости и одежду. В течение недели в приходах епархии собирали вещи для пострадавших. На территории школы, где были размещены пострадавшие, было организовано дежурство священников.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Наш Синодальный отдел особое внимание уделяет обучению церковному социальному служению представителей епархий.

В 2017 году был начатый в ноябре 2016 г. полугодичный курс дистанционного обучения для приходских социальных работников . По итогам курса участники запустили социальные проекты на базе 306 приходов и социально-ориентированных НКО на территории 109 епархий (из них - 11 зарубежных), привлекли к социальной деятельности более 1950 добровольцев(из них больше половины - молодые люди). За время курса число подопечных, которым помогают участники обучения, увеличилось больше чем на 15000 человек.

На карте вы видите те социальные проекты, которые появились благодаря нашим курсам дистанционного обучения в 2017 году. Среди участников полугодичного курса 2016-2017 были представители 11 зарубежных епархий.

Кроме того, в ноябре 2017 года мы начали новый полугодичный курс дистанционного обучения для приходских социальных работников . В апреле 2018 года он подошел к концу. Обучение успешно завершили 255 человек из 95 епархий. Среди участников курсов были представители 11 зарубежных епархий.

Также во исполнение поручения Высшего Церковного Совета в прошлом году мы провели 2-месячный дистанционного обучения для руководителей и сотрудников социальных отделов епархий . Курс успешно завершили 82 представителя 52 епархий.

Помимо этого, в 2017 году мы провели , посвященный организации центров семейного устройства и работе с детьми-сиротами . В этом курсе приняли участие 249 человек из 71 епархии.

ОЧНЫЕ КУРСЫ И КОНФЕРЕНЦИИ

Кроме дистанционного обучения, наш Отдел организует очные курсы повышения квалификации и конференции . В 2017 году была проведена целая серия таких мероприятий:

Прежде всего, под председательством Святейшего Патриарха прошел , в котором приняли участие свыше 2 тысяч человек: руководители церковных социальных проектов, главы епархиальных отделов социальной направленности, сестры милосердия, социальные работники, добровольцы, студенты ПСТГУ, РГСУ, Свято-Димитриевского училища сестер милосердия. Делегаты съезда приехали из 175 епархий, в том числе 22 из-за рубежа. Впервые в рамках общецерковного съезда, помимо тематических секций по различным направлениям социальной работы, проходили отдельные секции по федеральным округам.

По традиции, в 2017 году состоялась , в которой принял участие 241 сотрудник социальных отделов 21 епархии Северо-Западного федерального округа;

Мы провели в Москве 17 смен очных курсов повышения квалификации для мирян (61 человек), которые занимаются социальным служением, из 35 епархий;

В Москве прошли 6 смен очных , с посещением основных церковных благотворительных учреждений столицы, для 59 священнослужителей, ответственных за социальную работу, из 50 епархий.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2017 году мы открыли новый региональный обучающий центр в , где впервые состоялись 5-дневные очные для 18 руководителей и сотрудников социальных отделов из 13 епархий Урала и Сибири.

В 2018 году планируется открытие второго регионального обучающего центра в Ростове-на-Дону .

ПОМОЩЬ ЕПАРХИЯМ КАЗАСХАТАНА И СРЕДНЕЙ АЗИИ

В феврале 2018 года в Екатеринбурге мы провели , в которой кроме представителей епархий Уральского федерального округа приняли участие представители социальных отделов епархий Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана . На обучение приехал 21 представитель 13 епархий, в том числе - 16 человек из 9 епархий Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана.

Мы оплачивали для этих епархий билеты, проживание, питание. Прошедшее обучение дало новый импульс в развитии социального служения в Средней Азии.

В ходе общения выяснилось, что сотрудники социальных отделов епархий Казахстана и Средней Азии вынуждены работать в более сложных условиях, чем их коллеги в России.

Например, в Таджикистане остро стоит проблема финансирования и нехватки кадров . Продолжается отток русского населения. Большой процент людей живет за чертой бедности. Остро стоит проблема образования русских детей.

В 2018 году мы собрали и в Душанбинскую епархию свыше 500 тысяч рублей на помощь самым бедным людям. Наша сотрудница, сестра милосердия Полина Юферева посетила Душанбинскую епархию. Часть средств потратили на приобретение продуктовых наборов для пациентов ПНИ и психиатрической больницы, часть - на ремонт здания на территории храма, в котором собираются открыть пансион для детей из малообеспеченных семей, остальные средства направили на помощь подопечным социального отдела епархии. На фото вы видите, как в епархии раздают собранные деньги одиноким русским бабушкам, которые живут в очень тяжелых условиях. Наш Отдел планирует продолжать оказывать поддержку нуждающимся в Таджикистане.

МЕТОДИКИ. РАБОТА С ЕПАРХИЯМИ

Синодальный отдел по благотворительности издает книги, методики по различным направлениям социальной работы. С 2010 года мы издали 37 таких . В 2017 году издали и подготовили к печати 7 методических пособий- по , о том, как , и другие.

Мы ведем адресную работу с епархиями:

- За каждым федеральным округом мы закрепили координатора от Синодального отдела. Основная его задача - помощь новообразованным епархиям и епархиям, которые испытывают трудности в развитии социального служения;

Мы разработали и разослали памятку для руководителей социальных отделов - как развить с нуля социальное служение в епархии;

- Наши координаторы постоянно на связи с руководителями социальных отделов епархий своего округа, помогают им, консультируют по открытию новых проектов, по организации благотворительных акций, сбору средств, оформлению заявок на гранты, приглашают к обучению, а когда у самой епархии нет денег на обучение, мы финансируем очное обучение за наш счет;

По результатам работы за год можно отметить, что заметна активизация социальной деятельности в небольших епархиях . Все больше епархий, приходов участвуют в грантовых конкурсах. Например, в 2017 году 152 церковных социальных проекта стали победителями конкурса Президентских грантов. В общей сложности они получили 421 млн. 672 тыс. 231 р. Если суммировать эти данные с результатами конкурса «Православная инициатива», то всего на развитие церковных социальных проектов удалось привлечь 447 млн.;

При нашей поддержке 5 епархий в 2017 году присоединились к акции : благодаря акции одинокие пенсионеры смогли получить бесплатно дрова для отопления своих домов;

Наш Отдел вместе с фондом продовольствия «Русь» помогает обеспечивать продуктами нуждающихся в епархиях. За 2017 год в 23 регионах было передано почти 2 тысячи тонн (1 983 тонн) продуктов ;

В этом году мы проводим серию выездных практических семинаров с участием ключевых сотрудников Синодального отдела по разным направлениям. Большинство этих семинаров проходят в новообразованных, либо труднодоступных епархиях - в и мы уже провели, предстоит семинар в Абаканской епархии. Также проведем отдельно семинар на Дальнем Востоке (в Хабаровске) и межрегиональную конференцию для всего Приволжского округа в Уфе.

ТРУДНОСТИ

Несмотря на рост компетентности епархий в вопросах социального служения, появление новых социальных проектов, все равно еще остаются некоторые трудности:

Не везде проводятся регулярные координационные советы глав епархиальных отделов. По нашим данным, такие встречи проходят в 118 российских епархиях. Таким образом, в 72 епархиях такие совещания не проходят;

Социальные отделы епархий, входящих в одну митрополию, не всегда друг с другом активно взаимодействуют;

На некоторых сайтах епархии нет раздела, посвященного социальному служению. Иногда даже нет информации об отделах, об их руководителях и об их деятельности;

Нехватка средств и отсутствие людей, которые занимаются привлечением средств на социальную деятельность епархии.

В качестве решения этих проблем предлагается рекомендовать епархиям:

Проводить несколько раз в год расширенные координационные советов с участием глав епархиальных отделов по аналогии с заседаниями Высшего Церковного Совета;

Проводить регулярные совещания руководителей всех социальных отделов епархий, входящих в митрополию;

На сайте епархии создать и постоянно вести раздел о социальном служении;

Главам епархиальных социальных отделов - участвовать в очных и дистанционных курсах обучения Синодального отдела по благотворительности, а также обращаться за помощью по всем вопросам к координаторам своего федерального округа в нашем Отделе.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ НА СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ

Также мы планируем запустить проект по развитию системы привлечения средств на социальную деятельность в епархиях . У нас есть благотворитель, который готов финансировать этот проект.

В рамках проекта Синодальный отдел обеспечивает методическую поддержку работы фандрайзеров в двух выбранных епархиях, привлеченный нами благотворитель оплачивает 75% расходов на работу епархиальных фандрайзеров в течение первых 6 месяцев, остальные 25% оплачивает сама епархия. За 6 месяцев местные фандрайзеры при поддержке Синодального отдела должны освоить все основные навыки привлечения средств, и епархия сможет дальше финансировать их работу самостоятельно. Спустя 6 месяцев финансирование из Москвы начинает поступать в другие две епархии. И таким образом постепенно мы будем расширять круг епархий, где будут работать грамотные высококвалифицированные профессионалы.

) и очищает всякий грех (Тов. 12, 9 ; Дан. 4, 24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12, 8 ; Ис. 58, 6-7).

В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29, 16 ; Лев. 25, 35 ; Втор. 15, 7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1, 17 ; Ис. 58, 7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25, 21); одеть нагого (Тов. 1, 17 ; Ис. 58, 7); помочь больному и калеке (Иов 29, 15 ; 2 Мак. 8, 28);поддержать вдову и сироту (Иов 29, 12-13 ; 31, 16-17 ; Притч. 31, 8 и др.);оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17, 27-29 ; Ис. 58, 7); позаботиться об узниках (Ис. 58, 6 ; 61, 1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9-10) илибеспроцентно давать в долг (Лев. 25, 35-37 ; Втор. 15, 7-11).

Однако понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15, 3, 7-11 ; Исх. 22, 25-27 ; Лев. 25, 35-37 ; Втор. 23, 20).

Милосердие в Новом Завете

«Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35) — говорит Господь.

Любовь к ближнему — священное призвание и нравственный долг христианина (Ин. 13, 34), ибо на Страшном Суде Бог спросит каждого, совершал ли он дела милосердия (см. Мф. 25, 40).

Социальное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит(Лк. 10, 30-37).

В. Бакшеев. Милостыня. 1918 г.

В основе милосердного служения — любовь, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, <…> не завидует, <…> не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7).

Превосходнейшую часть любви, по выражению святителя Григория Богослова, составляет «любовь к бедным, жалость и сострадательность. <…> Ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердие» ().

О душеполезности дел милосердия писал авва Дорофей, наставляя братию в том, что «более больной благотворит ему [служащему], нежели он больному» (Душеполезные поучения, поучение XIV «О созидании и совершении душевного дома добродетелей»).

Виды служения

Принять участие в организованной социальной работе Церкви может каждый. В настоящее время различаются следующие виды такого участия:

  1. Координатор социальной деятельности (помощник благочинного, помощник настоятеля храма) — клирик или мирянин, являющийся штатным сотрудником церковного института, который занимается координацией диаконической деятельности, а также организацией социальных проектов.
  2. Сотрудник церковного социального учреждения (детского дома, приюта, богадельни, благотворительной столовой и т.д.), для которого церковная социальная работа является основным родом профессиональной деятельности.
  3. Сестра милосердия — член сестричества, то есть руководимого духовником объединения женщин, желающих в той или иной мере посвятить себя служению милосердия. Сестра милосердия может нести свое служение в свободное от основной работы время, или же находиться в штате церковного социального или медицинского учреждения. (Мужчины также могут принимать участие в деятельности сестричеств)
  4. Доброволец (волонтер) — человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в социальной церковной деятельности. Для выполнения добровольческой работы от волонтера, как правило, не требуется специальной квалификации, за исключением некоторых видов помощи, для оказания которой надо пройти специальное обучение.
  5. Жертвователь — священнослужитель или мирянин, материально участвующий в обеспечении церковного социального служения. Пожертвования могут быть как крупными, так и небольшими, регулярными или разовыми.
  6. Член попечительского совета при социальном учреждении(церковных, государственных и иных) — лицо, оказывающее помощь в работе социального учреждения на основе взятых на себя обязательств, в том числе посредством наблюдения за условиями жизни подопечных.

Для организации социальной деятельности могут создаваться богадельни для престарелых и инвалидов, детские дома для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благотворительные столовые, приюты для бездомных, социальные гостиницы для лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях или попавших в иные трудные обстоятельства, включая одиноких беременных женщин и матерей-одиночек, центры по реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом, центры по реабилитации лиц, освободившихся из заключения, реабилитационные центры для страдающих от наркотической или алкогольной зависимости, центры поддержки семьи, медицинские учреждения (больницы, диагностические центры, хосписы и др.) и т.д.

Социальная деятельность может быть весьма различной: это поддержка, укрепление и защита семьи, помощь старикам, инвалидам, людям, страдающим тяжелыми заболеваниями, бездомным, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, заключенным или освобождающимся из заключения, ВИЧ-инфицированным, малоимущим, погорельцам, мигрантам, семьям, потерявшим кормильца, людям, попавшим в иные трудные обстоятельства, лицам, страдающим наркотической или алкогольной зависимостью, а также другим людям, нуждающимся в помощи.

Она может быть медицинской, реабилитационной, социальной, психологической, консультационной, духовной, а также материальной, включая финансовую поддержку, сбор и распределение продуктов, вещей и медикаментов.

В делах милосердия и благотворительности Церковь может сотрудничать с органами власти и местного самоупраления, благотворительными и иными общественными организациями и объединениями граждан, представителями традиционных религий и конфессий, политическими партиями, профсоюзами, деловым сообществом.

Однако такое сотрудничество принципиально невозможно с представителями псевдорелигиозных и оккультных групп, преступными, экстремистскими или дискредитировавшими себя организациями, а также с теми религиозными сообществами, которые стремятся использовать социальную работу совместно с православными в целях прозелитизма.

Церковная социальная деятельность не может порождать иждивенчество. Совершая дела милосердия, православные христиане должны проявлять рассудительность. Нуждающемуся необходимо не только выделять материальные средства, но и помогать в поиске правильного жизненного пути, в преодолении греховных пристрастий, а также в налаживании связей с профильными государственными службами, ибо социальное служение Церкви не должно подменять собой ответственность государства в социальной сфере.

Помните, во всеми любимом фильме «Место встречи изменить нельзя» есть сцена, где Жеглов спорит с Михал Михалычем, соседом Шарапова по коммуналке?

Михал Михалыч убежден, что преступность победят не карательные органы, как он выражается, а человеколюбие, милосердие... Именно там Жеглов и произносит свое знаменитое «Милосердие - поповское слово». Произносит, естественно, осуждая Михал Михалыча и его представления. Один из немногих моментов в фильме, где, несмотря на все обаяние Высоцкого, Жеглов не убеждает. Хотя в чем-то он и здесь прав: милосердие - слово действительно поповское - церковное, евангельское.

Именно в Евангелии милосердие провозглашается нормой. Христианин призван помогать ближнему. Помогать независимо от его религии, национальности, социального положения. Независимо как от отношения христианина к ближнему, так и от отношения этого ближнего к самому христианину - даже к врагам Евангелие заповедает относиться с любовью. Критерий помощи один: если человеку хуже, чем тебе, значит, ему надо помочь. Причем Христос не просто завещает человеку дела милосердия. Помощь ближнему Он приравнивает к помощи Себе: «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25.35).

В советское время Церковь не могла заниматься благотворительностью, социальным служением. Гонения проявлялись не только в уничтожении и преследовании священников и мирян. Открыто совершать дела милосердия Церкви было фактически запрещено. С возрождением церковной жизни в начале 1990-х ситуация стала меняться. Медленно - нужно было встать на ноги, преодолеть внутреннюю инерцию, многому научиться заново. В своем первом слове после интронизации в 2009 году патриарх Кирилл подчеркнул: «Наш христианский долг - заботиться о страждущих, о сиротах, о бедных, об инвалидах, о престарелых, о заключенных, о бездомных: обо всех, кому мы можем помочь обрести надежду. Голос Церкви должен стать в том числе и голосом слабых и лишенных власти, взыскующих справедливости».

На прошлой неделе святейший выступал перед участниками международного фестиваля «Вера и слово». Одной из главных тем форума стала тема милосердия. Предстоятель рассказал, как в первый же год патриаршего служения обратил внимание, что и в докладах священников о церковной жизни в Москве, и просто в его беседах с духовенством практически не звучала тема доброделания, не говорилось о конкретных добрых делах. При том что рассказывалось о чем угодно - о ремонте, строительстве, организации богослужения, церковного хора или воскресной школы.

По словам патриарха, он понял, что долго так продолжаться не может: батюшки с энтузиазмом проповедуют в том числе на тему милосердия, но конкретных дел милосердия в приходе не совершается. Так возникла идея организации масштабной социальной работы. Были созданы общецерковный отдел по благотворительности и социальному служению, соответствующие епархиальные структуры, в штатном расписании приходов появилась должность ответственного за социальную работу. Священники и церковные добровольцы помогали пострадавшим от пожаров 2010 года, от наводнения в Крымске в 2012 году, от наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году, беженцам с Украины.

Журналисты любят цифры. Сейчас их уже можно привести. Причем многое из нижеперечисленного возникло именно в последние семь лет. Сегодня только на территории России действует более 4 тыс. церковных социальных учреждений и проектов, 300 сестричеств милосердия, 46 кризисных центров с приютами для беременных женщин и матерей с детьми - от Калининграда до Петропавловска-Камчатского... А также более 60 центров гуманитарной помощи, 40 богаделен, 70 реабилитационных центров для наркозависимых, 14 центров ресоциализации, 13 амбулаторных центров, более 70 православных приютов для бездомных, 12 автобусов милосердия. Есть еще центры помощи алкозависимым, братства и группы трезвения. Всего в Церкви ежегодно появляется 150–200 новых церковных социальных проектов. Кто-то говорит, что это много, кто-то - мало.

И все же церковные дела милосердия одними лишь цифрами не измеряются. Церковь - это ведь не только работающие церковные учреждения и служение приходов. Церковь - это прежде всего люди. Люди, которые подают на улице нищему, ходят добровольцами в хоспис, жертвуют на больницу, создают фонды помощи, жертвуют деньги на благотворительный телемарафон... В этом и проявляется милосердное служение Церкви - в изменении человеческих сердец. Миллионов человеческих сердец, если уж говорить о цифрах. Церковь меняет людей, люди меняют жизнь.

Герой фильма «Место встречи изменить нельзя» мечтал о наступлении эры милосердия. Кстати, именно так называется книга братьев Вайнеров, по которой снят фильм. Михал Михалыч связывал наступление новой эры с преодолением последствий войны, человеческих страданий и человеческой злобы. Мечтам вайнеровского героя пока не суждено было сбыться. Но сами эти мечты стали возможными, потому что эра милосердия уже наступила. Она наступила, когда в жестоком мире суровых, но справедливых богов было сказано, что Бог есть Любовь и потому надо любить ближнего и носить бремена друг друга. Когда было завещано давать просящему и воздавать добром за зло. Она наступила 2 тысячи лет назад. Тогда, когда прозвучали слова «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).

Прот. Аркадий Шатов
17.05.2010

Миряне как члены церковного организма

Сердцевиной жизни каждого христианина является служение Богу и ближним. Формы и способы такого служения могут быть различны, как различны призвания и дарования людей. Они дополняют друг друга, как члены живого организма. В этом Церковном организме все связаны единой любовью и все служат друг другу и Христу. И как в организме нет ненужных, лишних членов, так и в Церкви не может быть членов ненужных, бездеятельных. Тем более, когда речь идет о самой большой части Церкви – мирянах, народе Божием. И если для священника центр его служения Богу и ближнему – это совершение богослужения, таинств, окормление паствы; если для монаха заповедь о любви к ближнему заключается в молитве за весь мир; то для людей, живущих в миру, как пишет Паисий Святогорец, главное церковное служение – это дела милосердия.

Конечно, дела милосердия – это наше общее дело, как и Евхаристия, как молитва за других. Социальное служение мирян будет возможно только в том случае, если они живут церковной жизнью, являются участниками совершения Евхаристии – словом, осознают себя «царственным священством». К сожалению, многие из тех, кто пришел в Церковь после 70-летних гонений, не успели стать полноценными ее членами: они не понимают смысла церковных таинств, не считают себя участниками богослужений – а лишь «созерцателями»; не знают о том, что могут принимать участие в церковных соборах и т.д. Поэтому сейчас дело священников – помочь мирянам стать полноценными членами Церкви и объяснить им их высокую миссию, сердцевиной которой являются дела милосердия.

Социальная деятельность как служение Христу

Социальная деятельность никогда не была для Церкви самоцелью. Наша цель – не устроить земной рай, накормив всех голодных и одев всех нищих. Эта деятельность – выражение сострадания и любви к ближнему. Спаситель прямо сказал, что помогая нищим, больным, заключенным, мы тем самым служим Ему. И мы не можем сузить круг ближних до нашей семьи и друзей, потому что Господь показал нам, кто есть наши ближние и как мы должны им служить, на примере милосердного самарянина. Милосердный самарянин оставил свои дела и взял на себя попечение о совершенно чужом ему человеке-иноверце, потратив на это силы и все имеющиеся у него деньги, обещая помогать и дальше. Так и наше служение должно распространяться на всех страдающих, живущих в нашем Отечестве.

Читайте также: On-line трансляции мероприятий VIII социального съезда в Москве.

Даже в Израиле времен Ветхого Завета люди должны были платить не только десятину на храм, но и пожертвования на помощь нуждающимся. С пришествием Христа помощь нуждающимся обрела новый, высший смысл и стала долгом каждого верующего. Поэтому нам нечем оправдать наше бездействие. Конечно, многодетная мать не сможет уделять такому служению много времени, у старого и больного человека может не быть на это сил. Но все-таки участвовать в таком служении любви должны все – каждый в свою меру.

Мы не можем оправдать наше бездействие и тем, что заботу о социальных нуждах наших граждан взяло на себя государство. Всем нам очевидно, что государство с этими проблемами само справиться не может – и не должно. Для этого нужна помощь общества и Церкви.

В зависимости от обстоятельств, профессии, места работы и проч., верующие могут участвовать в социальной деятельности в разном объеме и качестве:

1) Профессионально, в максимальном объеме, в качестве штатных сотрудников – сотрудники церковных социальных учреждений (детских домов, богаделен, благотворительных столовых и т.д.), а также соцработники на приходах – институт, создание которого было недавно благословлено Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

2) В свободное время и бесплатно работают добровольцы – люди, имеющие свою работу, но помогающие столько, сколько они могут, и там, где сами чувствуют потребность: кто-то хочет помогать бездомным, другие – детям в детских домах, третьи – в больницах.

3) Верующие сотрудники государственных социальных учреждений, даже если они не воцерковлены. Они являются нашими соработниками, и мы должны помочь им наполнить духовным смыслом их деятельность. Они заняты в сфере, трудиться в которой очень сложно, а без веры в Бога и знаний духовных основ милосердия порой и невыносимо (откуда синдром выгорания и другие последствия). Поэтому нельзя их обличать и критиковать, им нужно помочь.

4) Дети воскресных школ. Они с детства должны воспитываться в понимании важности служения ближним. Поэтому с ними можно и нужно заниматься не только изучением основ веры, но и социальной деятельностью: поздравлять больных на Пасху и Рождество, устраивать кружки юных сестер милосердия и т.д.

Читайте также: Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: «Главная задача сестер милосердия не избавить человека от всех скорбей, а помочь ему понять их смысл»

Различные формы социального служения мирян

1) Работа в церковных социальных учреждениях;

2) Общины сестер милосердия;

3) Сообщества добровольцев;

4) Молодежные сообщества социальной направленности;

5) Пожертвования мирян на социальные нужды. Мирян нужно призывать к тому, чтобы они участвовали в социальной деятельности не только делами, но и своими ресурсами. Во время кризиса, длительность которого нам неизвестна, наш девиз может быть только таким: не «много от немногих», а «немного – от многих». Каждый член церкви должен обязательно уделять часть своих денег не только на содержание церковной общины, но и на помощь нуждающимся. Особенно это важно в богатых городах, таких как Москва.

Участие в социальной деятельности священников и архиереев

Сейчас, когда после 70 лет гонений служение милосердия только возрождается как общецерковное дело, помочь его возродить и организовывать должны священники и архиереи. Они должны побуждать к ней мирян, объяснять им их высокое призвание в Церкви.

1) Необходимо призывать их к более полному участию в церковных таинствах, объясняя, что церковные таинства совершаются всей общиной. И хотя участие в этом священника наглядно и очевидно, а мирянина – незаметно глазу, однако прихожане должны понимать, что священнодействие совершается по общим молитвам, и без участия каждого Литургия не станет общим делом. Необходимо учить мирян навыкам духовной жизни, рассказывать о борьбе со страстями, о том, как нужно молиться. Без этого, как и без ответственного участия в церковной жизни, таинствах, без чтения Евангелия, невозможно творить дела милосердия, ведь они всегда связаны с большой самоотдачей и концентрацией всех душевных и духовных сил.

2) Необходимо побуждать прихожан заботиться друг о друге, напоминать им, что церковный приход – это не случайно оказавшиеся вместе люди. Он должен быть общиной, связанной духом любви. В общине не должно быть голодных, нуждающихся, одиноких, обездоленных. О них необходимо заботиться, как это было в первой христианской общине.

3) Нужно напоминать мирянам, что наша община – это не только наш приход, но и вся Церковь. И она должна быть большой дружной семьей. В нашей Церкви есть богатые приходы и бедные – как есть богатые и бедные епархии. И как во времена апостольские, собирались пожертвования для церквей, пребывающих в нищете (2 Кор. 8-9), так и сейчас богатые храмы и епархии должны обязательно помогать тем, кто нуждается. По слову апостола Павла, «не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнении их недостатка; а после их избыток в восполнении вашего недостатка» (2 Кор. 8, 13-14).