Очень важный цикл предметов в рамках школьной программы - естественнонаучный. Ведь именно он дает представление о природе, ее явлениях, живых существах, их взаимосвязи с человеком. География, биология, физика и химия - та основа, которая позволяет детям войти в жизнь, начать разбираться в происходящих вокруг вещах, ориентироваться в них и управлять ими.

Биология всегда вводилась в школьный курс с 6 класса, однако по требованиям современных образовательных стандартов теперь данная дисциплина является обязательной к изучению с пятой ступени обучения. Рассмотрим, какие же требования к подготовке урока выдвигаются теперь, какая роль отводится учителю, как должен выглядеть современный план урока по биологии.

Ведение биологии в рамках школьной программы

Данная дисциплина является самой древней из всех известных наук. Со времен появления человека ему сразу было интересно все то, что его окружает. Как устроены живые организмы? Почему происходят те или иные явления? Каково строение его собственного организма? Каково многообразие окружающей его природы?

На все эти вопросы дает ответ урок биологии. Именно эта форма обучения является основной, так как позволяет за отведенное количество времени усвоить максимально возможный объем информации учащимся. На данный момент времени для изучения этого предмета отводится семь лет - с пятого по одиннадцатый класс включительно. Естественно, что за это время ребенок получает весь комплекс естественнонаучных знаний, которые входят в предмет и объект биологии.

Главный критерий урока

Самым главным критерием успешности проводимого урока является разнообразие форм работы на нем, грамотное и четкое построение его структуры. При соблюдении данных требований наблюдается максимально эффективный результат. Главная цель - возбудить у детей интерес к изучаемому предмету и стимулировать их желание познавать самостоятельно как можно больше.

Именно поэтому современный урок биологии - это совместная деятельность учителя и ученика, построенная на принципах демократизма. При этом не столь важно, учащиеся ли это 5-го класса или 11-го - цель и суть урока от этого не меняются. Активные формы работы, разнообразные приемы и использование новых методов - все это должно использоваться учителем на любой ступени обучения данному предмету.

Уроки биологии: виды

Для того чтобы более удачно реализовать внедрение новых стандартов в построение уроков, а также для того чтобы увеличить эффективность занятий, следует использовать различные виды уроков биологии. Всего их можно выделить 15 основных:

  • беседа;
  • проблемный урок;
  • комбинированный урок;
  • экскурсия;
  • лекция;
  • семинар;
  • ролевая игра;
  • зачет;
  • киноурок;
  • урок с использованием интернет-ресурсов;
  • лабораторная работа;
  • обобщающий урок;
  • зачет;
  • контрольно-проверяющий урок;
  • конференция.

Однако существуют и другие виды, которые некоторыми учителями создаются самостоятельно и успешно внедряются. Все зависит от личности педагога и его креативности, нацеленности на результат, отношения к предмету.

Очевидно, что с каждой ступенью обучения должны усложняться и виды уроков. Так, в пятом классе сложно провести урок-лекцию или конференцию, семинар. А вот ролевая игра или лабораторная работа, экскурсия вызовет у детей бурный ажиотаж и оживление, что поможет стимулировать рост интереса к предмету.

Для старшего звена, напротив, лучше выбирать более взрослые и серьезные формы проведения занятий, что позволит им подготовиться к студенческим лекциям. Однако и про легкие виды забывать не стоит, иначе есть риск потерять расположение и интерес ребят к предмету.

Используемые методы

Методы урока биологии иногда называют еще формами. Они достаточно разнообразны и направлены на достижение той или иной цели. Рассмотрим, какие же они бывают:

  1. Метод проектов подразумевает работу не только в течение урока, но и, возможно, всего учебного года. Работа может вестись как индивидуальная, так и групповая. Главная цель - исследование какой-либо проблемы, объекта с получением конкретного результата в итоге.
  2. Фронтальный метод работы подразумевает управление всем классом и одновременное общение со всеми детьми (например, при объяснении части новой темы или раскрытии какого-то понятия).
  3. Индивидуальная форма - задания подбираются с учетом активности и личностных особенностей каждого учащегося.
  4. Коллективная работа в основе своей имеет слаженное взаимодействие всех членов урока: учитель - ученик - ученик. Это можно осуществить, например, при проведении экскурсии или лабораторной работы.
  5. Групповая форма подразумевает разделение учащихся на отдельные "островки", каждый из которых занимается изучением той или иной проблемы.
  6. Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) - важная часть методики урока любого современного учителя.
  7. Энергосберегающие технологии.

План урока биологии по ФГОС, составленный с комбинацией обозначенных методов и видов работы, будет обязательно успешным в реализации.

Современные программы по биологии

  • А. И. Никишов;
  • В. В. Пасечник;
  • И. Н. Пономарева;
  • Н. И. Сонин;
  • Д. И. Трайтак и Н. Д. Андреева;
  • Л. Н. Сухорукова и другие.
  • рабочие тетради для учащихся;
  • дневник наблюдений (не у всех);
  • методическое пособие для учителя;
  • рабочая программа и поурочное планирование на год.

Какого автора выбрать, чью линию развивать, выбирает сам учитель совместно с дирекцией школы. Важно, чтобы выбранная программа по биологии была актуальна на протяжении всех ступеней обучения, чтобы не нарушалась преемственность и целостность восприятия материала.

Технологическая карта урока: составление

Сегодня приняты и активно вводятся в исполнение новые Согласно им план урока по биологии представляет собой технологическую карту, в которой расписываются все основные этапы и ход занятия. Как ее составить? Для этого следует скомпоновать таблицу, в которой будут отражены следующие пункты:

  1. Тема урока.
  2. Цель занятия.
  3. Планируемый результат, в котором следует расписать предметные умения в одной колонке и - в другой.
  4. Основные понятия данной темы.
  5. Организация пространства, которая включает в себя три составляющие (колонки): межпредметные связи, формы работы, ресурсы.
  6. Этапы урока, на которых четко расписана деятельность учителя, а также работа учащихся в трех направлениях: познавательная, коммуникативная, регулятивная.

План урока по биологии должен включать следующие этапы конструкционного построения занятия:

  • включающий обозначение темы и ее актуальность;
  • целеполагание;
  • первичное усвоение и применение знаний, осмысление;
  • итоги занятия;
  • рефлексия;
  • домашнее задание.

Именно такое построение считается полным, отражающим всю деятельность учителя и учащихся, применяемые методы и виды работы, результаты, объем материала. по биологии, составленный в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевает ориентацию на деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению.

Анализ результатов урока

Для того чтобы понять, насколько успешно ведется работа по выбранной линии и в соответствии с ФГОС, существует анализ урока биологии. Он позволяет выявить достоинства и недостатки, слабые места, сильные стороны. В результате можно скорректировать занятия и улучшить их эффективность, повысить качество обучения.

Формы анализа могут быть разные. Например:

  • самоанализ;
  • комплексный анализ;
  • методический разбор и прочие.

Выбирать следует в зависимости от целей, с которыми проводится это мероприятие.

Современный учитель биологии

Большие требования на всех ступенях обучения предъявляются именно к педагогу. С точки зрения ФГОС, нынешний учитель биологии должен в совершенстве владеть Кроме того, на определенном уровне должны быть и его личностные качества.

Психологический портрет педагога также подлежит рассмотрению с точки зрения ФГОС. Рассмотрим подробнее, какие именно компетенции и черты входят в состав личности учителя.

Профессиональные компетенции

Можно выделить 6 основных:

  1. Коммуникативная. Умение конструктивно общаться, находить демократичные методы построения беседы с учащимися и применять их. Поддерживать свободно диалоги с родителями, коллегами, руководством. Умение общаться - важное звено успешного процесса обучения.
  2. Профессиональная. Естественно, современный педагог должен на высоком уровне владеть знаниями по своему предмету, обладать общим широким кругозором, осуществлять метапредметные связи на уроке.
  3. ИКТ-компетентность. Ни один открытый урок по биологии сегодня не обходится без использования информационных технологий. И это правильно. Наши дети растут в такую эпоху, когда для них норма - постоянное наличие компьютера в жизни. Учитель обязан уметь использовать это для достижения хорошего результата в обучении.
  4. Управленческая, которая позволит осуществить именно деятельностный подход к обучению.
  5. Общепедагогическая. Подразумевает знание основ психологии и педагогики учащихся.
  6. Рефлексивная - умение трезво и грамотно оценивать свою работу, делать работу над ошибками.

Личные качества преподавателя

Помимо обозначенных профессиональных компетенций существуют требования к учителю как к личности. Считается, что биология в школе должна преподаваться личностью, обладающей:

  • чувством юмора;
  • эмоциональностью;
  • выразительностью речи;
  • творческим началом;
  • организаторскими способностями;
  • дисциплинированностью;
  • настойчивостью;
  • целеустремленностью.

В сочетании с профессиональными критериями получается портрет современного педагога, соответствующего требованиям ФГОС.

Тесты: суть и значение

Одна из самых главных форм контроля знаний, которая применяется повсеместно на каждом уроке, - тесты по биологии. И это вполне объяснимо. Во-первых, такая проверка экономит время на занятии. Практически любой по биологии включает в себя данную форму работы. Во-вторых, дает возможность охватить вопросами больший объем пройденного материала. В-третьих, позволяет увеличивать накопляемость оценок. Но самая главная причина не в этом.

Форма экзаменов ГИА и ЕГЭ подразумевает основную часть именно в виде теста. Поэтому важно подготовить учащихся заранее к такой форме проверки. Сделать так, чтобы к выпускному классу они уже свободно владели методикой написания подобных работ и считали ее обычной.

Тесты по биологии, как и по любому другому предмету, учитель составляет самостоятельно либо пользуется уже готовыми формами из методических пособий. В любом случае желательно включать в вопросы те, которые встречаются в экзаменационных работах. Сам бланк тестов должен быть максимально приближен по оформлению к таковому на итоговой аттестации.

Данный урок поможет организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения. В ходе урока, выполняя разнообразные задания, учащиеся установят черты различия растений и животных, вспомнят четыре среды жизни живых организмов, в том числе и животных, группы экологических факторов, понятие «биоценоз» и типы взаимоотношений между животными. Урок сопровождается яркой презентацией. Работа добавлена на конкурс «Моя презентация к уроку».

Разработка содержит конспект урока, презентацию и видеоролик. Это второй урок по теме "Строение клетки", на предыдущем изучались все органоиды, кроме ядра.

Большая часть урока посвящена закреплению и проверке знаний о строении и функциях органоидов клетки, чему поможет презентация с настройками на появление подписей к рисункам; меньшая - изучению строения и функций ядра с помощью просмотра видеоролика и выполнения самостоятельных заданий в тетради.

Урок построен по программе Н.И. Сонина, материал общей биологии 10 класса, базовый уровень, но вполне может использоваться и в 9 классе по концентрической программе того же автора либо других авторов. На уроке используется разнообразная самостоятельная, парная и групповая работа учащихся.

Целевая аудитория: для 10 класса

Данная презентация может использоваться на уроке биологии в 5 классе по теме: Экологические факторы среды. Цель урока: выяснить, что такое экологические факторы среды, какое влияние они оказывают на живые организмы. Урок по линии И.Н. Пономарёвой "Алгоритм успеха"

Методическая разработка урока "Человек в живой природе" для 11 класса. Урок открытия нового знания. Содержит задания доказательства принадлежности человека к миру животных. Включает этап рефлексии и домашнее задание по выбору.

Целевая аудитория: для 11 класса

Урок биологии в 5 классе разработан по УМК И.Н.Пономаревой, но может быть использован к учебникам других авторов. Урок направлен на формирование УУД на основе учебных задач по Дане Толлингеровой. Урок включает технологическую карту, презентацию и приложения, таблицы учебных задач по Д.Толлингеровой, дополненные формируемыми УУД.

Целевая аудитория: для 5 класса

Конспект и презентация к уроку по биологии "

Задачи урока:

Сформировать знания о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК).

Сформировать представление о том, что клетка - главный структурный и функциональный элемент организма.

УМК: Д.В. Колесов. Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 кл. - Учебник / М: «Дрофа», 2016 г.

Целевая аудитория: для 8 класса

Данный урок является вводным уроком биологии в 6 классе. Материал урока позволяет сформировать представление о ботанике, как науке о растениях, развить представление о многообразии растительного мира, о значении растений в природе и жизни человека, углубить знания о признаках и органах растений. Урок сопровождается красочной презентацией.

Целевая аудитория: для 6 класса

Разработка урока по биологии: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных". 7 класс.

УМК: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014.

Цель урока:Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях;

  • Познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды;
  • Показать, что размещение животных несёт приспособительный характер и является результатом эволюции;
  • Сформировать умения проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составлять и озвучивать схемы (виды миграции).

Целевая аудитория: для 7 класса

Урок по биологии в профильном 11 классе «Решение генетических задач».

Вид урока: урок - практикум.

Методы: репродуктивные, частично- поисковые.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма организации деятельности учащихся - групповая.

Цель урока: обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, закрепить знания по решению генетических задач разных типов, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.

Целевая аудитория: для учителя

План – конспект урока биологии в 6 классе.

Тема урока: «Плоды и их классификация»

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Цель: ознакомление с видами плодов и со способами распространения плодов и семян.

Развивающие задачи:

    развивать навыки самостоятельной работы

    продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, сравнивать их, обобщать, делать выводы

    учить объективно оценивать свои знания.

Образовательные задачи:

    создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний

    познакомить с факторами, способствующими распространению плодов и семян

    научить определять способ распространения плодов и семян по их внешнему виду

    научить выявлять черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения

Воспитательные задачи:

    воспитывать культуру общения и ответственность за результат своего труда.

Планируемый результат:

1.Предметный результат – знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; познать роль плодов в природе и хозяйственной деятельности человека.

2.Личностный результат – воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, формирование культуры общения, коммуникативных качеств.

3.Метапредметный результат – формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.

Задачи формирования УУД :

Познавательные УУД:

- умение формулировать тему и проблему урока;

- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД:

- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;

- развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

- осуществлять совместную познавательную деятельность в группах;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников;

- Регулятивные УУД:

- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

- умение оценивать свои учебные действия;

Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в группах, проблемный, практический.
Оборудование:

    таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, “Способы распространения плодов и семян”

    натуральные объекты: кочан капусты, корнеплод моркови, клубень картофеля, плоды: апельсина, томата, огурца

    коллекции плодов и семян (череда, клюква, клен, дуб, овес, бобы)

    инструктивные карточки для работы в группах

    ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, видеофрагменты.

Ход урока

    Мотивация к учебной деятельности.

Учитель.

Добрый день, ребята! Мы продолжаем с вами изучить органы растения.

Что такое орган? На какие группы делятся органы? Какие генеративные органы вам известны?

Учащиеся.

Цветок, плод, семя.

Учитель. Молодцы! А сейчас я предлагаю собрать модель цветка.

Выходят от каждого ряда по 1 ученику и собирают модель цветка. Первый справившийся с заданием остается у доски и называет части цветка, указывая значение.

Ребята помогите мне разгадать загадку. Для этого

Обведите выделенные буквы правильных суждений:

П .Опыление - это перенос пыльцы с пыльников на рыльце пестика.

А .Главная часть цветка - яркий околоцветник, привлекающий опылителей.

Л .Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца.

О . Пестик - женский половой орган, а тычинки - мужской.

Е . Цветковое растение состоит из корней, стеблей, листьев.

У . Двойным оплодотворением у цветковых растений называют слияние яйцеклетки сначала с одним, а затем с другим спермием.

П . Ветроопыляемые растения обычно растут поодиночке.

Я . По сравнению с пыльцой насекомоопыляемых растений пыльца ветроопыляемых крупнее.

Д . Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш семени.

И . Тычинки и пестик бывают в каждом цветке.

Какое слово у вас получилась? Плод. Правильно.

2. Актуализация знаний.

Ребята! А где образуется плод у растения? (в завязи пестика).

А сейчас поиграем в волшебную корзинку.

Я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзине, ваша задача назвать орган и растение к которому он принадлежит.

Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом? (плоды).

А все ли перечисленные предметы являются плодами?

(нет кочан капусты, морковь и свекла плодами не являются).

Узнаем об этом в ходе нашего интересного общения на уроке. Давайте настроимся на поиск и творчество.

Я предлагаю на уроке всем активно поработать и получить максимум знаний.

3. Погружение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и значимой как для растений, так и для нас темой – Строение, значение и классификация плодов.

А для чего человеку надо знать всё о плодах? Каково значение плодов в жизни человека?

Варианты ответов:

1. Употребляет в пищу.
2. Сырьё для промышленности (хлопчатник, подсолнечник и т.д.)
3. В медицине (источник витаминов и лекарственных веществ, например, шиповник, малина, черника и т.д.);
4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и размножения растений.

Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать плоды, чтобы знать, как их использовать.

Запишите в тетрадях число и тему урока «Плоды»

А чтобы вы хотели бы узнать ещё о плодах на сегодняшнем уроке?

Это и будет нашей целью урока.

Работа с диском «Сферы» П.48. Виды плодов.

1 группа получает задание: найти материал о строении плода

2 группа: какие функции выполняют плоды

3 группа: классификация плодов

4 группа: какие способы распространения плодов и семян существуют

Работа с ноутбуками по электронному учебнику «Сферы».

Модельные ответы:

Вывод 1: Строение плода. Плод состоит из околоплодника и семян . Околоплодник- разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Вывод 2: Функции плода. Важнейшие функции плода- защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян, которые созревают и развиваются за счет плода.

Вывод 3: По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные . В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.

Вывод 4: Способы распространения семян: саморазбрасыванием, ветром, животными, человеком, водой.

Лабораторная работа. Работа в группах.

У читель: “Практика – лучший учитель”- говорил блестящий древнеримский оратор и философ Цицерон, поэтому знания вы получите самостоятельно, выполняете задания лабораторной работы по инструктивной карточке. Группам предоставляются натуральные плоды и семена. Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.

Инструктивная карточка

    Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.

    Впишите названия исследуемых растений в таблицу и составьте характеристику их плодов.

    Укажите название плода растений.

    Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян исследуемых растений.

    Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных растений, впишите эти способы в таблицу.

    Сведения занесите в таблицу.

Название растения

Название

Способ распространения

Приспособления к распространению

Сочный или сухой

Односемянный или многосемянный

    Сформулируйте вывод о способах распространения в природе плодов и семян.

Вывод: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).

4. Закрепление

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру "Яблоко раздора": ваша задача высказать свое мнение на каждый вопрос и из всех мнений выбрать наиболее верное.

1.Относят ли клубни картофеля и корнеплод моркови к плодам. Почему?

2. Сухими плодами считают зерновку, семянку, орех, желудь, все они имеют одну особенность. Какую?

Ответ (Все они раскрываются и внутри имеют одно семя)

3. Зерновка, семянка это сухие плоды и имеют внутри одно семя, а бывают ли сухие плоды многосемянные? Если да, приведите примеры.

(Ответ. Да бывают. Пример: стручок, боб, коробочка и семянка.)

4. Чем плод костянка отличается от плода семянки? (Ответ)

5. У смородины, крыжовника, винограда и томата плоды одного типа Как называется такой плод и почему мы в быту томат так не называем?

(- Ответ: У томата плод ягода, но томат в быту мы относим к овощам, а не к ягодам)

6.Почему плоды такие разные?

(Все особенности строения плодов связаны с условиями окружающей среды в которой живут растения, со способом их распространения)

7. А вот плоды земляники сочные мы их называем ягода. Верно ли такое название?

(- Ответ: Нет, не верно. Правильно плод земляники называется многоорешком).

8. Плод у яблони ложный называется яблоком, так мы называем его и быту. А вот ботаники яблоком называют плоды груши, рябины. Как вы думаете, правильно ли это?.

(Ответ: Да правильно. Внутри сочного околоплодника находятся многочисленные семечки)

9. Правильно ли утверждение что горошинки- это плоды растения гороха посевного?

10. Арбуз, дыня, огурец, - к какому типу плодов вы их отнесете?

Учитель:

Ребята. При подготовке к уроку у меня возникла проблема. На одном из слайдов презентации ВИРУС частично повредил текст. Помогите восстановить его. Верные ответы напишите на листочках.

После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется..., он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … . Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … .

Обобщение и корректировка ответов учащихся. Ответы: плод, сочные, сухие, костянка, вишни, ягода, томат, семянка, одуванчика, коробочка, мака, распространения.

Выводы:

Плоды и семена несут нам энергию солнца. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животным и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад

Работа с диском – тренажором по комплекту «Сферы»

5. Рефлексия.

Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.

Давайте подведем итог урока.

Расположите на полях человечка, идущего по ступенькам.

На верхнюю ступеньку, если вам все было понятно и интересно на уроке.

На вторую ступеньку – если остались непонятными некоторые вопросы.

На нижнюю ступеньку, кто совсем не разобрался в теме.

6. Домашнее задание.

По учебнику п.48, тетрадь тренажер стр. 36 № 6

Творческое задание, составить кроссворд по теме «Плоды»,

сообщение на тему: "Кладезь витаминов", или модельки плодов.

Опорные конспекты к блоку уроков «Клетки и ткани».

Раздел

Блок II

Тема урока

Опорный конспект

1.Строение живых организмов

Органы и системы органов. Организм – единое целое.

11 часов.

1. Органы цветковых растений. Виды корней, их видоизменения. Лабораторная работа «Типы корневых систем».

2. Микроскопическое строение корня. Лабораторная работа «Строение корня. Корневые волоски и чехлик».

3. Стебель – осевой орган. Виды стеблей. Лабораторная работа «Слои и клетки поперечного среза стебля».

4. Лист. Лабораторная работа «Внешнее и внутреннее строение листа». Видоизменения листа.

5. Почки растений. Лабораторная работа «Строение почек».

6. Виды побегов растений. Видоизменения побегов. Лабораторная работа «Строение клубня и луковицы».

7. Цветок. Лабораторная работа «Строение цветка». Соцветия.

8. Лабораторная работа «Строение семян однодольных и двудольных растений».

9. Лабораторная работа «Типы и виды плодов». Классификация плодов.

10. Органы и системы органов животных.

11. Контроль. Трёхуровневое тематическое тестирование по блоку уроков №2.

№5. «Уровень органов».

Опорный конспект к блоку уроков «Органы и системы органов».

Раздел

Блок I

Тема урока

Опорный конспект

2. Жизнедеятельность организмов

Питание и дыхание растений и животных.

2 часа.

1. Корневое и воздушное питание растений. Дыхание растений.

2. Питание и пищеварение животных. Дыхание животных.

№6 «ПЖО. Питание», №7 «ПЖО. Дыхание».

Блок II

Транспорт веществ в организмах и удаление продуктов распада.

3 часа.

1. Транспорт веществ в растении и удаление продуктов распада.

2. Транспорт веществ животных и удаление продуктов распада.

3. Обмен веществ и энергии растений и животных.

Контроль: по вариантам минитест по блокам №1, №2.

№8 «ПЖО. Транспорт веществ».

№9 «ПЖО. Выделение».

№10. «ПЖО. Обмен веществ и энергии».

Блок III

Опорно-двигательная система. Координация и регуляция.

3 часа.

1. Скелетные образования у растений и животных.

2. Особенности строения органов передвижения. Приспособления.

3. Нервная и эндокринная система животных. Координация и регуляция живых организмов.

№11 «О-Д система. Скелет».

№12 «Движение».

№13 «Координация и регуляция».

Блок IV

Размножение организмов. Рост и развитие.

5 часов.

1. Бесполое и половое размножение растений и грибов. Практическая работа «Черенкование растений, вегетативное размножение». (Самостоятельно дома по инструктивной карточке).

2. Бесполое и половое размножение животных.

3. Рост и развитие растений. Практическая работа «Проращивание семян растений». (Самостоятельно дома по инструктивной карточке).

4. Рост и развитие животных.

5. Контроль. Трёхуровневое тематическое тестирование по блокам №3, №4.

№14 «Размножение».

№15 «ОСР. Рост и развитие растений».

№16 «ОСР. Рост и развитие животных».

Опорные конспекты к разделу «Жизнедеятельность организмов».

Блок I

Тема урока

Опорный конспект

3. Организм и среда.

Факторы среды и природные сообщества.

2 часа .

1. Среда обитания и экологические факторы. Природные сообщества. Экскурсия.

2. Урок-обобщение (игра) «Живой организм». Урок за счёт внеклассной деятельности (1 час).

№17 «Экологические факторы. Природные сообщества».

Примечание: кроме контроля по блокам уроков проводится текущий контроль в разных формах и приёмах на усмотрение учителя и применительно к статусу класса. Обязательно проводится диагностика по применению опорного конспекта. Методы: анкетирование, собеседование, контроль и др. К планированию прилагается технологическая карта урока

Ориентируясь на календарно – тематическое планирование по биологии на 2013\2014 учебный год в изучении тем раздела «Общий обзор организма человека» предполагает познакомить учащихся с организацией клетки человека, её строением и химическим составом; изучить свойства клетки, далее расширяя знания, познакомить с тканями организма человека (эпителиальной, внутренней среды, мышечной, нервной), выполнить практическую работу «Строение тканей человеческого организма», ознакомить с особенностями строения организма человека, системами органов и их функциями.

Наш организм состоит из большого количества различных по форме, размеров и функций клеток. Похожие по строению, функциях и происхождению клетки формируют ткани. Из тканей формируются органы – анатомически отделенные части организма. Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т.е. органы, которые совместно обеспечивают выполнение одной или нескольких функций, объединяются системы органов, которые обеспечивают жизнедеятельность организма в целом.

При рассмотрении строения систем органов в организме человека учителю рекомендуется проводить чёткое объяснение специфических особенностей каждой системы органов, так как при самостоятельном изучении темы у учащихся может возникнуть ряд трудностей.

  1. Основные знания и умения, формируемые в данной теме.

Расширить знания учащихся об общем строении организма человека, о клетках, тканях и органов;

Отработать навыки узнавать ткани по фотографиям, рисунках; системы органов па муляжах, плакатах;

Развивать умения составлять схемы, работать с дополнительной литературой.

Учащиеся должны знать

Что представляет собой клетка организма человека, её химический состав и свойства;

Что представляют собой ткани организма человека, на какие основные типы делятся;

Какие системы органов существуют в организме человека и особенности их строения.

Учащиеся должны уметь

Характеризовать клетку как структурно – функциональную единицу жизни;

Распознавать основные виды тканей;

Называть органы и системы органов организма человека;

3. Расширенный план – конспект и презентация темы «Общий обзор строения организма человека» Тема урока: Органы, системы органов.

Цель учителя: ознакомить учащихся с организмом человека, системой органов; отработать терминологию темы.

Цель для учащихся: изучить особенности строения организма человека, системам органов и их функций.

Задачи урока:

Образовательные

1. Сформировать знания об органах организма человека, об особенностях строения систем органов и выполняемых ими функций, топографии внутренних органов в каждой системе.

2. Ознакомить со строением организма человека.

Развивающие

    Формировать умение применять полученную информацию, сравнивать, делать выводы.

    Развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы.

    Развивать интеллектуальные способности, навыки познавательной самостоятельной активности.

Воспитательные

    Воспитывать интерес к изучению организма человека.

    Формировать научное мировоззрение.

    Воспитывать дисциплинированность.

Методы обучения:

Словесный: объяснительная беседа, рассказ;

Наглядно – образный;

Самостоятельная работа, работа в парах.

Средства:

- предметные: таблицы с изображением внутренних органов, систем органов;

- практические: выполнение самостоятельной работы, работы в парах

- интеллектуальные: сравнение, сопоставление

- эмоциональные: интерес

Оборудование: таблицы с изображением внутренних органов, систем органов, секундомер.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

    Организационный момент

    Актуализация знаний, проверка домашнего задания

    Постановка целей и задач

    Изучение нового материала

    Закрепление знаний

    Домашнее задание

    Рефлексия