Моор Елизавета

Комментарий к киноповести В.М. Шукшина «Калина красная».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комментарий к киноповести В.М. Шукшина «Калина красная».

Читаем. Размышляем…

Для лучшего понимания замысла В.М. Шукшина я решила проанализировать язык его художественного произведения. Каждый должен понять и почувствовать, что литературно-художественное творчество – это прежде всего способность писателя выразить свое видение мира, передать свои чувства, воздействовать на читателя через систему языковых изобразительно-выразительных средств.

Большую роль в киноповести играют имена героев.

Егор Прокудин, Егор, Егорушка, Георгий, Горе – так на протяжении всей киноповести обращаются к главному герою.

Егор – нар.от Георгий – греч. «землепашец». Имя персонажа подчеркивает его истоки – выходец из крестьян; определяет его изначальную, естественную потребность – землю пахать. Не случайно по выходе из тюрьмы Егор на вопрос начальника, чем он собирается заниматься на воле, отвечает «сельским хозяйством». В деревню едет Егор, не найдя себе пристанища в городе. И умирает герой на пашне, обретя свое истинное лицо: «И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома… Лежал, приникнув щекой к земле…». Фамилия центрального персонажа восходит к прозвищу Прокуда – проказник, изворотливый, предприимчивый.

Воровская кличка главного героя – Горе. Так окрестил его Губошлеп. Такова суть персонажа киноповести «Калина красная». Горе несет он окружающим его людям. Горе живет в его душе. И потому нет ей покоя.

Не случайно В.М. Шукшин называет милую, добрую женщину, ставшую возлюбленной Егора Прокудина, Любовью. Именно Люба помогает герою обрести душевное спокойствие, научиться любить. Имя Любовь – старославянское.

Весь текст «Калины красной» построен на противоречиях и противопоставлениях, которые отражают метания главного героя и постепенно подводят его к неизбежному концу – гибели. Правда и ложь, жизнь и смерть постоянно соседствуют в киноповести и в душе главного героя – Егора Прокудина.

Ведущую роль в организации текста играет антитеза, призванная передать противоречия в сознании и душе вора-рецидивиста, пытающегося вернуться к своим истокам.

Контраст возникает уже на первых страницах киноповести. Егор Прокудин выходит на волю, где весна, пробуждается жизнь, где «сплошной березовый лес». И сам же уходит из него в воровское логово: «Комната была драная, гадкая. Синенькие какие-то обои, захватанные и тоже драные, совсем уж некстати напоминали цветом своим весеннее небо, и от этого вовсе нехорошо было в этом вонючем сокрытом мирке, тяжко». Жизнь вольная и воровская несовместимы.

Внутренний конфликт «Калины красной» связан с поисками героем «праздника души». Праздник, по В.М. Шукшину, это отдых, освобождение, взрыв страстей. История жизни и смерти Егора Прокудина есть не что иное, как трагедия ложного «праздника души». Жажда праздника воплотилась в пляске Егора и Люсьен, которые этой пляской как бы «вколачивали» в гроб «свою калеку-жизнь». А за стенами воровского притона – весна. Весна для В.М. Шукшина – это символ чистоты, обновления, жизни. Весной выходит Егор Прокудин на волю. И именно весной погибает. Возникает контраст: весна – это жизнь, но весна несет с собой и смерть.

Необычайно выразителен диалог в киноповести «Калина красная». Замечателен эпизод знакомства Егора Прокудина с родителями Любы Байкаловой. Речь старика и Егора каждая по-своему лексически окрашена, каждая имеет свою интонацию. В течение этого разговора Егор то несусветно «заливает», задетый недоверием стариков, то наступает на Федора с вопросами, разыгрывая из себя следователя, ведущего допрос. Он находчив, речист и, можно сказать, «артистичен». Недаром в конце концов рассерженный было старик приходит в восторг от этого ухаря: «Чисто комиссар какой!»

В киноповести «Калина красная» автор показывает два особых мира, близких главному герою: «воровской» мир и мир, в котором Егор Прокудин, необычный человек, возвышенная натура, способная на глубокие чувства. Передавая своеобразие каждого мира, В.М. Шукшин использует особые изобразительно-выразительные средства.

«У старушки было румяное морщинистое личико и ясные глаза»;

«И вот районный автобус привез Егора в село Ясное»;

«И утро было хорошее – с прохладицей, ясное».

Когда же писатель характеризует бывших друзей, а ныне врагов Егора, на первый план выходят слова со значением «злой»:

«(У Губошлепа) глаза горели злобой»;

«Посмотрел…злым и обещающим взглядом».

Ясный и злой вступают в антонимичные отношения в пределах контекста киноповести. Это становится возможным потому, что лексема ясный обладает переносным значением «ничем не омраченный, спокойный», а злой – «полный злобы, злости».

Показывая воровскую «среду», В.М. Шукшин использует жаргонизмы, просторечные слова, которыми насыщена речь героев.

«Тухлое твое дело» – просторечное;

«Сбацают» – просторечное;

«Шляются» – просторечное;

«Лаяться кинулся» – просторечное;

«Е-мое» – просторечное;

«Засандалить» – просторечное;

«Схаваю» – просторечное;

«Громадная невезуха» – просторечное;

Описывая «логово» Губошлепа и воровской компании, автор употребляет эпитеты:

«Драная, гадкая комната», «захватанные, драные обои» , «вонючий мирок». С их помощью возникает чувство отстраненности и неприязни к воровской банде.

В произведении соседствуют фольклорные слова и жаргонизмы:

Что пригорюнился, добрый молодец ?

Отпыхтел ?

Совершенно по-другому изображен мир, в котором Егор Прокудин смог нравственно очиститься, полюбить. В.М. Шукшин здесь употребляет немало эпитетов, фразеологизмов, ярких, красочных обращений. Речь героев содержит и элементы фольклорной лексики.

Описывая старушку, встретившуюся на пути Егора, автор использует эпитет «ясные глаза». В описании Любы эпитет «милое русское простое лицо» помогает увидеть настоящую русскую женщину, добрую и отзывчивую.

А встреча Егора с березками характеризует его как человека возвышенного и доброго. Герой называет их «подружками», «невестами» . Эти обращения, употребленные автором, необычайно нежны и красивы.

Поражают своеобразием обращения Егора к Любе: «Любушка-голубушка», «оладушек сибирский», «дорогуша сдобная», «зоренька ясная». И как не улыбнуться этим словам героя, произнесенным с таким трепетом и озорством?

Присутствуют в киноповести канцеляризмы и просторечия:

Ну, поставим вопрос несколько иначе …

Тихо! – скомандовал старик. – Один дурак городит чего не попадя , а другая…

В.М. Шукшин высоко ценил искусство. Поэтому в его киноповести встречается немало музыкальных, литературных произведений.

Так, киноповесть «Калина красная» начинается песней «Вечерний звон», которую исполняют рецидивисты. Это неслучайно. Песни вошли в жизнь В.М. Шукшина с детства. Дома с матерью и сестрой Таей они пели по вечерам. Мария Сергеевна много знала песен. Она начинала, Тая подхватывала. Вася же пел по-мужски негромко, но очень точно и задушевно. Позже, когда Василий Макарович приезжал домой со съемочной группой, то родные обязательно собирались за праздничным столом в честь дорогого гостя и обязательно пели старинные песни.

Существует два варианта песни «Вечерний звон». Одна – народная, другая – это стихотворение «Вечерний звон», положенное на музыку русским композитором А.Т. Гречаниновым и польским композитором С. Монюшко. Именно эта песня помогает нам понять, как важны для рецидивистов и «край родной», и «отчий дом», с которым они простились.

Невозможно представить киноповесть без замечательной песни «Калина красная». Слова песни народные, музыка – Я. Френкеля. Я обратила внимание, что в повести персонажи исполняют песню «Калина красная» четыре раза. Вначале ее поет Люсьен, во второй и третий раз песню исполняет Егор Прокудин, и только в последний, четвертый раз, песня заиграла по-новому: «так хорошо, так славно», и это потому, что исполнили ее Егор и Люба вместе.

Особое внимание привлекает эпизод, в котором Егор Прокудин читает стихотворение С. Есенина «Пусть для сердца тягуче колко». Оно полно предчувствий своей гибели. И это предчувствие на протяжении всей киноповести преследовало героя:

«…Упаду и зароюсь в снегу».

Читает Егор и стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Это происходит во время пребывания героя в бане вместе с Петром.

«Сижу за решеткой в темнице сырой…» -

завел первым Егор. Петро поддержал. И так неожиданно красиво у них вышло, так – до слез – складно и грустно».

Бесспорно, герою близко литературное творчество. Быть может, это оттого, что произведения помогают Егору «исцелять» душу, нравственно совершенствоваться, а, может, в сюжетах произведений Егор видит и свою жизнь.

Таким образом, я выяснила, что изобразительно-выразительные средства языка придают киноповести В.М. Шукшина лаконизм, живописность, создают эмоциональность, усиливают выразительность речи. А произведения искусства, которые автор поместил в художественном произведении, помогаю лучше раскрыть образы героев, передать их чувства и эмоции.

Моор Елизавета

Комментарий на кинофильм В.М. Шукшина «Калина красная»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комментарий на кинофильм В.М. Шукшина «Калина красная»

«Врачующая» сила кино.

«Калина красная» - это не просто фильм, это парящее искусство, где В.М. Шукшин-кинематографист органически проникает в В.М. Шукшина-писателя, где проза зрима, а фильм литературен; читая его книгу, мы видим автора на экране, а глядя на экран, вспоминаем его прозу.

Для лучшего понимания творчества В.М. Шукшина я исследовала взаимопроникновение кинематографа в киноповесть и прозаического произведения в кинофильм «Калина красная».

«Калина красная» - вершинное достижение зрелого В.М. Шукшина, произведение глубокое и человечное. Киноповесть была опубликована в журнале «Наш современник» (1973, №4). Фильм снимался в том же 1973 году. Режиссер и сценарист фильма В.М. Шукшин, оператор А. Заболоцкий, художник И. Новодережкин, композитор П. Чекалов. Премьера состоялась в феврале 1974 года. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку «Калина красная» была удостоена главной премии.

В киноповесть В.М. Шукшин заложил необычайно важные темы, которые получили свое развитие и завершение уже в кинокартине. Он поднимает вопрос об ответственности человека за выбор жизненного пути, показывая нравственное потрясение главного героя Егора Прокудина, бывшего уголовника, вора, через сомнения и муки уходящего от своего прошлого. Егор Прокудин - одинокий человек с мятущейся душой и нерастраченной щедростью сердца, в нем переплелись смелость, достоинство, одаренность и скрытность, жестокость, шутовство. В.М. Шукшин видит в своем герое черты сильного, хорошего человека, несмотря на его прошлое, разрушившее и изменившее многое в его душе. Перед нами проходит панорама жизни героя с чередой попыток сотворения судьбы. Насыщенность этой жизни событиями позволяет герою сказать о себе: «Живу, ей-богу, на бегу»… И эта спешность героя вызвана прежде всего попытками разрешить многие вопросы человеческого бытия.

В процессе съемок менялись некоторые обстоятельства действия, отдельные реплики и даже целые сцены, вводились одни персонажи и, наоборот, исчезали другие.

Я обратила внимание на те эпизоды фильма, которые вызывают невероятное напряжение и проникают в самую душу зрителя В.М. Шукшина.

Вот как представлен один из начальных эпизодов в киноповести:

«И вот она – воля!

Это значит – захлопнулась за Егором дверь, и он очутился на улице небольшого поселка. Он вдохнул всей грудью весеннего воздуха, зажмурился и покрутил головой. Прошел немного и прислонился к забору. Мимо шла какая-то старушка с сумочкой, остановилась.

Вам плохо?

Мне хорошо, мать, - сказал Егор. – Хорошо, что я весной сел. Надо всегда весной садиться.

Куда садиться? – не поняла старушка.

В тюрьму».

В этой сцене виден неуемный шукшинский юмор, через смех он говорит о важном. Кажется, сцена не нуждается в коррективах, она просится на экран. Но в фильме В.М. Шукшин первые мгновения воли Егора показал абсолютно иначе.

…Гремят железные двери, выпуская стриженого Егора. И видим мы молодые, чуть удивленные лица солдат охраны, видим вековые, крепкие стены, вырастающие из озерной воды, слепящий свет северного сильного солнца. Егор на секунду закрывает глаза от этого нестерпимого света, и вот уже скоро, без оглядки, он шагает вперед, к новой жизни.

Кирзовые сапоги равномерно и гулко ударяют по настилу, стук каблуков звонко разносится по неподвижной воде, а Егор ничего не слышит и не видит, весь устремленный к заветному берегу.

Вот она – воля!

В фильме эти первые секунды свободы – свободы после пятилетнего заключения – прозвучали намного сильнее, нежели в прозе. Сравнивая сцену из киноповести с тем, что мы увидели в картине, мы понимаем, почему В.М. Шукшин предпочел уйти от первоначальных юмористических тонов к суровым краскам неподдельной драмы.

Егора сыграл сам Шукшин: его герой в этот миг неулыбчив, в нем не уловишь и признаков слабости, шаг его уверен и нетерпелив…

В этом довольно длинном по метражу куске мы не только распознаем каменное упорство героя. Мы предчувствуем, что человек этот на самом деле уходит от прошлого, решение его бесповоротно.

Много замечательных находок, отлично задуманных сцен в этом фильме.

Сцена встречи Егора Прокудина с матерью, которая его не узнала, - один из сильнейших драматических эпизодов фильма. С поразительной силой В.М. Шукшин сыграл позднее раскаяние Егора в том, что он так долго не навещал родную мать. Напряжение в этой сцене достигает верхней точки, находя затем выход в отчаянно-истовом признании Егора, когда он, уже будучи не в силах совладать с собой, выскакивает из резко затормозившей машины и, содрогаясь от рыданий, падает на взгорке лицом в траву. Колотит руками о землю, кричит неузнаваемо изменившимся голосом, и камера Заболоцкого, чуть приподнимаясь над этим кающимся «блудным сыном», включает в кадр заросший сельский погост, чью-то безымянную могилку, такую же ветхую, как старая мать Егора. Сохранились записи Фомина, который в 1973 году был на съемках «Калины красной»: «Когда снимали сцену истерики Егора после его возвращения от матери, Шукшин так страшно корчился на земле, так искренно и безутешно рыдал, что по коже пошли мурашки, и камера, и осветительные приборы – все это перестало вдруг существовать, провалилось куда-то. Возникло какое-то жутковатое ощущение, что никакие это не съемки, не актер Шукшин, а просто какой-то человек плачет, корчится от страшной муки… И, честное слово, забыв, где все это происходит, я поймал вдруг себя на мысли, что хочу то ли броситься к безутешно рыдающему на земле человеку, то ли бежать от всего этого ужаса прочь». Однако в кинофильме рассказа бабки Куделихи (мать Егора Прокудина) в том виде, в каком В.М. Шукшин его представил в киноповести, нет. В прозаическом произведении мать Егора с трепетом рассказывает о своих детях:

« - Одна вот теперь со мной живет, Нюра, а трое в городах…

А еще двое? – спросила Люба.

А вот их-то… я и не знаю: живы они, сердешные душеньки, или нету их давно, - слезы закапали ей на руки, и она поспешно вытерла глаза фартуком».

Необычайно трогательна сцена разговора Егора Прокудина с березками возле пашни. Вокруг раздается щебетание птиц, ветер слегка колышет голые ветви деревьев, и мы слышим нежные слова Егора Прокудина, обращенные к березкам:

«Ох, вы мои хорошие. Ну что? Как вы тут?Дождались…»

В киноповести эта встреча героя с березками третья. Трудно понять, ищет ли он опоры «в березах», в их белизне, или прощается с ними, кается перед ними: «Ох, вы мои хорошие! И стоят себе: прижухлисьс краешку и стоят. Ну, что, дождались? Зазеленели… - Он ласково потрогал березку».

Интересен еще один эпизод из фильма, но уже отсутствующий в киноповести. За столом Байкаловых подвыпивший, но, по всему видно, хороший человек, возможно учитель, поет народную песню на знаменитые стихи Некрасова («Школьник»). И видно, как ему горько и досадно оттого, что вот не дали допеть, а песня-то какая, и конец-то какой хороший:

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

Песня эта как бы подчеркивает иную дорогу, по которой мог пойти и Егор Прокудин. Однако, оказавшись на воле, герой все еще мечется, он на перепутье: внутренне Егор, сам не осознавая этого, уже далек от Губошлепа, своего товарища и «благодетеля», хотя еще не видит своего недалекого будущего. Ему предстоит расстаться с иллюзиями, понять тот мир, который ворвется в его жизнь вместе с добротой полюбившей его Любы Байкаловой. Образ Любы несет в себе тему действенной доброты, желания и умения бороться за оступившегося человека. Она единственная смогла разгадать Егора Прокудина, смогла помочь ему обрести душевный покой. А Егор, наконец, понимает, как сильно нужна ему Люба.

«Калина красная,

Калина вызрела»,

часто поется в киноповести. В фильме этой песни нет. Зато есть статичный кадр: какой-то мальчик кидает в воду зрелые ягоды калины. Они медленно тонут, их клюют маленькие, юркие рыбки. По одному из народных поверий калина – это символ первой, обязательно несчастной любви. Ее-то и испытал герой киноповести и фильма «Калина красная» Егор Прокудин.

Песни о калине, этой старой, популярной и такой грустной песни, нет в фильме. А В.М. Шукшин ее любил, пел ее умело, с душой… Ближе к финалу картины, в эпизоде с Любой и Петром, пробует ее напеть герой, идет он узкой деревенской улицей к озеру, где на лавочке, поближе к воде, сидит жена, минута эта тревожная, последняя мирная минута, дальше придет выстрел, придет смерть…

В «Калине красной» В.М. Шукшин показал «рождение» и гибель человека, который всю жизнь ходил по краю:

«…Наголодавшись, настрадавшись в детстве, думал, что деньги – это и есть праздник души, но он же и понял, что это не так. А как – он не знает и так и не узнал».

Таким образом, проанализировав эпизоды из кинофильма и киноповести «Калина красная», мы убедились, что чтение дарит нам всю глубину произведения, будит наше воображение и мысль, обогащает чувства и речь, а экранизация произведения помогает оценить по достоинству и труд писателя, и творческую работу постановщиков.

Моор Елизавета

Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

ОДп 11 Литература

21-У группа

Тема урока «Изображение нравственных качеств человека в повести

Медведева В.В., преподаватель литературы

ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж»

Цель: расширить представление студентов о творчестве В.М. Шукшина; развивать навыки анализа художественного текста и совершенствовать свое творческое мастерство;

Тип урока : закрепление нового материала;

Обучающий компонент :

    Обеспечить усвоение студентами повести В.М. Шукшина «Калина красная»;

    Отработать навыки творческого письма;

    Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений окружающего мира и внутренних качеств человека;

Развивающий

    Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление);

    Развивать речь (грамотно использовать термины, понятия, определения, совершенствовать выразительность речи);

    Развивать интерес к русской литературе и языку;

Воспитывающий компонент :

    Воспитывать любовь к матери, близким людям;

    Способствовать формированию высоконравственной личности, способной видеть, чувствовать, любить свою природу, окружающих людей, свою малую родину;

Используемые образовательные технологии : технология педагогических мастерских;

Межпредметные и внутрипредметные связи : музыка, кино, выразительное чтение, изобразительное искусство, анализ текста;

Формы работы :

    Фронтальная работа;

    Самостоятельная работа;

Ресурсное обеспечение :

    Интерактивная доска;

Методическое обеспечение :

    Мультимедийная презентация;

    Художественные тексты В. Шукшина «Калина красная»;

    Кадры из кинофильма «Калина красная».

Прогнозируемый результат : по итогам урока обучающиеся должны освоить следующие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность качество;

Уметь:

    Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Знать:

    Образную природу словесного искусства; содержание изученного литературного произведения;

Ход урока

    Слово преподавателя : Добрый день, уважаемые студенты и гости. Мы продолжаем работу в разрезе творческой мастерской.

И сегодняшний урок я предлагаю вам начать с размышления :

«В чем проявляется красота человека?»

Запишите в тетрадь слова, словосочетания, которые являются ассоциациями к понятию красота человека, а помогут вам картины окружающего нас мира и удивительная музыка.

(звучит музыка и на экране слайды с картинами окружающего мира)

Какие же ассоциации у вас возникли?

(студенты читают свои ассоциации, например: очарование, гармония, любовь, добро, великолепие, душевное спокойствие, легкость,

светлые мечты и т.д.)

А теперь на основании услышанных и своих ассоциаций скажите:

В чем же проявляется красота человека?

(Например, красота человека проявляется в красоте сердца. Красота побуждает в человеке благородные чувства. Красота проявляется в добрых, полезных делах. А для меня красота проявляется в уважении к родителям и окружающим нас людям…..)

2. Слово преподавателя : тема нашего урока

«Изображение нравственных качеств человека в повести В.М. Шукшина «Калина красная»

И сейчас мы постараемся на примере повести выявить очень важный вопрос: в чем же заключается красота человека?

    Беседа по повести «Калина красная»

Каждый человек рождается на свет добрым, ему не свойственно злое начало. Но в своей дальнейшей жизни он может споткнуться, сойти с правильного пути, потерять свою внутреннюю красоту, как герой повести Шукшина Егор Прокудин.

- Скажите, а в чем заключалась красота героя повести Егора Прокудина от рождения?

- И куда же делась вся эта красота? Проследите по тексту: кто же он сейчас Егорушка, Горе, Горюшка, как называет его автор?

Посмотрите кадр из кинофильма «Калина красная»

(сцена разгульной жизни)

- Назовите качества главного героя, проявившиеся в этой сцене и в прочитанных вами отрывках. Как он относится к окружающим его людям, к самому себе?

А теперь посмотрим другой кадр (посещение матери)

- Скажите, как он проявил себя в этом эпизоде, каково его отношение к своей матери?

А если Егор Прокудин такой самодостаточный, щедрый, готов швырять деньги налево и направо, почему же он не признался матери, не оставил ей денег, когда она живет в такой бедности?

- Душа Егора чего-то просила. Что же не устраивало его в такой жизни? Подтвердите примерами из текста.

- Да, действительно, Егор проходит трудный путь постижения того, что жизнь предназначена не для праздников, а для исправления и спасения его исковерканной души.

Задание: «Нарисуй картину»

Режиссером-постановщиком фильма «Калина красная» является сам В.М. Шукшин, и он позволил отойти от содержания повести, включая в свою картину, эпизод, когда Егор Прокудин стремительно проносится на «ракете» по водному пространству на фоне разрушенной церкви. В этом есть определенный символ.

Я предлагаю вам работу по рядам: студенты первого ряда рисуют словесную картину, отображающую затопленную разрушенную церковь, на фоне которой Егор Прокудин проносится по водному пространству; второй ряд рисует на фоне храма картину горького покаяния после посещения матери.

(выступления студентов)

Действительно, в фильме «Калина красная» путь благодатного преображения души Егора Прокудина отмечен, словно вехами, картинами двух разрушенных храмов.

А сейчас посмотрите на слова-ассоциации, записанные в тетрадь в начале урока. Будьте добры, подчеркните слово или словосочетание, которое, вы считаете, больше всего подходит к пониманию красоты человека.

(студенты называют слова)

Это слово и будет лейтмотивом вашего мини-сочинения

В чем заключается красота человека?

( Студенты пишут сочинения под музыку, а затем каждый

зачитывает свой текст)

Примеры:

Я думаю, что истинная красота человека – это внутренняя красота его души. Если один человек готов отдать другому все самое дорогое, что у него есть, отозваться на любую просьбу и при этом не требует благодарности, то это красивый человек. Такому человеку даже внешняя непривлекательность не помешает творить добро.

Красота человека заключается в его поведении, в его действиях и поступках. Именно поступки говорят о личности человека, о его внешности, душевности и трудолюбии.

В чем заключается красота человека? Определенного ответа на этот вопрос, я думаю, нет, так как красота присутствует везде, вот только не каждый способен её увидеть. По-настоящему красив тот, у кого открытое и доброе сердце, кто может любить природу, родину, а самое главное окружающих тебя людей.

Люди часто говорят, что главное в человеке – душевная красота, но порой за этими словами ничего не стоит. Люди сначала смотрят на внешность, а потом уже заглядывают в его душу. Я всегда вспоминаю отрывок из стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»:

И если это так, то что есть красота,

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

В этих словах, на мой взгляд, есть ответ на поставленный вопрос.

Красивый человек – это увлекающийся человек, умеющий любить и дружить. Это человек, которому интересно жить в мире своей страны. Это человек, для которого нет преград, рамок и стереотипов. Наверное, это свободный человек, наслаждающийся своей свободой в полной мере.

Да, действительно, человек красив в отношении к себе, к окружающему миру и к людям.

На следующем уроке мы продолжим рассматривать проблему нравственных качеств героев Шукшина на примере других рассказов. Нас будет интересовать вопрос: О чем думают, размышляют шукшинские герои, какие вопросы их занимают?

Рефлексия:

Я хочу предоставить каждому из вас слово высказать то, что не сказано, что осталось еще что-то договорить…

Предполагаемые ответы:

    За картинами окружающего мира, которые мы видели в начале урока» я воспринимала человека, который создал эту красоту

    Я задумалась над тем, что человек по натуре своей – художник, потому что он всюду, так или иначе, стремится вносить в окружающий мир красоту.

    Мне хочется сказать, что нам надо в жизни успеть сделать красоту, добро.

    А у меня на душе грусть оттого, что герой Шукшина душевную красоту приобрел в конце своей жизни.

    Мне еще больше захотелось любить свою маму, говорить ей добрые, теплые слова

    Повесть «Калина красная» заставила меня задуматься о наших поступках, когда мы ведем себя вызывающе, стараемся кому-то подражать, кого-то копировать, а надо все-таки оставаться самим собой.

А мне сейчас вспомнились следующие строки:

Ваше слово не кануло в лету,

Не рассыпалось золото в медь,

Смотрим, дух затаив, киноленту

Под названьем: жизнь или смерть.

Пусть идет этот фильм без экрана –

На просмотре его вся страна.

Как талантливо, нет, гениально

Вы сыграли в нем роль Шукшина.

То веселый, то хмурый, то грустный,

Скрыв за смехом сердечную боль,

Вы остались собою в искусстве…

Быть собою – труднейшая роль.

Самооценка деятельности на уроке

Критерии

Показатели

Результат (в баллах)

Тема: «Изображение нравственных качеств человека в повести

В.М. Шукшина «Калина красная»

ОК2. Организовать собственную деятельность

Активность;

Уметь:

Образную природу художественного текста

Находить соответствие строк повести с режиссерской постановкой художественного фильма;

Тема: «Изображение нравственных качеств человека в рассказах В.М. Шукшина («Чудик», «Срезал» и др.)

ОК2. Организовать собственную деятельность;

ОК6. ОК6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

Активность;

Качественное выполнение всех заданий на уроке;

Уважение к высказываемым мыслям членами коллектива;

Уметь:

Писать рецензии;

Высказывание своего суждения в мини-сочинении;

Формирование полного ответа на поставленные вопросы;

Выразительное чтение текста;

Изложение своего восприятия образа;

Знать:

Образную природу художественных текстов;

Основные факты жизни и творчества В.М. Шукшина;

Находить соответствие шукшинских героев с игрой актеров в кинофильме;

Итого:

Перевод баллов в отметку:

9-10 баллов – отметка «5»

7-8 баллов – отметка «4»

5-6 баллов – отметка «3»

Повествование - от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен.

Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаём, что Егор мечтает о своём хозяйстве, корове. Его будущая жена - Байкалова Любовь Федоровна. Он её никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин наслаждается весной, ощущает прилив сил, радуется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим товарищам «на хату». Там много молодых людей. Среди прочих - Губошлёп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подельников: те совершают очередное ограбление. Егор (там его зовут Горе) не хочет рассказывать о зоне, он хочет отдохнуть от жестокости. Они пляшут с Люсьен. Чувствуется, что никто не разделяет настроения Егора, даже Люсьен (которая лучше других понимает мерзость их занятия и внутреннюю чистоту Егора). Губошлёп нервничает, немного ревнует Люсьен к Егору. Раздаётся звонок: подельников накрыла милиция, всем надо разбегаться. Егор тоже бежит, хотя это рискованно для него. Он пытается найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отвечать.

«И вот районный автобус привёз Егора в село Ясное» - к Любе. Она встречает его на остановке. В чайной он рассказывает, что был бухгалтером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-рецидивист, но надеется на то, что Егор найдёт дорогу в нормальной жизни. Она ведёт знакомить его со своими родителями. Люба использует «легенду» Егора о бухгалтере, чтобы не пугать родителей. Но когда Егор остаётся с ними наедине, отец Любы (жена называет его Микитка) начинает «допрашивать» Егора. Тот саркастически отвечает: мол, убил семерых, восьмого не получилось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напоминает старику про годы гражданской войны, коллективизации), и нечего мучить человека, если он решил начать новую жизнь. Егор примеряет маску общественного деятеля, коммуниста, «обличает» «отсталых» стариков.

Егор знакомится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безразличен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знакомиться, общаться. Егору не нравится чувствовать себя бедным родственником, улыбаться всем и при этом чувствовать к себе недоверие. Петро не реагирует на обиды Егора, и через некоторое время Егор понимает, что у Петро нет предубеждений: просто он неразговорчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуждают с ней Егора. Любе высказывают неодобрение. Женщины выражают общее мнение всего села. Неожиданно Любу защищает отец. Тут слышен крик Петра. Егор нечаянно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схватился за топор - но всё обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуждают случившиеся.

Вечер в доме Байкаловых проходит мирно и спокойно. Старики вспоминают каких-то старых родственников, Люба показывает фотографии, Егор и Петро мирно шутят над происшествием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет поговорить с Любой, она выпроваживает его под одобрение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: «Может, вернусь. Может, нет». По дороге ему мерещится, что его дружки возвращаются за ним. Он думает о Губошлёпе. В райцентре он идёт на телеграф и отправляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя советует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа - Кольку. Очевидно, что односельчанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться ненадёжным, а потому, что Люба ведёт себя не как все. Варя начинает весело рассказывать, как замечательно ей живётся с мужем-алкоголиком, которого она бьёт скалкой.

Егор направляется в ресторан, где устраивает «пикничок». Он кормит и поит незнакомых людей. Собираются самые спившиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь - не уладил вопросов с военкоматом. В это время мать недоверчиво спрашивает у Любы, где Егор. Снова отец защищает дочь и помогает поверить в очередную «легенду» Егора.

Егор продолжает «развратничать» (слово Шукшина): пьёт, поёт, пляшет, произносит исполненные жизнеутверждающего пафоса речи. В конце концов, Егор раздаёт оставшиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, предлагает выпить в бане. В этом «тесном чёрном мире» они распивают коньяк и встречают рассвет песней «Сижу за решёткой в темнице сырой».

Утром он провожает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоминает о своём бывшем муже Кольке, который постоянно пьёт. Егор вспоминает своё детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с директором фермы Дмитрием Владимировичем. Она устраивает Егора шофёром на ферму: директору как раз срочно понадобился водитель. Егору не понравился директор: «гладкий, довольный». Директору Егор тоже не нравится: «бессмысленно строптивый».

Директор даёт задание - забрать бригадира Савельева в деревне Сосновке. Егор выполняет задание, но, вернувшись, отказывается от дальнейшей работы. На тракторе легче.

Егор просит самосвал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объясняет ей, что хочет заехать к одной старушке - Куделихе. Якобы его попросил товарищ узнать о её здоровье. Любе надо представиться работницей райсобеса и расспросить о ней. Старуха рассказывает о себе, о том, что дети все порастерялись. Люба успокаивает её. Егор сидит молча, в тёмных очках. Когда они отъехали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит её бывший муж с тремя друзьями. Егор выволакивает его из дома. Они отходят к деревьям, начинается драка. Колька с перепою, поэтому остаётся бит. На Егора кидается ещё один - Егор останавливает одним ударом. Колька отбегает, хватает кол, идёт на Егора - Егор останавливает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на тракторе). Он дышит запахом вспаханной земли и испытывает радость от этого.

К Егору приезжает Шура - один из его бывших подельников. Они о чём-то говорят, Шура передаёт деньги от Губошлёпа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волнуется, Егор пытается успокоить её, но ясно, что и сам не в духе.

На следующий день они работают в поле. Его уже засевают. Егор замечает, что у леса стоит чёрная Волга. Он видит там Губошлёпа, Бульдю и Люсьен. Идёт к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губошлёп не трогал Егора. Но Губошлёп эмоционально высказывает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они - грешники. Мы узнаём, что над Губошлёпом нависла опасность и поэтому он хочет успеть расправиться с Егором.

Люба видит, как Егор с кем-то отправился в лес. Она бежит домой - оказывается, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба останавливает самосвал Петро, они едут в сторону леса. Преступники видят это, зовут Губошлёпа - тот выбегает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в самосвал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит положить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома... Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам».

Петро догоняет Волгу. Сбегаются люди. Участь преступников предрешена.

Егор Прокудин (воровская кличка — Горе) — главный герой повести, «сорокалетний, стриженый» уголовник, отсидев очередной (пять лет) срок, освобождается из заключения и по стечению обстоятельств вынужден поехать в деревню к девушке Любе, с которой познакомился по переписке. Едет он с намерением передохнуть после заключения. Всерьез к своей поездке и к тому, что говорил при расставании с начальником колонии («Сельским хозяйством займусь, женюсь»), Е. не относится. «Никем больше не могу быть на этой земле — только вором», — почти с гордостью говорит он о себе. О Любе же, к которой едет, думает так: «Ах ты, лапушка ты моя!.. Я хоть отъемся около тебя... Дорогуша ты моя сдобная!.. Задушу в объятиях!.. Разорву и сховаю! И запью самогонкой. Всё!» Но, оказавшись в знакомой по детству деревенской жизни, среди — чужих до того, но оказавшихся неожиданно родными — людей (Люба, ее родители, Петр), обнаружив неожиданную власть над собой самого уклада деревенской жизни и взаимоотношений, Е. вдруг почувствовал невыносимую боль оттого, что жизнь его прошла не так, как нужно. Он делает отчаянную попытку переломить судьбу — становится трактористом, живет в доме Любы как ее муж; но появляются его бывшие дружки-блатари, не простившие ему измены воровскому делу, и убивают Е.

С образом Е. связана главная тема не только этой повести, но, может быть, и всего творчества Шукшина — драматизм людских судеб в стране, развороченной войной и социальными экспериментами; бесприютность человека, потерявшего естественный для него образ жизни и среду обитания. Эмоциональный фон разработки этой темы: «обида» за русского мужика, и шире — «обида за человека вообще», за человека, сломанного обстоятельствами. («Шукшин 60-х болел душой за крестьянина. Шукшин 70-х болеет за человека» — Л. Аннинский.)

Е. рос в деревне без отца, с матерью и пятью братьями и сестрами. В голодное для семьи время подростком Е. уезжает в город. Уезжает со страшной обидой на людей, на их бессмысленную жестокость. Однажды их единственная корова, кормилица Манька, пришла домой с пропоротым вилами боком. Кто-то просто так, по злобе лишил шестерых сирот кормилицы. Первым, кого встретил Е. в городе и у кого учился пробиваться к настоящей, красивой жизни, был вор Губошлеп. И вроде как пробился Е. «Иногда я бываю фантастически богат», — рассказывает он Любе. Праздника хочет душа Е., воли и красоты. «Не выносил он в людях унылость, вялость ползучую. Оттого, может, и завела его житейская дорога так далеко вбок, что всегда, и смолоду тянулся к людям, очерченным резко, хоть иногда кривой линией, но резко, определенно».

Постепенно Е. выясняет, что не того просила его душа. «Я эти деньги вонючие... вполне презираю». Плата за воровскую вольницу оказалась непомерной для Е. ощущение изгойства среди нормальных людей, необходимость врать. «Я бы не хотел врать <...> Мне всю жизнь противно врать <...> Я вру, конечно, но от этого <...> только тяжелей жить. Я вру и презираю себя. И охота уж добить свою жизнь совсем, вдребезги, только бы веселей и желательно с водкой». Тяжелейшим испытанием оказалась встреча с брошенной им матерью, подслеповатой старушкой Куделихой. Е. не проронил ни слова, только поприсутствовал при разговоре Любы и матери. От всей его яркой, рисковой, временами богатой и вольной жизни ничего не осталось в душе, кроме тоски. В облике Е. постоянно подчеркивается его «запа-ленность» жизнью: «ты, как конь в гору <...> только еще боками не проваливаешься. Да пена изо рта идет. Упадешь ведь. Запалишься и упадешь», — говорит ему Люба. Веселье, которому предается Е. на воровской малине, надрывное, истерическое. Попытка устроить в городке на свои деньги пьяный громкий загул кончается его ночным бегством в деревню, к Любе и ее брату Петру, — очень уж убог и противен для Е. вид собранных «для разврата» людей. В Е. борются его крестьянская закваска и искореженная воровской жизнью натура. Самое трудное для него —- обрести душевный покой: «Душа у меня... наскипидаренная какая-то». По словам Шукшина, Егор умер оттого, что понял: ни от людей, ни от себя прощения ему не будет. Повесть должна была кончаться самоубийством Е., но у автора не хватило решимости на такую концовку.