форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие.

Политическое действие есть форма активности политического субъекта, направленная на политические отношения, политическую систему общества и ее институты и другие объекты. Целевая направленность политического действия может быть конструктивной и деструктивной. Это зависит от многих факторов и условий объективного и субъективного характера. Субъективные факторы – это совокупность политических знаний, идей и других компонентов духовного мира, определяющих собственную позицию, способность и возможность выбора субъектом политической линии действия или бездействия. Объективные – это внешнезаданные факторы типа политической организации, к которой принадлежит личность, занимаемая ею должность и т.п.

Политическое действие может быть прямым и опосредованным, индивидуальным и коллективным, осознанным и неосознанным, открытым и закрытым и т.п. Наиболее массовыми политическими действиями являются выборы, референдумы, митинги, манифестации, демонстрации. Индивидуальное политическое действие – это политический акт индивида, имеющий общественно-политическое значение, смысл, или способ выражения суждения, мнения личности о политике и политиках, который выражается практически. Любая форма политического действия различается по степени активности ее субъектов, мере воплощения в ней качества политичности.

Политическое бездействие – это способ выключенности из политической жизни, который может проявляться в различных формах: от активного неприятия политики до пассивного безразличия.

Политическое поведение по своей субъектности может быть индивидуально-личностным и коллективным, каждый тип которого свидетельствует о разнообразии форм активности людей, не сводимых только к действию или бездействию. В политической жизни порой трудно однозначно определить мотивацию политического поведения субъектов, в результате чего формы последнего могут смешиваться, взаимоисключаться и т.п. Вместе с тем следует политическая практика фиксирует. Что наиболее распространенными формами политического поведения личности является роль избирателя, члена партии, партийного функционера, политического активиста, профессионального политика. Для большинства населения характерен тип пассивного потребителя политической информации, результатом которого выступают разговоры в тесном кругу друзей, соратников по работе «о политике и политиках» не выходящие на сферу активных политических действий.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Поведение политическое

разновидность социальной активности субъектов, действия которых носят мотивированный характер и выражают реализацию ими своих политических статусов.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Поведение политическое" в других словарях:

    Поведение политическое - поведение субъекта политической деятельности. В современной политической психологии П. п. часто соотносится как с объектом исследования, так и с набором методов, но и то, и другое связано с поведением человека в политическом контексте (Д.… … Психологический лексикон

    ПОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - активность индивидов, групп, организаций в сфере политич. отношений, связанная с воздействием на власть или противодействием ее реализации П.п. может быть массовым или индивидуальным активным или пассивным (напр., отказ от регистрации в качестве… … Российская социологическая энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - (греч. politike политика, искусство управления государством) взаимодействие социальных субъектов (индивидов, социальных групп) и политической системы. Обусловливается политическим опытом, политическим сознанием и уровнем политического развития. К … Политологический словарь-справочник

    ПОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - совокупность реакций социальных субъектов на деятельность политической системы. П.п. подразделяется на политическое участие и абсентеизм … Политология: словарь-справочник

    ПОВЕДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - (political conduct/behaviour) акции, поступки и действия субъектов политики, характеризующие их взаимодействие с окружающей общественной средой, с различными общественно политическими силами. П.п., как правило, обусловливается интересами,… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    - (political behaviour) Изучение поведения людей, принимающих участие в политической жизни, таких как избиратели, лоббисты и политики. Это понятие было своего рода знаменем, под которым в 1950 х гг. объединились социологи, исследователи опросов… … Политология. Словарь.

    Политическое поведение - поведение субъекта полит. деятельности. В совр. полит. психологии П. п. часто соотносится как с объектом исследования, так и с набором методов, но и то, и другое связано с «поведением человека в полит. контексте» (Д. Каванах). Интерес к П. п.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - человеческие мысли и действия, относящиеся к процессу управления. Политическое поведение включает и внутренние реакции (мысль, восприятие, суждение, установку, убеждение), и наблюдаемые действия (участие в выборах, выражения протеста,… …

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ - всякое поддающееся наблюдению, открытое поведение, демонстрируемое в рамках политической системы индивидом или социальной группой. Политическое действие может представлять собой незапланированное, спонтанное поведение или же оно может быть частью … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - (POLITICAL BEHAVIOUR) Термин, используемый в основном в американской политической науке; обозначает политическую активность индивидов и ее последствия для политических институтов. Исследование политического поведения охватывает такие вопросы, как … Социологический словарь

Книги

_96_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2017. Т. 27, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 316.6 Д.Д. Северухина

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УЧАСТИЕ. ФОРМЫ И ФАКТОРЫ УЧАСТИЯ И НЕУЧАСТИЯ В ПОЛИТИКЕ

В статье представлен теоретический обзор по проблеме политического поведения и участия гражданина, описаны основные теории, объясняющие причины того или иного политического поведения, и выделены факторы, на то или иное поведение влияющие. Проведён анализ понятий «политическое поведение», «политическое участие», «абсентеизм» и «протестное поведение»; описаны их формы и виды. Представлен обзор основных теорий политического и электорального поведения: социологической, социально-психологической, рационального выбора. Рассмотрены различные модели политического участия: ценностная модель Р. Инглхарта, мотивацион-ная модель Дж. Макклелланда и др. Описаны классификации форм политического поведения; отдельный акцент сделан на понятиях абсентеизма и протестного поведения. Проведён аналитический обзор работ по тематике абсентеизма и протестного поведения; анализируется степень проработанности данных тематик.

Ключевые слова: политическое поведение, политическое участие, электоральное поведение, протестное поведение, абсентеизм.

Введение

Среди важных демократических прав и свобод граждан выделим возможность каждого участвовать в политике и оказывать влияние на политический процесс. Разные люди принимают участие в политике с разной степенью интенсивности: одни интересуются политическими новостями, выступают на митингах и демонстрациях, состоят в различных политических организациях; другие, наоборот, стараются не вникать в политические вопросы и не проявляют никакой электоральной активности. Таким образом, некоторые люди максимально используют данные им Конституцией возможности; другие же, наоборот, отказываются от использования своего права. В политологической и политико-психологической литературе существует немало теорий, объясняющих причины того или иного политического и электорального поведения, имеющих свои преимущества и недостатки, но в той или иной мере объясняющих различные аспекты политического поведения граждан. В настоящее время высок интерес отечественных политологов и психологов к тематике политического участия, о чем свидетельствует множество исследований, посвященных данной теме. Цель данной работы - изучение существующих на сегодня исследований политического поведения и участия граждан, форм и факторов, влияющих на политическое поведение и участие. В работе представлен анализ понятий «политическое поведение» и «политическое участие», в связи с чем рассмотрены различные теории и модели; также приведены результаты современных отечественных исследований в области проблематики абсентеизма и протестного поведения. Однако прежде чем приступить к обзору, подробнее остановимся на различиях в толковании основных понятий, описывающих политическую активность человека.

Понятия «политическое поведение» и «политическое участие» часто используются в книгах на политическую и политико-психологическую тематику, однако получают неоднозначную трактовку. Остановимся на прояснении некоторых нюансов в их определении. Начнём с определения понятий «политическое поведение» и «политического действие». Поначалу использование этих терминов было обусловлено необходимостью разграничить осознанные (рациональные) и неосознаваемые или частично осознаваемые основания для политической активности. Однако в их определении больше противоречий, чем может показаться вначале, поскольку политические процессы не сводятся только к рациональным или эмоциональных началам, на что обращают внимание многие исследователи. Так В. А. Мельник пишет:

«Политическая деятельность охватывает любую политическую активность, проявляющуюся в сфере политики - осознанную и неосознанную, организованную и спонтанную. При этом мы не видим препятствий для того, чтобы пользоваться и понятием «политическое поведение», с помощью которого отражаются явления, связанные с реагированием субъектов политики на предъявляемые внешней средой стимулы или требования. Итак, политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики. Индивиды или социальные общности всегда каким-то образом ведут себя, однако не всегда они при этом действуют. Если это поведение имеет осознанный

и целенаправленный характер, то оно несомненно представляет политическое действие. Когда поведенческие акты имеют неосознанный или не вполне мотивированный характер, то они есть не что иное, как проявление бессознательного политического поведения .

Л.С. Санистебан приводит следующее определение: «Термин "политическое участие" используется для описания рациональных, осознанных форм политического поведения. Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением» .

Д.В. Ольшанский в работе «Основы политической психологии» предлагает следующее определение: «Под политическим участием понимается неотъемлемое свойство политической или иной управляющей (или самоуправляемой) деятельности людей, которое служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Политическим участие становится тогда, когда индивид или группа вовлекаются во властные политические отношения, в процесс принятия решений и управления, носящих политический характер. Свободное, добровольное участие граждан в политике является одним из важнейших индикаторов качественных особенностей политических систем, степени их демо-кратизма».

Отдельно скажем также о понятии, как "электоральное поведение". Обычно оно понимается как участие граждан в выборах государственной и муниципальной власти. И.В. Охременко описывает электоральное участие как «форму проявления политического поведения граждан по поводу делегирования своих полномочий». Таким образом, электоральное поведение проявляется во время проведение предвыборной кампании, непосредственно во время процедуры выборов, а также впоследствии связано с отзывом или переизбранием депутатов и т. п. .

В политической науке известны три основных теории, описывающие политическое поведение людей и факторы, влияющие на данное поведение: социологическая, социально-психологическия и теория рационального выбора. Каждая из них рассматривает преимущественно один из аспектов политического поведения, акцентируя внимание лишь на некоторых факторах, влияющих на него. Отдельно остановимся на каждом из них.

Основы социологического подхода к анализу политического поведения были заложены в результате исследования, проведенного группой американских ученых под руководством П. Лазарс-фелда по материалам президентских выборов 1948 г. Учёные выяснили, что при голосовании поведение избирателей определяется в большей мере не сознательным выбором, основанным на политических убеждениях, а принадлежностью к большой социальной группе. Так что сам факт волеизъявления является результатом не сознательного выбора, а скорее проявления солидарности с большой группой, к которой индивид принадлежит. В рамках данной теории можно рассматривать также исследования С. Вербы и Н. Най. В своей работе «Участие в Америке» они выявили зависимость участия в политике от некоторых показателей социального статуса. Так, к примеру, более активно в политике участвуют мужчины, представляющие среднестатусные и высокостатусные группы. Менее активны в политике пожилые люди, женщины, граждане с низким уровнем образования, домохозяйки и безработные. Позднее ряд исследователей подтвердили выводы группы Лазарсфельда, показав применимость данной теории к большинству западных демократий. Однако прогностическая способность этой теории оказалась невысокой, поэтому группа американских ученых под руководством Э. Кемпбелла разработала подход, с их точки зрения дополняющий социологическую теорию.

Так появился социально-психологический подход, в котором объектом солидарности избирателей является не просто большая социальная группа, но партия, так что выбор избирателей связан со склонностью их идентифицировать себя с той или иной партией в процессе ранней политической социализации. И далее, человек зачастую голосует за партию, за которую голосовали и его дед, отец и пр. Такой выбор называется «партийной идентификацией», являющейся важной ценностью для индивида, от которой не просто отказаться даже в силу более выгодных актуальных интересов. Такой подход успешно использовался для предсказания электорального поведения на выборах в Западной Европе и США. Было выявлено также, что люди, идентифицирующие себя с той или иной партией, часто приписывают партии свои собственные установки, которые могут и не соответствовать действительности.

Предпринимались также попытки создать подход, который бы интегрировал положения социологического и социально-психологического подходов. Однако у обоих из них есть существенный не-

достаток: они не в силах объяснить значимые сдвиги в избирательных предпочтениях, так как партийная идентификация и распределение социальных статусов - достаточно стабильные параметры.

Фундаментальным в теории рационального выбора является принцип, при котором "каждый гражданин голосует за ту партию, которая, как он полагает, предоставит ему больше выгод, чем любая другая". Он получил название «максимизации выгод» и был выдвинут в классической работе Э. Даунса "Экономическая теория демократии". Таким образом, рядовой избиратель рассматривался как человек, стремящийся к наибольшей реализации своих интересов и отдающий свой голос для достижения собственных целей. Однако такое представление мало соответствовало реальности. Тем не менее, некоторую ясность в эту теорию привнесли работы М. Фиорины, который пишет: «Обычно граждане располагают лишь одним видом сравнительно "твердых" данных: они знают, как им жилось при данной администрации. Им не надо знать в деталях экономическую или внешнюю политику действующей администрации, чтобы судить о результатах этой политики». Таким образом, Фиорина указывает на прямую связь между положением в экономике и результатами голосования.

Итак, факторами, определяющими политическое поведение индивида по данным социологической теории будет являться принадлежность к большой социальной группе; по данным социально-психологической теории - партийная идентификация; а согласно теории рационального выбора -экономическое благосостояние. Безусловно, каждый из этих факторов в той или иной мере влияет на политическое поведение того или иного индивида, однако существует немало и других факторов, оказывающих на него влияние.

Существует ряд моделей политического участия, в рамках которых рассматриваются такие факторы, как ценности, мотивы, установки и т.п. Так, классической моделью политического участия является ценностная модель Р. Инглхарта. Основное внимание в его теории уделяется влиянию определённых ценностей на политическое участие индивида. Инглхарт разделяет ценности на материалистические и постматериалистические. Как показали исследования, индивиды, у которых превалировали постматериалистические ценности, были более склонны к протестным и неконвенциональным формам политического поведения ввиду того, что они более заинтересованы в изменении существующего порядка вещей, чем в его сохранении.

Близка к данной модели «аттитюдная» модель политического участия. Учёные, придерживающиеся этой модели, изучают влияние политических установок на политическое поведение и участие. При этом в рамках данной модели признаются факты расхождений между установками и реальным поведением. В частности, Г. Дилигенский отмечает существование как минимум трех причин расхождения между установками и политическим поведением, которые отмечают социальные психологи:

«... существующие общественные и политические отношения и положение человека в этих отношениях ограничивают возможности свободного выбора типа индивидуального поведения; человек по объективным причинам не в состоянии реализовать свои убеждения и ценности, выработанные им в процессе осмысления действительности и заимствованные от других. В результате он вынужден руководствоваться актуальной установкой, противоречащей этим убеждениям»;

«. в психике индивида сосуществуют различные или противоположные установки в отношении одного и того же объекта либо ситуации (что объясняется в конечном счете противоречивостью сознания и социального и индивидуального опыта); одна из установок актуализируется под влиянием конкретного сочетания ситуационных факторов. Так, люди, в принципе отрицательно относящиеся к забастовкам, нередко тем не менее участвуют в них, поскольку в то же время видят в забастовках неизбежный способ действия в определенных экстремальных ситуациях»;

«непосредственной причиной рассогласования является вовлеченность индивида в социальную группу или межличностный контакт (как в казусе Лапьера), в интересы "других", побуждающая его действовать в соответствии с ролевой функцией в группе или групповыми ожиданиями» .

В целом представители данного подхода, помимо установок, учитывают также влияние других факторов, а политические установки рассматривают как трансляторы средовых и ситуационных условий.

Отметим также потребностно-мотивационные модели политического участия, которые строятся на теории иерархии потребностей А. Маслоу. Исследователи исходят из положения, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, пока не будут удовлетворены потребности более низкого уровня. Потребности побуждают человека к действиям, но для осуществления какого-либо действия необходима дополнительная побудительная сила, которая направляет это действие и

придает ему смысл - а именно, мотив. Довольно внушительной и проработанной в данном направлении является мотивационная теория Д. Маклелланда, который выделяет три основные группы мотивов политического поведения:

Мотив обладания властью и/или мотив контроля над людьми и ситуацией;

Мотив достижения (цели, успеха);

Мотив аффилиации (налаживание теплых, дружественных отношений с другими).

По мнению Д. Маклелланда, преобладание того или иного мотива обуславливает тот или иной тип политического поведения человека. Например, преобладание мотива аффилиации у политика может способствовать достижению компромисса на переговорах, стремлению получить одобрение партнеров и т. п. .

Говоря о факторах, влияющих на политическое и электоральное поведение стоит выделить ма-нипулятивный подход. Основанный на положениях классического бихевиоризма, данный подход представляет, что человек - это чистый лист и политическая агитация и пропаганда формируют его мнение, относительно тех или иных политических событий. Соответственно, наиболее успешной становятся партия или кандидат, которые владеют наиболее совершенными технологиями убеждения электората. В то же время человек всё же не является лишь чистой доской, а имеет свои мотивы и убеждения, которые также влияют на его политическое поведение. В связи с этим стоит упомянуть диссертационную работу Е.Б. Богатовой «Факторы социально-психологической устойчивости избирателей к информационно-психологическим предвыборным воздействиям», в которой автор приходит к следующим выводам - высокие показатели интеллектуального развития, активная общественная деятельность, радикализм, нонконформизм и критичность способствуют формированию высокой устойчивости к информационно-психологическим воздействиям. А такие факторы, как высокая степень социальной фрустрации и личностной тревожности, особенно в сочетании с факторами низкого интеллектуального развития и низкой критичности, приводят к уязвимости личности к информационно-психологическому влиянию .

Подводя итог, отметим, что, ввиду немалого количества факторов, влияющих на политическое поведение индивида, изучение их влияния на поведение является становиться частым предметом исследований для политологов и политических психологов.

Рассмотрев основные теоретические понятия и положения, перейдём к формам политического поведения граждан. Наиболее распространено деление на пассивные и активные формы политического участия. Остановимся на классификации в работах Е.Б. Шестопал, в которых основанием для выделения типов служат и объективные характеристики политического поведения, и субъективное восприятие политики человеком, его понимание собственной роли в ней.

Приведем одну из наиболее разработанных схем политической деятельности, учитывающую как политические ее качества, так и психологические формы проявления.

1. Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека.

2. Участие в действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение).

3. Участие в деятельности политических и примыкающих к ним организаций.

4. Выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нее.

5. Прямое действие.

6. Активная (в том числе и руководящая) деятельность во внеинституциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы, добивающихся ее коренной перестройки.

Справедливо обращать внимание не только на формы политических действий, но и на формы иммобильности, такие, как:

а) выключенность из политических отношений, обусловленные низким уровнем общественного развития;

б) политическая выключенность как результат заорганизованности политической системы, низкой эффективности механизмов обратной связи между такой системой и гражданским обществом в целом, разочарование в политических институтах;

в) политическая апатия как форма неприятия политической системы (например, после чужеземного завоевания и оккупации, победы контрреволюции, кровавого подавления массовых социальных и политических движений);

г) политический бойкот как выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.

Конечно, приведенные выше формы политического поведения отнюдь не равнозначны как в количественном, так и в качественном отношениях. Одни из них занимают очень скромное место в политической практике и представлены единичными акциями, в то время как другие необычайно развиты и серьезно влияют на ход событий. Развитость или неразвитость каждой из этих конкретных форм поведения являются показателями, по которым можно судить о политической системе в целом, и о политической культуре в частности. Так из всех форм политической активности в политических системах развитых стран Запада выделяется, прежде всего, электоральное поведение .

Как уже было сказано, наиболее распространённой формой такого участия является электоральное поведение, а именно - участие в выборах. Однако, несмотря на возможность влияния на политическую жизнь страны, всё большая часть населения России не использует её. Отказ от участия в политической жизни страны всё большего процента населения может негативно сказаться на эффективности механизма выборов как демократического института. В связи с этим становиться актуальным изучение проблемы абсентеизма.

Также явлением, требующим пристального внимания, является протестное поведение граждан, поскольку зачастую оно может привести к противозаконным и даже опасным действиям. Отметим, что у причин абсентеизма и протестного поведения основания общие. Рассмотрим данную проблему подробнее.

Среди форм политического поведения и участия определенное место занимают протестные формы. Политический протест, как отмечает Дилигенский, - это открытая демонстрация негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям. К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирования, массовые и групповые насильственные акции .

Самой популярной концепцией, объясняющей причины протестного поведения, является концепция депривации. Депривация - это состояние недовольства субъекта, возникающее в результате расхождения между реальным (или оцениваемым) и ожидаемым им (субъектом) состоянием. Когда это расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый характер, возникает мотивация к участию в протестных действиях . Причинами депривации могут быть рост налогов, цен, утрата привычного социального статуса, экономический спад и пр. Чаще всего рост проте-стных настроений наблюдается при спаде от экономического подъёма к глубокой депрессии, когда люди начинают сравнивать свой прежний уровень жизни с ситуацией в настоящем. Активизация про-тестных форм поведения может происходить и в период экономического подъёма, когда реформы и темпы экономического развития не успевают за запросами общества. Однако, недовольство - это важный, но не единственный фактор, вызывающий протестные настроения. В качестве этих факторов могут быть приверженность к радикальным идеологиям, недоверие к власти, неверие в действенность иных способов выражения требований. Формами протестного поведения могут быть митинги, демонстрации, забастовки, пикеты и пр. Данные акции без должной степени контроля и организованности могут привести к массовым беспорядкам, стычкам и бунтам. Поэтому в ряде демократических стран эти акции регулируются специальными законами.

Отдельно остановимся на степени проработанности данной тематики. Протестные формы поведения наиболее активно начали изучаться в ХХ веке, характеризующемся как эпоха войн и революций. Понятие «политический протест» появилось в 1960-е гг. в работах таких ученых, как Г. Ал-монд, С. Верба, А. Марш, Д. Белл. Изучая феномен политического участия, они исследовали также его протестные формы.

В политологии феномен протеста анализируется с разных позиций: как реализация убеждений личности, ее политического выбора на индивидуальном уровне (А. Кэмпбелл, Д. Истон, П. Лазарс-фельд, Ф. Конверс), как коллективное действие в условиях формирования современного общества и демократической политической системы (А. Турен, Т. Парсонс), в контексте политической стратификации (Ф. Гогель) .

Отечественные исследования, посвященные современному протестному движению, относятся к концу 1980-х гг. Как отмечается в работе Е.С. Соиной «Политическое протестное поведение в современной России», «Выборы 1989 и 1990 годов привели к политическому успеху протестных движений, многие увидели в них действительную силу, способную оказывать существенное влияние на политиче-

скую систему, на процесс управления государством и обществом в целом. В это же время появляется целый ряд работ, посвященных политическому протесту, авторами которых являются Е.А. Здравомы-слова, А.В. Кинсбурский, С.Г. Кара-Мурза, Б.Ю. Кагарлицкий, И.М. Кривогуз, И.А. Климов, Ю.А. Левада, М.М. Назаров, В.В. Сафронов, О.Н. Яницкий».

В последние годы вышел ряд диссертационных работ на данную тематику - это и вышеуказанная работа Е.С. Соиной «Политическое и протестное поведение в современной России», и Е.Н. Куты-гина «Культура политического протеста», О.Ю. Гаранин «Протестная активность молодежи в условиях политической модернизации современной России» и др.

Подробному анализу политического протеста посвящена диссертационная работа С.В. Позднякова «Политический протест». Несмотря на то, что эту работу уже сложно назвать современной, поскольку она вышла в 2002 г., однако в ней проводится обстоятельное изучение самого феномена протеста и рассматривается в том числе его исторический аспект. Как пишет С.В. Поздняков, «Наше отношение к протестам и поведение в них формировались на протяжении тысячелетий и в новый век мы вполне понятно вошли уже с определенным протестным менталитетом, выработанным всем ходом предшествующей истории. Реакция россиян на притеснения властей всегда приобретала крайние формы. Это был либо бунт, либо покорное смирение. В промежутках между этими крайностями власть и подвластное ему население стремились вести относительно независимое друг от друга существование» .

Интересной также представляется более современная работа К.Г. Дубровского о проблематике протеста - «Политический аспект массовых протестных акций в современной России». Работа базируется на теории общественного договора, и автор диссертации приходит к следующим выводам: установлено, что «основными причинами всплесков протестной активности населения являются отсутствие площадок публичной коммуникации, на которых бы воспроизводилась легитимация политического порядка, а также недоступность для оппозиции большинства медийных каналов,

Выявлено, что в основе мотивации молодежи в предъявлении власти политических требований в ходе социальных протестов находится политический романтизм и создаваемый масс-медиа имидж "борцов за справедливость",

В процессе анализа роли профсоюзов в протестных акциях, включающих, наряду с социальными и экономическими требованиями, политические лозунги, выявлено стремление политических партий придать профсоюзным акциям политическую окраску,

Установлено, что протестная активность современного российского общества имеет в большей мере локальный характер, при этом социальное недовольство постепенно трансформируется в политическое» .

Исследования протестного поведения можно разделить на исторические, когда производится анализ уже прошедших исторических событий; например, работа О.В. Колбасиной «Молодежное протестное движение в США: вторая половина 1950-х - первая половина 1970-х годов»; на политологические - статьи И.А. Савченко «Политический протест в современном обществе: технологический подход»: в данной статье рассматриваются новые формы протестного поведения, такие как флешмобы, перфомансы, хепенинги. Данные формы объединяются в понятие «спектакулярные формы политического протеста». Также стоит выделить современные психологические исследования данного феномена: Е.Р. Агадуллина, А.В. Ловаков «Протестное поведение: индивидуальные и групповые факторы»; А.Ш. Гусейнов «Феномен протестного поведения и др».

В последнее время по тематике политического протеста также вышел ряд диссертационных работ, посвященных проблеме протеста в регионах. Например, можно отметить работу В.А. Артюхиной "Протестное поведение населения Алтайского края в постсоветский период", где автор анализирует данные социологических исследований протестного поведения в Алтайском крае в 1991-2011 гг. В.А. Артюхина получила следующие результаты: В Алтайском крае в течение последнего десятилетия наблюдается рост протестных акций и числа их участников, увеличение количества нелегитимных акций протеста, политизация протестного поведения (то есть фокусировка недовольства протестующих на органах власти) и радикализация требований. Также В.А. Артюхина отмечает, что протестная активность в крае имеет сезонные колебания, а именно - приходятся на позднюю осень и раннюю весну .

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм, под которым в трактовке К.С. Гаджиева понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосо-

вании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т. п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, то есть политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, ее норм и ценностей .

Среди причин абсентеизма можно назвать отсутствие интереса к политике как следствие увлеченности личными проблемами и интересами и эффективным их решением, в результате чего появляется ощущение ненужности политики. Или же, наоборот, апатия к политическим вопросам может порождаться чувством собственной беспомощности перед лицом нависших проблем, недоверием к политическим институтам и неверие в возможность влияния на политическую жизнь государства. Абсентеизм чаще всего наблюдается у молодёжи, представителей различных субкультур и у лиц с низким уровнем образования.

Как пишет З.З. Джандубаева в своей работе «Абсентеизм как феномен современной российской практики»: «В современной России доля политически апатичных людей в составе населения достаточно велика. Это обусловлено кризисом массового сознания, конфликтом ценностей, отчуждением большинства населения от власти и недоверием к ней, политико-правовым нигилизмом и сохранением устойчивой веры в "чудесное" пришествие великого харизматического лидера» .

Роль абсентеизма в современном российском обществе неоднозначна. С одной стороны, именно абсентеизм является чуть ли не единственным стабилизирующим фактором в обществе, в котором отсутствуют эффективные механизмы мирного разрешения социальных и политических конфликтов. С другой, существует опасность, что при определенных условиях возможен резкий переход от абсентеизма к радикальным формам политического поведения. Именно поэтому в России актуальной остается проблема приобщения большей части населения к политике через институализированные формы участия» .

Феномен абсентеизма начал изучаться в России относительно недавно. Это обусловлено историческими факторами: в Советском Союзе явка на выборы была фактически 100 %, а в 1990-е гг. люди активно интересовались политикой ввиду нестабильной ситуации на политический арене страны. Однако именно в то время и начало постепенно расти количество людей, не участвующих в выборах и считающих, что от их действий в стране ничего не изменится. В 2000-х гг. их процент неуклонно рос.

Во времена перестройки появляются работы Е.Б. Шестопал, Л.Я. Гозмана, Е.Г. Андрющенко и др. В последние годы по данной проблематике можно выделить работы К.И. Аринина «Абсентеизм в политике: причины и последствия», Ю.И. Бушенёва «Социально-политические основание российского электорального абсентеизма», А.Ю. Беляева, Е.Н. Тарасова «Тенденция абсентеизма в современном российском обществе».

Среди современных диссертационных работ, посвященных тематике абсентеизма в России, выделим работу Е.С. Сидоркиной «Феномен абсентеизма на парламентских и президентских выборах в России: 1995-2008 гг». Важная особенность данной работы - составленная автором классификация типов абсентеизма, разработанная на основе мотивов электорального неучастия, в которой перечислены 9 типов абсентеизма: «1) объективные обстоятельства неучастия в голосовании (болезнь, отъезд, плохая погода), 2) отсутствие интереса к политике (аполитичность), 3) усталость и разочарование в политике, 4) отсутствие достойных кандидатов, 5) отсутствие веры в то, что голос одного человека может на что-либо повлиять, 6) низкая значимость парламента в глазах избирателей, 7) протест против сложившейся ситуации в стране, 8) убежденность в предрешенности результата выборов, 9) снижение эффективности института выборов в глазах избирателей» .

Также из последних работ на тему абсентеизма выделим работу О.В. Анисимовой «Социально-психологические факторы предрасположенности личности к отказу от политического выбора». В работе на основе опроса 400 пензенских избирателей исследователь пришла к следующим выводам: подавляющая часть современного регионального электората обладает следующими характеристиками: «1) пассивность и слабовыраженный интерес к событиям в социально-политической сфере; 2) преобладание минимальной электоральной активности среди молодого населения в возрасте от 22 до 35 лет; 3) недоверие к выборным структурам и отсутствие уверенности в способности что-либо изменить в сложившейся политической ситуации». Также автор полагает, что предрасположенность к политическому абсентеизму отмечается у людей, которые слабо задействованы в социально-политической жизни, а также нежелания и неумения нести ответственность за свои поступки .

Отметим также работы, описывающие данный феномен. Особого внимания достойна, например, статья В.В. Зуйкова и Е.В. Звоновой «Психологические основы абсентеизма», где даётся подробный анализ различных психологических причин, связанных с абсентеизмом, и довольно большое внимание уделяется процессу политической социализации как важного фактора, влияющего на политическое участие граждан. Особенности политической социализации различных поколений российских граждан имеют связь с уровнем абсентеизма в настоящее время .

Заключение

Политическое поведение и различные его формы на данный момент активно изучаются отечественным исследователями, однако остаётся еще немало «белых пятен». Поэтому исследование политического поведения представляется весьма актуальной проблематикой, особенно в условиях активно меняющейся политической действительности. В данной статье проанализированы основные теории, описывающие политическое поведение и участие, а именно: социологическая, социально-психологическая и теория рационального выбора; также рассмотрены такие модели политического участия, как ценностная, аттитюдная и потребностно-мотивационная. Немало внимания уделено проблеме политического протеста и абсентеизма, о которых в заключение скажем следующее: несмотря на различные проявления, абсентеизм и протестное поведение могут иметь общую природу, а именно: недовольство существующей политической системой. Безусловно, абсентеизм отдельного гражданина может иметь под собой и частные причины, вроде болезни, изменений погоды и личных обстоятельств, из-за которых человек не смог посетить выборы. Данный процент абсентеизма будет наблюдаться в любом обществе и считаться нормой, однако когда уровень не посещающих выборы граждан неуклонно растёт, это может быть признаком накопления недовольства существующей политической ситуацией в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимова О.В. Социально-психологические факторы предрасположенности личности к отказу от политического выбора: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2010. 24 с.

2. Артюхина В.А. Протестное поведение населения алтайского края в постсоветский период (по материалам социологических исследований 1991-2011 гг.): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Барнаул, 2012. 20 с.

3. Богатова Е.Б. Факторы социально-психологической устойчивости избирателей к информационно -психологическим предвыборным воздействиям: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2015. 27 с.

4. Гаджиев К.С. Введение в политическую философию: учеб. пособие. М.: Логос, 2010. 336 с.

5. Гаранин О.Ю. Протестная активность молодежи в условиях политической модернизации современной России: автореф. дис. . канд. полит. наук. Краснодар, 2010. 28 с.

6. Джандубаева З.З. Абсентеизм как феномен современной российской практики: дис. ... канд. социол. наук. М., 2005. 134 с. : ил.

7. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: учеб. пособие. М.: Наука, 1994. 304 с.

8. Дубровский К.Г. Политический аспект массовых протестных акций в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов-н/Д, 2007. 14 с.

9. Зуйков В.В., Звонова Е.В. Психологические основы абсентеизма // Сб. конф. НИЦ Социосфера. 2013. № 33. С. 74-82.

10. Макклелланд Д. Мотивация человека: монография. СПб.: Питер, 2007. 672 с.: ил. (сер. «Мастера психологии»).

11. Мельник В.А. Политология: учебник. Минск: Выш. шк., 2002. С. 416-429.

12. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии: учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 496 с.

13. Охременко И.В. Электоральное поведение: Теория вопроса: учеб. пособие в 2 ч. Ч. 1. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. 52 с.

14. Поздняков С.В. Политический протест: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов-н/Д, 2002. 26 с.

15. Санистебан Л. С. Основы политической науки / пер. с исп. В.Л. Заболотного. М.: МП Владан, 1992. 123 с.

16. Сидоркина Е.С. Феномен абсентеизма на парламентских и президентских выборах в России: (1995-2008 гг.): дис. ... канд. полит. наук. М., 2008. 163 с.

17. Соина Е. С. Политическое протестное поведение в современной России: автореф. дис. . канд. полит. наук. Ставрополь, 2008. 23 с.

18. Шестопал Е.Б. Политическая психология: учебник для вузов. М: ИНФРА-М, 2002. 448 с.

Поступила в редакцию 17.01.17

D.D. Severukhina

POLITICAL BEHAVIOR AND POLITICAL PARTICIPATION. FORMS AND FACTORS OF PARTICIPATION AND NON-PARTICIPATION IN POLITICS

This article provides a theoretical overview of the problem of political behavior and participation of people, describes the main theories explaining the reasons for particular types of political behavior and highlights the factors influencing this behavior. Analysis of the concepts "political behavior", "political participation", "absenteeism" and "protest behavior" is carried out and their forms and types are described. A review is made of the basic theories of political and electoral behavior, such as sociological, socio-psychological, rational choice theory, and various models of political participation, such as the value model of R. Inglehart, the motivational model of J. McClelland and etc., are discussed. Classifications of various forms of political behavior, where special emphasis is placed on the concepts of absenteeism and protest behavior, are described. An analysis is also made of works on absenteeism and protest behavior and of the degree of elaboration of these topics.

Keywords: political behavior, political participation, electoral behavior, protest behavior, absenteeism.

Severukhina D.D., postgraduate student at Department of Social Psychology and Conflict

Северухина Дарья Дмитриевна, аспирант кафедры социальной психологии и конфликтологии

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1(корп. 6) Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Выделение типов политического поведения и участия помогает нам понять, каким образом может реализовываться политическое поведение личности. Основываясь на анализе существующих образцов политического поведения людей, мы можем предсказывать будущие реакции общества на шаги, которые планирует осуществить власть.

Для более точного и достоверного прогноза нам необходимо определить критерии, по которым мы и будем выделять типологию политического поведения и участия.

Для начала рассмотрим отказ граждан принимать участие в политической жизни общества. Это тоже форма участия человека в политике и определяется она как пассивное политическое поведение. Иногда его еще характеризуют словом «апатия», но это не совсем точно, так как в понятии «апатия» присутствует элемент разочарования, который всегда эмоционально окрашен и приводит к полному безразличию человека ко всему, что происходит вокруг. Таким образом, апатия является результатом происходившего процесса, а пассивное политическое поведение характеризуется как сам процесс. Кроме того, понятие пассивности семантически нейтрально, в то время как апатия – это результат пережитых отрицательных эмоций.

Причины пассивного политического поведения могут быть различны: а) низкий уровень культурного или социального развития; б) авторитарная политическая система, которая не заинтересована в ином политическом поведении; в) разочарование (или несогласие) в политических институтах и целях, которые они перед собой ставят; г) неприятие конкретного политического режима; д) политический бойкот как вариант активной политической позиции.

Более распространенным является вербальное политическое поведение, суть которого заключается в обсуждении политики, политических ситуаций, поступков политических лидеров на уровне бытового общения (в транспорте, в очереди, на кухне с друзьями и т.д.). Это интерес к политике на уровне разговора, который вовсе не предполагает, что человек, высказывающий мнение (даже самое радикальное), согласится реализовать его действием.

Следующий уровень – электоральное поведение, которое характеризуется делегированием полномочий. Избирая кого-либо, человек делегирует ему свои полномочия. Тем самым он оказывает влияние на ход политического процесса. Поэтому участие или игнорирование выборов, голосование «за» или «против» трактуются как формы политического поведения.

Еще один уровень – активное политическое поведение, предполагающее участие человека в деятельности политических партий, организаций, групп поддержки кандидатов на выборах различного уровня, лоббировании своих или чьих-то интересов.

На этом же уровне находится так называемое институциональное поведение. К этому уровню прежде всего относятся администраторы-политики, которые не занимаются публичной политикой, но оказывают непосредственное влияние на процесс принятия политических решений (например, менеджеры, министры и другие чиновники в правительстве).

Последний уровень – прямое действие или неортодоксальное политическое поведение. Все остальные уровни, таким образом, попадают под определение «ортодоксальное политическое поведение», т.е. включенное в политическую систему, разрешенное ею. Прямое действие при этом включает в себя все виды политического поведения, которые выходят за рамки разрешенного в данной политической системе (забастовки, демонстрации, революции и т.д.).

Кроме типологии политического поведения, выделяют и его формы, которые помогают понять, что и как движет человеком в его поступках в политике. Поняв, почему тот или иной человек участвует в политике, мы задаемся вопросом, как, в каких формах он это делает.

Политический опыт свидетельствует об огромном разнообразии форм политического поведения – от привычных и традиционных (повсеместно распространенных) до необычных и даже шокирующих. Каждый человек как бы сам подбирает себе роль в гигантской «политической пьесе». Какие же политические роли (обычно выражающие формы политического поведения) чаще всего встречаются в политической жизни общества? Их всегда несколько.

1. Пассивный потребитель политической информации. Его роль в политике сводится к простейшей реакции (позитивной, негативной, равнодушной) на происходящие политические события, явления, процессы. Эта роль не предполагает заметной политической активности, особых ритуалов и усилий. Так, пассивный потребитель может получать политическую информацию произвольно (через постоянно работающее радио, случайные разговоры в общественном транспорте и т.д.). В целом достаточно трудно представить себе современного человека, который бы был абсолютно закрыт для проникновения какой-либо политической информации.

2. Избиратель. Эта политическая роль исполняется не только в дни выборов или референдумов. Она предполагает некоторую политическую активность как до выборов (поиском ответа на вопрос, за кого или за что голосовать), так во время и после них (анализируя то, кто же все‑таки победил). Исполняя политическую роль избирателя, человек, как правило, ходит на выборы и для того, чтобы сделать свой политический выбор, интересуется политической информацией. В странах так называемых стабильных демократий большинство населения играет именно такую политическую роль. Так, по некоторым сведениям, в Великобритании до 62% населения ограничивает свое участие в политике походами на избирательные участки.

3. Групповой активист. Эта роль сводится к активному отстаиванию интересов какой-либо группы. Групповой активист лучше других членов группы понимает, осознает и формулирует ее интересы. Такие люди могут выступать «заводилами» забастовок, различного рода пикетов, стихийных митингов и демонстраций. Они не заняты политикой профессионально, но она играет в их жизни заметную роль. Групповые активисты часто стоят у истоков различного рода общественных движений, но позже, на этапе, когда нужна систематическая организационная работа, они обычно отходят в сторону.

4. Члены партий. Эта политическая роль фиксирует в высшей степени осознанное и разумное отношение к политике. Вступая в политическую партию, человек избирает не только способ проведения своего досуга, но и заявляет о своей политической позиции. Выбор этот не так-то прост, поскольку политическая партия создается на базе определенной системы ценностей, предъявляет свое видение мира в целом и проблем данного общества в частности. Следовательно, выбор политической партии требует от человека и определенных знаний, и осознания своих политических интересов, активности, убежденности.

5. Партийный функционер. Эта роль может быть не только политической, но даже и политизированной. Исполняющий ее человек так или иначе стремится сделать себе политическую карьеру. Он большую часть своего времени посвящает делам своей партии. Он берет на себя те или иные специальные функции – написание программных документов или организационную работу, пропаганду идей партии или вербовку новых членов. Данная политическая роль может исполняться не только на общественных началах, но и профессионально. В условиях демократии партийные функционеры очень часто баллотируются на выборах в представительные органы власти и в случае победы совмещают свою роль с ролью депутата. Роль партийного функционера требует от человека постоянного интереса к политике, высокой степени информированности. О нем часто говорят, что он «варится в политике». И это справедливо: политика становится для него постоянным фоном его жизни.

6. Профессионал. Данная политическая роль предполагает профессиональное исполнение функций в различных политических институтах и прежде всего в государственных органах. Это может быть профессиональная деятельность в государственном аппарате, в выборных государственных органах, руководящих партийных структурах. Пользуясь терминологией М. Вебера, мы можем вести речь о политиках «по профессии». Они, кроме своей увлеченности участием в политике, имеют и материальное вознаграждение в виде заработной платы. В выборе такой политической роли почти нет места случайностям. В ее основе лежит, как правило, абсолютно рациональный выбор. Ведь речь идет о профессии, которую не назовешь массово популярной и легко доступной. Для ее обретения нужно немалое упорство, честолюбие, осознанное стремление, да к тому же и специальное образование.

Помимо перечисленных существует еще целый ряд форм политического поведения. Мы здесь охарактеризовали лишь те, которые наиболее часто встречаются в политической жизни общества. Но не будем забывать и о том, что бывают формы, связанные с применением насилия, предполагающие вооруженную борьбу. Современный английский исследователь А. Марш предложил называть их политическими преступлениями. К ним он отнес саботаж, партизанские действия, захват заложников, убийства по политическим мотивам, войны, похищения, революции. Как видим, А. Марш трактует понятие «преступление» в широком смысле. Для него это не только то, что не укладывается в рамки юридических кодексов, но и то, что выходит за рамки нормальной политической жизни, нарушает, а иногда и разрушает ее. Современная политическая практика, к сожалению, еще полна подобных примеров. Не будем также забывать, что опасность совершения политических преступлений особенно возрастает в условиях политической нестабильности и социокультурного кризиса общества. На этом фоне люди склонны к радикальным «хирургическим» методам, стремясь сразу и навсегда решить все наболевшие проблемы. Но то, что хорошо в медицине, не всегда подходит к политике. Более того, такие действия могут обернуться большой бедой. Они не только не способствуют решению проблем, но и заводят общество в еще более глухой тупик. Вот почему так важно знать типологию и формы политического поведения и политического участия граждан в жизни общества.

Политический порядок современных обществ представляет собой сложную конструкцию норм и правил, обусловливающую появление многообразных форм политической активности. Человек может участвовать в выборах и референдумах, создавать партии и общественные организации, выражать свое мнение о действиях властей, участвовать в акциях протеста и т.д. Чем сложнее политические системы и насыщеннее по содержанию политические культуры, тем разнообразнее становятся формы политического поведения. Многообразие политических действий неизбежно ставит вопрос об их классификации, о выделении наиболее значимых типов. В науке существуют различные типологии политических действий, каждая из которых решает вполне конкретную исследовательскую задачу.

Одной из наиболее распространенных является типология, разделяющая все политические действия в зависимости от их отношения к действующей политической системе, политическому порядку. Так, американский ученый Л. Милбрайт считает необходимым говорить о конвенциональном и неконвенциональном видах политического поведения. В первом случае речь идет о легальных, регулируемых законом политических действиях - участии в работе политических партий, голосовании на выборах, законных способах выражения своего мнения. Во втором - о действиях, противоречащих принятым в обществе нормам морали и закона, т.е. о несанкционированных демонстрациях и акциях протеста, стихийных бунтах, отказе от повиновения действиям властей. Неконвенциональные политические действия Милбрайт подразделяет на ненасильственные (демонстрации, митинги, пикеты) и насильственные (терроризм, бунт).

Английский ученый А. Марш предлагает рассматривать политическое поведение в рамках трех видов:

  • 1) ортодоксальное политическое поведение, которое включает принятые в данном обществе способы взаимодействия в системе политических властных отношений (участие в выборах, активность групп интересов, проведение разрешенных властями политических акций и т.п.);
  • 2) неортодоксальное политическое поведение, выходящее за рамки нормативного порядка и представляющее собой акции прямого действия и неповиновения властям (несанкционированные политические митинги, пикеты, марши, забастовки и т.п.);
  • 3) политические преступления , связанные с применением насилия и направленные на разрушение политической системы и политического нормативного порядка (стихийные бунты, незаконные демонстрации, сопровождающиеся актами вандализма и насилия, вооруженные столкновения с властями, революции и т.п.).

Описанные выше типологии позволяли исследователям выявлять удельный вес конвенционального и неконвепциопалыюго политического поведения в обществе, делать на этой основе заключения об уровне стабильности политической системы, анализировать особенности социальной принадлежности участников противоположных типов политического действия, раскрывая тем самым потенциальные очаги социальной и политической напряженности.

Другим распространенным в политической науке основанием для типологии политических действий является уровень активности людей в политической сфере. В соответствии с данным основанием выделяют:

  • политиков-профессионалов, для которых политика - это работа, которой они занимаются большую часть своего времени;
  • активно участвующих в политической деятельности. Это люди, профессионально занятые в иной сфере, но значительную часть свободного времени отдающие работе в партийных и иных политических организациях, участию в различных политических акциях и мероприятиях;
  • пассивно участвующих в политической деятельности. К ним относится, как правило, большинство населения, которое время от времени участвует в голосовании на выборах, изредка принимает участие в массовых политических мероприятиях;
  • не участвующих в политической деятельности (абсентеистов), т.е. тех, кто воздерживается от участия в выборах, уклоняется от любых политических акций.

Абсентеизм не означает полного выключения человека из политики. Оставаясь гражданином, он неизбежно вступает в определенные отношения с государством, например, может быть законопослушным гражданином, исправным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая им, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить сопричастность к какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента и т.п.

Абсентеизм как массовое явление отсутствует в тоталитарных обществах. Здесь население практически поголовно участвует в гой или иной форме политической деятельности. В СССР, например, на выборы приходили почти 100% населения, молодежь поголовно вовлекалась в пионерские или комсомольские организации, взрослые - в профсоюзные, и все эти общественные организации побуждали людей к участию в политической жизни. Неучастие было невозможно в силу жесткого контроля со стороны партийных, государственных и общественных организаций.

Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. В этом случае он может руководствоваться мотивами, имеющими для него большую значимость, например, посвятить свободное время общению с членами семьи, друзьями, а не участию в политических акциях. Не исключено, что в некоторых случаях индивид осознанно не идет па какие-либо политические действия в силу сложившихся убеждений, что своим поступком он все равно не может ничего изменить, или из чувства протеста, или из опасений перед возможными преследованиями со стороны властей, если он выскажет свое мнение и т.д.

Анализ политического поведения через призму политической активности граждан позволяет исследователям сконцентрироваться на выявлении групп, различающихся по степени своего участия в политической жизни общества, изучить их социально-демографические особенности, выявить их партийные предпочтения, уточнить мотивы, побуждающие их к активным действиям, и т.д.

Третий подход к типологии политического действия - это выделение автономного и мобилизованного участия. Автономное участие предполагает свободного гражданина, который включается в политическую деятельность добровольно, руководствуясь собственными интересами или интересами группы, к которой он принадлежит. Мобилизованное участие отличается тем, что включение индивида в политические акции осуществляется иод воздействием внешнего давления, например административного принуждения, опасений неприятностей, санкций со стороны правящей политической силы, страха перед возможным применением насилия в случае отказа от участия в политическом мероприятии.

Данная типология позволяет обратить внимание на различия в мотивации демонстрируемой политической активности. В основе причин, подталкивающих людей к участию в политических мероприятиях, могут лежать как внутренние мотивы (автономное участие), так и внешние стимулы, чаще всего воспринимаемые индивидом как давление (мобилизованное участие). Наличие, к примеру, сильных внешних стимулов в тоталитарных обществах во многом объясняет феномен массовости политических мероприятий, организуемых властями, и почти поголовную явку людей на избирательные участки в день выборов. В демократических обществах, где внешнее давление ослабевает, вовлеченность людей в политические партии, общественно- политические организации, в том числе профсоюзы, падает.

Четвертая типология предполагает разделение политических действий на индивидуальные и коллективные. Эта типология представлена в политической науке в двух видах. В первом случае в основу деления кладется принцип «в чьих интересах »: если в интересах одного индивида, то это - индивидуальное действие, если в интересах всех или группы, - коллективное. Именно такой подход описывает М. Олсон в книге «Логика коллективных действий» , где к коллективным действиям отнесены практически все виды участия, направленные на достижения целей определенной группы людей. Конфликт между индивидуальными и коллективными ценностями, неизбежно проявляющийся в политических действиях, составляет главную теоретико-методологическую проблему данной типологии.

Другим основанием деления политических действий на коллективные и индивидуальные являются способ принятия решения и характер самого действия. Типичный пример индивидуального действия - участие в процедуре тайного голосования, когда принятое решение о выборе человек реализует в кабине для голосования, и никто в этот момент не может оказать на него давление. Коллективное действие - это действие, совершаемое совместно с другими людьми, например открытое голосование, участие в забастовке или митинге, коллегиальное принятие решения. Данная типология позволяет высветить особые грани коллективного поведения в политике, например в толпе, политической организации.

Приведенные выше типологии не исчерпывают их перечень в политической науке. В каждом новом исследовании автор вновь и вновь продумывает достоинства и ограничения каждой из ранее созданных типологий и в зависимости от своей методологической позиции достраивает какую- либо одну из них или создает новую.

  • Milbrath LAV. Political Participation. Chicago: Rand McNally, 1965.
  • Marsh A. Protest and Political Consciousness. Beverley Hills ; London: Sage Publications,1977.
  • Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М. :Изд-во ФЭИ, 1995.

Подробное решение Параграф § 27 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Только ли в словах проявляется отношение человека к политике? Где проходит граница допустимого поведения в политической деятельности?

Политические ценности и нормы являются важнейшими регуляторами политической деятельности. Нормы в политике означают правила политического поведения, ожидания и стандарты, запреты и регуляторы, регламентирующие политическую деятельность индивидов и социальных групп в соответствии с ценностями соответствующей политической культуры, укрепляющие стабильность и единство политической системы общества. В политике, как и в любой другой общественной деятельности, тоже есть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества.

Политические нормы производны от соответствующих политических ценностей и основываются на них, но с другой стороны, последние выражаются в них. Если ценности отвечают на вопрос, как относиться к явлениям политической действительности, к тому, что есть и что может быть, то нормы предписывают, что с ними делать.

Соблюдение политических норм обеспечивается в обществе путем применения поощрения и наказаний. Эти позитивные и негативные политические санкции выступают наиболее конкретным прямым и непосредственным элементом в структуре политической регуляции.

Политические нормы по существу социальны, поскольку отражают интересы людей, формирующиеся в социальной сфере. Именно на основе таких интересов и возникают соответствующие политические институты общества - партии, государство и пр. - взаимодействие между которыми как раз и происходит на основе соблюдения политических норм.

Политические нормы различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, явные или латентные), по степени обобщенности (общие принципы политической деятельности или конкретные образцы политического поведения), по типу политического режима их функционирования (демократические, авторитарные, тоталитарные); в них могут выражаться как позитивные (предписания), так и негативные (табу-запреты) характеристики политического действия.

Политические нормы существуют в трех сферах социальной действительности: в нормативных высказываниях властвующих и подвластных; в социальных отношениях, которые обусловливают правила их функционирования; в сознании - как переживание этих норм.

Вопросы и задания к документу

Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворённым, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычайная концентрация социально обездоленных людей.

То, что принимается за апатию, на деле, вполне может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но понятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

Да, можно применить.

Вопрос 3. Как вы думаете, каковы причины и последствия пассивности части граждан России на выборах?

Пассивность некоторых россиян на выборах объясняется просто - они не верят в честные выборы и считают, что от их участия ничего не зависит. Честные выборы в России миф, в который никто не верит.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что называется политическим поведением? Как различаются его формы? Приведите примеры.

Участие в политической жизни может быть рассмотрено и с точки зрения отношения человека к политике, к участвующим в ней людям, к самому себе. Внешним проявлением этого отношения является поведение человека, которое может оцениваться с позиций нравственности и права.

Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида.

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, её действия и бездействие.

Участие в политической демонстрации - это возможное политическое действие. Неучастие в выборах - это тоже возможный вариант политического поведения, имеющего форму бездействия. Бездействие в данном случае тоже является поступком, который может иметь те или иные последствия для развития политической ситуации. Участие в выборах, манифестациях, митингах с точки зрения публичности поступков относят к открытым формам политического поведения, а политическую пассивность, стремление уйти от политической жизни - к закрытым формам.

С точки зрения преемственности формы политического поведения делятся на традиционные (соответствующие устоявшимся политическим представлениям, менталитету, типичные для данной политической культуры) и инновационные (создающие новые образцы политического поведения, порождающие новые черты политических отношений).

По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а ещё больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Вопрос 2. Каковы мотивы политического поведения?

Мотивами политического поведения являются все те ценности и интересы человека, которые касаются политической жизни. Одни воздействуют на политическую область общества положительно путём создания политических объединений, союзов, а другие - отрицательно, что, в свою очередь, означает появление политических противостояний, противоборств.

В поступках наиболее отчётливо выступают ценностные аспекты политического поведения. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Поведение может варьироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже до применения физической силы.

Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов и ценностей личности. Поскольку политические интересы отражают положение в обществе различных групп населения, представители этих групп, как правило, нацелены на реализацию этих интересов через политику. С этой точки зрения политическое поведение мелких предпринимателей может отличаться от поведения, например, служащих государственного аппарата.

Не менее важными являются ценности, разделяемые той или иной группой населения. Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом определяет и их ориентацию на демократические партии и на демократические, правовые формы политического поведения.

Вопрос 3. В каких случаях имеет место протестное поведение?

В структуре политического поведения выделяются протестные формы. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к её отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме. Такой формой нередко становятся митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки. Они, как правило, обусловлены состоянием недовольства, вызываемым расхождением между реальным и ожидаемым положением, к которому стремится субъект.

Вопрос 4. Чем характеризуется электоральное поведение?

Электоральное поведение зависит от ряда факторов. В странах, где давно сложилась партийная система, связи избирателей с определёнными партиями довольно устойчивы. От выборов к выборам они голосуют за партию, которую традиционно считают «своей». Значительная часть избирателей голосует за тех кандидатов и за те партии, которые предлагают наиболее приемлемое для них решение существующих проблем. Наконец, имеет место индивидуальная и групповая приверженность к определённым кандидатам. В этом случае голосуют не столько за программу, сколько за кандидата, исходя из положительной оценки того, что он уже сделал или собирается сделать.

Вопрос 5. Объясните, чем опасно экстремистское поведение.

Политическая жизнь демонстрирует и экстремальные (крайние) формы политического поведения. Экстремизм - это приверженность в политике к крайним взглядам и мерам, правовой нигилизм, поведение, преступающее правовые и моральные нормы. За последние десятилетия мир был свидетелем множества проявлений правого и левого политического экстремизма. Например, случаи публичного самосожжения активистов политических движений, стремящихся привлечь таким образом внимание к своим требованиям. Или захват заложников с целью получения выкупа, который используется для финансирования деятельности своей группы. Подобные формы политического поведения возникают под влиянием экстремистских организаций, стремящихся спровоцировать массовые беспорядки. Их воздействию подвержены случайные, временные скопления людей: участники собраний или митингов, демонстраций, толпа на улице.

К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм - систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное - запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляется в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать всё общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Политический терроризм в конце XX в. принял международный характер. В его руках современные технические средства вплоть до оружия массового поражения. Задача борьбы с терроризмом стоит перед отдельными государствами и всем мировым сообществом.

Вопрос 6. Каковы возможности регулирования политического поведения?

Политическое поведение людей, как и любое другое, регулируется обществом и государством в различных формах.

Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация массовых беспорядков и т. п. относятся к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность.

Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.

В-четвёртых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.

В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их норм, их умения снимать чрезмерную политическую напряжённость и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъектов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в начале XXI в. сопровождались столкновениями с полицией; они оставили после себя разбитые витрины магазинов, перевёрнутые и сожжённые автомашины, груды мусора. Как оценить политическое поведение участников этого движения?

В политизированной толпе вероятны проявления аффективного, бессознательного поведения. Аффективное поведение проявляется в бурно протекающей реакции субъекта на сильный внешний раздражитель, при которой сознательный контроль человека над своими действиями ослабевает или исчезает полностью. Для толпы характерны нетерпимость, импульсивность, раздражительность, податливость внушению, односторонность чувств и изменчивость. Ответственность человека за свои поступки как бы растворяется в эмоциях толпы. Толпа таит в себе опасность аффективного поведения, агрессивности, массовых беспорядков, насилия.

Вопрос 2. Сопоставьте с приведённым в тексте параграфа высказыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, данную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники народного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными, гнусными сторонами и выражающая только слабости и жестокость человеческой природы». Что общего в рассмотренных характеристиках толпы? Чем они различаются?

Так называемая преступная толпа. Толпа может быть преступна с точки зрения закона, но не будет таковой с психологической точки зрения. Полная бессознательность поступков толпы. Лебон имеет в виду митинги, протесты где толпа (скопление людей, преследующих общий интерес и имеющие единую цель, в общем) переступает через закон, нормы права, установленные и санкционированные государством. Но вместе с тем их интерес не направлен на совершение противоправных действий, т. е. вполне правомерное желание. Л. Н. Толстой напротив утверждает, что толпа не что иное как деструктивный элемент. Ее цели могут быть разные, но пути ее достижения весьма опасны и обязательно сопряжены с переступанием рамок закона. Данной толпе характерно разрушение, уничтожение, унижением человеческого достоинства.

Вопрос 3. Проведённое в 2010 г. социологическое исследование готовности молодых людей содействовать органам государственного управления и муниципального самоуправления в реализации государственной молодёжной политики дало следующие результаты. Готовность участвовать в обсуждении принимаемых законов и планов выразили 32% опрошенных; участвовать в организации различных акций и мероприятий - 31%; не определились - 15%. В то же время 12% заявили: «Это не моё дело». Ещё 7% ответили, что не считают это реальным. Свидетельствуют ли эти данные о политическом поведении молодёжи?

Да, эти данные свидетельствуют о политическом поведении молодёжи.

Вопрос 4. Изучение социологами мнений о том, как искоренить международный терроризм, выявило следующие точки зрения. «Беспощадно уничтожать террористов» ответили 55% опрошенных. «Нужно устранить его причины: неравенство, несправедливость угнетение» - мнение 49% отвечавших на вопрос. Ответ «Усилить контроль на границах, оградиться от возможных террористов» поддержали 46%. Мнение 16% - «Победить международный терроризм можно, ограничив демократические свободы». Что думаете по этому вопросу вы? Аргументируйте свою точку зрения.

Для искоренения международного терроризма нужно устранить его причины: неравенство, несправедливость угнетение.