11 класс . Итоговое сочинение по направлению «Путь» (Вариант сочинения)

Путь… Что же это такое? Если говорить о жизненном пути человека, то можно поразмышлять о том, какие пути бывают у людей, от чего зависит жизненная дорога. Каждый выбирает путь сам. Мне думается, что зависит это прежде всего от того, какую цель ставит идущий перед собой, чего он хочет достичь в жизни. И что хорошо для одного, неизбежно плохо для другого. Каждый человек во что-то верит. И лучшая вера та, которая делает человека готовым к любым ударам судьбы. Тема дороги, тема пути волновала и будет волновать живущих всегда. Поэтому она является одной из главных в литературе.

Хотелось бы вспомнить страницы романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого и его любимых героев - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Оба героя совершают духовный путь поиска истины. Они проходят через ряд потерь и обретений.

Читая этот роман, понимаешь, что человеческий путь- это жизненные неурядицы, несчастья, страдания, это падения и подъёмы. Всё это заставляет героев Толстого искать такие пути, которые являются более совершенными.

С Пьером мы встречаемся в салоне Шерер. Мы видим, как герой защищает Наполеона. Он путается, но его симпатии на стороне французского императора. На выручку Пьеру приходит князь Андрей, который заявляет, что у Наполеона есть такие поступки, «которые трудно оправдать». Жизнь приносит Пьеру новый опыт.

Автор показывает, что Пьер сомневается, разочаровывается, отчаивается. Дуэль с Долоховым, разрыв с Элен стали для героя крахом его надежд и счастья. Герой много размышляет, но не находит ответа на волнующие его вопросы. Что же может принести человеку счастье? Пьер не может ни решить вопросов, ни отказаться от их решения.

Цель жизни- радость, которую даёт человеку внутреннее согласие и гармония с миром. Как же этого достичь? Это мучительный вопрос, на который ищет ответ любимый герой Толстого.

Счастье Наташи и Андрея открыло Пьеру понимание того, что его жизнь неполная, она лишена любви и семьи. Герою снова приходится преодолевать зло и бессмысленность жизни. Пьер на время сдаётся, прекращает борьбу и смиряется со своим несчастьем. Толстой пишет о том, что Пьеру «Слишком страшно было быть под гнётом этих неразрешимых вопросов жизни…Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал». Пьер искал любые занятия,

чтобы забыться на время. Несчастье героями Толстого преодолевается. Автор показывает, что нравственная сила этого вселяет в героев светлый оптимизм. Преодолевает отчаяние и Пьер.

Встреча в бараке для пленных с Платоном Каратаевым, простым русским солдатом, помогает возвратить веру к жизни. Толстой показывает, что в самой простой обстановке совершаются самые значительные события в человеческой жизни. Простота и правда – вот что поражает Пьера во время общения с Каратаевым. Герой понял, что простое-это то, что окружает людей в постоянной жизни, к чему человек привык и чему поэтому не придаёт значения. А эта простота и составляет сущность жизни. Толстой подчёркивает, что есть люди, способные научить других видеть нечто важное в жизни, чего сами люди этого не замечают. Каратаев воздействует на Пьера своим существом. В лице Каратаева сияла восторженная радость. И Пьер после такого общения нашёл то спокойствие, ту внутреннюю гармонию, которую так долго искал до встречи с Каратаевым. Смерть и лишения открыли Пьеру глаза на суть жизни, которая была скрыта от него, так как он жил в мире искусственном - мире роскоши и довольства.

Какой жизненной вершины достиг Пьер? Он стал понимать мир по-новому. И понимание этого мира у героя многогранно и сложно. Только бесконечность даёт человеку настоящую меру вещей и позволяет правильно строить жизнь. Пьер обретает счастье, о котором мечтал долго, и семью.

И не только Пьеру открывается эта бесконечность, но и другим героям романа. В душе каждого человека есть нечто лучшее. И это лучшее выше всего в мире.

А жизнь Пьера –это путь к радости и счастью.

Современник Л. Н. Толстого, писатель А. П. Чехов в рассказе «Ионыч» показал жизненный путь доктора Старцева. Жизнь этого героя не привела его к радости и счастью, она привела его к духовной деградации.

Молодой энергичный доктор, поглощённый своей работой, всё время посвящает приёму больных. Ни с кем не общается и никуда не ходит.

Но наступил период, когда доктор хочет найти дорогу к радости и к счастью. Дмитрий Ионович влюбился в Катю Туркину, но счастье не состоялось.

Жизнь Старцева покатилась по другой дороге -в городском обществе отсутствовали образованные и культурные люди, ему не с кем было общаться.

Теперь главной страстью в жизни становятся не счастье и любовь, а страсть наживы и обогащения. Он не успевает аккуратно складывать деньги, располнел, но дело не физической полноте, а в том, что душа героя заплыла жиром бездуховности и безнравственности. Тот светлый оптимизм, который присущ героям Толстого, у доктора Старцева отсутствует.

Почему материальные потребности становятся главными, почему они превалируют в жизни человека - вот вопрос, на который обращает внимание автор рассказа. В жизни не это самое главное. Почему человек не сопротивляется ударам судьбы?

Читая русскую литературу, мы видим, что писатели обращают самое серьёзное внимание на то, каким путём идут их герои.

Хочется верить в то, что в двадцать первом веке мои современники будут уделять самое серьёзное внимание цели и смыслу жизни, чтобы как можно больше людей прошли удачный, счастливый, радостный, содержательный и полноценный путь. Тогда и мир наш будет лучше и интереснее..

Тематические направления итогового сочинения 2015

Всё осталось по-старому: для подготовки вам предложены тематические направления, а конкретные темы вы узнаете за 15 минут до начала экзамена. Тем будет много и, скорее всего, угадать их не получится.

В прошлом году тематические направления были сформулированы иначе, они больше походили на темы сочинений, например: «Чем люди живы? », «Вопросы, заданные человеку войной », «Почему важно уметь сострадать другому? » В этом году специальному совету при Министерство образования и науки под председательством Н. Д. Солженицыной удалось предложить новый подход. Никаких подсказок: направление - это не тема, это именно направление ваших будущих размышлений и поисков. Каждое направление обозначено лишь одним словом.

Для вас выбраны особые слова: Время. Дом. Путь. Любовь. Дополняет список словосочетание Год литературы . Так называется культурное событие, растянувшееся в нашей стране на весь 2015-й год.

Постараемся понять: вам предложены особые слова. Это слова-стимулы, слова-образы, слова-символы. Они обозначают ключевые для языка, общества и отдельного индивида понятия. Они вызывают отклик в умах и душах людей. Значит, их можно толковать, трактовать, интерпретировать. Ожидается, что вы поразмышляете над этими понятиями и расскажете в форме сочинения, как вы их воспринимаете. Вам предоставлена полная свобода самовыражения.

Свобода. Казалось бы, хорошо? Кто против свободы?
Но ребята растерялись, не знают, как подступиться к подготовке, с чего начать. Получаю письма: «SOS! Помогите!!!»,
«Не знаю, как готовиться. Спросил у учительницы, но она ничего не посоветовала», «Не представляю себе, с чего начать».

Многого не обещаю, но некоторые отправные точки подскажу. Творчество — дело интимное. Чем прямее ответы, тем хуже: всё опять может свестись к шаблонным темам и сочинениям-клонам. Поэтому информацию дальше даю пунктиром.

Мне не нравится комментарий ФИПИ к тематически направлениям этого года. От него несёт казёнщиной. Стиль противоречит идее помочь выпускникам сориентироваться. Но именно ФИПИ будет разрабатывать банк тем. Поэтому читаем.

«Время» - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения - человек и время, общество и эпоха.

«Дом» - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь» - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь» - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой - обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Что важно учесть?

Все слова, которые избраны в качестве тематических направлений, допускают не только узкое, бытовое, то и расширенное, социо-культурное толкование. Проще всего мы толкуем значения для детей.

— Мама, что такое путь?
— Дорожка.

Но потом понимание слов в нашем сознании расширяется. Дом — это уже не только стены и крыша с трубой (так рисуют дома дети), но и родной дом, по которому тоскуют в разлуке. Человек постепенно осознаёт, что домашними бывают не только тапочки или пироги. Есть и такое понятие: домашний очаг . А для кого-то дом — тюрьма. Почему? Что не так в этом доме? Родительский дом. В него уходят корни нашего детства.

Распутывайте клубки ассоциаций. Собирайте ассоциации. Это поможет расширить горизонты вашего взгляда, найти собственный ракурс.

Я уже писала, что словами время, дом, путь, любовь обозначаются ключевые для языка и народа понятия. Поэтому целый кладезь образов и смыслов мы находим в фольклоре. Пословицы и поговорки, сказки, песни, былины... Это всё знакомый вам материал. Поройтесь в памяти, поищите примеры в Интернете, отберите то, что близко или интересно именно вам.
А потом расширяйте круг поиска, привлекайте литературный материал.

Рекомендую также познакомиться с комментарием Н. Д. Солженицыной , председателя специального совета при Министерсте образования и культуры. Послушайте, вдумайтесь. В этой записи много полезной информации из первых рук. Участники беседы: Дмитрий Ливанов — министр образования и науки, Н. Д. Солженицына и С. В. Волков. Возможно, кто-то изменит отношение к предстоящему сочинению и посмотрит на него как на ещё одну возможность или даже этап личностного роста.

А теперь попробуем… нет, угадывать темы - пустое дело. Попробую помочь вам в отборе литературного материала. Для этого посмотрим, находят ли отражение понятий время, дом, путь, любовь в литературе.


Время

«Ход времени в русской литературе»
Подумайте на тем, как течёт время для литературных героев. Ощущение времени героями. Время субъективное и объективное. Отражение человека и его времени, героя и эпохи в литературе. Время на войне.

А. С. Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», «Медный всадник»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор», «Портрет»
И. А. Гончаров «Обломов»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
М. А. Булкаков «Мастер и Маргарита»
К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»

Р. Сенчин «Зона затопления»

«Времена не выбирают»
Мы не выбираем времени: каждому уготовано своё. Во времена любых исторических коллизий люди жили, оставаясь людьми. Как остаться человеком в любое время?


Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. Н. Рыбаков «Дети Арбата»
К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
В. Т. Шаламов «Колымские рассказы»
Р. Сенчин «Нубук», «Зона затопления»

«Путешествие во времени»
Исторические романы переносят нас в другое время. История, черты и приметы времени: прошлое и настоящее в литературе. .

А. Н. Толстой «Пётр первый»

В. Г. Ян «Чингиз-хан», «Батый»
Е. Г. Водолазкин «Лавр»
Вальтер Скотт «Айвенго»

«Время в антиутопии»
Черты и приметы времени в антиутопии. Время реальное и воображаемое. Человек и время в эпоху тоталитаризма.

Е. И. Замятин «Мы»
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Джордж Оруэлл «Скотный двор», «1984»

«Приметы времени в русской литературе»
Как о времени рассказывают писатели. Произведение литературы как портрет времени. Век XVIII, век XIX, век XX в произведениях русских писателей.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»


А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»
К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гросман «Жизнь и судьба»

В. М. Шукшин Рассказы
В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Уроки французского»
Р. Сенчин «Зона затопления», «Нубук»

«Книги на все времена»
Требования времени, проверка временем... Что есть в книгах, которые считаются книгами на все времена? Вечное и сиюминутное. Личное и всеобщее.

Русская и зарубежная классика по вашему выбору. Примеры:

А. С. Пушкин «Маленькие трагедии»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
К. Симонов «Живые и мёртвые»


Дом

«Дома и их обитатели»
Что может рассказать о человеке его дом? Образы домов, вошедшие в историю литературы. Разные люди — разные дома. Материальное и духовное. Человек и место.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. А. Булгаков « Белая гвардия». «Мастер и Маргарита»
Р. Сенчин «Елтышевы»
Р. Сенчин «Чего вы хотите?»
Р. Сенчин «Нубук»

«Прекрасные и ужасные дома в русской литературе»
Дом как миропорядок. Устои. Внешние проявления глубинных процессов. Ценное и бесценное в восприятии героев и авторов русской литературы.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
И. С. Тургенев «Муму», «Отцы и дети»
А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»
И. А. Гончаров «Обломов»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита», Собачье сердце»
Р. Сенчин «Елтышевы»
Р. Сенчин «Минус»
Р. Сенчин «Нубук»
Р. Сенчин «Вперёд и вверх на севших батарейках»

«Счастье в доме»
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему» (Лев Толстой). Что общего находим мы в счастливых домах? Что делает дома счастливыми?

Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
Т. Л. Сухотина-Толстая «Воспоминания»


«Бездомные»
Каково потерять дом и родных? Оказаться без родного дома уже от рождения? Сироты. Судьбы людей с ограниченными возможностями. Потери и обретения.

Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на чёрном»
М. Шолохов «Судьба человека»
В. Закруткин «Матерь человеческая»


«Знаменитые дома: дом в Обухове
переулке»
История дома. Фантастическое и реальное. Мир профессора Преображенского.

М. А. Булгаков «Собачье сердце»

«Знаменитые дома: дом на Садовой»
«Нехорошая квартира» — место событий романа М. Булгакова.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»


«Путешествия литературных героев»
Литературные герои меняют место. Зачем литературным героям путешествовать?

А. С. Грибоедов «Горе от ума»
М. Ю Лермонтов «Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор»
Ф. М. Достоевский «Идиот»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

«Встреча в пути»
Встречи, показывающие нам, кто мы такие. Неожиданные встречи. Судьбоносные встречи. Случайные встречи. Встреча как этап жизненного пути.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь «Ревизор»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей», «Маленький принц»

«Витязь на распутье»
Литературные герои перед выбором. Трудный выбор литературных героев.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Быков «Сотников»

«Выбор пути»
Молодой человек: становление и выбор жизненного пути. Ценности и антиценности. Обретение и потеря себя.

Н. В. Гоголь «Портрет»
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Джек Лондон «Мартин Иден»
Ги де Мопоссан «Милый друг»


«Путь в никуда»
Жизненные тупики. Поступки, которые приводят к наказанию. Преступления перед собой.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Теодор Драйзер «Американская трагедия»
В. Распутин «Живи и помни»
В. Быков «Сотников»

«Пути и перепутья войны»
Человек на войне — человек в пути. Трудные дороги войны.

К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»


Любовь

«Сила любви»
Способность к любви как характеристика человека.

М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
Стендаль «Пармская обитель», «Красное и чёрное»

«Ожидание любви»
Любовное томление юности. Порывы души. Боль.

В. Шекспир «Ромео и Джульетта»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка»
И. С. Тургенев «Первая любовь», «Ася»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. В. Иванов «Географ глобус пропил»
А. В. Дмитриев «Крестьянин и тинейджер»

«Безответная любовь»
Если на любовь не отвечают? Муки любви для любящего сердца и объекта безответной любви.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
А. Н. Островский «Снегурочка», «Бесприданница»

«Любовь и верность, любовь и измена»
От чувства верности супружескому долгу (Татьяна) до супружеской измены (Анна Каренина) - как русская литература прослеживает трансформацию любви своих героинь. Корысть и бескорыстие. Женская жертвенность. Русские литературные герои в любви.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
Л. Н. Толстой «Анна Каренина», «Война и мир».
А. Н. Островский «Гроза».


Год литературы

https://godliteratury.ru/ — это сайт, посвящённый году литературы в России. Здесь можно найти много любопытных фактов, которые можно использовать в качестве исходного материала.

«Человек и книга»
«Круг чтения литературных героев»
«Поэт в России больше, чем поэт»

Что такое ХОРОШО?

О качестве литературного материала сказано и написано довольно много. Повторю своё мнение.

Хорошо писать по произведению, которое вы знаете: читали сами (лучше — недавно) и которое вы действительно помните.

Очень хорошо писать по тексту, который произвёл на вас сильное впечатление. Ваши реакции будут искренними.

Отлично , если произведение позволяет рассказать о нём интересно и содержательно, а большинство книг классической литературы именно такие.

Прекрасно , если вам удастся показать себя зрелым читателем, не чурающимся классики, нашей и/или зарубежной. Классические произведения прошли самое главное испытание — испытание временем.

Великолепно , если вы привлечёте произведения, которые прочитали сверх школьной программы. Но не образцы бульварной литературы, дешёвых детективов, любовного чтива, произведений самодеятельных (непрофессиональных) авторов из Интернета. Подобная «литература» никого не интересует. Покажите, что вы знакомы с современным литературным процессом.

Если вы возьмёте на себя труд просмотреть предлагаемый вам список, вы заметите, что есть книги, которые можно использовать как литературную основу для сочинений по любым направлениям. Я во многом опиралась на книги, которые включены в школьную программу, а потому вам знакомы. Возможно, для кого-то здесь будут и новые имена. Читая и перечитывая книги, обдумывайте, как в них отражены понятия время, дом, путь, любовь .

К. Г. Паустовский «Повесть о жизни» (Здесь столько материала для самых разных аргументов, что на всех хватит е ещё останется. Но нет ничего глупее читать Паустовского только ради аргументов!)
С. Д. Довлатов (Что читать? Да всё! Я всё люблю. Берите трехтомник и читайте все подряд)

Что искать в Интернете?

Во всяком случае не готовые сочинения, не шаблоны и схемы.

Поищите отзывы читателей, рецензии специалистов и интервью с авторами книг. Этот материал совсем другого рода. Он позволит существенно поднять уровень вашей собственной работы. Это важно для тех, кто собирается представлять в дальнейшем свою работу в вуз.

Приведу пример. Я рекомендовала здесь повести современного российского писателя Р. Сенчина. Его «Зона затопления» вошла в этом году в шорт-лист самой престижной национальной премии России «Большая книга». Какую информацию об авторе искать?


Публикация в СМИ

В прошлом году мы впервые взяли на себя труд поддержать тех наших посетителей, которые написали хорошие работы.
Ребята присылали работы на проверку, а мы отбирали лучшие из них. Сразу после экзамена сочинения были опубликованы на сайте, а их авторам мы выслали Свидетельства о публикации в СМИ.
Сообщаем, что мы намерены продолжать эту работу и в 2015—2016 учебном году. Можете присылать свои работы. работает.

УДАЧИ ВСЕМ!

Вконтакте

Четвёртое направление "Путь".

Вот какое определение даёт ФИПИ: «Путь» – это направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств её достижения». Вот так прокомментировано это направление.

ПУТЬ. Самое широкое направление из всех представленных. В нём предлагается поразмышлять о таком понятии как «путь», причём рассматривать его возможно с разных сторон: от впечатлений после дорожных приключений и до размышлений об избранном человечеством пути развития и результатах, к которым этот путь может привести.

КАКИЕ ТЕМЫ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ:

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.
Либо я найду свой путь, либо проложу его сам.
Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора.
Дорога домой.
Моё увлекательное путешествие.
Духовные искания главных героев.
Жизнь – это путь.
Иногда хочется уехать в никуда.
Когда находишься в дороге.
Дорога без начала и конца.

КАКИЕ КНИГИ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:

Гомер «Одиссея».
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Л.Н. Толстой «Война и мир».
А.И. Куприн «Гранатовый браслет».
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Афанасий Никитин «Хождение за три моря».
Л.Н. Толстой «Анна Каренина».
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Н.С. Лесков «Очарованный странник».
М.А Булгаков «Бег», «Мастер и Маргарита».
А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
В.А. Каверин «Два капитана».
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

ЦИТАТНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Пословицы и поговорки о дороге, которая «сопровождает» нас всю жизнь.

Дорога – от села до села, а по всей земле повела.
Дорога вместе, табачок пополам.
Дорогу одолеет тот, кто хоть и неторопливо, но идёт.
Дорогу осилит идущий.
Едешь на день, а хлеба бери на неделю.
Если своему врагу дашь дорогу, сам останешься без дороги.
Знакомая дорога короткой кажется.
Знакомая кривая дорога короче, чем незнакомый прямой путь.
Кто едет скоро, тому в дороге не споро.
Кто знает дорогу, тот не спотыкается.
Всякому своя дорога.
Начал идти – одолел полпути.
Не ищи просёлочной, когда есть столбовая.
Не хвались отъездом, хвались приездом.
Одному ехать и дорога долга.
Открытому сердцу дорога открыта.
Плохо, когда из близкой дороги выходит дальний путь.
Порой даже не выходя из дома, мы пускаемся в долгий путь.

НАБРОСКИ К БУДУЩЕМУ СОЧИНЕНИЮ.

И диапазон размышлений широк, и диапазон литературных произведений соответственно. Сегодня рассмотрим произведение, на материале которого можно написать итоговое сочинение по тематическое направлению «Путь».
Это роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Ведь этот роман не об отцах и детях, а о пути человека!

1. Вступление здесь уместно биографическое.

И.С. Тургенев, великий русский писатель середины XIX века, хоть и принадлежал к дворянам, но всегда чутко и с неподдельным интересом присматривался и прислушивался ко всему, что к этому привилегированному слою не относилось. В «Записках охотника» он с глубокой симпатией изобразил крестьян, а в романах – героев, только приходящих на российскую историческую сцену. В романе «Отцы и дети» – это Евгений Васильевич Базаров, совсем не похожий на других героев Тургенева. Автор с неподдельным интересом вглядывается в героя. Кто он? Выдержит ли жизненный путь, ему уготованный?

2. Основная часть

Прежде чем приступить к основной части итогового сочинения, давайте зададим вопросы:
Какой путь (от чего к чему) проходит главный герой?
Что изменяется во взглядах и в нём самом?
К чему герой приходит в итоге?
Перед вами план сочинения, от которого отходить не будем.
Евгений Базаров в романе проходит путь от непримиримого нигилиста, материалиста, человека с упрощёнными взглядами на жизнь до человека, осознающего сложность и многообразие жизни.
Это тезис. Докажем его.
1. В романе есть внешний путь Базарова: он ездит по губернии, встречается с разными людьми. Это родители, братья Кирсановы, Анна Одинцова. Каждый из героев привносит в жизнь Евгения что-то, обогащающее взгляды и жизнь молодого человека, меняющее его мировоззрение и мироощущение.
2. В начале романа это человек, не принимающий чужой позиции. Он считает аристократию изжившим себя классом, не признаёт никаких авторитетов, духовной жизни человека, роли искусства, а романтизм и любовь для героя – «бабьи сказки» и игры разума. Но силу и достоинство Павла Кирсанова он всё же принимает (они пожимают в конце друг другу руки, прощаясь после дуэли).
3. Встреча с Анной Одинцовой открывает Базарову силу любви. Он просто сражён чувством, если не сказать, раздавлен, ведь это опровергает его теорию материалистической природы человека. Нет, оказывается, он тоже способен любить и страдать от этого чувства.
4. После разрыва с Одинцовой Базаров возвращается в Марьино немного другим. Он уже не столь резок и непримирим. Изменение его взглядов Тургенев тонко иллюстрирует во сне перед дуэлью: Павел Петрович снится герою в виде тёмного леса. А такой лес в народном сознании – что-то непонятное, непознанное. Не может Базаров отказаться от своих взглядов, но сложность жизни уже признаёт, как и неоднозначность личности своего оппонента.
5. Перед смертью Базаров признаётся: «Нужен я России? Видно, не нужен…». Горько такое признание, но симпатичен нам герой тем, что изжил свою безапелляционность и категоричность.

Это только тезисы! К ним надо подобрать иллюстративный материал из романа.

3. Заключение

Здесь надо повторить тезис или перефразировать его, не забыв упомянуть автора романа.

И.С. Тургенев с уважением относится к своему герою, но «проверяет» на прочность его взгляды, проводя Базарова через страницы романа, показывая, что путь человека не исчерпывается и не мотивируется его мировоззрением, а жизнь не равна простой сумме знаний. Путь Базарова как нельзя точнее выражается в народной поговорке: «Жизнь прожить – не поле перейти». Только жаль, что герой понял это слишком поздно.

Следите за тем, чтобы в сочинении звучало слово «путь», «движение», то есть ключевые слова темы.

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ

по теме «Дорога без начала и конца»

«Дорогу осилит идущий», – сказал когда-то мудрец. На первый взгляд, это обычная, банальная фраза для тех, кто находится в пути, жизненном или духовном. Попробуем вдуматься в эту фразу. Смысл этой фразы намного шире и глубже, чем мы увидели в первый раз. А ведь и вправду, жизненную дорогу осилит уверенный, целеустремлённый и упорный человек. Любое дело можно довести до логического конца, если прикладывать к нему усилия. И тогда любая дорога будет нам по плечу.
Часто, находясь в дороге, мы заводим случайные знакомства и доверяем незнакомым людям самые сокровенные мысли. Так случилось и с М.А. Шолоховым, когда ему встретился на пути Андрей Соколов. При знакомстве Андрей рассказал писателю о своей жизни и судьбе. Так родилась замечательная повесть «Судьба человека».
Главным героем этой повести является обычный русский человек с самой обычной судьбой. До начала войны он работал на заводе, женился, обзавёлся детьми и жил, как самый обычный человек, но война расставила всё по-своему.
Андрей Соколов вместе со своим старшим сыном добровольно уходят на фронт. Долго воевать ему не пришлось, так как он попал в плен. Находясь в плену, Андрей ведёт себя очень мужественно и храбро. Эпизод допроса Андрея Соколова – один из самых сильных эпизодов. Герой, не закусывая, пьёт три стакана водки за свою погибель и победу советской армии! Вызывает уважение и эпизод в тюремной камере. Даже там он ведёт себя как Человек с большой буквы – делится куском сала и хлебом со всеми сокамерниками. Этот поступок является ярким примером взаимопомощи и поддержки в тяжёлый период. После побега из плена, Андрей попадает к нашим, а после госпиталя он едет навестить свою семью. Горе, отчаянье, ужас охватывают его, когда он на месте своего дома видит воронку. Жена с двумя сыновьями погибла…Кульминацией повести является эпизод встречи Андрея с мальчиком Ванюшей, которого он решает усыновить. До глубины души потрясают слова Вани: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдёшь!» Ваня вернул к жизни Соколова, а тот дал шанс на жизнь Ване.
Прочитав это произведение, я задумался о главном герое, о его нелёгкой судьбе, и мне захотелось перенять его лучшие черты. Действительно, с таким характером, как у него, можно осилить любой путь. Наша жизнь – это большая, неизведанная и сложная дорога, которую предстоит нам пройти. Сейчас мы – выпускники 11 класса. Через полгода окончим школу, разлетимся в разные стороны и выберем каждый свою дорогу. И только от нас будет зависеть, как мы пойдём по своему пути.

Понятие пути очень широко и многогранно. Это и дорога в прямом смысле слова, то самое движение в пространстве, которое нередко становится основой пространственно-временной организации произведения. И путь в философском смысле: жизненный путь, нравственное восхождение человека. И судьба - слепой рок, который, как бурная река, несет человека, бессильного что-то изменить.
В литературном произведении дорога может являться композиционной основой. Например, в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» главный герой Чичиков путешествует от одного помещика к другому. На этих встречах во многом и строится повествование. Ученые давно подметили, что помещики расположены на пути главного героя по нарастанию их основного признака (расточительства или накопительства). Так, например, у Ноздрева склонность к расточительству выражена более явно, нежели у Манилова, а Коробочка не такая стяжательница, как Собакевич. Плюшкин же отличается высшим проявлением как одного, так и другого качеств, что доказывает их способность уживаться в одном человеке.
Но образ пути в этой поэме имеет и символическое значение. Это жизненный путь человека, его психологическая динамика.
Интересно, что только у двух героев этого произведения есть предыстория: у Плюшкина и у самого Чичикова. Исследователи считают, что автор нам тем самым намекает: только у этих героев есть будущее. Чтобы расти, нужны корни; чтобы как-то измениться, нужно прошлое. Действительно, мы знаем, что в продолжении поэмы Н.В.Гоголь собирался рассказать о «втором рождении» Чичикова, который должен был стать честным человеком. По этой причине принято считать, что и Чичикова, и Плюшкина, в отличие от других помещиков, можно считать «живыми душами».
Путь как дорога и как судьба изображен в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Герой этого произведения Андрей Соколов, лишившись дома, становится и в прямом, и в переносном смысле скитальцем. Он работает шофером-дальнобойщиком, все время в пути. Андрей обретает что-то вроде дома, пристанища, когда усыновляет Ванюшку, но вскоре ему опять приходится все бросать. Из-за сбитой коровы у Соколова отбирают шоферское удостоверение, и герою вместе с приемным сыном приходится идти искать работу в других местах. Скитания - это и составляющая профессии Соколова, и его доля после того, как он стал бездомным во всех смыслах: дом его был разрушен снарядом, семья погибла, смысл жизни был утрачен. Неслучайно Андрей видит в кошмарах своих близких, которые недостижимы для него.
В то же время, мотив пути в этом рассказе имеет еще и значение судьбы. Рок несет Андрея по жизни, словно ветер - оторванный лист. Герою остается только с достоинством принимать свой жребий. Он не может переломить неблагоприятную судьбу, но может и в таких обстоятельствах сохранить достоинство человека и способность сочувствовать слабому и брать на себя заботу о беззащитном. Ванюшка становится не просто его приемным сыном, он нужен Андрею так же, если не больше, чем Андрей ему. Мальчик - своеобразный якорь, удерживающий главного героя рассказа на краю физической и моральной гибели.
Нередко в литературе мы встречаем изображение пути как некоего нравственного вектора. Например, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» автор изображает духовный путь Родиона Раскольникова от восхищения «великим человеком» Наполеоном через разочарование в самом себе как «имеющем право» убивать ради высокой цели - к осознанию ошибочности самой цели и самого понимания о величии. Этот путь дается герою с большим трудом, потому что он бродит впотьмах, утратив нравственные ориентиры. Чтобы путь был осмысленным, нужны указатели. Но их у Раскольникова почти нет. Единственный ориентир героя в начале романа - это путь Наполеона: через кровь - к величию. Должно пройти много времени до того, как герой поймет: его идеал - это не путеводная звезда, а лукавый болотный огонёк, заманивающий опрометчивого путника в ловушку. И тогда у Раскольникова вдруг обнаруживается еще один нравственный ориентир. Это Евангелие, а именно рассказ о воскрешении Лазаря. Этот отрывок, напоминающий о том, что Богу возможно всё, что даже мертвый может воскреснуть, а грешный - исправиться, словно бы предлагает Родиону иной путь. Это не путь сильного и жестокого воителя. Это трудная и узкая тропа смиренного грешника, осознающего свое несовершенство.
Очень часто в литературном произведении путь понимается как распутье, выбор. Такой мотив можно встретить во множестве книг. Их герой поставлен перед нелегким и часто неоднозначным выбором, который имеет для него судьбоносное значение. Например, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» многие персонажи оказываются перед необходимостью принять важное решение. Понтий Пилат, понимая, что Иешуа Га-Ноцри невиновен, все же выносит ему смертный приговор. Причина этого - страх, что на него самого могут донести императору. За свой неправильный выбор прокуратор расплачивается веками страдания и раскаяния в содеянном. Можно привести и другой пример. Маргарита в благодарность за исполнение роли хозяйки бала во время Вальпургиевой ночи просит Воланда вернуть ее и Мастера назад, не осознавая, что возвращение в прошлое - это смерть. И в результате они оба с Мастером гибнут и получают «покой». Свой выбор делает и Берлиоз. Он верит, что после смерти его ничто не ждет - и получает это «ничто». То есть выбор, сделанный здесь, в нашем мире, в обычных пространственно-временных рамках, имеет значение для посмертного состояния человека - вне времени и пространства в обычном понимании.
Мотив пути встречается в литературных произведениях очень часто. Но он поистине многогранен и звучит у каждого писателя по-своему. Однако в любом случае он сложнее, чем просто изображение дороги в пространственном смысле. Этот мотив, как было показано выше, имеет также и философское значение.

Понятие пути очень широко и многогранно. Это и дорога в прямом смысле слова, то самое движение в пространстве, которое нередко становится основой пространственно-временной организации произведения. И путь в философском смысле: жизненный путь, нравственное восхождение человека. И судьба – слепой рок, который, как бурная река, несет человека, бессильного что-то изменить.
В литературном произведении дорога может являться композиционной основой. Например, в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» главный герой Чичиков путешествует от одного помещика к другому. На этих встречах во многом и строится повествование. Ученые давно подметили, что помещики расположены на пути главного героя по нарастанию их основного признака (расточительства или накопительства). Так, например, у Ноздрева склонность к расточительству выражена более явно, нежели у Манилова, а Коробочка не такая стяжательница, как Собакевич. Плюшкин же отличается высшим проявлением как одного, так и другого качеств, что доказывает их способность уживаться в одном человеке.
Но образ пути в этой поэме имеет и символическое значение. Это жизненный путь человека, его психологическая динамика.
Интересно, что только у двух героев этого произведения есть предыстория: у Плюшкина и у самого Чичикова. Исследователи считают, что автор нам тем самым намекает: только у этих героев есть будущее. Чтобы расти, нужны корни; чтобы как-то измениться, нужно прошлое. Действительно, мы знаем, что в продолжении поэмы Н.В.Гоголь собирался рассказать о «втором рождении» Чичикова, который должен был стать честным человеком. По этой причине принято считать, что и Чичикова, и Плюшкина, в отличие от других помещиков, можно считать «живыми душами».
Путь как дорога и как судьба изображен в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Герой этого произведения Андрей Соколов, лишившись дома, становится и в прямом, и в переносном смысле скитальцем. Он работает шофером-дальнобойщиком, все время в пути. Андрей обретает что-то вроде дома, пристанища, когда усыновляет Ванюшку, но вскоре ему опять приходится все бросать. Из-за сбитой коровы у Соколова отбирают шоферское удостоверение, и герою вместе с приемным сыном приходится идти искать работу в других местах. Скитания – это и составляющая профессии Соколова, и его доля после того, как он стал бездомным во всех смыслах: дом его был разрушен снарядом, семья погибла, смысл жизни был утрачен. Неслучайно Андрей видит в кошмарах своих близких, которые недостижимы для него.
В то же время, мотив пути в этом рассказе имеет еще и значение судьбы. Рок несет Андрея по жизни, словно ветер — оторванный лист. Герою остается только с достоинством принимать свой жребий. Он не может переломить неблагоприятную судьбу, но может и в таких обстоятельствах сохранить достоинство человека и способность сочувствовать слабому и брать на себя заботу о беззащитном. Ванюшка становится не просто его приемным сыном, он нужен Андрею так же, если не больше, чем Андрей ему. Мальчик – своеобразный якорь, удерживающий главного героя рассказа на краю физической и моральной гибели.
Нередко в литературе мы встречаем изображение пути как некоего нравственного вектора. Например, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» автор изображает духовный путь Родиона Раскольникова от восхищения «великим человеком» Наполеоном через разочарование в самом себе как «имеющем право» убивать ради высокой цели – к осознанию ошибочности самой цели и самого понимания о величии. Этот путь дается герою с большим трудом, потому что он бродит впотьмах, утратив нравственные ориентиры. Чтобы путь был осмысленным, нужны указатели. Но их у Раскольникова почти нет. Единственный ориентир героя в начале романа – это путь Наполеона: через кровь – к величию. Должно пройти много времени до того, как герой поймет: его идеал – это не путеводная звезда, а лукавый болотный огонёк, заманивающий опрометчивого путника в ловушку. И тогда у Раскольникова вдруг обнаруживается еще один нравственный ориентир. Это Евангелие, а именно рассказ о воскрешении Лазаря. Этот отрывок, напоминающий о том, что Богу возможно всё, что даже мертвый может воскреснуть, а грешный – исправиться, словно бы предлагает Родиону иной путь. Это не путь сильного и жестокого воителя. Это трудная и узкая тропа смиренного грешника, осознающего свое несовершенство.
Очень часто в литературном произведении путь понимается как распутье, выбор. Такой мотив можно встретить во множестве книг. Их герой поставлен перед нелегким и часто неоднозначным выбором, который имеет для него судьбоносное значение. Например, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» многие персонажи оказываются перед необходимостью принять важное решение. Понтий Пилат, понимая, что Иешуа Га-Ноцри невиновен, все же выносит ему смертный приговор. Причина этого — страх, что на него самого могут донести императору. За свой неправильный выбор прокуратор расплачивается веками страдания и раскаяния в содеянном. Можно привести и другой пример. Маргарита в благодарность за исполнение роли хозяйки бала во время Вальпургиевой ночи просит Воланда вернуть ее и Мастера назад, не осознавая, что возвращение в прошлое – это смерть. И в результате они оба с Мастером гибнут и получают «покой». Свой выбор делает и Берлиоз. Он верит, что после смерти его ничто не ждет – и получает это «ничто». То есть выбор, сделанный здесь, в нашем мире, в обычных пространственно-временных рамках, имеет значение для посмертного состояния человека – вне времени и пространства в обычном понимании.
Мотив пути встречается в литературных произведениях очень часто. Но он поистине многогранен и звучит у каждого писателя по-своему. Однако в любом случае он сложнее, чем просто изображение дороги в пространственном смысле. Этот мотив, как было показано выше, имеет также и философское значение.