День памяти: 14 (27) октября и 28 сентяб­ря (11 октября) - в день преподобных Отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Один из сыновей черниговского князя Давида Святославича Святослав (в крещении Панкратий) родился ок. 1072 года. Его мать, княгиня Феодосия, и отец известны были своей набожностью и под­держкой церквей и монастырей.

По достижении совершеннолетия Святослав Давидович женится на дочери великого князя Святополка Изяславича, внука Ярослава Мудрого, Анне. У них было две дочери. Одна из них вышла замуж за Всеволода Ольговича, князя черниговского, ушедшего затем в монастырь с именем Гавриил, другая - в 1123 году вышла замуж за князя новгородского, вну­ка Владимира Мономаха, Всеволода Мстиславича.

Святослав с детства помогал несчастным, лю­бил посещать церковную службу. Молился в Успенском соборе перед Елецкой иконой Божией Матери и иногда в молитве проводил ночи. Его место было в юго-западном углу. Позднее здесь бы­ла сооружена часовенка, названная келией Свято­ши. Уже тогда его стали называть Святошей за ис­креннюю преданность Богу.

Княжение не удалось Святославу. В результате междоусобиц он лишился своих владений на реке Остёр, затем в Луцке, где княжил в 1097 году. Реше­ние уйти в Киево-Печерский монастырь у него по­явилось давно. Он поддерживал отношения с игу­меном, а также с монахом монастыря, переводчи­ком Феодосием Греком и давал ему заказы, так как имел свою большую библиотеку и желал её расши­рить, знал Нестора - автора «Повести временных лет». Поэтому, когда 17 февраля 1107 года ушёл в монастырь, то нашёл здесь душевный покой и при­менение своим интеллектуальным способностям. Принятию решения, возможно, в какой-то степени способствовало солнечное затмение в 1106 году, которое для многих в то время служило знамением перед совершением или отложением совершения каких-то важных дел.

Мощи преподобного Николы Святоши почивают в Антониевых (Ближних пещерах) Киево-Печеркой Лавры

В Киево-Печерском монастыре князю назначи­ли послушание на кухне, и ему приходилось рубить дрова, носить воду с Днепра, готовить еду. Его бра­тья Изяслав и Владимир Давидовичи, узнав о тяжё­лом труде брата, просили игумена смягчить послу­шание, но брат не согласился и прослужил на кух­не три года. Затем нёс послушание привратником при монастырских воротах, отходя лишь на молитву. После пострига с именем Николай жил в отдельной келии, как другие, и постоянно трудился. Посадил возле келии садовые деревья, завёл огород с овощами, шил одежду. Никогда не вкушал ничего, кроме общей монастырской пищи и все, что получал от родственников, раздавал бед­ным. На основе его библиотеки, которую он привёз с собой, была создана монастырская, а имущество отдал на благо Черниговского Елецкого и Киево-Печерского монастырей и никогда не сожалел о по­терянном богатстве. Родственники неоднократно пытались его вернуть к миру, а личный врач Пётр, родом из Сирии, поселился в Киеве, поближе к не­му, и многих лечил, постоянно навещая его. Угова­ривал вернуться домой, на что Николай (Никола Святоша) отвечал: «Много думал я о спасении ду­ши моей и рассудил, что не надо щадить плоть, пусть она смирится трудом и постом. Правду ты го­воришь, что никто из князей не делал этого преж­де, но и пусть я буду и первым на этом пути: пусть другие за мной следуют. Я благодарю Бога моего, что Он освободил меня от работы мирской и сотво­рил слугою - рабом своим, блаженным чернориз­цем. Пусть братья мои князья внимают себе. Что же касается до того, что ты мне грозишь смертью за мои труды и воздержание, то я тебе скажу на это вот что: и ты, врач, не приказываешь ли иногда своим больным воздерживаться от того или друго­го, чтобы получить выздоровление? И мне подоб­ным образом нужно врачевать мои душевные недуги. А если я и умру телесно, Христа ра­ди, то это будет для меня приобретение». Под его влиянием Пётр всё больше склонялся на сторону праведного монаха, дивлясь тому, что при болезнях Никола выздоравливал без помощи лекарств, одной лишь молитвой. Однажды Никола Святоша приз­вал Петра и сказал, что через три месяца должен умереть по воле Божией и предложил ему принять монашество и трудиться вместо него. Петр в слезах просил князя, чтобы он умолил Бога умереть вме­сто него, потому что без князя, ему, сироте, не бу­дет жизни. Вскоре, он постригся и жил в пещере три месяца, непрестанно молясь, затем причастил­ся и умер. А Никола Святоша прожил ещё 30 лет.

Благодаря пожертвованиям Святоши, в 1108 го­ду была сооружена Троицкая надвратная церковь и ныне украшающая ставшей Лаврой монастырь. Во время ремонтно-реставрационных работ в 80-х го­дах XIX века в южной стене церкви, недалеко от пола, нашли деревянный крест, оббитый позоло­ченными пластинами и украшенными эмалью. Крест был реликвией рода черниговских князей, к которым принадлежал он, и являлся святыней. Цер­ковь сооружена по типу Благовещенской на Золо­тых воротах. Он же основал самую первую на Руси монастырскую больницу с церковью Святого Нико­лая и помогал в лечении.

Незадолго до своей смерти, в 1142 году, по про­сьбе князя Всеволода, он примирил братьев Влади­мира и Изяслава, Игоря и Святослава Ольговичей, что помогло избежать кровопролития. Известно также, что Владимир и Изяслав, отличав­шиеся благочестивостью, в 20-х годах XII века на свои средства построили каменный храм Преобра­жения в Новгороде-Северском, возле которого воз­никСпасо-Преображенский монастырь.

14 октября 1143 года Святоша скончался. Его мо­щи и ныне почивают в Ближних пещерах Лавры. Брат Изяслав Давидович выпросил после смерти Ни­колы у игумена его подголовник и помост, на кото­ром он коленопреклонялся. Игумен их дал со словами: «По вере твоей да будет». Вскоре Изяслав заполу­чил ещё и власяницу, когда, разболевшись, попросил привезти воды из киево-печерского колодца. Воду привезли, а игумен передал ещё власяницу Святоши, которую князь немедленно надел, испив воды. Он выздоровел и всегда надевал её перед битвой, а когда забыл это сделать, в 1161 году был убит.

Тропарь, глас 2

Отечество и славу княжения твоего оставил,/ Князю смирения, Христови, усердно последовал еси,/ преподобне отче наш Николо;/ тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси,/ идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно.

Кондак, глас 8

Вся красная мира сего/ и тленное богатство нивочтоже вменив,/ обогатился еси многими чудесы и знамении от Христа Бога,/ Емуже в веселии предстоя,/ поминай нас, чтущих любовию память твою, да зовем ти:/ радуйся, Николо пречудне.

Cвято-Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской Лавры

Документальный фильм «Князь-Инок. Никола Святоша»

Молебны о здравии в Киево-Печерской Лавре

Молебен преподобным Печерским


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО НИКОЛАЯ СВЯТОШИ,

КНЯЗЯ ЧЕРНИГОВСКОГО, ПЕЧЕРСКОГО ЧУДО-ТВОРЦА,

В БЛИЖНИХ ПЕЩЕРАХ ПОЧИВАЮЩЕГО

Преподобный Николай был сын черниговского князя Давида Святосла-вича и внук Святослава Ярославича, основавшего великую Печерскую церковь в Ки-евской лавре. При рождении своем Николай был назван княжеским именем своего деда и, вероятно в отличие от него, с детства стал слыть под умень-ши-тельным именем Святоша (что тогда было в обычае, например Станислав — Станиша, Добыслав — Добыша). При крещении Святослав наречен был Панк-ратием. По достижении совершеннолетия он вступил в брак (супруга его на-зывалась Анною) и имел детей; одна из его дочерей была в замужестве за св. Все-во-лодом, псковским князем (см. 11 февраля). В 1097 году Святослав-Панкратий был луцким князем, но в том же году, осажденный Боняком и князем Давидом Ольговичем, добровольно оставил г. Луцк и выехал в Чер-нигов, где владел землями. Селе-ния Пакул и Навоз со своими окрестностями на берегу р. Днепра принадлежали князю Святославу-Панкратию и впоследствии им были отданы Киево-Печерской лавре, которая долгое время владела ими. Устроив покой своей жены и детей, князь решил оставить славу и богатство, честь и власть княжения своего земного ради вечного Царствия Не-бесного и пришел в Печерский монастырь. И 17 февраля 1106 (1107) года принял мона-шество с именем Николая (Николы).

Прежде всего св. князь преуспел в добродетели послушания, «ибо три года, — пишет блаженный Симон, — он провел в поварне, работая на братию, своими руками рубил дрова для приготовления пищи братии, часто носил воду с берега Днепра на своих плечах. Узнав о таких трудах Николая, братья его, Изяслав и Владимир, хотели удалить его от такого дела; но сей истинный послушник со слезами просел позволить поработать еще одно лето на братию. Оставленный здесь, он трудился на поварне в продолжение еще одного года со всяким прилежанием и благогове-нием. После этого испытания он, как искусный и совершенный, приставлен был охранять монастырские ворота, где пробыл три года, никуда не отходя, кроме церкви. Отсюда он был взят для служения при трапезе. Такое великое смирение бывшего князя являлось делом необычайным, тем более, что св. Николай первый из князей постригся в мо-нашество и добровольно принял на себя тяжелые и считавшиеся унизительными для княжеского достоинства послушания. Родст-венники, особенно братья св. Николая, всячески старались о возвращении его в мир, но блаженный инок выказал много твердости в характере в перенесении упреков от своих родных за решимость вести жизнь безответного послушника. Братья действо-вали на смиренного инока через одного врача, по имени Петр, который жил при свя-том Николае, когда он был еще в мире, и затем последовал за своим гос-подином, но трудности монастырской жизни заставили его снова возвра-титься в мир. Этот врач часто навещал бывшего своего господина и нередко убеждал его оставить обитель или ослабить свои подвиги, но его увещания остались тщетными; мало того, он впоследствии сам принял иночество. Однажды этот врач сильно заболел, и прп. Николай молитвой своей спас его от смерти. После того Петр стал переменяться в мыслях, потом решился быть иноком и, как и назначил блаженный, скоро скончался. А блаженный князь Святоша подвизался еще 30 лет, не выходя из монастыря. Пройдя благочинно все степени послушания, он по благословению игумена наложил на себя подвиг безмолвия уже в келлии и стал внимать спасению своему в тишине. Послушавшись игумена, он насадил своими руками при келлии своей вертоград и во все время своего иночества никогда не был празден, но всегда в руках своих имел рукоделие, а в устах — молитву Иисусову сию: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по-милуй мя». Ничего не вкушал он, кроме как только немного пищи от общей монастырской трапезы. Когда святой получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или разда-вал нищим. На свои средства он построил в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя свт. Николая, своего небесного покровителя. Перед концом жизни прп. Николай иногда оставлял келлию и являлся в мир в качестве общественного деятеля: в 1142 г. прп. Николай, по просьбе вели-кого князя Всеволода Олеговича (1139—1146) примирил черниговских князей с их братьями.

В 1143 году, после 36-летнего пребывания в Печерской обители, преподобный скончался 14 октября. На погребение его собрался весь Киев, многие проливали слезы над ним, а особенно оплакивали кончину его братья Владимир и Изяслав. Они просили игумена прислать крест, который носил на себе св. Николай, и много дали золота в обитель на память о нем. Вскоре по смерти преподобного Николая сильно заболел князь Изяслав. Игумен прислал ему власяницу преподобного; великий князь надел ее на себя и немедленно получил облегче-ние от болезни. Изяслав после этого не переставал носить власяницу, выходил в ней на войну — и оставался цел. После преподобного Николая, по завещанию, в монастыре осталось много книг. Мощи его почивают в Антониевых (Ближних пещерах). Преподобному Николаю есть особая служба.

Блж. Симон, окончив свою повесть, говорит иноку Поликарпу нужное и для других: «Ты что подобное сделал? Богаство ли оставил? Но у тебя не было его. Славу ли? Но ты не владел ею. Ты в бедности перешел к известности и счастью. Подумай об этом князе. Подобного ему никто из князей не сделал; никто из них волею не пошел в иночество: истинно он выше всех русских князей...»

Николай Святоша был первым Рюриковичем, ставшим святым

Святошино, интригующее название района Киева, происходит от прозвища «Святоша», которым наши предки наградили одного из русских князей. Теперь в Киеве на проспекте Вернадского, напротив Святошинской райгосадминистрации, поставлен памятник удивительному земляку, первому святому из Рюриковичей, память которого отмечается 14/27 октября. Он родился еще до крестовых походов, в 1080 году. Тогда князю давали два имени - в старой славянской языческой традиции и в крещении. По святому покровителю княжича поименовали Панкратием, а по языческому обычаю - Святославом...

Красивым именем, как и деда, Святослава Ярославича, основавшего Великую церковь Успения Богородицы в Ки¬евской Печерской обители. Ласкательно мальчика стали называть Святошей (что тогда было в обычае, например Станислав - Станиша, Добыслав - Добыша). Прозвище оказалось провиденциальным, пророческим.

Для нас образ этого человека дошел из глубин истории как образ преподобного Николы Святоши.

В «Житии преподобного Николая Святоши, князя Черниговского, Печерского чудо¬творца, в ближних пещерах почивающего» рассказывается, что был он сыном черниговского князя Давида Святосла¬вича, правнуком Ярослава Мудрого.


Преподобный Николай Святоша


По достижении совершеннолетия вступил в брак (супругу звали Анной) и имел детей. Одна из его дочерей была замужем за святым Все¬во¬лодом, псковским князем. В 1097 году Святослав-Панкратий был луцким князем, но в том же году, осажденный Боняком и князем Давидом Ольговичем, добровольно оставил Луцк и выехал в свой надел, Чернигов. Принадлежавшие ему селе¬ния Пакул и Навоз с окрестностями у Днепра впоследствии были отданы им Киево-Печерскому монастырю. Согласно летописи, владел князь и землями Борщаговки, граничащими с территорией, где сегодня находится Святошинский район столицы.

Обустроив жизнь супруги и детей, набожный 26-летний князь решил «оставить славу и богатство, честь и власть княжения» и пришел в Печерский монастырь, где в феврале 1106 года принял мона¬шество с именем Николай, сильно удивив общественность своим поступком.

В том же году на праздник Святой Троицы был заложен первый камень знаменитой Троицкой надвратной церкви будущей лавры. Ее поставили вторым этажом на монастырской стене. Рассказывают, что весной, быть может, в последнее воскресенье апреля по новому стилю, то есть еще до Троицы, Николай Святоша посадил первое дерево в своем лаврском садике. Следовательно, событию в этом году исполняется 906 лет.

Сад был не там, где сейчас, над Ближними пещерами, а при больнице. Ее Святоша также основал: маленький монастырец и при нем госпиталь, прямо на лаврском углу.


Никольский храм и бывшие палаты монастырской больницы


К северо-западу от Свято-Успенского собора лавры, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами. В 1902-1903 годах по проекту архитектора Евгения Ермакова на месте старых строений был построен двухэтажный аптечный корпус с колокольней. Эта аптека была крупнейшей в Киеве и пользовалась в городе большой популярностью. В настоящее время в этом здании расположена Государственная историческая библиотека. В церкви и других корпусах больничного монастыря расположены служебные помещения заповедника.

Мы можем задуматься и о том, что в своем поклонении Святой Троице Никола Святоша стал предтечей учения о Святой Троице преподобного Сергия Радонежского, благодаря коему мы обрели теперь и Троицкую лавру, и самую знаменитую и прекрасную рублевскую икону.

«Три года, - пишет блаженный Симон, - Николай провел в поварне, работая на братию, своими руками рубил дрова для приготовления пищи братии, часто носил воду с берега Днепра на своих плечах». Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим. Во все годы иночества никогда не видели его праздным, всегда в трудах и молитве.


Троицкие, главные врата Киево-Печерской лавры


Святоша на долгое время сел сиднем у входных ворот Киево-Печерской обители, которые всякий приходящий в лавру видит и сегодня.

Лишь единожды, как гласит предание, этот молитвенник покинул свой пост. Николе было 62 года, когда на великого князя Всеволода Ольговича напали агрессивные черниговские родичи. Святоша примирил враждующие стороны, однако прошел через сильные переживания, которые привели его к кончине. Подвижник скончался в своем садике возле лаврских ворот.

Актуально и в наши дни читаются увещевания, с коими обращался от имени братьев-князьев к Николе некий целитель Петр: «Бояре, служившие тебе, которые гордились тобой, теперь, потеряв в тебе надежду свою, жалеют о тебе и повержены в уныние, но все-таки они живут в богатых домах, которые выстроили себе, тебе же негде преклонить главу и негде сесть, только на сорные кучи иногда у поварни, иногда у ворот. Кто из русских князей делал так, - твой ли блаженный отец Давид или приснопамятный дед Святослав? Никто даже из бояр не пожелал бесславного пути такой жизни, только один Варлаам, бывший здесь игуменом. Поэтому, если ты не послушаешь моего совета, прежде, чем суждено тебе, примешь смерть».

И подвижник отвечал: «Брат Петр, много думал я о спасении души моей и рассудил, что не надо щадить плоть, чтоб она не тяготила похотями дух, и не восставала на меня борьбой. Томимая воздержанием и трудом, она смирится, а не изнеможет; а если бы и изнемогла то, как сказал Господь Апостолу: сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9)…»


Кресты преподобного Николы Святоши. Найдены во время реставрационных работ в Троицкой надвратной церкви. Киевская Русь. XII век


Случилось поразительное: Петр со слезами выслушал ответ Николы Святоши и принял постриг. Более того, по слову святого, сказавшего «дерзай, брат, и будь готов; через три дня, по желанию твоему, отойдешь от этой жизни», он «возлег на одре и предал дух свой в руки Господа».

А блаженный князь Святоша подвизался в обители еще 30 лет, не выходя из монастыря.

На погребение Николы Святоши собрался весь Киев, многие проливали слезы над ним, а особенно оплакивали кончину его братья Владимир и Изяслав. Изяслав прислал к игумену с мольбой дать ему на благословение и утешение крест почившего брата, возглавие и помост, на котором блаженный клал поклоны. Получив эти вещи, он бережно хранил их и пожертвовал монастырю много золота, чтобы отблагодарить за память о брате.

Однако история чудесного жития Николы Святоши продолжалась и после его кончины. Изяслав однажды сильно захворал, был уже при смерти и, попросив воды из Печерского колодца, умолк. В Печерском монастыре взяли воды, омыв ею гроб преподобного Феодосия Печерского, основателя обители. Игумен дал посланным в помощь и власяницу преподобного Николы Святоши, брата Изяслава. Удивительно: прежде чем посланцы явились к одру Изяслава с водой и власяницей, онемевший болезный отверз уста и произнес: «Идите скорее из города навстречу преподобным отцам Феодосию и Николаю!». А когда вошел посланный с водой и власяницей, князь Изяслав снова воскликнул: «Никола Святоша!».



Рака с честными мощами преподобного Николы Святоши в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры


Выпив той воды и надев власяницу, Изяслав исцелился. И с тех пор всегда надевал власяницу для исцеления, а также в битвах. «Однажды же после греха не дерзнул надеть ее на себя и тогда был убит на брани, но сперва заповедал положить себя в ней, надеясь, что исцелеет хоть от вечных болезней и язв».

Мощи Николы Святоши почивают в Антониевых (Ближних пещерах). Преподобному Николаю составлена особая служба.

Прислушаемся к словам блаженного Симона, окончившего повесть о Николе Святоше таким обращением: «Ты что подобное сделал? Богатство ли оставил? Но у тебя не было его. Славу ли? Но ты не владел ею. Ты в бедности перешел к известности и счастью. Подумай об этом князе. Подобного ему никто из князей не сделал; никто из них волею не пошел в иночество: истинно он выше всех русских князей...».


Памятник Николе Святоше в киевском Святошине


17 февраля 2006 года, в день 900-летия принятия князем Святославом, первым из Рюриковичей, монашеского пострига с именем Никола, жители Святошинского микрорайона Киева на средства местного бюджета открыли мемориал (скульптор Евгений Деревянко).

Николу Святошу, Киево-Печерского подвижника, почитают сегодня по всей Руси. В частности, в городе Серпухове, в посаде, что примыкает к крепости, но расположен выше по течению реки Нары, стоит живописная группа церквей. Ближе к реке и к крепостному валу, на обложенном камнем холме, стоит Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Впервые деревянный храм на этом месте упоминается в 1620 году. В 1352, 1426 и 1693 годах Серпухов посещало моровое поветрие, один раз город почти весь вымер: по преданию, осталось тогда всего лишь шесть семей. Умершие были похоронены у церкви Успения в общей могиле, это место называлось «убогий дом».


Успенский собор в Серпухове


В 1744 году был построен каменный храм Успения. Поврежденный пожаром 1817 году, он был перестроен и освящен в 1854 году. В этом храме, который мы видим на фото, есть три придела: во имя святого апостола Иоанна Богослова, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и во имя преподобного Николы Святоши (в нижнем ярусе колокольни). В советское время Успенский храм был закрыт, а настоятель, протоиерей Алексий Синайский, расстрелян на Бутовском полигоне в 1938 году.

А церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы подмосковного Николо-Угрешского монастыря была построена в 1854 году в корпусе с настоятельскими кельями на первом этаже под церковью Успения Пресвятой Богородицы (1763 год). Церковь была закрыта вместе с монастырем в 1925 году, восстановлена в 1994 году. Снаружи она выделяется выступом с золотой главкой. Храм этот был построен на средства некоего Александрова, близкого друга архимандрита Пимена. На рубеже XIX-XX веков в храме был черный с серебряными украшениями иконостас, медные чеканные, прорезные и посеребренные Царские Врата. Именно в этом храме, а точнее, пред входом в храм стоял гроб из-под мощей русского святого XII века Николы Святоши.


На переднем плане с золотой главкой Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы Николо-Угрешского монастыря


Так возглашает глас вторый в Тропаре Николе Святоше, князю Черниговскому: «Отечество и славу княжения твоего оставил, Князю смирения, Христови, усердно оследовал еси, преподобне отче наш Николо; тем приял еси от Него вечное арство и славу на Небеси, идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно»...

Михаил ХУСТОЧКА, «Одна Родина»

Святошино, интригующее название района Киева, происходит от прозвища «Святоша», которым наши предки наградили одного из русских князей. Теперь в Киеве на проспекте Вернадского, напротив Святошинской райгосадминистрации, поставлен памятник удивительному земляку, первому святому из Рюриковичей, память которого отмечается 14/27 октября. Он родился еще до крестовых походов, в 1080 году. Тогда князю давали два имени - в старой славянской языческой традиции, и в крещении. По святому покровителю княжича поименовали Панкратием, а по языческому обычаю - Святославом, красивым именем, как и деда, Святослава Ярославича, основавшего Великую церковь Успения Богородицы в Ки-евской Печерской обители. Ласкательно мальчика стали называть Святошей (что тогда было в обычае, например Станислав - Станиша, Добыслав - Добыша). Прозвище оказалось провиденциальным, пророческим. Для нас образ этого человека дошел из глубин истории как браз преподобного Николы Святоши.

Преподобный Николай Святоша

В «Житии преподобного Николая Святоши, князя Черниговского, Печерского чудо-творца, в ближних пещерах почивающего», рассказывается, что был он сыном черниговского князя Давида Святосла-вича, правнуком Ярослава Мудрого. По достижении совершеннолетия вступил в брак (супругу звали Анной) и имел детей; одна из его дочерей была замужем за святым Все-во-лодом, псковским князем. В 1097 году Святослав-Панкратий был луцким князем, но в том же году, осажденный Боняком и князем Давидом Ольговичем, добровольно оставил Луцк и выехал в свой надел, Чернигов. Принадлежавшие ему Селе-ния Пакул и Навоз с окрестностями у Днепра впоследствии были отданы им Киево-Печерскому монастырю. Согласно летописи, владел князь и землями Борщаговки, граничащими с территорией, где сегодня находится Святошинский район столицы. Обустроив жизнь супруги и детей, набожный 26-летний князь решил «оставить славу и богатство, честь и власть княжения» и пришел в Печерский монастырь, где в феврале 1106 года принял мона-шество с именем Николай, сильно удивив общественность своим поступком. В том же году на праздник Святой Троицы был заложен первый камень знаменитой Троицкой надвратной церкви будущей лавры. Ее поставили вторым этажом на монастырской стене. Рассказывают, что весной, быть может, в последнее воскресенье апреля по новому стилю, то есть еще до Троицы, Николай Святоша посадил первое дерево в своем лаврском садике. Следовательно, событию в этом году исполняется 905 лет. Сад был не там, где сейчас, над Ближними пещерами, а при больнице. Ее Святоша также основал: маленький монастырец и при нем госпиталь, прямо на лаврском углу.

Никольский храм и бывшие палаты монастырской больницы

К северо-западу от Свято-Успенского собора Лавры, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами. В 1902-1903 годах по проекту архитектора Евгения Ермакова на месте старых строений был построен двухэтажный аптечный корпус с колокольней. Эта аптека была крупнейшей в Киеве и пользовалась в городе большой популярностью. В настоящее время в этом здании расположена Государственная историческая библиотека. В церкви и других корпусах больничного монастыря расположены служебные помещения заповедника. Мы можем задуматься и о том, что в своем поклонении Святой Троице Никола Святоша стал предтечей учения о Святой Троице преподобного Сергия Радонежского, благодаря коему мы обрели теперь и Троицкую Лавру, и самую знаменитую и прекрасную рублевскую икону. «Три года, - пишет блаженный Симон, - Николай провел в поварне, работая на братию, своими руками рубил дрова для приготовления пищи братии, часто носил воду с берега Днепра на своих плечах». Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим. Во все годы иночества никогда не видели его праздным, всегда в трудах и молитве. Святоша на долгое время сел сиднем у входных ворот Киево-Печерской обители, которые всякий приходящий в Лавру видит и сегодня.

Троицкие, главные врата Киево-Печерской Лавры

Лишь единожды, как гласит предание, этот молитвенник покинул свой пост. Николе было 62 года, когда на великого князя Всеволода Ольговича напали агрессивные черниговские родичи. Святоша примирил враждующие стороны, однако прошел через сильные переживания, которые привели его к кончине. Подвижник скончался в своем садике возле лаврских ворот.

Кресты преподобного Николы Святоши. Найдены во время реставрационных работ в Троицкой надвратной церкви. Киевская Русь. XII век

Актуально и в наши дни читаются увещевания, с коими обращался от имени братьев-князьев к Николе некий целитель Петр: «Бояре, служившие тебе, которые гордились тобой, теперь, потеряв в тебе надежду свою, жалеют о тебе и повержены в уныние, но все-таки они живут в богатых домах, которые выстроили себе, тебе же негде преклонить главу и негде сесть, только на сорные кучи иногда у поварни, иногда у ворот. Кто из русских князей делал так, - твой ли блаженный отец Давид или приснопамятный дед Святослав? Никто даже из бояр не пожелал бесславного пути такой жизни, только один Варлаам, бывший здесь игуменом. Поэтому, если ты не послушаешь моего совета, прежде, чем суждено тебе, примешь смерть». И подвижник отвечал: «Брат Петр, много думал я о спасении души моей и рассудил, что не надо щадить плоть, чтоб она не тяготила похотями дух, и не восставала на меня борьбой. Томимая воздержанием и трудом, она смирится, а не изнеможет; а если бы и изнемогла то, как сказал Господь Апостолу: сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9)...».

Случилось поразительное: Петр со слезами выслушал ответ Николы Святоши и принял постриг. Более, того, по слову святого, сказавшего, «дерзай, брат, и будь готов; через три дня, по желанию твоему, отойдешь от этой жизни», он «возлег на одре и предал дух свой в руки Господа». А блаженный князь Святоша подвизался в обители еще 30 лет, не выходя из монастыря. На погребение Николы Святоши собрался весь Киев, многие проливали слезы над ним, а особенно оплакивали кончину его братья Владимир и Изяслав. Изяслав прислал к игумену с мольбой дать ему на благословение и утешение крест почившего брата, возглавие и помост, на котором блаженный клал поклоны. Получив эти вещи, он бережно хранил их и пожертвовал монастырю много золота, чтобы отблагодарить за память о брате. Однако история чудесного жития Николы Святоши продолжалась и после его кончины. Изяслав однажды сильно захворал, был уже при смерти и, попросив, воды из Печерского колодца, умолк. В Печерском монастыре взяли воды, омыв ею гроб преподобного Феодосия Печерского, основателя обители. Игумен дал посланным в помощь и власяницу преподобного Николы Святоши, брата Изяслава. Удивительно: прежде, чем посланцы явились к одру Изяслава с водой и власяницей, онемевший болезный отверз уста и произнес: «Идите скорее из города навстречу преподобным отцам Феодосию и Николаю!». А когда вошел посланный с водой и власяницей, князь Изяслав снова воскликнул: «Никола Святоша!» Выпив той воды и надев власяницу, Изяслав исцелился. И с тех пор всегда надевал власяницу для исцеления, а также в битвах. «Однажды же после греха не дерзнул надеть ее на себя и тогда был убит на брани, но сперва заповедал положить себя в ней, надеясь, что исцелеет хоть от вечных болезней и язв». Мощи Николы Святоши почивают в Антониевых (Ближних пещерах). Преподобному Николаю составлена особая служба.

Рака с честными мощи преподобного Николы Святоши в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры

Прислушаемся к словам блаженного Симона, окончившего повесть о Николе Святоше таким обращением: «Ты что подобное сделал? Богатство ли оставил? Но у тебя не было его. Славу ли? Но ты не владел ею. Ты в бедности перешел к известности и счастью. Подумай об этом князе. Подобного ему никто из князей не сделал; никто из них волею не пошел в иночество: истинно он выше всех русских князей...». 17 февраля 2006 года, в день 900-летия принятия князем Святославом первым из Рюриковичей монашеского пострига с именем Никола, жители Святошинского микрорайона Киева на средства местного бюджета открыли мемориал (скульптор Евгений Деревянко).

Памятник Николе Святоше в киевском Святошине

Николу Святошу, Киево-Печерского подвижника, почитают сегодня по всей Руси. В частности, в городе Серпухове, в посаде, что примыкает к крепости, но расположен выше по течению реки Нары, стоит живописная группа церквей. Ближе к реке и к крепостному валу, на обложенном камнем холме, стоит Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Впервые деревянный храм на этом месте упоминается в 1620 году. В 1352, 1426 и 1693 годах Серпухов посещало моровое поветрие, один раз город почти весь вымер: по преданию, осталось тогда всего лишь шесть семей. Умершие были похоронены у церкви Успения в общей могиле, это место называлось «убогий дом». В 1744 году был построен каменный храм Успения. Поврежденный пожаром 1817 году, он был перестроен и освящен в 1854 году. В этом храме, который мы видим на фото, есть три придела: во имя святого апостола Иоанна Богослова, иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и во имя преподобного Николы Святоши (в нижнем ярусе колокольни). В советское время Успенский храм был закрыт, а настоятель, протоиерей Алексий Синайский, расстрелян на Бутовском полигоне в 1938 году.

Успенский собор в Серпухове

А церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы подмосковного Николо-Угрешского монастыря была построена в 1854 году в корпусе с настоятельскими кельями на первом этаже под церковью Успения Пресвятой Богородицы (1763 год). Церковь была закрыта вместе с монастырем в 1925 году, восстановлена в 1994 году. Снаружи она выделяется выступом с золотой главкой. Храм этот был построен на средства П. М. Александрова, близкого друга архимандрита Пимена. На рубеже XIX-XX веков в храме был черный с серебряными украшениями иконостас, медные, чеканные, прорезные и посеребренные Царские Врата. Именно в этом храме, а точнее, пред входом в храм стоял гроб из-под мощей русского святого XII века Николы Святоши.

На переднем плане, с золотой главкой Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы Николо-Угрешского монастыря

Так возглашает глас вторый в Тропаре Николе Святоше, князю Черниговскому:

Отечество и славу княжения твоего оставил,
Князю смирения, Христови, усердно последовал еси,
преподобне отче наш Николо;
тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси,
идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно.