Данное занятие знакомит дошкольников с природой весеннего периода времени года, дети знакомятся с признаками ранней весны, такими яркими явлениями русской природы, как прилет птиц, таяние снега, разлив рек и половодье. В занятие включена дыхательная гимнастика, работа с мнемотаблицей и другие интересные задания.

Открытое занятие по развитию речи «Мы идем весну искать».

Цели:

  • закрепить и обобщить знания детей о признаках наступления весны;
  • способствовать развитию речи, памяти, расширить словарный запас;
  • способствовать воспитанию аккуратности при выполнении работы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам отправиться на поиски весны.

Идем по тропинке:

1,2.3,4,5 мы идем весну искать!
Раз – уже набухли почки,
Два – распустятся листочки,
3 – кусты по счету три зеленеют, посмотри.
Тает снег на счет 4,
Речка с каждым часом шире.
5 – на клумбе ровно 5 одуванчиков опять.
Солнце светит на бульваре.
6 – уже весна в разгаре.
7 – уже длиннее день,
Распускается сирень.
За семеркой цифру 8
Мы построиться попросим.
9 – все, конец игре!
10 – лето на дворе!

Ребята, пока мы шли по тропинке, не встречали ли вы весну?

2. Просмотр м/ф «Весенние мелодии».

Я вам предлагаю поискать весну в мультфильме.

3. Беседа по теме занятия.

Какие признаки наступления весны вы увидели в м/ф? А чтобы облегчить вам задачу, карточки помогут их вспомнить.

Прилетели грачи.
Пригревает солнце.
Под лучами солнца тает снег, и образуются проталины.
Бегут ручьи.
На деревьях набухают почки.
Появляются первые цветы.
Всюду звучит капель.
Появляются насекомые.

Долго боролась весна с зимой. Не хотела зима уходить. Загадывала свои загадки, давала сложные задания. Их много, весне одной не справиться.

Хотите, чтобы весна победила зиму и осталась с нами?

Нужно ей помочь. Если все задания выполним, победит весна, а если нет, вернется зима, опять выпадет снег, станет холодно.

Прислала весна к нам своих помощников – солнечных зайчиков, а от зимы прикатился снежок. Остановились солнечные зайчики на нашем столе, у каждого из них задание.

Заданий много, какое же выполнить первым?

В этом нам поможет снежок. Подуем на него, к какому солнечному зайчику он прибежит, то задание и выполним первым.

Дуем на снежок.

Задание №1. «Капель».

Солнечный зайчик принес с собой загадку:

Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой,
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

Весну можно увидеть в капели. Про сосульки написано много стихотворений, и солнечный зайчик просит выучить одно из них.

Но прежде разомнем свой язычок, чтобы он стал послушным:

на-на-на к нам пришла весна.
ра-ра-ра пляшет детвора.
ок-ок-ок вот расцвел цветок.

Как капаю капельки с сосулек? Кап-кап.

Наше стихотворение так и называется «Кап-кап» Слушаем:

Кап-кап!
С крыши падают слезинки.
Кап-кап!
Тают белые снежинки.
Кап-кап!
Солнышко по крыше скачет.
Кап-кап!
А зима сидит и плачет.
Кап-кап!
(А. Леонтьев, пер. В. Данько)

Проговариваем несколько раз по мнемотаблице.

А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)

Дуем на снежок.

Задание №2. «Песня для солнышка».

Солнечный зайчик спрашивает вас, любите ли вы солнышко?

Как приятно, когда оно светит, у нас и настроение становится лучше. Давайте подарим солнышку песенку.

Дети исполняют песню «День открылся на заре».

День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтобы пальмы подросли
И берёзки с ёлками,
Чтоб весною соловьи
На ветвях защёлкали.
Припев (2 раза):
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала.
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Светит одинаково.
День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала,
Светит солнышко для всех,
Светит одинаково.
Припев (2 раза)

А вот и солнышко появились? Только что-то оно не веселое.

Чего-то у него не хватает. Чего же? У него нет лучиков. Давайте прикрепим к нему лучики. А с каждым лучиком будем называть какое солнышко.

  • доброе -лучистое
  • ясное — весеннее
  • веселое — горячее
  • желтое — радостное

Солнышко улыбнулось нам. Это оно вас благодарит, за то, что вы ему помогли.

Дуем на снежок.

Задание №3. «Весенняя сказка».

Весной разные чудеса случаются и волшебство.

А где бывает волшебство? В сказках.

Солнечный зайчик просит нас сочинить свою волшебную сказку. А поможет нам в этом золотое блюдечко, наливное яблочко.

Ой, весна моя, ты весняночка.
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем, светом озари.
В нашу сказку ты войди.
Ты, яблочко волшебное, катись!
Наша сказка раскажись!

Рассмотрите картинки.

Кто на них изображен?

Подумайте и назовите главного героя сказки.

Как можно назвать сказку?

Скажите, с каких слов начинаются все сказки? Жили-были…

И нашу сказку мы начнем такими словами.

Короткий рассказ о весне для детей.

Дуем на снежок.

Задание №4. «Весенняя картина».

– Хотел солнечный зайчик подарить весне картину, стал рисовать, но только почему-то у него не получается.

Что он сделал не правильно?

Что лишнее на его рисунке?

Давайте превратим эту картину в весеннюю и раскрасим только то, что относится к весне.

Давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Наши алые цветы локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки.
Распускают лепестки перед лицом, затем раскрывают в виде чаши.
Ветерок чуть дышит, кисти делают движения по часовой и Лепестки колышет. против часовой стрелки.
Наши алые цветки кисти рук наклоняются вправо и влево.
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

Дети раскрашивают картину пастелью.

4. Приход гостя.

Я весна — красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях рощу цветочки,
Прогоняю с речки лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу.

Мы так ждали тебя, Весна и искали тебя везде! И приготовили для тебя рисунки.

ВЕСНА: Спасибо вам, ребята, за ваши старания. Все задания солнечных зайчиков вы выполнили и помогли мне поскорее прийти. За это награжу я вас подарками.

Дарит апельсины и уходит.

5. Итог открытого занятия.

Вот и подошла к концу наша прогулка.

Встретили ли мы весну? Где?

Что вам особенно понравилось во время нашей прогулки?

Мальцева Н.С.,
воспитатель

Цель. Развитие речи детей.

Задачи. Закреплять составлять предложения, рассказ по картинке; ориентироваться во времени; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль.

Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, творческие способности, а так же самоконтроль и саморегуляцию.

Расширять словарь детей.

Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Интеграция образовательных областей. Коммуникация, социализация, музыка, физическое развитие.

Оборудование: сюжетные картинки по теме “Маша идёт в школу”, рисунок или кукла Маши, аудиозапись, карточки с гласными звуками, карточки для игр «Один- много», «Четвёртый лишний», портфель, книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, мяч, фишки для самоконтроля детей.

Методы и приемы:

Наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);

Словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);

Практические (игровые).

Ход занятия

1. Вводная часть.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. К нам в гости прийдёт будущая первоклассница. Послушайте запись и определите с какого она мультфильма.

(Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.)

Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? Какие серии про Машу вы смотрели? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её, например, так “Маша идёт в школу”.

А вот и наша героиня. (Воспитатель показывает куклу Машу). Какая она по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…)

2. Основная часть.

1) - Ребята, как вы знаете, Маша любит путешествовать. Она путешествует по многим детским садам и сейчас расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице она побывала.

Зашла в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. (Ванная)

Зевают, отдыхают, спят…(Спальня)

Пляшут, поют, кружатся…(Муз. зал)

Была в детском саду, когда дети:

Приходят, здороваются … (Когда это бывает?) (Утром)

Обедают, благодарят, ложатся спать…(Днём)

Одеваются, прощаются с детками и воспитателем …(Вечером)

2) - И вот однажды, Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала портфель. Давайте, посмотрим, что она в него положила. По - очереди, будем вытаскивать по - одному предмету из портфеля, называть его и описывать. Какая у предмета форма, цвет, величина, из каких частей состоит и каково назначение предмета.

Игра «Опиши предмет».

(Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.)

Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Школьные принадлежности).

(Воспитатель складывает всё в портфель).

3) - Взяла Маша портфель и отправилась в путь. А дорога шла через леса, через поля...,ой, ребята, а что было дальше я не знаю. Но у меня есть картинки, по которым мы сможем определить, как Маша добралась до школы и что с ней произошло. Вот первая картинка. Кто на ней изображен? Составьте предложение к этой картинке.

(Воспитатель показывает первую картинку, дети составляют предложения, со 2 и 3 аналогично.)

А теперь, составим рассказ по этим картинкам про то, как девочка добралась до школы.

Молодцы! Вот такая интересная и новая серия у нас получилась.

4) - А ведь в школе нужно владеть определёнными знаниями. Там много деток, с ними нужно уметь общаться, находить общий язык. И общаемся мы с вами с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли.

Ребята, а из чего же состоят предложения? (Из слов).

Посчитайте, сколько слов в следующем предложении? Солнце светит. (2) На дереве поют птички.(4) Облака плывут по небу. (4)

Попробуйте придумать своё предложение, любое.

5) - Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? Расскажите Маше. (Из звуков).

На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные).

Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся). А согласные? (не тянутся, не поются)

Давайте назовём гласные звуки: А,О,У,И,Ы,Э

Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие).

Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”. Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”. (Воспитатель кидает ребёнку мяч и говорит твёрдый звук, ребёнок обратно кидая, говорит мягкий звук.)

6) – Молодцы! Теперь Маша умеет считать слова в предложении и различать звуки. Но, ребята, нам ещё нужно научить нашу будущую ученицу делить слова на слоги. Покажем, как это делается? Давайте будем называть школьные принадлежности и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

Тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка…

7) - Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Она думала, что собрала портфель и можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Маши настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела. Станьте в круг, возьмитесь за руки.

Физкультминутка “Если есть хороший друг…”

Настроение упало,

Дело валится из рук…

Но ещё не всё пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоём,

С облегчением вздохнём –

Настроение поднимем

И от пыли отряхнём!

(Стоят лицом друг к другу, руки вверх.

“Бросают” вниз руки…

Грозят указательным пальчиком.

Хлопают в ладоши.

Берутся за руки.

Вздыхают.

Поднимают сцепленные руки вверх.

“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу).

8) - Теперь настроение у всех будет хорошее.

– Вы уже знаете, что Маша большая озорница и любит разные игры. И вам предлагает игру “Наоборот” (С мячом). Я называю слово, а вы противоположное.

Радостный – грустный, печальный

Светлеть – темнеть

Сухой – мокрый

Тишина – шум

Часто – редко

Ясный – пасмурный

Мёрзнуть – согреваться

Плохой - хороший

Тёмный – светлый

Храбрый - трусливый

Высокий – низкий

Лёгкий – тяжелый

Тихо – громко

Широкий – узкий

Холодный - горячий и т. д.

9) - Ой, ребята, посмотрите, нам передали большое письмо. Что же в нём? Интересно…Так это же письмо от Мишки! Он прислал нам задания, наверное, хочет проверить, справимся мы или нет. Мы постараемся?

– Итак, первое задание. Приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Назовите его.

Шар, шум, шишка, машина, шепот, Чебурашка.

Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

10) Второе задание. Игра «Один - много».

Возьмите по одной карточке, никому не показывайте. Я показываю карточку с одним предметом. Например, мяч, а тот у кого много мячей, показывает свою карточку и называет- много мячей (шар - шаров, дом - домов, цыплёнок - цыплят, игла- игл, мышка- мышки, пальто – пальто, карандаш- карандашей и т. д.)

А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек карандашей, пальто.)

11) - Молодцы! Ещё одно задание. Вам нужно найти лишний предмет.

Игра “Четвёртый лишний”.

12) - Какие трудные задания Мишка нам придумал. Вот ещё одно. Перед вами картинка. Что на ней изображено? (Дом). Сейчас все отвернётесь, Артём дорисует несколько деталей, а вы попробуете отгадать, какие произошли изменения.

3. Заключительная часть. – Молодцы, я напишу ответ Мишке, что вы со всеми заданиями справились. А какие задания вам понравились больше всего?

Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Как вы думаете, теперь Машу примут в 1 класс? С 1 сентября, она, как и вы, пойдёт в школу и будет учиться на пятёрки и четвёрки

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Задоринка».

Тема: «Помоги другу».

Цель : Закрепить и обобщить знания, полученные в течении года.

Задачи :

Упражнять детей подбирать слова похожие по звучанию.

Развивать фонематический слух и слуховое внимание.

Формировать умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом).
-- Формировать умения подбирать слова, подходящие по смыслу.
-- Формировать умение согласовывать существительное с предлогами.

Совершенствовать диалоговую речь (учить участвовать в беседе, понятно для детей отвечать на вопросы и задавать их).
-- Учить сопереживать любому персонажу, попавшему в беду.

Учить внимательно, слушать, воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

Методы и приемы : словесный образец, игровые ситуации, объяснение, показ, художественное слово.

Материалы и оборудование : игрушка – персонаж Незнайка, мяч, конверт с заданиями.

Ход занятия :

Дети вместе с воспитателем заходят в группу и обнаруживают конверт.
Воспитатель:

Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! (стук в дверь, заходит Незнайка).

Воспитатель :

Дети, да это пришел наш старый друг Незнайка, и он чем -- то расстроен. Незнайка говорит, что он потерял конверт с заданиями, а ему нужно их срочно выполнить, чтобы сдать все экзамены в своей школе на отлично, и тогда он целое лето сможет со своими друзьями отдыхать на каникулах.

Воспитатель:

Незнайка, а твой конверт у нас в группе оказался, и ты все успеешь сделать (незнайка снова грустный). Что опять случилось? Ты забыл, как выполнить задание? Ну, это не беда! Мы с ребятами тебе поможем! Давайте же скорее открывать конверт и узнаем, что там за задания. Дети садятся за столы, воспитатель открывает конверт.

1 задание «Слова – друзья».

Я слажу тебе подушка, ты ответишь мне (лягушка)

Я скажу тебе мишка, ты ответишь мне (мышка)

Я скажу тебе забор, ты ответишь мне (мотор, топор)

Я скажу тебе зайка, ты ответишь мне (майка)

Я скажу тебе картина, ты ответишь мне (корзина)

Я скажу тебе грач, ты ответишь мне (врач)

Я скажу тебе рубашка, ты ответишь мне (букашка)

Я скажу тебе баран, ты ответишь мне (барабан)

Я скажу тебе пушка, ты ответишь мне (кружка)

Я скажу тебе ромашка, ты ответишь мне (бумажка).

2 задание «Собери сказку».

Воспитатель:- Ребята, картинки какие-то, все разрезанные, вам они ничего не напоминают?
Дети: - Сказки.
Воспитатель: - Картинки все перепутались вам нужно их собрать и назвать, из какой они сказки. Дети по подгруппам собирают картинки.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы все сделали правильно. С этим заданием вы справились.

3 задание «Веселая бабочка».

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?
Дети: - Бабочка!
Воспитатель: - Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас, где она летает? А теперь перелетела куда? (дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка).

4 задание «Назови ласково»
Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит уменьшительно-ласкательную форму этого существительного. Например: Стол – столик
РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Ребята, вы, наверное, уже устали? Давайте проведем физминутку.

Физминутка «Руки вверх и покружись» .

Задание 5 «Узнай, что звучит»
Звучит фонограмма различных звуков (идет дождь, плещется вода, дует ветер и т.д.), дети слушают и отгадывают, что это за звуки.

Задание 6 «Подскажи словечко».

На столе лежит конверт с карточками, на которых написаны незаконченные фразы. Воспитатель читает, а остальные дети заканчивают фразу.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей)

Скоро вечер, посмотри –
Загорелись... (фонари)

А рядом бегемотики
Схватились за... (животики)

Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке... (лапу)

А возле этой елки
Бродили злые... (волки)

Долго, долго крокодил
Море синее... (тушил)

Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало... (жарко)

Часто к озеру напиться
Ходит рыжая... (лисица)

Би-би-би! Гудит машина,
- Не поеду без... (бензина)

Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, ... (телефон)

Незнайка: - Отлично справились с заданием! Какие вы молодцы и все – то у вас получается!

Задание 7 «Скажи наоборот».

Воспитатель: Я назову слово, а вы подберите слово «наоборот».

Например, красивый – страшный.

(Большой – Близко –Добрый –Толстый –Жарко –Тяжёлый –Говорить -Мягкий).

Задание 8 «Скажи одним словом».

На столах картинки разной тематики на каждого ребенка (дикие животные, домашние животные, одежда, овощи, фрукты, продукты, транспорт, посуда, мебель, игрушки).

Воспитатель: Какие же вы молодцы! Не устали?

Тогда следующее задание 9 «Один-много».

Муравей. Машина. Тюльпан. Стол. Кот. Дом. Пчела. Стул. Игрушка. Дерево.

Карандаш.

Задание 10 «Какой звук звучит».

Спал спокойно сытый сом, видел сладкий-сладкий сон.

Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

Плюшевому мишке Даша штопает штанишки.

С утра жужжу, цветы бужу, кружу, гужу и мёд вожу.

Четыре Анюточки, не устав ни чуточки, пляшут третьи суточки, И всё под прибауточки: чок-чок, каблучок! Чуки-чуки-чуки-чок.

Воспитатель:

Ребята, мы выполнили все задания. Незнайка вам говорит всем спасибо, за помощь. Ребята, а скажите, что вам больше всего понравилось выполнять.

А что было самым интересным.

Давайте с Незнайкой попрощаемся и будем его ждать в гости с другими интересными заданиями.

Вы все молодцы! Спасибо вам!!!

А теперь можете идти и поиграть.

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе, тема: «Дерево знаний»

Цели:

Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в слове, умение различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, умение находить ударный слог в слове).
Упражнять детей в слоговом анализе слова.
Выявить умение детей составлять предложения с заданным словом, группировать отдельные слова в предложение.
Упражнять в умении подбирать слова (из разных частей речи) на заданную тему, слова с противоположным значением.
Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
Продолжать учить детей понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Воспитывать желание учиться, быть грамотными.

Оборудование:

Дерево-ветка с прикрепленными к ней на нитках 11 контейнерами от «киндер-сюрпризов», внутри которых листы бумаги с заданиями.
Развешанные выше уровня глаз детей в разных углах комнаты буквы А, Б, Ы, Ь.
Рабочие листы.
Фишки и наборные полоски для звукового анализа.
Ручки. Цветные карандаши.

Ход занятия:

Это дерево знаний. А плоды дерева знаний предложат нам разные задания, выполняя которые вы покажете, какие знания есть у вас самих.

– Дети, на каком языке мы с вами говорим? Как и всякая другая, наша речь состоит из … чего? Из предложений. А из чего состоят предложения? Из слов. А слова состоят? Из слогов. А из чего же состоят слоги? Из звуков. Задания этого дерева знаний как раз про звуки, слоги, слова и предложения.

1. Звуки

Упражнение «Расшифруй название дерева»

Взгляните на эти картинки и по первым звукам изображенных предметов определите название дерева.
Ива, дуб, вяз. (Дети выполняют задание на рабочих листах)

2. Словарь

Упражнение «Найди слова»

Я слова найду везде –
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!

Найдите слова на дереве.

Если дети называет преимущественно имена существительные, воспитатель побуждает подбирать слова, обозначающие признак предмета и слова, обозначающие действие.

3. Слоги

Следующее задание: нужно разделить слово на слоги и подсчитать количество слогов в каждом слове. Вы хорошо знаете, что в слоге может быть один или несколько звуков, но обязательно один из этих звуков – гласный. В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Посчитайте слоги в словах: дерево, ветки, ствол, листва, яблоня.

4. Динамическая пауза «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле
Хорошо расти на воле!
(Потягивания - руки в стороны)

Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Потягивания - руки вверх)

Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Махи руками)

Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперёд)

Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт.
(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)

Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем)

5. Предложение

Задание «Живое предложение»

Слова стоят не по порядку. Поэтому не очень понятно, о чем же говорится в предложении. Расставьте слова правильно, чтобы все стало понятно и предложение звучало красиво.

Гнездо, на, сосне, птица, свила. Яблоне, плоды, выросли, на, вкусные.

А теперь попробуйте сами составить предложение, но в нем обязательно должно быть слово «дерево».

6. Ударение

А теперь вам нужно определить ударный слог в этих словах. А какой же слог мы называем ударным? Такой слог, при выделении которого голосом слово не меняется, звучит правильно.
Определите ударный слог в словах: сосна, ясень, кипарис, тополь.

7. Атонимы

Упражнение «Скажи наоборот»

Молодое дерево - … старое дерево.
Высокое дерево - …. низкое дерево.
Мокрая листва - … сухая листва.
Тонкий ствол - … толстый ствол.
Дерево растет быстро - дерево растет... медленно.
Дерево любит расти в тени - дерево любит расти на... солнце.

8. Звуковой анализ

А сейчас вам предстоит задание, связанное со звуками. Давайте вспомним, какие бывают звуки? Какие звуки мы называем гласными? (Такие, которые произносятся голосом, то есть их можно пропеть, громко произнести, при их произношении не встречается препятствий, воздух свободно выходит из ротика. Какой фишкой обозначаются гласные звуки? Почему? (Кружком, он похож на открытый ротик).

Какие звуки мы называем согласными? (Такие, при произношении которых встречаются препятствия, их нельзя громко произнести, пропеть). А что же это за препятствия? Что может мешать произносить согласный звук? (Язык, губы, зубы).
Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие). Какими фишками обозначаются? Почему? (Твердые согласные обозначаются одной полоской, а мягкие – двумя, потому что еще больше препятствий встречается).

Теперь подвиньте к себе фишки и наборные полоски. Составьте схему слова «липа», «ель».

9. Гимнастика для глаз

Найдите глазами букву, обозначающую гласный звук, эта буква в алфавите первая.
Найдите глазами букву, обозначающую согласный звук.
Найдите глазами букву, которая не обозначает никакого звука.
Найдите глазами букву, которая обозначает гласный звук, эта буква не бывает заглавной, так как с нее не начинается ни одно слово.

10. Подготовка руки к письму

Упражнение «Обведи деревья»

Сначала, не отрывая руки, обведите деревья и смородиновый куст. Затем дорисуйте жёлуди, заштрихуйте лист и шишку, на каждой ягодке поставьте точку.
А теперь соедините линией дерево и его плод или листок. (Дети выполняют задание на рабочих листах)

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «В поисках Азбуки».

(открытое итоговое занятие)

Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.

Задачи:

  • Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;
  • Закрепить умение составлять рассказ по сюжетным картинкам;
  • Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
  • Закрепить умения делить слова на слоги;
  • Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова;
  • Уточнять понятия «звук» и «буква» ;
  • Развивать внимание, память, мышление;
  • Закрепить умение работать у доски;
  • Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
  • Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.

Материал для занятия:

конверты с заданиями, два ключа: один разделен на три части, другой -целый, книга «Азбука», доска, сюжетные картинки, предметные картинки, фишки красного,зеленого и синего цветов, мяч, разрезные слоги, буквы, нарисованная дверь.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Приветствие друг друга:

Придумано кем-то,

Просто и мудро,

При встрече здороваться,

Доброе утро солнце и птицы,

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Я его сейчас открою и прочитаю вам.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я научился читать и хотел вам послать азбуку, чтобы вы тоже научились читать перед школой. Но теперь эту её похитил Карабас - Барабас. Он спрятал её в комнате и запер дверь на ключ. А ключ заколдовал. Его вы можете расколдовать, если справитесь со всеми заданиями, которые он для вас приготовил».

В конверте лежат и задания от Карабаса - Барабаса. Ребята я думаю, что задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?

Мы с вами отправимся в волшебную страну Грамматика.Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и умения, закроем глаза, и повторим все вместе:

«Раз, два, три, в страну Грамматика нас веди!»
Мы оказались с вами в необычном месте, где повсюду ждут коварство и хитрости злого Карабаса- Карабаса, давайте произнесем наш девиз, чтобы мы с легкостью выполнили все задания:

Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Выполним обязательно,
Все задания Карабаса.

Садятся на стулья.

У нас три конверта с заданиями. А какой конверт мы откроем сначала?

Конверт №1 «Предложение»

1 задание. Что такое предложение? Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.

  1. Юркий воробей собирать крошки.
  2. Черный скворец поселиться в скворечнике.
  3. Машина взял мальчик.
  4. Дети участок гуляют весной на.
  5. Мама интересную читать книгу.

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

2 задание. Составление рассказа по картинкам (сюжетные картинки) .

Возьмите картинки на столе, выложите их по порядку, в правильной последовательности,и затем по ним составьте небольшой рассказ.

Молодцы! С заданием из первого конверта вы справились

Достаю из конверта часть изображения, и выставляю его на мольберт.

А какой конверт мы откроем следующий. Второе задание от Карабаса - Барабаса сложнее. Надо постараться, чтобы выполнить его.

Конверт №2 «Слово»

3 задание.

Вы знаете уже много слов.Назови какие слова ты знаешь:

1.Как можно одним словом назвать следующие слова

Мячик,кукла,кубики,зайчик,машинка (игрушки)

Дуб,береза,ясень,осина,бук (деревья)

Лось,олень,кабан,лиса,волк (дикие животные)

Корова,овца,коза,лошадь,свинья (домашние животные)

Тарелка,чашка,бокал,кастрюля,блюдце (посуда)

  1. Какой посуда может быть,по материалу,из чего она сделана? (глиняная,металлическая,стеклянная,фарфоровая).
  2. Подберите слова, противоположные по смыслу: длинный,светлый,быстрый,говорить,смеяться,громко,много,легко.

Воспитатель:А теперь поиграем в игру «Назови правильно детеныша животного»: У свиньи…у коровы…у белки…у лося…у волка…и т.д.

  1. Согласование числительных с существительными

(берем мяч).

Ребята давайте посчитаем -

Один утюг, два утюга, пять утюгов.

Одно полотенце, два полотенца, пять полотенец.

Один пылесос, два пылесоса, пять пылесосов.

Одна кровать, две кровати, пять кроватей.

Один топор, два топора, пять топоров.

Одна кисть, две кисти, пять кистей.

Одна гитара, две гитары, пять гитар.

Один петух, два петуха, пять петухов.

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Потянуться, опуститься,

И на место тихо сесть.

5.Ребята, а теперь вам необходимо составить слова, сложив слоги. Какие слова у вас получились? А затем расставить картинки, соответственно получившимся словам. Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились! Достаю вторую часть ключа и выставляю на мольберт.

Конверт №3 «Звук и буква».

А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру, которую для нас приготовил коварный Карабас. Игра «Телевизор».Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете,и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось:

  1. 1 . А-а-а мама моет малыша. (звук А)
  2. 2 . Зо-зо-зо - Зое повезло (звук З)
  3. Ба - ба - ба - на избе была труба. (звук Б)

Бу - бу - бу - побелили мы трубу.

  1. Пароход гудит трубой, (звук У)

Издаёт он звук какой?
Угадать вам помогу,
Загудит он громко:
«У-У-У!»

  1. «У меня прекрасный слух!» - (звук К)
    Кукарекает петух.
    «Ко-ко-ко!» - наседка вторит -
    «Станешь ты артистом вскоре!»
    «Ко-ко-ко!»
  2. Анечка упала на пол, (звук А)
    Кот ладошку расцарапал,
    И не ладится игра,
    Аня громко плачет: А-А-А!

Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА.

А теперь, сделаем звукобуквенный анализ слова. В первую очередь, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают согласные? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, каким твердые и мягкие согласные. Как мы проверяем звонкий звук или глухой? Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!

А теперь поиграем в игру «Будь внимателен!»

Когда я называю гласную вы поднимаете руки вверх, когда согласную- вниз, когда слово- обнимаете себя, когда непонятный звук - хлопаете. А сейчас я буду вас путать, будьте внимательны!

Нам сейчас предстоит сложное задание,в котором должны трудиться наши глазки, поэтому мы с вами сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз:

В нашем садике,как в сказке (моргают глазками)

Все ребята лечат глазки.

На носу очки сидят вовсе не простые, (посмотреть на носик)

А волшебные очки,очень озорные!

Через них,смотря вокруг, (круговые движения)

Узнаешь,что это жук!

А вот сороконожка,гуляет по дорожке!

Там бабочка порхает, (посмотреть налево)

Цветочек расцветает, (посмотреть направо)

Плывут по небу облака, (посмотреть наверх)

Листва колышется слегка! (посмотреть вниз)

Нам нужно разгадать ребус, какие буквы вы там видите? Если увидели, подходим и показываем!

Ребята, вы справились со всеми заданиями (выкладываю последнюю часть ключа). И посмотрите, изображение, какого предмета получилось? (золотой ключик). Правильно мы его расколдовали.

А что можно открыть золотым ключиком? (дверь). Я, кажется, знаю, где эта дверь находится. В конверте я нашла схему, по которой мы можем найти дверь комнаты, где спрятана книга (смотрим схему и идём).

Я буду открывать ключом, а чтобы дверь быстрее открылась, вы мне поможете.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог.

Повертели, покрутили,

Потянули и открыли.

Подходим с детьми к нарисованной двери, открываем ключиком дверь, находим книгу. Мы со всеми заданиями справились, нашли нашу азбуку, нужно произнести волшебные слова,чтобы снова оказаться в нашем родном садике:

«Раз,два,три, в группу нашу нас веди!»

Рефлексия. Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?

Молодцы ребята! Давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем,что обязательно пригласим их еще в наше увлекательное путешествие! Хором говорим: «Спасибо!» Занятие закончено.