Многие ученики школ, а также их родители сталкиваются с вопросом: «как делается морфологический разбор слова?» Это сложное задание может отнять много времени, особенно если не знать, как правильно его выполнять. Но как только вы освоите основные принципы и немного потренируетесь, сможете с легкостью делать его для слов из разных частей речи. Предлагаем вам план и подробную информацию о порядке проведения такого разбора.

В первую очередь стоит отметить, что этот разбор должен охарактеризовать слово как часть речи, при этом во внимание берутся также особенности его использования в конкретном предложении и тексте. Учитывайте, что морфологически разбор отличается от разбора слова по составу. Последний в свою очередь должен показать, из каких частей, морфем, состоит нужное слово.


1. Первое что нужно сделать – обозначить часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. Существительное отвечает на вопрос «что?» и обозначает предмет.
2. Затем определяете начальную форму и описываете морфологические признаки – это вторая часть разбора.
3. К постоянным морфологическим признакам относятся такие: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевлённое; род; склонение; число.
4. Следом переходите к непостоянным морфологическим признакам – числу и падежу.
5. В третьей части обозначаете роль в предложении. То есть вам нужно написать, каким членом предложения в данном случае является существительное. Для этого нужно задать смысловой вопрос, а также правильно подчеркнуть слово в предложении.

С помощью этого просто плана можно разбирать различные существительные. При этом не нужно заучивать каждый пункт наизусть, достаточно распевать план и использовать его при надобности.

Подобный разбор используется для разных частей речи, при этом для каждой из них конкретные пункты немного отличаются в зависимости от ее особенностей. Предлагаем также ознакомиться с планом для глагола.


1. Для начала задайте вопрос слову, чтобы определить часть речи. В данном случае – глагол.
2. Следом обозначается начальная форма, инфинитив можно определить с помощью вопросов «что делать?» и «что сделать?».
3. Затем определяете: глагол переходной или непереходной, возвратный или невозвратный.
4. Следующий этап – вид, он может быть совершенный или несовершенный.
5. Потом обозначаете спряжение, оно может быть І или ІІ.
6. Определяете наклонение: изъявительное, сослагательное или повелительное.
7. Следом описываете время для глаголов изъявительного наклонения.
8. Затем – нужно определить лицо глагола (1, 2 или 3), его число (единственное и множественное) и род (мужской, женский, средний).
9. В конце обозначается член предложения.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Представляет собой полную грамматическую характеристику данного слова. При этом слова рассматриваются в контексте предложения, восстанавливается и анализируется их изначальная структура. Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо уметь определять начальную форму слов, знать их постоянные и изменяемые и понимать слов в предложении.

Схемы разбора слов в предложении существенно отличаются друг от друга, поскольку они зависят от признаков этой части речи и формы, в которой стоит слово в данном предложении. Сам план морфологического разбора может варьироваться в зависимости от возраста учащихся. Поэтому ниже мы приведем планы разбора отдельных частей речи для учеников 4-5 класса.

Морфологический разбор существительного:

1. Определить найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Определить начальную форму (поставить слово в единственное число именительного падежа).

3. Указать признаки: собственное существительное или нарицательное, одушевленное - неодушевленное.

4. Определить род (женский - мужской - средний), склонение, падеж, число (единственное - множественное).

5. Указать, каким членом предложения является данное существительное.

Образец разбора слова «лисята» в предложении «Лисята побежали за бабочкой» .

Устный разбор: Лисята - это имя существительное. Оно обозначает живое существо (кто?) - лисята. Начальная форма - лисенок. Является нарицательным, одушевленным, мужского рода, 2-е склонение. В данном случае слово употребили в именительном падеже, во множественном числе. Слово «лисята» в предложении является подлежащим.

Письменный разбор:

Лисята - сущ.

(Кто?) - лисята;

Н. ф. (начальная форма) - лисенок;

Нариц., одуш., муж. род;

2-е склон.;

в имен. пад., во множ. числе;

играют (кто?) - лисята - подлежащее.

Морфологический разбор прилагательного

2. Поставить в начальную форму (в единственное число именительного падежа мужского рода.

3. Определить род прилагательного, его падеж и число.

4. Указать, каким членом предложения является данное прилагательное.

Образец разбора слова «трудолюбивая» в предложении «Трудолюбивая белочка запасает орешки на зиму».

Устный разбор: Трудолюбивая (белочка) - прилагательное. Белочка (какая?) - трудолюбивая. Обозначает признак предмета. Начальная форма - трудолюбивый. Слово употребили в женском роде, единственном числе, именительном падеже. В данном предложении слово «трудолюбивая» является определением.

Письменный разбор:

Трудолюбивая (белочка) - прилаг.;

Н.ф. - трудолюбивый;

Женск. род, единств. число, именит. падеж;

Какая? - трудолюбивая - определение.

Морфологический разбор числительного:

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить числительное в начальную форму - в именительный падеж.

3. Выявить признаки: простое - составное числительное, количественное - порядковое, в каком падеже стоит.

4. Каким членом предложения является данное числительное.

Образец разбора слова «пять» в предложении «Пять галчат есть хотят».

Устный разбор: «Пять» - числительное. Слово обозначает количество галчат (сколько?) - пять. Начальная форма - пять. Простое, количественное. Слово употребили в именительном падеже. В данном предложении слово «пять» входит в состав подлежащего.

Письменный разбор:

Пять - числит.: галчат (сколько?) - пять;

Н.ф. - пять;

Простое, количеств., в именит. падеже;

(Кто?) - пять галчат - часть подлежащего.

Морфологический разбор местоимения:

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить в начальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа).

3. Определить признаки: лицо, затем (если есть) - род и число, определить падеж.

4. Каким членом предложения является данное местоимение.

Образец разбора слова «мне» в предложении «Не хватило мне целого лета».

Устный разбор: «Мне» - местоимение. Указывает на предмет (кому?) - мне. Начальная форма - «я». Местоимение личное, 1-е лицо. Слово употребили в дательном падеже единственного числа. В данном предложении слово «мне» является дополнением.

Письменный разбор:

Мне - местоим.:

(Кому?) - мне;

Н.ф. - я;

Личное;

Дательн. падеж, единств. число;

Кому? - мне - дополнение.

Морфологический разбор глагола

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить в неопределенную (начальную) форму.

3. Определить признаки: спряжение, число, если есть - время, лицо, род;

4. Каким членом предложения является данный глагол.

Образец разбора слова «вспыхнул» в предложении «Вспыхнул первый луч зари».

Устный разбор: «Вспыхнул» - глагол. Обозначает действие (что сделал?) - вспыхнул.

Начальная форма - вспыхнуть, 1-е спряжение. Слово употребили в единственном числе, в в 3-м лице. В данном предложении слово «вспыхнул» является сказуемым.

Письменный разбор:

Вспыхнул - глагол;

(что сделал?) - вспыхнул;

Н.ф. - вспыхнуть;

1 спряж., единств. число, 3-е лицо.

Что сделал? - вспыхнул - сказуемое.

Морфологический разбор наречия:

1. Часть речи, общее значение.

2. Неизменяемое слово.

3. Член предложения.

Образец разбора слова «быстро» в предложении «По небу быстро пробегали темные тучи».

Устный разбор: «Быстро» - наречие. Обозначает признак действия: пробегали (как?) - быстро. Неизменяемое слово. В предложении является обстоятельством.

Письменный разбор:

Быстро - наречие;

Пробегали (как?) быстро;

признак действия, неизм.;

Как? - быстро - обстоятельство.

Как сделать морфологический разбор слова? Для начала нужно определиться, какая это часть речи и разобраться в конкретных моментах,связанных с данным действием. В этой статье разберем, как делать морфологический разбор.

Большинство не знает, как делать разбор слова. Однако морфологический разбор производить достаточно просто.

Как в общем случае производится разбор

Должны быть указаны следующие моменты:

  • к какой части речи относится конкретное слово;
  • начальная форма;
  • постоянные и непостоянные признаки;
  • какова синтаксическая роль в предложении, за исключением служебных.

Это общие моменты , которые указывают при разборе любого слова, вне зависимости от части речи. Теперь рассмотрим подробнее каждую часть речи. Запомните важный момент: сначала необходимо охарактеризовать его в целом, а уже затем смотреть на контекст предложения и от него продолжать. Также учитывайте, что в некоторых частях речи нужно быть внимательным, так как для некоторых слов помимо общих признаков нужно описать дополнительные характеристики.

Имя существительное

Самой популярной и часто используемой частью речи является существительное. Разбор надо сделать по следующей инструкции:

  • первоначальная форма;
  • нарицательное или собственное;
  • одушевленное или нет;
  • число, единственное или множественное;
  • склонение;
  • женский или мужской род;
  • падеж и роль в предложении.

Например : "Человек ест пиццу" . Пиццу - имя существительное, начальная форма - пицца, неодушевленное, в единственном числе, второе склонение, женский род, винительный падеж, играет роль дополнения в предложении.

Глагол

Морфологический разбор глагола делать необходимо следующим образом:

  1. начальная форма;
  2. переходный либо непереходный;
  3. возвратный или невозвратный;
  4. наклонение;
  5. время - прошедшее, настоящее или будущее;
  6. род и лицо;
  7. число;
  8. какую роль играет в предложении.

Рассмотрим пример : "Говорили все в лицо, не особо боясь последствий" . Говорили является переходным, в совершенном виде и прошедшем времени, наклонение изъявительное, множественное число, роль в предложении - сказуемое.

Причастие

Рассмотрим, как произвести разбор примера, относящегося к причастию:

  • изначальная форма;
  • является страдательным или действительным;
  • время и вид причастия;
  • возвратное оно или нет;
  • для страдательного причастия - краткое или полное;
  • в полном причастии указывается падеж;
  • причастие в единственном числе потребует определения рода;
  • число и роль слова в предложении.

Пример : "Осматриваю видавшую виды местность" . Здесь видавшую - причастие, первоначальная форма - видавший, действительное, прошедшее время, женский род, совершенный вид, невозвратный, в единственном числе, роль в предложении согласованное определение.

Деепричастие

Иногда эту часть речи считают особым видом глагола . Разбор такого слова:

  1. какая часть слова;
  2. изначальная форма;
  3. изменяемо оно или нет;
  4. вид разбираемого слова;
  5. роль в предложении.

Разберем : "Уезжая из Москвы, ты уже скучаешь по ней" .Уезжая - деепричастие от первоначальной формы глагола уезжать, несовершенный вид, неизменяемое, в предложении выступает как обстоятельство образа действия.

Наречие

Теперь попытаемся понять, как разбирается слово из остальных категорий. Начнем мы с наречия.

Если вам нужно разобрать слово, относящееся к наречию, то схема будет следующей :

  • изначальная форма;
  • местоимение или знаменательное;
  • разряд наречия;
  • при наличии степень сравнения;
  • роль в предложении.

Пример : "Тучи сгустились очень низко, все потемнело" . Низко - наречие, в начальной форме, знаменательное, обстоятельное и качественное, степень сравнения - отрицательная, синтаксическая роль в качестве обстоятельства образа действия.

Пример : "Полное ведро воды накапало с потолка". Полное - прилагательное, его начальная форма - полный, качественное, полное и среднего рода, в винительном падеже, единственном числе, степень сравнения положительная, синтаксическая роль определение.

Числительное

Выявляем начальную форму. Затем определяем простое или составное число, оно является количественным или порядковым, у первых надо определить разряд, падеж, число, синтаксическую роль в предложении.

Например : "Прошло два месяца" . Два - числительное, в начальной форме, простое, количественное, целое, именительный падеж, выступает как составная часть подлежащего.

Заключение

Морфологический разбор слова на первый взгляд представляется достаточно сложным. Неподготовленный человек может запутаться в том, какое это слово, его роли в предложении, его форме и так далее. Но благодаря нашей статье вы немного прояснили данные моменты. Теперь вы разбираетесь, какую роль играет слово в предложении, пошаговую инструкцию по разбору, улавливать контекст предложения, определяющего роль слова в каждом конкретном случае. Изучайте русский язык, разбирайте предложения и вы сможете узнать много нового, в том числе касающееся морфологического разбора различных частей речи!

Видео

Из видео вы узнаете, как сделать морфологический разбор имени существительного.

Морфологический разбор может вызвать затруднения, если не знать признаков частей речи. Части речи разбираются по плану: определяется начальная форма слова, по пунктам рассматриваются постоянные и непостоянные характеристики. Рассмотрим, как делать морфологический разбор для самостоятельных и служебных частей речи.

Как сделать морфологический разбор – имя существительное

  • Нач. форма – Им.п., ед.ч. для имен существительных.
  • Определяем пост. признаки (собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение).
  • Затем непост. признаки (число, падеж).
  • Определяем, какую синтаксическую роль в предложении несет слово.

Как сделать морфологический разбор – имя прилагательное

  • Ставим в нач. форму И.п., ед.ч., м.р.

По постоянному признаку имена прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.

  • Определяем принадлежность нашего слова к одной из групп.

Находим непост. признаки:

  • Степень сравнения.
  • Полная или краткая форма.
  • Падеж (только для полной формы).
  • Число.
  • Род (только для единственного числа).

Подчеркиваем, каким членом предложения является наше слово.


Как сделать морфологический разбор – глагол

  • Ставим глагол в такую форму, чтобы он отвечал на вопрос “Что делать?” или “Что сделать?”. Эта начальная форма еще называется инфинитив.
  • Пост. признаки у глагола такие: вид, спряжение, возвратность, переходность.
  • Непост. признаки: наклонение, время, число, лицо.
  • Определяем, каким членом в предложении является глагол.


Как сделать морфологический разбор – другие части речи

Морфологический разбор других частей речи происходит по тому же плану: сначала ставим наше слово в начальную форму, затем устанавливаем пост. и непост. признаки и напоследок определяем синтаксическую роль. Нужно знать, какими признаками обладают те или иные части речи:

  • Числительное. Начальная форма у числительного – Им.п. или Им.п., ед.ч., м.р.. К пост. признакам относятся: разряд по структуре, разряд по значению. Непостоянные: падеж, число (только у количественных и порядковых числ.), род (только в ед.числе). Следует отметить, что синтаксическая роль числительного в предложении определяется вместе с существительным, к которому оно относится.
  • Местоимение. Начальная форма местоимения определяется в зависимости от его разряда – И.п., ед.ч., м.р (если есть). К пост. признакам местоимения относятся: разряд и лицо (только для личных). К непост.: падеж, род (если есть), число (если есть).
  • Наречие. Наречие обладает такими пост. признаками, как неизменяемость и разряд по значению. У некоторых наречий проявляется непостоянный признак – степень сравнения, это тоже нужно указывать.
  • Причастие. Нач.ф. – И.п., ед.ч., м.р.. Постоянно причастия могут быть действительными или страдательными, совершенного или несовершенного вида, возвратными или невозвратными, а также иметь время. Непост. признаки – это форма (полная или краткая), падеж (только для полной формы), число, род (только для ед.ч.).
  • Деепричастие. У деепричастия следующие пост. признаки: неизменяемость, вид и возвратность.


Морфологический разбор служебных частей речи происходит по той же схеме. Служебные слова также обладают постоянными и непостоянными признаками, но не являются членами предложения.

Подробнее о том, как сделать морфологический разбор на примере существительного: