На своем жизненном пути мы сталкиваемся со множеством препятствий. Одно из них – нравственный выбор. Именно от него зависит дальнейшая судьба человека. Борьба с собственной совестью, предательство своих идеалов и эгоизм или защита своего слова и своих убеждений. Принимать такие решения, порой сложные, с непредсказуемым концом, может далеко не каждый.

Так, проблему нравственного выбора поднимает Михаил Афанасьевич Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита», перед многими героями которого стоит своеобразная дилемма. Например, прокуратор Понтий Пилат, являющийся персонажем романа, создателем которого был Мастер, должен решить, кого из четырех человек, приговоренных к смертной казни, помиловать. Сначала его выбор пал на бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Герой заинтересовал прокуратора – в отличие от остальных, он был занимательным собеседником, проповедующим такие истины, как «все люди добры», «говорить правду приятно», «настанет время, когда вместо государства настанет храм истины», «трусость – самый страшный порок».

Трое других людей, приговоренных к казни, были разбойниками и убийцами. Однако слово для государства страшнее, чем преступление. Слово, обличающее пороки, мешающее безграничному произволу власти. Именно власть боится потерять Понтий Пилат. Струсив, он буквально «умывает руки», приговаривая философа к смерти, и допускает ошибку. В наказание художник слова обрекает его на бессмертную жизнь в одиночестве. Авторская позиция такова, что эгоизм и предательство собственных идей должны быть наказаны. Ведь именно совесть является внутренним регулятором человека, именно она в конечном итоге властвует над ним.

Помимо Понтия Пилата, ошибку так же допускает и сам Мастер. Он отказывается бороться за свои идеи, сжигая не признанный обществом роман. Проповедуя в нем истины, он не может защитить их, не отвечает за собственные слова и принимает решение сдаться. Мир без борьбы – не жизнь, а существование и, отказавшись от нее, Мастер оказывается обреченным на вечный покой, не видя света. Он вновь со своей возлюбленной, однако ничего более не приносит ему счастья. Его долг, как писателя, нести миру правду, но отныне писать он будет лишь для себя и Маргариты. Его герой – духовный самоубийца, не исполнивший свой моральный долг, борьбу за правду, предавший свои принципы.

А Маргарита, возлюбленная Мастера, в свою очередь делает правильный выбор. На балу вместо того, чтобы требовать собственного благополучия, она проявляет милосердие к Фриде и просит, чтобы ей перестали приносить платок. «Никогда не просите для себя», - дает ей урок Воланд. Несмотря на то, что на пути к своему счастью, возвращению Мастера, она выбрала неверные средства (связалась с нечистой силой и не заслуживает света), героиня проявила сострадание к чужим несчастьям, что является основой человеческой жизни. Любовь Маргариты самоотверженна, она живет Мастером, готова на все ради него, но все равно остается гуманной.

Нельзя избежать нравственного выбора, и только от человека зависит, каким он будет. Судьба редко предоставляет вторые шансы, поэтому нужно жить в гармонии со своими принципами и идеалами, всегда вести внутреннюю борьбу и не поддаваться искушениям эгоизма и принятым в обществе правилам.

Сочинение на тему «Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита»

Бессмертный роман «Мастер и Маргарита» до сих пор будоражит сознание читателей и оставляет ряд вопросов нравственности выбора героев. Каждый герой великого произведения, так или иначе, совершает поступки, которые позволяет его совесть. Роман поднимает вопросы морали, лежащей в основе совершаемых поступков, и ставит во главу угла проблемы человеческой ответственности.
В произведении Булгакова существуют сразу два отдельных романа, каждый из которых имеет свой независимый сюжет и действующих лиц. Одним, из которых, является рассказ о Понтии Пилате. Это известный человек в своем кругу, он имеет определенную власть и значимость в обществе. К нему на суд попадает молодой человек Иешуа. Ему приписывают серьезные обвинения, и народ жаждет кровавой расправы.
В разговорах с обвиняемым, Понтий Пилат находит некое успокоение и гармонию. Это общение дарит ему радость. Это уже давно забытое для него чувство. Судья не испытывает удовлетворения от собственной жизни и только беседы с Иешуа придают существованию Понтия некий смысл.
Но он не хочет рисковать карьерой ради спасения невинного. Судья отправляет Иешуа на казнь, не смотря на то, что сердце его желает обвиняемому только добра. Понтий делает свой выбор в пользу зла из-за трусости и слабохарактерности.
Второй роман внутри произведения так же ставит своих героев перед не простым выбором. Маргарита преданно любит Мастера, но при этом живет с ненавистным мужем. Она с радостью пользуется кремом, предложенным слугой Воланда и совершает анти моральные поступки, пролетая оголенной над Москвой.
Зрители Варьете с радостью смотрят на трюки черной магии и восхищаются происходящим. Всем плевать на то, что случается с ближним. Каждый живет своей жизнью, забыв об отзывчивости к чужому горю и совершая ряд безнравственных поступков.
Общество, которое лишило Мастера нормальной жизни, нисколько не раскаивается в содеянном. Автор красочно показывает, сколько моральных границ могут перешагнуть люди. Но так же обращает внимание на сожаление многих персонажей и желание вернуть время вспять, дабы изменить собственные поступки. Особенно ярко это выражено в раскаянии Понтия Пилата.

Тема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Показать текст целиком

Тема нравственного выбора поднимается М.А.Булгаковым во многих его произведениях, однако особенно остро она стоит в романе «Мастер и Маргарита», написанном в 1940 году. Примечательно то, как много раз роман переписывался и перепечатывался под разными названиями: «Черный маг», «Копыто инженера», «Сатана» и так далее. Автор пытался, как можно более точно передать замысел романа и его мистическую связь с Библейскими сюжетами (например, названия «Евангелие от дьявола» и «Кабала Святош»). Однако лишь в 1940 году Булгаков окончательно меняет заглавие, и роман получает название «Мастер и Маргарита».

Тема нравственного выбора является ключевой в романе. Каждый из героев произведения в определенный момент своей жизни должен на что-то решиться: сделать выбор между добром и злом. Однако сделать это не так-то просто, ведь Булгаков полностью переворачивает наши представления о хорошем и плохом. Так, например Воланд, оставаясь оппонентом Иешуа, предстает перед нами не ужасающим Сатаной, а, скорее, играет роль чудесного помощника из волшебной сказки или благородного мстителя из народной легенды.

Итак, каждый персонаж романа делает тот или иной выбор, И первым сложным выбором в романе является принятие Понтием Пилатом решения о казни Иешуа Га-Ноцри.

Понтий Пилат противоречив: в нем одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» головными болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с помощью лексического повтора, постоянно встречающегося на страницах романа: «ненавистный ему Ершалаим».

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, боится за власть, карьеру, он труслив, несвободен в своем выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания. Именно поэтому внутренн

Критерии

  • 3 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 2 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 3 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 13 из 14

Что такое нравственный выбор? Как часто мы стоим перед ним? Над этими вопросами мне хотелось бы порассуждать в своем сочинении.

Нравственный выбор, я считаю, это поведение человека, его поступки, то, что зависит от моральных ценностей индивида. Мы каждый день, так или иначе, сталкиваемся с проблемой выбора. Например: разбив вазу, мы можем переложить вину на младшего брата или сестру, а можем признаться в содеянном сами. Обратимся к ситуации с тонущим человеком. Мы вновь оказываемся на перепутье: помочь или пройти мимо? В любом случае выбор зависит от личных качеств каждого из нас.

Проблема нравственного выбора неоднократно затрагивалась в художественной литературе. Примером этому может являться роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор этого произведения неоднократно ставит своих героев перед выбором. В такой ситуации оказалась и Маргарита. Героиня - молодая, красивая, светлая женщина.

Выйдя замуж за обеспеченного человека, она понимает, что жизнь ее бессмысленна и пуста. Несмотря на искреннюю и чистую любовь мужа, в браке она счастья не обрела. Ей не нужны драгоценности, особняки, прислуги. На мой взгляд, она хотела лишь любить и быть любимой. Поэтому, встреча с Мастером перевернула жизнь Маргариты. Она понимает, что уйти от мужа без объяснений будет неправильно и решается на разговор с ним. Таким образом, героиня делает выбор в пользу любви, несмотря на то, что причиняет боль, любящему ее человеку.

Так же, Маргарита, разгромив квартиру критика Латунского, вновь оказывается перед выбором: улететь или успокоить, проснувшегося в соседней квартире, малыша. Став «ведьмой», героиня не утрачивает таких важных качеств, как жалость, милосердие, доброта, нежность. Этот эпизод, в очередной раз доказывает тот факт, что совершая поступки, не стоит забывать о тех чувствах, которые могут возникнуть.

Подводя итог сказанному, мне хотелось бы выразить надежду на то, что в какой ситуации не оказался бы человек, он сумел бы сделать правильный нравственный выбор. Также следует задумываться над тем, к каким последствиям он может привести.

Обновлено: 2017-03-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине.

Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе человека.

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящён борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времён.

Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей - поисками истины и борьбой за неё. Перенесёмся в далёкий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «В белом плаще с кровавым подобием» появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого «руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта - ссадина с запёкшейся кровью».

Человек этот - звали, его Иешуа - обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел, было оправдаться: «Добрый человек! Поверь мне…» Но его «научили» соблюдать этикет: «Крысобой вынул бич и … ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились…»

Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: «свирепое чудовище». Понтий Пилат живёт по своим законам: он знает, что мир разделён на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема, значит, господин всех и вся.

И вдруг появляется человек, который думает иначе: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».

Более того, этот «бродяга» смеет предлагать: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека».

Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: «…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые».

Арестант показался интересен. В его невиновности прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, но зато «бродяга» обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора!

И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным.

Иуда из Кариафа представил такие сведения о "безумцы", что наместник кесаря не имел права не казнить его.

Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного "пророка", но тот решительно не хотел отказываться от своей "истины": "В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.

Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть". Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: "Ты полагаешь, несчастный, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твоё место? Я твоих мыслей не разделяю!" Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идёт против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: "Преступник! Преступник! Преступник!" Иешуа казнён.

Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего, философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, "жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне?" Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пёс кесаря.

Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя - он понимает, что прав Иешуа остался ученик и последователь - Левий Матвей.

Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества.

Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Большое количество как явных, так и тончайших параллелей связывают изображение Ершалаима двадцатых годов первого века и Москвы двадцатых годов двадцатого века.

Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который окружает Мастера.

Их обнажает Воланд. Воланд - это художественно переосмысленный автор образ Сатаны. Сатана и его помощники творят зло.

Их цель - обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающими бумагами пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина - это обнажение скрытых пороков человека.

Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу: "Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленные... ну, что ж... и милосердие иногда случится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..."

Вечное стремление людей к добру неодолимо.

Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус Христос - жив в душах людей.

Мастер, главный герой романа М. Булгаков, создаёт роман о Христе и Пилате. Христос для него - это мыслящая и страдающая личность, утверждающая достоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.

Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жажда познания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание ему даёт Сатана.

Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. В Мастере присутствует божество, его занимают вечные проблемы. Не зря его имя пишется с большой буквы, а судьба трагична, как и у Иешуа. Мастер - это собирательный образ человека, стремящегося познать вечные законы нравственности.

Маргарита в романе является носительницей огромный поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал "вечной". И чем более непривлекательным, "скучным, кривым" предстаёт перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее "молнией". Маргарита борется, при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.

Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы.

Одни иногда "прозревают", заглядывают "внутрь" себя. "Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придёт к тому, кто сочиняет дурные стихи..." - безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано "прозреть".

Для Берлиоза, главы МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, он погиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается и поднимается на более высокую нравственную ступень поэта Иван Бездомный.

Уйдя от нас, Мастер оставил нам роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.

Нравственно - философская позиция.

"В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца написано в крутую колоннаду между крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат".

Так писал в романе "Мастер и Маргарита" Михаил Афанасьевич Булгаков, так начиналась книга Мастера, и так начинал рассказывать о Понтии Пилате двум несчастным писателям и атеистам Воланд, но всё по порядку.

Когда Булгаков начал писать роман "Чёрный Маг" (первоначальное название романа "Мастер и Маргарита"), он уже предполагал, что основную часть будет занимать рассказ о Понтии Пилате, рассказ о совести и власти, о мести и покое, об ожидании и прощении, и, наконец, о главном - о Вере и Боге.

Тема Понтия Пилата отображает в романе не сюжетную линию, а само восприятие и понимание писателем евангельских мотивов, сути Нового завета.

Булгаков как - то по-новому открывает нам эту тему. Осторожно, чтобы не испугать и не испортить ощущение важности образов, придуманных не им самим, он пытается преподнести нам образы спорные, сложные, но в то же время и простые, чтобы мы не мучились вопросами, на которого не в состоянии ответить.

Понтий Пилат предстаёт перед нами как человек, которого мучит совесть, за то, что ему дана безграничная власть карать и миловать людей. Его совесть - это головная боль, которая почти никогда не проходит. Это как бы наказание за его власть над людьми. Понтий Пилат обречён на одиночество.

Нет ни одного человека, которому он мог бы сказать правду. Нет ни одного ответа на вопросы, которые сжигают его мозг.

Он одинок и его друг - огромный преданный пёс, немой хранитель его души. Вечное одиночество, не только в жизни, но и на небесах. Вечное ожидание прощения. Вечная боль - плата за безверие.

"Добрый человек", так назвал Понтия Пилата "преступник" Иешуа Га-Ноцри. "Преступник назвал меня "Добрый человек", = говорит прокуратор, - Выведите его отсюда на минуту, объясните ему, как надо разговаривать со мной. Но не калечить". Понтий Пилат, привыкший к тому, что "все в Ершалаиме шепчут про него, что он свирепое чудовище" удивлён. Именно с этого момента, с этих слов в прокураторе что-то надламывается, происходит переоценка ценностей. Иешуа Га-Ноцри вдохнул в него веру, он стал для прокуратора совестью.

Понтий Пилат не мог смириться с гибелью Иешуа. За короткий срок общения с ним прокуратор понял многое и теперь жалел о том, что не сразу смог распознать в Иешуа товарища. Понтия Пилата охватила, жажда мести, хотя мстить надо было себе самому. Он отомстил. Но прощения и покоя в жизни не получил.

И уже там, где "...рядом с тяжёлым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит тёмная, огромная собака и так же, как и хозяин, беспокойно глядит на луну", прокуратор получает из рук Маргариты прощение.

Две тысячи лет ждал он этого дня, глядя на луну, вызывавшую в нём бессонницу.

"Свободен! Свободен! Он ждёт тебя". "Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла, и что-то прокричал хриплым, сорванным голосом.

Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеётся и что он кричит. Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дорожке стремительно побежал и он".

Так получил прощение и покой "...жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат", берегись меня!" Из-за боязни доноса, боязни погубить свою карьеру, Пилат идёт против совести.

Он делает последние, жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удаётся, пытается хотя бы смягчить укоры совести.

Но нет, и не может быть морального выкупа за предательство. А в основе предательства, как это всегда бывает, лежит трусость: "Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков", - слышит Пилат слова Иешуа во сне. "Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок", - вмешивается внутренний голос Пилата самого автора.

Писатель уверен, что подлее, страшнее открытого зла - соглашательство тех, кто зло понимает, готов осуждать его, способен ему препятствовать, но не делает этого из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру.

По Булгакову, трусость - главная причина социальных подлостей и зла. И наказан за подлость Понтий Пилат страшными муками совести.

Много беспокойных ночей терзается Пилат из-за того, что не пошёл тогда, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана "на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя и врача".

Как считает писатель, совесть - это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков.

В евангельской легенде заложены вечные ценности.

Именно этими великими критериями может быть проведена моральная состоятельность любой эпохи, и М. Булгаков, руководствуясь этими высокими истинами, производит своеобразную моральную проверку нашего общества уже в 20-е годы нашего столетия, в годы непростые, противоречивые, когда человек как личность ничего не значил.

Вынужденный писать в стол, Булгаков все силы души отдал роману «Мастер и Маргарита», напечатать который он, увы, тоже не имел никакой надежды. Напряженная работа над романом возобновилась в середине 30-х гг. (Перемены в личной судьбе также способствовали этому: в октябре 1932 г. Булгаков развёлся со своей второй женой и женился на Елене Сергеевне Шиловской. В ней он обрёл свою последнюю возлюбленную и с неё списал главные черты своей Маргариты). «Мастер и Маргарита» - самое гениальное и самое неоднозначное из всех произведений Булгакова, в котором, как ни в каком другом советском романе, раскрыт противоречивый и трагический дух тоталитарной эпохи.

Булгаков писал его в разгул репрессий, когда один за другим были повержены, исключены из партии, лишились своих постов или были расстреляны многие его прежние враги: литературные чиновники, записные партийные критики и руководители культуры - все те, хулил и травил его долгие годы.

Он следил за этой дьявольской вакханалией с почти мистическим чувством, которое и нашло отражение в романе.

Главным героям его, как известно, является сатана, действующим под именем Воланд. Появившись в Москве, Воланд обрушивает всю свою дьявольскую силу на власть имущих, творящих беззаконие.

Он расправляется и с гонителями великого писателя - Мастера, жизнь которого имеет множество параллелей с жизнью самого Булгакова (хотя полностью отождествлять их было бы слишком прямолинейно).

Нетрудно, таким образом, понять, кто стоял за образом Воланда.

Философско-религиозная концепция романа очень сложна и ещё не разгадана до конца. Сам Булгаков был человеком далёким от ортодоксального православия. Бог, видимо, представлялся ему чем-то вроде всеобщего закона или неизбежного хода событий.

По свидетельству жены, он верил в Судьбу, Рок, но христианином не был. При создании образа Христа (в романе он выступает под именем Иешуа Га - Ноцри) Булгаков сознательно руководствовался апокрифическими источниками, а евангелия отбрасывал как ложные. («Уж кто- кто, - говорит Воланд Берлиозу, - а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в евангелии, не происходило на самом деле никогда…» О том же говорит сам Иешуа).

В романе Мастера о Понтии Пилате есть суд, казнь и погребение Иешуа, но нет его воскресения. Нет Богородицы; сам Иешуа не потомок знатного еврейского рода, как в евангелии, - он бедный сириец, который не знает своего родства и не помнит своих родителей.

Никто не понимает Иешуа с его учением, что «злых людей нет на свете», даже его единственный апостол Левий Матвей.

Его попытка разбудить в людях их изначальную, добрую природу вызывает лишь всеобщее озлобление. Только Воланд понимает Иешуа, но не верит в возможность твёрдого обращения людей к добру.

Отнюдь не в новозаветной трактовке представлен и дьявол, который более похож на ветхозаветного Сатану из книги Иова.

В романе Булгакова Воланд - подлинный «князь этого мира». Нет даже намёка на какое-то соперничество его в этом смысле с Христом.

В нём олицетворена та сила, что «вечно хочет зла и вечно совершает благо». Эта строчка из «Фауста» Гетте (немецкий поэт вложил в её уста своего дьявола - Мефистофеля) взята Булгаковым в качестве эпиграфа к своему роману.

И в самом деле, Воланд в романе наказывает явных безбожников, его подручные заставляют платить по счетам плутов, обманщиков и прочих негодяев, на протяжении романа они не раз творят «праведный суд» и даже «добро».

И всё же Воланд остаётся дьяволом, демоном зла, который не хочет и не может дать людям благодати.

Затравленный, сломленный несправедливой советской критикой и жизненными невзгодами, Мастер находит в нем своего Спасителя. Но он получает от дьявола не свет, не обновление, а только вечный покой в потустороннем безвременном мире.

Исполненный глубокой философской грусти финал романа был в чем-то схож с концом самого автора. В 1939 г. у Булгакова открылся смертельный недуг - нефросклероз. Состояние его резко ухудшилось. В последние месяцы жизни он ослеп. В марте 1940 г. Булгаков скончался.