Памятники природы

Это создания живой и неживой природы - пещеры, водопады, утесы, гейзеры, геологические обнажения, валуны, отдельные деревья или рощи, долины, луга и природные объекты, имеющие научную, учебно-просветительную, историческую или культурную ценность.
Много в нашей стране замечательных пещер. Мировую известность имеет Кунгурская ледяная пещера карстового происхождения на Урале, в которой более 100 гротов. В другой уральской пещере - Каповой - открыты наскальные рисунки человека каменного века. Более 120 пещер и гротов известно в Прибайкалье, много их в Крыму, в горах Средней Азии, на Кавказе; в некоторых из них жили доисторические люди.
Объявлены памятниками природы группа грязевых вулканов Восточного Крыма, гранитный останец «Чертово Городище», окаменевшие следы динозавра близ г. Кутаиси.
К уникальным природным объектам относятся также некоторые места обитания редких растений или животных. Например, на «Галичьей Горе», на берегу Дона, обитают своеобразные растительные сообщества; здесь выходят на поверхность девонские известняки (возрастом около 400 млн. лет) и создались особые геохимические условия.

Памятники материальной и духовной культуры

Это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества. Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.
Древнейшие памятники - археологические: стоянки - остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки - палеолитические - погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить. Легче найти более поздние - неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин. Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику - глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.
Городище - остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла - бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение - селище. Часто встречаются могильники - древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа. Подлежат охране и памятники архитектуры - творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа. Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края. Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства.
К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения построек как памятников архитектуры, интересно знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и две-рей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки. Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда - птицы, реже - животные. Более поздний вид резьбы - накладная, пропиленная насквозь. На юге России, на Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.
Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями. Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстера). Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа - узорными коврами из овечьей шерсти и т. д.
Наконец, существует устное народное творчество - фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс.

Когда народ Израильский пересек Иордан для того, чтобы войти в обетованную землю, Бог дал Иисусу Навину следующее повеление: "Возьмите себе из народа 12 человек... ночевать в эту ночь" (Иисус Нав. 4:2-3). Эти камни должны были стать для народа Израильского символом или знамением (знаком). Далее Иисус Навин пояснил: "Когда спросят вас в последующее время... памятником навек" (Иисус Нав. 4:6-7).

Эти камни должны были напомнить о тех великих делах, которые Бог сотворил со Своим народом. Есть много других случаев, когда люди строили жертвенники или собирали вместе камни в память о важных встречах с Богом.

Выберем ОДНОГО из нижеперечисленных героев.

Сделай отметку слева от его имени. Прочитай о встрече выбранного тобою героя с Богом. Потом ответь на нижеперечисленные вопросы:

􀁔 НОЙ - Быт. 6-8

􀁔 МОИСЕЙ - Исх. 17:8-16 или 24:1-11

􀁔 АВРАМ - Быт. 12:1-8 или 13:1-18

􀁔 ИИСУС НАВИН - Иисус Нав. 3:5-4:9

􀁔 ИСААК - Быт. 26:17-25

􀁔 ГЕДЕОН - Суд. 6:11-24

􀁔 ИАКОВ - Быт. 28:10-22 и 35:1-7

􀁔 САМУИЛ - 1 Царств. 7:1-13

1. Коротко опиши встречу этого человека с Богом. Что делал Бог?

2. Почему, по твоему мнению, герой воздвиг жертвенник или собрал камни для памятника?

3. Какое в этом случае особое имя дано Богу или жертвеннику (памятнику)?

Люди Ветхого Завета часто воздвигали жертвенники или складывали камни в знак памяти о своей встрече с Богом. Такие места, как Вефиль ("дом Бога"), стали памятниками великих дел Богасреди Своего народа. Моисей назвал жертвенник "Господь – знамя мое", а Самуил назвал камень "Авен-Езер", сказав "До сего места помог нам Господь" (1 Царств. 7:12). Эти камни становились материальными знаками великих духовных встреч с Богом. Они должны были помочь людям рассказывать своим детям о том, что сотворил Бог для Своего народа.

ВИДЕТЬ ГЛАЗАМИ БОГА

Бог последовательно действует для достижения Своих святых целей. Все, что делалось в прошлом, делалось с учетом целей Царства Небесного. Все, что делается в настоящем, связано с прошлым и делается с учетом тех же целей Небесного царства.

Каждое действие Бога строится на Его прошлых действиях и с целью на будущее.

Бог, обратившись к Аврааму, начал создавать для Себя народ (Быт. 12). Исаак видел Божью точку зрения, когда Бог обратился к нему и напомнил о взаимоотношениях, которые Он имел с Авраамом, его отцом (Быт. 26:24). Иакову Бог представился как Бог Авраама и Исаака (Быт. 28:1-30). Когда Бог пришел к Моисею, Он показал ему Свой взгляд на то, как Он действовал на протяжении истории. Он представился Моисею как Бог Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3:6-10). Для каждого нового шага выполнения Своего божественного плана Бог призывал человека. Чтобы этот человек мог видеть глазами Бога то, что Он делает, Бог часто во время первого общения напоминал ему о Своих действиях в прошлом.

Во Второзаконии Моисей вспоминает все, что Бог совершил с Израилем. Бог готовил народ к переселению в обетованную землю.

Он хотел, чтобы народ, прежде чем сделать следующий шаг, видел то, что уже произошло в прошлом. В 29 гл. Второзакония Моисей кратко пересказывает историю народа. В этот момент, когда осуществлялось обновление завета, Моисей хотел напомнить народу о том, что они должны быть верными Богу. Шла подготовка народа к смене лидера (Иисус Навин на место Моисея) и к входу в обетованную землю. Народу нужно было увидеть этот новый шаг глазами Бога. Людям нужно было увидеть, что этот шаг

соответствует всему тому, что Бог уже сделал.

На схеме, приведенной на 3 странице обложки, цели и намерения Бога изображены стрелкой в верхней части рисунка.

Посмотри, какую точку зрения Бог показал Моисею, когда обратился к нему у горящего куста в 3 главе книги Исход. В этом упражнении:

Напиши ПРОШЛОЕ там, где Бог говорит о том, что делал с народом в прошлом.

Напиши НАСТОЯЩЕЕ перед теми пунктами, где Бог говорит о Своей деятельности в момент Его

Обращения к Моисею.

Напиши БУДУЩЕЕ там, где Бог говорит о том, что намерен делать в будущем.

1. "Я Бог отца твоего, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова" (стих 6).

2. "Я увидел страдания народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его" (стих 7).

3. "Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян" (стихи 7-8).

4. "Итак, пойди. Я пошлю тебя к Фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых" (стих 10).

5. "Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда

ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение на этой горе" (стих 12).

6. "Я выведу вас от угнетения Египетского... в землю, где течет молокои мед" (стих 17).

7. "И дам народу сему милость в глазах Египтян, и когда пойдете, пойдете не с пустыми руками... и оберете Египтян (стихи 21-22).

Теперь видишь, как Бог поступил с Моисеем? Он помог Моисею увидеть свое призвание с Его точки зрения.

Бог работал с Авраамом, Исааком, Иаковом и даже с отцом Моисея, чтобы создать для Себя новый народ.

Бог обещал Аврааму, что выведет народ из рабства и даст им обетованную землю.

Бог наблюдал за ними в Египте.

Теперь Он готов ответить на их вопли.

Бог избрал Моисея для того, чтобы привлечь его для исполнения Своих Божественных намерений в отношении Израиля. Моисея Он желал использовать для того, чтобы освободить Израильтян от рабства в Египте и в то же время обобрать Египет.

Если Моисей будет послушен, Бог приведет его на это же место для поклонения. Это поклонение должно стать для Моисея знамением того, что Бог послал его.

Пункты 1 - 2 и 6 - прошлое . Пункты 3 и 4 - настоящее . Пункты 5 и 7 - будущее .

Бог хочет привлечь тебя к выполнению Своих целей. Бог действует во всем мире (Иоан. 5:17). Он трудится в твоей жизни со дня твоего рождения. По Своему замыслу Он действовал даже до твоего рождения. Бог сказал через пророка Иеремию: "Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, я познал тебя... поставил те-

бя" (Иер. 1:5). Когда Бог подготавливал для тебя новую ступень или новое направление твоей жизни, они связаны с тем, что до сих пор Он делал в твоей жизни. У Него нет внезапных отклонений от маршрута или бессмысленных "объездов". Он всегда видит перед собою Свои Божественные цели, когда определенным образом формирует твой характер.

ДУХОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Я убедился, насколько полезно устанавливать в жизни "духовные памятники". После каждой моей встречи с Богом, когда Он призывал меня или менял направление моей жизни, я мысленно строил на этом месте духовный памятник. Духовные памятники напоминали мне о времени перемен, принятия решений, изменения направления движения, когда я ясно сознавал, что Бог вел меня. По прошествии времени я мог оглянуться на эти памятники, чтобы снова увидеть, как Бог неизменно направлял мою жизнь в соответствии с Его божественными планами.

Я обращаюсь к этим духовным памятникам, когда мне необходимо принять решение о выборе верного направления, указанного Богом. Перед тем, как предпринять следующий шаг, я размышляю о том, насколько он логически связан со всей деятельностью Бога в моей жизни. Это помогает мне видеть мое прошлое и будущее глазами Бога. После этого я рассматриваю все возможные варианты действий. Рассматриваю, чтобы определить, какой из них является продолжением того, что Бог уже сотворил в моей жизни. Очень часто такой вариант действий находится. Если ни один из вариантов не показался мне связанным с тем, что в настоящее время Бог уже творит вокруг меня, я продолжаю молиться и ждать руководства Бога. Когда обстоятельства не согласуются с тем, что Бог говорит через Библию и молитву, я делаю вывод, что еще не настало определенное Богом время. Тогда я жду, когда Бог укажет Свое время.

Дай свое определение "духовным памятникам". Используя предыдущий абзац, опиши своими словами, каким образом духовные памятники могут оказать помощь при определении Божьих направлений в момент принятия решений.

Видишь ли ты пользу в "духовных памятниках"? В чем их польза для тебя?

Однажды мне предложили поехать в Дирекцию Местных Миссий, чтобы работать в области молитвы и духовного пробуждения. Я никогда не делал ничего подобного. Только один Бог мог открыть мне, является ли это дело частью Его божественных намерений или нет. Тогда я обратился к своим духовным памятникам, чтобы принять решение, взглянув на него Божьими глазами.

Родом я из Англии, где некоторые члены моей семьи заканчивали Колледж Сперджена в то время, когда Сперджен проповедовал в Англии. Сам я вырос в Канаде, в городке, где не было евангельских верующих. Мой отец служил вольнонаемным пастором, помогая в деле организации миссии в том городе. Еще в

подростковом возрасте я начал ощущать растущее беспокойство о городках по всей Канаде, в которых не было евангельских церквей. В 1958 году, когда я еще учился в семинарии, Бог вселил в меня уверенность, что Он любит мой народ, и что Он готов провести великое духовное пробуждение по всей стране. Когда я

принял зов Бога отправиться пастором в Саскатун, Бог, чтобы подтвердить мое призвание, использовал план духовного пробуждения. Ты об этом прочитаешь в 11 разделе; духовное пробуждение, которое началось в этом месте, потом распространилось п всей Канаде в начале семидесятых.

В 1988 году мне позвонил Боб Гамблин из Дирекции Местных Миссий. Он сказал: "Генри, мы долго молились о том, чтобы Бог послал человека, который бы возглавил молитвенное служение о духовном пробуждении. Более двух лет мы искали человека на эту должность. Не хотел бы ты приехать, чтобы возглавить Южную Баптистскую конвенцию в деле духовного пробуждения?"

Когда я стал анализировать, каким образом Бог действует в моей жизни (я стал оглядываться на свои духовные памятники), я заметил, что духовное пробуждение является важным элементом, сопровождающим мое служение. Я ответил Бобу: "Ты мог бы просить меня о чем угодно, но я никогда бы не стал даже молиться о деле, для которого я должен покинуть Канаду, за исключением одного - духовное пробуждение. Я чувствую, что духовное пробуждение, подобно глубокому потоку, влечет меня всю жизнь, начиная с подросткового возраста, и особенно сильно с 1958 года". После долгих молитв, подтвержденных Словом и мнением других верующих, я принял должность в Дирекции Местных Миссий. Бог не изменил направление моей жизни, Он лишь направил меня к тому, что Он делал на всем ее протяжении.

Найди духовные знаки в своей жизни. Определи свои духовные памятники. Они могут быть связаны с твоим происхождением, это может быть время твоего покаяния, время принятия важных решений, касающихся твоего будущего и т.д. Вспомни, когда в твоей жизни происходили изменения, принимались решения или направления и ты ясно чувствовал, что Бог ведет тебя. Возьми отдельный лист бумаги или записную книжку и начни составлять список. Начни сегодня, но не думай, что ты должен в один день дать исчерпывающий ответ. Дополняй этот список, когда ты молишься и размышляешь о действиях Бога в твоей жизни. На этой неделе у тебя будет возможность рассказать о некоторых твоих духовных памятниках в своей группе.

Проанализируй сегодняшний урок. Попроси Бога открыть тебе одну или несколько истин, которые ты должен понять, изучить и применить на практике. Затем ответь на следующие вопросы:

Какая истина (или место Писания) из прочитанного сегодня была для тебя самой важной?

Перефразируй истину или место Писания в ответную молитву к Богу.

Каким образом ты должен отреагировать на то, что ты сегодня изучил?

ОСНОВНЫЕ ИСТИНЫ УРОКА

Часто во время принятия решения сложность состоит не в том,чтобы выбирать между хорошим и плохим, а в том, чтобы выбрать между хорошим и наилучшим.

Два слова из лексикона христианина никогда не должны стоять рядом: Нет, Господи.

Бог при достижении Своих святых целей всегда действует последовательно.

Когда Бог ведет меня к новому шагу или указывает мне новое направление Своей деятельности, они всегда связаны с тем, что Он до сих пор делал в моей жизни.

Духовные памятники означают время перемен, принятия решений, изменений, когда я точно уверен, что Бог ведет меня.

Привычно выражение «памятники материальной культуры». Их изучают прежде всего археологи. Это напоминает исследования палеонтологами окаменелостей, ископаемых остатков. По материальным зримым весомым свидетельствам прошлого можно восстанавливать облик и экологию животных, образ жизни, культуру, степень технического развития общества.

Для человека особое значение имеют духовные памятники. К ним относится прежде всего разговорный язык. Казалось бы, это средство общения совершенно эфемерное. Слова в разговоре, песне исчезают без следа: сотрясения воздуха, звуковые волны - только и всего. И вот они-то могут оказаться долговечнее каменных строений!

А дело все в том, что слова выражают мысли, чувства, образы, которые возникают и сохраняются в сознании людей, передаваясь не только в пространстве - от человека к человеку, но и во времени - из поколения в поколение.

Память поколений удивительно долговечна. И хотя язык, подобно всему на свете, подвержен изменениям, ученые научились их не только учитывать, но и по ним узнавать некоторые важные сведения о прошлом племен и народов, их прежних контактах, миграциях, об окружавшей их природной среде. Язык позволяет выяснить, когда и где то или иное племя обособилось или сформировалось.

Делается это примерно так.

Сначала определяется степень родства языков - по сходным словам, грамматическим формам, особенностям произношения. Например, у нас речь идет о славянских языках. Они относятся к индоевропейской группе (языковой семье), в которую входят языки индийские, иранские, германские, италийские, балтские, албанский, армянский, а из умерших-латинский, фракийские, хеттский (Малая Азия), тохарские (Западный Китай) и др.

Вряд ли все они были ветвями одного ствола, происходили из единого общего корня. В таких издавна населенных регионах, как западная и юго-западная Азия, Ближний Восток, Северо-Восточная Африка, Центральная, Западная и Южная Европа, любые племена и культуры находились во взаимодействии. Поэтому для каждого языка индоевропейской семьи характерны и некоторые «личные» особенности. Тем не менее все они составляют некую общность.

К какому времени и какой территории она относится? Об этом языковеды судят примерно так. Известны некоторые общие слова для всей этой группы. Скажем, береза: литовское berzas, германское birke, древнеиндийское bhuria. To же относится к понятию «зима»; литовское zieme, латинское hiems, древнеиндийское «снег» - hima. Следовательно, некогда эти народы объединялись одной культурой, имели единый язык (вернее, его разновидности) и обитали в средней полосе Европы. Когда это было?

В позднем каменном веке! Тогда в ходу были каменные орудия труда, кремневые топоры и ножи. Славянские слова «камень», «кремень», «нож» соответствуют германским hammer (молот) и skrama (топор), литовскому akmio (камень), древнепрусским nagis (кремень).

Территория славянской прародины

а - по Яжджевскому, б - по С. Б. Бернштейну

Схема размещения индоевропейцев в древности (по Х. Хирту)

Ретроспективная схема развития славянских древностей

Приводя эти примеры, В. В. Мавродин делает вывод: «Индоевропейские языки (или индоевропейский праязык) существовали уже в те времена, когда орудия труда изготовлялись еще из камня, т. е. во времена неолита. Никаких достоверных общеиндоевропейских названий металлов не существует… что указывает на относительно позднее их появление… Следовательно, индоевропейская общность перед своим распадом не вышла за пределы неолита и вся ее история приходится на век „камня“». На то же указывают сходные слова, относящиеся к охоте (названия многих животных; такие понятия, как мясо, кровь, жила, кость, шкура, а также связанные с добыванием и обработкой меда).

А когда в Европе закончился каменный век, пора охоты и собирательства? Археологи установили: примерно 5 тысячелетий назад. Учтем, что около 11 тысячелетий назад северная половина Европы освободилась от ледникового покрова и на обширных территориях группы охотников кочевали вслед за стадами мамонтов, северных оленей, диких лошадей и других крупных млекопитающих.

Можно предполагать, что тогда-то и началось формирование единой индоевропейской и столь же крупной финно-угорской культур. Периодические кочевья, перемещения племен должны были способствовать языковой общности. Затем отдельные группы, роды, племена стали переходить к оседлому образу жизни, заниматься земледелием и скотоводством, добычей и выплавкой металлов, ремеслами, строительством. Обживая определенные территории, они обособлялись, обретали самобытность, развивали свою более или менее самостоятельную культуру, прежде всего духовную, отражающую мир природы, материальных ценностей, быта и ритуалов, а также отношения между людьми, переживания, верования, знания, представления о прекрасном…

Между прочим, одно из древнейших слов индоевропейской группы означает «знание», «познание» - «веды» (ведуны, ведьмы - от того же корня), а также «речь» (слово). Значит, с давних пор у этих народов знания, духовная культура выделялись особо и, по-видимому, почитались, как высокие ценности.

Итак, по данным лингвистики имеется возможность восстанавливать, в частности, время обособления тех или иных языков, культур и - в меньшей степени - племен и народов. Американские ученые Г. Трегер и X. Смит, например, обосновали такую схему формирования некоторых индоевропейских языков. Примерно 5,5 тысячелетия назад индо-хеттское единство распалось на две ветви: индоевропейскую и анталийскую; затем обособились армяне, примерно 4,3 тысячелетия назад - индоиранцы, а чуть позже - греки. Примерно 3–3,5 тысячелетия назад северные европейцы разделились на две крупные группы: германцев и балто-славян, а еще через полтысячелетия обособились балтские и славянские языки, а значит, и культуры, племена.

Многие крупные слависты - М. Фасмер, Т. - Лер-Сплавинский, Ф. П. Филин - пришли к мнению, что праславянский язык сформировался в середине первого тысячелетия до нашей эры. А вот высказывание другого крупного знатока древних славян В. В. Седова: «На основе рассмотренных языковых данных можно сделать вывод общего порядка. Отдаленные предки славян, т. е. древнеевропейские племена, ставшие позднее славянами, во II тысячелетии до н. э. жили в Центральной Европе и находились в контакте прежде всего с протогерманцами и протоиталиками. Скорее всего они занимали восточное положение среди европейской группы индоевропейцев. В таком случае им принадлежала какая-то область, входящая в регион, обнимающий бассейн Вислы».

Таким образом, в поисках племени руссов (россов) можно и нужно учитывать памятники духовной культуры.

При этом следует учитывать некоторые противоречивые данные. С одной стороны, многое указывает на тесные связи в древнейшие времена праславян и прабалтов. Однако не менее существенны сведения о контактах славянских и иранских (скифо-сарматских) племен. На это указывают некоторые общие (или «родственные») божества, мифологические образы, сюжеты.

«Количество иранских параллелей в языке, культуре и религии славян настолько значительно, - считает В. В. Седов, - что в научной литературе поставлен вопрос о славянско-иранском симбиозе, имевшем место в истории славянства. Очевидно, что историческое явление затронуло лишь часть славянского мира и часть иранских племен. В этот период, нужно допустить, славяне и иранцы жили на одной территории, смешивались между собой, и в результате ирано-язычное население оказалось ассимилированным».

Высказано предположение, что не только название племен хорват и север, но и русь имеют иранское происхождение; Действительно, есть древнеиранское слово aurusa (белый). Вдобавок известный историк и славист Б. А. Рыбаков доказывает происхождение названия «росс» от имени реки Рось - правого притока Днепра южнее Киева. В этом районе издавна, еще до нашей эры, господствовали ираноязычные племена. Кроме того, одно из них (или связанное с ними) именовалось «росомоны», что ученый переводит как «люди росы». А один сирийский автор VI в. писал о народе «рос», живущем, где-то севернее земли амазонок, которые, судя по легендам, находились в Приазовских степях.

Спору нет, среднее течение Днепра с древнейших времен (4–5 тысячелетий назад) было крупным культурным центром. Здесь впервые для Восточной Европы были освоены земледелие и скотоводство, началась эпоха металла. А «на рубеже V–VI вв. н. э., - пишет Б. А. Рыбаков, - основывается крепость Киев, ставшая как бы штабом начавшегося великого расселения славян и завоевания Балканского полуострова. Вокруг Киева складывается особая археологическая культура…»

Но тут возникают серьезные сомнения. Почему в этом регионе очень древней культуры местное население получает новое имя «россы» («руссы») и создает новую культуру? Почему летописец Нестор среди «коренных» славянских племен для этого района назвал полян, да еще уточнил, что их со временем стали звать руссами? Почему лингвисты отмечают эпоху не славяно-иранского (славяно-скифского) единства, а славяно-балтского? Почему племя пруссов, судя по всему, обитавшее в соседстве с руссами, вдруг оказывается в отдалении от них? Если племя с давних пор обитало в Среднем Поднепровье и дало имя великому государству средневековья, то почему о нем ничего не было слышно до этого времени?

А чем объяснить двойное название племени: россы и руссы? Предположим, от росомонов и Роси можно вывести россов. Ну а руссы и Русь - откуда? Если из-за простой замены одной буквы на другую, то почему не возобладал один вариант, но веками продолжали существовать оба, словно в этом был какой-то смысл?

Можно предположить, что в середине I тысячелетия н. э., когда славяне заселяли Среднее Поднепровье, некоторые местные ираноязычные племена переняли новую культуру и образовали вместе с пришельцами новую общность, получившую название россы (руссы) от имени росомоны. Если учесть вдобавок, что украинцы (малороссы) по внешнему облику и особенностям говора тяготеют к иранскому типу, то тогда…

Вот тогда-то и появляются новые сомнения. По всем данным разделение восточных славян произошло сравнительно поздно, в конце средних веков. А откуда пришли россы? И почему это странное племя постоянно тяготело к более северным краям, доходя до Балтийского побережья, политически связав себя с варягами, Рюриковичами? Почему в языке восточных славян преобладают именно балтские, а не иранские связи?

Спору нет, на все (или почти на все) возникающие вопросы можно подобрать более или менее основательные ответы. Но такая операция слишком напоминает подгонку под заранее известный ответ. От очень слабой зацепки (имя племени росомонов, сведения о славяно-иранских контактах) строится концепция, требующая постоянных подтверждений. А в науке ценятся гипотезы, позволяющие открывать новые факты, идеи, теории, которые подтверждаются независимыми, подчас неожиданными сведениями.

С этой точки зрения более привлекательной, пожалуй, выглядит другая гипотеза. Она связывает племя россов (руссов) с балтами или, во всяком случае, с прабалтами, которые в древности, до нашей эры, немногим отличались от праславян, составляя с ними единую языковую группу.

Памятники материальной культуры

В археологическом отношении интересующий нас район изучен пока еще не очень основательно. За последнюю четверть века здесь активно работал белорусский археолог М. М. Чернявский. Вот что рассказывает он о результатах своих исследований в книге «Белорусская археология» (Минск, 1987).

В далекой древности Понеманье заселяли группы охотников на северного оленя, основным оружием которых были луки со стрелами. Это было в самом конце последнего оледенения Русской равнины. Позднее сюда проникли и обосновались здесь племена носителей других культур. В позднем каменном веке на северо-западе Белоруссии сложилась самобытная так называемая неманская культура. Для керамических изделий были характерны горшки с выпуклым корпусом. широким горлом и острым дном. Они тщательно орнаментировались. Со временем эти изделия усложнялись, изготовлялись все более качественно, покрывались разнообразными узорами. Это происходило при определенном влиянии культуры воронковидных кубков, поселения которой располагались юго-западнее.

Большой интерес представляют обнаруженные здесь сравнительно недавно памятники культуры шаровидных амфор. Она в позднем неолите распространялась на территорию Польши, ГДР, северо-западной Украины. В захоронениях найдены скелеты домашних животных, наконечники стрел, плоскодонные сосуды, янтарь. По этим находкам удалось в общих чертах реконструировать погребальный обряд и некоторые черты древних религиозных воззрений: вера в загробную жизнь (бессмертие души?), в очистительную силу огня; почитание животных.

Изучение кремнедобывающих шахт позволило понять, как шахтеры каменного века со временем совершенствовали свое мастерство, улучшали орудия труда и технологию добычи полезного ископаемого. Извлеченные из шахт кремневые желваки обрабатывались в расположенных рядом мастерских. Изготовлялась преимущественно стандартная продукция - каменные топоры. Потребность в них, по-видимому, значительно возросла в связи с широким

распространением подсечного земледелия. Наибольший размах горных работ и производства каменных топоров датируется серединой 11 тысячелетия до н. э. (около 3,5 тысячелетия назад).

Древнейший памятник бронзового века в Понеманье - погребение в шахте в долине Росси, у пос. Красносельского. Остатки погребений с трупосожжением найдены на стоянке Русаково-II. По данным, полученным за последние годы, специалисты определили, что в раннем бронзовом веке в Понеманье пришлое население (культура шнуровой керамики) долгое время мирно сосуществовало с потомками создателей местной неманской культуры.

М. М. Чернявский приходит к таким выводам: «В результате взаимодействия племен сложились культуры бронзового века, в которых в разной степени удерживались неолитические элементы. Большинство исследователей связывают эти культуры (тшцинецкую с Сосницкой, лужицкую, прибалтийскую) с конкретными этническими общностями - ближайшими предками балтов и славян…

В бронзовом веке постепенно выделялись роды и племена, которые имели больше скота или получали большее количество зерна, или владели другими материальными ценностями. Создавались некоторые излишки продуктов, что содействовало обмену… В бронзовом веке наметились большие культурные общности, имеющие отношение к процессу происхождения народов. Тогда уже существовала индоевропейская языковая семья, к которой принадлежит славянская ветвь языков».

От Рюриков (Руриков, Руариков)?

Сведения о древнейшей русской истории, приводимые в летописях, требуют скептического анализа. Дело в том, что летописцы пользовались преданиями, легендами, рассказывающими - более или менее фантастично - о разновременных событиях, расставить которые в хронологическом порядке необычайно сложно. Например, в связи с так называемым призванием варягов возникают некоторые серьезные вопросы. Почему надо было отправляться куда-то за море (учтем, что это еще не означает,

будто пришлось пересекать море; просто пришлось пользоваться морским путем)? И чем объяснить, что выбор пал на племя руссов? Не потому ли, что с этим племенем издавна существовали тесные связи, а также имелась языковая общность? Не могли же иноязычные пришельцы навести порядок (не силой оружия, а своим авторитетом) и успешно править или вообще совместно проживать, не зная местного населения, его обычаев, языка.

Наиболее логично, пожалуй, отвечает на этот вопрос советский историк А. Г. Кузьмин. Исследуя этническую природу варягов, он писал: «Теснимые с материка германцами они (варяги-кельты и поморские славяне) уходят на восток уже как относительно цельная этническая группа, в которой преобладают кельтские имена, а средством общения является славянский язык… К IX–X вв. - времени завершения формирования древнерусской государственности - славянское начало становится определяющим как на юге Балтики, так и в Восточной Европе. Процесс оформления древнерусской цивилизации был весьма интенсивным, и его ускорению способствовала возможность соединения опыта многих народов, издревле проживавших на территории нового государства. Определенный вклад в эту цивилизацию, по-видимому, внесли и кельты, в том числе их последняя славянизированная волна - варяги».

С этой идеей согласуется свидетельство историка Лиутпранда Кремонского (X в.): «Этот северный народ, который греки по внешнему качеству называют руссами, а мы по их местоположению нордманнами…» Арабский историк того времени Ибн-Якуб утверждал примерно то же самое: «Главнейшие из племен севера говорят по-славянски, потому что смешались с ними». Так что славянизированные Рюги или Руги, обосновавшиеся на острове Рюген, безусловно, могли без особых трудностей ужиться на материке вместе с северными славянами.

Однако все это относится к сравнительно поздним временам. Можно ли на этих основаниях проводить какие-либо, пусть даже гипотетические связи варягов времен Рюрика с древними рудокопами долины Росси? Тем более что А. Г. Кузьмин ссылается, между прочим, на многочисленные кельтские названия - Ругия, Рутения (Русиния), Ройана, Руйана, - подчеркивая: название Рутены «носило одно из кельтских племен, образовавшихся задолго до н. э. в Южной Франции». Такое уточнение может вроде бы разрушить предлагаемую гипотезу: от Южной Франции до Западной Белоруссии «дистанция огромного размера».

И все-таки идея о связи древних славян с кельтами на «русской основе» имеет подтверждение в данных топонимики. Обратим внимание на карту Европы. Правый крупный приток реки Маас (Нидерланды) - Рур. То же название у правого притока Рейна. Еще восточнее расположен город Рютен. Далее на восток протягиваются Рудные горы Чехии. Наконец, через польское Русиново мы прямо попадаем к белорусским Ружанам, Рудке, России…

Перечень подобных «русских» названий, которые протягиваются от Западной Европы до северо-запада Русской равнины, можно значительно увеличить. Правда, в нем будут отсутствовать имена крупных рек и городов. Но это, судя по всему, подчеркивает глубокою древность указанных наименований. Такова обычная закономерность: архаичные названия сохраняются в «дремучих уголках», не подверженных решительным и коренным преобразованиям, государственно-политической конъюнктуре. (Это подтверждает пример нашей страны: эпидемия переименований охватила прежде всего крупные города, территории, хотя укоренение новых порядков и новой идеологии в сельскохозяйственных районах породило тысячи однотипных и одинаково безликих названий и здесь.) Пришельцам нет особой нужды переименовывать мелкие объекты.

Конечно, прослеживать из Центральной Европы пути руссов можно не только к северу, к острову Рюген и Русскому морю (так некогда называли Балтику), но и к югу, через Дунай, с его группой соответствующих топонимов к другому морю Русскому (ведь называли так и Понт Эвксинский, или Черемное, Черное море), откуда до днепровской Роси рукой подать. И тогда мы от племени рауриков, обитавших в бассейне Раура (Рура), от притока Одера, некогда носившего название Рюрик, достигнем территории, где обитали роксаланы. Совсем недавно украинский филолог О. Стрижак высказал предположение, что именно в Среднем Приднепровье сталкивались, взаимодействовали племена с разных сторон света. И вот соединились сходные слова от древнескандинавского до древнегреческого, от кельтского до древнеиранского, образовав имена Рос, или Рус, - в соответствии с возникшим «комплексным» племенем россов, или руссов.

Правда, языковеды категорически отрицают возможность замещения «о» на «у» в названии племени. Так, языковед Г. А. Хабургаев доказывает, что происхождение этнонима Русь никак не связано со Средним Приднепровьем: «Собирательные наименования подобного типа, относимые к IX–X вв., сохраняются лишь за балтийскими и финно-угорскими этническими группами (корсь, ливь, чудь, весь, пермь, ямь и т. д.), являясь славянской передачей самоназваний, и географически не выходят за пределы лесной зоны… Нет для этого этнонима опоры на восточнославянской почве и в плане этимологическом: известные попытки связать Русь с названием реки Рось (или Ръсь?) лингвистически несостоятельны - для славянских диалектов рассматриваемого времени чередования о/у или даже ъ/у невероятны».

Для Среднего Приднепровья О. Н. Трубачев составил серию карт, показывающих распространение гидронимов различной языковой принадлежности. Судя по этим данным, иранские и тюркские названия характерны для районов южнее Роси, а балтийские и древнеславянские - для более северных районов, тяготеющих к Полесью. Это обстоятельство также свидетельствует в пользу того, что в, далекой древности днепровская Рось была как бы рубежом, отделяющим племена преимущественно лесные от степных. Правда, по О. Н. Трубачеву, слово «Русь» произошло от древнеиндийского «рукса» (светлый, блестящий).

По имеющимся данным, активные языковые контакты славянского и иранского языков относятся приблизительно к середине I тысячелетия до н. э. Славянско-балтийские контакты датируются более ранним периодом. С учетом подобных фактов, и мнений северная, тяготеющая к Балтике прародина россов более вероятна, чем южная, тяготеющая к Черному морю.

Сохранение и передача знаний новым поколениям - важнейшие условие развития современного общества:

«Когда происходит биологический метаморфоз, например гусеница превращается в бабочку, сначала образуется неподвижная куколка. Внутри её затвердевшей кутикулы начинаются «страшные» вещи: специальные клетки уничтожают мышцы, пищеварительную систему, ротовой аппарат, множество ножек и т.д. Во мраке кокона внутри куколки, кажется, существует лишь какая-то все растворившая жидкость. Однако гибнет не всё. Условие благополучного завершения метаморфоза - сохранение нервной системы. Нервные центры - скопление нервных клеток (ганглиев) видоизменяются, но сохраняются, с ними сохраняется память о приобретенных личинкой рефлексах и способах поведения. А потом в этом кажущемся хаосе формируются новые органы: суставчатые конечности, ротовой аппарат, чтобы питаться нектаром, а не грызть листья, образуются мохнатые антенны для ориентировки и прекрасные крылья. Оболочка разрывается. Над цветущим лугом в голубом и солнечном небе летит прекрасная бабочка...

Видна прямая аналогия: сохранение интеллектуального каркаса (нервной системы общества) - условие возрождения и величия нашей страны.

«Интеллектуальный каркас», «нервная система общества» понятия, возможно, не идентичные термину «интеллигенция». Военные интеллектуалы - полководцы, фортификаторы, морские офицеры, инженеры, агрономы, «архивные юноши», собиратели народных песен, служители «чистой науки» и просвещённое купечество, и люди искусства, и, конечно, учителя, врачи и просто «образованные люди» - все необходимы для существования могучего, независимого государства.

МКОУ Полойская средняя общеобразовательная школа

Краснозёрский район Новосибирская область

Региональный тур Всероссийского конкурса

среди активистов школьного музейного движения

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:

«Духовные памятники села Полойка

Краснозёрского района Новосибирской области»

Номинация «История в одном экспонате»

Работу выполнила:
Учащаяся МКОУ Полойской СОШ
Мишенина Дарья (8 класс)

Руководитель:
Чернобровенко Н.П.
руководитель школьного
историко-краеведческого музея

с. Полойка
2018 г.


1.Введение.
1.1.Актуальность исследования……………………………………………....3
1.2.Новизна исследования…………………………………………………….3
1.3.Цель исследования…………………………………………........................4
1.4.Задачи исследования……………………………………………………....4
1.5.Объект исследования……………………………………………………...4
1.6.Методы исследования……………………………………………………..4
1.7.Практическая значимость…………………………………………………4
1.8.Результаты исследования…………………………………………………4
1.9.Место и сроки проведения исследования………………………………..4
2. Основная часть.

2.1.Традиция установления надгробных памятников……………………...5

2.2.Надгробные плиты на Руси………………………………………………5

2.3.Надгробная плита 1907 года……………………………………………. 5

2.4.Посещение районной церкви и беседа с батюшкой Алексием Лебедевым……………………………………………………………...5-6

2.5.Связь надгробной плиты с Троицкой церковью………………………..6

2.6.Строительство Троицкой церкви в селе Полойка……………………...6

2.7.Убранство Троицкой церкви…………………………………………….7

2.8.Жизнь священника и его семьи………………………………………..7-8

2.9.Годы службы священника Д.И. Василевского…………………………8

2.10.Разрушение Троицкой церкви……………………………………….8-9

3.Заключение………………………………………………………………….9-10

4.Список используемой литературы…………………………………………..11

5.Приложение.

Введение

Человеческая история, лишенная идеи прогресса, представляет лишь бессмысленную смену событий, вечный прилив и отлив случайных явлений, которые не укладываются в рамки общего мировоззрения.

(Л. Мечников)

В наше время историю определённого предмета можно изучить в историко-краеведческих музеях. После посещения таких мест надолго остаётся масса впечатлений. Одним таким местом и стал для меня Полойский историко-краеведческий музей. Побывав в разных залах музея, наибольший интерес вызвал загадочный, ранее не исследуемый экспонат - Надгробная плита 1907 г. Заинтересовавшись, мне сразу же захотелось узнать её историю и провести исследовательскую работу по данной теме.

Актуальность выбранной темы. В последнее время в стране возрождается интерес к прошлому, к историческим корням. Всё больше людей обращается к вере. Возрождаются храмы, строятся часовни. Одно из качеств человеческого сознания - способность к забыванию. Если не будет существовать нечто, напоминающее нам о неком событии, со временем наше представление о нём практически полностью сотрется. Именно поэтому очень важны вещи, которые не позволяют нам бесследно потерять образ того или иного явления. Сохранившиеся документы дают нам возможность не только реконструировать прошлое, но и четко представлять его. Они являются носителями социально значимой информации. И наша задача заключается в сохранении и передаче будущим поколениям всей правды о людях и событиях. Мы уверены, нам есть, что вспоминать и кем гордиться!

Новизна исследования заключается в том, что история Надгробной плиты и установления их связи с историей села никогда не исследовалась.

Цель моего исследования: объяснить значение и происхождение Надгробной плиты и установить её связь с историей села.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

    овладеть навыками исследовательской работы;

    изучение теоретического материала по теме работы;

    сбор и анализ имеющихся исторических источников;

    оформить исследовательскую работу;

    презентовать исследовательскую работу на региональный тур Всероссийского конкурса среди активистов школьного музейного движения.

Объектом исследования данной работы является Надгробная плита 1907 г.

Методы исследования – изучение, накопление, осмысление и анализ материалов СМИ, воспоминаний старожилов, интервью, исследование и анализ документов, проверка, уточнение и обработка информации, оформление исследовательской работы.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что выявленные материалы можно будет использовать при проведении классных часов в школе, на уроках истории, написании творческих работ.

Планировалось получить следующие результаты:

    Создание текстового документа по выявленной теме;

    Принять участие в Муниципальном, а затем в Региональном конкурсе среди активистов школьного музейного движения.

Место проведения исследования – МКОУ Полойская средняя общеобразовательная школа Краснозерского района Новосибирской области.
Хронологические рамки исследования – ноябрь – декабрь 2018 год

Основная часть.

Изучив книжный материал по заявленной теме и воспользовавшись источниками СМИ, я выяснила, что традиция устанавливать на могилах усопших надгробные памятники зародилась очень давно.
Люди всегда свято верили, что если делать подношения к захороненным старейшинам рода, духи предков будут благосклонны к ним, и племя будет процветать, из века в век, поэтому надгробные памятники можно считать ещё и свидетельством непрерывного движения поколений. Многие думают, что первые монументы, гробницы и надгробия появились в эпоху раннего Возрождения. Однако традиция установления этих сооружений корнями глубоко уходит в каменный век, когда древние люди, столкнувшись с проблемами погребения умерших соплеменников, искали способы для сохранности тел от посягательств хищников.
На Руси надгробные плиты появились впервые на могилах царей, дворянства, знати – в храмах, соборах и усыпальницах. Если захоронение производилось внутри храма, то обычно устанавливали как надгробные плиты, так и каменные гробницы. (Приложение №1)
Но откуда же появилась такая плита в Полойке?
Ведь нашли её в центре села, недалеко от того места, где была церковь.
По воспоминаниям старожилов (Илющенко А.М, Голубятник М.Л., Окорокова С.Ф., Криушичевой Н.Ф. и других) и экстрасенса (Крумкачёвой Светланы), мне удалось узнать, что в парке был погост, где хоронили служителей церкви.
(Приложение №2)

В словаре С.И.Ожегова понятию «церковь» даётся такое толкование: «Церковь – объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью, религиозная община» «Храм – здание для богослужения, церковь». (Приложение №3)

Пообщавшись с батюшкой районного посёлка Краснозёрское Алексием Лебедевым, я получила ответы на многие вопросы. (Приложение №4) Я узнала, что в 30-е годы XX века Советская власть была против церкви и смогла убедить в этом большую часть общества. Повсеместно закрывались храмы, монастыри, церкви. Некоторые передавались местным властям, и им находилось применение, некоторые просто разрушались, а в некоторых располагались сельские клубы. Священнослужители подвергались гонениям. К концу 30-х годов большинство из оставшихся в живых священнослужителей находилось в тюрьмах и ссылке, что случилось и с нашим священником И.Д. Василевским. На вопрос о надгробной плите батюшка Алексий Лебедев ответил, что такие плиты действительно встречаются и по сей день на очень-очень старых кладбищах. Они могли ставиться не только служителям церкви, но и тем, кто посещал церковь, т.е. простому христианину, который ходил на службу в Троицкую церковь. Но так как такая плита только одна в селе и найдена недалеко, от места, где находилась церковь, то я всё-таки думаю, что она была поставлена либо служительнице церкви, либо Рабе Божьей Дарье Ивановой, которая ходила на службу и семья которой в то время могла купить такую плиту, так как в Полойке жили зажиточные старожилы, крестьяне Ивановы. (Приложение №5) Об этом же пишет в своей книге “История села” Н.М.Карнаухов. (Приложение №6) Их было много, и у них были большие запасы хлеба. В голодные годы они организовывали столовую, где кормили бесплатно один раз в день всех жителей села. Только нужно было приходить со своей чашкой и ложкой.
А связана надгробная плита, конечно же, с Троицкой церковью.
Из документов «Полойка - селение при озере Полойском» (Деревенском)
я узнала, что в центре села в 1899 году было начато строительство церкви, а в книге Н.М.Карнаухова «История села», сказано, что за 3 года она была построена.
(Приложение№7)
Строили её плотники Майковы: Мартиян, Семён и Василий, а также Воронин Макар Яковлевич (1874-1939 годы жизни) и другие.
Строилась на средства подаяния церкви и населения, что шло с большим трудом.
По воспоминаниям старожилов, церковь в селе была богатая, неописуемой красоты. Построена из толстых брёвен на фундаменте, с золочёными крестами, куполом и с колокольней. Полный набор больших колоколов издавал божественную музыку, волнуя сердце русского человека.
Колокола могли звонить при пожаре, при покойнике в деревне, во время больших праздников, при каком-то важном событии, издавая особые звуки, которые уже были понятны людям. В церкви, как и сейчас, крестили новорождённых, венчали молодые пары, отпевали умерших, вели службы.
В ожидании духовных лиц, дорогу от Славгорода до Полойки мели даже вениками, отсюда и название – «Архиерейская дорога». Архиерей - духовное лицо. Правда, это название уже не помнят даже старожилы.
Священником Троицкой церкви был Василевский Иван Дмитриевич 1875 года рождения, уроженец Тамбовской губернии.

Батюшка был умным и воспитанным человеком.
У него была семья, которая так же отличалась своей воспитанностью. Держали своё подсобное хозяйство, сеяли зерно, занимались пчеловодством, работали вместе с рабочими.
Старожилы вспоминают, что семья жила в деревянном доме, который находился на улице Садовой (когда-то была усадьба семьи Хмарских), здесь же на этой улице был посажен Поповский сад, в котором росла малина, чёрная и красная смородина, вишня, слива, абрикосы, виноград, крупные яблоки и т.д.
Дом, в котором он жил с семьёй не сохранился, но до сих пор существуют остатки сада, местные старожилы называют это место «Поповский сад», а молодое поколение села этого названия уже не знают.
(Приложение №8) Вот поэтому, одну из улиц в селе называют Садовая по сей день. (Приложение №9)
Местные жители - старожилы тепло отзываются о батюшке, его семье.
Из источников СМИ выяснила, что семья священника более чем любая другая, должна представлять собой домашнюю церковь. Для созидания ее необходима напряженная духовная жизнь родителей, особенно отца. Эту жизнь дети чувствуют и приобщаются к ней в меру своего возраста. Необходимо находить время для внутрисемейного общения и совместных молитв и бесед с членами семьи, как находится оно для общения с прихожанами.

Невозможно представить священника, который не выражал бы свои радости и печали в молитвах, прося у Бога помощи в печалях и вознося благодарение за радость.

Эти молитвенные прошения и благодарения должны быть общим делом семьи, в которой отец-иерей предстоятельствует в доме, как на общественном богослужении он предстоятельствует в храме. Кому как не священнику проводить со своими детьми систематические беседы с разбором богослужения, Евангелия и отдельных глав Ветхого Завета.
Я думаю, что именно таким человеком и был Иван Дмитриевич, иначе бы так тепло не вспоминали о нем жители нашего села и других ближайших сёл, которые посещали нашу церковь.
Когда все религиозно-церковные интересы отца остаются за порогом дома, где-то там, в храме, тогда трудно ожидать возрастания в детях живой веры; церковное служение отца в их сознании превращается в обычную работу, источник заработка, а околоцерковные сплетни и пустые церковно-бытовые разговоры не назидают душу.
В гражданскую войну священник часто спасал полойцев от колчаковцев, которые приходили грабить село. Он вместе с богатыми селянами нагружал им обоз продуктов, и те покидали село.
Служил Иван Дмитриевич до 1931 года, потом его раскулачили и сослали, о его судьбе долгое время ничего не было известно. И только из книги «Сибирская Провинция в ХХ веке» С.А. Папкова Новосибирск 2011г., мы узнали, что Василевский Иван Дмитриевич был дважды арестован, а в 1937 году в городе Барнауле расстрелян. Реабилитирован в 1991 году. (Приложение №10)
В 1931 г. церковь была разграблена, иконы изрублены и сожжены. Под страхом смерти некоторые отчаянно верующие иконы спасали. Колокола, говорят, утопили в озере, в каком не известно, но где-то в стороне посёлка Волчанка Доволенского района Новосибирской области.

Конфликты в отношениях между церковью и местной партячейкой были уже в 1928 году, когда было решено отобрать у верующих церковь и превратить её в клуб.

Для достижения цели использовались разные карательные меры, и, не добившись желаемого результата, решили поджечь церковь, но возникший пожар жители вовремя потушили.

В 1932-1933 годах здание было чуть изменено и в бывшей церкви открыли клуб, потом в этом здании была столовая, гостиница, швейный цех, а в 2000 году её разобрали совсем.
К сожалению, фотографий самой церкви не сохранилось, но фотография переделанного здания есть. Сейчас на этом месте частный магазин “Перекрёсток”. (Приложение №11)

В селе Мохнатый Лог, расположенном в Краснозерском районе Новосибирской области, сохранилась однопрестольная деревянная церковь Святой Троицы, построенная в 1906 году.
Я считаю, что вот также, наверное, выглядела и наша Троицкая церковь. (Приложение №12)

Заключение

Без прошлого нет будущего. Изучив некоторые источники, пообщавшись со старожилами, с батюшкой Алексием Лебедевым, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Мы должны уважительно относиться к вере своих предков, к историческим памятникам.

Невозможно представить современный русский город или село без храма, церкви, монастыря, часовни. Эти особенные неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. И не удивительно. Русские люди стараются посвящать Богу всегда все самое лучшее, на что они способны.

В результате моей исследовательской работы я достигла поставленной цели, соприкоснулась с «живой» историей, ощутила значимость своей работы, получила опыт исследовательской деятельности.
И полностью убедилась в том, что надгробная плита напрямую связана с Троицкой церковью. Лично я считаю, что если бы была своя церковь в селе, чтобы можно было исполнить все потребы души русского православного человека - исповедоваться в грехах, причаститься, покреститься, отпеть усопших, поставить свечу, а, может быть, и задуматься о правильности выбранного пути, то, наверное, было бы меньше убийств, изнасилований, наркоманов, пьяниц и т.д.
Хотелось бы, чтобы в нашем селе Полойка, которое много-много лет было одним из передовых в районе, в котором было много хороших добрых дел, была своя церковь. П
омнят православные христиане: «Кому Церковь - не мать, тому Бог – не Отец».

Список использованной литературы

    Карнаухов Н.М., Крутей Л.В. «История села Полойки» Копи-центр «Байт-сервис» р.п. Краснозёрское 2005 г.

    Материалы Интернета.

    Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» Издательство «Азъ» 1992 г.

    Папков С.А. «Сибирская провинция в XX веке. Краснозёрский район в контексте российской истории/ С.А. Папков; отв.ред. д-р истор. наук В.А. Исупов; Сибирский университет потребительской кооперации, Институт истории СО РАН. – 2-е изд. – Новосибирск, 2011. – 296 с. (стр.61 и стр.212).