January 30th, 2012

На днях, во время поиска информации по Ржевско-Вяземскому оборонительному рубежу, на сайте "Подвиг Народа", мне неожиданно попалась карта, которая была датирована маем 1941 года и озаглавлена - "Схема укрепленных районов третьего рубежа по линии: Осташков, Ржев, Вязьма, Спас-Деменск" (фонд 208 опись 2511 дело 309).


Сначала, я подумал, что дата поставлена ошибочно, но на самой карте обнаружилась дата ее составления - 17 мая 1941 года, а вверху, там где должна была быть подпись Тимошенко значилось " " мая 1941. Внизу оставлено место для подписи Жукова, но ее тоже нет, а вот подпись начальника отдела укрепленных районов КА генерала-майора Ширяева имеется.

Цепочка из 4х УРов протянулась ровно по линии Ржевско-Вяземского оборонительного рубежа. Дело в том, что до сих пор считалось, что эту линию начали строить (и проектировать) лишь после начала Великой Отечественной Войны, а тут вот - готовая карта, с расположением УРов, составляющих их узлов обороны и опорных пунктов. В правом нижнем углу табличка, с раскладкой по тому, сколько и каких сооружений должно быть построено и сколько это будет стоить. Судя по таблице, первая очередь строительства должна была быть закончена к 1 июня 1942 года, промежуточным этапом к 1 января 1942 года.

В 1940 и 1941 активно строилась первая линия - так называемая "Линия Молотова", вдоль новой границы, которая возникла в сентябре 1939 года.
Вторая линия - "Линия Сталина" местами покинутая войсками (которые выдвинулись западнее), а местами реконструируемая проходила вдоль старой границы. И вот оказывается, планировалась и третья линия, в каких то 300 км от Москвы. Всего должны были построить 4878 оборонительных сооружений, из них 1296 за первый год строительства. Общая стоимость линии оценивалась почти в два миллиарда рублей, при этом во втором полугодии 1941 должно было быть "освоено" почти 440 млн рублей.
На карте нет подписей, и неизвестно, был ли отдан, до 22 июня 1941 года, приказ о начале ее строительства, однако в любом случае, была проведена большая подготовительная работа по рекогносцировке и проектированию рубежа. Исходя из того, что была подсчитана смета (с точностью до тысяч рублей) можно с с большой долей уверенности предположить, что к этому времени были созданы детальные проекты по всей линии, определены объемы земляных, бетонных и прочих работ.
Не очень понятно, за счет каких сил планировалось ее строить - план по "Линии Молотова" не выполнялся, буквально все силы были брошены на ее строительство (бетон лили даже ночью 22 июня), кроме того должна была начаться реконструкция "Линии Сталина" и формирование для нее новых частей.

Не хочется делать быстрых выводов, хотя они напрашиваются сами собой - Советский Союз готовился к обороне и к войне на своей территории.

Возможно, что данная карта, это часть доклада, который был представлен Сталину 24 мая 1941 года. Он был написан в единственном экземпляре от руки 15 мая 1941 года: "Соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками".
"Соображения..." содержали в себе такую приписку рукой Ватутина: «Одновременно необходимо всемерно форсировать строительство укрепленных районов, начать строительство укрепрайонов на тыловом рубеже Осташков, Почеп и предусмотреть строительство новых укрепрайонов в 1942 г. на границе с Венгрией, а также продолжать строительство укрепрайонов по линии старой госграницы».
Осташков это как раз северный фланг рубежа, а Почеп - южный.

Судя по опросам на профильных форумах , подобной карты никто никогда не видел и даже не подозревал о ее существовании. Никаких упоминаний об этих 4х УРах ранее не встречалось.

Вот такая мистика. Любопытно, что меню поиска на сайте "Подвиг Народа" начинается с 06.1941, за май это единственная карта находящаяся на сайте. Единственное объяснение ее появления состоит в том, что она была в одной описи с сентябрьскими картами Западного фронта, по Ржевско-Вяземской линии. Возможно, ее использовали для сверки или как образец, а потом заодно сдали в архив.
При рассекречивании и оцифровке на дату не обратили внимания и она проскочила в общий доступ.

Вероятно, можно найти какие либо доказательства начала подготовки строительства этой линии. Возможно, средства были заложены в бюджет СССР на 1941 год, задания на производство оборудования для ДОТов и их вооружения были включены в планы заводов, возможно в этот район уже выдвигались какие то строители, открывались лагпункты и тп.

Поскольку карта очень большая (найти ее можно либо на сайте, либо на торрентах - странно, что ранее на нее не обратили внимания), дам несколько ее частей с УРами для большей наглядности.

Ширина по фронту 140 км. Перед УРом расположено большое предполье. Надо сказать, что в 1941 году по переднему краю предполья, проходил передний рубеж обороны. Еще можно обратить внимание на то, что узлы обороны расположены вдоль Волги таким образом, чтобы оборонять фланг от удара с севера. В 1941 году пришлось удерживать противоположный берег Волги. Обращает внимание рубеж возле города Белый, который прикрывает стык между УРами.

Ширина по фронту 120 км. Идет вдоль Днепра. Шоссе и железная дорога прикрыты одним узлом обороны в районе Издешково.

130 км по фронту, у передней границы УРа город Ельня

95 км по фронту. В 1941 году линия обороны проходила примерно также, включая предполье.

Продолжение (надеюсь) последует

UPD. Картинки бОльшего размера
Фотографии в альбоме «

К началу Великой Отечественной войны большинство гидроэлектростанций в СССР строилось под контролем НКВД с широким использованием труда заключенных. Попавшие в плен немецкие и японские военнослужащие тоже нередко работали бок о бок с узниками ГУЛАГа.

К концу 1945 года в советском плену оказалось около 3,5 млн человек, главным образом немцев и японцев. Учитывая нехватку рабочей силы из-за больших потерь на войне и огромных объемов работ по восстановлению разрушенного хозяйства, было решено использовать труд военнопленных, в том числе и на строительстве гидроэлектростанций. При этом к процессу подключали и заключенных ГУЛАГа.

Упоминания о работе военнопленных встречаются довольно часто, когда речь идет о строительстве и восстановлении многих гидроэлектростанций по всей стране. Нередко отмечается, что им доверяли ответственную работу, требующую высокого качества исполнения. При этом между военнопленными, остальными строителями и местными жителями зачастую складывались добрые отношения, что на первый взгляд, кажется удивительным.

Фархадстрой. Рабочие на строительстве Фархадской ГЭС.

Так, военнопленные участвовали в достраивании Угличской ГЭС. Старожилы вспоминают, что работали пленные немцы усердно и дисциплинированно. Им доверяли и отделку фасадов, и архитектурные работы, и строительство домиков на шлюзе вместе с мостом через него, и облицовку плитами.

Хуберт Денезер, бывший немецкий военнопленный, попавший на стройку Угличской ГЭС в 1944 году, вспоминает: "Лагерь находился на левом берегу. В деревянном бараке было 4 зала, койки, печки, коридор, туалет, столовая, кухня и хлеборезка. Различные мастерские: сапожная, ремонтная, пожарная часть, котельная. Работал я в Угличе 22 месяца. По лестнице в арке шлюза бегал 148 ступенек вверх-вниз с ведром за водой для замешивания цемента. Освоил много строительных профессий. Когда вернулся в 1948 году из плена в Германию, сам себе выстроил дом... Зимой мы пилили лед на Волге, чистили подвалы от старого льда. Летом вывозили навоз на поля. Там виделись с девушками, шутили и смеялись".

Строительство Фархадской ГЭС. Фото Макса Пенсона. Узбекистан, 1944

Работали пленные немцы и на новой стройке Цимлянской ГЭС, хотя и не очень долго - с 1948 по 1950 годы. Их было более 5 тысяч человек, и участвовали они в основном в работах подготовительного периода - добыче камня в карьерах, строительстве автодорог и т. п. Среди военнопленных были и осужденные либо находящиеся под следствием военные преступники. Их труд использовали на более тяжелых работах. Выводились они под надежной усиленной охраной войск МВД с таким расчетом, чтобы обеспечить их изоляцию от населения и других работников.

Военнопленные японцы работали на строительстве Фархадской ГЭС в Узбекистане - крупнейшей на тот момент гидроэлектростанции в Средней Азии. Было их, по разным данным, от трех до пяти тысяч человек. На них возлагались самые ответственные и сложные работы. Кроме плотины станции, они построили два водоотводящих канала, которые до сих пор работают без ремонта и потерь воды. Старожилы отмечают, что японцы не умели халтурить и работали честно, на совесть, не допускали брака.

Вклад военнопленных в строительство гидроэлектростанций был значительным, но работа длилась недолго - уже к концу 1949 года подавляющее большинство пленных было репатриировано на родину.

Благодарим компанию "РусГидро" за предоставленные материалы. Больше историй о том, как работали ГЭС во время Великой Отечественной Войны, героях и неочевидных на первый взгляд событиях можно прочитать на сайте спецпроекта

Одним из самых главных нововведений Warlords of Draenor стал гарнизон - собственная база каждого персонажа, которую он получает на 90 уровне и может развивать по своему усмотрению. В гарнизоне есть четыре типа зданий: малые, средние, большие и специальные. Всего существует 24 здания: 10 малых, 5 средних, 5 больших и 4 специальных. Одновременно на третьем (высшем) уровне гарнизона каждый персонаж может построить 3 малых, 2 средних, 2 больших и все 4 специальных здания.

В этом гайде вы найдете полную информацию по каждому зданию плюс узнаете некоторые секреты, которые хранят опытные игроки. Мы не только дадим вам общую информацию по каждому зданию, но и расскажем, как построить максимально эффективную базу, которая подойдет именно вам.

Малые здания (10)

Большинство малых зданий относятся к профессиональным: построив их, вы сможете получать бонусы профессии, даже не владея ею (например, варить зелья, не будучи алхимиком). Тем не менее, лучше строить в гарнизоне здания, которые соответствуют основным профессиям персонажа, потому что только в таком случае вы сможете полностью получить все бонусы профессии (например, сварить улучшенные настои могут только алхимики).

После появления гарнизонов прокачка крафта стала существенно проще. Сотни разных ингредиентов, которые были нужны раньше, заменил единый основной ингредиент, свой для каждой профессии. Для его производства как раз и ставятся профессиональные здания. Каждое из них имеет три уровня. На первом уровне здание позволяет одновременно размещать 7 заказов на основной ингредиент, на втором уровне - 14 заказов, на 3 уровне - 21 заказ.

В каждое здание на втором уровне можно отправить последователя, который ускоряет производство заказов и дает уникальные бонусы.

1. Лавка самоцветов

Самое прибыльное маленькое здание: отправив сюда соратника, вы будете ежедневно получать квест, награда за который составит до 300 золотых (для выполнения понадобится руда).

2. Павильон наложения чар

Отправив сюда соратника, вы получите доступ к различным визуальным эффектам, которые можно наложить на оружие (бесполезная ерунда для красоты). Главная польза от павильона для не-энчантеров - вы сможете распылять ненужные эпические вещи, которые когда-то носили. Хотя если у вас есть друг-энчантер, вы можете просто напроситься к нему в гости и распылить свои личные вещи в его павильоне.

3. Инженерная мастерская

Соратник в этой мастерской сможет продать вам несколько интересных инженерных штук, в том числе дворецкого (дает доступ к банку) и портативный почтовый ящик. Впрочем, обычно у инженеров уже есть Дживс (доступ к банку и торговцу) и Мялл-И (почтовый ящик) и им это все не нужно, а вот не-инженерам может быть полезно.

4. Швейная лавка

Это здание лучше ставить только персонажам с соответствующей профессией, потому что самые интересные вещи - сумку из волшебной ткани, ковер и спутника-элекка - смогут сделать только они. Последователь здесь может шить вам штандарты, которые ставятся на поле боя (дают дополнительное здоровье или наносят урон в течение минуты), но этим никто не пользуется.

5. Мастерская начертателя

Соратник в этой мастерской сможет делать из травы торговые вексели. Их можно будет продавать торговцам, таким образом имея небольшой дополнительный доход. Но с векселями есть такая трудность, что их получают «кусочками», которые еще нужно совмещать, то есть вы можете делать квесты ежедневно в течение недели и так и не получить хотя бы одного целого векселя. Так что если ваша цель - заработать, лучше поставьте лавку ювелира, там доход гарантирован.

6. Кузница

Соратник в этом здании даст вам возможность регулярно получать четырехчасовые положительные эффекты двух видов: на то, чтобы ваша броня и оружие не теряли прочности либо на то, чтобы во время драк к вам на помощь регулярно приходили особые «стражи горна».

7. Кожевня

Если отправить в это здание соратника, то он сможет делать палатки - специальные предметы, которые при использовании дают часовой бонус в 10 процентов ко всем характеристикам. Палатки можно делать одним персонажем на аккаунте и пересылать всем остальным (они имеют статус bind on account).

8. Алхимическая лаборатория

Соратник-алхимик будет ежедневно давать вам квест, за который вы получите несколько бутылок дренорских зелий.

Кроме зданий профессий, в малые слоты можно поставить еще два уникальных здания.

9. Склад утиля

Склад утиля дает вам возможность получать разные дополнительные предметы от последователей, которых вы отправляете на миссии. На втором уровне здания в ящиках с утилем могут быть предметы для последователей, а на третьем - предметы для персонажа. Таким образом, вы можете сносно одеть своего героя (правда, максимальный уровень предметов из ящиков с утилем крайне редко бывает выше 610). Тем не менее, среди утиля часто встречаются улучшения для одежды и оружия последователей, поэтому это строение можно считать обязательным на средних уровнях игры.

На это здание вы сможете начать на 96 уровне. Кроме чертежа, по завершению цепочки вы получите последователя с редкой специализацией (инженерное дело).

10. Хранилище

Здание, которое делает ваш гарнизон гораздо удобнее, потому что в нем появляется банк: на первом уровне ваш личный, на втором - банк гильдии, на третьем - хранилище бездны и трансмогрификатор. Построить хранилище можно только после того, как ваша база достигнет второго уровня.

Также нужно знать о малых зданиях

Малые здания недорогие. Стоимость постройки всех малых зданий одинакова: 1 уровень - 150 золота, 50 ресурсов; 2 уровень - 300 золота, 100 ресурсов; 3 уровень - 500 золота, 300 ресурсов. Кроме того, для строительства каждого уровня здания надо выучить чертеж. Чертежи можно покупать у торговца в гарнизоне. Несколько чертежей можно получить у специального торговца в Ашаране, выполнив особые цепочки квестов.

Цепочки заданий на чертеж первого уровня для каждого профессионального здания начинаются на 90 уровне (если вы знаете профессию, необходимый предмет выпадет из монстров). Если вы не знаете профессию, чертеж первого уровня строения для нее можно будет купить, когда вы построите гарнизон второго уровня.

Чертежи второго уровня профессиональных зданий продаются у торговцев и не требуют выполнения особых условий. Чертежи третьего уровня профессиональных зданий можно покупать после того, как будет выполнено достижение «Большая куча заказов» (завершить 250 любых заказов в гарнизоне). Достижение действует сразу на всех персонажей учетной записи.

Средние здания (5)

Все чертежи средних зданий вы получите, просто улучшив свой гарнизон до второго уровня. Средние здания дают различные полезные бонусы, позволяют выполнить несколько десятков достижений, получить уникальных петов, спутников и игрушки. Эти здания значительно сильнее отличаются друг от друга, чем малые, и стоят дороже. У них точно так же есть три уровня, и для того, чтобы построить какое-то здание максимального уровня, придется выполнить уникальное достижение (обычно не очень сложное).

1. Лесопилка

Если вы построите лесопилку, то сможете видеть в каждой локации особые деревья, которые можно срубить. Чем выше уровень лесопилки, тем более толстые деревья вы сможете валить. С деревьев вы получаете древесину, которую потом на лесопилке сможете переработать в ресурсы гарнизона. Таким образом, лесопилка - отличное здание для начала игры, когда вам постоянно не хватает ресурсов.

Кроме того, лесопилка открывает доступ к двум уникальным последователям: Вэлдон/Алексий Баров (Альянс/Орда) и Филарх Вечнозеленый. Барова вы получите уже на первом уровне лесопилки, валя деревья в начальных локациях, а Филарха - на третьем уровне, рубя большие деревья в разных локациях (для начала вам придется трижды его убить).

После того, как ваш гарнизон вырастет и нужда в большом количестве ресурсов отпадет, лесопилку можно снести и возвести на ее месте более нужное здание. Баров и Филарх останутся с вами.

2. Таверна

Еще одно здание, которое отлично подходит для начала игры. В таверне первого уровня будет ежедневно появляться задание, за выполнение которого вы получите награду - это может быть золото, ресурсы гарнизона, полезная вещица или даже спутник (Миллхаус Манашторм).

На втором уровне таверны вы сможете еженедельно вербовать одного нового соратника, при этом у вас будет возможность выбрать одну из его способностей. Очень полезно на ранних стадиях игры, пока у вас мало соратников. Кроме того, это самый легкий способ выполнить достижение «Командир» (завербовать 40 последователей).

На третьем уровне таверны откроются особо прибыльные задания для спутников, связанные с охотой за сокровищами. Награда за такие задания может доходить до 300 золотых. Однако заработать такую сумму в игре можно вообще не напрягаясь, так что по большому счету таверну можно сносить, как только вы выполнили все связанные с ней достижения и получили достаточно спутников.

3. Торговая лавка

В торговой лавке первого уровня вы сможете обменять разнообразные ресурсы (шерсть, пыль, траву и т.п.) на ресурсы гарнизона, так что это здание также очень полезно на начальном этапе игры. На следующих этапах игры вам уже пригодится второй торговец, который делает обратную операцию: в обмен на ресурсы гарнизона продает ресурсы для профессий. Учтите, что курс у торговца меняется каждый день: если вам не нравится сегодняшний, загляните завтра - он может упасть чуть ли не вдвое.

Торговая лавка второго уровня дает возможность получить доступ к аукциону, не выходя из гарнизона. Но для этого вам придется собрать четыре модуля, каждый из которых, в свою очередь, состоит из нескольких запчастей. Запчасти выпадают строго в определенных местах: одни - в конкретных местностях Дренора с любых монстров (готовьтесь много фармить), другие - в подземельях, третьи - в рейдах, четвертые - в PvP и т.д. Впрочем, любую из них можно купить на аукционе. Большинство - довольно дорого.

Третий уровень торговой лавки ускоряет скорость набора репутации со всеми фракциями Дренора на 20%. Если ваше самолюбие греют ровные полоски Exalted со всеми фракциями игры, то торговая лавка будет для вас одним из самых важных строений. Шутка заключается в том, что для постройки третьего уровня лавки надо уже иметь высший уровень репутации хотя бы с одной фракцией Дренора. Но есть секрет: если вы уже когда-то добились расположения Ната Пэгла, то вам повезло - он, хоть и находится формально в Пандарии, считается персонажем Дренора.

4. Хлев

После того, как вы построите хлев, у вас появится возможность ловить в Дреноре зверей. На первом уровне хлева ловиться будут звери, забой которых в хлеву даст вам мех и кожу (полезно для кожевенников и портных). На втором уровне хлева появится возможность ловить зверей, с которых получают мясо (неплохо для прокачки кулинарии).

Но самые лучшие бонусы дает хлев третьего уровня: игрок получает возможность ловить редких зверей и добывать из них дикую кровь, специальный дорогой ингредиент, который нужен всем профессиям для производства эпических вещей самого высокого уровня. Сейчас стоимость дикой крови на большинстве серверов составляет 500-700 золотых. Таким образом, хлев - одно из самых востребованных и полезных строений в вашем гарнизоне.

5. Святилище гладиатора

Единственное здание, которое напрямую связано с PvP-аспектом игры. Построив его, вы сможете собирать кости убитых героев противоположной фракции. Эти кости сдаются приемщику в гарнизоне, который выдает в обмен разные полезные для PvP штуки (очки чести, очки завоеваний, вещи и др.)

На втором уровне Святилища открывается возможность открыть более десяти уникальных званий, которые не добыть больше никаким образом. Для этого придется последовательно убивать по 500 игроков всех рас противоположной фракции. Убив всех, вы заслужите достижение «Полководец Дренора». Делать это проще всего на Ашране - там круглосуточно идут бои, большинство участников которых совершенно не интересует результат противостояния: они объединяются в группы по интересам («кому дренеев - во вторую!») и дерутся ровно до момента, пока счетчик не покажет заветное «500».

На третьем уровне Святилища герой получает возможность попасть на специальную арену - Колизей верховного молота. За победу на этой арене выдадут уникальное звание и игрушку. После этого здание можно сносить - или оставить, поскольку оно само по себе дает несколько приятных бонусов (можно падать и не получать урона, дышать под водой, уменьшает получаемый урон и пр.)

Большие здания (5)

Большие здания - самые дорогие в гарнизоне: отстроить любое из них до третьего уровня будет стоить несколько тысяч золотых монет и ресурсов. Чертежи всех больших построек первого уровня, кроме казарм, вы получите, улучшив гарнизон до второго уровня. Как и в случае со средними зданиями, максимальная прокачка большого здания потребует выполнить определенное достижение.

1. Казармы

Казармы - обязательное большое здание, которое строит каждый игрок, только получив доступ в гарнизон (потом его можно снести). Первый уровень казарм дает доступ к особому виду миссий для ваших спутников - патрулям. За патрули они получают больше опыта.

Улучшив казармы до второго уровня, вы получаете возможность отправить сюда соратника со специальной способностью «телохранитель». Теперь достаточно поговорить с ним, и он будет сопровождать вас по всем локациям Дренора (только открытые местности). Находясь рядом с вами и участвуя в драках, телохранитель получает опыт и прокачивается. На определенном этапе он получает дополнительную атакующую способность, а прокачавшись до максимума - некую полезную способность (например, Вивианна учится создавать телепорт в гарнизон). Всего в игре пять спутников-телохранителей, каждый с уникальным набором боевых и полезных приемов. Прокачать можно всех пятерых, но с собой разрешено брать лишь одного.

На третьем уровне казарм вы получаете возможность одновременно посылать на миссии не 20, а 25 последователей. Полезный бонус для всех, кто активно прокачивает соратников.

2. Оружейная

Оружейная (дворфийский бункер/военная фабрика) первого уровня дает вам возможность собирать с убитых врагов (PvE) обломки брони, за которые потом можно покупать красивые предметы для трансмогрификации. На втором уровне появляется возможность обменивать ресурсы гарнизона на улучшения для оружия и брони соратников. На третьем уровне игрок получает возможность получать каждую неделю бесплатную печать, которая дает шанс на дополнительную добычу в рейде.

Оружейная - одно из самых бестолковых зданий в гарнизоне. На начальном этапе у вас мало ресурсов гарнизона и вы точно не станете тратить их на улучшения для соратников. Когда ресурсов много, у вас скорее всего уже построена Лавка утиля (малое здание), которая более-менее регулярно снабжает вас улучшениями, плюс их носят сами соратники. Бесплатная печать - приятная халява, но эти печати не так уж дороги (продаются на Ашране, по три штуки в неделю). Так что это здание имеет смысл строить только если вы неровно дышите к нескольким красивым сетам для трансмогрификации, а получив их - тут же снести оружейную и построить что-то более полезное.

3. Башня магов

Самое бестолковое здание гарнизона (особенно для магов). Открывает на каждом уровне по одному телепорту в разные локации Дренора - игрок сам выбирает, в какие именно: можно иметь открытыми до трех телепортов из шести возможных. Телепорты односторонние.

4. Мастерская гномов (гоблинов)

Самое забавное здание - как и все, что в World of Warcraft связано с гномами и гоблинами. После постройки вы получаете возможность пользоваться безумными гномскими изобретениями: чем выше уровень постройки, тем их больше. На третьем уровне мастерской можно будет раз в день вызывать в любой локации Дренора практически неубиваемую осадную машину.

Среди прочих изобретений - как относительно бесполезные мотоциклы, так и мощные бомбы и даже термоядерные ракеты, наносящие огромный урон всем целям в месте приземления. Кроме того, в мастерской можно разжиться несколькими приспособлениями, которые позволяют взлетать и планировать, хотя бы недолго - в Дреноре, где пока еще нельзя летать, это очень важное преимущество (хотя бы для того, чтобы доставать сокровища, запрятанные в горах).

5. Стойла

Стойла позволяют вам приручить и добавить в свою коллекцию шесть новых ездовых животных. Плохая новость: для этого придется выполнять довольно муторные ежедневные задания. Хорошая новость в том, что выполнив эти задания и получив маунтов, стойла можно снести. Бонусы от постройки стойл несущественны (на втором уровне вы сможете взаимодействовать с окружением, не спешиваясь - например, рвать траву, не слезая с коня; а на третьем уровне ваша скорость передвижения по Дренору повысится на 20%).

Специальные здания (4)

В гарнизоне есть еще четыре здания, для каждого из которых отведено специальное место: шахта, сад, хижина рыбака и зверинец. Каждое из них становится доступно на определенном уровне. Строить и развивать имеет смысл в первую очередь те здания, которыми вы в дальнейшем планируете активно пользоваться и которые подходят вашей профессии.

1. Шахта

Шахта становится доступна на 92 уровне. Чем выше уровень шахты, тем она длиннее и тем больше в ней ресурсов. Собирать их можно даже если у персонажа нет навыка горного дела (в самом Дреноре такой персонаж не сможет собирать руду). На втором уровне шахты в нее можно отправить соратника - он повысит выработку. Кроме того, в шахте будут попадаться особые тележки, с которых можно добыть кусочки артефактов для археологии. А самые удачливые игроки смогут добыть из рудной жилы редкого питомца.

2. Травяной сад

Травяной сад открывается на 96 уровне. Чем выше уровень сада, тем больше в нем кустов травы, а на третьем уровне в центре сада расцветает особенное дерево, под которым появляются съедобные фрукты - еда, дающая особые бонусы к характеристикам (она не остается в инвентаре после выхода из игры, подобно волшебной еде магов). Собирать траву можно даже персонажам без навыка травничества. В сад точно так же можно отправить последователя, после чего появляется возможность самостоятельно выбирать, какуой вид травы вы хотите выращивать (по умолчанию растет разная). И здесь точно так же можно добыть редкого питомца.

3. Рыбацкая хижина

Это строение можно поставить на 94 уровне. Даже если вы никогда в жизни не увлекались рыбалкой и уровень в этом навыке равен у вас единице, вы все равно сможете ловить рыбу на Дреноре и выполнять ежедневные квесты. Выловив несколько сотен особенной рыбы, вы сможете залучить в свою хижину самого Ната Пэгла. После этого вам придется выловить еще несколько тысяч особенной рыбы, выполняя его задания.

4. Зверинец

Это здание строят только те игроки, кто вложил немало сил в такой аспект игры, как битвы питомцев. Оно становится доступно лишь на сотом уровне, а условием строительства становится победа над тремя очень сильными противниками. Бонусы от здания - возможность покупать камни для улучшения питомцев и мелкий хлам для них же (костюмчики, еду для увеличения/уменьшения и проч.), ежедневные квесты и возможность пополнить коллекцию несколькими уникальными петами. Но в игре их и без того больше, чем полтысячи, и собрать всех - задача не на один месяц.

Когда вы начнете строить собственную базу, помните, что все ваши решения обратимы: любое здание можно снести и построить вновь. Вопрос лишь в том, чтобы принимать оптимальные решения в зависимости от ваших потребностей. Если вы не гонитесь за тем, чтобы получить все достижения, собрать всех соратников и игрушки - сразу ставьте те здания, которые кажутся вам максимально эффективными. Если же ваша цель - максимально изучить все возможности игры, для начала стоит построить не самые ценные здания, получить все их преимущества - а потом снести их и уже после этого проводить финальную застройку. Удачной вам игры и хорошего лута!

P.S. Дополнения к гайду в комментариях - приветствуются! Важные комментарии будут добавлены в текст.

Любому геймеру, хотя бы мало-мальски знакомому с Вселенной и игровым процессом знаменитой , нет нужды говорить о важности постройки и формирования гарнизона, способного оказать успешное сопротивление захвату Дренора. И если саму стратегию строительства каждый игрок, как правило, избирает для себя самостоятельно (или руководствуясь гайдами с нашего сайта), то с порядком начальных квестов зачастую возникают весьма ощутимые трудности - очень уж широк выбор заданий. А излишнее внимание к второстепенным задачам, в подавляющем большинстве случаев ведет к неоправданной потере времени и, как следствие, невозможности создать действительно боеспособный гарнизон вследствие дефицита времени. Перечислим, хотя бы пунктирно, порядок выполнения начальных квестов для создания по-настоящему сильных крепостей.

Как известно, в результате выполнения стартовой цепочки заданий, игрок может оказаться в начальной локации либо Орды, либо Альянса. Рассмотрим оптимальный алгоритм действий для каждого случая.

Квесты альянса для гарнизона

В первой части статьи уделим внимание игре за Альянс. Оказавшись в Долине Призрачной Луны, вам, первым делом, необходимо последовательно выполнить следующие три квеста:

  • "Шаг третий: Пророк" (напомним, стартовая цепочка квестов уже осталась позади);
  • "Закрепление на Дреноре" (он практически вытекает из предыдущего);
  • "За Альянс!" (что также выглядит вполне логично.

И вот теперь важно следовать определенной "путеводной нити", которая выглядит следующим образом:

  1. У Бароса (архитектора) необходимо взять и выполнить два квеста подряд: "Прожорливые волки" и "Поиски древесины".
  2. У Ирели получить квест "Камнехруст".
  3. И сразу же - снова к архитектору гарнизона Алекстону, где нужно будет выполнить все доступные задания.
  4. Находим квест "Постройка казарм". Квест полезен, в том числе, еще и тем, что наглядно обучает игрока возведению построек в гарнизоне. Сам квест получается достаточно оригинально: необходимо кликнуть на стол, возле которого находится архитектор.
  5. Ищем Воздаятеля Мараада и берем у него задание "Киана-Тень Луны". Кстати, ее спасение позволит вам обрести своего первого соратника в игре. Только не забудьте после выполнения квеста найти ее в ратуше!
  6. Ну, и напоследок, теперь вам прямая дорога к лейтенанту Торну! Именно на него в игре возложена миссия вашего обучения отправке соратников на выполнение заданий. Квест так же вызывается клацаньем ЛКМ по столу рядом с бравым служакой. Сдать его можно будет только после того, как Киана успешно справится с поручением.

Как видите, все выглядит достаточно последовательно и логично. Впрочем, приведенный порядок - это всего лишь рекомендация. Любители пощекотать себе нервы могут попробовать пойти иным путем, выполняя абсолютно все квесты без всякого разбора! Дорогу осилит идущий!

А.Вуколов.

Строительство масштабных оборонительных линий в межвоенный период ХХ века было широко распространено. В большинстве своём эти мощные фортификационные сооружения, в которые была вложена масса труда и средств, "не сработали", если не считать, с натяжкой, Линию Маннергейма. Причины такого положения были различными и не всегда лежали в военной плоскости. Попробуем кратко рассмотреть, что происходило в СССР в области фортификационного строительства перед войной и в самом её начале.

Великая Отечественная война, как известно, началась для нас неудачно. На эту тему написаны десятки книг, снято множество фильмов. О причинах отступления РККА и трагической неразберихи на фронте и в тылу в начальный период войны также сказано достаточно. Но уже в ходе войны в качестве одного из факторов поражения лета 1941-го года называли неподготовленность границы страны к обороне.

И это немного странно: советское государство имело оборонительную военную доктрину. Предполагалось разгромить противника на его территории, предварительно измотав в оборонительном сражении. Но ведь оборона должна на что-то опираться, - первое, что делает солдат, прибыв к месту предполагаемого соприкосновения с силами врага, - начинает окапываться. То есть создаёт простейшее полевое оборонительное сооружение - окоп или стрелковую ячейку. Первое, что делает страна, получив некие приращения к территории - обустраивает новые границы. СССР к тому же за полтора года до начала Великой Отечественной завершил Зимнюю войну с Финляндией, и многие помнили, каких усилий стоил нам прорыв линии Маннергейма. Плюс к этому у всей Европы была на устах другая линия укреплений - Мажино. Неужели Советский Союз не построил ничего аналогичного?

Это не так, разумеется. У нас была "Линия Сталина" (кавычки потому, что в официальных документах эту систему укреплений так никогда не называли), - которая по данным немецкой разведки включала в себя 2962 каземата и бункера для орудий и пулемётов. Цифра становится ещё внушительнее, если не забывать, что долговременная огневая точка не стоит одиноко в поле, а окружена системой окопов, ходов сообщения, прикрыта инженерными заграждениями; инфраструктура укрепрайона, о которой будет сказано ниже, вообще весьма сложна.

Так где же были все эти укрепления в июне 41-го? В этой фразе ключевое слово "где". Они были на старой границе, образовавшейся в результате Советско-польской войны 1919-1921 гг., когда значительные территории Украины и Белоруссии отошли Польше. В 1939-м году Советский Союз эти земли вернул, а кроме них - прибалтийские республики, Бессарабию и Северную Буковину.
Таким образом, граница отодвинулась от линии укрепрайонов на 35-300 км. В связи с этим, а также в связи с подписанием Договора о ненападении с Германией, было принято решение о консервации "Линии Сталина" и о начале строительства на новых рубежах "Линии Молотова" (эту линию укреплений так не называли даже неофициально, это новейшее изобретение).
Строительство оборонительной линии на новой (старой) границе началось, но из запланированных к постройке более 5800 ДОС (долговременное оборонительное сооружение) сооружены были лишь 880. Гарнизоны ДОТов также не были доведены до штатной численности. Кроме того, не стоит забывать, что укрепрайон это не только система огневых точек с гарнизонами. Одиночный ДОТ или даже узел обороны из нескольких ДОТов обходится, блокируется и впоследствии сравнительно легко уничтожается противником, если не имеет прикрытия. А так называемое "полевое заполнение" укрепрайонов на новой линии было крайне недостаточным.

Тут, немного отступив от основного вопроса, можно вспомнить печальную историю бельгийского форта Эбен-Эмаэль. Форт находился на бельгийско-голландской границе, строился три года и считался крупнейшим в мире. Это мощное сооружение было призвано защитить Бельгию от германской агрессии. И что же? Форт, имевший по штату гарнизон 1200 человек, взяли 78 (это преувеличение, но главное дело сделали именно они) немецких десантников, посадивших свои планёры на крышу крепости. Это событие считается первой операцией с использованием десантных планёров. А вывод один - новые технические средства требуют новых подходов к тактике.
Появление скорострельного оружия и новых средств сообщения вызвало к жизни позиционную войну. Ведь теперь, пока солдаты прогрызали оборону, противник имел возможность быстро перебросить на угрожаемый участок подкрепления. Оказывалась неэффективной многодневная (!) артподготовка - закопавшихся в землю людей очень трудно перебить всех до единого. С мёртвой точки дело сдвинуло появление на полях сражений танков. Фортификацией военачальники не пренебрегали никогда, но после Первой мировой войны инженерная подготовка позиций выдвинулась на первый план, особенно там, где заранее подготовленных рубежей обороны не было. Когда началась война, оборонительные рубежи Москву не прикрывали, т.к. наша военная доктрина, как было сказано выше, предполагала вести боевые действия на чужой территории.


...Инженерные части как отдельный "род войск" имелись ещё у древних ассирийцев. На барельефе VII в. до н.э. изображены воины, пытающиеся пробить стену штурмуемой крепости с помощью ручного бурава и кирок под прикрытием тяжёлых щитов других воинов. Впрочем, кирка имелась у каждого ассирийского солдата, но специальные отряды, предназначенные для прокладки дорог, наведения мостов и разбора завалов - такого не было ни у какого государства в то время, да и после. Кроме того, "инженерные войска" Ассирийской империи отвечали за осадные башни, тараны и т.п., т.е. имели не только оборонительные, но и наступательные функции. Это качество инженерных войск сохранилось до наших дней...
В составе РККА на начало Великой Отечественной войны находилось 9 инженерных и 9 понтонно-мостовых полков, кроме того имелось 252 сапёрных, мостовых и понтонных батальона. В составе каждой стрелковой дивизии имелся сапёрный батальон. В битве под Москвой приняло участие до половины инженерных частей Красной Армии.

Ситуация с оснащением инженерных и строительных частей техникой была не очень хороша. В гражданском строительстве использовался в основном импорт - экскаваторы, траншейные и котлованные машины, но их было мало. Например, впоследствии крупнейший в мире Магнтогорский металлургический комбинат, знаменитая Магнитка, был построен по воспоминаниям очевидцев "от кайла и лопаты". На фотографиях тех лет видно, что грунт вынимается вручную и транспортируется с помощью "грабарок" - конных повозок. Положение впоследствии несколько улучшилось - появилась автомобильная техника и 25 американских экскаваторов. Кроме того, настройку были направлены сваезабивочные копры и другие механизмы.

Строительство другого объекта - Беломорско-Балтийского канала - велось, как известно, силами заключённых, поэтому с механизацией там было ещё хуже. Широкое применение грузоподъёмных механизмов на мускульной тяге стало одной из визитных карточек этой крупной стройки. Один из строителей впоследствии вспоминал, как он работал на кабестане - ручном вороте, поднимавшем вагонетки с грунтом из котлована. Этот ворот он называл "египетским".

Механизация армейских подразделений также оставляла желать лучшего. В более хорошем состоянии находились понтонные части, но техники не хватало и там. Хотя до войны проводились эксперименты по созданию мостоукладчиков на базе танков Т-26 и БТ, до крупносерийного производства их не довели. В какой-то мере выручил ленд-лиз, поставивший на вооружение РККА широко известные автомобили "Студебеккер", "Додж", GMC и т.д., а также бульдозеры "Катерпиллер" и другую технику; однако это произошло значительно позже. Советское экскаваторостороение начало своё развитие в 1930-м году, когда было принято решение о замене парка импортных машин на отечественный. Первым советским экскаватором был выпущенный на Воткинском заводе и М-III. Он представлял собой паровой поворотный экскаватор массой 65 тонн и вместимостью ковша 1,5 м3. Строительство экскаваторов и несамоходных скреперов развивалось, но этой техники было недостаточно.

Ещё 18-го июля 1941-го года, когда стало ясно, что пограничное сражение нами проиграно, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о строительстве рубежей обороны на подступах к Москве. Строительство велось в полукольце, окружавшем столицу с севера, запада и востока. Стратегические рубежи обороны создавались на Можайском, Волоколамском и Малоярославском направлении. Общая протяжённость их составила до 10000 километров и до 300 километров глубину. Также оборудовались оборонительные позиции на ближних подступах и в самом городе. Таким образом, к началу октября были созданы Можайская и Вяземская линии обороны и Московский оборонительный район.

Здесь нужно вспомнить что инженерные войска не только "копают". На Вяземской линии обороны инженерными частями было установлено более 80 тысяч противотанковых мин. По неполным данным на минах подорвалось более 400 немецких бронемашин и несколько десятков танков. Были оборудованы минновзрывные, проволочные и даже эликтризуемые линии заграждения. Буквально ошеломило противника эффективное применение дистанционно управляемых фугасов. Некоторые из них имели радиоуправление.
Многие знают, что оборудовать оборонительные рубежи активно помогало население. Дело в том, что ввиду недостатка минновзрывных средств приходилось использовать большое количество "традиционных" заграждений - противотанковых рвов, эскарпов, контрэскарпов, устраивать завалы на дорогах и в лесах. Длина завалов составила 1500 погонных километров, противотанковых рвов было вырыто 600 км.

Опора на эти оборонительные рубежи позволяла нашим войскам изматывать ударные группировки противника в многодневных боях. Как писал К.Симонов, наши части напоминали пружину, которую всё сжимают и сжимают, но ведь когда-то она обязательно распрямится...
К моменту перехода в контрнаступление Западный и Калининский фронты имели в своём составе 19 инженерных, 19 саперных и 6 понтонных батальонов. В состав западного фронта входила целая сапёрная армия (1-я). Во всех зимних наступательных операциях 41-го года инженерные части обеспечивали наступление - прокладывали колонные пути и дороги, вели разминирование. Кроме того, помогали отражать контратаки и контрудары противника.

Вклад инженерных войск в оборону Москвы и в дальнейшее контрнаступления велик. Дальше была Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, взятие Берлина. Штурм городов без сапёров теперь вообще труднопредставим, а ведь этот опыт вырабатывался именно тогда.
Любая армия мира теперь имеет инженерные войска, правда, строительство линий укрепрайонов по образцу "линий Сталина и Молотова" отошло в прошлое - с появлением новых средств поражения он стали не нужны. Как интересный, можно отметить тот факт, что последними здесь тоже, кажется, были мы, имея до последнего времени линию УРов на границе с Китаем. Но это другая история.