Цель: формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.

Задачи: учить определять наличие заданных звуков в словах и дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости, развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление, воспитывать интерес к речевому творчеству.

Комплектность: игровое поле, кубик с фишками, зелёный и синий домики, предметные картинки (в игре использованы только согласные буквы, которые обозначают по два оппозиционных звука, имеющих различия по твёрдости – мягкости.

Правила игры:

Вариант 1.

Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность. Ребёнок называет свою картинку, выделяя первый звук в слове, даёт ему характеристику, кладёт карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зелёный домик) или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у него.

Вариант 2.

Каждому ребёнку раздаётся несколько карточек (2,3…) и одна фишка. Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижениё по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показывает кубик. Остановившись на букве, ребёнок называет её и говорит, какие звуки она может обозначать. Затем ребёнок ищет среди своих картинок те, названия которых начинаются на эти звуки. Если такая картинка (и) есть, ребёнок кладёт её (их) на изображение соответствующего домика: синего или зелёного. Выигрывает тот, кто первым освободится от картинок.

Вариант 3

Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижениё по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показывает кубик. Остановившись на букве, ребёнок придумывает слово на выпавшую букву: с мягким согласным, если кружок вокруг буквы зелёный и с твёрдым согласным, если кружок вокруг буквы синий. Выигрывает тот, кто быстрее дойдёт до конца поля и безошибочно назовёт слова. Если слово придумано неверно, ребёнок пропускает ход.

Татьяна Геннадьевна Серегина

Работа логопеда - это творческий поиск, облегчающий и направляющий процесс становления речи ребенка. Чтобы повысить эффективность занятий, ускорить процесс постановки звуков, а главное, сделать обучение осознанным нужны нестандартные подходы, инновационные технологии.

Пластилинотерапия способствует развитию моторики, координации движений, точности выполнения действий. В образовательной деятельности используют обычный пластилин как элемент подготовительной работы для постановки звуков.

На первых двух занятиях каждого нового исправляемого звука учитель-логопед совместно с детьми лепит (моделирует) пластилиновый язычок. Выполняя модель язычка, дети стимулируют рецепторные зоны обеих рук, что оказывает положительно воздействие на развитие речи.

Изготовим "Домик для звуков" из фанеры, можно из коробки для конфет, но это не надежно.



Вот такое пособие у нас получилось.

В нашем домике 4 окошка:

1) объемные губы

2) объемный язычок

3) исправляемый звук, также в окошко можно положить полосочку салфетки розового или голубого цвета, в зависимости от воздушной струи звука

4) игрушка - символ звука

"Домик для звуков" - для группы свистящих звуков:

При произнесении звука С первым артикуляционным признаком являются губы, вытянутые в улыбку; расстояние между зубами 1 мм. Вторым артикуляционным признаком является язык - горка.

"Домик для звуков" для группы шипящих звуков:


При произнесении звуков Ш и Ж первым артикуляционным признаком выделяют губы, вытянутые вперед "бубликом", расстояние между зубами 4-5 мм. Вторым артикуляционным признаком является язычок - "чашечка".

"Домик для звуков" для звука "Л":


Отличительная черта этой модели - губы в открытой улыбке, то есть расстояние между ними 1,5 - 2 см. Язычок - в форме ложечки.

"Домик для звуков" для звука "Р":


В способах постановки данного звука отмечается, что если ребенок правильно произносит верхние "Ш" и "Ж". получить фрикативный Р не трудно. Учитывая эти сходства, окошки "Домика для звуков" заполняют следующим образом:

1) модель объемные губы - как для звука Ш

2) модель объемный язычок - как для звука Ш

Применение материалов мастерской "Домик для звуков" позволит интересно провести занятие. В процессе лепки дети не только получают удовольствие, но и совершенствуют мелкую моторику.


На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику.

1. Форма языка:

"горка" или "чашечка"

узкий язычок- "иголочка" или широкий язычок - "лопатка"

2. Положение языка:

вверх, вниз

3. Динамика языка:

как формируются боковые края язычка

как язычок упирается. отталкивается

Это самодельное пособие вызывает массу положительных эмоций, занятия проходят с высокой мотивацией.

Публикации по теме:

Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ согласно ФГОС на сегодняшний день стоит особо актуально. Одним из направлений преобразования.

Буквально на днях я познакомилась здесь на МААМе с молодым педагогом из города Советский Натальей Куликовских. Мне очень понравилось увлечение.

Продолжаем работу над сказочным уголком. На очереди у нас изготовление домика для симпатичных гномов. Итак, нам понадобятся: 1. бочка.

Дети часто теряют и забывают свои вещи, бывает, что несколько дней лежит вещичка ожидая своего хозяина. Для хранения я решила сделать.

Недавно закончились новогодние праздники. Но зима не закончилось. Для ребёнка зима это прежде всего:катание на санках, на коньках, игра.

Задачи:
1. Учить дифференцированию гласных и согласных звуков по всем признакам;
2. Развивать фонематический слух, внимание, ориентировку в пространстве;
3. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Оборудование: магнитофон, кассета сборник «Весёлая планета» — Приход весны, предметные картинки (жираф, утка, кот), «Звуковые домики» — 3 шт., мяч, круги красного и синего цвета, игровое поле «Маленький жук», карандаши, конверты с геометрическими фигурами – 3 шт., волшебный сундук, дорожки-коврики, карточки со звуками [Ж], [У], [К], карточки с цифрами.
Форма проведения: сюжетно – ролевая игра.

Ход занятия

1. Организационный момент

(Дети стоят вокруг воспитателя)

Воспитатель: Ребята, из Звукового леса пришло страшное известие. Там появился злодей – Звукоед – и спрятал Звуковичков. Они очень просят помочь им. Что же делать?
Я помню, что в сказках помогает тот, кто сильный и ловкий. Проверим себя?

Фонетическая зарядка «Не пропусти звук»
(Фонетическая зарядка сопровождается музыкой)

Воспитатель бросает мяч, называя слово. Ребёнок ловит мяч, брошенный воспитателем, называет гласный звук в слове и бросает мяч назад воспитателю:
Кот – о, кит – и, лук – у, мех – е, лёд – ё, сон – о, мак – а, дом – о, слон – о, ёж – ё, суп – у, жук – у, сад – а, конь – о, ночь – о, рак – а, торт – о, лист – и.

2. Основная часть
I. Звуковой лес

(Дети вместе с воспитателем идут в «лес» перемещаются друг за другом по дорожкам-коврикам, «кочкам». Музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Что здесь такое? (воспитатель берёт картинки). Понятно. Нам предстоит расшифровать слово, называющее насекомое, только после этого мы его освободим.
Первый звук в зашифрованном слове – это первый звук слова «жираф». Второй звук – это первый звук слова «утка». Третий звук – это первый звук слова «кот».

(Демонстрации предметных картинок сопровождается показом)

Из первых звуков трёх слов-подсказок сложите зашифрованное слово.

(Воспитатель ещё раз проговаривает все слова, выделяя голосом первые звуки. Зашифрованное слово – жук, педагог демонстрирует предметную картинку)

II. Выбор звукового домика. Звуковой анализ слова.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Мы освободили жука. А вот и домики. В один из домиков мы поселим слово «жук».

(Воспитатель вместе с детьми проговаривает слово ЖУК, затем педагог предлагает выбрать нужный домик. Дети объясняют свой выбор).

Воспитатель: Произнесите слово «жук» чётко. Какой звук мы слышим первым? Произнесите его чётко. Это звук [Ж]. Это согласный или гласный звук? Твёрдый или мягкий? Как мы его обозначим? Какой звук мы слышим вторым? Произнесите его чётко. Это звук [У]. Это согласный или гласный звук? Как мы его обозначим? Какой звук мы слышим третьем в слове «жук»? Произнесите его чётко. Это звук [К]. Это согласный или гласный звук?

(Дети обозначают гласный и согласный звук – кругами красного и синего цвета)

Физкультминутка «Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ногами мы потопали,
Руками мы похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

(Выполнение движений вслед за воспитателем)

Воспитатель: Ребята, наш спасённый «жук» хочет, чтоб мы поиграли с ним в математическую игру, которая называется «Маленький жук».

III. Математическая игра «Маленький жук»
Воспитатель:
Вы знаете, что жуки очень любят ползать?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как они это делают.

(Воспитатель знакомит детей с правилами математической игры «Маленький жук»)

— Игровое поле состоит из девяти клеток. Жук может ползать в четырёх направлениях: вверх, вниз, вправо, влево.

(Дети следят за ползанием жука пальчиком, а затем отмечают направления геометрическими фигурами. Воспитатель диктует направление)

— Вниз, влево, верх, вверх — поставьте квадрат. От квадрата жук ползёт вправо, вниз, влево, вниз – поставьте круг. От круга жук ползёт вправо, вверх, вправо вниз – поставьте прямоугольник. От прямоугольника жук ползёт влево, вверх, вправо, вверх – поставьте треугольник.

(Дети выходят из-за столов и встают в круг на ковре)

Воспитатель: Ребята, смотрите волшебный сундук на нём написано «Непоседам». Давайте откроем и посмотрим что там внутри.
— Смотрите, а в сундуке 3 конверта, интересно что в них (на них изображён жук из геометрических фигур).

(Дети отвечают, что это геометрические фигуры)

— Как мы будем их делить? Нас 18, а их всего три.

(Дети предлагают свои варианты решения. После того как их выслушали, делятся на первый, второй, третий, образую таким, образом три группы, затем ребята выполняют задание)

IV. Собери жука

(Дети собирают жука, на столах. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания)

Воспитатель: Ребята, из каких геометрических фигур состоит жук? (овал, круг, прямоугольник)
— Давайте посчитаем, сколько лап у жука? (6). Сколько понадобилось прямоугольников, чтоб построить лапы жуку? (12) Из скольки овалов состоит жук? Сколько у жука усиков? (2)

3. Заключительная часть

(Дети свободно располагаются на ковре)

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в группу, но я совсем забыла: в сообщении говорилось о том, что мы можем вырваться из этого леса, только на необычном транспорте. Как вы думаете: на каком?

(Ответы детей)

Воспитатель: Взлететь мы сможем, если правильно составим предложение и выполним задание: 1. Составим предложение из слов: ковёр, летать, самолёт, мы, на (дети составляют предложение) 2. Посчитаем слова в предложении (считаю слова в предложении) .
— Получилось! Приготовились к полёту! Летим! (Дети закрывают глаза) . Приготовились к посадке! Счёт от 10 до 0. Приземлились. (Дети открываю глаза, они «прилетели в группу») .

Литература:
1. Бабаева Н.А., Калмыкова Н.В., Солодова Т.Л. Предшкольное обучение грамоте в ДОУ. – 2-е изд., — М.: АРКТИ, 2008, с. 27-28.
2. Зарин А., Кудрина С., От буквы к слову: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2004, с.88.
3. Пугина А.В. Комплексное занятие в подготовительной группе. Математика. Развитие речи. Обучение грамоте. Окружающий мир. – Волгоград: Учитель, 2008, с.117.

Методическая разработка: Пособие «Домик буквы» для развития фонематических процессов детей дошкольного возраста. Аннотация: Развитие фонематических процессов является необходимым условием коррекции звукопроизношения и предпосылкой успешного овладения грамотой. Хорошим помощником логопеда в этой работе может стать пособие «Домик буквы», которое создает на занятии игровую ситуацию и стимулирует активность детей.

Развитие фонематических процессов является необходимым условием коррекции звукопроизношения и предпосылкой успешного овладения грамотой. Хорошим помощником логопеда в этой работе может стать пособие «Домик буквы», которое создает на занятии игровую ситуацию и стимулирует активность детей.

Описание. Пособие представляет собой Домик, в одном из окон которого прорезано прямоугольное отверстие. Размер отверстия должен быть таким, чтобы ребенок мог без труда опустить в него картинку. Над окном размещен пластиковый кармашек – «балкон», в который вставляется буква. Задняя часть крыши прикрепляется к Домику с помощью липучек и откидывается, когда необходимо достать картинки.

Домик может быть использован для обучения детей следующим умениям:

1) Определение наличия звука в слове.

Детям предлагается выбрать из набора картинок «подарки для буквы» и опустить их в окошко. Букве «нравятся» только такие подарки, которые начинаются на её звук. (Варианты: заканчиваются данным звуком, звук есть в середине слова)

2) Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Если на балконе буква «в синем платье» – подбираем слова с твердым звуком, если в зеленом – «с мягким звуком».

3) Слоговой анализ слова, определение ударного слога.

Детям предлагается выбрать картинки с определенным количеством слогов или с определенным ударным слогом (на балкон помещается слоговая схема).

4) Звуковой анализ слова.

Детям предлагается выбрать картинки, соответствующие определенной звуковой схеме.

В каждом случае помимо выбора картинок полезно предложить детям самостоятельно придумать слово и нарисовать свою картинку.

В качестве примера приведем план логопедического занятия в средней группе с использованием «Домика буквы».

Тема: «Звук и буква А».

1. Знакомство с буквой А. Буква появляется из домика и размещается на балконе.
2. Знакомство со звуком А. Характеристика и артикуляция звука.
3. Выделение звука из ряда гласных. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь А».
4. Определение первого гласного звука в слове. Подбор картинок на звук А. Игра «Подари подарок букве». Дети опускают картинки в домик.
5. Динамическая пауза.
6. Припоминание слов на звук А. «Что лежит в домике?»
7. Развитие психических процессов (памяти, внимания). Игры с картинками «Что пропало? Что изменилось?»
8. Работа над слоговой структурой. Отхлопывание названий картинок по слогам.
9. Развитие фонематических представлений. Самостоятельный подбор слов на звук А. «Придумай и нарисуй картинку для буквы». Дети опускают в домик свои рисунки.
10. Завершение занятия. Буква А хвалит детей и прячется в домик.

По нашим наблюдениям, детей привлекает как игровая ситуация, так и сам процесс опускания картинок в окно домика. Работа, организованная таким образом, усиливает желание найти нужную картинку, самостоятельно подобрать слово, повышает интерес детей к занятию в целом.

Люлина А.К.,
учитель-логопед

Наглядно-дидактическое пособие «Звуковой домик» предназначено для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми 5-7 лет; направлено на развитие фонетико-фонематических представлений у дошкольников.

Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.


* Иллюстрации к пособию вы можете посмотрет в фотоальбоме "Дидактичекая игра "Звуковой домик""

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЗВУКОВОЙ ДОМИК»

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ-ЛОГОПЕДАМ, УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКИХ САДОВ, РОДИТЕЛЯМ

ЦЕЛЬ ПОСОБИЯ:

  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПОСОБИЯ:

  1. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, их графическими символами, условными обозначениями гласных и согласных звуков.
  2. Сформировать у дошкольников «предпосылки к учебной деятельности» (ФГОС ДО), способствуя:
  • овладению мыслительными операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, классификацией;
  • формированию понятий о механизме образования звука и его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умению выделять звук в слове;
  • овладению и использованию устной речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • развитию способности к проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
  • развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
  1. Оказать практическую помощь педагогам, родителям в освоении детьми фонетико-фонематической стороной речи.

ОПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛА:

  • Звуковой домик изготовлен из листа фанеры, окрашен глянцевыми акриловыми художественными красками. На домик наклеены металлические шайбы для магнитного крепления предметных картинок с графическим изображением звуков речи (букв).
  • Цветовая гамма крыш звуковых домиков раскрашена в соответствии с общепринятыми условными обозначениями гласных и согласных звуков (гласные звуки обозначаем красным цветом, согласные твердые-

Синим цветом, согласные мягкие - зеленым цветом).

В соответствии с этим:

Красная крыша со скрипичным ключом – домик для гласных звуков;
- сине-зеленая крыша с колокольчиком – домик для согласных звонких

Твердых и мягких звуков;
- сине-зеленая крыша с наушниками – домик для согласных глухих

Твердых и мягких звуков.

  • Набор предметных картинок с буквами (на магнитах) – (2 комплекта)
  • Набор предметных картинок для развития слухо-произносительной дифференциации звуков по звонкости-глухости: [З]-[С], [Д]-[Т], [Б]-[П], [В]-[Ф], [Г]-[К], [Ж]-[Ш]
  • Набор предметных картинок с графическим изображением гласных, согласных твердых и мягких звуков (пособие З.Е. Агранович для настольной работы).
  • «Звуковой куб» с символами для обозначения гласных и согласных звуков:

Красный круг (гласные звуки);
- синий круг с колокольчиком (согласные звонкие твёрдые звуки);
- синий круг без колокольчика (согласные глухие твёрдые звуки);
- зелёный круг с колокольчиком (согласные звонкие мягкие звуки);
- зелёный круг без колокольчика (согласные глухие мягкие звуки).

  • магнитная азбука;
  • фишки красного, синего, зеленого цвета (с магнитом).

Гласные звуки поют и кричат,

Воют и ноют, но не молчат.

Согласные тоже молчать не хотят:

Фыркают, шепчутся и шелестят.

Но согласные всегда преодолевают преграды:

То язык, то губы, то зубы -

Не свободные какие-то звуки!

Они шумят, а поют только вместе с гласными,

Поэтому их и называют - согласными!

ИГРЫ

С «ЗВУКОВЫМ ДОМИКОМ», «ЗВУКОВЫМ КУБОМ», ПРЕДМЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ, ГРАФИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗВУКОВ РЕЧИ (БУКВАМИ).

Дидактическая игра «Поймай звук».

Цель: формирование понятия о механизме образования звука [У], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы; умения выделять звук в слове. Формирование навыка мягкого голосоведения.

Губы вытянуты трубочкой,

Язык спокойно лежит на дне рта – «домика»,

Зубы сближены, но не сомкнуты,

Воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.

Звук [У]-гласный (его можно петь),

обозначение звука – круг (фишка)

красного цвета.

Педагог выставляет на «Звуковой домик» картинку паровозика с графическим изображением буквы У, читает двустишье:

Буква У кричит: «Ура!».

Руки тянет вверх она.

Дети зрительно ищут связь между звуком и буквой (Буква У похожа на уши зайца, рожки улитки, ветку дерева и т.п.). Педагог проводит знакомство с буквой Затем дети выполняют фонетические упражнения (на плавном длительном выдохе) «Волк воет», «Поезд приближается и удаляется». В заключении педагог предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [У].

По аналогии проводится знакомство с другими гласными звуками русского языка.

Дидактическая игра «Летит и звенит».

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; формирование понятия о механизме образования звука [З], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умения выделять звук в слове.

Губы в улыбке;

Звук [З] – согласный, твердый, обозначаем фишкой (кругом) синего цвета, звонкий.

Педагог крепит на «Звуковой домик» картинку комара с графическим изображением буквы З и предлагает «нарисовать» букву пальчиками в воздухе и на столе. Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [З].

По аналогии проводится знакомство с другими согласными звонкими звуками русского языка.

Дидактическая игра «Кто свистит?».

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия; формирование понятия о механизме образования звука [С], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умения выделять звук в слове.

Губы растянуты в улыбке;

Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

Кончик языка упирается в нижние зубы;

По середине языка идет сильная, холодная, плавная воздушная струя;

Звук [С] – согласный, твердый, обозначаем фишкой (кругом) синего цвета, глухой. Педагог предлагает детям вспомнить, что издает свист (воздух, выходящий из насоса; вода, льющаяся из крана; вьюга; ветер, суслики, тушканчики и т.д.).

Педагог крепит на «Звуковой домик» картинку с графическим изображением буквы С:

Шел конь, подковами звеня,

Как буква С следы коня. (Е.Тарлапан)

Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [С].

По аналогии проводится знакомство с другими согласными глухими звуками русского языка.

Игра «Слушай, не зевай, звуки (слоги) повторяй!»

Цель: Развитие фонематического слуха, умения различать парные звонкие – глухие согласные на слух и в произношении.

Вариант 1. Произнеси с рукой на горле

Изолированные звуки [Б]-[П], [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [Ж]-[Ш], [З]-[С];

Найди место звука в «Звуковом домике», опираясь на условные обозначения согласных звонких и глухих;

Произнеси слоговые ряды: ба-ба-ба – па-па-па; бу-бу-бу – пу-пу-пу;

Бо-бо-бо – по-по-по; бы-бы-бы – пы-пы-пы.

(То же с другими парами звонких-глухих согласных [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [Ж]-[Ш], [З]-[С]).

Произнеси слова:

жутко – шутка доля – Толя сайка – зайка

Вариант 2. Воспроизведи слоговые ряды по памяти (отраженно за взрослым):

а) га-го-гу-гы ка-ко-ку-кы го-гу-гы-га ко-ку-кы-ка

Гу-гы-га-го ку-кы-ка-ко гы-га-го-гу кы-ка-ко-ку

То же с пятью парами звонки х -глухих согласных.

б) ву-ву-фу ву-фу-фу ву-фу-ву ву-фу-фу-ву

Фу-ву-ву фу-фу-ву фу-ву-фу фу-ву-фу-фу

То же с гласными [а], [о], [у], [ы] и с каждой парой звонких - глухих согласных.

Игра «Подбери картинки»

Цель: Развитие фонематического восприятия, умения давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Т]-[Д], различать звонкие – глухие согласные в начале слова перед гласными.

Вариант 1.

Содержание игры: Взрослый выкладывает на столе цветные предметные картинки (с магнитами с обратной стороны) на парные звонкие – глухие согласные [Д]-[Т]. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, выделяет первый согласный звук, отчетливо произносит его повторно с рукой на горле, определяет, звонкий он или глухой. Затем помещает картинку в «Звуковой домик». Если согласный звук звонкий - [Д], то картинка располагается в домике с сине-зеленой крышей с колокольчиком; если согласный звук глухой – [Т], то картинка крепится в домик с сине-зеленой крышей с наушниками.

В конце игры дети еще раз называют все картинки: сначала на звонкие согласные, которые «живут» в домике с колокольчиком, затем – на глухие согласные, которые «живут» в домике с наушниками.

Аналогично игра проводится

Вариант 2.

Содержание игры: Ведущий раздает детям по одной картинке, предлагает выделить первый звук в ее названии и самостоятельно «поселить звук» в «Звуковой домик». Если согласный звук звонкий, то картинка располагается в домике с сине-зеленой крышей с колокольчиком; если согласный звук глухой, то картинка крепится в домик с сине-зеленой крышей с наушниками.

Второй вариант игры проводится в середине или конце года с детьми подготовительной к школе группы.

Игры с «Звуковым кубом».

Цель:

  • Формирование умения давать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы; подбирать к символам звуки.
  • Развитие фонематического слуха, умения выделять звук на фоне слова, определять позицию звука в слове, придумывать слова на заданный звук.

Варианты заданий:

Задание 1.

Назвать звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям: -- гласный звук – обозначаем кружком красного цвета;
- согласный звонкий твёрдый звук - обозначаем синим кругом с колокольчиком;
- согласный глухой твёрдый звук – обозначаем синим кругом без колокольчика;

Согласный звонкий мягкий звуки – обозначаем зелёным кругом с колокольчиком;

Согласный глухой мягкий звук - обозначаем зелёным кругом без колокольчика.

Задание 2.

Назвать слово на заданный звук в соответствии с характеристикой его по условным обозначениям.

Задание 3.

Придумать слово с заданным звуком в соответствии с его условным обозначением, определить положение звука в слове.

Задание 4.

Найти предметы в логопедическом кабинете (групповой комнате, выбрать картинки в лото и т.п.), в которых начальный звук, соответствует характеристике условных обозначений.

Задание 5.

Показать грань с условным обозначением, которому соответствует названный педагогом звук.

Игра «Если горлышко «дрожит»,

Значит, звонкий звук бежит!»

Цель: развитие слухового внимания, умения давать развёрнутую характеристику звуку [Ж], развивать звуко-слоговые представления ребенка.
Содержание игры: Взрослый кладет на стол предметную картинку с символом звука [Ж] (пособие З.Е. Агранович) и сообщает о том, что в гости летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Логопед предлагает повторить звук [Ж-ж-ж-ж..]

Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля (в зеркале):

Губы вытянуты бубликом, рупором;

Кончик языка поднят за верхние зубы;

Боковые края языка прижаты к верхним

Коренным зубам,

Посередине языка идёт сильная плавная

Воздушная струя,
- горлышко «дрожит», вибрирует:

Если горлышко дрожит,
Значит, звонкий звук бежит.
- Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком.

Взрослый предлагает детям:

  • повторить характеристику звука;
  • найти грань кубика с нужным символом и показать его;
  • подобрать картинку на заданный звук и поместить его в «Звуковой домик»;

Таким образом, можно характеризовать любой согласный звонкий звук по мере изучения.


Игра «Звучит или молчит?»

Цель: Формирование умения давать развёрнутую характеристику звукам речи, дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко - слоговые представления ребенка.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по глухости – звонкости (например [Ж]-[Ш]) и предлагает ребёнку подобрать кубик-символ звука.

Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку. Пример: звук [Ж] - согласный, всегда твёрдый, звонкий; обозначаем фишкой синего цвета с колокольчиком . Звук [Ш] - согласный, всегда твёрдый, глухой; обозначаем фишкой синего цвета без колокольчика . Педагог предлагает ребенку «поселить» звуки [Ш], [Ж] в «Звуковой домик».

Аналогично игра проводится с другими парными звонкими – глухими согласными [В]-[Ф], [Г]-[К], [Б]-[П], [Ж]-[Ш], [З]-[С].

Игра «Найди пару»

Цель: Развитие фонематического представления, умения дифференцировать звуки [П]-[Пь] на слух и в произношении.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи, оппозиционных по мягкости – твёрдости (например: [П]-[Пь]), и предлагает ребёнку подобрать куб-символ звука.

Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука:

В начале губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

Горлышко «молчит». Звук [П] – согласный, твердый, глухой. Так кипит вода в самоваре: пппппп…

Ребенок берет картинку, с изображением самовара и помещает ее в «Звуковой домик».

Следующий ребёнок показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Пь], опираясь, на его акустико-артикуляционный образ:

В начале губы сомкнуты, потом сильная воздушная струя их раскрывает;

Горлышко «молчит»;

Звук [Пь] – согласный, мягкий, глухой. Так кипит вода в маленьком чайничке: пьпьпьпь…

Ребенок берет картинку, с изображением чайничка и помещает ее в «Звуковой домик».

Аналогично проводится игра с другими оппозиционными по мягкости – твёрдости согласными звуками: [В]-[Вь], [Г]-[Гь], [Б]-[Бь], [К]-[Кь], [З]-[Зь],

[Ф]-[Фь], [Х]-[Хь], [С]-[Сь], [Д]-[Дь], [Т]-[Ть], [Р]-[Рь], [Л]-[Ль] и т.д.

Игра «Распознай звуки»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков: [Г]-[К], [Гь]-[Кь] (по звонкости-глухости, твердости-мягкости),
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе предметные картинки с оппозиционными (по глухости – звонкости, мягкости – твёрдости ) согласными, предлагает ребёнку выбрать картинки и дать характеристику звукам с опорой на слуховой, зрительный, тактильный анализаторы. Затем

Аналогично игра проводится с другими согласными звуками: [В]-[Ф], [Вь]-[Фь], [Д]-[Т], [Дь]-[Ть], [З]-[С], [Зь]-[Сь], [Б]-[П], [Бь]-[Пь].

Игра «Так ли это звучит?»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б]-[П], [Бь]-[Пь] (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе предметные картинки, предлагает ребёнку взять одну картинку, выделить первый звук в ее названии и подобрать к звуку оппозиционный звук (по звонкости-глухости, твердости-мягкости). Затем необходимо дать характеристику каждому из звуков (с опорой на оральный, акустический и тактильно-вибрационный контроль), показать «Звуковой куб» с соответствующими символами (для каждого звука).

Аналогично игра проводится с другими оппозиционными по звонкости – глухости, мягкости – твёрдости согласными звуками: [В]-[Ф], [Вь]-[Фь], [Д]-[Т], [Дь]-[Ть], [З]-[С], [Зь]-[Сь], [Г]-[К], [Кь]-[Гь].

Игра «Гость»

Цель: мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе картинки

сказочных героев, предлагает назвать его, выделить первый (последний) звук в слове, дать развёрнутую характеристику звуку (с опорой на оральный, акустический, тактильно-вибрационный контроль), «поселить» гостя (изображенного на картинке) в «Звуковой домик».

Игра «Путешествие в сказку»

Цель: Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков (по звонкости-глухости, твердости-мягкости), мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Вариант1.
Содержание игры: Взрослый раскладывает на столе сюжетные картинки (фрагменты из сказок), предлагает перечислить героев сказки, затем, выбрать особо понравившегося героя и назвать первый (последний) звук в слове. Дать развёрнутую характеристику звуку (с опорой на акустико-артикуляционный образ звука), найти соответствующую звуку букву и поместить ее в «Звуковой домик».

Вариант 2.

Педагог предлагает детям подобрать подарки героям сказки, например: медведю – миску, малину; зайцу – зонт, звездочку; вороне – варежки, велосипед; ежу – ежевику, ель. Взрослый обращает внимание детей на то, что подарок герою должен соответствовать заданию:

Первый (последний) звук в названии подарка должен быть твердым;

Первый (последний) звук в названии подарка должен быть мягким;

Первый (последний) звук в названии подарка может начи наться как на мягкий, так и на твердый согласный звук.

Давая характеристику звуку, ребенок находит соответствующую букву и помещает ее в «Звуковой домик».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Агронович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних

Заданий для преодоления недоразвития фонем атической стороны речи у

Старших дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1,2,3 периодов обучения в старшей логогруппе. М.:Издательство ГНОМ, 2013.- (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
  2. Колесникова В.Е. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Издательство «Ювента», 2012.
  3. Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», переработанная и дополненная в соответствии с ФГОС ДО.
  4. ФГОС ДО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.