Почти у каждого человека есть свой, написанный в детстве, сценарий жизни , который определяет его будущую жизнь, его судьбу.

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева, где у Вас есть возможность бесплатно спросить психолога , психоаналитика о своих личных проблемах, а также, здесь, Вам может быть оказана психологическая помощь и психотерапия онлайн.

Сегодня мы рассмотрим каким образом человеческая жизнь проходит именно таким образом, а не иным. И, что такое сценарий жизни и судьбы человека , и как его можно изменить.

Что такое сценарий жизни человека, и как он влияет на его судьбу

Человек рождается на свет чистым и свободным, не плохим — не хорошим, не удачливым — не неудачливым, без каких-либо знаний, умений, стереотипов, предписаний и научений; все это он приобретает благодаря социализации, т.е. после того, как начинает общаться и взаимодействовать с другими людьми и миром.

Первые люди, в взаимодействии новорожденного — это его родители (или те кто их заменяет), в первую очередь мать. Именно с ней и происходит первичное общение ребенка в этом мире (акушеры не в счет); от матери младенец начинает учиться взаимоотношениям, базовому доверию — недоверию, чувству безопасности — опасности, любви и ненависти, ласке и жестокости…
Отец, обычно, в более тесный контакт с ребенком входит позднее.

И, от того каково оно будет, это первичное общение с матерью, у ребенка сложиться первое впечатление о себе, других и мире. Это начало написания сценария жизни человека , его судьбы. (как изменить судьбу)

Как человек пишет свой сценарий жизни, который определит его судьбу

Одна из основных жизненных потребностей младенца (как, впрочем и взрослого) — это любовь и принятие.
Ребенок воспринимает материнскую любовь невербально (не понимая слов), через взаимодействие с ней: слыша интонацию ее голоса (радостную или злобную), ощущая прикосновения, прижимания, поглаживания, похлопывания и объятия; чутко воспринимая ее чувства и эмоции; ее обязательность в подходе по зову и кормлении…

В это время у малыша формируется (или нет) чувство доверия и безопасности; все что происходит в общении запечатлевается, в виде образов и эмоций, в бессознательное (отсюда взрослый не помнит раннего детства, образы не обозначены словами).

Из отношений мать-дитя складывается первое, базовое, отношение ребенка к себе, к другим и к миру.

Далее, по мере развития и взросления, во взаимодействие вступают другие родственники (отец, бабушки, дедушки) внося свои коррективы; потом воспитатели и учителя, сверстники; начинаются детские игры, чтение сказок, просмотр фильмов. Ребенок интерпретирует все по своему, по-детски, в основном фантастически и иллюзорно, что дает ребенку пищу для неосознанного написания собственного сценария жизни человека, который будет основой его судьбы неудачника или победителя.

Сценарий жизни человека в действии

Многие люди, если присмотрятся к своему образу жизни и обычному поведению в различных жизненных ситуациях; к своим несчастьям и победам, могли бы заметить, что некоторые вещи имеют схожий характер, или даже повторяются несколько видоизменяясь.

Кому-то хронически не везет в любви; кому-то на работе или в семье; кому-то вообще не везет… Что это, рок?
Нет — это сценарий жизни, который был написан когда-то давно в детстве, в возрасте до 6-7 лет. И, человек неосознанно следует своему сценарию, виня всех и вся в своих неудачах, несчастьях и жизненных проблемах.

Изменение своего жизненного сценария и судьбы

Любой жизненный сценарий, даже уже у взрослого человека, можно переделать, переписать по-новому, предварительно освободившись от старого, неудачного сценария.

Самостоятельно это сделать практически невозможно, не понимая всех бессознательных механизмов своей жизни и поведения.

Однако, с помощью конвергентного метода, включающего трансактный анализ и гештальт-тарапию , есть реальный шанс избавиться от своего старого, неудачного сценария жизни и написать себе новый сценарий по своему усмотрению, опираясь на свои истинные желания, потребности и потенциальные возможности, тем самым став хозяином своей судьбы.

Подумайте, стоит ли оставаться в своем несчастном жизненном сценарии и следовать соответствующей судьбе неудачника, в чем бы то ни было, не лучше ли однажды освободиться от него и жить своей свободной жизнью, самостоятельно выбирая свой путь и выстраивая судьбу.

Желаю всем психологического благополучия!

психолог-психоаналитик Матвеев О.В.

По теме сценария жизни и судьбы:

admin

Идея предопределенности волнует каждого человека. Профессионально шифр судьбы разгадывают писатели, философы и психологи. Все остальные занимаются исследованием линии жизни исключительно на досуге. Писатели и философы создают только наброски разрешения вечного антропологического вопроса, а вот психологи подчас дают точные рецепты. Вернее, они стараются выдать свои гипотезы за рабочие судьбические механизмы. Прежде всего вспоминается Эрик Берн и его психологическая концепция, в центре которой жизненный сценарий.

Чтобы разговор был предметным, нужно сначала определить понятие жизненного сценария. Итак, жизненный сценарий, по Берну – это бессознательный план, формируемый родителями. Контур человеческой судьбы возникает в раннем возрасте.

Формирование жизненных сценариев

Э.Берн – ученик Фрейда, поэтому он уделяет пристальное внимание первым годам жизни ребенка. В начале жизненного пути или недоверие к миру, и ребенок делает (не сознательно) выводы по двум параметрам:

Оценка самого себя.
Оценка родителей и окружающего социального мира.

Вариантов ответа четыре:

Оба параметра положительные. Это лучший вариант – «первичный протокол победителя». Формируется здоровая, сильная личность.
Человек оценивает себя положительно, а окружение – отрицательно. Так возникают . Те, кто любит советовать всем и всегда, потом обижаются, когда их советам не следуют. Те, кто определяет своих детей и родителей на попечение государства. Крайняя степень такого сценария дает миру – убийц. Ведь у таких людей всегда виноваты другие.
Человек себя оценивает отрицательно, других – положительно. Это психология неудачника и того, кто практикует постоянное самоуничижение. Печально, но люди, жалеющие себя, передают такое поведение своим детям. «Я плохой и ничего не стою» — это мышление, которое экстраполируется на все сферы жизни человека.
Человек себя оценивает отрицательно, других – тоже отрицательно. Психология, которая ведет в непроглядной безнадежности. В жизни человека все возможности окрашены в черный цвет.

Таково в общем виде формирование жизненных сценариев. За них отвечают два фактора, которые влияют на развитие у человека того или иного миропонимания.

Основные жизненные сценарии (виды)

Не стоит пугаться, жизнь многообразнее мнений о ней. Человеческое существование никогда не вписывается полностью даже в самую разработанную и подробную теоретическую схему. Однако теории нужны опорные точки, и у Берна они есть. Итак, основные жизненные сценарии следующие:

Победители. Американский психолог признает победителями тех людей, у которых исправен механизм целеполагания и есть воля к достижению поставленных задач.
Непобедители. Им на роду написано добывать хлеб потом и кровью. Но такой образ жизни не принесет им победы. Их удел – оставаться на том же уровне. Причем они и не хотят ни выше, ни ниже. Этот тот тип, который в публицистике называется «обывателем». Непобедители законопослушны и довольны своей «жизнью, женой и работой».
Неудачники. Это те, которые вечно и всем недовольны. Сколько бы такой человек ни заработал, чего бы ни достиг, он будет в психологическом смысле на самом дне. Опасность в том, что если такие субъекты падают, то они тянут за собой окружающих.

Примечательно, что середина списка (непобедители) доставляет обществу меньше всего хлопот. А крайности тревожат социум. Одни (победители) в позитивном смысле, другие (неудачники) в негативном.

Основные жизненные сценарии узнать не так уж трудно, если наблюдать за людьми.

Победители говорят: «Сегодня я ошибся, но завтра я не промахнусь».
Непобедители говорят: «Да, я доспутил ошибку, но могло бы быть и хуже. По крайней мере я…»
Неудачники говорят: «Я бы сделал это, но…», «я бы мог, но…». Главное здесь – сослагательное наклонение и бездействие.

Раннее детство и формирование жизненного сценария личности. Элементы сценария

Сценарий состоит из 7 компонентов:

Финал. В самом раннем детстве, когда человеку родители говорят в гневе обидные или злые слова, его символически обрекают на «проклятие» — трагический исход. Если мать сравнивает ребенка с алкоголиком-мужем – она провоцирует . Когда же родители действуют обратным образом (говорят добрые слова и хвалят ребенка) – они программируют успешный сценарий.
Предписание. Это система запретов и разрешений. Они разделяются на степени: а) социально приемлемые и допустимые – «веди себя как следует», «тебе не стоит хвастать», б) жестокие и чрезмерные – «не говори лишнего», «не рассказывай матери», в) грубые приказы и произвольные запреты. Сводятся такие предписания к обычной неоправданной грубости «Оставь меня!», «Не высовывайся», «Не якай». Третий тип предписаний создает неудачников и действует как «проклятие».
Провокация узнается там, где родители сознательно или бессознательно одобряют . В итоге ребенок превращается в наркомана или алкоголика. А случается и так, что родители «неудачно шутят» над ребенком, называя его «придурком», «дурачком» или обнажая перед ним друге его слабые стороны. Взрослые не понимают: они строят для чада рельсы, которые привезут его не туда.
Нравственные постулаты – это те опознавательные знаки, по которым человек ориентируется в моральном измерении своей жизни, считает ее «правильной» или «неправильной». Моральные догмы закладывают родители. «Учись хорошо», «Работай усердно». Каждый сам вспомнит не один десяток таких «нравоучений». Плохо тогда, когда постулаты перемежаются с провокацией. В таком случае снова человек может свернуть не туда.
Пример родителей служит человеку наглядным образцом, как надо себя вести и на что рассчитывать. Мамы ориентируют поведение девочек, а образ отца влияет на мальчика. Кроме того, пример родителей иллюстрирует то, чему они учат, если существует разрыв между делами и словами ближайших предков, то сценарий ребенку не обещает ничего хорошего.
Сценарный импульс. Это протест против слишком детализированного сценария. Если родители стремятся чрезмерно управлять ребенком, возникает импульс, направленный против излишнего наставничества.
Антисценарий или внутреннее освобождение. Если жизнь человека складывается неудачно, то он откладывает реализацию своих возможностей на будущее время, например, на возраст после 40. И это нередко освобождает от власти сценария.

Функции элементов не одинаковы. Пункты 1, 2, 3 управляют сценарием, а остальные составляющие могут использоваться против программирования судьбы родителями.

Так связаны между собой раннее детство и формирование жизненного сценария личности.

Как изменить жизненный сценарий?

Как высококвалифицированный психолог и человек, которому нужно , Э.Берн утверждает: сценарий распознается только сторонним наблюдателем – психотерапевтом. Но есть четыре вопроса, помогающие человеку приоткрыть дверь в тайну своей судьбы.

Какую фразу любят повторять ваши родители? Честный ответ позволяет понять, как расколдовать сценарий.
Как жили ваши родители? Ответ дает понимание того, что в человеке личного, а что родительского, навязанного.
Главный запрет родителей? Если человек ответит на этот вопрос, то поймет границы собственного сценария, а также, возможно, найдет ключ к тому, что его мучит.
Какие поступки или поведение одобрялось родителями или радовало их? Ответ дает ключ к пониманию того, как человек отреагировал на родительские предписания.

Э. Берн, чтобы проиллюстрировать последний пункт, приводит пример человека, который спился, потому что родители ему все время говорили: «Не думай!».

При ответе на вопрос, как изменить жизненный сценарий, нужно помнить, что первый шаг к освобождению в осознании «театральности» собственного существования. Если человек будет знать виды сценариев, их элементы, а также «волшебные» вопросы, то он сможет «расколдовать» свою судьбу.

Изменение жизненного сценария. Философия vs психологии. «Свобода лежит внутри»

На этот раз стоит отойти от изложения концепции Э.Берна, чтобы предложить свой рецепт избавления от сценария как формы человеческой жизни.

Человеком управляет то, во что он верит. Если человек думает, что его жизнь написана родителями, и он обречен – жизнь его будет черна и непроглядна. Можно полагаться на построения Э.Берна и неистово искать «противоядие» против «проклятия» или «злого рока», а можно лишить идею «несчастной судьбы» энергии, перестав подпитывать ее своими страхами и комплексами.

Это трудный путь, ведь таким образом человек признает, что только он и никто больше или несчастье. Небеса молчат, Бог сочувственно взирает на его долю, но не помогает, поэтому что определяющее качество человека – свобода воли!

За изменение жизненного сценария отвечает сам человек. Если мыслящий и действующий субъект поймет эту нехитрую истину — «проклятие» снимется.

Возникает закономерный вопрос, жизненный сценарий личности существует или нет? Существует, если человек в это верит. Концепция Берна популярна потому, что она снимает с человека ответственность за собственную жизнь. «Первичный протокол», написанный родителями, виноват в неудачах, падениях, ранах и разочарованиях. Разумеется, психологическая доктрина Э.Берна подводит человека в тому, что недурно проснуться и взять управление судьбой в свои руки, но изначальный посыл формулируется так: «Во всем виноваты родители!» А это не честно, ни по отношению к человеку, ни по отношению к его родителям.

15 марта 2014, 13:11

Что такое сценарий жизни? Какое влияние на план жизни человека оказывают родительские программы? Ключи судьбы – находим свои основные сценарии. Статья «Исправляем сценарий жизни» продолжает посты «Свобода или предопределенность ?», «Как программируют людей? » и тематически пересекается с «Карта жизни – алгоритмы судьбы », «Наши убийцы – «тараканы» в голове ».

Этой статьей я открываю практический курс по изменению своей судьбы. В материалах темы, опубликованных до этого много полезной информации, но отсутствуют пошаговые практики. За годы работы сложилась действенная и эффективная система, с которой я тебя познакомлю.

Сценарий жизни – базовые программы

Психология, психоанализ и психосинтез, а также все прикладные направления с приставкой психо- сходятся в том, что у ребенка складываются исходные представления, определяющие впоследствии ценности и жизненную позицию. Во многом определяющие судьбу. Одни школы называют их базовыми установками, другие – рамками или программами.

Это первые программы, формирующие отношения к событиям. Все последующие, как правило, укладываются в эти рамки и никогда не нарушают их границы.

Получается, что базовые программы строят границы нашего отношения и, соответственно, поведения. Именно эти программы определяют сценарий судьбы. Последний пункт стоит пояснить.

Наше сознательное поведение может идти вразрез с бессознательными программами. Однако в нем будут присутствовать саботирующие элементы, которые мы чаще всего даже не заметим. Это аберрации поведения или состояния, которые, скорее всего, перечеркнут возможность добиться нужного сознанию, но противоречащего бессознательным программам результата. Об этом очень много написано и снято передач, не вижу смысла приводить примеры.

Что формирует базовые программы?

Рамки, в которых мы развиваемся, являются последствиями импринтирования. Прежде всего это реакция на травму рождения и детские физические и душевные травмы. Второе по значимости – прямое и косвенное внушение в момент импринтной уязвимости. Взгляни на диаграмму:

Размер окружности определяет значимость фактора.

Виды базовых программ

Базовые программы, формируемые в первые годы жизни, нацелены на выживание. Психологи выделяют основную группу, связанную с благополучием человека в мире. Это экзистенциальные позиции, формирующие все основные ценности и, соответственно, мировоззрение личности. Программа благополучия себя, окружения и мира в целом. Она может иметь четыре формы, схематически это матрица:

Люди с позицией в зеленом и желтом квадрате претендуют и добиваются. В сером – претендуют, но не добиваются. В красном – даже не претендуют. У всех людей, кроме находящихся в зеленом квадрате, страх и насилие пропитывает психическую организацию и, соответственно, судьбу.

Позиции – это бессознательные убеждения. Соответственно, наши мысли, мечты, ожидания и поведение несут в себе отпечаток этих убеждений. Иногда очевидный, но чаще всего неявный.

Два нижних квадрата – место людей с хронической базальной тревогой. Желтый квадрат – параноидальные страхи, подобные поиску заговоров и интриг в окружении и мире в целом. Людей, находящихся в зеленом квадрате, менее 3% населения земли.

Практика выяснения убеждений

Теория должна способствовать выполнению прикладных задач, иначе она бесплодна. Я рассказываю о базовых программах тоже не просто так. Упражнение, изложенное ниже, обязательное. Если ты его пропустишь, работа с дальнейшим материалом – пустая трата времени.

Упражнение «Твои убеждения о людях»

Пошаговая инструкция:

  1. Возьми листок и ручку.
  2. Расслабься. Главное – сними утомление спины и глаз, потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.

I блок вопросов

1. Когда ты думаешь о людях, какая первая мысль приходит в твою голову?

Записать надо именно негативную мысль, а не мысль вообще.

2. Вторая?

3. Третья?

4. Четвертая?

6. Шестая?

8. На какой по счету негатив закончился? Почему? Что пришло в голову?

Это надо подробно изложить, даже если ответы будут, вроде «не могу подобрать слова», «я все сказал» и тому подобное.

II блок вопросов

1. Какие мысли из выписанных в первом блоке пришли из детства?

Запиши их, укажи, порождены они собственным печальным опытом или скопированы у сверстников, родителей или родственников. Нужно четко определиться в этом вопросе.

2. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоей мамы?

Пиши то, что приходит в голову. Важно не то, что она думала или думает на самом деле, а твои мысли.

3. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоего папы?

4. А у твоего друга?

5. Подведи общий знаменатель – запиши предложение, собранное из фраз, приходящих в голову.

Следующий шаг нашей программы – узнать, что ты думаешь о себе самом.

Твои убеждения о себе

Пошаговая инструкция:

  1. Отнесись с полной ответственностью к предстоящему упражнению.
  2. Найди не менее 20 минут времени для спокойной внутренней работы.
  3. Убери звук на телефоне или отключи его.
  4. Возьми листок и ручку.
  5. Расслабься. Сними утомление спины и глаз – потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.
  6. Честно и непредвзято отвечай на вопросы. Когда человек обманывает других – это театр, когда себя самого – клиника.
  7. Не конструируй ответ, он придет сам, причем почти мгновенно. Все ответы – это много-много раз использованные нами заготовки.
  8. Важны не только мысли, но и их порядок. Поэтому записывай сразу и четко нумеруй.

Вопросы:

1. Какая первая негативная мысль о себе приходит тебе на ум?

2. Вторая мысль?

3. Третья?

4. Что думал/думает о тебе папа?

Это могут быть как его мысли, так и твои догадки о них. Не имеет значение степень соответствия, важно, что ты думаешь по этому поводу.

5. Что думала/думает о тебе мама?

6. Что думают о тебе друзья?

7. Что думают о тебе недоброжелатели?

Это могут быть не только враги, но и просто завистники, сварливые соседи и тому подобное.

8. Что думали о тебе одноклассники?

Распиши конкретно как минимум два абзаца.

Когда запишешь, переключись на другую деятельность. Ответы должны отлежаться. Анализировать будем потом.

Родительские послания и сценарии жизни

Пару слов о сценариях

Во все времена находились люди, склонные к анализу действительности. Некоторые из них обладали незаурядным умом и проницательностью. Последние становились признанными мудрецами и философами. Эти люди задолго до психологов и психотерапевтов подметили, что жизнь каждого человека подчиняется некому плану. Она полна закономерностей, выяснив которые, можно успешно предсказать ход дальнейших событий.

В наши дни исследователи дали такое определение. Психологический сценарий – это бессознательный жизненный план, предписывающий, каков будет итог и как мы к нему придем.

Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им еще в детстве под значительным влиянием родителей или близких людей.

Повторяющиеся события и, соответственно, повторяющиеся результаты указывают на сценарий.

Сценарный анализ Эрика Берна выявил базовые скрипты, передаваемые нам родителями и формируемые до 12 лет. Большинство школ психологии сходятся в том, что подобные скрипты реализуются в жизни каждого человека, осознает он это или нет.

От силы личности, его интеллекта, независимости и критичности суждений зависит степень подчиненности сценарию. Есть люди, чье движение по жизни не отличается от движения робота. Слепая реализация заложенных в детстве программ. Другие люди экспериментируют и выходят за рамки предустановленной роли. Тех, кто вообще стирает старые сценарии и пишет новые самостоятельно, единицы из миллионов. Без знания и применения специальных психотехник это невозможно.

Форма, в которую укладываются скрипты (сценарии) – базовая позиция. Мы их рассмотрели. Сами скрипты представляют собой высказывания, ставшие командами. Они становятся таковыми в моменты импринтной уязвимости, психологической зависимости или от частого повторения в течение нескольких лет. Назови человека сто раз свиньей, он захрюкает.

Родители, специально и неосознанно, навязывают ребенку свои ожидания. Выучиться на того-то, работать там-то, дружить с тем-то, жить так-то. Если подобные директивы настойчиво высказываются в моменты импринтной уязвимости, они становятся командами. Ребенок, соответственно, становится заложником моделей родителей. Моделей, которые чаще всего неадекватны действительности.

Скрипты прошиваются четырьмя путями – повторением директив и указанием на события, подтверждающие логику сценария, воздействием значимой информации извне.

Первый вариант – «Не подражай Васе. Его родители богачи и воры. Мы бедные, зато честные».

Пример второго варианта – «Я же говорила, что он подонок».

Третий вариант – это сказки, в которые ребенок верит.

Четвертый вариант – культурогенное программирование. Это национальные, субкультурные и семейные сценарии:

Программирование сценариев во времени соответствует этой шкале:

До трех лет ядра всех сценариев жизни сформированы. С 3 до 7 лет они обрастают деталями, склеиваются и уравновешиваются. Дальше мы реализуем эти скрипты в течение жизни.

Человек, имеющий слабую психическую конституцию, без помощи со стороны не сможет сломать прошитый скрипт. Сильный человек способен реализовать антисценарий. С одной стороны, это победа, с другой – он вынужденно привязан к обратной стороне сценария. Действуя от противного, мы все равно не свободны.

Человек с сильно выраженным сценарием адекватно действует в редчайших случаях. Его бессознательное опирается на решения, заложенные в сценарном плане. Например, сколько бы бедняга ни прилагал усилий, направленных на финансовый рост, в сценарии это не предусмотрено. Поэтому его мировоззрение исказится таким образом, чтобы отбрасывать верные решения, даже если они лежат на поверхности. Более того, он будет постоянно искать подтверждения нечистоплотности партнеров, мздоимстве чиновников, ненадежности коллег и так далее. Естественно, он их найдет во множестве.

Сейчас мы проведем практическую работу по отлову «тараканов» в голове. Ты обдумаешь приведенные ниже фразы и выпишешь свойственные тебе.

Упражнение «Мои сценарии»

Выпиши то, с чем ты согласен. То, что составляет твои убеждения.

Я никогда не получу то, чего действительно хочу.

Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это.

Каждый сверчок знай свой шесток. Я свой знаю.

Ничего или чего- то хорошего не будет, пока я не … (сделаю то-то и то-то, например: закончу вуз, начну получать такую-то сумму, встречу женщину/мужчину своей мечты и так далее).

В следующей статье будет подробный разбор твоего сценария в зависимости от ответов, которые ты дал на вопросы упражнений. Помимо диагностики будут приведены методы стирания негативных сценариев, описаны слабые стороны популярных методов. Естественно, познакомлю с альтернативой.

Не теряемся!

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

Задумывались ли вы о том, что многие события, происходящие в вашей жизни, счастье, успех, интересы и отношение к людям могут зависеть от ценностей, наставлений и запретов, переданных вам родителями и близкими людьми, и от ваших решений, принятых в детстве?

Это действительно так. Ребёнок пишет свой жизненный сценарий примерно до 7-и лет, а вся его последующая жизнь является воплощением этого сценария. В результате может получиться комедия, трагедия или мелодрама, а возможно даже «кино не для всех». Всё зависит от совокупности посланий.

Сегодня я расскажу о том, какими бывают жизненный сценарии, и как переписать свой жизненный сценарий, если он Вам не нравится!

ВЫИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Сценарий может быть выигрышным в случае, когда жизнь главного героя состоит из циклов, в которых герой достигает своей цели, и это делает его счастливым. Например, Фёдор мечтал совершить кругосветное путешествие, и, осуществив мечту, чувствует удовлетворение. Выигрышный сценарий положительно влияет на жизнь человека и не требует корректировок.

ПРОИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Сценарий считается проигрышным, если тот же Фёдор отправился в кругосветное путешествие, но пройдя пару-тройку километров, понял, что ему слишком давит на плечи рюкзак, мучает жажда, да и вообще он предпочёл бы смотреть на мир по системе «всё включено». В проигрышном сценарии герой никогда не достигает своей цели, или, достигая её, обычно чувствует себя несчастным.

БЕЗВЫИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Третий вид жизненных сценариев - безвыигрышный. Здесь главный герой реализует свои мечты, планы, цели только частично, никогда не срывая «джек-пот». В таком сценарии Фёдор мечтает о большом путешествии, но боится рисковать, и поэтому вместо кругосветки раз в год отправляется на 2 недели в пансионат в Геленджике. То есть, Фёдор вроде бы и путешествует, но не совсем так, как хотел бы. В последствии, Фёдор может сожалеть, что так и не реализовал мечту всей жизни из-за своих опасений.

Если ваш жизненный сценарий безвыигрышный или проигрышный, вы устали от неудач и мечтаете достичь успеха, вам необходимо осознать все установки, которые мешают вам выигрывать.

Только осознав свой жизненный сценарий, его можно переписать!

Проанализировав, в каких сферах жизни «проигрываете», вы сможете перестроить своё поведение и начать побеждать.
Если всё так просто, спросите вы, почему бы не сделать это прямо сейчас?

Проблема в том, что большинство людей не осознают, что живут по сценарию, потому что на этапе его формирования, в детстве, могли принимать родительские установки без критики, не обдумывая. Так же могут забываться и собственные решения, которые приводили к определённым последствиям и установкам. Поэтому, для того, чтобы осознать и изменить жизненный сценарий, часто требуется специалист, который увидит и поможет вам проанализировать повторяющиеся закономерности в вашей жизни.

Однако, уже сейчас я дам инструмент - практическое задание, которое позволит вам увидеть свой сценарий.

В прошлой статье я говорила о том, как влияют на жизненный сценарий и давала инструкцию по выявлению разрушающих родительских посланий. Сейчас Вам понадобится перечень этих посланий для осознания Вашего жизненного сценария.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1. Возьмите лист бумаги и ручку.
2. Вспомните значимые повторяющиеся ситуации из вашей жизни.
3. Подумайте, чем эти ситуации похожи, что может их объединять? Думайте именно о своих чувствах, мыслях и действиях в этих ситуациях.
4. Если вы выделили несколько типов похожих ситуаций, значит вы нашли несколько сюжетных линий.
5. Теперь направьте внимание на те линии, которые вы хотите изменить.
6. Рассмотрите каждый тип похожих ситуаций отдельно, сравнив их с записаными родительскими посланиями и вашими выводами из событий далёкого прошлого, которые могли привести к повторяющемуся циклу событий.
7. Теперь вы можете делать выбор осознанно и предотвращать повторение своих мыслей и действий, ведущих к проигрышу.

Помните, у каждого из нас сценарий уникален и у разных людей понятия о счастье и победе могут быть диаметрально противоположными, поэтому судить о том, какой ваш сценарий - проигрышный или выигрышный, можете только вы!

Можете ли вы описать свое представление о жизни одной метафорической фразой? Попробовать вместить в паре крылатых строчек взгляды на окружающий мир, себя и людей в нем? Например: «Моя жизнь – непрерывная борьба за право быть первым». Или: «Я сижу на скамейке в парке, надеясь, что что-то произойдет». Как видим, жизненная метафора – это символическое отражение реальности человека, внутри которой сокрыт целый пласт информации о его характере, привычном стиле жизни и проблемных ситуациях. Через метафору можно решить любую проблемную ситуацию и даже полностью изменить свой жизненный сценарий.

Как изменить жизненный сценарий самостоятельно

Работая с метафорой можно определить позицию человека в мире (активный борец, скиталец или жертва обстоятельств), а также запас его внутренней энергии, в упадке она или на пределе возможностей? Кроме того, метафоры выдают внутренние страхи человека, понимание им смысла своей жизни, наличие или отсутствие осознанности («я творец», «все происходящее – сон»). Не только жизнь человека воплощается в метафоре, но и сама она влияет на восприятие им жизни. А значит, если что-то не устраивает, можно изменить позицию на более гибкую и жизнеутверждающую. Как это сделать? Для начала придется познакомиться со своим собственным девизом по жизни.

Метафора как сценарий жизни. Найдите свою философию!

  • «Жизнь – бесконечная борьба»

Такой человек воспринимает жизнь как вызов, а людей как соперников, которых нужно атаковать либо защищаться от них. Идет ожесточенная борьба за выживание, идеалы, цели или собственную свободу. Человек постоянно переживает трудности, не умеет доверять миру, живет в тревоге и по принципу «либо победа, либо поражение»!

Главные вопросы, которые стоит себе задать: какова цель борьбы; вы играете в открытую или партизаните; опытный боец или только стали на эту стезю? И что случится, если вы отложите оружие в сторону и расслабитесь?

  • «Жизнь как школьный урок»

Если вы пришли в мир набираться опыта и чему-то обучиться, скорее всего, вы воспринимаете мир как большую школу, у которой есть свои классы (подготовительная группа, середнячки, выпускники), учителя, оценки и экзамены. Ваша жизнь делится на тяжелые уроки, короткие перемены счастья и испытания для перехода на новую ступень.

Подумайте, на каком этапе вы находитесь сейчас? Сдаете экзамены, завалили пересдачу и остались на второй год или корпите над скучной зубрежкой? Какие навыки хотите получить?

  • «Жизнь - вечные страдания»

Такие люди воспринимают жизнь как наказание за прошлые грехи, источник боли и сомнительных радостей. Они чувствуют себя ведомыми и не способными написать собственный сценарий, другими словами – трагические жертвы, которые влачат жалкое существование в ожидании смерти-спасительницы.

Если узнали в этой метафоре себя, подумайте, что стало переломной точкой, когда жизнь превратилась в ад? Не пора ли взять поводья в свои руки?

  • «Жизнь – большая игра»

Вы азартный игрок или степенный? Умеете наслаждаться процессом игры или слишком захвачены идеей наживы, которая не дает почувствовать вкус жизни? Можно ли в вашей игре отыграть партию назад, кто пишет правила – вы или другие? Наконец, как насчет роли, которую вы себе назначили, можете ли вы ее изменить?

  • «Жизнь – долгое путешествие»

Подумайте, есть ли у вашего путешествия конечная цель или вы считаете себя скитальцем без имени? Вам нравится преодолевать путь в одиночку или предпочитаете идти с партнером? А еще посмотрите на дорогу, какая она: прямая, извилистая, полная преград или устлана диковинными подарками?

Быть может, вы стоите на распутье и мучительно выбираете, куда двинуться дальше? А то и вообще свернули с проспекта, чтобы проложить свою собственную тропу?

  • «Жизнь как танец»

Если для вас привычно восприятие жизни в сравнении с танцем, скорее всего, вы не ищите никаких сакральных смыслов и не думаете, куда вообще идете. Ваше сердце говорит, что существует только музыка и ритм, которым нужно следовать. Чем красивее танец, чем пластичнее тело, чем больше ноги попадают в такт, тем лучше. Главное, не останавливаться и не поддаваться усталости, остановка для вас – смерть. Но кто выбирает музыку?

  • «Жизнь – символ движения»

Вы успеваете за движением жизни или вынуждены гнаться, плетясь в самом хвосте? Знаете ли вы, куда конкретно идете, делаете ли перерывы на отдых или движетесь стремительно, пока есть силы? Вы склонны соблюдать правила движения или нарушаете их? Следуете за толпой или против толпы, а может, давно плывете по течению, не напрягаясь? Если ваш путь лежит только в гору, что вы ожидаете получить на вершине? Наконец, насколько опасен ваш путь?

  • «Жизнь как сон наяву»

Вам нравится этот сон, или он напоминает дурной кошмар, от которого бросает в жар? Почему вы решили сбежать от реальности в мир фантазий, что вас подавляло, не устраивало в реальной жизни, с какими трудностями не удалось справиться? И что будет, если решитесь проснуться?

Работа с метафорой: как изменить сценарий жизни?

Если ваша картина мира вас не устраивает, кажется, будто неудачи следуют по пятам, а трудности не дают дышать, есть смысл изменить восприятие жизни, подкорректировав метафору. И мы научим, как это сделать, задавая себе наводящие вопросы.

Для начала найдите свою метафору или выберите подходящее описание из предложенного списка выше. Например: «Моя жизнь напоминает болото, я погряз в рутине и чувствую, что не могу выбраться». Уточните у подсознания, о каких именно вещах идет речь – о банальной скуке, о навалившихся проблемах, за которыми не видно жизни, или о чем-то другом? Спросите себя, какие чувства кипят в вашем теле, когда вы находитесь в этом состоянии, – раздражение, одиночество, страх или депрессия? Само чувство может натолкнуть на понимание корней проблемы. Подумайте, как давно вы попали в это болото, всегда ли жизнь была такой, или что-то послужило пусковым механизмом, обозначив переломный момент? Что это было за событие? Почему вы продолжаете сидеть в болоте, не предпринимая попыток выбраться: вас что-то удерживает, какие выгоды из сложившейся ситуации вы получаете? Можете ли что-то изменить уже сейчас?


Анализируя метафору жизни, легко оценить свою картину мира и место, которое вы сами себе назначили. Подготовьтесь к тому, что поменять привычный жизненный сценарий непросто, подсознание может включить защитные механизмы, пытаясь искать выгоды даже в болоте. Но нужно ли вам это, ведь такой путь уже известен и не принес радости. Ищите в себе блокированную потребность, чего вы очень хотите, но запрещаете себе иметь? Какое нереализованное желание не дает почувствовать радость?

Закончив анализ метафоры, попробуйте изменить свой жизненный сценарий, заменив ее на скорректированную модель жизни, которая позволит получить желаемую цель. Вместо идеи «моя жизнь - скучное болото» внушите себе образ, будто вы отправляетесь в интересное путешествие и перед вами океан возможностей. Повторяйте новый жизненный сценарий как можно чаще, пока не почувствуете, что сжились с ним. Запомните, нет ничего невозможного, если программа подсознания настроена на максимальную самореализацию вас как личности!