Какова обстановка на Украине сегодня?

В последнее время участились случаи силового захвата храмов Украинской православной церковью с переводом приходов в подчинение так называемому «Киевскому патриархату». На сегодняшний день захвачено более 30 храмов. Больше всего храмов захвачено в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Львовской и Черновицкой областях. Добровольно изменили юрисдикцию только четыре религиозные общины.

18 декабря 2016 года представители УПЦ КП при поддержке запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» совершили нападение на прихожан Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, требуя передать храм под их юрисдикцию.

Сколько православных юрисдикций на Украине?

На Украине в настоящее время действует одна каноническая Украинская православная церковь (УПЦ), которая является самоуправляемой церковью в составе Московского Патриархата. Кроме нее там присутствуют две непризнанные мировым православием церковные структуры - Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь «Киевского патриархата», которая проводит агрессивную политику по отношению к приходам Украинской православной церкви Московского Патриархата.

Глава “Киевского патриархата” Филарет (Денисенко) с бойцами “Правого сектора” Фото с сайта ruspit.ru

Что такое «Киевский патриархат»?

«Украинская православная церковь Киевского патриархата» – церковная структура, возникшая в 1992 году при поддержке тогдашнего руководства независимой Украины. Возглавил ее бывший предстоятель Украинской православной церкви Московского Патриархата Филарет (Денисенко).

УПЦ КП возводит свою историю к Киевской патриархии, находившейся под юрисдикцией Константинополя, отрицая законность её перехода под юрисдикцию Московского Патриарха в 1686 году. Однако в настоящее время ее не признала ни одна из канонических православных церквей.

По состоянию на начало 2015 года к Украинской православной церкви Киевского патриархата относят себя 44% украинцев, 21% населения назвали себя верующими УПЦ Московского патриархата, 11% – Украинской греко-католической церкви.

Как захватчики храмов оправдывают свои действия?

Главным аргументом нападающих является то, что населения городов и сел, где находятся захваченные храмы, само приняло решение о смене конфессиональной принадлежности. «Киевский патриархат» осуществляет перевод общин под свою юрисдикцию по одинаковой схеме. Сначала проводится голосование или собрание села, на котором ведется не церковная, а политическая агитация. Как правило, большинство жителей села выступает за переход в УПЦ КП, а реальные прихожане и священник оказываются в меньшинстве. После этого происходит силовой захват храма.


Почему население не может само выбирать себе юрисдикцию?

При захватах храмов на Украине происходит , когда религиозную общину отождествляют с общиной территориальной.В то время, как сам факт проживания в определенном населенном пункте не дает права захвата чужого имущества (храма, богослужебной утвари), самовольной смены руководства, а также внесения изменений в уставные документы религиозной общины этого населенного пункта. Ведь по такой схеме можно изменить подчиненность не только прихода УПЦ, но и любой другой религиозной организации на территории Украины.

Кто помогает «филаретовцам» захватывать храмы?

Как правило, основное участие в нападениях на храмы принимают боевики из радикально-националистических объединений «Правый сектор» и «Свобода». При последнем нападении на приход Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, верующих не пустили к храму, били их палками, арматурой, бросали в них «коктейли Молотова», распыляли перечный газ. По словам очевидцев, руководитель «Правого сектора» в Ровенской области Роман Коваль публично угрожал начать массовый захват церквей УПЦ МП во всем регионе.

Фото с сайта ruspravda.ru

Как относятся к нападениям на церкви местные власти?

Украинские власти придерживаются политики принципиального невмешательства в конфликт между «Киевским патриархатом» и УПЦ МП.

Год назад глава Кабинета министров Украины Арсений Яценюк дал пресекать попытки захвата храмов на Украине, а власти Ровенской области захваты храмов. Однако конкретных мер против экстремистов принято не было.

Что касается правоохранительных органов, то, по словам очевидцев, во время нападений на храм в селе Катериновка и селе Птичье, полиция вставала на сторону захватчиков.

Есть ли угроза захвата Киево-Печерской Лавры?

Да, «Киевский патриархат» действительно претендует на захват Лавры. 7 декабря на сайте Киевской городской рады была размещена петиция о переводе Лавры из УПЦ МП в юрисдикцию «филаретовцев». Петиция набрала необходимые 10 тыс. голосов. Авторы документа обвинили духовенство УПЦ МП в «антиукраинской, меркантильной, порой враждебной Украине позиции» и попросили депутатов содействовать передаче Лавры УПЦ КП. Киевский мэр Виталий Кличко уже поручил рассмотреть эту петицию комиссию по местному самоуправлению.

Представители УПЦ МП говорят о подтасовке интернет-голосов, поданных за петицию. Наместник Почаевской лавры митрополит Владимир в своем открытом письме назвал инициативу с петицией провокацией с целью разжигания межконфессиональной розни. По его словам, «передача духовной колыбели православного монашества на Руси – Киево-Печерской лавры – раскольникам означает закрытие ее для мирового православия».

Раскольники под стенами Лавры

Какие предпринимаются меры воздействия на «Киевский патриархат»?

Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда 20 декабря к властям Украины незамедлительно остановить представителей УПЦ КП, которые вступили в конфликт с общиной храма в селе Птичье. Глава СИНФО потребовал, чтобы «религиозные радикалы и боевики, которые препятствуют реализации данного решения, должны быть жестко остановлены бездействующими в настоящий момент правоохранительными органами».

Двумя месяцами ранее Отдел внешних церковных связей УПЦ МП представил на доклад об основных нарушениях прав своих прихожан, которые были охарактеризованы как дискриминационные.

Патриарх Болгарской Православной Церкви Неофит направил президенту Украины П. Порошенко , в котором выразил тревогу по поводу развития ситуации «в религиозной сфере Украинского государства». Глава Болгарской Церкви призвал украинского президента «предпринять все необходимые шаги по защите прав Украинской Православной Церкви, обезопасив её от захватов храмов, а так же иных форм оказываемого на неё силового, информационного и иного давления».

Захват храмов УПЦ МП вызвал беспокойство и у внешнеполитической службы , а также лично у папы Франциска. По данным МИД РФ, Ватикан не раз поднимал этот вопрос перед иерархами греко-католической церкви, «Киевским патриархатом» и «прямо посылал сигнал о необходимости пресечения такой практики, которая является грубейшим нарушением свободы вероисповедания».

Фото с сайта rusprav.tv

Какова реакция международного сообщества на происходящее?

В ООН факт притеснения православных на западе Украины. Эксперты зафиксировали факты «угроз физического насилия или принуждения, направленных на то, чтобы заставить людей изменить свою конфессию».

Эксперты управления верховного комиссара ООН по правам человека 28 января - 1 февраля посетили Тернопольскую и Ровенскую области, где не раз предпринимались попытки захвата храмов УПЦ «Киевским патриархатом». Представители мониторинговой миссии сообщили о жалобах местных жителей на игнорирование местными властями подобных нарушений: запугивания и дискриминации, выразили обеспокоенность тем, что верующие не могут молиться в «желаемых местах поклонения», поскольку им препятствуют местные жители и внешние силы.

Бывший митрополит Киевский Филарет в 1992 году основал так называемый Киевский патриархат. Ни одна из канонических православных церквей его легитимность не признала. Спустя пять лет РПЦ отлучила Филарета и его сторонников от церкви.

Хитроумный и изворотливый предстоятель Украинской православной церкви Филарет своим и епископату РПЦ, хочет заявить о себе на международном уровне, считают эксперты. Однако заботит Филарета прежде всего его собственное детище — Киевский патриархат. Он должен занять, безусловно, лидирующее положение на Украине, подмять под себя Киевскую православную церковь, которая совсем недавно, до 2014 года, считалась относящейся к Московскому патриархату.

Сын донецкого шахтера Михаил Денисенко сделал блестящую церковную карьеру в советское время, то есть в , что связывали с дружбой с политическими лидерами и даже службой в КГБ под псевдонимом товарищ Антонов. Однако уже тогда проявились разнообразные качества его личности, амбиции, лживость, коварство. Будучи экзархом Киевским и всея Украины, он грубо нарушил монашеский обет: был женат, имел детей, и все это знали.

После смерти Патриарха Пимена Филарет планировал занять его место. Был настолько в этом уверен, что уже заказал Патриарший куколь. Но в 1990 году на Архиерейском соборе митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий набрал вдвое больше голосов. Филарет легко менял взгляды на крайне противоположные. Если в советское время в соответствии с линией партии он давил украинский национализм, то после фиаско 1990 года вернулся в Киев и сделал на этот самый национализм ставку, что полностью совпало и совпадает с генеральной линией киевских властей. К великим грехам Филарета вскоре прибавился еще один — он стал раскольником. В 1992 году Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил "извергнуть митрополита из сана".

"Ему предложили тихо уйти в отставку. Он поклялся на кресте и Евангелии, но вернулся в Киев, нарушил клятву и сделал раскол. Это самый страшный грех", — рассказывает президент Российской ассоциации центров изучения религии и сект Александр Дворкин.

С тех пор на оказалось две церкви - УПЦ и Киевский патриархат, который стал исключительно политическим проектом. Этого никто не скрывает. Об этом открыто говорил первый президент Украины Леонид Кравчук. При поддержке власти казна канонической церкви оказалась полностью в ведении Киевского патриархата. Он же контролирует Владимирский собор в Киеве. Раскольники хотели силой захватить Киево-Печерскую лавру. В 1992 году в обитель ворвались около сотни боевиков. Монахов избивали и таскали за волосы. Святыню тогда отстояли. Потом такая же история была после Майдана. В мае текущего года раскольники проникли в лавру под видом прихожан. Вот только некоторые из захваченных церквей: в Львовской области — в городе Турка, в Тернопольской — в селе Катериновка, в Житомирской области — в селе Колодянка. Сейчас захваченные храмы стоят пустые. Всего за это время захватили около сотни приходов и церквей

Филарет очень хотел бы получить для Киевского патриархата автокефалию, но его не признают в мире. Возможно, объединение с УПЦ помогло бы, но этого объединения не происходит. Филарет сеет смуту, противопоставляя свое детище УПЦ. Меж тем предстоятелю Украинской православной церкви Киевского патриархата, святейшему Патриарху Киевскому и всея Руси-Украины Филарету (так себя именует Михаил Денисенко) уже 89-й год.

Патриарх Украинской Православной Церкви Киевского патриархата

Образование

Родился 23 января 1929 года в селе Благодатном Амвросиевского района Донецкой области в семье шахтёра. Имя в миру - Михаил Антонович Денисенко. В 1946 году, по окончании средней школы, вступил в третий класс Одесской духовной семинарии, которую окончил с отличием. В 1952-м окончил Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия.

Карьера священнослужителя

1 января 1950 года принял монашеский постриг с именем Филарет.

15 января 1950 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием был рукоположен в сан иеродиакона, а 18 июня 1951 года - в сан иеромонаха.

С 1953 года - преподаватель Московской духовной академии.

В 1956-м назначен инспектором Саратовской духовной семинарии с возведением в сан игумена.

В 1957 году переведен на должность инспектора Киевской духовной семинарии, а 12 июля 1958-го возведен в сан архимандрита и назначен ректором Киевской духовной семинарии.

В 1960 году назначен управляющим делами Украинского Экзархата и настоятелем Свято-Владимирского кафедрального собора в Киеве.

1961-1962 гг. - настоятель подворья Русской Православной Церкви при Александрийском патриархате в городе Александрии (Объединенная Арабская Республика).

В феврале 1962-го по решению Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода стал епископом Лужским, викарием Ленинградской епархии, с поручением управлять Рижской епархией.

С июня по октябрь 1962 года исполнял обязанности Экзарха Средней Европы. После образования епархии РПЦ на территории Австрии в октябре 1962-го назначен епископом Венским и Австрийским. 12 декабря 1964 года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии и семинарии. 14 мая 1966 года возведен в сан архиепископа и назначен Экзархом Украины, архиепископом Киевским и Галицким, постоянным членом Священного Синода.

25 февраля 1968 года Патриархом Алексием возведен в сан митрополита. В 1971 году Патриархом Пименом удостоен права ношения двух панагий.

После смерти Патриарха Пимена 3 мая 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви тайным голосованием избрал митрополита Филарета Местоблюстителем на Московский Патриарший престол. Был председателем Поместного Собора РПЦ, проходившего 7–8 июня 1990-го.

Филарет инициировал обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о предоставлении Украинской Православной Церкви самостоятельности и независимости в управлении. 25-27 октября 1990 года Архиерейский Собор РПЦ предоставил УПЦ самостоятельность и независимость в управлении, а митрополит Филарет единогласно избран украинским епископатом Предстоятелем Украинской Православной Церкви с титулом Митрополит Киевский и всея Украины.

Борьба за автокефалию

После провозглашения 24 августа 1991 года Верховным Советом УССР независимости Украины секретарь ЦК КПУ стал первым её президентом. Как и Кравчук, Митрополит Филарет резко меняет убеждения на кардинально противоположные и начинает действовать под девизом «в независимом государстве - независимую церковь». Архиерейский собор УПЦ 1 ноября 1991 года единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви и обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ за утверждением этого решения. Однако Архиерейский собор РПЦ 2 апреля 1992 года перенёс рассмотрение вопроса на Поместный собор РПЦ. Будучи обвинён в том, что он не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян в Украине, Филарет дал архипастырское слово подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

В 1991-1992 годах в СМИ России стали распространяться материалы о нарушении Предстоятелем Украинской Православной Церкви монашеских обетов, о его тирании и т. п. Появлялась информация и о том, что Филарет (Денисенко) был тесно связан с КГБ, в отчётах которого фигурировал как агент под псевдонимом «Антонов». Сам не отрицает своих прошлых контактов с органами советской тайной полиции и шпионажа: «Что касается КГБ, то нужно сказать, что с Комитетом госбезопасности были связаны все без исключения архиереи. Все без исключения! В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ. Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все.»

27 мая 1992 года, под председательством митрополита Харьковского Никодима (Руснака), Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви в Харькове (в составе 18 архиереев) «выразил недоверие митрополиту Филарету (Денисенко) и уволил его с Киевской кафедры <…> запретил ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви»

Извержение из сана и анафема

11 июня 1992 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило З-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)». Филарет не признал за собой вины и не подчинился решению Собора, назвав его неканоническим и незаконным.

21 февраля 1997 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Свято-Даниловом монастыре в Москве был отлучён от Церкви и предан анафеме. Постановлением Собора в вину Филарету вменялось: «Монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей». Филарет отлучения не признаёт, поскольку оно, с его точки зрения, было совершено по политическим мотивам, являясь, таким образом, недействительным.

Деятельность в УПЦ КП

25 июня 1992 года состоялся Всеукраинский Поместный Собор, на котором было провозглашено объединение части Украинской Православной Церкви и Украинской Автокефальной Православной Церкви в единую . Собор признал незаконным решение Архиерейского Собора РПЦ и избрал Патриархом Киевским и всея Руси-Украины митрополита Мстислава (Скрипника). Митрополит Филарет был избран заместителем Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Патриарха Мстислава (Скрипника).

В октябре 1995 года на Всеукраинском Поместном Соборе митрополит Филарет был избран Патриархом Киевским и всея Руси-Украины. Интронизация состоялась 22 октября 1995 года во Владимирском кафедральном соборе Киева.

Митрополит Филарет борется за создание в Украине Поместной Православной Церкви Киевского патриархата. По его инициативе были переведены на украинский язык все богослужебные книги.

(униатами): процесс легализации униатской церкви на Западной Украине принял характер религиозной агрессии против Украинской православной церкви и террора по отношению к православным в этом регионе; незаконные действия униатов не пресекаются местными властями, а наоборот, последние при передаче униатам храмов принимают дискриминационные решения в отношении православных; в такого рода условиях православные, под давлением со стороны униатов и поддерживающих их местных властей, не желая принимать унию, вынуждены зачастую переходить в так называемую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ).

В связи с этим, епископат Украинской православной церкви принял Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской православной церкви, в котором содержались предложения, призванные усилить авторитет священноначалия УПЦ для более активного противостояния раскольникам из УАПЦ и униатам.

  1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в её управлении.
  2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» - упраздняется.
  3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается Украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
  4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины».
  5. Митрополиту Киевскому и всея Украины, в пределах Украинской Православной Церкви, усвояется титул «Блаженнейший».
  6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время Богослужения.
  7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет епархии в пределах Украины.
  8. Митрополит Киевский и всея Украины как Предстоятель Украинской Православной Церкви является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
  9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви.

УПЦ при Филарете (Денисенко)

Вскоре три архиерея - епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (Погребняк) - дезавуировали свои подписи под Обращением . На следующий день, 23 января , решением Синода УПЦ они были смещены со своих кафедр.

Священный Синод РПЦ, состоявшийся 18-19 февраля , принял обращение к митрополиту Филарету и епископату Украинской Православной Церкви с требованием «Незамедлительно пересмотреть решение Украинского Синода от 23 января, чтобы внести мир в сердца братьев архиереев и в их скорбящую паству, взывающую ныне о справедливости в Церкви. Это позволит сохранить мир церковный и единство Украинской Православной Церкви ».

Раскол

В связи с многочисленными неканоническими вмешательствами Московской Патриархии во внутренние дела нашей Церкви и на основании того, что Украина с 1 декабря 1991 года стала независимым государством, мы доводим до сведения Вашего Святейшества, что Акт о передаче Киевской Митрополии Московскому Патриархату от 1686 года прекращает действие.

С надеждой обращаемся к Вашему Святейшеству, что примете это ко вниманию и употребите необходимые действия для канонического упорядочения нынешнего положения нашей Церкви.

Харьковский Собор

Исполняя Определение Священного Синода от 21 мая года, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) , 27 мая собрал и возглавил Собор Украинской Православной Церкви, который по месту своего проведения вошел в историю УПЦ как Харьковский.

14 мая митрополит Никодим послал Филарету письмо, в котором просил его выполнить свое обещание и собрать Архиерейский Собор «ради мира в нашей Церкви». Но ответа не последовало.

На Архиерейское совещание прибыли 17 архипастырей.

Собор внёс некоторые изменения и дополнения к Уставу УПЦ, касающиеся порядка избрания и статуса Предстоятеля УПЦ; также был расширен состав Синода УПЦ - до семи человек, четверо их которых суть постоянные. Изменялось наименование государства, в пределах которого осуществляет свою миссию УПЦ. В своих действиях, внося изменения и дополнения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви , Архиерейский Собор руководствовался Разделом XIV, п. 2 действовавшего ранее Устава, гласившего: «Право внесений исправлений к этому Уставу имеет Собор епископов с последующим утверждением Собором Украинской Православной Церкви».

Основным деянием Харьковского Собора было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви и зачисление его за штат в связи с неисполнением клятвенного обещания уйти с поста Предстоятеля Украинской Церкви, данного им на Архиерейском соборе РПЦ 31 марта - 5 апреля 1992 года. Данное деяние совершилось в отсутствие митрополита Филарета, отказавшегося прибыть на Архиерейский Собор УПЦ и проигнорировавшего неоднократно посылаемые ему вызовы. За учинение раскольнических действий Собор в качестве предсудебной меры запретил митрополиту Филарету священнослужение впредь до окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Собора РПЦ.

После этого, на основании Раздела V, п.п. 12,13 Устава состоялось избрание нового предстоятеля УПЦ. Во втором туре митрополит Владимир (Сабодан) получил 16 голосов и был избран митрополитом Киевским и Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

При митрополите Владимире (Сабодане)

Пребывая в каноническом единстве с Московским Патриархатом, мы имеем реальную возможность влиять на его церковную политику, что никак не возможно сделать извне. Вместе с тем, УПЦ вместе с РПЦ представляет собой самую многочисленную юрисдикцию, обладающую влиятельным и авторитетным голосом в православном мире. Кроме того, неоценимый вклад наше каноническое единство вносит в создание дружеских отношений между Украиной и Россией и является залогом мира и стабильности - как между государствами, так и в них самих. Если же политические силы на Украине не могут воспользоваться возможностями УПЦ в вопросах, в которых наши интересы совпадают, то это случается не через Ее слабость или связь с Москвой, а через отсутствие конструктивного диалога с Церковью. К сожалению, наши оппоненты не в состоянии мыслить на далекую перспективу, поскольку их мысли оказались замкнутыми в узких границах примитивного большевистско-националистического мировоззрения или меркантильностью западной идеологии.

Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Патриархом Московским и всея Руси . Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных Соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси.

Согласно Уставу УПЦ, высшие органы церковной власти и управления УПЦ суть: Собор УПЦ, Собор епископов УПЦ (Архиерейский собор) и Священный Синод УПЦ под председательством Митрополита Киевского и всея Украины.

За исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ является доминирующей конфессией на всей территории страны.

Дискуссия вокруг вопроса о канонической автокефалии и границах автономии

В конце 2007 года возникла дискуссия в связи с тем, что стали высказываться предположения о том, что священноначалие УПЦ стремится к законному получению автокефалии . Главным идеологом получения «канонической автокефалии» УПЦ от Московской Патриархии обычно считают епископа Переяслав-Хмельницкого (с 19 декабря 2007 года) Александра (Драбинко), викария Киевской епархии ; сам он отвергает такие подозрения . Протоиерей Максим Хижий (клирик Владимирской епархии) считает, что «вопрос об автокефалии УПЦ является проблемой времени, причем самого ближайшего.» 4 февраля 2008 года в московской газете «Московский комсомолец » было опубликовано интервью епископа Александра (Драбинко), в котором он, в частности, сказал: «Мнения по этому поводу среди верующих Украинской православной церкви различные. <...> Что касается Архиерейских Соборов УПЦ, то они высказались по этому поводу давно. Сегодня этот вопрос на повестке дня не стоит» .

В связи с утверждением Устава РПЦ Поместным Собором РПЦ в январе 2009 года, 18 пункт главы VIII которого гласит, что «в своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и принимается Патриархом Московским и всея Руси», украинская газета «Сегодня » писала , что таковой статус УПЦ «выделяет её из перечня других самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, которые не имеют расширенных прав» .

По окончании Поместного Собора РПЦ митрополит Владимир (Сабодан) так ответил на вопрос журналиста «И всё-таки вам нужен автокефальный статус или нет?»: «Этот статус должен венчать все наши усилия. Но сначала нужно достигнуть единства. Статус можно утвердить любой, приемлемый или неприемлемый. <…>»

УПЦ и украинское государство

Во время проведения Харьковского Собора в мае администрация Президента Кравчука поддерживала м-та Филарета (Денисенко) и, по свидетельству м-та Никодима, оказывала на него прямое давление.

УПЦ находится в конфликтных отношениях с другими официально зарегистрированными на Украине православными Церквами - Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церковью . Периодически появляются сообщения о претензиях этих церквей на помещения и имущество УПЦ и даже о захватах приходов.

После победы на президентских выборах в Виктора Ющенко Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказывал опасения по поводу сохранения церковного статус-кво на Украине .

УПЦ отрицательно относится к ставшим популярным при В. Ющенко «совместным молитвам» представителей разных юрисдикций.

Состоявшийся в конце января 2007 года Архиерейский Собор УПЦ выразил недоумение относительно предложения Президента Украины «сесть за стол переговоров с лжепастырями». Епископы УПЦ приняли решение о создании комиссии, которая займется приемом покаянных грамот от представителей Киевского Патриархата, «желающих вернуться в лоно канонической православной Церкви» . Со своей стороны, Синод УПЦ КП на заседании 28 февраля благосклонно отнёсся к обращению В. Ющенко относительно возможности диалога с УПЦ .

По сообщениям СМИ, брат президента Украины В. Ющенко - депутат Верховной Рады Петр Ющенко - возглавил общественную организацию За поместную Украину , которая займется вопросами объединения украинского православия и создания единой поместной церкви .

На состоявшемся в конце июня 2008 года Архиерейском Соборе РПЦ Патриарх Алексий II в своём докладе Собору 24 июня заявил: «<…> Раскол украинского Православия возник именно вследствие вторжения политических стихий в церковную жизнь.» А Всеволод Чаплин в своём экспертном докладе сказал о ситуации на Украине: «Нельзя не признать наличия активного и прямого церковно-государственного диалога на Украине. При этом государственные власти - как на центральном, так и на местном уровне - оказывают значительную помощь в разрешении практических проблем Церкви, включая строительство и воссоздание храмовых зданий, становление культурной, просветительской и социальной миссии Церкви. В то же время с Украины доносятся тревожные вести. В частности, поступают многочисленные обращения священнослужителей и мирян, которые просят Святейшего Патриарха защитить единство Церкви, которым они дорожат и которое готовы отстаивать даже в самых трудных обстоятельствах. При неоднократно звучавших, в том числе из уст Президента Украины В.А. Ющенко, заверениях в том, что государство не намерено вмешиваться в церковную жизнь и решать за верующих, в какие храмы им ходить, существует немало случаев давления государственных органов центрального и регионального уровня на выбор верующих. В этих обстоятельствах Священноначалие нашей Церкви многократно подчеркивало, что политизация церковных проблем, попытки справиться с ними мирскими методами неизбежно приводят лишь к еще большим затруднениям при разрешении существующих трудностей. Наиболее вероятным следствием политического вмешательства в деликатную сферу церковной жизни может стать дестабилизация общественного положения.» На том же Соборе, 25 июня, митпрополит Владимир, в частности, сказал : «Нас радует, что государство в Украине обеспокоено проблемой церковного раскола и считает его преодоление одной из своих приоритетных задач. Вместе с тем, активное участие государства в разрешении церковных проблем иногда имеет и негативные стороны. Намерения у государства могут быть добрые, а вот способы их реализации могут привести к еще более тяжким последствиям, когда вместо старых расколов появятся новые. Угроза именно такого развития ситуации возникает в том случае, когда представители государственной власти игнорируют позицию наибольшей в Украине Церкви, предпринимают те или иные действия, направленные на уврачевание раскола, без ее ведома, не посоветовавшись с ее Предстоятелем. В таких случаях мы считаем действия нашей власти неправомочными и выходящими за пределы, предусмотренные Конституцией Украины в области церковно-государственных отношений.»

Епархии Украинской православной церкви

Примечания

  1. п. 18 Гл. VIII Устава РПЦ : «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси.»
  2. Социологический опрос: «Верующим какой церкви вы себя считаете?» , 2006 г., Центр Разумкова
  3. На официальном сайте УПЦ
  4. ЖМП . М., 1990, № 5, стр. 4 - 12.
  5. Документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, Свято-Данилов монастырь, 25 - 27 октября 1990 года. Определение об Украинской Православной Церкви // ЖМП. 1991, № 2, стр. 2.
  6. ЖМП . 1991, № 4, стр. 8
  7. ЖМП. 1992, № 6 // Официальная хроника, стр. XI-XII.
  8. ЖМП. 1992, № 6 // Официальная хроника, стр. XII.
  9. Цит. по: VI.3 Вопрос о единстве и статусе Украинского Православия - современный этап. Из книги Драбинко Александр. Православие в посттоталитарной Украине (вехи истории)
  10. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора об Украинской Православной Церкви. // ЖМП. 2000, № 10, стр. 19.
  11. Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (27-28 января 2009 года) «О жизни и трудах Русской Православной Церкви»
  12. Определение Поместного Собора Русской Православной Церкви (Москва, 27-28 января 2009 года) «Об Уставе Русской Православной Церкви»
  13. см. интервью Патриарха Алексия II 19.12.2001
  14. см. интервью м-та Владимира от 27 февраля 2007
  15. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е ОСВЯЩЕННОГО ЮБИЛЕЙНОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОБ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года 16/08/00
  16. Церковный вестник № 1-2(374-375) январь 2008 г.
  17. Сравнение нового Устава УПЦ от 21.12.2007г. с действующим Уставом РПЦ. Мнение юристов. Аналитика. Цитаты. На сайте otechestvo.org.ua 14.02.2008.
  18. Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 31 травня 2007 року
  19. Доклад Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (Москва, июнь 2008 года) На официальном сайте УПЦ.
  20. «Украинское Православие на рубеже эпох. Вызовы современности, тенденции развития». Видео на официальном сайте МП 25 июня 2008 г.
  21. Опубликована статистика украинских старообрядцев blagovest-info.ru 19.07.07.
  22. Откуда крещение - оттуда и возрождение . Интервью секретаря митрополита Владимира (Сабодана), епископа Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко). // «Московский комсомолец » 04 февраля 2008 г.
  23. Откуда крещение - оттуда и возрождение. Интервью с секретарем главы УПЦ МП, епископом Переяслав-Хмельницким Александром (Драбинко) portal-credo.ru 04 февраля 2008 г.
  24. Звернення Священного Синоду УПЦ від 22 листопада 2006 року Обращение Священного Синода УПЦ к Президенту Украины, главе Верховной Рады и премьер-министру от 22 ноября 2006 года
  25. Дмитрий Скворцов. Украинское православие: Грядет новый раскол?
  26. Большинство иерархов УПЦ МП участвовало в хиротонии «главного идеолога канонической автокефалии» Украинской Церкви portal-credo.ru 20 декабря 2007 г.
  27. Дает Бог праздник, а «ЕДИОТы» работу… Заявление Епископа Переяслав-Хмельницкий Александра (Драбинко), секретаря Предстоятеля УПЦ, главного редактора официального сайта УПЦ от 6 января 2008 года
  28. Максим Хижий. Украинская православная церковь накануне автокефалии . ej.ru 18 января г.
  29. Вопрос об автокефалии Украинской православной церкви не стоит на повестке дня, заявляет викарий ее первоиерарха Интерфакс.ru 04 февраля 2008 года.
  30. Состоялось заседание Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви. На официальном сайте УПЦ
  31. На сайте bogoslov.ru
  32. Изменения к Уставу об управлении Украинской Православной Церкви зарегистрированы государством На официальном сайте МП 10 июня 2008 г.
  33. Православная общественность обеспокоена несоответствием Уставов Украинской православной церкви и Московского патриархата. Интерфакс.ru 15 апреля 2008 г.

Глава самопровозглашённой Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет во время воскресной проповеди 22 марта заявил, что убийство не подчиняющихся Киеву жителей Донбасса не является грехом.

«Где правда, за украинцами или за сепаратистами, которые хотят продать Украину вместо того, чтобы быть благодарными за то, что украинская земля дала им приют, дала им жизнь. Жили, ели украинский хлеб, получали жизнь, а теперь хотят землю, которая им не принадлежит, отдать России, — заявил Филарет, — Можно ли, защищая свою землю, убивать и лишать жизни? Убийство ли это? Нет, братья и сёстры, это не убийство! И не нарушение заповеди Божьей!»

Филарет. Фото: РИА Новости

Подобные высказывания церковного иерарха, который, казалось бы, должен призывать к миру, могли бы удивить, если не знать, что самозваный патриарх Филарет поддерживает карательную операцию в Донбассе фактически с самого первого дня.

Во время недавнего визита в США киевский патриарх призвал американские власти начать поставки оружия на Украину, попутно наградив церковным орденом Святого князя Владимира I одного из самых известных вашингтонских «ястребов» Джона Маккейна.

В феврале 2015 года Филарет объявил грехом уклонение от мобилизации в украинскую армию, тем самым помогая киевским властям пополнять запасы «пушечного мяса».

Обвиняемую в причастности к убийству российских журналистов украинскую наводчицу карательного батальона Надежду Савченко , находящуюся в российской тюрьме, Филарет 1 марта 2015 года наградил церковным орденом святого великомученика Георгия Победоносца «за борьбу со злом».

Паренёк из Донбасса

Людям, не посвящённым глубоко в новейшую историю и современные реалии православной церкви на постсоветском пространстве, подобные поступки киевского иерарха могут показаться кощунственными и недопустимыми.

Но дело в том, что служители церкви — такие же люди, как и все остальные, и количество негодяев, клятвопреступников и откровенных подонков в среде священников не отличается принципиально от количества подобных лиц в других сферах деятельности.

Самозваный киевский патриарх Филарет является самым ярким тому примером.

Филарет, в миру Михаил Антонович Денисенко , родился там, где сегодня, в том числе и с его благословения, льётся кровь — на земле Донбасса. Сын шахтёра Миша Денисенко появился на свет 23 января 1929 года в селе Благодатное Амвросиевского района Донецкой области.

Окончив школу, набожный юноша решил связать свою жизнь со служением церкви. Для этого как раз наступило удачное время, благодаря смягчению официальной позиции советской власти по отношению к религии.

В 1946 году Денисенко поступил в третий класс Одесской духовной семинарии, на что, строго говоря, не имел права — поступать на учёбу в подобные заведения в СССР можно было только с 18 лет. Однако и здесь ему повезло — на недостаток лет власти закрыли глаза.

Спустя два года Михаила Денисенко принимают на учёбу в Московскую духовную академию.

На втором курсе академии педагоги отмечают его и сулят большую карьеру. Началом её стало пострижение в монашество под именем Филарет. После этого новоявленный монах Филарет получает свою первую должность и становится исполняющим обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре.

Филарет. Фото: РИА Новости

«Утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой»

В 1952 году, 23 лет от роду, Филарет по окончании академии со степенью кандидата богословия был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии.

Его дальнейшая карьера сопоставима со взлётом Стива Джобса — в консервативной церковной среде он за 14 лет прошёл путь от выпускника академии до архиепископа Киевского и Галицкого, Экзарха Украины и постоянного члена Священного Синода Русской Православной Церкви. Тех высот, каких Филарет достиг к 37 годам, многие священники не достигают за всю долгую жизнь.

Выделяло Филарета то, что он практически не имел проблем со светскими властями. Подобное выглядело невероятным в условиях, когда жизнь церкви находилась под жёстким контролем государства.

Сам Филарет в 2012 году в одном из интервью намекнул на то, почему так происходило, заметив, что «в советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ, поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой, был связан».

Намёк оказался настолько прозрачным, что подчинённым Филарета пришлось срочно оправдываться за шефа. «Нигде и никогда патриарх Филарет не говорил, что он был агентом КГБ. Он говорил и продолжает говорить о том, что в СССР было невозможно заниматься церковной деятельностью без контактов с государственной властью, в том числе с КГБ», — заявил глава информационного управления УПЦ КП архиепископ Евстратий.

Церковный хозяин Украины

Как бы то ни было, карьера Филарета была совершенно безоблачной. Он ездил в зарубежные командировки, представляя РПЦ на различных религиозных форумах, а в 1979 году был удостоен советского Ордена Дружбы народов с формулировкой «за патриотическую деятельность в защиту мира».

Верующей Украиной Филарет правил железной рукой, подавляя всех недовольных и несогласных с его политикой при полной поддержке государства.

Украине, в которой советская власть после войны собрала в лоно единой православной церкви все разношерстные течения, включая даже греко-католиков, нужен был церковный диктатор, который сможет удержать ситуацию под контролем — по всей видимости, так рассуждали представители партийных органов, поддерживая Филарета.

Его же самого контролировать было достаточно просто — церковный иерарх любил жизнь несколько больше, чем положено монаху. «Несколько больше», в частности, заключалось в том, что Филарет практически открыто жил с женщиной, о чём было хорошо известно в церковных кругах.

Во второй половине 1980-х спокойная жизнь Филарета на Украине кончилась. Затеянная Михаилом Горбачёвым перестройка сказалась и на церкви. Греко-католики начали требовать возвращения им храмов и полной независимости, оживились и представители других течений православия.

Сам Филарет, однако, в этой каше вариться уже не хотел. Его амбиции достигли высшей отметки — он мечтал занять место Патриарха Московского и Всея Руси.

«Как решит Собор, так и будет»

Здоровье патриарха Пимена к тому времени серьёзно пошатнулось, и вопрос о преемнике вышел на первый план.

Если бы Пимен ушёл в мир иной лет на пять раньше или перестройка задержалась бы на этот же срок, Филарет, скорее всего, добился бы желаемого. Его деятельность на Украине вполне устраивала светские власти, он великолепно умел выполнять указания и вполне подходил для роли патриарха в реалиях эпохи застоя.

На беду Филарета, Пимен умер в 1990 году, когда советский режим окончательно ослабил хватку, и вопрос о новом патриархе был полностью отдан на откуп самим представителям церкви.

Влияния Филарета хватило на то, чтобы получить пост патриаршего местоблюстителя, то есть, говоря светским языком, и. о. патриарха до выборов.

Но дальше начались проблемы. Недовольство его методами управления и дурная репутация в плане моральной устойчивости привели к тому, что имя Филарета его сторонникам только с огромным трудом удалось включить в списки кандидатов.

Как утверждал свидетель тех событий, ныне покойный митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим , накануне Поместного Собора РПЦ, где должно было состояться решающее голосование, Филарет отправился на приём к главе Верховного Совета СССР Анатолию Лукьянову , сказав тому, что ЦК КПСС утвердило его кандидатуру на пост патриарха. В ответ Лукьянов развёл руками: «Михаил Антонович, теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет».

Филарет. Фото: РИА Новости

7 июня 1990 года Поместный Собор «прокатил» Филарета самым жёстким образом — он даже не попал в финальный тур голосования, с 66 голосами уступив митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Владимиру (107 голосов) и митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, будущему патриарху (139 голосов).

Для Филарета это поражение стало сильнейшим ударом. Но он достаточно быстро оправился, оценил обстановку и понял, что имеет шанс взять реванш.

«Богом данный Украине»

Для начала он подал прошение о предоставлении Украинской Православной Церкви широкой автономии под эгидой Московского Патриархата, объясняя это необходимостью реагировать на вызовы времени.

Филарету пошли навстречу: в октябре 1990 года Архиерейский собор РПЦ преобразовал Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь и даровал ей независимость и самостоятельность в управлении. Предстоятель Украинской православной церкви получал титул «Митрополит Киевский и всея Украины»; в пределах этой Церкви ему присваивался титул «Блаженнейший». В текст Патриаршей грамоты от 27 октября 1990 года включено благословение Филарету быть Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Таким образом Филарет утвердился в качестве церковного первоиерарха Украины и стал ожидать развития политических событий.

После распада Советского Союза Филарет решил, что его звёздный час настал: если ему не удалось стать главой Московского Патриархата, значит, нужно создать новый, Киевский патриархат.

Горячую поддержку Филарет обрёл в лице первого украинского президента Леонида Кравчука, спешившего отделиться от России везде, где только можно. Силовую поддержку Филарету, когда дело дошло до отъёма храмов и другой собственности у тех, кто остался верен Московскому Патриархату, оказывали боевики украинских националистических организаций.

Осенью 1991 года Филарет пытался добиться автокефалии, то есть полной независимости от РПЦ, обращениями к патриарху Алексию II. Без «визы» московского патриарха церковную независимость Киева не признает никто в православном мире.

В Москве после долгих споров пришли к выводу, что автокефалия УПЦ на данном этапе к церковному миру не приведёт. Самого же Филарета обвинили в том, что он не соответствует требованиям, предъявляемым к личности, способной объединить вокруг себя всех православных клириков и мирян на Украине.

Филарет признал ошибки, покаялся и дал крестную клятву по возвращении в Киев подать в отставку. Покаяние произвело впечатление на участников собора: предполагалось, что после отставки Филарет сможет продолжить архипастырское служение на одной из кафедр Украины.

Клятву перед крестом Филарет принёс по требованию украинских иерархов, хорошо знавших истинную цену словам своего «шефа».

Сомневавшиеся иерархи не ошиблись. Вернувшись в Киев, Филарет объявил пастве, что не признаёт обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской церкви независимость, и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию».

Филарет. Фото: РИА Новости

Анафема

11 июня 1992 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж, внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих, клятвопреступление, публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор, совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения, учинение раскола в Церкви».

Но Филарета уже было не остановить. 25 июня 1992 года в Киеве было объявлено о создании Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, в которую вошли иерархи, поддержавшие Филарета, а также Украинской Автокефальной Православной Церкви, после войны действовавшей за границей. Первым Патриархом новой церкви стал не Филарет, а 94-летний Патриарх УАПЦ Мстислав , племянник Симона Петлюры , до церковной карьеры успевший послужить адъютантом у дяди.

Впрочем, в реальности лидером УПЦ КП оставался Филарет, формально ставший патриархом новой структуры только в 1995 году.

На Украине произошёл полноценный церковный раскол, когда в стране оказалось две православных церкви - филаретовская УПЦ КП и УПЦ МП, оставшаяся в лоне Русской Православной Церкви.

Опираясь на поддержку официального Киева, Филарет активно наступал на оппонентов, отбирая у них храмы и имущество, взамен «божьим словом» благословляя все начинания украинских властей.

21 февраля 1997 года Архиерейский Собор РПЦ отлучил Филарета от церкви и предал анафеме. Впрочем, Михаила Денисенко никакой анафемой не смутишь. Он добился того, чего хотел — стал Патриархом, а цена вопроса его никогда не интересовала.

На пороге высшего суда

Единственное, чего ему так и не удалось добиться, — это признания Киевского Патриархата другими поместными православными церквями. Признают Филарета Патриархом исключительно такие же церковные раскольники, как и он сам.

Президент Украины Виктор Ющенко в своё время потратил немало усилий на то, чтобы добиться «легализации» Филарета, который служит украинским властям так же преданно, как ранее служил Политбюро ЦК КПСС. В канун 1020-летия Крещения Руси Ющенко активно обхаживал Константинопольского Патриарха Варфоломея I , добиваясь от него нужного решения. Но, судя по всему, Варфоломей оказался не столь падок на земные блага и радости, как Филарет — в итоге Киевский Патриархат так и не был признан.

В августе 2009 года во время визита на Украину Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Ющенко обратился к нему со следующими словами: «Самое большое желание украинского народа — жить в единой поместной православной церкви».

«Эта церковь, господин президент, существует. — парировал Кирилл, имея ввиду УПЦ МП, - Есть поместная церковь в Украине. Если бы её не было, не было бы сегодня Украины».

Михаилу Антоновичу Денисенко в январе 2015 года исполнилось 86 лет. В погоне за удовлетворением властных амбиций он не останавливался ни перед чем. К сегодняшнему благословлению кровавых убийств жителей Донбасса он шёл, шаг за шагом, всю свою долгую жизнь.

Судить его за всё будет уже другой судья, на которого не подействуют ни авторитет президента Украины, ни автоматы украинских нацистов.

Наверное, только этого суда монах Филарет и страшится. Если, конечно, верит в Бога.